МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Обухова О.Ф. Приказ от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 448252) учебного предмета «Математика» для обучающихся 6 коррекционного класса Рабочую программу составил(а): Тропынин А.С., учитель математики с.Армизонское 2024 год 1. Пояснительная записка Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Цель обучения математике - формирование предметных знаний, умений, навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и решения обучающимися учебных практических задач при подготовке к овладению профессией, а также максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся. В процессе обучения математике решаются следующие задачи: - дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, необходимые для дальнейшего включения в трудовую деятельность; - использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся; - коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. 2. Общая характеристика учебного предмета. В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, с уровнем развития вычислительных навыков учащихся, их возрастными особенностями. В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся. В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем, списывать с доски, работать у доски). Программа по математике за курс 6 класса включает разделы: «Тысяча», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение». Нумерация чисел в пределах 1000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые, чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе. Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX. Устное (легкие случаи) и письменное сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени. Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями. Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки JL и | I. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства. Масштаб: 1:1 000; 1 :10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1. В специальной (коррекционной) школе VIII вида учащиеся выполняют письменные работы (домашние, классные) в двух тетрадях, которые ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, знания детьми правил оформления записей, соответствия заданий уровню знаний и умений учащихся. Программа по математике предусматривает концентрическое изучение учебного материала, при котором учащиеся постепенно знакомятся с новым материалом, доступным для понимания на данном этапе. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся повторяют и воспроизводят знания, полученные на ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. В содержании календарного плана многие тематические названия уроков повторяются. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют учащимся прочно овладеть данным понятием. Домашние задания даются дифференцированно, в объеме -1/ 3 от работы в классе. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Название учебного предмета Математика Количество часов в неделю 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. год 4 32 32 40 32 136 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности школьника. Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие школьников. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Содержание программы ориентировано на достижение шестиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения программы по математике включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: 1. формирование познавательных мотивов; 2. постановка учебных задач под руководством учителя; 3. формирование положительного отношения к школе; 4. формирование чувства необходимости учения; 5. адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; 6. формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; 7. формирование умений слушать и объективно оценивать другого, вести диалог, вырабатывая общее решение; 8. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно-необходимом жизнеобеспечении; 9. овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире; 10. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 11. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения программы по математике Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями. В основе организации процесса обучения математике обучающихся с ОВЗ лежат дифференцированный и деятельностный подходы, определённые АООП как основные при обучении детей указанной категории. Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения ими содержания учебного предмета «Математика». В рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в виде четырех групп. Основным средством реализации деятельностного подхода в изучении математики является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. По возможностям обучения, учащиеся делятся на четыре группы. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь учителя. Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний, умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения. К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1-2 группы: Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об): • проценте (название, запись); • нахождении одного процента от числа; • нахождении числа по одной его части (проценту); • объеме прямоугольного параллелепипеда (куба); • кубических единицах измерения; • геометрических телах. Учащийся получит возможность научиться: • читать, записывать, считать, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах l 000 000; • выделять классы и разряды в числах в пределах 1 000 000; • выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 без перехода через разряд; • выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000; • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда; • выполнять умножение чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное; • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы; • осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора); • получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа; • находить одну, несколько частей числа (двумя действиями); • читать, записывать десятичные дроби; • решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием; • решать задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач; • определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве; • чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга; • практически пользоваться масштабом 2 : 1, 10 : 1 , 100 : 1; • чертить высоты в треугольниках; вычислять периметр многоугольника. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3-4 группы: Учащийся получит возможность научится: • читать, записывать числа в пределах 10 000 (с помощью учителя); • выделять разряды в числах в пределах 10 000 (с помощью учителя); • выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 10 000; • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода и с переходом в 1-2 десятичных разрядах (с помощью учителя); • выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число без перехода через разряд; • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы (с помощью учителя); • осуществлять проверку выполнения сложения и вычитания с помощью калькулятора; • получать, читать и записывать смешанные числа; • находить одну часть числа; • читать и записывать десятичные дроби; • решать простые арифметические задачи на нахождение одной части числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием; • решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); • определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве; • чертить высоты в треугольниках (с помощью учителя); вычислять периметр многоугольника. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса Учащиеся должны знать: • десятичный состав чисел в пределах 1 000 000; • разряды и классы; • основное свойство обыкновенных дробей; • смешанные числа; • расстояние, скорость, время, зависимость между ними; • различные случаи взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; • свойства граней и ребер куба и бруса. Учащиеся должны уметь: • устно складывать и вычитать круглые числа; • читать, записывать под диктовку, набирать на калькуляторе, сравнивать (больше, • меньше) числа в пределах 10000000; • чертить нумерационную таблицу: обозначать разряды и классы, вписывать в нее числа, • сравнивать; записывать числа, • внесенные в таблицу, вне делить на однозначное число • округлять числа до любого заданного разряда в пределах 1000000; • складывать, вычитать, умножать и делить на однозначное число и круглые десятки • числа в пределах 10000, выполнять деление с остатком; • выполнять проверку арифметических действий; • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами • стоимости, длины и массы письменно; • сравнивать смешанные числа; • заменять мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными • числами; • складывать, вычитать обыкновенные дроби (и смешанные числа) с одинаковыми • знаменателями; • решать простые задачи на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение • дроби от числа; решать и составлять задачи на встречное движение двух тел; • чертить перпендикулярные прямые, параллельные прямые на заданном расстоянии; • чертить высоту в треугольнике; • выделять, называть, пересчитывать элементы куба, бруса. 6. Содержание учебного предмета 1. Тысяча (повторение) (5 часов) Классы и разряды. Математические действия в пределах 1000. Решение задач и примеров в пределах 1000. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Решение текстовых задач на сложение, вычитание, умножение и деление. 2. Нумерация многозначных чисел (1 миллион) (26 часов) Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000, сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, расположение на разрядные слагаемые чтение, запись под диктовку, изображение на счетах, калькуляторе. Разряды; единицы десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов сравнение классов тысячи единиц. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количеств разрядных единиц и общего количества единиц десятков, сотен тысяч в числе. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел ХШ—ХХ. Устное (легкие случаи) и письменное сложение вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10000. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Устное и письменное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, времени. 3. Обыкновенные дроби (23 часа) Доли. Дроби. Правильные, неправильные дроби. Образование смешанного числа. Сравнение смешанных чисел. Основное свойство дроби. Преобразование дробей (неправильной дроби в смешанное число и смешанного числа в неправильную дробь). Нахождение одной части и нескольких частей от числа. Сравнение, сложение, вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Сравнение, сложение, вычитание смешанных чисел. 4. Задачи на движение (4 часа) Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Решение заданий на вычисление расстояния (пути), времени, скорости движения. Решение задач на движение навстречу друг другу. 5. Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число (31 час). Умножение многозначных чисел на однозначное число без перехода через разряд. Решение примеров (порядок выполнения действий). Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление на однозначное число. Деление на однозначное число в столбик. Решение задач на деление. Деление на однозначное число в столбик (нули в частном). Решение примеров на деление (порядок выполнения действий). Решение текстовых задач на деление. Деление в столбик с остатком на однозначное число. Деление в столбик с остатком на круглые десятки. 4. Геометрический материал (25 часов) Взаимное положение прямых на плоскости. Высота треугольника. Параллельные прямые. Построение параллельных прямых. Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное. Уровень и отвес. Куб. Брус. Шар. Масштаб. 5. Повторение (22 часа) Математические действия в пределах 1000000. Решение задач и примеров в пределах 1000000. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000000 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. № п\п 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся Кол. Наименование темы часов Основные виды учебной деятельности 1 Тысяча (повторение) 5 2 Нумерация многозначных чисел (1 миллион) 26 3 Обыкновенные дроби 23 Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Повторить нумерацию в пределах1000; закрепить знание числового ряда 1-1000 в прямом и обратном порядке. Чтение и запись под диктовку. Откладывание чисел на счётах; сравнение чисел в пределах 1000. Решение примеров и задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. Развитие математического мышления на основе игры; воспитание интереса к математике. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Решение примеров и задач. Слушание объяснений учителя. Работа с раздаточным материалом. Работа с таблицей классов и разрядов. Сравнение чисел. Работа с раздаточным материалом. Отработка алгоритма решения уравнений. Упражнения по округлению чисел. Применение алгоритма сложения и вычитания при выполнении заданий и способов проверки вычислений. Решение текстовых задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Отработка вычислительных навыков. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. Работа с раздаточным материалом. Моделирование и конструирование. Работа, направленная на формирование умений слушать и повторять рассуждения учителя. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Оформление результатов работы. Отработка навыков сложения и вычитания обыкновенных дробей. Решение текстовых задач. Поставка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных 4 Задачи на движение 4 5 Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число. 31 6 Геометрический материал 25 7 Итоговое повторение. 22 Итого часов 136 учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем. Обобщение усвоенного на уроке. Анализ задач. Решение текстовых задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Анализ таблиц, схем, рисунков. Моделирование. Выделение в задаче основных положений. Оформление результатов работы. Нахождение эффективных способов решения задач. Отработка вычислительных навыков. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Систематизация учебного материала. Работа с правилом. Анализ алгоритма. Решение арифметических задач. Оформление результатов работы. Проведение коллективного обсуждения предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможные способы их решения. Обобщение усвоенного на уроке Выполнение практических упражнений в измерении и построении геометрических фигур. Решение геометрических задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Анализ построений. Работа с раздаточным материалом. Моделирование и конструирование. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление) Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Анализ задач. Решение текстовых количественных и качественных задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Оформление результатов работы. Отработка вычислительных навыков. Коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способы их решения. Выполнение простейших исследований (наблюдение, сравнение, сопоставление). Отбор наиболее эффективные способы решения задач. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата с помощью учителя. Обобщение (осознание, структурирование и формулирование) нового, что открыто и усвоено на уроке. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Учебные пособия • Математика. 6 класс : учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / Г. М. Капустина, М.Н. Перова. – 16-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 239 с. : ил. 2.Дидактические пособия • М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г • Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г • С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г. • С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г. Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г. Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г. В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г. О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г. О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г. Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г. 3.Демонстрационные пособия • Таблица умножения • Таблица классов и разрядов • Таблица «Римские цифры» • Таблица «Компоненты при сложении и вычитании» • Таблица нахождения неизвестных компонентов • Таблица «Порядок действия в примерах» • Таблица «Письменное сложение многозначных чисел» • • • • • • • • • • Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел» Таблица «Письменное умножение многозначных чисел» Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени» Таблица «Скорость, время, расстояние» Таблица-алгоритм «Округление чисел до десятков, сотен» Таблица «Геометрические фигуры» 4. Инструменты: 1. Метр 2. Треугольник 3. Транспортир 4. Циркуль 5. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: • электронные справочники, • электронные пособия 6. Технические средства обучения: • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. • Магнитная доска. • Мультимедийный проектор. • Экранно-звуковые пособия: • Видеофильмы соответствующего содержания. • Слайды соответствующего содержания. • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 7. Оборудование класса: • Ученические столы двухместные с комплектом стульев • Стол учительский • Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. • Настенная доска • • • • • • Приложение к рабочей программе по математике 6 класс Календарно-тематическое планирование по математике 6 класс № п.п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Тема Нумерация чисел в пределах 1000 (повторение) Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000 Таблица разрядов и классов. Арифметические действия с целыми числами. Преобразование чисел, полученных при измерении. Простые и составные числа. Нумерация чисел в пределах 1 000000 Образование, чтение, запись чисел в пределах 1000000 Таблица разрядов и классов. Составление чисел из разрядных слагаемых. Разложение чисел на разрядные слагаемые. Присчитывание и отсчитывание по 1, 10, 100, 1000 до 1000000 с записью чисел. Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Контрольная работа по теме: Нумерация чисел в пределах 1000000. Анализ контрольной работы. Римская нумерация. Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10000 Сложение и вычитание чисел в пределах 10000 (легкие случаи) Письменное сложение чисел в пределах 10000 Проверка сложения, перестановка слагаемых. Письменное сложение чисел в пределах 10000 Письменное вычитание чисел в пределах 10000 (примеры вида 5683-1562) Письменное вычитание чисел в пределах 10000 (примеры вида 6409-3275) Интегрированные уроки Количество часов 5 1 1 1 1 1 8 1 1 1 1 1 1 1 1 14 1 1 1 1 1 1 План Дата Факт 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 Письменное вычитание чисел в пределах 10000 (примеры вида 7049-4523) Письменное вычитание чисел в пределах 10000 (примеры вида 6101-5108) Письменное вычитание чисел в пределах 10000 (примеры вида 10000-5089) Письменное вычитание чисел в пределах 100000. Проверка сложения сложением и вычитанием. Проверка вычитания сложением. Контрольная работа по теме: Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10000. Анализ контрольной работы. Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 10000. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Сложение чисел, полученных при измерении (примеры вида 6т5ц+12т5ц) Сложение чисел, полученных при измерении (примеры вида 12р21к+8р79к) Вычитание чисел, полученных при измерении (примеры вида 8р-2р75к) Вычитание чисел, полученных при измерении (примеры вида 12ц-8ц79кг) Обыкновенные дроби Образование, чтение, запись обыкновенных дробей. Смешанное число. Сравнение обыкновенных дробей. Виды обыкновенных дробей. Преобразование обыкновенных дробей. Исключение целого. Преобразование дробей. Сокращение дробей (основное свойство дроби) Преобразование дробей. Замена крупных дробей мелкими дробями. 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 23 1 1 1 1 1 1 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 Нахождение части числа. Нахождение нескольких частей от числа. Контрольная работа по теме: Образование, чтение, запись обыкновенных дробей. Анализ контрольной работы. Образование, чтение, запись обыкновенных дробей. Сложение обыкновенных дробей без преобразования. Сложение дробей с сокращением, исключением целого. Вычитание обыкновенных дробей. Вычитание дроби из 1 Вычитание дроби из целого. Сложение и вычитание обыкновенных дробей. Сравнение смешанных чисел. Вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание смешанных чисел, обыкновенных дробей. Контрольная работа по теме: Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. Анализ контрольной работы. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел Скорость, время, расстояние Нахождение скорости, если известны время и расстояние. Нахождение расстояния, если известны скорость и время. Нахождение времени, если известны скорость и расстояние. Решение задач на нахождение скорости, времени, расстояния. Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Умножение многозначных чисел на однозначное число 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 1 1 1 1 15 1 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 (примеры вида 1234х2) Умножение многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 1173х5) Решение сложных примеров. Порядок действий в сложных примерах. Умножение многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 4957х2) Умножение многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 1750х2) Умножение многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 1300х4) Решение сложных примеров. Порядок действий в сложных примерах. Решение задач. Умножение многозначных чисел на однозначное число Умножение многозначных чисел на однозначное число Решение сложных примеров. Порядок действий в сложных примерах. Умножение многозначных чисел на круглые десятки (примеры вида 127х20) Умножение многозначных чисел на круглые десятки (примеры вида 130х40) Контрольная работа по теме: Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Анализ контрольной работы. Умножение многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки. Деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки Деление многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 2486:2) Деление многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 5789:7) Деление многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 9420:6) 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 16 1 1 1 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 Решение сложных примеров. Порядок действий в сложных примерах. Решение задач. Деление многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 3249:3) Деление многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 6042:3) Решение сложных примеров. Порядок действий в сложных примерах. Деление многозначных чисел на однозначное число (примеры вида 4600:8) Деление многозначных чисел на однозначное число Решение сложных примеров. Порядок действий в сложных примерах. Решение задач. Деление многозначных чисел на круглые десятки (примеры вида1260:20) Деление с остатком. Контрольная работа по теме: Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа и круглые десятки. Анализ контрольной работы. Умножение и деление многозначных чисел на однозначные числа и круглые десятки. Геометрический материал Виды линий. Геометрические фигуры. Определение длины ломаной линии. Вычисление периметра многоугольника. Взаимное положение прямых на плоскости. Взаимное положение прямых на плоскости. Перпендикулярные прямые. Знак. Высота треугольника. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 1 1 1 1 1 1 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 Взаимное положение прямых на плоскости. Параллельные прямые. Знак. Построение параллельных прямых Взаимное положение прямых в пространстве. Вертикальное, горизонтальное, наклонное положение прямых в пространстве. Определение горизонтального положения. Уровень. Определение вертикального положения. Овес. Масштаб 1:10, 1:100. Масштаб 1:1000, 1:10000. Масштаб 2:1, 10:1, 100:1. Построение геометрических фигур в разных масштабах. Геометрические фигуры. Куб, брус, шар геометрические тела. Геометрическое тело: куб. Геометрическое тело: брус. Геометрическое тело: шар. Геометрические фигуры и тела. Взаимное положение прямых на плоскости и в пространстве. Классификация треугольников по длинам сторон, по видам углов. Высота треугольника. Геометрические фигуры и тела. Повторение Нумерация чисел в пределах 100000. Сложение чисел в пределах 100000. Вычитание чисел в пределах 100000. Сложение и вычитание чисел в пределах 100000. Решение задач. Нахождение неизвестных компонентов сложения и вычитания. Порядок действий в сложных примерах. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 22 1 1 1 1 1 1 1 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 Умножение чисел в пределах 100000 Деление чисел в пределах 100000. Умножение и деление чисел в пределах 100000. Решение задач (увеличить, уменьшить в несколько раз) Решение задач на соотношение скорости, времени, расстояния. Решение составных задач на встречное движение. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Сложение и вычитание смешанных чисел. Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении. Все действия с числами в пределах 100000. Контрольная работа за год. Анализ контрольной работы Решение задач 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1