МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Обухова О.Ф. Приказ от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 448252) учебного предмета «Биология» для обучающихся 9 коррекционного класса Рабочую программу составил(а): Тропынин А.С., учитель биологии с.Армизонское 2024 год 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016, 2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599. 3.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2010 г., сборник 1. 4.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонской СОШ В данной рабочей программе представлено содержание изучаемого материала в 9 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: «Человек (9 класс)» Цель обучения биологии: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья. Задачи курса биологии: Коррекционно-образовательные: 1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о строении и жизни растений, животных и человека. 2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям. 3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной жизни. 4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом. Коррекционно- воспитательные: 1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным. 2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке. 3. Формирование здорового образа жизни. 4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду. 5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность. Коррекционно-развивающие: 1. Развитие и коррекция познавательной деятельности 2. Развитие и коррекция устной и письменной речи. 3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии Принципы обучения: • принцип коррекционной направленности в обучении; • принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения; • принцип научности и доступности обучения; • принцип систематичности и последовательности в обучении; • принцип наглядности в обучении; • принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д. Методы обучения: • Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой • Наглядные - наблюдение, демонстрация • Практические – упражнения, работа с контурными картами • Методы изложения новых знаний • Методы повторения, закрепления знаний • Методы применения знаний • Методы контроля Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и программированных заданий. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по триместрам и по итогам года. Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля. 2. Общая характеристика учебного предмета. Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде. Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества. Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и ответственно относиться к природной среде. Преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязи живых организмов между собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияния на нее. Биология дает благодатный материал для экологического, эстетического и патриотического воспитания учащихся. Построение содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плаун а изучение предмета «Биология» в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. В 9 классе человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы. В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление, наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах, сформированности мотивации к обучению и познанию Личностные: Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Развитие мыслительной деятельности; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности; Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи; Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала Метапредметные: а) регулятивные универсальные учебные действия: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану оформлять свои мысли в устной и письменной форме б) познавательные универсальные учебные действия: находить ответы на вопросы; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем. группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям умение высказывать своё отношение к получаемой информации; оформлять свои мысли в устной и письменной форме в) коммуникативные универсальные учебные действия учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности. слушать собеседника; договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять взаимный контроль; Критерии оценки устного ответа: Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать. «4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа. «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов. «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений. Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ: Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемыхработ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы. Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами. Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося. Учащихся должны знать: названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов них систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные санитарно-гигиенические правила. Учащиеся должны уметь: применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно- гигиенические правила. 6. Содержание учебного предмета Введение Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Общее знакомство с организмом человека Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека. Опора и движение Скелет Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Практические работы 1. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок. Мышцы Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорнодвигательной системы. Пластика и красота человеческого тела. Кровообращение Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы 1. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. 2. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении. Дыхание Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека. Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.). Питание и пищеварение Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. Демонстрация опытов Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво. Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита. Практические работы 1. Зарисовка почки в разрезе. Размножение и развитие Особенности мужского и женского организма. Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к браку; планирование семьи). Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека. Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки. Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным. Рост и развитие ребенка. Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции. Аборт. Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний. Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика. Покровы тела Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви. Практическая работа 1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Нервная система Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы. Демонстрация модели головного мозга. Органы чувств Значение органов чувств у животных и человека. Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся № п/п Тема раздела 1. Введение 2. Опора и движение 3. Кровь. Кровообращение 4. Дыхание 5. Пищеварение 6. Выделение 7. Кожа Нервная система Кол-во Основные виды учебной деятельности часов Беседа 5 Лекция Демонстрация 11 Индивидуальный практикум Практическая работа Проектная форма обучения Контрольная работа Беседа 7 Лекция Индивидуальный практикум Контрольная работа Беседа 6 Лекция Демонстрация Практическая работа Лекция Контрольная работа Беседа 12 Лекция Демонстрация Практическая работа Контрольная работа Беседа 2 Лекция Практическая работа Беседа 5 Лекция Контрольная работа Беседа 8 Итого: Органы чувств 7 Охрана здоровья человека в Российской Федерации 4 Итоговый контрольный тест по теме: «Человек» 1 Лекция Практическая работа Беседа Лекция Практическая работа Беседа Лекция Практическая работа 68 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса Биология. Человек. 9 класс/ И.В. Романов, И.Б. Агафонова— М.: Дрофа, 2020. Электронные пособия и ресурсы: http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование» http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал» http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование» http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА» http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал. http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников. Кабинет: Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска. Приложение к рабочей программе биология 9 класс Календарно-тематический план по биологии 9 класс № урока 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15. 16 17 18 19 20 Тема урока Введение Общий обзор строения организма человека. Строение клетки. Химический состав и жизнедеятельность клетки. Ткани и органы. Системы органов. Организм. Опора и движение Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей. Строение и соединение костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей. Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов. Первая помощь при переломах костей. Строение и значение мышц. Основные группы мышц. Работа мышц. Утомление. Гигиена физического труда. Осанка и здоровье человека. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Контрольная работа по теме: Опорно-двигательная система. Кровь. Кровообращение Значение крови и ее состав. Строение и работа сердца. Кровеносные сосуды. Круги кровообращения. Движение крови по сосудам. Кол- во часов 5 1 1 1 1 1 11 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 Дата Факт Первая помощь при кровотечениях. Предупреждение заболевания сердца и сосудов. Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды. Дыхание Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Строение легких. Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. Регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, и их предупреждение. Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды. Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания. Пищеварение Значение и состав пищи. Контрольная работа по теме: Кровообращение. Дыхание. Органы пищеварения. Значение пищеварения. Строение и значение зубов. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке. Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ. Гигиена питания. Нормы питания. Витамины. Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний. Предупреждение пищевых отравлений. Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения. 1 1 1 6 1 1 1 1 1 1 12 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 44 45 Выделение Значение и строение почек. Предупреждение почечных заболеваний. Кожа Значение и строение кожи. Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах. 2 1 1 5 1 1 46 Закаливание организма человека. 1 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Гигиена кожи. Гигиенические требования к одежде и обуви. Нервная система Значение и строение нервной системы. Спинной мозг. Головной мозг. Контрольная работа по теме: Пищеварение. Кожа. Особенности высшей нервной деятельности. Речь. Эмоции. Внимание и память. Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна. Гигиена нервной деятельности . Режим дня. Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную систему. Повторение по теме: «Нервная система». Органы чувств Значение органов чувств. Орган зрения. Гигиена зрения. Орган слуха. Гигиена слуха. Орган осязания. Орган обоняния. Орган вкуса. Охрана здоровья человека в Российской Федерации Система здравоохранения в Российской Федерации. Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере трудоспособности. Здоровье человека и современное общество. Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция. Меры профилактики. Итоговый контрольный тест по теме: «Человек» Итоговый контрольный тест по курсу биологии в 9 классе по теме: «Человек». 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 7 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1