РП Биология 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «Биология»
для обучающихся 7 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель биологии

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016,
2.Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. № 1599.
3.Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под редакцией В.В.Воронковой.
М.: ВЛАДОС, 2010 г., сборник 1.
4.Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) МАОУ Армизонской СОШ
В данной рабочей программе представлено содержание изучаемого материала в 7 классе специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида: «Растения, г р и б ы , б ак т е р и и » (7 к л ас с)
Цель обучения биологии: изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития,
о живой и неживой природе, об организме человека и охране его здоровья.
Задачи курса биологии:
Коррекционно-образовательные:
1. Сообщение учащимся знаний об основных элементах неживой и живой природы: воде, воздухе, полезных ископаемых и почве; о
строении и жизни растений, животных и человека.
2. Формирование правильного понимания и отношения к природным явлениям.
3. Продолжение овладения учащимися умений наблюдать, различать, сравнивать и применять усвоенные знания в повседневной
жизни.
4. Развитие навыков и умений самостоятельно работать с учебником, наглядным и раздаточным материалом.
Коррекционно- воспитательные:
1. Воспитание бережного отношения к природе, растениям и животным.
2. Воспитание умения видеть красивое в природе, в животных, в человеке.
3. Формирование здорового образа жизни.
4. Привитие уважения к людям труда, воспитание добросовестного отношения к труду.
5. Воспитание положительных качеств, таких как, честность, сострадание, настойчивость, отзывчивость, самостоятельность.
Коррекционно-развивающие:
1. Развитие и коррекция познавательной деятельности
2. Развитие и коррекция устной и письменной речи.
3. Развитие и коррекция эмоционально- волевой сферы на уроках биологии
Принципы обучения:
• принцип коррекционной направленности в обучении;

•
принцип воспитывающей и развивающей направленности обучения;
• принцип научности и доступности обучения;
•
принцип систематичности и последовательности в обучении;
•
принцип наглядности в обучении;
•
принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.
Методы обучения:
• Словесные - рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, картой
• Наглядные - наблюдение, демонстрация
• Практические – упражнения, работа с контурными картами
• Методы изложения новых знаний
• Методы повторения, закрепления знаний
• Методы применения знаний
• Методы контроля
Виды и формы контроля: текущий контроль осуществляется на уроках в форме устного опроса, самостоятельных работ, практических
работ, письменных проверочных работ, тестирования; итоговый контроль по изученной теме осуществляется в форме тестирования и
программированных заданий.
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме оценивания ЗУН обучающихся по
триместрам и по итогам года.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков, обучающихся применительно к различным формам контроля.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Биология, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе, располагает
большими коррекционно- образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента:
«академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный
стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая
поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий
подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной
компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и
гражданского общества.
Изучение биологии в школе призвано сформировать у учащихся элементарные понятия об окружающей природе, научить бережно

и ответственно относиться к природной среде. Преподавание биологии в школе направленно на коррекцию недостатков
интеллектуального развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой у учащихся развиваются наблюдательность,
речь и мышление. Они учатся устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и взаимосвязи живых организмов между
собой и с неживой природой, взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияния на нее.
Биология дает благодатный материал для экологического, эстетического и патриотического воспитания учащихся. Построение
содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учётом реализации внутрипредметных и метапредметных
связей.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно учебному плаун а изучение предмета «Биология» в 7 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Программа 7 класса включает элементарные сведения о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов
цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее
распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а также декоративных растений. В 7 классе предлагается изучение наиболее
распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений, лишь таких признаков их
сходства и различия, которые можно показать по цветным таблицам. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и
значении грибов и бактерий.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для
решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений, обучающихся в различных средах,
сформированности мотивации к обучению и познанию
Личностные:
Ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
Развитая мотивация
учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и
расширении знаний и способов действий;
Развитие мыслительной деятельности;
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в
образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи;
Формирование способности к эмоциональному восприятию учебного материала
Метапредметные:
а) регулятивные универсальные учебные действия:

определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом; учиться работать по предложенному учителем плану
оформлять свои мысли в устной и письменной форме б) познавательные универсальные учебные
действия: находить ответы на вопросы;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
проявлять свои теоретические, практические умения и навыки при подборе и переработке материала;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, понимать информацию, представленную в виде текста,
рисунков, схем.
группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям
умение высказывать своё отношение к получаемой информации; оформлять свои мысли в устной и письменной форме
в) коммуникативные универсальные учебные действия
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). сотрудничать со сверстниками и взрослыми для
реализации проектной деятельности. слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению; формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
Критерии оценки устного ответа:
Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
«4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
«3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
«2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ:
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой
последовательности. Учащиеся работают
полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемыхработ источники знаний, показывают
необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме. Отметка «4». Практическая или самостоятельная
работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности
выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных
территорий или стран и т. д.).
Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы
из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями,
необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже

выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают
знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими
материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют
сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и
отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по
причине плохой подготовки учащегося.
Учащиеся должны знать:
названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых;
строение и общие биологические особенности цветковых растений;
разницу цветков и соцветий;
некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений,
особенно местных;
разницу ядовитых и съедобных грибов; знать вред бактерий и способы предохранения от заражения ими.
Учащиеся должны уметь: отличать цветковые растения других групп (мхов, папоротников, голосеменных);
Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных);
Различать органы у цветкового растения (цветок, лист, стебель, корень);
различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян;
приводить примеры однодольных и двудольных растений;
выращивать некоторые цветочно- декоративные растения (в саду и дома);
Различать грибы и растения.
6. Содержание учебного предмета
Введение.
Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями. Общее понятие об органах цветкового растения (на
примере растения, цветущего осенью): цветок, стебель, лист, корень.
Цветок. Строение цветка (пестик, тычинки, венчик лепестков). Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков.
Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Семя растения. Строение семени (на примерах фасоли и пшеницы). Распространение семян. Условия, необходимые для прорастания семян.
Определение всхожести семян. Правила заделки семян в почву.
Практическая работа:
•
определение всхожести семян.
Демонстрация опытов:
•
условия, необходимые для прорастания семян;

Корень. Разнообразие корней. Корневые системы (стержневая и мочковатая). Строение корня. Корневые волоски. Значение корня в
жизни растения. Видоизменения корней (корнеплод и корнеклубень).
Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Жилкование. Листья простые и сложные. Значение листьев в жизни растения
— образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого
явления. Дыхание растений. Листопад и его значение.
Демонстрация опытов:
•
испарение воды листьями;
•
дыхание растений (поглощение листьями кислорода и выделение углекислого газа в темноте).
Стебель. Строение стебля на примере липы. Значение стебля в жизни растения — доставка воды и минеральных веществ от корня к другим
органам растения и органических веществ от листьев к корню и другим органам. Разнообразие стеблей.
Демонстрация опыта:
•
передвижение минеральных веществ и воды по древесине.
Растение — целостный организм ( взаимосвязь всех органов и всего растительного организма со средой обитания)
Лабораторные работы:
•
Органы цветкового растения.
•
Строение цветка.
•
Строение семени фасоли.
•
Строение зерновки пшеницы. Рассмотрение с помощью лупы: форма, окраска, величина.
Экскурсии:
•
в природу для ознакомления с цветками и соцветиями, с распространением плодов и семян (в начале сентября). Многообразие
бактерий, грибов, растений.
Бактерии. Общее понятие. Значение в природе и жизни человека.
Грибы. Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. Грибы съедобные и ядовитые, их распознавание.
Мхи. Понятие о мхе как многолетнем растении. Места произрастания мхов. Торфяной мох и образование торфа.
Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания папоротника.
Голосеменные. Сосна и ель — хвойные деревья. Отличие их от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели. Особенности их
размножения. Использование древесины в народном хозяйстве.
Покрытосеменные, ц в е т к о в ы е . Особенности строения (наличие цветков, плодов с семенами).
Экскурсии:
•
в лес (лесопарк) для ознакомления с особенностями грибов и растений осенью и весной.
Цветковые растения
Деление цветковых растений на однодольные (например — пшеница) и двудольные (например

— фасоль). Характерные различия (строение семян, корневая система, жилкование листа).
Однодольные р а с т е н и я
Злаки. Пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Особенности внешнего строения (корневая система, стебель, листья, соцветия).
Выращивание: посев, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Преобладающая культура для данной местности.
Лилейные. Лук, чеснок, лилия, тюльпан, ландыш. Общая характеристика (цветок, лист, луковица, корневище).
Лук, ч е с н о к — многолетние о в о щ н ы е р а с т е н и я . Выращивание: п о с е в , ух о д , у б о р к а . Использование человеком.
Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунтов (хлорофитум, лилия,тюльпан).
Практические работы:
•
перевалка и пересадка комнатных растений.
Лабораторная работа:
•
Строение луковицы.
Двудольные растения.
Пасленовые. Картофель, томат-помидор (баклажан, перец — для южных районов), петунья, черный паслен, душистый табак.
Лабораторная работа:
•
Строение клубня картофеля.
Бобовые. Горох (фасоль, соя — для южных районов). Бобы. Клевер, люпин — кормовые травы.
Розоцветные. Яблоня, груша, вишня, малина, шиповник, садовая з емл яник а (персик, абрикос — для южных районов).
Биологические особенности растений сада. Особенности размножения яблони, малины, земляники. Созревание плодов и ягод садовых
растений, их уборка и использование.
Сложноцветные. Подсолнечник. Ноготки, бархатцы — однолетние цветочные растения. Маргаритка — двулетнее растение. Георгин —
многолетнее растение. Особенности внешнего строения сложноцветных. Агротехника выращивания подсолнечника. Использование
человеком.
Практические работы:
•
в саду, на школьном учебно-опытном участке;
•
вскапывание приствольных кругов;
•
рыхление междурядий, прополка и другие работы в саду и на участке.
Экскурсия:
•
Весенние работы в саду.
Обобщение. Растение — живой организм. Обобщение материала о растениях.
№ п/п

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
Тема раздела
Кол-во
Основные виды учебной деятельности
часов

1.

Введение

2

2.

Растения.

29

3.

Однодольные цветковые растения.

8 ч.

4.

Двудольные цветковые растения.

20 ч.

5.

Многообразие бактерий и грибов.

3 ч.

6.

Обобщение материала.

Итого:

Практические работы с комнатными и
садовыми растениями.

1

Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Индивидуальный практикум
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Практическая работа
Лекция
Контрольная работа
Беседа
Лекция
Демонстрация
Практическая работа
Контрольная работа
Беседа

5 ч.
68

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа Воронковой В. В. 2014 г. Москва Владос Естествознание (биология) Неживая природа 2 часа в неделю. Всего 68 часов
Учебник для общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы «Биология.
Растения. Бактерии. Грибы». 7 класс З.А. Клепинина, Москва Просвещение

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы» 7 класс З.А. Клепинина Москва Просвещение.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
Кабинет:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе по биологии 7 класс
Календарно – тематическое биология 7 класс

Тема

№

Количеств
о
часов

Введение. 2 ч.
1

Многообразие живой природы

1

2

Значение растений и их охрана

1
Цветок. (6ч.)

3

Внешнее строение цветкового растения.

1

4

Строение цветка.

1

5

Виды соцветий.

1

6

Опыление и оплодотворение цветков

1

7

Разнообразие плодов и семян.

1

8

Распространение плодов и семян.

1
Семя растения. (5ч.)

9

Строение семени с двумя семядолями (фасоль).

1

10

Строение семени с одной семядолей (пшеница).

1

11

Условия прорастания семян.

1

Дата проведения
План

Факт

12

Определение всхожести семян.

1

13

Правила заделки семян в почву.

1
Корень. 4ч.

14

Разнообразие корней

1

15

Корневые системы.

1

16

Значение корня.

1

17

Строение корня. Видоизменение корней.

1
Лист. 5ч.

18

Внешнее строение листа.

1

19

Значение листьев в жизни растений.

1

20

Испарение воды листьями.

1

21

Дыхание растений.

1

22

Листопад и его значение.

1
Стебель. 3 ч.

23

Строение стебля.

1

24

Значение стебля в жизни растений.

1

25

Разнообразие и видоизменение побегов.

1
Растение – целостный организм. 2ч.

26

Взаимосвязи органов растения.

1

27

Взаимосвязи растений с окружающей средой обитания.

1
Растения (4ч.)

28

Деление растений на группы.

1

29

Мхи.

1

30

Папоротники.

1

31

Голосемянные хвойные растения.

1
Однодольные цветковые растения (8ч.)

32

Злаковые. Общие признаки злаковых.

1

33

Хлебные злаковые культуры.

1

34

Выращивание зерновых.

1

35

Использование злаков в народном хозяйстве.

1

36

Лилейные. Общие признаки лилейных.

1

37

Цветочно-декоративные лилейные.

1

38

Овощные лилейные. Строение луковицы.

1

39

Дикорастущие лилейные. Ландыш.

1
Двудольные цветковые растения. 20ч.

40

Пасленовые. Общие признаки пасленовых.

1

41

Дикорастущие пасленовые. Паслен.

1

42

Овощные и технические пасленовые. Картофель.

1

43

Выращивание картофеля.

1

44

Овощные пасленовые. Томат.

1

45

Овощные пасленовые. Баклажан и перец.

1

46

Цветочно-декоративные пасленовые.

1

47

Бобовые. Общие признаки бобовых.

1

48

Пищевые бобовые растения.

1

49

Кормовые бобовые растения.

1

50

Розоцветные. Общие признаки розоцветных.

1

51

Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня.

1

52

Плодово-ягодные розоцветные. Груша.

1

53

Плодово-ягодные розоцветные. Вишня.

1

54

Плодово-ягодные розоцветные. Малина.

1

55

Плодово-ягодные розоцветные. Земляника.

1

56

Южные плодовые розоцветные культуры – персик и абрикос.

1

57

Сложноцветные. Общие признаки.

1

58

Пищевые сложноцветные растения.

1

59

Цветочно-декоративные сложноцветные растения.

1

Многообразие бактерий и грибов
60

Бактерии.

1

61

Грибы, их строение.

1

62

Разнообразие грибов.

1
Практические работы с комнатными и садовыми растениями.

63

Выращивание комнатных растений.

1

64

Выращивание комнатных растений.

1

65

Практическая работа на пришкольном участке.

1

66

Практическая работа на пришкольном участке.

1

67

Весенние работы в саду. Экскурсия.

1
Обобщение материала о растениях. 1ч.

68

Растение - живой организм. Обобщение материала о растениях.

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».