МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Обухова О.Ф. Приказ от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 448252) учебного предмета «Математика» для обучающихся 8 коррекционного класса Рабочую программу составил(а): Тропынин А.С., учитель математики с.Армизонское 2024 год 10 1. Пояснительная записка Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в ред. от 02.03.2016. 2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014г. №1599. 3. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида:5-9 классы. /Под редакцией В.В. Воронковой. М: ВЛАДОС, 2010г. Сборник. 4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессиональнотрудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Цель обучения математике - формирование предметных знаний, умений, навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и решения обучающимися учебных практических задач при подготовке к овладению профессией, а также максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся. Задачи преподавания математики: • • • • дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, необходимые для дальнейшего включения в трудовую деятельность; использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития обучающихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией; воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. Основные направления коррекционной работы: • • • развитие зрительного восприятия и узнавания; развитие пространственных представлений и ориентации; развитие основных мыслительных операций; • • • • развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы; обогащение словаря; коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках Основные типы учебных занятий: • • • • урок изучения нового учебного материала; урок закрепления и применения знаний; урок обобщающего повторения и систематизации знаний; урок контроля знаний и умений. На уроках используются нетрадиционные формы: • • • • • • урок-игра, практическое занятие, урок - презентация, турнир знатоков, урок-викторина, уроки – путешествия; урок работа с условными обозначениями, таблицами и схемами; выполнение практических работ; уроки с элементами исследования; урок–зачет. Основным типом урока является комбинированный. Виды и формы организации учебного процесса: • • • • • • • • • индивидуально – дифференцированный подход, проблемные ситуации, практические упражнения, коллективная; фронтальная; групповая; индивидуально – групповая; индивидуальная работа; работа в парах. Учитывая, что в современной жизни в быту и производственной деятельности широко используются микрокалькуляторы, в программе по математике предусматривается использование микрокалькулятора для проверки арифметических действий, для закрепления нумерации чисел, полученных при пересчёте предметов и при измерении. Обучение работе с микрокалькулятором построено по принципу концентричности, но использование микрокалькулятора не заменяет и не задерживает формирование навыков устных и письменных вычислений. С помощью микрокалькулятора целесообразно учить школьников приблизительной оценке результатов вычислений и округлению полученных результатов до десятков. Основные межпредметные связи осуществляются с уроками изобразительного искусства (геометрические фигуры и тела, симметрия), трудового обучения (построение чертежей, расчеты при построении), СБО (арифметических задач, связанных с социализацией). 2. Общая характеристика учебного предмета. В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 6-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, с уровнем развития вычислительных навыков учащихся, их возрастными особенностями. В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся. В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем, списывать с доски, работать у доски). В старших классах школьники знакомятся с многозначными числами в пределах 1 000000. Они учатся читать числа, записывать их под диктовку, сравнивать, выделять классы и разряды. Знание основ десятичной системы счисления должно помочь учащимся овладеть счетом различными разрядными единицами. При изучении первой тысячи наряду с другими пособиями должно быть использовано реальное количество в 1000 предметов. В дальнейшем основными пособиями остаются нумерационная таблица и счеты. Выполнение арифметических действий с небольшими числами (в пределах 100), с круглыми числами, с некоторыми числами, полученными при измерении величин, должно постоянно включаться в содержание устного счета на уроке. Умение хорошо считать устно вырабатывается постепенно, в результате систематических упражнений, которые должны быть разнообразными по содержанию и интересными по изложению. Устное решение примеров и простых задач с целыми числами дополняется в 7 классе введением примеров и задач с обыкновенными и десятичными дробями. Для устного решения предлагаются не только простые арифметические задачи, но и задачи в два действия. При обучении письменным вычислениям необходимо добиться прежде всего четкости и точности в записях арифметических действий, правильности вычислений и умений проверять решения, что возможно при условии систематического повседневного контроля за работой учеников, включая проверку письменных работ учителем. Образцы арифметических записей учителя, его объяснения, направленные на раскрытие последовательности в решении примера, служат лучшими средствами обучения вычислениям. Обязательной на уроке должна стать работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя, сопровождающаяся выполнением письменных вычислений. Воспитанию прочных вычислительных умений способствуют самостоятельные письменные работы учащихся, которым необходимо отводить значительное количество времени на уроках математики. Разбор письменных работ учеников в классе является обязательным, так как в процессе этого разбора раскрываются причины ошибок. Систематический и регулярный опрос учащихся являются обязательным видом работы на уроках математики. Необходимо приучить учеников давать развернутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Рассуждения учащихся содействуют развитию речи, мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к развитию самоконтроля. Параллельно с изучением целых чисел (натуральных) продолжается ознакомление с числами, полученными при измерении величин, с приемами арифметических действий. Учащиеся получают реальные представления о каждой единице измерения, о способах преобразования чисел, их записи с полным набором знаков в мелких мерах (5 км 003 м, 14 р. 02 к. и т. п.). Учитывая практическую направленность обучения математике, предусмотрено ознакомление учащихся с уличными и медицинскими термометрами, их шкалами, а также работа с калькулятором. При изучении дробей необходимо организовать с учащимися большое число практических работ (с геометрическими фигурами, предметами), результатом которых является получение дробей. Десятичные дроби (7 класс) рассматриваются как частный случай обыкновенных дробей, имеющих в знаменателе разрядную единицу. Оба вида дробей необходимо сравнивать, соотносить с единицей. Для решения примеров на сложение и вычитание обыкновенных дробей берутся дроби с небольшими знаменателями. Усвоение десятичных дробей зависит от знания учащимися основ десятичной системы счисления и соотношений единиц стоимости, длины, массы. При изучении десятичных дробей следует постоянно повторять метрическую систему мер, так как знание ее является основой для выражения чисел, полученных при измерении, десятичной дробью. Изучение процентов в 9 классе опирается на знание десятичных дробей. На решение арифметических задач необходимо отводить не менее половины учебного времени, уделяя большое внимание самостоятельной работе, осуществляя при этом дифференцированный и индивидуальный подход. При подборе арифметических задач учитель не должен ограничиваться материалом учебника. В учебной программе указаны виды арифметических задач для каждого класса. Наряду с решением готовых текстовых задач учитель должен учить преобразованию и составлению задач, что способствует усвоению учащимися ее структурных компонентов и общих приемов работы над задачей. Геометрический материал занимает важное место в обучении математике. В 5-9 классах выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии, учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. Формирование представлений о площади фигуры происходит в 8 классе, а об объеме – в 9 классе. В результате выполнения практических работ, учащиеся получают представление об измерении площади плоских фигур, объема прямоугольного параллелепипеда, единицах измерения площади и объема. Завершением работы является подведение учащихся к правилам вычисления площади фигур и объема тел. Для более способных школьников возможно введение буквенных обозначений, знакомство с формулами вычисления периметра, площади, объема. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, построении фигур, моделировании и на других уроках математики. Осуществляется тесная связь этих уроков с трудовым обучением и жизнью, с другими учебными предметами. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге. В специальной (коррекционной) школе VIII вида учащиеся выполняют письменные работы (домашние, классные) в двух тетрадях, которые ежедневно проверяются учителем.Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, знания детьми правил оформления записей, соответствия заданий уровню знаний и умений учащихся. Программа по математике предусматривает концентрическое изучение учебного материала, при котором учащиеся постепенно знакомятся с новым материалом, доступным для понимания на данном этапе. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся повторяют и воспроизводят знания, полученные на ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. В содержании календарного плана многие тематические названия уроков повторяются. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют учащимся прочно овладеть данным понятием. Домашние задания даются дифференцированно, в объеме -1/ 3 от работы в классе. Контроль за результатами обученности осуществляется через использование следующих видов контроля: текущий, тематический, итоговый. При этом используются различные формы контроля: контрольная работа - КР, самостоятельная работа - СР, тематическая проверочная работа - ПР, контрольный тест- КТ, устный опрос- УО. Итоговые оценки в баллах выставляются за каждую четверть и учебный год. При оценивании учащихся учитываются их психофизические возможности. Примерные контрольные задания в двух вариантах по математике имеются в учебнике для проверки усвоения пройденного материала. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. Согласно учебному плану на изучение предмета «Математика» в 8 классе отводится 102 часов из расчета 3 часа в неделю. 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности школьника. Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие школьников. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Освоение обучающимися программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида в предметной области «Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения рабочей программы по математике включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: 1. формирование познавательных мотивов; постановка учебных задач под руководством учителя; формирование положительного отношения к школе; формирование чувства необходимости учения; адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; 7. формирование умений слушать и объективно оценивать другого, вести диалог, вырабатывая общее решение; развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 8. овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире; 9. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 10. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 11. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты обучения математике Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями. В основе организации процесса обучения математике обучающихся с ОВЗ лежат дифференцированный и деятельностный подходы, определённые АООП как основные при обучении детей указанной категории. Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения ими содержания учебного предмета «Математика». В рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в виде четырех групп. Основным средством реализации деятельностного подхода в изучении математики является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. Учащиеся должны знать: • величину градуса; • смежные углы; • размеры прямого, острого, тупого, развернутого, полного углов; сумму смежных углов, сумму углов треугольника; • элементы транспортира; • единицы измерения площади, их соотношения; • формулы длины окружности, площади круга. Учащиеся должны уметь: • присчитывать и отсчитывать разрядные единицы и равные числовые группы в пределах 1 000 000; • выполнять сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число многозначных чисел, обыкновенных и десятичных дробей; • умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1 000; 2. 3. 4. 5. 6. находить число по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью; находить среднее арифметическое чисел; • решать арифметические задачи на пропорциональное деление; • строить и измерять углы с помощью транспортира; • строить треугольники по заданным длинам сторон и величине углов; • вычислять площадь прямоугольника (квадрата); • вычислять длину окружности и площадь круга по заданной длине радиуса; • строить точки, отрезки, треугольники, четырехугольники, окружности, симметричные данным относительно оси, центра симметрии. Проверка знаний и умений учащихся по математике • Знания и умения, учащихся по математике оцениваются по результатам их индивидуального и фронтального опроса, текущих и итоговых письменных работ. Оценка устных ответов Оценка «5» ставится ученику, если он; а) дает правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила умеет самостоятельно оперировать изученными математическими представлениями; б) умеет самостоятельно, с минимальной помощью учителя, правильно решить задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур по отношению друг к другу на плоскости их пространстве, д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертежного инструментов, умеет объяснить последовательность работы. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе ученик допускает отдельные неточности, оговорки, нуждается в дополнительных вопросах, помогающих ему уточнить ответ; б) при вычислениях, в отдельных случаях, нуждается в дополнительных промежуточных записях, назывании промежуточных результатов вслух, опоре на образы реальных предметов; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости, в пространстве, по отношению друг к другу; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Все недочеты в работе ученик легко исправляет при незначительной помощи учителя, сосредоточивающего внимание ученика на существенных особенностях задания, приемах его выполнения, способах объяснения. Если ученик в ходе ответа замечает и самостоятельно исправляет допущенные ошибки, то ему может быть поставлена оценка «5». Оценка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса дает правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счетного материала, но с соблюдением алгоритмов действий; в) понимает и записывает после обсуждения решение задачи под руководством учителя; г) узнает и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространствах со значительной помощью учителя или учащихся, или с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, на таблицах, с помощью вопросов учителя; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы демонстрации приёмов ее выполнения. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала не может воспользоваться помощью учителя, других учащихся. Письменная проверка знаний и умений учащихся Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть либо однородными (только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур и т. д.), либо комбинированными, — это зависит от цели работы, класса и объема проверяемого материала. Объем контрольной работы должен быть таким, чтобы на ее выполнение учащимся требовалось в V — IХ классах 35 — 40 мин. Причем за указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть ее проверить. В комбинированную контрольную работу могут быть включены; 1—3 простые задачи, или 1—3 простые задачи и составная (начиная со II класса), или 2 составные задачи, примеры в одно и несколько арифметических действий (в том числе и на порядок действий, начиная с III класса) математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценки письменных работ учащихся по математике грубыми ошибками следует считать; неверное выполнение вычислений вследствие неточного применения правил и неправильное решение задачи (неправильный выбор, пропуск действий, выполнение ненужных действий, искажение смысла вопроса, привлечение посторонних или потеря необходимых числовых данных), неумение правильно выполнить измерение и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются ошибки допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена), знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей. небольшая неточность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов и результатов, действий, величин и др.) При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2—3 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, хотя и с негрубыми ошибками, правильно выполнена большая часть других заданий. Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий, в которых не предусматривается решение задач: Оценка «5» ставится, если все задания выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1—2 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если допущены 1—2 грубые ошибки или 3—4 негрубые. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объемов и т. д., задач на измерение и построение и др.): Оценка «5» ставится, если все задачи выполнены правильно. Оценка «4» ставится, если допущены 1-— 2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно. Оценка «3» ставится, если не решена одна из двух-трех данных задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; если построение выполнено правильно, но допущены ошибки при размещении чертежей на листе бумаги, а также при обозначении геометрических фигур буквами. Оценка «2» ставится, если не решены две задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении или нарушена последовательность построения геометрических фигур. Итоговая оценка знаний и умений учащихся 1. За год знания и умения, учащихся оцениваются одним баллом. 2. При выставлении итоговой оценки учитывается как уровень знаний ученика, так и овладение им практическими умениями. 3.Основанием для выставления итоговой отметки служат: результаты наблюдений учителя за повседневной работой ученика, текущих и итоговых контрольных работ. 6. Содержание учебного предмета Присчитывание и отсчитывание чисел 2, 20, 200, 2000, 20 000; 5, 50, 5 000, 50000; 25, 250, 2500, 25 000 в пределах 1 000 000, устно с записью получаемых при счете чисел. Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной; двумя единицами стоимости, длины, массы, выраженных в десятичных дробях. Замена целых и смешанных чисел неправильными дробями. Умножение и деление обыкновенных и десятичных дробей, в том числе чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами стоимости, длины, массы выраженных в десятичных дробях на однозначные, двузначные целые числа (легкие случаи). Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000. Простые задачи на нахождение числа по одной его доле, выраженной обыкновенной или десятичной дробью, среднего арифметического двух и более чисел. Составные задачи на пропорциональное деление, на части, способом принятия общего количества за единицу. Градус. Обозначение: 1°. Градусное измерение углов. Величина острого, тупого, развернутого, полного угла. Транспортир, построение измерение углов с помощью транспортира. Смежные углы, сумма смежных углов, углов треугольника. Построение треугольников по заданным длинам двух сторон и градусной мере угла, заключенного между ними, по длине стороны и градусной мере двух углов, прилежащих к ней. Площадь. Обозначение: S. Единицы измерения площади 1 кв. мм, ( ), 1 кв. см ( , 1 кв. дм ( ), 1 кв. м ( ), 1 кв. км ( ), их соотношения. Единицы измерения земельных площадей: 1 га, 1 а, их соотношения. Измерение т вычисление площади прямоугольника. Числа, полученные при измерении одной, двумя единицами площади, их преобразования, выражение в десятичных дробях (легкие случаи). Длина окружности С = 2πR, сектор, сегмент. Площадь круга S = Линейные, столбчатые, круговые диаграммы. Построение точки, отрезка, треугольника, четырехугольника, окружности симметричных данным относительно оси, центра симметрии. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся № п/п 1. Тема раздела Нумерация. Кол-во часов 20 Основные виды учебной деятельности Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Повторение состава числа. Работа с таблицей классов и разрядов. Сравнение чисел. Работа с раздаточным материалом. Отработка алгоритма решения уравнений. Упражнения по округлению чисел. Применение алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений. Решение текстовых задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. 2. Обыкновенные дроби. 35 3. Десятичные дроби. 30 Оформление результатов работы. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата с помощью учителя. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Слушание объяснений учителя. Самостоятельная работа с учебником. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Устное решение примеров и задач Анализ задач Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Работа над правилами. Упражнения по отработке преобразований дробей. Отработка умножения и деления обыкновенных дробей. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата с помощью учителя. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Анализ задач. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Анализ таблиц, схем. Анализ проблемных ситуаций. Работа в группах. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Выделение в задаче основных положений Изучение каждого положения, идеи в соответствии с планом. Коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов их решения. Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Самостоятельные письменные работы, которые способствуют воспитанию 4. Геометрический материал Итого: прочных вычислительных умений. Практические упражнения в измерении величин, черчении отрезков и геометрических фигур. Решение геометрических задач. 17 102 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Учебные пособия Математика 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / В.В. Эк. – 16-е изд.- М.: Просвещение, 2020. 2.Дидактические пособия • М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г • Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г • • • • • • • • • • • С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г. Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г. Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г. В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г. О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г. О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г. Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г. 3.Демонстрационные пособия Таблица умножения Таблица классов и разрядов Таблица «Римские цифры» Таблица «Компоненты при сложении и вычитании» Таблица нахождения неизвестных компонентов Таблица «Порядок действия в примерах» Таблица «Письменное сложение многозначных чисел» Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел» Таблица «Письменное умножение многозначных чисел» Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени» Таблица «Скорость, время, расстояние» Таблица-алгоритм «Округление чисел до десятков, сотен» Таблица «Геометрические фигуры» 4. Инструменты: 1. Метр 2. Треугольник 3. Транспортир 4. Циркуль 5. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: • электронные справочники, • электронные пособия 6. Технические средства обучения: • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. • Магнитная доска. • Мультимедийный проектор. • Экранно-звуковые пособия: • Видеофильмы соответствующего содержания. • Слайды соответствующего содержания. • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 7. Оборудование класса: • • • • • • • • • • • • • • • • • Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска Приложение к рабочей программе по математике 8 класс Календарно-тематическое планирование по математике 8 класс № п.п. Количество часов. Тема урока Нумерация чисел в пределах 1.000.000 1 1 Чтение и запись чисел в пределе 1000000 2 1 Сравнение чисел. 3 1 Натуральный ряд чисел, счет группами. Входной срез знаний. 4 1 Разностное и кратное сравнение чисел. 5 1 Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. 6 1 Контрольная работа №1. 7 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний Сложение и вычитание в пределе 1000000 8 1 Устное и письменное сложение 9 1 Устное и письменное вычитание 10 1 Нахождение неизвестных компонентов при сложении 11 1 Нахождение неизвестных компонентов при вычитании 12 1 Разностное сравнение чисел. 13 1 Сложение и вычитание десятичных дробей 14 1 Умножение и деление на однозначное число Устное и письменное умножение на однозначное число 15 1 Деление целого числа на однозначное число Дата планируемая Дата фактическая 16 1 Умножение и деление десятичной дроби на однозначное число 17 1 Контрольная работа №2. 18 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 19 1 Умножение и деление на 10, 100, 1000 Умножение и деление на 10 20 1 Умножение и деление на 100 21 1 Умножение и деление на 1000 22 1 Умножение и деление на круглые десятки, сотни, тысячи Умножение и деление на круглые десятки 23 1 Умножение и деление на круглые сотни 24 1 Умножение и деление на круглые тысячи 25 1 Контрольная работа №3. 26 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 27 1 Умножение и деление на двузначное число Умножение на двузначное число 28 1 Деление на двузначное число 29 1 Умножение и деление на двузначное число 30 1 Решение задач на умножение и деление на двузначное число 31 1 Контрольная работа №4. 32 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 33 1 Геометрические фигуры Геометрический материал 34 1 Окружность. Линии в круге. 35 1 Градус. Градусное измерение углов 36 1 Симметрия. Построение симметричных фигур. 37 1 Обыкновенные дроби Чтение и запись обыкновенных дробей 38 1 Правильные и неправильные дроби 39 1 Сложение и вычитание дробей с одинаковым знаменателем 40 1 Вычитание дроби из единицы, целого числа 41 1 Сложение и вычитание смешанной дроби 42 1 Сравнение дробей с разными знаменателями 43 1 Сравнение дробей с разными знаменателями 44 1 Вычитание дробей с разными знаменателями 45 1 Решение примеров и задач на сложение и вычитание дробей 46 1 Нахождение дроби от числа 47 1 Контрольная работа №5. 48 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 49 1 Нахождение числа по одной его доле 50 1 Нахождение части от числа Площадь. Единицы площади. 51 1 Площадь. Единицы площади. 52 1 Нахождение площади квадрата, прямоугольника. 53 1 Арифметические задачи на нахождение площади 54 1 Контрольная работа №6 55 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 56 1 Сложение и вычитание целых и дробных чисел Сложение и вычитание целых чисел 57 1 Сложение и вычитание дробных чисел 58 1 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 59 1 Решение задач на сложение и вычитание целых и дробных чисел 60 1 Геометрический материал Построение геометрических фигур. Нахождение периметра и площади 61 1 Построение треугольников 62 1 Построение симметричных фигур относительно оси и центра симметрии 63 1 Контрольная работа №7 64 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний учащихся. 65 1 Обыкновенные и симметричные дроби Преобразования обыкновенных дробей 66 1 Замена целого числа неправильной дробью 67 1 Замена смешанного числа неправильной дробью 68 1 Сокращение дробей 69 1 Умножение обыкновенной дроби на целое число 70 1 Деление обыкновенной дроби на целое число 71 1 Решение задач на умножение и деление обыкновенной дроби на целое число 72 1 Умножение смешанного числа на целое число 73 1 Деление смешанного числа на целое число 74 1 Умножение и деление смешанного числа на целое число 75 1 Решение примеров на все арифметические действия с дробями 76 1 Решение простых текстовых арифметических задач 77 1 Контрольная работа №8 78 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 79 1 Целые числа, полученные при измерении величин, и десятичные дроби Целые числа, полученные при измерении величин 80 1 Крупные и мелкие меры 81 1 Запись чисел, полученных при измерении величин, десятичной дробью 82 1 Замена десятичных дробей целыми числами 83 1 Решение задач 84 1 Сложение чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью 85 1 Вычитание чисел, полученных при измерении величин, выраженных десятичной дробью 86 1 Нахождение неизвестных компонентов 87 1 Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении 88 1 Контрольная работа №9 89 1 Анализ контрольной работы и коррекция знаний 90 1 Умножение и деление десятичных дробей на 10, 100, 1000 91 1 Нахождение дроби от числа 92 1 Нахождение числа по его десятичной дроби 93 1 Решение примеров на все арифметические действия 94 1 Решение задач 95 1 Чтение и запись целых и дробных чисел 96 1 Сравнение целых и дробных чисел 97 1 Сложение и вычитание целых чисел 98 1 Порядок действий без скобок и со скобками 99 1 Числа, полученные при измерении величин 100 1 Контрольная работа № 10 101 1 Анализ и коррекция контрольной работы 102 1 Повторение