МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора Директор ________________________ по УВР ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Обухова О.Ф. Приказ от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ID 448252) учебного предмета «Математике» для обучающихся 5 коррекционного класса Рабочую программу составил(а): Тропынин А.С., учитель математики с.Армизонское 2024 год 1. Пояснительная записка Математика в специальной (коррекционной) школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Обучение математике в коррекционной школе должно носить предметно-практическую направленность, быть тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами. Цель обучения математике - формирование предметных знаний, умений, навыков, необходимых для успешной социальной адаптации и решения обучающимися учебных практических задач при подготовке к овладению профессией, а также максимальное преодоление недостатков познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы обучающихся. В процессе обучения математике решаются следующие задачи: - дать учащимся доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, необходимые для дальнейшего включения в трудовую деятельность; - использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся; - коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств; - воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения. 2. Общая характеристика учебного предмета. В данной программе представлено содержание изучаемого математического материала в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы VIII вида. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутри предметных связей, с уровнем развития вычислительных навыков учащихся, их возрастными особенностями. В программу каждого класса включены темы, являющиеся новыми для данного года обучения. Повторение вопросов, изученных ранее, определяется учителем в объеме, который зависит от состояния знаний и умений учащихся. В настоящей программе предусмотрены рекомендации по дифференциации учебных требований к разным категориям детей по их обучаемости математическим знаниям и умениям. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по математике, который доступен большинству учащихся. Некоторые учащиеся незначительно, но постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний. Однако они должны участвовать во фронтальной работе вместе со всем классом (решать легкие примеры, повторять вопросы, действия, объяснения за учителем, списывать с доски, работать у доски). Программа по математике за курс 5 класса включает разделы: «Сотня», «Тысяча», «Сложение и вычитание в пределах 1000 с переходом через разряд», «Обыкновенные дроби», «Геометрический материал», «Повторение». Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождения неизвестного компонента сложения и вычитания. Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1 000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Разряды: единицы, десятки, сотни. Класс единиц. Счет до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно и с записью чисел. Изображение трехзначных чисел на калькуляторе. Округление чисел до десятков, сотен, знак = (равняется). Сравнение чисел, в том числе разностное, кратное (легкие случаи). Определение количества разрядных единиц и общего количества сотен, десятков, единиц в числе. Единицы измерения длины, массы: километр, грамм, тонна (1 км,1 г, 1 т), соотношения: 1 м = 1 000 мм, 1 км 1 000 м, 1 кг 1 000 г, 1 т 1000 кг, 1 т = 10 ц. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения времени: год (1 год) соотношение; 1 год = = 365, 366 сут. Високосный год. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины стоимости (55 см ± 19 см; 55 см ± 45 см; 1 м — 45 см; 8 м 55 см ± З м 19 см; 8м 55 см ± 19 см; 4 м 55 см ± З м; 8 м ± 19 см; 8 м ± 4 м 45 см). Римские цифры. Обозначение чисел I—ХII. Устное и письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка. Умножение числа 100. Знак умножения (.). деление на 10, 100 без остатка и с остатком. Преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы. Устное умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число (40*2; 400 *2; 420 *2; 40 : 2; 300 : 3; 480 : 4; 450 : 5), полных двузначных и трехзначных чисел без перехода через разряд (24.2;243’2;48:4;488:4 и т. п). Письменное умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка. Нахождение одной, нескольких долей предмета, числа, называние, обозначение. Обыкновенные дроби, числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми числителями или знаменателями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей. Простые арифметические задачи па нахождение части числа, неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, на разностное и кратное сравнение. Составные арифметических задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями. Периметр (Р). Нахождение периметра многоугольника. Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки. Линии в круге: радиус, диаметр, хорда. Обозначение R и D. Масштаб: 1:2; 1: 5; 1: 10; 1: 100. В специальной (коррекционной) школе VIII вида учащиеся выполняют письменные работы (домашние, классные) в двух тетрадях, которые ежедневно проверяются учителем. Качество работ будет зависеть от требовательности учителя, знания детьми правил оформления записей, соответствия заданий уровню знаний и умений учащихся. Программа по математике предусматривает концентрическое изучение учебного материала, при котором учащиеся постепенно знакомятся с новым материалом, доступным для понимания на данном этапе. Приобретая новые знания в следующем концентре, учащиеся повторяют и воспроизводят знания, полученные на ранних этапах обучения, расширяют и углубляют их. В содержании календарного плана многие тематические названия уроков повторяются. Неоднократное возвращение к одному и тому же понятию, включение его в новые связи и отношения позволяют учащимся прочно овладеть данным понятием. Домашние задания даются дифференцированно, в объеме -1/ 3 от работы в классе. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Название учебного предмета Математика Количество часов в неделю 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. год 4 32 32 40 32 136 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Математика является основой общечеловеческой культуры. Об этом свидетельствует ее постоянное и обязательное присутствие практически во всех сферах современного мышления, науки и техники. Поэтому приобщение обучающихся к математике как к явлению общечеловеческой культуры существенно повышает ее роль в развитии личности школьника. Содержание курса математики направлено прежде всего на интеллектуальное развитие школьников. Готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально – трудовыми навыками. Процесс обучения математике неразрывно связан с решением специфической задачи коррекционных образовательных учреждений - коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формирование умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой учащихся, другими учебными предметами, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у учащихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества, разделение множеств на равные части и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Содержание программы ориентировано на достижение пятиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения программы по математике включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки: 1. формирование познавательных мотивов; 2. постановка учебных задач под руководством учителя; 3. формирование положительного отношения к школе; 4. формирование чувства необходимости учения; 5. адекватное осознанное представление о качествах хорошего ученика; 6. формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; 7. формирование умений слушать и объективно оценивать другого, вести диалог, вырабатывая общее решение; 8. развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно-необходимом жизнеобеспечении; 9. овладение начальными навыками в изменяющемся и развивающемся мире; 10. овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 11. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 12. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Предметные результаты освоения программы по математике Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися математическими знаниями и умениями. В основе организации процесса обучения математике обучающихся с ОВЗ лежат дифференцированный и деятельностный подходы, определённые АООП как основные при обучении детей указанной категории. Дифференцированный подход предполагает учёт особых образовательных потребностей обучающихся, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения ими содержания учебного предмета «Математика». В рабочей программе по математике дифференцированный подход представлен в виде четырех групп. Основным средством реализации деятельностного подхода в изучении математики является обучение как процесс организации познавательной и предметнопрактической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержанием образования. По возможностям обучения, учащиеся делятся на четыре группы. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь учителя. Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний, умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения. К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1-2 группы: Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о (об): • проценте (название, запись); • нахождении одного процента от числа; • нахождении числа по одной его части (проценту); • объеме прямоугольного параллелепипеда (куба); • кубических единицах измерения; • геометрических телах. Учащийся получит возможность научиться: • читать, записывать, считать, сравнивать, округлять до указанного разряда числа в пределах l 000 000; • выделять классы и разряды в числах в пределах 1 000 000; • выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 1 000 000 без перехода через разряд; • выполнять умножение и деление разрядных единиц на однозначное число в пределах 1 000 000; • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 1 000 000 без перехода и с переходом через 3-4 десятичных разряда; • выполнять умножение чисел в пределах 1 000 000 на однозначное число, деление четырехзначного числа на однозначное; • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы; • осуществлять проверку выполнения всех арифметических действий (в том числе с помощью калькулятора); • получать, читать, записывать, сравнивать смешанные числа; • находить одну, несколько частей числа (двумя действиями); • читать, записывать десятичные дроби; • решать простые арифметические задачи на нахождение одной и нескольких частей числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием; • решать задачи в 2-3 действия, составленные из ранее решаемых простых задач; • определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве; • чертить параллельные прямые на заданном расстоянии друг от друга; • практически пользоваться масштабом 2 : 1, 10 : 1 , 100 : 1; • чертить высоты в треугольниках; вычислять периметр многоугольника. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3-4 группы: Учащийся получит возможность научится: • читать, записывать числа в пределах 10 000 (с помощью учителя); • выделять разряды в числах в пределах 10 000 (с помощью учителя); • выполнять сложение и вычитание разрядных единиц в пределах 10 000; • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода и с переходом в 1-2 десятичных разрядах (с помощью учителя); • выполнять умножение и деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число без перехода через разряд; • выполнять сложение и вычитание чисел, полученных при измерении 1-2 единицами стоимости, длины, массы (с помощью учителя); • осуществлять проверку выполнения сложения и вычитания с помощью калькулятора; • получать, читать и записывать смешанные числа; • находить одну часть числа; • читать и записывать десятичные дроби; • решать простые арифметические задачи на нахождение одной части числа; на зависимость между временем, скоростью и расстоянием; • решать составные арифметические задачи в два действия (с помощью учителя); • определять с помощью уровня, отвеса положение объектов в пространстве; • чертить высоты в треугольниках (с помощью учителя); вычислять периметр многоугольника. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса Учащиеся должны знать: • класс единиц, разряды в классе единиц; • десятичный состав числа в пределах 1000; • единицы измерения длинны, массы, времени; • римские цифры; • дроби, их виды; • виды треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон. Учащиеся должны уметь: • выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 100 (письменно и устно); • читать, записывать под диктовку числа в пределах 1000; • считать, присчитывая и отсчитывая различные разрядные единицы в пределах 1000; • выполнять сравнение чисел в пределах 1000; • выполнять устно (без перехода через разряд) и письменно (с переходом через разряд) сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с последующей проверкой; • выполнять умножение чисел на 10, 100; деление на 10, 100 без остатка и с остатком; • выполнять преобразования чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы в пределах 1000; • умножать и делить на однозначное число (письменно); • получать, обозначать, сравнивать обыкновенные дроби; • решать простые задачи на сравнение чисел, на нахождение неизвестного слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; составные задачи в два арифметических действия; • уметь строить треугольник по трем заданным сторонам; • различать радиус и диаметр; • вычислять периметр многоугольника. 6. Содержание учебного предмета Повторение (11 ч). Нумерация. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания. Геометрия: Виды линий. Виды углов, построение углов. 2. Устная, письменная нумерация чисел в пределах 1000 (14 ч). Нумерация чисел в пределах 1000. Получение круглых сотен в пределах 1000, сложение и вычитание круглых сотен. Получение трёхзначных чисел из сотен, десятков, единиц, из сотен и десятков, из сотен и единиц. Счёт до 1000 и от 1000 разрядными единицами и числовыми группами по 2, 20, 200; по 5, 50, 500; по 25, 250 устно, письменно, с использованием счётов. Единицы измерения стоимости, длины, массы. Устное сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами. Геометрия: Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат, окружность. 3. Устные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 1000 (9 ч). Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000, их проверка. Разностное и кратное сравнение. Геометрия: Периметр. Нахождение 1. периметра многоугольников. 4. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд (18 ч). Письменное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд. Числовые выражения. Геометрия: Треугольник. Стороны треугольника: основание, боковые стороны. Классификация треугольников по видам углов. 5. Обыкновенные дроби (15 ч). Числитель, знаменатель дроби. Сравнение долей, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями или числителями. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. Виды дробей. Геометрия: Классификация треугольников по длинам сторон. Построение треугольников по трём данным сторонам с помощью циркуля и линейки. 6. Умножение и деление 10, 100 на 10, 100 (7 ч). Деление чисел на 10, 100 с остатком. Умножение и деление 10, 100 на 10, 100. Геометрия: Треугольник. Построение треугольников. 7. Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы (7 ч). Преобразование именованных чисел Замена крупных мер мелкими, мелких мер крупными. Геометрия: Построение треугольников по трём сторонам. 8. Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число (7 ч). Умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число. Числовые выражения. Деление на равные части. Геометрия: Виды кривых линий. Радиус. 9. Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд (20 ч). Устное умножение и деление полных двузначных и трёхзначных чисел без перехода через разряд. Нахождение одной. Нескольких долей предмета, числа. Геометрия: Диаметр. Хорда. Дуга окружности. Построение окружностей с указанием радиуса, диаметра. 10. Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд (18 ч). Письменное умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд, их проверка. Простые арифметические задачи на нахождение части числа, на разностное и кратное сравнение. Геометрия: Построение треугольника. Прямоугольник, квадрат. Диагональ. Геометрическое тело: куб. 11. Повторение (10 ч). Арифметические действия с целыми числами, числами, полученными при измерении. Римские цифры. Составные арифметические задачи, решаемые двумя-тремя арифметическими действиями. Геометрия: Геометрические тела: брус, шар. Геометрические фигуры. 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся № п/п 1. Тема раздела Повторение Кол-во Основные виды учебной деятельности часов 11 Повторить нумерацию в пределах100; закрепить знание числового ряда 1-100 в прямом и обратном порядке. Чтение и запись под диктовку. Откладывание чисел на счётах; сравнение чисел в пределах 100. Решение примеров и задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. Развитие математического мышления на основе игры; воспитание интереса к математике. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Решение примеров и задач. 2. Устная, письменная нумерация чисел в пределах 1000. 14 3. Устные случаи сложения и вычитания чисел в пределах 1000 9 4. Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд 18 5. Обыкновенные дроби 15 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Изучение нумерации. Работа с разрядной таблицей. Анализ и решение задач. Сравнение чисел. Решение задач. Анализ проблемных ситуаций. Самостоятельная работа с учебником. Округление чисел. Изучение римской нумерации. Решение примеров и задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Работа с раздаточным материалом Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении. Решение и анализ задач. Решение примеров на сложение чисел, полученных при измерении одной, двумя мерами длины. Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач. Оформление результатов работы. Постановка цели, выявление и формулирование проблемы, коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем; выдвижение возможных способов их решения. Решение примеров. Чтение и составление краткой записи задачи. Слушание объяснений учителя. Определение форм, приемов работы, наиболее соответствующих поставленной цели и мотиву деятельности. Решение примеров и задач. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Самостоятельная работа с учебником. Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Обобщение нового, что открыто и усвоено на уроке. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение задач. Работа с обыкновенными дробями. Сравнение дробей. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Выделение в задаче основных положений. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Выполнение заданий по разграничению понятий. Систематизация учебного материала. Нахождение доли от числа. Решение задач. Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучают к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. 6. Умножение и деление 10, 100 на 10, 100 7 7. Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы 7 8. Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд Умножение и деление двузначных и трёхзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд Повторение 7 9. 10. 11. Итого: 20 18 10 136 Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ объяснений учащихся. Решение примеров и задача. Самостоятельная работа с учебником. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. Выбор наиболее эффективных способов решения задач Планирование последовательности практических действий с помощью учителя. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата.. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. Самостоятельная работа с учебником. Анализ задач. Чтение и составление краткой записи задачи. Выделение в задаче основных положений. Слушание объяснений учителя. Решение примеров и задач на нахождение неизвестных компонентов сложения. Оформление результатов работы. Работа, направленная на формирование умения слушать и повторять рассуждения учителя. Самостоятельная работа с учебником. Работа с разрядной таблицей. Слушание и анализ объяснений учащихся. Анализ и решение задач Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Решение примеров и задач. Составление краткой записи. Слушание объяснений учителя. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. Развёрнутые объяснения при решении арифметических примеров и задач, что содействует развитию речи и мышления, приучает к сознательному выполнению задания, к самоконтролю. Решение примеров и задач. Составление краткой записи. Беседа. Разгадывание ребусов, загадок. Слушание и анализ выступлений своих товарищей. 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Учебные пособия • Математика. 5 класс : учеб. для образоват. Организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / М.Н. Перовой, Г. М. Капустиной. – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2019. – 224 с. : ил. 2.Дидактические пособия • М.Н. Перова «Методика преподавания математики в коррекционной школе» М.: Владос, 1999г • Ф.Р. Залялетдинова «Нестандартные уроки математики в коррекционной школе» М.: Владос, 2007г • С.Е. Степурина «Математика 5-9 классы. Коррекционно-развивающие задания и упражнения» Из-во «Учитель» 2009г. • С.Е. Степурина «Математика 5-6 классы. Тематический и итоговый контроль, внеклассные занятия» Волгоград: Учитель 2007г. Т.Н. Канашевич «Математика» Минск: Современная школа: Кузьма, 2009г. М.В. Беденко «Сборник текстовых задач по математике» Москва: Вако, 2008г Т.П. Иванова «Математика. Коррекционно-развивающее обучение: 5-9 классы» Москва: Школьная пресса, 2005 г. Е.Б. Арутюнян «Математические диктанты для 5-9 классов» Москва: «Просвещение», 1991г. В.В. Эк «Дидактический материал по математике» Москва 1992г. О.И. Дмитриева «Поурочное разработки по математике» Москва: Вако 2009г Я.Ф. Чекмарев «Методика устных вычислений» Москва: «Просвещение» 1970г. О.А. Бибина «Изучение геометрического материала» Москва: Владос, 2005 г. М.Н. Перова «Дидактические игры и упражнения по математике» Москва: «Просвещение» 1996г. Н.И. Зильберберг «Урок математики. Подготовка и проведение» Москва: «Просвещение» 1996г. 3.Демонстрационные пособия • Таблица умножения • Таблица классов и разрядов • Таблица «Римские цифры» • Таблица «Компоненты при сложении и вычитании» • Таблица нахождения неизвестных компонентов • Таблица «Порядок действия в примерах» • Таблица «Письменное сложение многозначных чисел» • Таблица «Письменное вычитание многозначных чисел» • Таблица «Письменное умножение многозначных чисел» • • • • • • • • • • Таблица «Соотношение мер длины, массы, времени» Таблица «Скорость, время, расстояние» Таблица-алгоритм «Округление чисел до десятков, сотен» Таблица «Геометрические фигуры» 4. Инструменты: 1. Метр 2. Треугольник 3. Транспортир 4. Циркуль 5. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства: • электронные справочники, • электронные пособия 6. Технические средства обучения: • Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. • Магнитная доска. • Мультимедийный проектор. • Экранно-звуковые пособия: • Видеофильмы соответствующего содержания. • Слайды соответствующего содержания. • Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения. 7. Оборудование класса: • Ученические столы двухместные с комплектом стульев • Стол учительский с тумбой • Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. • Настенные доски • • • • Приложение к рабочей программе по математике 5 класс Календарно-тематическое планирование по математике 5 класс № п.п Тема Нумерация чисел в пределах 100. счет равными числовыми группами. 2. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 без перехода через разряд. 3. Устное умножение и деление чисел в пределах 100 без перехода через разряд. 4. Виды линий. Построение линий 5. Нахождение неизвестного слагаемого 6. Нахождение неизвестного уменьшаемого. 7. Нахождение неизвестного вычитаемого. 8 Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. 9. Углы: прямой, тупой, острый. Построение углов. Геометрические фигуры: прямоугольник, квадрат. Построение. 10. Решение задач на нахождение неизвестного уменьшаемого, слагаемого. 11. Входная контрольная работа Анализ контрольной работы. Устная, письменная нумерация чисел в пределах 1000. 12. Получение круглых сотен. Счет круглыми сотнями в прямом и обратном порядке. Запись круглых сотен. 13. Получение полных трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. Запись полных трехзначных чисел. 1. Интегрированные уроки Повторение. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 План Дата Факт 14. 15. 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. Получение трехзначных чисел из сотен и десятков, из сотен и единиц. Запись трехзначных чисел с нулем на конце или в середине. Разложение трехзначных чисел на сотни, десятки, единицы. Шар. Круг. Окружность. Радиус. Счет до 1 000 и от 1 000 по 1. Счет разрядными единицами, по 2, 20, 200, 5, 50, 500. Округление чисел до десятков, сотен. Знак (приблизительно равно). Вычисление длины ломаной линии. Единицы измерения стоимости. 1р.=100к.. Денежные купюры, размен, замена нескольких купюр одной. Единицы измерения длины: мм, см, дм, м, км. 1км=1 000м. Соотношение единиц длины. Единицы измерения массы: г, кг, ц, т. Соотношение единиц массы. Вычисление периметра прямоугольника. Контрольная работа по теме «Устная и письменная нумерация чисел в пределах 1000». Анализ контрольной работы. Устные вычисления в пределах 1 000. Сложение и вычитание круглых десятков и сотен. Сложение и вычитание круглых десятков и сотен из трехзначного числа без перехода через разряд. Сложение и вычитание из трехзначного числа однозначного числа без перехода через разряд. Сложение и вычитание из трехзначного числа двузначное число без перехода через разряд. Вычисление периметра треугольника. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32. 33. 34. 35 36 37 38 39. 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. 47. Сложение и вычитание из трехзначного числа 1 трехзначное число без перехода через разряд. Разностное сравнение чисел. 1 Решение задач на разностное сравнение. 1 Кратное сравнение чисел. 1 Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд Прямоугольный треугольник. 1 Сложение трехзначного числа с 1, 2-значным 1 числом с переходом в разряде единиц. Сложение полных трехзначных чисел с переходом в 1 разряде единиц. Сложение полных трехзначных чисел с переходом в 1 разряде единиц Сложение трех слагаемых, выраженных 1 трехзначным числом Остроугольный треугольник. 1 Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом 1 через разряд с недостающим разрядом единиц Вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через 1 разряд с недостающим разрядом десятков Вычитание чисел в пределах 1 000 с одним 1 переходом через разряд. Вычитание чисел в пределах 1 000 с двумя 1 переходами через разряд. Тупоугольный треугольник. 1 Сложение и вычитание чисел, полученных в 1 результате измерения, с одним переходом через разряд. Вычитание чисел в пределах 1 000, где уменьшаемое 1 выражено круглыми сотнями или 1 000. Решение примеров в 2-3 действия без скобок Разносторонний треугольник Нахождение неизвестных компонентов при сложении и вычитании. 51. Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 1000 с переходом через разряд» 52. Анализ контрольной работы. Обыкновенные дроби 53. Нахождение одной доли предмета, числа. 54. Равнобедренный треугольник. 55. Нахождение нескольких долей предмета, числа. 56. Образование дробей. Числитель, знаменатель дроби. 57. Образование дробей. 58. Сравнение дробей с одинаковым знаменателем. 59. Сравнение дробей с одинаковым числителем. 60. Равносторонний треугольник 61. Количество долей в одной целой. Сравнение обыкновенных дробей с единицей. 62. Правильные дроби. 63. Неправильные дроби. 64. Решение задач на нахождение одной и нескольких частей числа. 65. Итоговая контрольная работа за 1 полугодие 66. Анализ контрольной работы 67. Построение треугольников. Умножение и деление 10, 100, на 10, 100. 68. Классификация треугольников по величине углов. 69. Умножение чисел 10, 100, на 10, 100. 70. Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 10. 71. Классификация треугольников по длинам сторон. 48. 49. 50. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Деление чисел на 10 с остатком. 1 Деление чисел, оканчивающихся нулями, на 100. 1 Деление чисел на 100 с остатком. 1 Преобразование чисел, полученных при измерении мерами стоимости, длины, массы. Замена крупных мер мелкими. 75. Преобразование чисел, полученных при 1 76. Построение треугольника по трем сторонам. 1 77 Преобразование чисел, полученных при измерении 1 единицами длины, стоимости, массы. Замена мелких мер крупными 78. Меры времени. Год. Соотношение: 1год=365-366 1 суток. Високосный год. 79. Виды кривых линий. Окружность. Круг. 1 80. Контрольная работа по теме «Умножение, деление 1 на 10, 100. Преобразование чисел, полученных при измерении» 81. Анализ контрольной работы 1 Умножение и деление круглых десятков и круглых сотен на однозначное число. 82. Умножение и деление круглых десятков на 1 однозначное число. 83. Умножение и деление круглых сотен на 1 однозначное число. 84. Решение числовых выражений в 2-3 действия на 1 умножение и деление круглых десятков, сотен на однозначное число. 85. Радиус. Обозначение буквой R. 1 86. Разностное и кратное сравнение чисел. 1 87. Деление на равные части. 1 88. Увеличение, уменьшение числа в несколько раз. 1 Умножение и деление двузначных и трехзначных чисел на однозначное число без перехода через разряд 89. Диаметр. Обозначение буквой D. 1 72. 73. 74. 90. 91 92. 93. 94. 95. 96. 97. 98. 99. 100 101 102 103 104 105 106 107 108 Умножение и деление двузначного числа на 1 однозначное без перехода через разряд. Решение числовых выражений на умножение и 1 деление двузначного числа на однозначное без перехода через разряд. Нахождение части числа. 1 Умножение и деление полного двузначного, 1 трехзначного числа на однозначное без перехода через разряд. Построение окружности с заданным диаметром. 1 Хорда. Построение в окружности. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 Решение числовых выражений на умножение и 1 деление трехзначного числа на однозначное. Разностное и кратное сравнение. 1 Умножение и деление трехзначного числа на 1 однозначное. Умножение по содержанию 1 Внетабличное умножение и деление на однозначное 1 число. Дуга окружности. Построение окружностей с 1 указанием радиуса, диаметра, хорды. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз. 1 Решение выражений в 2-3 действия 1 Умножение и деление трехзначного числа на 1 однозначное без перехода через разряд Увеличение, уменьшение числа в несколько раз 1 Проверка действия умножения. 1 Проверка действия деления. 1 Контрольная работа за 3 четверть 1 Умножение и деление двузначных чисел и трехзначных чисел на однозначное число с переходом через разряд. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. 126. 127. 128. 129. Решение примеров в 2-3 действия Умножение трехзначного числа на однозначное с одним переходом через разряд. Умножение трехзначного числа на однозначное с двумя переходами через разряд. Умножение трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное Умножение по содержанию. Геометрические фигуры. Многоугольники. Нахождение периметра. Решение числовых выражение в 2-3 действия. Деление двузначного числа на однозначное с переходом через разряд. Деление трехзначного числа на однозначное число с переходом через разряд Прямоугольник. Диагонали в прямоугольнике. Деление трехзначного числа с 0 в разряде единиц на однозначное с переходом через разряд. Деление трехзначного числа с 0 в разряде десятков на однозначное с переходом через разряд. Решение числовых выражений в 2-3 действия. Квадрат. Диагонали в квадрате. Уменьшение, увеличение числа в несколько раз. Нахождение части числа. Разностное и кратное сравнение. Геометрические тела. Куб. Геометрические тела. Брус. Нумерация чисел в пределах 1.000. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Повторение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 130 131, 132 133 134 135, 136 Сложение и вычитание чисел в пределах 1.000 с переходом через разряд. Нахождение неизвестного числа при сложении и вычитании. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении Геометрические тела. Шар. Умножение и деление многозначного числа на однозначное без перехода через разряд Решение примеров в 2-3 действия. Увеличение и уменьшение числа в несколько раз 1 2 1 1 2