РП Формирование функциональной грамотности 11 класс Садубов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
Директор
________________________ ВР
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Нерадовских Л.В.

Протокол №1
от «26» 08 2024 г.

от «26» 08 2024 г.

Приказ №52-ос
от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного метапредметного курса
«Формирование функциональной грамотности»
для обучающихся 11 класса

Программу составил:
Садубов Е.М., учитель ОБЖ, технологии

с. Орлово 2024 год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметного курса «Формирование функциональной грамотности», 11 класс
Курс направлен на формирование умений находить и анализировать информацию финансового характера, ориентироваться в ассортименте предлагаемых финансовых продуктов, осуществлять их выбор, адекватный потребностям и возможностям индивидуума. Также курс предполагает формирование
умений в области прогнозирования возможных последствий от принимаемых финансовых решений и умений по выявлению мошеннических схем при
осуществлении финансовых операций.
Курс «Финансовая грамотность» для 11 классов разбит на тематические модули, изучение которых обеспечит освоение широкого спектра финансовой
информации по вопросам, наиболее интересующим молодых людей в этом возрасте. Поскольку модули подготовлены с учётом тех конкретных практических задач, которые придётся решать молодым людям на определённом этапе их жизни, это позволит учащимся выстроить собственную образовательную траекторию и получить углублённые знания именно по тем финансовым проблемам, которые они посчитают наиболее полезными для себя. В
качестве дополнительного материала при глубоком изучении учащимися отдельных вопросов финансовой грамотности могут быть использованы учебные пособия, подготовленные в рамках целостной программы повышения финансовой грамотности: «Страхование», «Фондовый рынок», «Банки», «Финансовые риски и финансовая безопасность», «Пенсия и пенсионные накопления».
Цели и планируемые результаты изучения курса.
Цель обучения: формирование основ финансовой грамотности среди учащихся 11 классов посредством освоения базовых понятий, отражающих сферу
личных финансов, а также умений и компетенций, способствующих эффективному взаимодействию учащихся с финансовыми институтами с целью
достижения финансового благосостояния.
Личностные результаты:
• способность к самостоятельным решениям в области управления личными финансами;
• сформированность сознательного, активного и ответственного поведения на финансовом рынке: поведения личности, уважающей закон, осознающей
свою ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;
• понимание прав и обязанностей в сфере управления личными финансами;
3

• готовность вести диалог с членами семьи, представителями финансовых институтов по вопросам управления личными финансами, достигать в нём
взаимопонимания;
• готовность и способность к финансовому образованию и самообразованию во взрослой жизни;
• сознательное отношение к непрерывному финансовому самообразованию как условию достижения финансового благополучия;
• способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность со сверстниками и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.

Метапредметные результаты
• умение самостоятельно определять финансовые цели и составлять планы по их достижению, осознавая приоритетные и второстепенные задачи;
• умение выявлять альтернативные пути достижения поставленных финансовых целей;
• способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения финансовых проблем;
• умение ориентироваться в различных источниках информации финансового характера, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
• умение определять назначение и функции различных финансовых институтов, ориентироваться в предлагаемых финансовых продуктах, оценивать
последствия их использования;
• умение общаться и взаимодействовать с учащимися и педагогом в рамках занятий по финансовой грамотности.
Предметные результаты
• владение базовыми понятиями: личные финансы; сбережения; банк; депозит; кредит; ипотека; процент; инвестирование; финансовый риск; портфель
инвестиций; страхование; договор на услуги по страхованию; медицинское страхование; автострахование; страхование жизни; страховой случай; фон-

4

довый рынок; ценные бумаги; акции; облигации; налоги; пошлины; сборы; налоговая система; ИНН; налоговый вычет; пеня по налогам; пенсия; пенсионная система; пенсионные накопления; бизнес; стартап; бизнес-план; бизнес-ангел; венчурный предприниматель; финансовое мошенничество; финансовые пирамиды;
• владение знанием:
 об основных целях управления личными финансами, мотивах сбережений, возможностях и ограничениях использования заёмных средств;
 об устройстве банковской системы, особенностях банковских продуктов для физических лиц, правилах инвестирования денежных средств в
банковские продукты и привлечения кредитов;
 о видах финансовых рисков и способах минимизации их последствий для семейного бюджета;
 о функционировании страхового рынка, субъектах страхования, страховых продуктах и их специфике;
 о структуре фондового рынка, основных участниках фондового рынка, ценных бумагах, обращающихся на фондовом рынке, и особенностях
инвестирования в них;
 об устройстве налоговой системы государства, правилах налогообложения граждан, содержании основных личных налогов, правах и обязанностях налогоплательщика, последствиях в случае уклонения от уплаты налогов;
 об особенностях пенсионной системы в России, видах пенсий, факторах, определяющих размер пенсии, способах формирования будущей
пенсии;
 об основах функционирования и организации бизнеса, структуре бизнес-плана, налогообложении малого бизнеса и источниках его финансирования;
 о видах финансовых мошенничеств и особенностях их функционирования, способах идентификации финансовых мошенничеств среди предлагаемых финансовых продуктов.

5

Содержание программы курса внеурочной деятельности
Метапредметного курса «Формирование функциональной грамотности»
Тема 1. «Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Факторы, влияющие на размер будущей пенсии, риски, присущие различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении, существование риска в разного рода пенсионных программах; важность пенсионных накоплений в России. Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах; формула расчета размера пенсии.
Формирование навыков выбора негосударственного пенсионного фонда на рынке пенсионного обеспечения согласно целевым критериям.
Формирование навыков поиска актуальной и достоверной информации, решение задач на расчет размера пенсии по формуле.
Тема 2. «Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Бизнес; финансовые риски и неудачи бизнеса; алгоритм бизнес-плана; самообразования для развития бизнеса, стартап, бух.учет,
уставной капитал, доходы, расходы, прибыль, налогообложение, бизнес идеи.
Поиск актуальной информации по стартапам и ведению бизнеса. Маркетинг, менеджмент.
Тема 3. «Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Способы сохранности денег; финансовые риски в современной экономической ситуации; финансовая подушка безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций; финансовые пирамиды и как не попасться на «хорошие» предложения.
Защита и безопасность личной информации в сети Интернет (быть осторожным с паролями, пин-кодами и др.); поиск актуальной
информации на сайтах компаний и государственных служб; сопоставление и анализ полученной информации из различных источников.
Тема 4. «Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Основные задачи и принципы страхования; страховые продукты в различных сферах жизни; преимущества и последствия заключения
договоров на страхование; виды страхования; различие обязательного и добровольного страхования; поиск и интерпретация актуальной информации в сфере страхования; чтение договоров страхования.

6

Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Тема и содержание раздела,
Характеристика основных видов
количество часов
деятельности учащихся
«Обеспеченная старость: возможно- Умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
сти пенсионного накопления» (8 ч)
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
Собственный бизнес: как создать и от предметного содержания. Знания из различных
предметных областей легко актуализируются
не потерять» (10 ч.)
школьником и используются для решения конкрет«Риски в мире денег: как защиных проблем.
титься от разорения» (6 ч)
«Страхование: что и как надо
страховать, чтобы не попасть в
беду» (10 ч)

7

Воспитательный компонент
Согласно Примерной программе воспитания
у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение
в содержании занятий по основным направлениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация
курса способствует осуществлению главной
цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Метапредметного курса «Формирование функциональной грамотности», 11 класс
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

9
10
11
12
13
14
15

Количество
часов

Тема урока
«Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления»
Что такое пенсия и кому она положена
От чего зависит размер пенсии и как его увеличить
Как выбрать программу пенсионного накопления
Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд»
Поиск актуальной информации на сайте Пенсионного фонда РФ, а также других ресурсах
Творческое занятие – эссе «Пенсионеры — это самое дорогое, что есть у государства». (М. Гуськов)
Решение практических задач и тестов
Диспут «Только два стимула заставляют работать людей: жажда заработной платы и боязнь её
потерять». (Г. Форд)
«Собственный бизнес: как создать и не потерять»
Как создать стартап
Как разработать реальный бизнес-план
Расходы и доходы в собственном бизнесе
Налогообложение малого и среднего бизнеса
Кто может помочь в создании стартапа
С какими финансовыми рисками может встретиться бизнесмен
Игра «Создаём свой бизнес», часть I: подготовительный этап
8

план

Дата
факт

1
1
1
1
1
1

05.09.
12.09.
19.09.
26.09.
03.10.
10.10.

1
1

17.10.
24.10.

1
1
1
1
1
1
1

07.11.
14.11.
21.11.
28.11.
05.12.
12.12.
19.12.

16
17
18

19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Игра «Создаём свой бизнес», часть II: этап игрового моделирования
Коммуникативный семинар «Легко ли создать свой бизнес сегодня?»
Круглый стол «Ключ к успеху бизнеса — в инновациях, которые, в свою очередь, рождаются
креативностью». (Д. Гуднайт)
«Риски в мире денег: как защититься от разорения»
Какие бывают финансовые риски.
Что такое финансовое мошенничество. И как строятся финансовые пирамиды.
Как управлять инвестиционными рисками
Коммуникативный семинар «Как избежать мошенничества в сфере финансов?»
Семинар «Нажить много денег — храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их
— искусство». (Б. Авербах)
Решение практических задач и тестов. Обобщение по теме «Риски в мире денег: как защититься
от разорения»
«Страхование: что и как надо страховать, чтобы не попасть в беду»
Управление рисками и страхование
О правильном страховании
Идентификация рисков и выбор страховой защиты
Как правильно выбрать страховщика и не переплатить за страхование
Как правильно заключить договор страхования и защитить свои права при страховом случае
Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании».
Коммуникативный семинар «Критерии выбора страховой компании».
Игра «Хочу застраховать жизнь и здоровье»
Обобщение изученного материала
Итоговое занятия по изученным темам

9

1
1
1

26.12.
09.01.
16.01.

1
1
1
1
1

23.01.
30.01.
06.02.
13.02.
20.02.

1

27.02.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

05.03.
12.03.
19.03.
02.04.
09.04.
16.04.
23.04.
07.05.
14.05.
21.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».