РП Чтение 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 6 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель чтения

с.Армизонское 2024 год

1

1. Пояснительная записка
Цель программы: научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию
текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, уметь пересказывать текст.
Основными задачами данного учебного предмета являются:
- закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур,
- учить обучающихся читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
- совершенствовать звукобуквенный анализ отдельных слов.
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
- обогащать словарь, развивать связную устную речь;
- прививать интерес к чтению;
- развивать нравственные качества обучающихся на примерах произведений русских писателей.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной
организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской (родной)
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в
существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным
опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих
возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и
расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала,
создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения, в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с
текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по
поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она
реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.

2

Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость,
выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.
Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к
способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с
коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения,
установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в 5-9 классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования)
значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем, чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения,
поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и
самостоятельность чтения.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.
В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также,
пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по
чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений
художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный, характер с постепенным увеличением доли
самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться
коллективно.
Виды и методы контроля знаний, умений и навыков обучающихся 5-9 классов:
Промежуточный:
 правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
 кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
 называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
 устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;
 делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана;
 выразительно читать, давать развёрнутый ответ на вопрос, составлять простой план по произведению;

3

 принимать участие в викторинах, играх.
Итоговый:
Проверка техники чтения и понимания содержания прочитанного (за четверть, за год).
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения в 5 классе.
В начале и конце учебного года – в 6-9 классах.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
5 класс – 40-50 слов
6 класс – 50-60 слов
7 класс – 60-70 слов
8 класс – 70-80 слов
9 класс – 80-90 слов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Название
учебного
предмета
Литературное
чтение

Количество часов
в неделю

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

год

4

32

32

40

32

136

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе –
это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это
ценность стремления к гармонии, к идеалу.

4

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в
целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за
настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание программы ориентировано на достижение пятиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем
темпе.
Личностные результаты:
-формировать понимание важности процесса обучения;
-развивать эстетические чувства и художественный вкус на основе знакомства с отечественной и зарубежной литературой;
-формировать нравственно развитую личность в процессе чтения, развивать морально-этические представления, доброжелательность и
эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
-развивать чувство ответственности за свои поступки при сопоставлении образов персонажей из прочитанного произведения с
собственным опытом;
-формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач;
-развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

5

-развивать умение составлять тексты в устной форме;
-развивать умение строить рассуждения в процессе характеристики текста;
-развивать готовность слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий
при чтении и обсуждении художественных произведений;
-совершенствовать мотивации к систематическому, самостоятельному чтению.
Предметные результаты:
-читать текст правильно, осознанно и выразительно вслух и про себя;
-делить текст на смысловые части, пересказывать текст различными способами (полный пересказ, выборочный, краткий);
- определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
-пользоваться монологической и диалогической речью при пересказах, рассказывании, выражении собственной точки зрения,
коллективном обсуждении и т.п.;
-самостоятельно составлять и задавать одноклассникам (или учителю) вопросы к тексту;
-понимать жанровые особенности произведений 9 сказка, стихотворение, рассказ, басня);
-заучивать наизусть стихотворения, басни;
-совершенствовать читательский опыт, развивать умение пользоваться библиотекой (нахождение нужной книги по теме урока, выбор
книги для самостоятельного чтения, для выполнения творческих работ и т.д.)
По возможностям обучения, учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном
усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики
успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь учителя.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи
сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при
этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих
действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают
связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).

6

Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих
учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний,
умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более
самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не
поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это
говорит хотя и о затрудненном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального
обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов
обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя
в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в
работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается
программой.
Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1-2 группы:
Учащийся получит возможность научиться:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным героям;
-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
-правильно отвечать на вопросы;
-участвовать в анализе произведения;
-выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
-пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
-использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании
событий и пересказе;
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному
тексту;
-пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с

7

прочитанным;
- знать наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3-4 группы:
Учащийся получит возможность научится:
-читать осознанно, правильно вслух;
-читать «про себя»;
-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
-правильно отвечать на вопросы;
-участвовать в анализе произведения;
-выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
-пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
-учить стихотворения наизусть;
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному
тексту.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 6 класса
1-й уровень (минимальный)
-читать вслух правильно, целым словом, трудные слова- по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
-читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
-отвечать на вопросы учителя;
-пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
-оценивать поступки героев (с помощью учителя);
-заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
2-й уровень (достаточный)
-читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных
случаях - целым словом;
-читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
-делить текст на части под руководством учителя;
-пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
-определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
-выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
-выучить наизусть 8- 10 стихотворений;
-читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.

8

6. Содержание учебного предмета
1. Моя Родина (8 ч).
В.Песков «Отечество».
М. Ножкин «Россия».
М. Пришвин «Моя Родина».
2. Золотая осень (18 ч).
В. Бианки «Сентябрь».
И. Бунин «Лес, точно терем расписной».
Ю. Качаев «Грабитель».
Б. Житков «Белый домик».
А. Белорусец «Звонкие ключи».
К. Паустовский «Заячьи лапы».
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».
Е. Носов «Хитрюга».
В. Бианки «Октябрь».
3. Великая радость – работа (12 ч).
С. Михалков «Будь человеком».
Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
4. Страницы истории (12 ч).
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Ф. Глинка «Москва».
В. Бианки «Ноябрь».
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря».
По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».
Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».
5. Что такое хорошо, что такое плохо (6 ч).
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Е. Пермяк «Тайна цены».
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».
6. Здравствуй, гостья – Зима (28 ч).

9

В. Бианки «Декабрь».
Е. Благинина «Новогодние загадки».
А. Никитин «Встреча зимы».
А. Дорохов «Тёплый снег».
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Д. Хармс «Пушкин»
В.Бианки «Январь»
Х.К. Андерсен «Ель»
А. Чехов «Ванька»
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»
И.Суриков «Белый снег пушистый в воздухе кружится»
М.Зощенко «Леля и Митька»
Ю. Рытхэу «Пурга»
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»
В. Бианки «Февраль»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
7. Весна – красна (20 ч).
С.Смирнов «Первые приметы»
В. Бианки «Март»
В. Песков «Весна идет»
М. Пришвин «Жаркий час»
Г. Скребицкий «Весенняя песня»
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Толстой «Детство Никиты»
А. Твардовский «Как после мартовских метелей»
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула весна…»
К. Паустовский «Стальное колечко»
8. Рассказы о животных (14 ч).
По В. Астафьеву «Злодейка»
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»
В. Драгунский «Кот в сапогах»
Д. Хармс «Заяц и еж»
И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

10

По Р. Киплингу «РиккТикки-Тави»
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету»
9. Рассказы, сказки, стихи для детей (20 ч).
В. Бианки «Май»
М. Дудин «Наши песни спеты на войне»
В. Медведев «Звездолет «Брунька»»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»
По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
В. Астафьев «Зорькина песня»
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Словарно – лексическая работа.
Заучивание наизусть. Самостоятельное чтение по частям. Беседы.
Составление ответов на вопросы. Пересказ по частям.
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Словарно – лексическая работа. Беседы.
Составление ответов на вопросы. Пересказ по частям. Выборочное
самостоятельное чтение учащимися. Развитие устной связной
речи.

1.

Моя Родина

8

2.

Золотая осень

18

3.

Великая радость - работа

12

4.

Страницы истории

12

11

Что такое хорошо, что такое плохо.

6

Здравствуй, гостья – Зима

28

7.

Весна – красна

20

8.

Рассказы о животных

14

9.

Рассказы, сказки, стихи для детей

20

5.

6.

Итого:

Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи
Выработка навыков сознательного, правильного, беглого,
выразительного чтения. Заучивание наизусть. Словарно –
лексическая работа. Беседы. Составление ответов на вопросы.
Пересказ по частям. Выборочное, самостоятельное чтение
учащимися. Развитие устной связной речи

136
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

1.Учебные пособия

•

Чтение. 6 класс: учеб. для образоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы / авт.-сост.
И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина. – 17-е изд. – М. : Просвещение, 2020. – 229 с.
2.Дидактические пособия

12

Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М., Просвещение, 2001.
Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно
отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.
4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М.: Флинта – Наука, 1998.
5. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. – С-Пб.: Каро, 2006.
6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
7. Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004.
8. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Астрель, 2004.
9. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие). – М.: Флинта – Наука, 1998.
10. Луценко В.С. Оптимизация метода устного изложения материала на уроках в старших классах // Совершенствование учебновоспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983.
11. Петрова В. Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.— М.: Педагогика, 1972.
12. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994.
13. Сорокина Н.К. Понимание литературного текста учащимися младших классов вспомогательной школы // Исследование
познавательных процессов детейолигофренов / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987.
14. Сорокина Н.К. Пути совершенствования обучения чтению умственно отсталых учащихся // Психологический анализ
дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1988.
3. Оборудование класса:
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев
 Стол учительский с тумбой
 Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
 Настенная доска

1.
2.
3.

13

№
п.п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.

Приложение к рабочей программе по чтению 6 класс
Календарно-тематическое планирование по чтению 6 класс
Тема
Интегрированные
Количество
Дата
уроки
часов
План
Факт
Моя Родина
8
По В. Пескову «Отечество».
1
По В. Пескову «Отечество».
1
По В. Пескову «Отечество».
1
М. Ножкин «Россия».
1
М. Ножкин «Россия».
1
М. Пришвин «Моя Родина».
1
М. Пришвин «Моя Родина».
1
М. Пришвин «Моя Родина».
1
Золотая осень
18
В. Бианки «Сентябрь».
1
В. Бианки «Сентябрь».
1
И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»
1
И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»
1
Ю. Качаев «Грабитель».
1
Ю. Качаев «Грабитель».
1
Б. Житков «Белый домик».
1
Б. Житков «Белый домик».
1
А. Белорусец «Звонкие ключи».
1
А. Белорусец «Звонкие ключи».
1
К. Паустовский «Заячьи лапы».
1
К. Паустовский «Заячьи лапы».
1
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».
1
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще».
1
Е. Носов «Хитрюга».
1
Е. Носов «Хитрюга».
1
В. Бианки «Октябрь».
1
В. Бианки «Октябрь».
1
Великая радость - работа
12

14

27.
28.
29.
30.
31.
32
33
34.
35
36
37
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

С. Михалков «Будь человеком».
С. Михалков «Будь человеком».
Б. Заходер «Петя мечтает».
Б. Заходер «Петя мечтает».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Слон и муравей».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
По Д. Биссету «Кузнечик Денди».
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Дж. Родари «Пуговкин домик».
Страницы истории
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник».
Ф. Глинка «Москва».
Ф. Глинка «Москва».
В. Бианки «Ноябрь».
В. Бианки «Ноябрь».
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря»
По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».
По А. Алексееву «Рассказы о русском подвиге».
Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».
Е. Холмогорова. «Великодушный русский воин».
Что такое хорошо, что такое плохо
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Е. Пермяк «Тайна цены».
Е. Пермяк «Тайна цены».
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте».
Здравствуй, гостья – Зима

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
12
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
28

15

57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64
65
66
67
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74
75.
76.
77
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.

В. Бианки «Декабрь».
Е. Благинина «Новогодние загадки».
Е. Благинина «Новогодние загадки».
А. Никитин «Встреча зимы».
А. Никитин «Встреча зимы».
А. Дорохов «Тёплый снег»
А. Дорохов «Тёплый снег»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»
Проверка техники чтения.
Проверка техники чтения.
Обобщающий урок.
В.Бианки «Январь»
Х.К. Андерсен «Ель»
Х.К. Андерсен «Ель»
А. Чехов «Ванька»
А. Чехов «Ванька»
И. Никитин «Весело сияет месяц над селом…»
И.Суриков «Белый снег пушистый в воздухе
кружится»
М.Зощенко «Леля и Митька»
Ю. Рытхэу «Пурга»
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»
В. Бианки «Февраль»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
С. Маршак «Двенадцать месяцев»
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
Х.К. Андерсен «Снежная королева»
Весна – красна
С.Смирнов «Первые приметы»
С.Смирнов «Первые приметы»
В. Бианки «Март»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
20
1
1
1

16

88.
89.
90.
91.
92.
93
94.
95.
96.
97.
98
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.

В. Бианки «Март»
В. Песков «Весна идет»
В. Песков «Весна идет»
М. Пришвин «Жаркий час»
М. Пришвин «Жаркий час»
Г. Скребицкий «Весенняя песня»
Г. Скребицкий «Весенняя песня»
В. Жуковский «Жаворонок»
В. Жуковский «Жаворонок»
А. Толстой «Детство Никиты»
А. Толстой «Детство Никиты»
А. Твардовский «Как после мартовских метелей»
А. Твардовский «Как после мартовских метелей»
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять
раскинула весна…»
А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять
раскинула весна…»
К. Паустовский «Стальное колечко»
К. Паустовский «Стальное колечко»
Рассказы о животных
По В. Астафьеву «Злодейка»
По В. Астафьеву «Злодейка»
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»
По Е. Барониной «Рассказы про зверей»
В. Драгунский «Кот в сапогах»
В. Драгунский «Кот в сапогах»
Д. Хармс «Заяц и еж»
Д. Хармс «Заяц и еж»
И. Крылов «Зеркало и обезьяна»
И. Крылов «Зеркало и обезьяна»
По Р. Киплингу «РиккиТикки-Тави»
По Р. Киплингу «РиккиТикки-Тави»
В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134
135.
136

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету»
Рассказы, сказки, стихи для детей
В. Бианки «Май»
В. Бианки «Май»
М. Дудин «Наши песни спеты на войне»
М. Дудин «Наши песни спеты на войне»
В. Медведев «Звездолет «Брунька»»
В. Медведев «Звездолет «Брунька»»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»
По А. де Сент -Экзюпери «Маленький принц»
По А. де Сент -Экзюпери «Маленький принц»
По А. де Сент -Экзюпери «Маленький принц»
В. Астафьев «Зорькина песня»
В. Астафьев «Зорькина песня»
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»
Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел…»
Проверка техники чтения
Проверка техники чтения
Обобщающий урок. Задание на лето

1
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».