РП Природоведение 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
(ID 448252)
учебного предмета «Природоведение»
для обучающихся 6 коррекционного класса

Рабочую программу составил(а):
Тропынин А.С.,
учитель природоведения

с.Армизонское 2024 год

1. Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» для учащихся 6 класса составлена на основе следующих нормативных документов:
−
Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;
−
Федеральный государственный образовательный стандарт образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. № 1599;
−
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)/М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2017;
−
Учебный план КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат».
При разработке рабочей программы были использованы программно-методические материалы:
1.
Рабочие программы по учебным предметам. ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Вариант 1. 5 - 9 классы.
Природоведение. Биология. География/ Т.М. Лифанова и др. – М.: Просвещение, 2018. – 310 с.;
2.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В. Воронковой,
2011;
3.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 класс, под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013.
Изучение природоведения в 6 классе имеет своей целью освоение знаний о многообразии природных объектов, развитие интереса к изучению
природы, воспитание положительного эмоционально-личностного отношения к природе и применение практических сведений в повседневной жизни
учащимися с нарушениями интеллекта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
−
формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе;
−
формирование элементарных представлений о взаимосвязи между живой и неживой природой;
−
формирование географических представлений о формах поверхности, водоемах, населении, городах и др.;
−
формирование предметных и общеучебных умений и навыков;
−
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы, бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
−
формирование умений применять полученные знания в повседневной жизни (уход за домашними животными, выращивание комнатных
растений и культурных растений);
−
формирование умений оказывать первую доврачебную помощь, соблюдать санитарно-гигиенические требования и правила здорового
образа жизни.
−
развитие положительных качеств и свойств личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая,
индивидуальная работа, работа в парах.
При проведении уроков природоведения предполагается использование следующих методов:
−
методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический);

−
−
−

методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;
методов исследования (наблюдение, анкетирование).
2. Общая характеристика учебного предмета.

Предмет «Природоведение» входит в обязательную часть адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с
умственной отсталостью и реализуется в урочной деятельности.
Программа реализует современный взгляд на обучение естествоведческим дисциплинам, который выдвигает на первый план обеспечение:
-полисенсорности восприятия объектов;
-практического взаимодействия обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с предметами познания, по
возможности в натуральном виде и в естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях;
-накопления представлений об объектах и явлениях окружающего мира через взаимодействие с различными носителями информации: устным и
печатным словом, иллюстрациями, практической деятельностью в процессе решения учебно-познавательных задач, в совместной деятельности друг с
другом в процессе решения проблемных ситуаций;
-закрепления представлений, постоянного обращения к уже изученному, систематизации знаний и накопления опыта взаимодействия с предметами
познания в игровой, коммуникативной и учебной деятельности;
-постепенного усложнения содержания предмета: расширения характеристик предмета познания, преемственности изучаемых тем.
В процессе изучения природоведческого материала у обучающихся развиваются и корригируются наблюдательность, память, воображение, речь,
логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости).
Программа по природоведению в 6 классе включает следующие разделы:
1.
Введение.
2.
Растительный мир Земли.
3.
Животный мир Земли.
4.
Человек.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю).
Название учебного Количество часов в 1 ч.
предмета
неделю
Природоведение
2
16

2 ч.

3 ч.

4 ч.

год

16

20

16

68

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что
является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих
компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его
настоящие и будущие потребности.
Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.
Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной
компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.
Изучение природоведения направлено на обобщение знаний, обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и
явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных
биологических, географических и исторических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать,
устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека
к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты: У обучающегося будут сформированы: проявление мотивации при выполнении различных видов практической
деятельности на уроке природоведения, при выполнении домашнего задания и во внеурочной деятельности;
желание и умение выполнить природоведческое задание правильно, в соответствии с данным образцом с использованием знаковой символики или
инструкцией учителя, высказанной с использованием природоведческой терминологии;
умение организовать собственную деятельность по выполнению учебного задания на основе данного образца, инструкции учителя, с соблюдением
пошагового выполнения алгоритма природоведческой операции; умение использовать природоведческую терминологию в устной речи при
воспроизведении алгоритма выполнения природоведческой операции в виде отчета о выполненной деятельности и плана предстоящей деятельности (с
помощью учителя); умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) на основе логических действий сравнения, аналогии, обобщения,
установления причинно-следственных связей и закономерностей (с помощью учителя) с использованием природоведческой терминологии;
навыки межличностного взаимодействия на уроке природоведения на основе доброжелательного и уважительного отношения к учителям и
одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникших при выполнении учебного задания;
элементарные навыки сотрудничества с учителем и одноклассниками; умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для
достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных
затруднений в выполнении природоведческого задание и принять ее; умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или
одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность на уроке природоведения; навыки самостоятельной деятельности при
выполнении природоведческой операции (учебного задания) с использованием учебника природоведения, на основе усвоенного алгоритма действия и
самооценки, том числе на основе знания способов проверки (с помощью учителя); понимание связи природоведческих знаний с жизненными
ситуациями, умение применять природоведческие знания для решения, доступные жизненных задач и в процессе овладения профессионально-трудовыми
навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном
отношении к природе (на основе сюжетов природоведческих задач, содержания природоведческих заданий), использовать в этих целях усвоенные

природоведческие знания и умения; начальные представления об основах гражданской идентичности, семейных ценностях (на основе сюжета
природоведческих задач, содержания природоведческих заданий).
Метапредметными результатами изучения предмета «Природоведение» является формирование универсальных учебных действий.
Регулятивные учебные действия
Учащиеся научится:
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
• планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
• учитывать правило в планировании и контроле способа решения;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• воспринимать оценку учителя;
• различать способ и результат действия;
Ученик получит возможность научиться:
• в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
• проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
• учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
• осуществлять контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
• оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные учебные действия
Ученик научится:
• использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;
• строить коммуникативные отношения (вербальные, невербальные);
• осваивать лингвистические представления, необходимые для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью;
• ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
• осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
• осуществлять синтез как составление целого из частей;
• проводить сравнение, вариацию и классификацию по заданным критериям;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
• обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной
связи;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• устанавливать аналогии;
• владеть общим приемом решения задач.
Коммуникативные учебные действия
Ученик научится:
•ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

• формулировать собственное желание и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
• задавать вопросы;
• контролировать свои и действия партнера;
• использовать речь для регуляции своего действия;
• использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической
формой речи; использовать элементарную коммуникативную компетенцию, как способность и готовность общаться с учетом своих речевых
возможностей и потребностей; применять правила речевого, неречевого поведения
Предметные результаты
Минимальный уровень:
называть отличительные признаки твёрдых тел от жидкостей и газов;
определять некоторые свойства жидких, твёрдых и газообразных тел на примере воздуха, воды и газов;
выделять характерные признаки полезных ископаемых песчаной и глинистой почвы;
называть тела способные к расширению, сжатию при охлаждении, способность к проведению тепла при нагреве;
Достаточный уровень:
выполнять здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы
одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершать действия по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнять доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
6. Содержание учебного предмета
«Введение» (1ч)
Что такое природоведение? Знакомство с учебником, рабочей тетрадью. Живая природа: растения, животные, человек.
Раздел 1. Растительный мир Земли (17ч)
Разнообразие растительного мира, где в природе встречаются растения, какую пользу получает человек от растений. Среда обитания растений,
растения сада, огорода, водоемов. Строение растений, части растения: корень, стебель, лист, цветок. Деревья кустарники, травы, чем отличаются травы от
кустарников, однолетние и многолетние растения. Лиственные деревья: дикорастущие, культурные, листопад. Хвойные деревья, еловый лес, сосновый бор,
тайга. Дикорастущие кустарники: орешник, дикорастущая малина, боярышник. Культурные кустарники: сирень, чубушник (жасмин), садовая малина,
крыжовник, смородина, ежевика. Травы: дикорастущие (подорожник, ромашка), культурные (укроп, петрушка). Декоративные растения: розы, пионы,
астры, флоксы, гвоздики, сирень, жасмин. Лекарственные растения: ромашка, шиповник, малина, календула. Комнатные растения: герань, бегония, фиалка,
традесканция. Уход за комнатными растениями: поливать, рыхлить почву в горшке, мыть и протирать листья растений. Растительный мир разных районов
Земли: климат холодный, умеренный, жаркий. Растения нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и
своей области (края): охрана растений, заповедники.

Раздел 2. Животный мир Земли (34ч)
Разнообразие животного мира, различие животных по размеру, месту обитания, способом передвижения, питания. Среда обитания животных.
Животные суши, водоёмов и воздуха. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые: части тела
насекомого, роль насекомого в природе. Бабочки, стрекозы, жуки: строение тела, питание, какую пользу и вред приносят. Кузнечики, муравьи, пчелы:
общественные насекомые, жизни и обитание в муравейнике. Рыбы: строение тела рыбы, как человек использует рыбу, чем отличаются морские рыбы от
речных. Морские и речные рыбы: среда обитания, как появляются на свет в реке, а живут в море, хищные рыбы, охрана рыб. Земноводные: лягушки, жабы:
среда обитания, охота лягушек на насекомых, чем жаба отличается от лягушки, почему лягушек и жаб называют земноводными. Пресмыкающиеся змеи,
ящерицы, крокодилы: среда обитания, строение тела, чем пресмыкающиеся отличаются от земноводных. Птицы: среда обитания, строение тела, чем
питаются, каких птиц называют перелетными, какую пользу приносят. Ласточки, скворцы, снегири, орлы: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где
строят гнезда. Лебеди, журавли, чайки: внешний вид, среда обитания, чем питаются, где строят гнезда. Птицы своего края: какие птицы живут в вашей
местности, где живут, строят гнезда. Охрана птиц. Млекопитающие: среда обитания, внешний вид, питание. Млекопитающие суши: среда обитания, образ
жизни животных. Млекопитающие морей и океанов:среда обитания, образ жизни животных. Домашние животные в городе и в деревне: каких животных
называют домашние, животноводство. Сельскохозяйственные животные: лошади. Сельскохозяйственные животные: коровы. Сельскохозяйственные
животные: козы, овцы, свиньи. Внешний вид, чем питаются летом и зимой, содержание, польза человеку. Домашние птицы: куры, утки, индюки. В чем
сходство по внешнему виду курицы и утки, чем отличаются, чем питаются, какую пользу приносят. Уход за животными в живом уголке или дома: как
ухаживать и содержать животных. Аквариумные рыбки: чем декоративные рыбки отличаются от остальных рыб, уход. Канарейки, попугаи: внешний вид,
уход. Морские свинки, хомяки, черепахи: образ жизни, ход. Домашние кошки: породы кошек, уход. Собаки: породы собак, уход. Животные холодных
районов Земли. Животные умеренного пояса. Животные жарких районов Земли. Особенности образа жизни, питания животных. Животный мир нашей
страны. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Животные вашей местности. Красная книга области (края).
Раздел 3. Человек (13ч)
Как устроен наш организм, строение человека, внутренние органы. Как работает наш организм, какие имеются органы и системы органов. Здоровый
образ жизни человека, правила здорового образа жизни. Осанка, соблюдение правил осанки. Органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.
Правила гигиены и охрана органов чувств. Здоровое питание: белки, жиры, углеводы, витамины, режим питания. Дыхание. Органы дыхания. Правила
гигиены. Оказание первой медицинской помощи: при царапинах, ушибах, ожогах. Профилактика простудных заболеваний: закаливание, переохлаждение,
признаки простуды. Специализации врачей: врач – педиатр, терапевт, окулист, стоматолог, медицинская сестра. Медицинские учреждения вашего города:
поликлиника, больница, диспансер. Телефон экстренной помощи: куда позвонить и вызвать врача, как объяснить, что беспокоит.
Обобщающий урок. Неживая природа.
Как называется планета, на которой мы живем? Что такое природа, какая бывает природа? Как солнце влияет на жизнь на Земле? Как называются
оболочки Земли? Какой газ нужен людям и животным для дыхания? Что такое почва? Для чего нужны полезные ископаемые? Что такое глобус? В каких
состояниях встречается вода в природе? Свойства воды. Какие водоемы называют искусственными, а какие – естественными? Какие меры принимает
человек для охраны воды? Что относится к неживой природе? Как растения, животные и человек связаны с неживой природой.
Обобщающий урок. Живая природа (3 ч).
Что относится к живой природе? Где в природе встречаются растения? Растения, которые помогают бороться с болезнями. В какие группы можно
объединить деревья? Растения сада и огорода. Какие растения занесены в Красную книгу? Где обитают животные? На какие группы делятся все животные?

Какую роль играют насекомые в природе? Каких рыб называют морскими, а каких – пресноводными? Чем рыбы отличаются от других животных? Чем
отличаются птицы от других животных? Почему животных называют млекопитающими? Каких животных называют дикими, а каких – домашними?
Почему некоторых животных занесли в Красную книгу? Как устроен организм человека? Из каких частей состоит наше тело? Главные правила здорового
образа жизни. Что нужно делать если человек заболел? Экскурсия в медицинский кабинет школы.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

Тема раздела

1.

Введение

2.

Растительный мир Земли

3.

Животный мир Земли

4.

Человек

5.

Обобщающий урок

Итого:

Кол-во Основные виды учебной деятельности
часов
1
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
17
Лекция
Практическая работа
Демонстрация
Контрольная работа
34
Индивидуальный практикум
Контрольная работа
13
Беседа
Лекция
Демонстрация
Индивидуальный практикум
Практическая работа
Проектная форма обучения
Контрольная работа
3
Демонстрация
Практическая работа
Контрольная работа
68

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва,
«Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.
Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016
Дополнительная литература для учителя и обучающихся.
1. Энциклопедия «Я познаю мир» Животные. АСТ-ПРЕСС
2. Г.В. Семкин Атлас «Страна, в которой я живу». М. РОСМЭН 2006
3. «Большая энциклопедия животного мира». М. РОСМЭН 2006
4. «500 удивительных фактов. Животные». М. РОСМЭН 2005
5. Юный натуралист. «Наблюдаем насекомых». Рут Томсон Маргарет Стефенс М.АСТ-ПРЕСС.1997
6. Юный натуралист. «Мир ручьев, прудов и рек». Маргарет Стефенс М. АСТ-ПРСС 1997
7. Твоя копилка знаний. Окружающий мир. М.РИК Русанова.
8. Золотой фонд Энциклопедия. Биология. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М. 2003
9. Золотой фонд. Энциклопедия. Естествознание. Составитель В.Д. Шолле. Научное издательство « Большая Российская энциклопедия». М.
2003
Интернет ресурсы и ЦОР
1. ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
2. Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
3. Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
4. В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
5. В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
6. Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
7. Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
8. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
9. Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
10. Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.
11. И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.
12. А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.
Демонстрационный и раздаточный дидактический материал:
1.Глобус Земли
2. Модель «Планетная система»
3. Модель «Круговорот воды в природе».
4. Теллурий
Средства обучения: технические и электронные средства обучения:
1. Автоматизированное рабочее место учителя с программным обеспечением.
2. Мультимедиапроектор; экран.

3. Презентации по темам.
4. Магнитная классная доска.
Электронные пособия и ресурсы:
http://www.edu.ru – Образовательный портал «Российской образование»
http://www.school.edu.ru – Национальный портал «Российский общеобразовательный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал «Здоровье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный информационный портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий обучение школьников.
•
•
•
•

Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.

Приложение к рабочей программе по природоведению 6 класс
Календарно-тематическое планирование по природоведению 6 класс
№

Количество часов

урока

Тема урока

План

1.

Живая природа: растения, животные, человек.

1

2

Разнообразие растительного мира.

1

3

Среда обитания растений.

1

4

Строение растений.

1

5

Деревья, кустарники, травы.

1

6

Лиственные растения.

1

7

Хвойные деревья.

1

8

Дикорастущие кустарники.

1

9

Культурные кустарники.

1

10

Травы.

1

11

Декоративные растения.

1

Лекарственные растения.

1

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1

Комнатные растения: герань, бегония, фиалка,
традесканция.

1

Растительный мир разных районов Земли.

1

12
13
14
15

Дата
Факт

16

Растения нашей страны.

1

17

Растения своей местности: дикорастущие и культурные.

1

18

Красная книга России и своей области.

1

19

Разнообразие животного мира.

1

20

Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.

1

21

Животные: насекомые, рыбы, земноводные,
пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

1

22

Насекомые.

1

23

Бабочки, стрекозы, жуки.

1

24

Кузнечики, муравьи, пчелы.

1

25

Рыбы.

1

26

Морские и речные рыбы.

1

27

Земноводные. Лягушки. Жабы.

1

28

Пресмыкающиеся. Змеи, ящерицы, крокодилы.

1

29

Птицы.

1

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1

31

Лебеди, журавли, чайки.

1

32

Птицы своего края.

1

33

Млекопитающие.

1

34

Млекопитающие суши.

1

35

Млекопитающие морей и океанов.

1

36

Домашние животные в городе и деревне.

1

37

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

38

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

39

Сельскохозяйственные животные: козы, овцы, свиньи.

1

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

41

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

42

Аквариумные рыбки.

1

43

Канарейки, попугаи.

1

44

Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

45

Домашние кошки.

1

46

Собаки.

1

47

Животные холодных районов Земли.

1

48

Животные умеренного пояса.

1

49

Животные жарких районов Земли.

1

50

Животный мир нашей страны.

1

51

Охрана животных. Заповедники. Красная книга России.

1

52

Животные вашей местности. Красная книга области.

1

53

Как устроен наш организм.

1

54

Как работает наш организм.

1

55

Здоровый образ жизни человека.

1

56

Осанка.

1

57

Органы чувств.

1

58

Правила гигиены и охрана органов чувств.

1

59

Здоровое питание.

1

60

Дыхание. Органы дыхания. Гигиена дыхания.

1

61

Оказание первой медицинской помощи.

1

62

Профилактика простудных заболеваний. Обращение за
медицинской помощью.

1

63

Специализация врачей.

1

Медицинские учреждения нашего города.

2

Обобщающий урок. Неживая природа.

1

Обобщающий урок. Живая природа.

2

64-65
66
67-68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».