РП Чтение 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 8 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель чтения

с.Армизонское 2024 год

1

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по чтению и развитию речи разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе
нормативных документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 05.03.2004 №1089).
4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-20245год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника «Чтение. 8 класс. Учеб. для специальных (коррек.)
образоват. учреждений VIII вида / Авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 7-е изд. – М. : Просвещение, 2012. – 288 с. : ил.»
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности,
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
В процессе изучения чтения в 8 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости,
выразительности на основе понимания читаемого материала. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся
отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать
основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно
оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том
числе эмоционального плана. Это способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия
описываемых событий жизненным ситуациям.
Рабочая программа по чтению предназначена для развития речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и
понимание содержания художественных произведений. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний
и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Цель курса:
Совершенствовать технику чтения, обеспечивать языковое и речевое развитие школьников, направленное на их социальноличностное становление, профессиональное самоопределение в будущей жизни.
Задачи курса:

отрабатывать навыками правильного, беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков
из произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей;

учить правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

2


социально адаптировать учащихся в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.
Специальная задача коррекции речи и мышления умственно отсталых школьников является составной частью учебного процесса и
решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в младших
классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
2.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Требования к уровню подготовки представлены в данном разделе и содержат следующие компоненты:
знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и
навыками.
Учащиеся должны уметь:

читать осознанно, правильно, выразительно, бегло вслух; читать «про себя»;

выделять главную мысль произведения;

дать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая свое отношение к ним;

пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста
Учащиеся должны знать:
 наизусть 10 стихотворений, прозаический отрывок
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера
героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных, в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различие оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
3.

№
1

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество
часов
14

РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

3

В т.ч. на лабораторные и
практические

2

РАЗДЕЛ 2. ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

46

3

РАЗДЕЛ 3. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 1-Й
ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
РАЗДЕЛ 4. ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ 2-Й
ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
Итого

34

4

4.

42
136

Содержание учебного предмета.

Устное народное творчество
Сказки. Русская народная сказка "Волшебное кольцо".
Пословицы и поговорки.
Баллады.
В.А.Жуковский «Перчатка», И.З.Суриков «Нашла коса на камень»
Былины. Былина «Садко»(отрывок)
Произведения русских писателей XIX века
А. С. Пушкин. Биографические сведения.
М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И.Пущин «записки о Пушкине», А. С. Пушкин, "Цветок", "Я памятник себе воздвиг
нерукотворный", Во глубине сибирских руд», «Зимнее утро», «И.И.Пущину», «Няне». Любовная лирика «Сожженое письмо», «Я вас
любил». Сказка «Сказка о попе и работнике его Балде» Просмотр мультфильма «Сказка о попе и работнике его Балде» по мотивам сказки
А.С.Пушкина.
М. Ю. Лермонтов. Биографические сведения. Стихотворение "Смерть поэта", "Родина", «Парус», «Сосна». Отрывки из поэмы
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Вспоминаем прочитанное. Проверка техники чтения.
И. А. Крылов. Биографические сведения. Жанр басни. Особенности басен Крылова.
И. А. Крылов "Волк на псарне", "Осел и соловей", «Муха и пчела». Урок внеклассного чтения. Викторина по басням И.А. Крылова.
Н. А. Некрасов. Биографические сведения.
Н. А. Некрасов "Размышления у парадного подъезда"(отрывок), "В полном разгаре страда деревенская", отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос», «Русские женщины».
И.С. Никитин «Утро на берегу озера».
И.С.Тургенев. Биографическая справка. И.С.Тургенев «Муму». Проверка техники чтения.
Л. Н. Толстой. Биографические сведения. "После бала" (в сокращении).

4

Произведения русских писателей 1-й половины ХХ века
А. П. Чехов. Рассказ «Лошадиная фамилия».
В. Г. Короленко. Отрывок из повести «Слепой музыкант».
М. Горький. Рассказ «Макар Чудра».
С. А. Есенин. Стихотворения «Спит ковыль…», «Пороша», «Отговорила роща золотая…».
А. П. Платонов. Сказка «Разноцветные бабочки».
А. Н. Толстой. Рассказ «Русский Характер».
Н. А. Заболоцкий. Стихотворение «Некрасивая девочка
Произведения русских писателей 2-й половины ХIХ века
К. Г. Паустовский. Рассказ «Телеграмма».
Р. И. Фраерман. Отрывки из повести «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
Л. А. Кассиль. Рассказ «Пекины бутсы».
А. Т. Твардовский. Отрывки из поэмы «Василий Тёркин».
В. М. Шукшин. Рассказ «Гринька Малюгин».
В. П. Астафьев. «Далёкая и близкая сказка» (глава из повести «Последний поклон»).
Р. П. Погодин. Рассказ «Алфред».
А. А. Сурков. Стихотворение «Родина».
Произведения для внеклассного чтения
А. Пушкин «Метель», М. Лермонтов «Беглец», Ф. Искандер «Молельное дерево», И. Крылов «Басни», И. Тургенев «Записки
охотника»,
А. Чехов «Толстый и тонкий», Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке», Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой
любви», В. Астафьев «Конь с розовой гривой».
Произведения для заучивания наизусть.
А. Пушкин «во глубине сибирских руд…», «Няне», М. Лермонтов «Родина» (отрывок), «Парус», отрывок из «Песни про царя…», И.
Крылов «Осел и Соловей» (отрывок), И. Никитин «Русь» (отрывок), С. Есенин «Спит ковыль…», «Пороша», А. Твардовский «Василий
Теркин» (отрывок).
5.

№ п/п

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
Тема раздела

5

Кол-во часов

1.
2.
3.
4.
Итого:

Устное народное творчество.
Из русской литературы XIX века.

14
46

Произведения русских писателей 1-й половины XX века
Произведения русских писателей 2-й половины XX века

34
42
136

6.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

1.
Чтение. 8 класс. Учеб. для специальных (коррек.) образоват. учреждений VIII вида / Авт.-сост. З.Ф. Малышева. – 7-е изд. – М.
: Просвещение, 2012. – 288 с. : ил.

6

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по чтению и развитию речи 8 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.

Количество
часов.
14
1
1
1
1
1
1

7.
8.
9.
10.
11
12

1
1
1
1
1
1

13

1

14.

1
46
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

15
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Тема урока
Устное народное творчество.
Устное народное творчество.. «Сказки»..
Русская народная сказка «Волшебное кольцо».
Нравственный смысл сказки «Волшебное кольцо».
Работа по содержанию сказки «Волшебное кольцо
Пословицы и поговорки.
Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Баллады как вид
стихотворных рассказов.
В.А.Жуковский. «Перчатка»
И.З.Суриков. «Нашла коса на камень».
Былины как вид поэтического жанра.
Былина «Садко»
Былина «Садко»..Выборочное чтение. Чтение по ролям.
Былина «Садко»..Выделение устаревшей лексики. Работа с
иллюстрацией. Ответы на вопросы.
Внеклассное чтение. Устное народное творчество. Чтение по
ролям отрывка из былины «Добрыня и Змей»
Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество»
Произведения русских писателей XIX века
А.С. Пушкин Биографические сведения.
М.Я. Басина. «Публичное испытание».
И.И. Пущин. «Записки о Пушкине» (отрывок).
А.С. Пушкин. «Памятник», «Во глубине сибирских руд».
А.С. Пушкин. «Зимнее утро».
А.С. Пушкин. «И.И. Пущину».
А.С. Пушкин. «Няне»
А.С. Пушкин. «Сожженное письмо», «Я вас любил…»
А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде».

7

Дата планируемая Дата фактическая

24.
25.
26.
27.
28.
29.

1
1
1
1
1
1

30.

1

31.
32.
33.
34.
35
36
37.
38
39
40
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Внеклассное чтение. «Сказки А.С. Пушкина»
М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения.
«Смерть поэта». (отрывок).
М.Ю. Лермонтов. «Родина».
Тема одиночества в стихах «Парус» и «Сосна».
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…»,
Картины пира
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…», Образ
купца Калашникова.
М.Ю. Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича…», Бой.
И.А. Крылов. Биографические сведения.
И.А. Крылов. «Волк на псарне».
И.А. Крылов. «Осёл и соловей».
И.А. Крылов. «Муха и пчела».
Н.А. Некрасов. Биографические сведения
Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда».
Н.А. Некрасов «В полном разгаре страда деревенская…»
Н.А. Некрасов .Отрывок из поэмы «Мороз, красный нос».
Н.А. Некрасов «Русские женщины».
И.С. Никитин. Биографические сведения. «Русь»
И.С. Никитин. «Утро на берегу озера».
Внеклассное чтение. Стихи русских поэтов о зиме.
И.С. Тургенев. Биографические сведения.
И.С. Тургенев. «Муму». Характеристика героя.
И.С. Тургенев. «Муму». Описание собаки.
И.С. Тургенев. «Муму». Рассказ о барыне.
И.С. Тургенев. «Муму». Сочувствие главному герою
Пересказ по плану «Муму» 5 часть.
И.С. Тургенев. «Муму». Бессилие крепостного перед барыней.
И.С. Тургенев. «Муму». Пересказ по составленному плану.
И.С. Тургенев. «Муму». 8 часть.
Л.Н. Толстой. Биографические сведения.
Л.Н. Толстой. «После бала». Внешность и поведение полковника

8

55.
56
57
58.
59
60
61.
62.
63
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.

1
1
1
1
1
1
34
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

76.

1

77.
78.
79.
80.
81.

1
1
1
1
1

на балу.
Л.Н. Толстой. «После бала». Жестокость полковника после бала.
Л.Н.Толстой «После бала». Выборочный пересказ.
Выборочный пересказ «На балу» по опорным словам.
Внеклассное чтение по произведениям Л.Н.Толстого.
Внеклассное чтение по произведениям Л.Н.Толстого.
Внеклассное чтение по произведениям Л.Н.Толстого.
Произведения русских писателей 1-ой половины XIX века
А. П. Чехов. Биографические сведения.
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»
А. П. Чехов. «Лошадиная фамилия»
В.Г. Короленко Биография. «Слепой музыкант». 1 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 2 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 3 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 4 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».5 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».6 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант».7 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 8 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 9 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 10 часть
В.Г. Короленко. «Слепой музыкант». 11 часть
Работа с иллюстрацией. Выявление авторского отношения к
героям повести.Краткий пересказ повести по плану.
Работа с иллюстрацией. Выявление авторского отношения к героя
м повести.Краткий пересказ повести по плану.
Внеклассное чтение
Внеклассное чтение
А.М. Горький. Биографические сведения.
А.М. Горький «Макар Чудра»
Работа с иллюстрациями. Составление плана пересказа. Опорные
слова. Пересказ по плану.

9

82.

1

83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

95.
96.
97
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104
105.
106.
107.
108.
109.
110.

42
1
1

Работа с иллюстрациями. Составление плана пересказа. Опорные
слова. Пересказ по плану.
Внеклассное чтение .А.М.Горький. "Сказки об Италии".
С.А. Есенин. Биографические сведения.
С.А. Есенин. «Спит ковыль»
С.А. Есенин. «Пороша»
С.А. Есенин. «Отговорила роща золотая»
А.П. Платонов. Биография. «Разноцветная бабочка»
А.Н. Толстой. Биография.
А.Н. Толстой. «Русский характер». 1 часть.
А.Н. Толстой. «Русский характер». 2 часть.
А.Н. Толстой. «Русский характер». 3 часть
Внеклассное чтение по произведениям А.Н.Толстого.
Н.А. Заболоцкий. Поэт о красоте человека в стихотворении
«Некрасивая девочка»
Произведения русских писателей 2-ой половины XIX века
К.Г. Паустовский. Биография. «Телеграмма». 1 часть.
К.Г. Паустовский. «Телеграмма». 2 часть
Контрольный тест.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Р.И. Фраерман. Биография. «Дикая собака Динго, или повесть о
первой любви». 1 глава
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или …». 2 глава.
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или …». 3 глава.
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или ». 4 глава
Р.И. Фраерман. «Дикая собака Динго, или…». 5 глава.
Л, А. Кассиль. Биография.«Пекины бутсы»
Л. А. Кассиль. «Пекины бутсы»
Л, А. Кассиль. «Пекины бутсы»
А.Т. Твардовский. Биография
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».

10

111.
112.
113.
114.
115.

1
1
1
1
1

116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин».
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». Гармонь.
А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин». «Кто стрелял?»
А.Т. Твардовский « В наступлении»
Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам.
Словесное рисование.
Контрольный тест
В.М. Шукшин. Биография. «Гринька Малюгин». 1 часть.
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин». 2 часть.
В.М. Шукшин. «Гринька Малюгин». 3 часть.
Р.р. Что такое красота?
В.П. Астафьев. Биография.
В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»
В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»
Р.П. Погодин. Биография.
Р.П. Погодин. «Алфред», 1 глава.
Р.П. Погодин. «Алфред», 2 глава.
Р.П. Погодин. «Алфред», 3 глава.
Р.П. Погодин. «Алфред», 4 глава.
Р.П. Погодин. «Алфред» , 5 глава.
А.А. Сурков. Биография. «Родина»
А.А. Сурков «Родина». Выразительное чтение.
Внеклассное чтение. Творчество А.А. Суркова.
Урок – путешествия «По страницам учебника».
Урок – путешествия «По страницам учебника».
Внеклассное чтение.
Читаем летом

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».