РП Биология 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 9 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель биологии

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Данная
рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016,
2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
3.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.
М.: ВЛАДОС, 2010 г., сборник 1.
4.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонской СОШ
В данной рабочей программе представлено содержание изучаемого материала в 9 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида: «Человек (9 класс)»
Цель обучения биологии: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой
и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии:
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о
строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной
жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии
Принципы обучения:
• принцип коррекционной направленности в обучении;

• принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
• принцип систематичности и последовательности в обучении;
• принцип наглядности в обучении;
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы обучения:
• Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
• Наглядные - наблюдение, демонстрация
• Практические – упражнения, работа с контурными картами
• Методы изложения новых знаний
• Методы повторения, закрепления знаний
• Методы применения знаний
• Методы контроля
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических
работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и
программированных заданий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по
триместрам и по итогам года.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает
большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента:
«академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный
стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая
поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий
подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной
компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и
гражданского общества.

Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно и
ответственно относиться к природной среде. Преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков интеллектуального
развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность, речь и мышление.
Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязи живых организмов между собой и с неживой
природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияния на нее.
Биология дает благодатный материал для экологического, эстетического и патриотического воспитания учащихся. Построение содержания
курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных связей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плаун а изучение предмета «Биология» в 9 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
В 9 классе человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать,
опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение
веществ, выделение, размножение). Это позволит обучающимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой
природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными
заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным вопросам (измерить давление,
наложить повязку и т.п.) следует уделять больше внимания во внеурочное время.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения
практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах,
сформированности мотивации к обучению и познанию
Личностные:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация
учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов действий;

Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия:
определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме б) познавательные универсальные учебные
действия: находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем.
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
умение высказывать своё отношение к получаемой информации; оформлять свои мысли в устной и письменной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). сотрудничать со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности. слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работают
полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемыхработ источники знаний, показывают
необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4». Практическая или самостоятельная

работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных
территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы
из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже
выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают
знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами,
географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют
сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по
причине плохой подготовки учащегося.
Учащихся должны знать:
названия, строение и расположение основных органов организма человека; элементарное представление о функциях основных органов
них систем; влияние физических нагрузок на организм; вредное влияние курения и алкогольных напитков на организм; основные
санитарно-гигиенические правила.
Учащиеся должны уметь:
применять приобретенные знания о строении и функциях человеческого организма в повседневной жизни с целью сохранения и
укрепления своего здоровья; соблюдать санитарно- гигиенические правила.
6. Содержание учебного предмета
Введение
Роль и место человека в природе.
Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека.
Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения,
нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека.
Опора и движение
Скелет

Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей.
Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей.
Череп.
Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка
и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих
травмах.
Практические работы
1. Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа, рук, ног). Наложение шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорнодвигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца.
Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки
сердца, постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно-сосудистую систему. Первая помощь при
кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы
1. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений.
2. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.

Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни
органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их
вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи:
белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны.
Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых
отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов
Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы
1. Зарисовка почки в разрезе.
Размножение и развитие
Особенности мужского и женского организма.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни;
готовность к браку; планирование семьи).
Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных, человека.
Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и девушек в подростковом возрасте). Половые железы и
половые клетки.

Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство. Уход за новорожденным.
Рост и развитие ребенка.
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности. Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства
контрацепции. Аборт.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков, воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении
электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления.
Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа
1 Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Нервная система
Строение и значение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и его значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок,
чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной
системы.
Демонстрация модели головного мозга.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Строение, функции и значение органов зрения человека. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при
повреждении глаз.
Строение и значение органа слуха. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и
тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

Тема раздела

1.

Введение

2.

Опора и движение

3.

Кровь. Кровообращение

4.

Дыхание

5.

Пищеварение

6.

Выделение

7.

Кожа
Нервная система

Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов
Беседа
5
Лекция
Демонстрация
11
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
7
Лекция
Индивидуальный практикум
Контрольная работа
Беседа
6
Лекция
Демонстрация
Практическая работа
Лекция
Контрольная работа
Беседа
12
Лекция
Демонстрация
Практическая работа
Контрольная работа
Беседа
2
Лекция
Практическая работа
Беседа
5
Лекция
Контрольная работа
Беседа
8

Итого:

Органы чувств

7

Охрана здоровья человека в Российской
Федерации

4

Итоговый контрольный тест по теме:
«Человек»

1

Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция
Практическая работа
Беседа
Лекция
Практическая работа

68
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Биология. Человек. 9 класс/ И.В. Романов, И.Б. Агафонова— М.: Дрофа, 2020.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Кабинет:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе биология 9 класс
Календарно-тематический план по биологии 9 класс
№
урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15.
16

17
18
19
20

Тема урока
Введение
Общий обзор строения организма человека.
Строение клетки.
Химический состав и жизнедеятельность клетки.
Ткани и органы.
Системы органов. Организм.
Опора и движение
Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Состав костей.
Строение и соединение костей.
Скелет головы.
Скелет туловища.
Скелет конечностей.
Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов.
Первая помощь при переломах костей.
Строение и значение мышц. Основные группы мышц.
Работа мышц. Утомление. Гигиена физического труда.
Осанка и здоровье человека.
Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц. Контрольная
работа по теме: Опорно-двигательная система.
Кровь. Кровообращение
Значение крови и ее состав.
Строение и работа сердца.
Кровеносные сосуды. Круги кровообращения.
Движение крови по сосудам.

Кол- во
часов
5
1
1
1
1
1
11
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1

Дата

Факт

Первая помощь при кровотечениях.
Предупреждение заболевания сердца и сосудов.
Вредное влияние курения и употребления спиртных напитков на сердце и сосуды.
Дыхание
Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Строение легких. Газообмен в легких и тканях.
Дыхательные движения. Регуляция дыхания.
Болезни органов дыхания, и их предупреждение.
Гигиена дыхания. Охрана воздушной среды.
Профилактика и первая помощь при нарушении дыхания.
Пищеварение
Значение и состав пищи. Контрольная работа по теме: Кровообращение. Дыхание.
Органы пищеварения. Значение пищеварения.
Строение и значение зубов.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке.
Пищеварение в кишечнике. Всасывание питательных веществ.
Гигиена питания.
Нормы питания.
Витамины.
Предупреждение желудочно-кишечных и глистных заболеваний.
Предупреждение пищевых отравлений.
Вредное влияние курения и употребление спиртных напитков на органы пищеварения.

1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

44
45

Выделение
Значение и строение почек.
Предупреждение почечных заболеваний.
Кожа
Значение и строение кожи.
Роль кожи в терморегуляции. Оказание первой помощи при тепловом и солнечных ударах.

2
1
1
5
1
1

46

Закаливание организма человека.

1

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

42
43

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Гигиена кожи.
Гигиенические требования к одежде и обуви.
Нервная система
Значение и строение нервной системы.
Спинной мозг.
Головной мозг. Контрольная работа по теме: Пищеварение. Кожа.
Особенности высшей нервной деятельности. Речь.
Эмоции. Внимание и память.
Сон и бодрствование. Профилактика нарушений сна.
Гигиена нервной деятельности . Режим дня.
Нарушения нервной деятельности. Влияние курения и употребления спиртных напитков на нервную
систему. Повторение по теме: «Нервная система».
Органы чувств
Значение органов чувств.
Орган зрения.
Гигиена зрения.
Орган слуха.
Гигиена слуха.
Орган осязания.
Орган обоняния. Орган вкуса.
Охрана здоровья человека в Российской Федерации
Система здравоохранения в Российской Федерации.
Организация отдыха. Медицинская помощь. Социальное обеспечение по старости, болезни и потере
трудоспособности.
Здоровье человека и современное общество.
Болезни цивилизации: герпес, онкология, ВИЧ-инфекция. Меры профилактики.
Итоговый контрольный тест по теме: «Человек»
Итоговый контрольный тест по курсу биологии в 9 классе по теме: «Человек».

1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».