МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по УВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 от «26» 08 Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. 2024 г. Протокол №1 от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Чтение» для обучающихся 7 класса Рабочую программу составил(а): Фель Л.А. учитель чтения с.Армизонское 2024 год 1 1. Пояснительная записка Цель программы: научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, уметь пересказывать текст. Основными задачами данного учебного предмета являются: - закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур, - учить обучающихся читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное. - совершенствовать звукобуквенный анализ отдельных слов. - формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. - участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос; - составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия; - обогащать словарь, развивать связную устную речь; - прививать интерес к чтению; - развивать нравственные качества обучающихся на примерах произведений русских писателей. 2. Общая характеристика учебного предмета. Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской (родной) фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций. Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности. В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала, создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем. Для качественного формирования навыка сознательного чтения, в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений. Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость, выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно. 2 Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения, установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения. Основным видом чтения в 5-9 классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования) значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем, чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения, поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения. Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению. По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также, пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста. С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный, характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы. По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения. Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться коллективно. Виды и методы контроля знаний, умений и навыков обучающихся 5-9 классов: Промежуточный: правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана; выразительно читать, давать развёрнутый ответ на вопрос, составлять простой план по произведению; принимать участие в викторинах, играх. Итоговый: Проверка техники чтения и понимания содержания прочитанного (за четверть, за год). В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения в 5 классе. 3 В начале и конце учебного года – в 6-9 классах. При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): 5 класс – 40-50 слов 6 класс – 50-60 слов 7 класс – 60-70 слов 8 класс – 70-80 слов 9 класс – 80-90 слов. 3. Описание места учебного предмета в учебном плане. В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю). Название учебного предмета Литературное чтение Количество часов в неделю 1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч. год 4 32 32 40 32 136 4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета. Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений. Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы. Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу. Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного. Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности. Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности. 4 Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу. Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей. Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур. 5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета. Содержание программы ориентировано на достижение пятиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных. В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе. Личностные результаты: развитие нравственных чувству, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы; понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять; способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия; способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации, так и в конце действия необходимые коррективы; умение строить сообщения в устной форме; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте; умение формулировать собственное мнение; способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Предметные результаты: умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами; умение соблюдать при чтении паузы между предложениями; умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения); способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов (полный, выборочный, по ролям); способность выделять главную мысль произведения; способность участвовать в беседе; умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части; способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам; 5 способность заучивать стихотворения наизусть; способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки. По возможностям обучения, учащиеся делятся на четыре группы. I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь учителя. Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний, умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения. К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. 6 Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1-2 группы: Учащийся получит возможность научиться: -читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; -читать «про себя»; -выделять главную мысль произведения; -давать характеристику главным героям; -высказывать своё отношение к героям и их поступкам; -правильно отвечать на вопросы; -участвовать в анализе произведения; -выбирать из данных заглавия к выделенным частям; -пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану; -использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании событий и пересказе; -участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту; -пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным; - знать наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3-4 группы: Учащийся получит возможность научится: -читать осознанно, правильно вслух; -читать «про себя»; -высказывать своё отношение к героям и их поступкам; -правильно отвечать на вопросы; -участвовать в анализе произведения; -выбирать из данных заглавия к выделенным частям; -пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану; -учить стихотворения наизусть; -участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному тексту. Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7 класса К концу учебного года учащиеся должны уметь: - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; - читать «про себя»; - выделять главную мысль произведения; - характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного. Учащиеся должны знать: наизусть 10 стихотворений. 1-й уровень(минимальный) - читать вслух правильно, выразительно, бегло (словосочетанием, в трудных случаях — целым словом); 7 - читать про себя с предварительным заданием легкие по содержанию тексты; - выделять тему и идею произведения с помощью учителя; - формулировать вопросы к тексту (с помощью учителя); - делить текст на части или озаглавливать данные части под руководством учителя, в простейших случаях — самостоятельно; - характеризовать главных действующих лиц (с помощью учителя), давать оценку их поступкам; - выделять незнакомые слова в тексте, правильно их объяснять (с помощью учителя); - соотносить читаемые произведения с определенным жанром (с помощью учителя); - выучить наизусть не менее 10 стихотворений; - читать внеклассную литературу под контролем учителя, участвовать в ее обсуждении. Составлять отзывы под руководством учителя. 2-й уровень (достаточный) - читать вслух правильно, выразительно доступные тексты целым словом; - читать про себя проанализированные ранее тексты; - отвечать на вопросы учителя; - пересказывать близко к тексту отдельные части произведения, доступные учащимся по изображенным событиям; - высказывать свое отношение к поступкам героев в доступной учащимся форме; - выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя); - учить стихотворения наизусть (объем текста с учетом особенностей учеников); - участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя доступные задания по прочитанному тексту. 6. Содержание учебного предмета Устное народное творчество. (15 ч) Русская народная сказка «Сивка бурка». Русская народная сказка «Журавль и Цапля». Русская народная сказка «Умный мужик». Проверка техники чтения. Былина «Три поездки Ильи Муромца». Народные песни. Пословицы. Загадки. Урок внеклассного чтения. Из произведений русской литературы XIX века. (58 ч) А.С. Пушкин. Биографические сведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Cалтане…». Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин «Зимний вечер». А.С. Пушкин «У Лукоморья». Урок внеклассного чтения. М.Ю. Лермонтов. Биографические сведения. М.Ю. Лермонтов «Бородино». И.А. Крылов. Жанр басня. Особенности басен Крылова. Басня «Кукушка и Петух». Басня «Волк и Журавль». Басня «Слон и Моська». Урок внеклассного чтения. Н.А. Некрасов. Биографические сведения; «Несжатая полоса», «Генерал Топтыгин». Л.Н. Толстой. Биографические сведения. Л.Н. Толстой «Кавказский пленник». Просмотр фильма по одноименной повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов. Биография писателя; «Хамелеон». Урок внеклассного чтения. Проверка техники чтения. В.Г. Короленко. Биографические сведения. Повесть «Дети подземелья». Тестирование по пройденному материалу. В.Г. Короленко «Дети подземелья». Урок внеклассного чтения. Из произведений русской литературы XX века. (58 ч) А. М. Горький. Биографические сведения. Отрывки из повести «Детство». Отрывки из повести «В людях». Обобщающий урок по творчеству М. Горького. Урок внеклассного чтения. М. Исаковский «Детство», «Ветер», «Весна». К. Паустовский. Биографические 8 сведения. Рассказ «Последний черт». Урок внеклассного чтения. М. Зощенко «Великие путешественники» Урок внеклассного чтения. К. Симонов. Биографические сведения. К. Симонов «Сын артиллериста». Урок внеклассного чтения. В. Катаев. Биографическая справка. «Флаг». Урок внеклассного чтения. Н. Рыленков. Биографическая справка. «Деревья», «Весна без вещуньи-кукушки», «Все в танцующей дымке». Проверка техники чтения. Ю. Коваль. Биографическая справка. «Капитан Клюквин», «Картофельная собака». Ю. Яковлев «Багульник». Р. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит - пора». Проверка техники чтения. А. Алексин. Биографическая справка. «Двадцать девятое февраля». Урок внеклассного чтения. К. Ваншенкин. Библиографическая справка. «Мальчишка». Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Тестирование по пройденному материалу. Задания на лето. Повторение (5 ч) 7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся № п/п Тема раздела Кол-во часов Основные виды учебной деятельности Чтение произведений УНТ. Правильное, осознанное чтение. Работа над беглостью и выразительностью чтения. Чтение «про себя» с выполнением заданий. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Правильное, осознанное чтение. Работа над беглостью и выразительностью чтения. Чтение «про себя» с выполнением заданий. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Словарно – лексическая работа. Чтение текста. Краткие пересказы. Чтение текста по ролям Формирование читательской самостоятельности. Правильное, осознанное чтение. Работа над беглостью и выразительностью чтения. Чтение «про себя» с выполнением заданий. Нахождение в тексте непонятных слов и выражений, пользование подстрочным словарем. Ответы на вопросы к тексту. Заучивание наизусть. Формирование читательской самостоятельности. Инсценирование. Составление рассказов. Выработка навыков сознательного, правильного, беглого, выразительного чтения. Словарно – лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы. Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение учащимися по составленному плану. Пересказ по плану. Развитие устной связной речи. 1. РАЗДЕЛ 1. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО 15 2. РАЗДЕЛ 2. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА 58 3. РАЗДЕЛ 3. ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА 58 4. ПОВТОРЕНИЕ 5 Итого: 136 9 8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса 1.Учебные пособия • Чтение. 7 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт. Сост. А.К. Аксенова. – 13-е изд. – М.: Просвещение, 2020. – 287 с.: ил. 2.Дидактические пособия 1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993. 2. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М., Просвещение, 2001. 3. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981. 4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М.: Флинта – Наука, 1998. 5. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. – С-Пб.: Каро, 2006. 6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991. 7. Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004. 8. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Астрель, 2004. 9. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие). – М.: Флинта – Наука, 1998. 10. Луценко В.С. Оптимизация метода устного изложения материала на уроках в старших классах // Совершенствование учебновоспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983. 11. Петрова В. Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.— М.: Педагогика, 1972. 12. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994. 13. Сорокина Н.К. Понимание литературного текста учащимися младших классов вспомогательной школы // Исследование познавательных процессов детейолигофренов / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987. 3. Оборудование класса: Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский с тумбой Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. Настенная доска 10 Приложение к рабочей программе по чтению 7 класс Календарно-тематическое планирование по чтению 7 класс № п.п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. 19. Тема Интегрированные уроки Устное народное творчество Устное народное творчество. Жанры. Пословицы и поговорки. Загадки. Устное народное творчество. Жанры. Пословицы и поговорки. Загадки. Сказка как жанр устного народного творчества. Особенности волшебной сказки. Сказка «СивкаБурка» (русская народная сказка) Сказка «Сивка-Бурка» (русская народная сказка) Особенности сказок о животных. «Журавль и Цапля» (русская народная сказка) «Умный мужик» (русская народная сказка). Особенности бытовых сказок. Былина как жанр устного народного творчества. Былина «Три поездки Ильи Муромца» Былина «Три поездки Ильи Муромца» Характеры героев былины. Язык былины. Народные песни. «Эх, кабы на цветы не морозы…» Народная песня «По улице мостовой» Пословицы, поговорки, загадки Пословицы, поговорки, загадки Внеклассное чтение. Русские народные сказки. Из произведений русской литературы XIX века Биография А.С. Пушкина А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Решение царя. Заговор сестёр. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Решение царя. Заговор сестёр. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса на Количество часов 15 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 58 1 1 1 1 11 Дата план факт 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32 33 34. 35 36 37 38. 39. 40. 41. 42. 43. 44. острове. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сёстры матери чинят препятствия. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Поведение сестер и бабы Бабарихи. Обещания царя Салтана. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Встреча царя Салтана с сыном. Просмотр мультфильма по одноименной сказке А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…». А.С. Пушкин «Зимний вечер» А.С. Пушкин «У Лукоморья дуб зелёный…» Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Руслан и Людмила». М.Ю. Лермонтов. Творческий портрет. М.Ю. Лермонтов «Бородино» М.Ю. Лермонтов «Бородино» И.А. Крылов. Биография баснописца. И.А. Крылов. Басня «Кукушка и Петух» И.А. Крылов. Басня «Волк и Журавль» И.А. Крылов Басня «Слон и Моська» Внеклассное чтение. В.В. Бианки. Рассказы «Мышарик», «Вести из леса». Н.А. Некрасов. Биография писателя, его творчество Н.А. Некрасов. «Несжатая полоса» Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин» Н.А. Некрасов. «Генерал Топтыгин». Комичность и драматизм в стихотворении Л.Н. Толстой. Творческий портрет. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». I часть. Пленение Жилина. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». I часть. Пленение Жилина. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». II часть. В горском поселении. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». II часть. В горском поселении. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». II часть. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 45. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64 65 66 67 Поведение Жилина и Костылина в плену Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». II часть. Поведение Жилина и Костылина в плену Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». III часть. Отношение окружающих к Жилину. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». III часть. Отношение окружающих к Жилину. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». IV часть. Жилин планирует побег. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». IV часть. Жилин планирует побег. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». V часть. Неудачный побег. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». V часть. Неудачный побег. Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». VI часть. Дружба Жилина и Дины. Обобщающий урок по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» Внеклассное чтение. Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч» Внеклассное чтение. Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч» А.П. Чехов. Биография писателя, его творчество А.П. Чехов. «Хамелеон». А.П. Чехов. «Хамелеон». Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Спать хочется». Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Каштанка». В.Г. Короленко. Биография писателя, его творчество В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я и мой отец В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я и мой отец В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 1 часть. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 1 часть. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 2 часть. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 2 часть. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 68. 69. 70. 71. 72. 73. 74 75. 76. 77 78. 79. 80. 81. 82. 83. 84. 85. 86. 87. 88. 89. 90. 91. 92. 93 В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Знакомство продолжается. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Осенью. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Кукла. В.Г. Короленко. «Дети подземелья». Обобщающий урок. Тестирование по пройденному материалу. Внеклассное чтение. В.Г. Короленко. «Купленные мальчики» Внеклассное чтение. В.Г. Короленко. «Купленные мальчики» Из произведений русской литературы XX века А.М. Горький. Биография писателя, его творчество А.М. Горький. «Детство». Жизнь в доме деда глазами Алеши А.М. Горький. «Детство». Жизнь в доме деда глазами Алеши А.М. Горький. «Детство». История с напёрстком. А.М. Горький. «Детство». История с напёрстком. А.М. Горький. «Детство». Наказание Алёши. А.М. Горький. «Детство». Бабушка и Цыганок. А.М. Горький «В людях». В доме чертёжника. 1часть. А.М. Горький «В людях». В доме чертёжника. 2 часть. А.М. Горький «В людях». Страсть к чтению. Обобщающий урок по произведениям А.М. Горького. Внеклассное чтение. А.М. Горький «Детство» М.В. Исаковский. Краткая биография. М.В. Исаковский «Детство». М.В. Исаковский «Ветер» М.В. Исаковский «Весна» К.Г. Паустовский. Биографические сведения. К.Г. Паустовский «Последний чёрт». К.Г. Паустовский «Последний чёрт». К.Г. Паустовский «На глухом озере» 1 1 1 1 1 1 58 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 94. 95. 96. 97. 98 99. 100. 101. 102. 103. 104. 105. 106. 107 108. 109. 110. 111. 112. 113. 114. 115. 116. 117. 118. 119. 120. 121. 122. 123. 124. 125. Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома» М.М. Зощенко. Краткие биографические сведения М.М. Зощенко «Великие путешественники». М.М. Зощенко «Великие путешественники». Внеклассное чтение. Юмористические рассказы М. М. Зощенко. К.М. Симонов. Творческий портрет. К.М. Симонов. «Сын артиллериста», I часть. К.М. Симонов. «Сын артиллериста», II часть. Внеклассное чтение. А.А. Сурков. Стихотворения из цикла «Победители». В.П. Катаев. Краткие биографические сведения. В.П. Катаев. Флаг. 1 часть. В.П. Катаев. Флаг. 2 часть. Внеклассное чтение. В.П. Катаев «Хуторок в степи» Н.И. Рыленков. Биографическая справка. Н.И. Рыленков «Деревья» Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…» Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…» Ю.И. Коваль. Биографическая справка. Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин» Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 1 часть. Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 2 часть. Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 3 часть. Ю.Я. Яковлев. Краткая биография. Ю.Я. Яковлев «Багульник». Герои рассказа. Ю.Я. Яковлев «Багульник». Секрет Кости. Ю.Я. Яковлев «Багульник». Верность собак и отношение к ним людей. Р.П. Погодин. Биографическая справка. Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 1 часть. Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 2 часть. Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 3 часть. А.Г. Алексин. Биографические сведения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 126. 127. 128. 129. 130. 131. 132. 133. 134 135. 136 А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» Внеклассное чтение. А.Н. Алексин «Звоните и приезжайте». К. Я. Ваншенкин. Биографические сведения. К.Я. Ваншенкин Стихотворение «Мальчишка» К.Я. Ваншенкин. Снежки. Повторение Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Итоговый обобщающий урок за курс 7 класса. Литературная викторина. Итоговый урок. Задания на лето 1 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 16