РП Чтение 5 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 5 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель чтения

с.Армизонское 2024 год
1

1. Пояснительная записка
Цель программы: научить обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) читать доступный их пониманию
текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, уметь пересказывать текст.
Основными задачами данного учебного предмета являются:
- закреплять навыки плавного послогового чтения ранее усвоенных слоговых структур,
- учить обучающихся читать доступный пониманию текст вслух и про себя, осмысленно воспринимать прочитанное.
- совершенствовать звукобуквенный анализ отдельных слов.
- формировать умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного.
- участвовать в беседе, полно и правильно отвечать на поставленный вопрос;
- составлять простые предложения, правильно употребляя формы знакомых слов; использовать предлоги и некоторые наречия;
- обогащать словарь, развивать связную устную речь;
- прививать интерес к чтению;
- развивать нравственные качества обучающихся на примерах произведений русских писателей.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Чтение как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего обучения в образовательной
организации. Практическая и коррекционная направленность обучения обусловливает его специфику. Все знания обучающихся являются
практически значимыми для их социальной адаптации и реабилитации. Необходимость коррекции познавательной и речевой деятельности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обусловлена трудностями овладения ими русской (родной)
фонетикой, графикой и орфографией, своеобразием их общего и речевого развития, имеющихся психофизических функций.
Основными критериями отбора материала по чтению, являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в
существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным
опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих
возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом
ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
В основе расположения произведений в книгах для чтения лежит тематический принцип. В каждом последующем продолжается и
расширяется заявленная в предыдущем классе тематика, тем самым обеспечивается концентричность расположения учебного материала,
создающая условия для пошагового расширения знаний и представлений, для регулярного повторения ранее усвоенных тем.
Для качественного формирования навыка сознательного чтения, в программе выделяется в качестве самостоятельного подраздел «Работа с
текстом». В нем предусматривается последовательное углубление умений учащихся анализировать прочитанное, высказывать суждение по
поводу описываемых событий и поступков героев, устанавливать позицию автора, наблюдая и выявляя те средства, с помощью которых она
реализуется в произведении. К указанному разделу также представлен перечень возможных требований к уровню усвоения читательских умений.
Не менее важным является также дальнейшее совершенствование техники чтения, поскольку такие качества, как правильность, беглость,
выразительность, у разных групп умственно отсталых учащихся формируются не только медленно, но и асинхронно.

2

Известно, что развитие техники чтения осуществляется поэтапно. От класса к классу предъявляются все более высокие требования к
способу чтения: от чтения целым словом к чтению словосочетанием и коротким предложением. Меняются и формы организации чтения: наряду с
коллективной работой над выразительностью чтения школьников обучают приемам, способствующим выделению фразового ударения,
установлению семантических пауз, интонационной окрашенности чтения.
Основным видом чтения в 5-9 классах остается чтение вслух, так как умственно отсталые учащиеся (как показывают исследования)
значительно хуже понимают содержание текста, прочитанного про себя. Вместе с тем, чтение вслух непродуктивно для отработки темпа чтения,
поэтому программа ориентирует учителя на формирование у учащихся чтения про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и
самостоятельность чтения.
Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к
обучению.
По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации.
В связи с этим, придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на
вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также,
пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения, активно используя лексику и образные выражения текста.
С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по
чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно-эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений
художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе.
Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида носит рекомендательный, характер с постепенным увеличением доли
самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.
По мере перехода учащихся из класса в класс уменьшается помощь учителя в составлении отзывов и аннотаций на читаемые произведения.
Вместе с тем (с учетом сложности контингента учащихся) творческие работы по освоению литературных текстов могут выполняться
коллективно.
Виды и методы контроля знаний, умений и навыков обучающихся 5-9 классов:
Промежуточный:
 правильно и последовательно передавать содержание прочитанного;
 кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении;
 называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки;
 устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения;
 делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана;
 выразительно читать, давать развёрнутый ответ на вопрос, составлять простой план по произведению;
 принимать участие в викторинах, играх.
Итоговый:

3

Проверка техники чтения и понимания содержания прочитанного (за четверть, за год).
В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения в 5 классе.
В начале и конце учебного года – в 6-9 классах.
При проверке техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года):
5 класс – 40-50 слов
6 класс – 50-60 слов
7 класс – 60-70 слов
8 класс – 70-80 слов
9 класс – 80-90 слов.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Название
учебного
предмета
Литературное
чтение

Количество часов
в неделю

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

год

4

32

32

40

32

136

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе –
это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и
бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это
ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания
закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из
задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного
образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной
ответственности.
4

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования.
Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у
ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в
целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за
настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её
народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и
прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание программы ориентировано на достижение пятиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем
темпе.
Личностные результаты:
 развитие нравственных чувству, регулирующих моральное поведение (чувство сострадания, сопереживания, вины, стыда и т.п.); развитие
чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с произведениями литературы;
 понимание учебной задачи, поставленной учителем, и способность ее выполнять;
 способность учитывать выделенные учителем в учебном материале ориентиры действия;
 способность (в сотрудничестве с учителем) адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить как по ходу его реализации,
так и в конце действия необходимые коррективы;
 умение строить сообщения в устной форме;
 умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте;
 умение формулировать собственное мнение;
 способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
 умение адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты:
 умение осознанно и правильно читать вслух текст целыми словами;
 умение соблюдать при чтении паузы между предложениями;
 умение соблюдать при чтении интонационное оформление предложений (тон, громкость чтения, логические ударения);
 способность отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;

5









умение осуществлять самостоятельно и с опорой на план, схему, иллюстрации, рисунки, драматизацию и т.п. различные виды пересказов
(полный, выборочный, по ролям);
способность выделять главную мысль произведения;
способность участвовать в беседе;
умение делить текст по данным заглавиям на законченные по смыслу части;
способность выделять главных действующих лиц, давать оценку их поступкам;
способность заучивать стихотворения наизусть;
способность читать доступные детские книги из школьной (домашней) библиотеки.

По возможностям обучения, учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания
ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном
правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном
усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики
успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая
помощь учителя.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности,
чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи
сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они
нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при
этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих
действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают
связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих
вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словеснологической, наглядной и предметно-практической). Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им
сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты).
Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время
фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих
учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют
приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание
воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний,
умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче. Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают
инертность. Значительная помощь им бывает нужна, главным образом, в начале выполнения задания, после чего они могут работать более
самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не

6

поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это
говорит хотя и о затрудненном, но в определённой мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального
обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приёмов
обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать
прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя
в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в
работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое.
Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается
программой.
Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1-2 группы:
Учащийся получит возможность научиться:
-читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную мысль произведения;
-давать характеристику главным героям;
-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
-правильно отвечать на вопросы;
-участвовать в анализе произведения;
-выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
-пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
-использовать образные средства языка в составлении характеристики героев, описании
событий и пересказе;
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному
тексту;
-пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с
прочитанным;
- знать наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок
. Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3-4 группы:
Учащийся получит возможность научится:
-читать осознанно, правильно вслух;
-читать «про себя»;
-высказывать своё отношение к героям и их поступкам;
-правильно отвечать на вопросы;
-участвовать в анализе произведения;

7

-выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
-пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
-учить стихотворения наизусть;
-участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанному
тексту.
















Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 5 класса
1-й уровень (минимальный)
читать вслух правильно, целым словом, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в
зависимости от знаков препинания;
читать про себя проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания учителя;
отвечать на вопросы учителя;
пересказывать фрагменты текста, несложные по содержанию;
заучивать стихотворения наизусть (объем текста с учетом индивидуальных особенностей учащихся);
участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания по прочитанным текстам.
2-й уровень (достаточный)
читать доступные тексты вслух осознанно, правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение (словосочетаниями), в трудных случаях
– целым словом;
читать про себя, выполняя различные задания к проанализированному тексту;
делить текст на части под руководством учителя;
пересказывать текст (полностью или частично) по плану, используя опорные слова;
определять мотивы поступков героев, выражать свое отношение к ним;
выделять в тексте незнакомые слова (с помощью учителя);
выучить наизусть 8 – 10 стихотворений;
читать внеклассную литературу под контролем учителя или воспитателя.
6. Содержание учебного предмета
Устное народное творчество (4 ч):
Считалки. Заклички-приговорки. Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Сказки (16 ч):
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)
Внеклассное чтение «Русские народные сказки»
«Как наказали медведя» (Тофаларская сказка)

8

«Золотые руки» (Башкирская сказка)
«Морозко» (Русская сказка)
«Два Мороза» (Русская сказка)
«Три дочери» (Татарская сказка)
Внеклассное чтение «Сказки народов мира»
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка»
Картины родной природы (19 ч):
Лето. Г. Скребицкий «Июнь»
И. Суриков «Ярко солнце светит…»
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)
А. Платонов «Июльская гроза» (отрывки)
А. Прокофьев «Берёзка»
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…»
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»
По И. Соколову-Микитову «Золотая осень»
К. Бальмонт «Осень»
По Г. Скребицкому «Добро пожаловать!»
По В. Астафьеву «Осенние грусти…»
И. Бунин «Первый снег»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «Золотой луг»
О друзьях-товарищах (17 ч):
Ю. Яковлев «Колючка»
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок)
В. Медведев «Фосфорический» мальчик»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Я. Аким «Твой друг»
Внеклассное чтение Н.Носов «Фантазёры»
Басни И. Крылова (4 ч):
И. Крылов «Ворона и Лисица»
И. Крылов «Щука и Кот»
И. Крылов «Квартет»
Спешите делать добро (16 ч):

9

Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
О. Бондарчук «Слепой домик»
В. Осеева «Бабка»
А. Платонов «Сухой хлеб»
В. Распутин «Люся» (отрывок из повести «Последний срок»
В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский «Огромное небо»
Картины родной природы (24 ч):
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…»
Г. Скребицкий «Декабрь»
К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
С. Есенин «Берёза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Весна. Г. Скребицкий «Март»
А. Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин «В краю дедушки Мазая»
Г. Скребицкий «От первых проталин до первой грозы» (отрывки)
Г. Скребицкий «Весна - красна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
А. Толстой «Весенние ручьи» (отрывки из повести «Детство Никиты»)
А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…»
А. Блок «Ворона»
Е. Серова «Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу зелёном…»
С. Есенин «Черёмуха»
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
О животных (18 ч):
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывки из повести «Детство Тёмы»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из повести «Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот Ворюга»

10

Б. Житков «Про обезьянку»
Э. Асадов «Дачники»
Э. Асадов «Дачники»
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны Даниловны»
С. Михалков «Будь человеком»
Обобщающий урок по теме «О животных»
Из прошлого нашего народа (10 ч):
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Москва собирает войско»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Куликовская битва»
По О. Тихомирову «На поле Куликовом. Слава героям»
По С. Алексееву «Рассказы о войне 1812 года. Бородино. Ключи Конец похода»
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью!»
Ю Коринец «У могилы неизвестного солдата»
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой «Прыжок»
Из произведений зарубежных писателей (8ч):
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывки)
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)
Внеклассное чтение В.А. Осеева «Волшебное слово»
Заключительный урок. Итоги года. Чтение на лето.
7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности
Выполнение артикуляционных упражнений. Отгадывание загадок,
обсуждение пословиц и поговорок, проговаривание чистоговорок.
Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание
аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение текста
вполголоса. Выборочное чтение по заданию учителя.
Упражнения по развитию выразительности чтения. Прослушивание
обучающимися чтения учителем, чтение вполголоса. Чтение по
цепочке. Чтение с заданием. Развивать связную речь. Расширять

1.

Устное народное творчество

4

2.

Сказки

16

3.

Картины родной природы

19

11

4.

О друзьях-товарищах

17

5.

Басни И. Крылова

4

6.

Спешите делать добро

16

7.

Картины родной природы

24

8.

О животных

18

9.

Из прошлого нашего народа

10

10 Из произведений зарубежных
писателей
Итого:

8

словарный запас. Соблюдение пунктуации. Развивать
познавательную деятельность.
Выполнение артикуляционных упражнений Просмотр видеоряда,
отрывки из художественных фильмов и мультфильмов по теме.
Рассматривание выставки книг, Работа с пословицами и
поговорками об осени. Поочередное чтение текста в парах. Чтение
текста цепочкой по предложению, выборочное чтение.
Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание
аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение ключевых
слов текста с построением предположений о теме или событиях
произведения. Чтение текста вполголоса. Беседа с сопровождением
выборочного чтения отрывков текста.
Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание
аудиозаписи чтения литературного произведения. Чтение
выписанных учителем из текста сложных для чтения или
понимания слов. Чтение текста и установление правды и вымысла в
нем
Прослушивание аудиозаписи чтения литературного произведения.
Чтение выписанных учителем из текста сложных для чтения или
понимания слов. Чтение текста вполголоса. Чтение текста цепочкой
по предложению, по абзацу.
Работа с упражнениями по развитию беглости чтения. Чтение
текста вполголоса. Чтение текста цепочкой по предложению, по
абзацу
Чтение текста вполголоса. Чтение текста цепочкой по
предложению, по абзацу. Чтение отрывка текста, которому
соответствует пословица.
Выполнение артикуляционных упражнений. Прослушивание
аудиозаписи чтения литературного произведения. Выборочное
чтение отрывков по заданию учителя. Чтение текста вполголоса.
Чтение текста цепочкой по предложению, по абзацу.

136

12

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебные пособия

•

Малышева З.Ф. «Чтение. 5 класс». учебник для спец. (коррекц.) образовательных учреждений 8 вида. – 11-е изд. Москва,
«Просвещение», 2012 год. – 255 с.
2.Дидактические пособия
1. Винокур Т.Г. Говорящий и слушающий. Варианты речевого поведения. – М.: Наука, 1993.
2. Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников. М., Просвещение, 2001.
3. Гусева Г.М. Использование предметно-практической деятельности в работе над сказкой // Обучение и воспитание умственно
отсталого ребенка / Под ред. М.Н. Перовой. – М., 1981.
4. Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи. – М.: Флинта – Наука, 1998.
5. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. – С-Пб.: Каро, 2006.
6. Канакина В.П. Работа над трудными словами в начальных классах. – М.: Просвещение, 1991.
7. Комарова С.В., Якубовская Э.В. Ступеньки к грамоте. Альбом. Методические рекомендации. – М.: Просвещение, 2004.
8. Кубасова О.В. Как помочь ребенку стать читателем. – М.: Астрель, 2004.
9. Ладыженская Т.А. Устная речь как средство и предмет обучения (учебное пособие). – М.: Флинта – Наука, 1998.
10. Луценко В.С. Оптимизация метода устного изложения материала на уроках в старших классах // Совершенствование учебновоспитательного процесса во вспомогательной школе. – Свердловск, 1983.
11. Петрова В. Г. Развитие речи у учащихся вспомогательной школы.— М.: Педагогика, 1972.
12. Речевые уроки / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1994.
13. Сорокина Н.К. Понимание литературного текста учащимися младших классов вспомогательной школы // Исследование
познавательных процессов детейолигофренов / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1987.
14. Сорокина Н.К. Пути совершенствования обучения чтению умственно отсталых учащихся // Психологический анализ
дифференцированного подхода при обучении умственно отсталых школьников / Под ред. В.Г. Петровой. – М., 1988.
3. Оборудование класса:
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев
 Стол учительский с тумбой
 Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
 Настенная доска

13

Приложение к рабочей программе по чтению 5 класс
Календарно-тематическое планирование по чтению 5 класс
№
п.п
1.
2.
3.
4.

5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.

Тема

Интегрированные
уроки

Количество
часов
4
1

Устное народное творчество
Считалки. Заклички-приговорки.
Потешки.
Пословицы и поговорки.
Загадки.
Обобщающий урок по теме «Устное
народное творчество»
Сказки
«Никита Кожемяка» (Русская сказка)
Внеклассное чтение «Русские
народные сказки»
Внеклассное чтение «Русские
народные сказки»
«Как наказали медведя» (Тофаларская
сказка)
«Золотые руки» (Башкирская сказка)
«Морозко» (Русская сказка)
«Два Мороза» (Русская сказка)
«Три дочери» (Татарская сказка)
Внеклассное чтение «Сказки народов
мира»
Внеклассное чтение «Сказки народов
мира»
Внеклассное чтение «Сказки народов
мира»
Внеклассное чтение «Сказки народов
мира»
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой
царевне и о семи богатырях»
А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой

1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
14

Дата
план

факт

19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32
33
34.
35
36
37
38.
39.

царевне и о семи богатырях»
По Д. Мамину-Сибиряку «Серая
Шейка»
Обобщающий урок по теме «Сказки»
Картины родной природы
Лето. Г. Скребицкий «Июнь»
И. Суриков «Ярко солнце светит…»
А. Платонов «Июльская гроза»
(отрывки)
А. Платонов «Июльская гроза»
(отрывки)
А. Прокофьев «Берёзка»
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к
закату…»
Обобщающий урок по теме «Картины
родной природы. Лето»
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»
Осень. По Г. Скребицкому «Сентябрь»
По И. Соколову-Микитову «Золотая
осень»
По И. Соколову-Микитову «Золотая
осень»
К. Бальмонт «Осень»
По Г. Скребицкому «Добро
пожаловать!»
По Г. Скребицкому «Добро
пожаловать!»
По В. Астафьеву «Осенние грусти…»
По В. Астафьеву «Осенние грусти…»
И. Бунин «Первый снег»
Обобщающий урок по теме «Картины
родной природы. Осень»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин
«Золотой луг»
О друзьях-товарищах

1
1
19
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
15

40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.

57.
58.
59.
60.

61.
62.
63.

Ю. Яковлев «Колючка»
Ю. Яковлев «Колючка»
Ю. Яковлев «Колючка»
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»
Н. Носов «Витя Малеев в школе и
дома» (отрывок)
Н. Носов «Витя Малеев в школе и
дома» (отрывок)
Н. Носов «Витя Малеев в школе и
дома» (отрывок)
В. Медведев «Фосфорический»
мальчик»
В. Медведев «Фосфорический»
мальчик»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Л. Воронкова «Дорогой подарок»
Я. Аким «Твой друг»
Я. Аким «Твой друг»
Обобщающий урок по теме «О
друзьях-товарищах»
Внеклассное чтение Н.Носов
«Фантазёры»
Басни И. Крылова
И. Крылов «Ворона и Лисица»
И. Крылов «Щука и Кот»
И. Крылов «Квартет»
Обобщающий урок по теме «Басни И.
Крылова»
Спешите делать добро
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
Н. Хмелик «Будущий олимпиец»
О. Бондарчук «Слепой домик»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1
16
1
1
1

16

64
65
66
67
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74
75.
76.

77
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.

О. Бондарчук «Слепой домик»
В. Осеева «Бабка»
В. Осеева «Бабка»
А. Платонов «Сухой хлеб»
А. Платонов «Сухой хлеб»
В. Распутин «Люся» (отрывок из
повести «Последний срок»
В. Распутин «Люся» (отрывок из
повести «Последний срок»
В. Брюсов «Труд»
В. Брюсов «Труд»
Р. Рождественский «Огромное небо»
Р. Рождественский «Огромное небо»
Обобщающий урок по теме «Спешите
делать добро»
Обобщающий урок по теме «Спешите
делать добро»
Картины родной природы
Зима. Ф. Тютчев «Чародейкою
Зимою…»
Г. Скребицкий «Декабрь»
К. Бальмонт «К зиме»
Г. Скребицкий «Всяк по-своему»
С. Есенин «Поёт зима – аукает…»
С. Есенин «Берёза»
А. Пушкин «Зимняя дорога»
Обобщающий урок по теме «Картины
родной природы. Зима»
Весна. Г. Скребицкий «Март»
А. Толстой «Вот уж снег последний в
поле тает…»
Внеклассное чтение М.М. Пришвин
«В краю дедушки Мазая»
Г. Скребицкий «От первых проталин

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
25
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

17

89.
90.
91.
92.
93

94.
95.
96.
97.
98
99.
100.
101.

102.

103.

104.
105.
106.
107
108.
109.
110.

до первой грозы» (отрывки)
Г. Скребицкий «Весна - красна»
Г. Скребицкий «Грачи прилетели»
Г. Скребицкий «Заветный кораблик»
Г. Скребицкий «В весеннем лесу»
А. Толстой «Весенние ручьи»
(отрывки из повести «Детство
Никиты»)
А. Пушкин «Гонимы вешними
лучами…»
А. Блок «Ворона»
Е. Серова «Подснежник»
И. Соколов – Микитов «Весна»
И. Бунин «Крупный дождь в лесу
зелёном…»
С. Есенин «Черёмуха»
Я. Аким «Весна, Весною, о весне»
Обобщающий урок по теме «Картины
родной природы. Весна»
О животных
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и
Жучка» (отрывки из повести «Детство
Тёмы»)
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и
Жучка» (отрывки из повести «Детство
Тёмы»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из
повести «Детство Никиты»)
А. Толстой «Желтухин» (отрывки из
повести «Детство Никиты»)
К. Паустовский «Кот Ворюга»
К. Паустовский «Кот Ворюга»
Б. Житков «Про обезьянку»
Б. Житков «Про обезьянку»
Э. Асадов «Дачники»

1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
16
1

1

1
1
1
1
1
1
1
18

111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.

118.
119.
120.
121.

122.

123.
124.
125.
126.
127.

Э. Асадов «Дачники»
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны
Даниловны»
Ф. Абрамов «Из рассказов Олёны
Даниловны»
С. Михалков «Будь человеком»
С. Михалков «Будь человеком»
Обобщающий урок по теме «О
животных»
Обобщающий урок по теме «О
животных»
Из прошлого нашего народа
По О. Тихомирову «На поле
Куликовом. Москва собирает войско»
По О. Тихомирову «На поле
Куликовом. Куликовская битва»
По О. Тихомирову «На поле
Куликовом. Слава героям»
По С. Алексееву «Рассказы о войне
1812 года. Бородино. Ключи Конец
похода»
Н. Некрасов «…И снится ей жаркое
лето…» (отрывок из поэмы «Мороз,
Красный нос»)
А. Куприн «Белый пудель» (отрывок)
По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь
метелью!»
Ю Коринец «У могилы неизвестного
солдата»
Внеклассное чтение Л.Н. Толстой
«Прыжок»
Обобщающий урок по теме «Из
прошлого нашего народа»
Из произведений зарубежных
писателей

1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
9

19

128.
129.
130.
131.
132.
133.
134
135.
136

В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
В.Гюго «Гаврош» (отрывки)
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
(отрывки)
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
(отрывки)
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие
Нильса с дикими гусями»
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывки)
Обобщающий урок по теме
Внеклассное чтение В.А. Осеева
«Волшебное слово»
Повторение.

1
1
1
1
1
1
1
1
1

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».