РП Русский язык 7 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Обухова О.Ф. Приказ № 52-ос от «30» 08
2024 г.
2024 г.
Протокол №1 от «26» 08
2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
для обучающихся 7 класса

Рабочую программу составил(а):
Фель Л.А.
учитель русского языка

с.Армизонское 2024 год

1

1. Пояснительная записка
Русский язык в специальной коррекционной школе VIII вида является одним из основных учебных предметов. Данная рабочая программа
учитывает особенности познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта.
Содержание учебного предмета направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности, основ
умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Изучение русского языка в старших классах имеет своей целью развитие коммуникативно-речевых навыков и коррекцию недостатков
мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
― расширение представлений о языке как важнейшем средстве человеческого общения;
― ознакомление с некоторыми грамматическими понятиями и формирование на этой основе грамматических знаний и умений;
― использование усвоенных грамматико-орфографических знаний и умений для решения практических (коммуникативно-речевых) задач;
― совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания художественного и научно-познавательного текстов;
― развитие навыков речевого общения на материале доступных для понимания художественных и научно-познавательных текстов;
― развитие положительных качеств и свойств личности.
2. Общая характеристика учебного предмета.
На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться
(увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в
обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
Грамматика и правописание.
В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически
значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на
коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
Слово.
В 7 классе продолжается изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части
речи. Изучение состава слова и словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию слова обучающихся. В
процессе упражнений формируются навыки правописания. Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор,
сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию. Части речи изучаются в том объёме, который необходим
учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи, обогащения и активизации словаря, формирования навыков
грамотного письма.
Предложение.
Изучение предложений имеет особое значение для подготовки школьника с психическим недоразвитием к самостоятельной жизни, к
общению. Эта тема включена в программу всех лет обучения. Необходимо организовать работу так, чтобы в процессе упражнений формировать у

2

учащихся навыки построения простого предложения, разной степени распространённости сложного предложения. Одновременно закрепляются
орфографические и пунктуационные навыки.
Связная речь.
Большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи. Так как возможности учащихся с психическим
недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограничены. В связи с этим ведётся постоянная работа над развитием
фонематического слуха и правильного произношения, обогащением и уточнением словаря, обучением построению предложений, связному
устному и письменному высказыванию. Подготовительные упражнения, ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией
рисунков, работа с деформированным текстом создают основу овладеть написанием сочинений и изложений. Учащимся прививаются навыки
написания делового письма. В то же время предусматривается формирование навыков чёткого, правильного, логичного и достаточно краткого
изложения своих мыслей в письменной форме.
В коррекционной школе особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанников специфических нарушений. При
обучении русскому языку используются следующие принципы:
 принцип коррекционно-речевой направленности,
 воспитывающий и развивающий принципы,
 принцип доступности обучения,
 принцип систематичности и последовательности,
 принцип наглядности в обучении,
 принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении.
Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как
предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами
выражения смыслового различия с помощью этих единиц.
При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом
психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников. Программа обеспечивает необходимую систематизацию
знаний.
Программный материал расположен концентрически: основные части речи, обеспечивающие высказывание (имя существительное, имя
прилагательное, глагол), включены в содержание 5-9 классов с постепенным наращиванием сведений по каждой из названных тем.
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются: тренировочные упражнения, словарные, выборочные,
комментированные, зрительные, творческие, предупредительные, свободные, объяснительные диктанты, письмо по памяти, грамматический
разбор, подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
В конце каждой темы проводится контрольная работа. Контрольные работы могут состоять из контрольного списывания, контрольного
диктанта, грамматического разбора и комбинированного вида работ (контрольного списывания с различными видами орфографических и
грамматических заданий, диктанта и грамматического разбора).
Основные виды контрольных работ в 5-9 классах – диктанты.

3

В числе видов грамматического разбора следует использовать задание на опознание орфограмм, определение частей речи, частей слов,
членов предложения на основе установления связей слов в предложении, конструирование предложений, классификацию слов по грамматическим
признакам.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с учебным планом программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).
Название
учебного
предмета
Русский язык

Количество часов
в неделю

1 ч.

2 ч.

3 ч.

4 ч.

год

4

32

32

40

32

136

4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным
языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует
формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе
национального самосознания.
В процессе изучения русского языка у учащихся формируется позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому языку,
стремление к его грамотному использованию, понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем общей культуры
человека. На уроках русского языка ученики получают начальное представление о нормах русского литературного языка и правилах речевого
этикета, учатся ориентироваться в целях, задачах, условиях общения, выборе адекватных языковых средств для успешного решения
коммуникативной задачи.
Русский язык является для учащихся основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных
и творческих способностей. Успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения по другим предметам.
5. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Содержание программы ориентировано на достижение шестиклассниками двух групп результатов образования: личностных и предметных.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают
овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ―
введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения программы по русскому языку включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки:
1.
осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2.
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4

4.
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5.
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
6.
владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7.
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей;
8.
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной
деятельности;
9.
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10.
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11.
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания
чувствам других людей;
12.
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13.
формирование готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения программы по русскому языку:
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили
речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и
пунктуация)
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения)
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения
- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным
- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных
высказываний
- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров (художественных - стихи, песни, рассказы,
отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных
журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.)
При оценивании знаний детей с ограниченными возможностями здоровья по В. В. Воронковой описывают 4 группы учащихся по
возможностям обучения.
Первую группу составляют дети (10 – 15 %), которые в целом правильно решают предъявляемые им задания, наиболее активны и
самостоятельны в усвоении программного материала.
Для второй группы (25 – 35%) характерен более замедленный темп усвоения учебного материала. Дети, входящие в эту группу, успешнее
реализуют знания в конкретно заданных условиях, т.к. самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с
основными требованиями программы они справляются.

5

Третья группа учащихся (35 – 40%) отличается пассивностью, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при выполнении
заданий.
К четвёртой группе относятся дети (10 – 15%), которые занимаются по индивидуальной программе, т.к. основное содержание тех или иных
предметов для них недоступны.
Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 1 и 2 группы:
Учащиеся научатся:
- писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги, пользоваться школьным орфографическим словарем
Учащийся получит возможность научится:
- дифференцировать слова, относящиеся к различным частям речи по существенным признакам;
- определять некоторые грамматические признаки у изученных частей речи по опорной схеме или вопросам учителя;
- составлять простые распространенные и сложные предложения по схеме, опорным словам, на предложенную тему и т. д.;
- отбирать факты, необходимые для раскрытия темы и основной мысли высказывания;
- определять цель своего высказывания, выбирать тип текста в соответствии с его целью;
- определять стиль своего высказывания и отбирать необходимые языковые средства, уместные в данном стиле речи (с помощью учителя);
- находить и решать орографические задачи;
- писать изложения повествовательных и описательных текстов с элементами рассуждения после предварительного разбора (до 100 слов);
- оформлять все виды изученных деловых бумаг;
- писать сочинения-повествования с элементами описания и рассуждения после предварительного коллективного разбора темы, основной
мысли, структуры высказывания и выбора необходимых языковых средств (80-90 слов).
Планируемые результаты на окончание учебного курса 5-9 классов для 3 и 4 группы:
Учащийся получит возможность научится:
- принимать участие в обсуждении фактического материала высказывания, необходимого для раскрытия его темы и основной мысли;
оформлять все изученные виды деловых бумаг с опорой на представленный образец;
- знать отличительные грамматические признаки основных частей слова; производить разбор слова с опорой на представленный образец,
схему, вопросы учителя;
- иметь представления о грамматических разрядах слов; различать части речи по вопросу и значению;
- составлять различные конструкции предложений с опорой на представленный образец;

6

- использовать на письме орфографические правила после предварительного разбора текста на основе готового или коллективного
составленного алгоритма;
- писать небольшие по объему изложения повествовательного и описательного характера (50 - 55 слов) после предварительного
обсуждения (отработки) всех компонентов текста; - составлять и писать небольшие по объему сочинения (до 50 слов) повествовательного и
описательного характера на основе наблюдений, практической деятельности, опорным словам и предложенному плану после предварительной
отработки содержания и языкового оформления.
Предметные результаты обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным
критерием при принятии решения о переводе обучающихся в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке
итоговых достижений.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся к концу 7 класса
Учащиеся должны знать:
 Главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
 Название частей речи, их значение;
 Наиболее распространенные правила правописания.
Учащиеся должны уметь:
 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
 различать части речи;
 строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
 членами, сложное предложение;
 писать изложение и сочинение;
 оформлять деловые бумаги;
 пользоваться словарем.
6. Содержание учебного предмета
Повторение (17 ч.)
Простое и сложное предложение. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и,
союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но. Изложение по данному плану и опорным словам.
Состав слова. (17 ч.)
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов. Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о
и е. Объяснительная записка. Изложение с элементами сочинения. Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным
анализом и опорой на план-схему. Образование разных частей речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение

7

значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Эмоционально-оценочные слова. Их значение в тексте. Описание предметов,
обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок — волчище, Маша – Машенька). Подбор однокоренных слов. Определение
значений слов. Общее и различное в значении родственных слов. Единообразное написание гласных и согласных в корнях однокоренных слов.
Способы проверки орфограмм в корне слова и в окончания существительных. Зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.
Слова с непроверяемыми безударными гласными, непроизносимыми и двойными согласными в корне. Правописание приставок на а и о,
приставка пере-. Разделительный твердый знак (ъ) после приставок. Составление групп слов с разделительным твердым знаком (ъ).
Сложные слова с соединительными гласными о, е. Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с этими словами.
Части речи
Имя существительное (26 ч). Роль в речи. Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние чело века и
природы, события, действия, профессии людей, черт характера. Существительные, близкие и противоположные по значению Использование их в
контексте. Определение грамматических признаков существительного (род число, падеж, склонение) с опорой на таблицу. Правописание
безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе. Проверка окончаний способов/ подстановки существительного
того же склонения и падежа, не с ударным окончанием. Склонение существительных во множественном числе.
Правописание существительных в родительном падеже с шипящей на конце.
Дифференциация правописания существительных с шипящей на конце в единственном и во множественном числе (тишь, врач, туч).
Выделение опорных слов из короткого текста и восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование средств
связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия разные падежные формы имен существительных).
Анализ готового текста, описывающего место (помещение, при рода), где происходит действие. Выделение слов, называющие предметы
(что?) и места их нахождения (где?).
Построение текста по аналогии.
Имя прилагательное (16 ч). Роль в речи. Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного расположения
предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики (мужественный, добродушный).
Правописание родовых окончаний прилагательных. Дифференциация окончаний единственного и множественного числа: -ее, -ие.
Упражнения в подборе прилагательных, помогающих описать предмет. Согласование прилагательного с существительным в роде и числе.
Использование образных средств языка (определение, сравнение).
Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе. Проверка безударных
окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор
словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
Местоимение (10 ч). Значение личных местоимений в речи. Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Склонение и правописание личных местоимений единственного и
множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Упражнения в правильном использовании местоимений как средства
связи предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение
(впечатление).

8

Глагол (19 ч). Роль в речи. Семантические группы глаголов (глаголы движения, труда, чувства, цвета, звучания). Слова, близкие и
противоположные по значению. Включение их в предложения. Сравнительные обороты с союзами как, будто. Начальная форма глагола
(неопределенная форма) на -ть, -ться, -ти, -чь, -чься (что делать? что сделать?). Изменение глагола по временам и числам. Лицо глагола в
настоящем и будущем времени. Род глагола в прошедшем времени. Дифференциация глаголов 3-го лица единственного числа и неопределенной
формы (-тся, -ться). Изменение глаголов с ударным окончанием по лицам и числам (спряжение). Правописание частицы не с глаголами. Значение
отрицания. Выделение из текста глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту лексику и средства связи. Отбор
глагольной лексики для предполагаемого текста повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию. Использование
слов, указывающих на последовательность событий, действий (сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Предложение. Текст (14ч.)
Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная
законченность сложного предложения. Наблюдение за простым предложением с однородными членами с союзами и, а, но и сложным
предложением с теми же союзами. Их сравнение. Использование схем. Знаки препинания. Выделение простых и сложных предложений из
литературно го текста. Составление предложений различных конструкций по картинкам, по ситуации, по теме. Работа с диалогом, решение в нем
различных речевых задач сообщение новой информации или желание узнать ее, выражение согласия или несогласия с мнением говорящего.
Введение выражений: Я так не думаю. Я не могу согласиться. Мне трудно тебя убедить и т. д. Использование обращения в деловых бумагах.
Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Упражнения в составлении
коротких текстов описательного или повествовательного характера по плану. Использование простых и сложных предложений. Исправление в
тексте нарушений логики и последовательности изложения темы, речевых недочетов, связанных с неправильным употреблением местоимений,
текстовых синонимов, временных форм глагола, повторов глагольной лексики (был, был…, стоит, стоит...), неточного использования
изобразительны: средств.
Повторение (17 ч.)
Состав слова. Типы текстов. Правописание гласных и согласных в корне. Части речи. Правописание падежных окончаний имён
существительных. Правописание падежных окончаний имён прилагательных. Склонение личных местоимений. Правописание глаголов.
Предложение (простое и сложное). Члены предложения. Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам («Прогулка в
лес», «Летом на реке», «Лес осенью», «Катание на лыжах»).
Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором спорных слов.
Свободный диктант по тексту описательного характера. Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и
составлением плана. Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала. Сочинение на материале
уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала. Изложение описательного текста (описание природы) с
предварительным анализом и опорой на план-схему. Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с
опорой на схему, с отбором речевого материала. Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с
опорой на схему.

9

7. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности учащихся
№ п/п

Тема раздела

Кол-во часов

Основные виды учебной деятельности
Нахождение подлежащего и сказуемого в простом и сложном предложении.
Нахождение простых и сложных предложений в текстах учебников по литературе,
географии и др. Индивид. Работа. Составление предложений. Индивидуальные
задания. Упражнения в нахождении однородных членов предложения.
Однокоренные слова: подбор однокоренных слов, относящихся к различным
частям речи, их дифференциация, разбор по составу. Образование разных частей
речи с помощью приставок и суффиксов. Их дифференциация. Определение
значений слов. Выделение приставки, корня, суффикса и окончания. Описание
предметов, обозначенных словами с различной эмоциональной оценкой (волчонок
— волчище, Маша – Машенька). Составление групп слов с разделительным
твердым знаком (ъ). Подбор сложных слов по единой теме, составление текста с
этими словами.
Расширение круга имен существительных за счет слов, обозначающих состояние
чело века и природы, события, действия, профессии людей, черт характера.
Проверка окончаний способов подстановки существительного того же склонения и
падежа, не с ударным окончанием. Выделение опорных слов из короткого текста и
восстановление повествования с ориентацией на опорные слова. Использование
средств связи (местоимения, текстовые синонимы, наречия разные падежные
формы имен существительных). Анализ готового текста, описывающего место
(помещение, природа), где происходит действие. Выделение слов, называющие
предметы (что?) и места их нахождения (где?). Построение текста по аналогии.
Расширение круга имен прилагательных за счет обозначения пространственного
расположения предметов (близкий, далекий), оценочной характеристики
(мужественный, добродушный). Упражнения в подборе прилагательных,
помогающих описать предмет. Проверка безударных окончаний прилагательных с
помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с
существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на
определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.
Упражнения в правильном соотнесении местоимений с существительными.
Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи
предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место
нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).
Выполнение заданий. Самопроверка. Объяснение материала Выделение из текста
глагольной лексики с последующим восстановлением текста с опорой на эту
лексику и средства связи. Отбор глагольной лексики для предполагаемого текста
повествовательного характера с опорой на картинку, на предложенную ситуацию.
Использование слов, указывающих на последовательность событий, действий

1.

Повторение

17

3.

Слово. Состав слова

17

4.

Части речи. Имя
существительное.

26

Имя прилагательное

16

Местоимение.

10

Глагол

19

10

5.

Предложение. Текст.

14

6.

Повторение изученного в 7 классе

17

Итого:

(сначала, потом, затем, наконец) или на их неожиданность (вдруг, внезапно).
Упражнения в спряжении глаголов с ударным окончанием. Наблюдение за
безударными окончаниями глаголов I и II спряжения.
Упражнения в составлении простых и сложных предложений с союзами и без
союзов. Составление простых и сложных предложений для последующего
составления рассказа, описания, рассуждения. Выделение простых и сложных
предложений из литературного текста. Составление предложений различных
конструкций по картинкам, по ситуации, по теме.
Подбор родственных слов к данному слову. Составление вопросов к тексту.
Составление рассказа из деформированного текста. Фронтальная работа Групповая
работа Тренировочные упражнения Составление рассказа с помощью учителя по
предложенным темам («Прогулка в лес», «Летом на реке», «Лес осенью»).

136

8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
1.Учебные пособия
1.
Якубовская Э.В. Галунчикова Н.Г. «Русский язык. 7 класс». Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные
общеобразоват. программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова. – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2019. – 256 с.
2.Дидактические пособия
1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. — М.: Просвещение, 1986.
2. Аксенова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных,
коррекционных образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 2004. - 143 с.
3. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе – М.: Владос, 1999.
4. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку во вспомогательной школе. М., Просвещение, 1994.
5. Аксенова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. 2-е издание, М.: Просвещение, 2004.
6. Аксенова А.К., Ильина С.Ю. Методика преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта. М.: Просвещение, 2011.
7. Барская Н.М. Методика изучения грамматики и правописания в 5-8 классах вспомогательной школы. – Л., 1980.
8. Барская Н.М., Нисневич Л.А. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1992.
9. Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. Обучение грамоте. Пособие для учителя. – С-Пб.: Союз, 2004.
10. Бебешина Н.Н., Свириденков В.П. Развитие речи на уроках русского языка во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1978.
11. Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург: Арго, 1996.
12. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи – М.: Астрель, 2006.

11

13. Воронкова В.В., Петрова В. Г. К вопросу о дифференциации учащихся вспомогательной школы при обучении русскому языку //
Психологический анализ дифференцированного подхода при обучении / Под ред. В.Г. Петровой. — М., 1986
14. Кудрявцева Е.Л. Сборник диктантов по русскому языку для вспомогательных школ VIII вида в 5-8 классах. М.: ВЛАДОС, 2003.
15. Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-7 классы. – М.: Владос, 2003.
16. Лалаева Р.И. Нарушения письменной речи. – М.: Владос, 2003.
17. «Методические рекомендации. Русский язык. 5–9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида».
Москва, «Просвещение», 2007.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
 электронные справочники,
 электронные пособия
4. Технические средства обучения:
 Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.
 Магнитная доска.
 Мультимедийный проектор.
 Экранно-звуковые пособия:
 Видеофильмы соответствующего содержания.
 Слайды соответствующего содержания.
 Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения.
5. Оборудование класса:
 Ученические столы двухместные с комплектом стульев
 Стол учительский с тумбой
 Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
 Настенная доска

12

Приложение к рабочей программе по русскому языку 7 класс
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 7 класс
№
п.п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21

Тема

Интегрированные
уроки

Звуки и буквы. Текст. (повторение)
Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы
Разделительный мягкий и твёрдый знаки
Правописание безударных гласных в словах
Правописание звонких и глухих согласных в словах
Звуки и буквы. Закрепление знаний.
Упражнения на закрепление по теме «Звуки и
буквы».
Контрольный диктант по теме «Звуки и буквы».
Работа над ошибками.
Предложение. Текст
Предложения нераспространённые и
распространённые
Однородные члены предложения
Распространение предложений однородными
членами
Составление предложений с однородными членами
Текст. Подтверждение основной мысли текста
фактами
Обращение. Его место в предложении
Употребление обращения в диалоге
Предложение. Закрепление знаний.
Деловое письмо. Адрес
Состав слова. Текст.
Корень. Однокоренные слова
Приставка
Суффикс
Окончание

Количество
часов
8
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1

13

Дата
план

факт

22
23
24
25
26
27

28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41

42

Правописание гласных и согласных в корне
Безударные гласные в корне
Звонкие и глухие согласные в корне
Правописание в корне. Закрепление знаний
Правописание приставок
Гласные и согласные в приставках
Разделительный твёрдый знак после приставок
Правописание в корне и приставке. Закрепление
знаний
Сложные слова
Знакомство со сложными словами
Правописание сложных слов
Образование сложных слов
Состав слова. Закрепление знаний
Изложение повествовательного текста с
предварительным анализом
Деловое письмо. Контрольный диктант по теме:
«Состав слова»
Работа над ошибками.
Части речи. Текст.
Различение частей речи
Образование одних частей речи от других
Существительное
Значение существительных в речи
Использование существительных для сравнения
одного предмета с другим
Род и число существительных
Род и число существительных
Правописание существительных с шипящей на
конце
Три склонения существительных в единственном
числе
Существительные 1-го склонения

1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
24
1
1
1
1
1

1

14

1

56
57
58

Определение склонения существительных по
начальной форме
Существительные 2-го склонения
Существительные 3-го склонения
Различение существительных 1, 2 и 3-го склонений
1-е склонение существительных в единственном
числе
Ударные и безударные окончания существительных
1-го склонения
Замена существительных с ударным окончанием
существительными с безударным окончанием
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 1-го склонения
2-е склонение существительных в единственном
числе
Ударные и безударные окончания существительных
2-го склонения
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 2-го склонения
3-е склонение существительных в единственном
числе
Ударные и безударные окончания существительных
3-го склонения
Правописание безударных падежных окончаний
существительных 3-го склонения
Текст. Установление последовательности фактов в
тексте
Склонение существительных в единственном числе.
Закрепление знаний
Контрольный диктант
Работа над ошибками.
Деловое письмо. Записка

59

Сочинение по данному плану и опорным словам

1

43
44
45
46

47
48
49

50
51

52
53
54
55

1
1
1

1
1
1

1
1

1
1
1
1
1
1
1

15

60
61
62
63
64
65
66

67
68
69

70
71
72
73
74
75
76
77

Работа над ошибками.
Прилагательное
Значение прилагательных в речи
Описание предмета и его частей
Использование прилагательных для сравнения
предметов
Словосочетания с прилагательными
Согласование прилагательного с существительным в
роде и числе
Различение окончаний прилагательных в
единственном и множественном числе
Склонение прилагательных мужского и среднего
рода
Постановка вопросов от существительного к
прилагательному в разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных
мужского и среднего рода
Склонение прилагательных женского рода
Изменение прилагательных женского рода по
падежам
Постановка вопросов от существительных к
прилагательным в разных падежах
Наблюдение за окончаниями вопросов и
окончаниями прилагательных
Правописание падежных окончаний прилагательных
женского рода
Правописание падежных окончаний прилагательных
в единственном числе
Тест по теме: «Имя прилагательное»
Работа над ошибками.
Глагол
Значение глаголов в речи

1
16
1
1
1
1
1
1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
19
1

16

78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101

Использование глаголов для сравнения предметов
Время и число глаголов
Различение глаголов по временам
Изменение глаголов по временам
Различение глаголов по числам
Изменение глаголов по числам
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам
Различение окончаний женского и среднего рода у
глаголов в прошедшем времени
Время и число глаголов. Закрепление знаний
Текст. Составной план текста
Неопределённая форма глагола
Понятие о неопределённой форме глагола
Правописание глаголов в неопределённой форме
Постановка глаголов в неопределённую форму
Частица не с глаголами
Использование частицы не в значении отрицания
Наблюдение за правописанием частицы не с
глаголами
Правописание частицы не с глаголами
Глагол. Закрепление знаний. Контрольные вопросы
и задания
Контрольный диктант по теме: «Глагол»
Работа над ошибками.
Местоимение
Личные местоимения
Значение личных местоимений в речи
Лицо и число местоимений
Местоимения 1-го лица
Местоимения 2-го лица
Местоимения 3-го лица
Изменение местоимений 3-го лица единственного
числа по родам

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1

17

102
103
104
105

106
107
108
109
110
111
112
113
114
115
116
117
118
119
120
121
122
123
124
125
126
127

Различение местоимений по лицам и числам
Личные местоимения. Закрепление знаний.
Изложение рассказа по началу и опорным словам
Работа над ошибками
Предложение
Простое предложение
Однородные члены предложения без союза и с
союзом и
Однородные члены предложения с союзами а, но
Однородные члены предложения с союзами и, а, но
Однородные члены предложения с союзами и, а, но
Знаки препинания при обращении
Простое предложение. Закрепление знаний
Сочинение по серии картинок
Работа над ошибками
Сложное предложение
Части сложного предложения
Знаки препинания в сложном предложении
Составление сложных предложений
Простое и сложное предложения. Закрепление
знаний.
Контрольный диктант по теме «Предложение»..
Работа над ошибками
Повторение
Состав слова
Правописание в приставке и корне
Существительное
Прилагательное
Глагол
Местоимение
Деловое письмо. Объяснительная записка
Контрольный диктант по теме «Повторение в конце
года».

1
1
1
1
14
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1

18

128
129
130
131
132
133

134
135
136

Работа над ошибками
Орфограммы в корне и приставке
Склонение существительных в единственном и
множественном числе
Склонение имен прилагательных, правописание
окончаний имен прилагательных
Безударные гласные в корне, приставке, окончании
Однородные члены предложения. Знаки препинания
в предложениях с однородными членами
предложения
Сложные и простые предложения
Заключительный урок. Итоги года
Заключительный урок. Итоги года

1
1
1
1
1
1

1
1
1

19


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».