РП Русский язык 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 8 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель русского языка

с.Армизонское 2024 год

1

1.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по письму и развитию речи разработана в соответствии ООП МАОУ Армизонская СОШ и на основе нормативных
документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образование в Российской Федерации»
2. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
В.В.Воронковой. М.(Москва, «Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011 год.
3. Федерального компонента Государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 05.03.2004 №1089).
4. Учебный план МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 год.
5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН на 2024-2025
Адаптированная рабочая программа ориентирована на использование учебника Галунчикова Н.Г. «Русский язык. 8 класс». учеб. для
спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 6-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 263 с. : ил.
Программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности,
основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Письмо и развитие речи в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Данная
рабочая программа учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Основными изучаемыми разделами данной программы являются: «Слово», «Предложение», «Связная речь». На каждый изучаемый
раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться)
в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное
повторение, закрепление пройденного материала. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний.
Программный материал расположен концентрически: темы программ по классам повторяются (основные части речи,
обеспечивающие высказывание - имя существительное, имя прилагательное, глагол, включены в содержание каждого класса) с постепенным
наращиванием сведений по каждой теме.
Цель – формирование прочных навыков грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики; научиться
правильно, излагать свои мысли в устной и письменной речи; быть социально адаптированными в плане общего развития и
сформированности нравственных качеств.
Задачи:
1. Формирование способности грамотного письма.
2. Коррекции речи и мышления учащихся с интеллектуальными нарушениями.
3.Формировать орфографические и пунктуационные навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и
создание высказываний в устной и письменной форме;
4. Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо,

2

говорение, слушание);
5. Обогащать словарный запас, умение пользоваться словарями разных типов;
6. Эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие личности.
7. Воспитание интереса и любви к письму.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся
у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
2.

Основные требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

В результате уроков Письма и развития речи учащиеся 8 класса:
должны уметь:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем;
должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
3.

№
1
2
3
4
5

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество
часов
8
15
80
22
11
136

ПОВТОРЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1.СОСТАВ СЛОВА
РАЗДЕЛ 2. ЧАСТИ РЕЧИ
ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ПОВТОРЕНИЕ
ВСЕГО
4.

Содержание учебного предмета.

3

В т.ч. на лабораторные и
практические

В программу включены следующие разделы: Повторение, Слово, Предложение, Связная речь.
Содержание
Повторение.
Простое предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами.
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.
Слово.
Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу.
Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.
Образование слов с помощью приставок и суффиксов.
Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-) приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне
зависимости от произношения (с- ,в- ,над- ,под- ,от-).
Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.
Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имён существительных.
Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.
Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже. Правописание
падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на –ий, -ья, -ье, их склонение и
правописание.
Личные местоимения. Лицо и число местоимений. Склонение местоимений. Правописание личных местоимений. Род местоимений
3-го лица единственного числа.
Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по
лицам. Изменение глаголов в настоящем и будущем
времени по лицам и числам (спряжение). Различие окончаний глаголов I и II
спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.
Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголов с – ться и -тся.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Предложение.
Простое предложение. Предложения распространенные и нераспространенные. Главные и второстепенные члены предложений.
Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.
Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же
союзами.
Сложные предложения со словами который, когда, где, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

4

Связная речь.
Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.
Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).
Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.
Сочинение творческого характера («Кем я хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).
Отзыв о прочитанной книге.
Деловое письмо; заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практиве, о выборе профессии
и др.), заявление (о приёме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность,
расписка.
Повторение пройденного за год
5.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п
1.
2.
3.
4.
Итого:

Тема раздела
Повторение
Слово
Предложение
Повторение. Состав слова.

Кол-во часов
7
78
12
5
102

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
1.
Галунчикова Н.Г. «Русский язык. 8 класс». учеб. для спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / Н.Г. Галунчикова,
Э.В. Якубовская. – 6-е изд. - М. : Просвещение, 2012. – 263 с. : ил.
6.

5

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для специальной (коррекционной)
школы VIII вида 8 класс
№ п/п

Тема урока

Дата
план

Повторение (8 часов)
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Предложение. Понятие о предложении.
Предложение простое и сложное.
Сложное предложение с союзами и, а, но
и без них.
Однородные члены предложения.
Однородные члены предложения.
Диктант по теме «Предложение».
Диктант по теме «Предложение». Работа над
ошибками.
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами.
Объяснительная записка.
Состав слова (15 часов)
Состав слова. Однокоренные слова.
Части слова: приставка, корень, суффикс,
окончание.
Правописание ударных и безударных гласных.
Правописание звонких и глухих согласных.
Правописание непроизносимых согласных.
Гласные и согласные в приставках.
Приставка и предлог.
Приставка и предлог.
Сложные слова. Образование сложных слов.
Образование и правописание сложных слов с
соединительной гласной.
6

Примечания
факт

19
20
21
22
23

Сложные слова с соединительными гласными О и
Е.
Упражнения на закрепление по теме: "Состав
слова".
Развитие речи. Автобиография.
Сочинение по картине И. Шевандроновой "В
сельской библиотеке". Подготовка.
Сочинение по картине И. Шевандроновой "В
сельской библиотеке". Работа над ошибками.
Части речи (80 часов)

24

Понятие о частях речи. Их разнообразие.
Имя существительное (13ч)

25
26

Имя существительное как часть речи.
Имя существительное собственное и
нарицательное.
Существительные единственного числа с
шипящей на конце.
Склонение имен существительных в
единственном числе.
Правописание безударных падежных окончаний
имен существительных в единственном числе.
Правописание падежных окончаний имен
существительных во множественном числе.
Правописание существительных с шипящей на
конце.
Правописание существительных с шипящей на
конце.
Несклоняемые имена существительные.
Несклоняемые имена существительные.
Упражнения на закрепление по теме: «Имя
существительное».

27
28
29
30
31
32
33
34
35

7

36
37

38
39
40
41

42

43

44
45
46
47
48
49

50

Контрольный диктант по теме «Имя
существительное».
Упражнения на закрепление по теме «Имя
существительное». Работа над ошибками.
Имя прилагательное (15ч)
Имя прилагательное как часть речи.
Согласование прилагательных с
существительными.
Родовые окончания прилагательных.
Правописание безударных окончаний
прилагательных ж.р. в единственном и
множественном числе.
Правописание безударных окончаний
прилагательных м.р. в единственном и
множественном числе.
Правописание безударных окончаний
прилагательных ср. р. в единственном и
множественном числе.
Правописание прилагательных на –ий, -ья, -ьи.
Склонение прилагательных мужского, женского и
среднего рода на –ий, -ья, -ье.
Склонение прилагательных мужского, женского и
среднего рода на –ий, -ья, -ье.
Склонение прилагательных во множественном
числе на –ьи.
Развитие речи. Восстановленный диктант.
«Кабанья баня».
Упражнения на закрепление по теме: «Склонение
прилагательных в единственном и
множественном числе».
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя
8

51
52

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64

65
66
67
68
69
70
71
72

прилагательное».
Диктант по теме «Имя прилагательное как
часть речи».
Диктант по теме «Имя прилагательное как часть
речи». Работа над ошибками.
Местоимение (12ч)
Личные местоимения как часть речи.
Лицо и число местоимений.
Местоимения 3 лица единственного числа.
Склонение местоимений 1 лица.
Склонение местоимений 2 лица.
Склонение местоимений 3 лица.
Правописание местоимений с предлогами.
Особенность в правописании личных
местоимений 3 лица с предлогами.
Упражнения на закрепление по теме: «Личные
местоимения».
Контрольный диктант по теме «Личные
местоимения».
Контрольный диктант по теме «Личные
местоимения». Работа над ошибками.
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами.
Заявление.
Глагол (39ч)
Глагол как часть речи. Понятие. Значение в речи.
Глагол как часть речи. Понятие. Значение в речи.
Неопределенная форма глагола.
Правописание шипящих на конце слова.
Изменение глаголов по временам.
Изменение глаголов по временам.
Прошедшее время глагола. Род и число.
Прошедшее время глагола. Род и число.
9

73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95

Не с глаголами.
Не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам и числам.
Правописание глаголов 2 лица ед. числа.
Правописание глаголов 2 лица ед. числа.
Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться.
Правописание глаголов 3 лица на –тся и –ться.
Развитие речи. Изложение «Рыба-прилипала».
Развитие речи. Изложение «Рыба-прилипала».
Работа над ошибками.
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание глаголов 2 и 3 лица».
Диктант по теме «Изменение глаголов по
лицам и числам».
Диктант по теме «Изменение глаголов по лицам и
числам». Работа над ошибками.
Спряжение глаголов. Понятие.
Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Личные окончания глаголов I и II спряжения.
Правописание ударных и безударных личных
окончаний глаголов.
Определение спряжения глагола по окончанию.
Развитие речи. Сочинение по рисунку «Случай
на рыбалке». (устная работа)
Развитие речи. Сочинение по рисунку «Случай на
рыбалке». (письменная работа)
Правописание безударных личных окончаний
глаголов I спряжения.
Правописание безударных личных окончаний
глаголов II спряжения.
Распознавание спряжений глагола по
неопределенной форме.
Распознавание спряжений глагола по
10

96

97

98

99
100
101
102
103

104
105
106
107
108
109

неопределенной форме.
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения».
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения».
Упражнения на закрепление по теме:
«Правописание безударных личных окончаний
глаголов I и II спряжения».
Способы проверки безударных окончаний
существительных, прилагательных и глаголов.
Способы проверки безударных окончаний
существительных, прилагательных и глаголов.
Контрольный диктант по теме «Спряжение
глагола».
Контрольный диктант по теме «Спряжение
глагола». Работа над ошибками.
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами.
Анкета.
Предложение (22 часа)
Предложение. Главные и второстепенные члены
предложения.
Простое предложение нераспространенное и
распространенное.
Простое предложение нераспространенное и
распространенное.
Главные и второстепенные члены предложения.
Знаки препинания при однородных членах
предложения.
Однородные члены предложения с союзами и без
них.
11

110
111
112
113
114
115
116
117
118
119

120
121
122
123
124

125

Однородные члены предложения
нераспространенные и распространенные.
Диктант по теме «Предложение с
однородными членами».
Диктант по теме «Предложение с однородными
членами». Работа над ошибками.
Обращение. Понятие. Знаки препинания при
обращении.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Виды предложений по интонации. Знаки
препинания.
Виды предложений по интонации. Знаки
препинания.
Сложное предложение. Понятие.
Сложное предложение с союзами и, а, но.
Различие сложного предложения с союзом И и
однородных членов предложения, связанных
союзом И.
Сложное предложение с союзными словами.
Знаки препинания.
Сложное предложение с союзными словами.
Знаки препинания.
Развитие речи. Восстановление текста по
картине В. Маковского "Свидание".
Упражнения на закрепление по теме:
«Предложение».
Упражнения на закрепление по теме:
«Предложение». Повторительно-обобщающий
урок.
Развитие речи. Работа с деловыми бумагами.
Объявление.
Повторение (11 часов)
12

126
127
128
129
130
131
132
133
134
135
136

Правописание гласных и согласных в приставках.
Правописание безударных гласных, парных и
непроизносимых согласных в корне слова.
Правописание безударных окончаний разных
частей речи.
Глагол. Спряжение глаголов .
Местоимение.
Предложение. Виды предложений.
Простые и сложные предложения.
Итоговый контрольный диктант.
Итоговый контрольный диктант. Работа над
ошибками.
Практические упражнения на закрепление
изученного.
Урок занимательной грамматики.

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».