РП Чтение 9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 9 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель чтения

с.Армизонское 2024 год

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 05.03.2004 №1089).
4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Чтение. 9 класс». учеб. для общеобразоват.
организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / [авт.-сост. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова]. – 9-е изд. – М.:
Просвещение, 2017. – 270 с: ил..
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной
компетентности, основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
В процессе изучения чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и
понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им
характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;
делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания
учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники
чтения и понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того
уровня знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель курса:
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социальноличностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:

отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или
отрывков из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;


учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного
процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших
классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
2.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 9 класса

Требования к уровню подготовки представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и
навыками.
Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, бегло вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

дать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста
Учащиеся должны знать:
 наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт
характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различие оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
3.

№
1

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем
ВВЕДЕНИЕ

Количество
часов
1

В т.ч. на лабораторные и
практические

2

РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

15

3

РАЗДЕЛ 2. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX
ВЕКА
РАЗДЕЛ 3. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX
ВЕКА
РАЗДЕЛ 4. ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

66

Итого

136

4
5

4.

44
10

Содержание учебного предмета.

Изучаемые произведения.
Устное народное творчество.
Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…».
Былина «На заставе богатырской» (в сокращении).
«Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».
Из произведений русской литературы ХIХ века.
В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении).
И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении).
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня – крестьянка» (в сокращении).
М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада».
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении).
Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша».
А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…».
А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».
Из произведений русской литературы ХХ века.
М. Горький «Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в
сокращении).
М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…».
К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер».
С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова».
М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении).
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».

Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня».
Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».
Произведения для внеклассного чтения.
П. Ершов «Конёк – горбунок», стихотворения А. Пушкина, Н. Гоголь «Ночь перед Рождеством», А. Чехов «Унтер
Пришибеев», стихотворения С. Есенина, Э. Сетон – Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», стихотворения М. Цветаевой,
Д. Даррелл «Живописный жираф».
Произведения для заучивания наизусть.
М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро, радость эта…», М. Цветаева
«Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок), И
Крылов «Кот и Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».
5.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Итого:

Тема раздела

Кол-во часов

Введение
Устное народное творчество

1
15

Из произведений Русской литературы XIX века
Из произведений Русской литературы XX века
Зарубежная литература

66
44
10
136

6.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.
Аксенова А.К. Чтение. 9 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.
программы / [авт.-сост. А.К. Аксенова, М.И. Шишкова]. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – 270 с: ил..

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по чтению и развитию речи 9 класс
№ п.п. Количество
часов.
1
1.
1
15
2.
1
3.
1
4.
5.
1
6.
1
7.
1
8.
1
9.
1

Тема урока
Введение
Роль книги в жизни человека
Устное народное творчество
Устное народное творчество. Жанры
Русские народные песни. «Колыбельная».
Русские народные песни. «За морем синичка жила».
Былины как жанр. Знакомство с особенностями жанра
Былина «На заставе богатырской».
Былина «На заставе богатырской».
Урок развития речи. Пересказ былины по плану
Урок развития речи. Сочинение по картине «В.М. Васнецова «Три
богатыря»

10.
11.
12.
13.
14.
15.

1
1
1
1
1
1

В/чтение. Былина «Вольга и Микула Селенинович»
Контрольный урок. Проверка техники чтения
Народная сказка « Сказка про Василису Премудрую»

16.

1

Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество». Проверка
техники чтения. Я Пынясов Хитрый огурчик.

17.
18.
19.
20.
21.

66
1
1
1
1
1

Из произведений Русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. Биография.
Сказка «Три пояса». Три сестры главные героини сказки
Сказка «Три пояса». Встреча в лесу.
Сказка «Три пояса». Подарок старой женщины.
Сказка «Три пояса». Во дворе у князя.

Внеклассное чтение по теме «Былинные герои Древней Руси»

Беседа, обсуждение сказки, вопросы
Сказка«Лиса и тетерев».Чтение, беседа об особенностях сказок о
животных. Язык сказок. Герои.

Дата планируемая

Дата фактическая

22.
23.
24.
25.
26.
27.

1
1
1
1
1
1

Сказка «Три пояса». Людмила избранница князя.
Беседа по содержанию сказки

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.

1
1
1
1
1
1
1
1

Внеклассное чтение. Урок- экскурсия «Подруга жизни – басня».

36.

1

37.
38.
39.

1
1
1

Урок развития речи. Сочинение-отзыв по плану.

И.А. Крылов. Знакомство с жизнью и творчеством
И.А. Крылов. Басня «Кот и повар». Чтение по ролям
Басня «Слон и Моська». Чтение, беседа об особенностях жанра
басни. Мораль в басне
А.С. Пушкин. Биография. Рассказ учителя
А.С. Пушкин – «солнце русской поэзии».

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Встреча с героями.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Руслан и его соперники.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Схватка Руслана с Рогдаем.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Встреча с головой.
А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Раскрытие секрета
могущества Черномора.

А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» Победа Руслана над всеми
силами.

Герои поэмы: беседа, характеристика героев
Повесть «Барышня - крестьянка». Чтение
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Быт и жизнь двух соседей
помещиков.

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.

1
1
1
1
1
1
1
1

48.
49.

1
1

А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». План Лизы.
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Встреча двух помещиков.
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». В гостях у Берестовых.
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Счастливый конец повести.
Беседа о поступках, характерах героев
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Итоговый урок
А.С. Пушкин. Внеклассное чтение по произведениям
М.Ю. Лермонтов. Знакомство с жизнью и творчеством поэта по
учебнику
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи».
М.Ю. Лермонтов «Баллада»

50.
51.
52
53

1
1
1
1

54.
55
56

1
1
1

57
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67.
68.
69.
70.
71.
72.

1
1
1
1
1
1

73.
74.

1
1

75.
76.

1
1

Баллада «Морская царевна»
Чтение, работа по содержанию баллады
Внеклассное чтение по стихотворениям М.Ю. Лермонтова
Стихи о Родине, о природе: «Выхожу один я на дорогу», «Листок».
Беседа по вопросам
Чтение стихотворения наизусть
Н.В. Гоголь. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» Чтение,
пересказ
Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница»
Чтение, знакомство с особенностями языка повести
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница».
Пересказ эпизода (на выбор). Рисование иллюстраций к повести
Внеклассное чтение. Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Устное рисование портретов героев повести, особенности языка
Контрольный урок. Проверка техники чтения
Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»
Н.А. Некрасов. Знакомство с жизнью и творчеством.
Игра
«Аукцион знаний»
Н.А. Некрасов. Стихотворение «Рыцарь на час».
Н.А. Некрасов «Рыцарь на час». Беседа по вопросам, обсуждение
Поэма «Саша» (отрывок). Чтение поэмы
Беседа по вопросам, работа с текстом поэмы «Саша»
Внеклассное чтение. Викторина по произведениям Некрасова
А.А. Фет. Биография. Знакомство со статьей в учебнике. Беседа по
вопросам
Стихотворение «На заре ты ее не буди». Выразительное чтение
«Это утро» и др. стихи. Изображение природы и внутренний мир
лирического героя
Чтение стихотворения наизусть (на выбор)
А.П. Чехов. Биография. Знакомство с жизнью и творчеством. Игра

77.
78.
79.

1
1
1

80.
81.
82.
83.
84.

1
1
1
44
1
1

85.
86.
87.
88.

1
1
1
1

89.
90.
91.
92.

1
1
1
1

93.

1

94.
95.
96.
97.
98.

1
1
1

99.
100.

1
1

1

«снежный ком»
А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
А.П. Чехов. Рассказ «Злоумышленник».
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил». Чтение, беседа об особенностях
юмора писателя.
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил».
А.П. Чехов. Рассказ «Пересолил».
Внеклассное чтение по рассказам Чехова
Из произведений Русской литературы XX века
М. Горький. Знакомство с биографией
М. Горький «Песня о Соколе». Чтение, знакомство с особенностями
песни
«Песня о Соколе». Отработка навыков выразительного чтения
«Песня о Соколе».
«Песня о Соколе».
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче» и др.
Выразительное чтение учителем стихотворений.
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче».
В.В. Маяковский. «Необычайное приключение на даче».
М. Цветаева Поэзия и жизнь поэтессы
Чтение стихов, беседа по вопросам («Красною кистью», «Вчера еще
в глаза глядел»)
Стихотворения М Цветаевой. Отработка навыка выразительного
чтения
К.Г. Паустовский. Биография. «Стекольный мастер»
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер»
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер»
К.Г. Паустовский. «Стекольный мастер»
Пересказ рассказа, описание картин природы и чувства героев,
письменный ответ на вопросы
Внеклассное чтение. К. Паустовский «Старик в потертой шинели»
С. А. Есенин. Слово о поэте.

101.

1

102.
103.

1
1

104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.

1
1
1
1
1
1
1
1

112.
113.
114.
115.
116.
117.

1
1
1
1
1
1

118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1

127.
128.

Стихотворение «Нивы сжаты, рощи голы». Выразительное чтение
наизусть, беседа по вопросам
С.А. Есенин «Собаке Качалова»
Внеклассное чтение «Красота и звуки родного края в произведениях С.
Есенина.

«Стихи о природе». Конкурс чтецов
М.А. Шолохов. Биография. Разбор статьи учебника, беседа по плану
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Р.Р. Пересказ эпизода. «Побег Андрея из плена».

Выразительное чтение по ролям эпизода, характеристика главного
героя
Внеклассное чтение. Шолохов «Донские рассказы»
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб».
Н.М. Рубцов. Биография поэта. Деревенская тема поэзии
Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонек», «Зимняя
ночь» и др.
Устное рисование картин природы в поэзии Рубцова.
Ю.И. Коваль. Слово о писателе
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Ю.И. Коваль «Приключения Васи Куролесова».
Контрольная работа по прочитанным произведениям

Написание отзыва о книге Ю. Коваля (чем понравилась повесть)
Зарубежная литература
Р. Стивенсон. «Вересковый мед».
Р. Стивенсон. «Вересковый мед». Работа над содержанием баллады

129.
130.
131.
132.
133.

1
1
1
1
1

134.
135.
136.

1
1
1

Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап»
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап»
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап»
Э. Сетон - Томпсон. Рассказ «Снап»
Дж. Даррелл. Слово о писателе. Чтение рассказа «Живописный
жираф»
Контрольный урок. Проверка техники чтения
Викторина « Герои книг».
Заключительный урок.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».