РП Формирование функциональной грамотности 10-11 кл.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол № 1
Нерадовских Л.В. Приказ № 52-ос
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
«26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного курса «Формирование функциональной грамотности»
для обучающихся 10 – 11 классов

Рабочую программу составил (а) :
Обухова Ольга Федоровна

с. Армизонское 2024

Пояснительная записка.
Рабочая программа внеурочной деятельности по основам функциональной грамотности
составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря
2012 г. № 273 ФЗ;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012
г. № 413 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта
среднего общего образования» (далее ФГОС СОО);
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011
г. № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального
государственного образовательного стандарта общего образования»;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 декабря
2015 г. № 09-3564 «Методические рекомендации по организации внеурочной
деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
Постановления главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 об утверждении СанПин
2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях»;
Устава МАОУ «Армизонская СОШ»
Положения о порядке разработки и утверждения рабочей программы
внеурочной деятельности:
Основной образовательной программы среднего общего образования (по
ФГОС СОО) учреждения.

Данная программа адресована учащимся 10-11 классов. В соответствии с учебным планом в 10
классе отводится 1 час в неделю (всего - 34 часа); в 11 классе отводится 1 час в неделю (всего - 34
часа).

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного
предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо
проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и
национальный и глобальный аспекты.
Обучающиеся овладеют универсальными способами анализа информации и ее интеграции в
единое целое. У обучающихся формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы
и строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются
школьником и используются для решения конкретных проблем.
Метапредметные результаты:
•
способность находит и извлекать информацию из разных текстов
•
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода
проблем;
•
анализ и интеграция информации, полученной из текста;
•
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной
ситуации;
•
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метопредметного содержания;
•
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте
национальной и глобальной ситуации;
•
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных,
местных, национальных, глобальных, естественно-научных проблемах в различном контексте в
рамках метапредметного содержания;
•
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать
пути решения. Личностные результаты:
•
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
•
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на
основе математических и естественно-научных знаний с позиции норм морали и
общечеловеческих ценностей;
•
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм
морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.

Система оценки планируемых результатов
Система оценки внеурочной деятельности обучающихся носит комплексный подход и
Предусматривает оценку достижений обучающихся (портфолио) и оценку эффективности
внеурочной деятельности школы.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности происходит в трех формах:


оценка результата, полученного группой обучающихся в рамках одного направления;



индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося
на основании экспертной оценки личного портфолио;

качественная и количественная оценка эффективности деятельности лицея по направлениям
внеурочной деятельности, полученная на основании суммирования индивидуальных
результатов учащихся и коллективных результатов групп обучающихся.
Представление коллективного результата, полученного группой обучающихся, в рамках одного
направления может проводиться по окончании учебной четверти в форме творческой презентации.
Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности не проводится. Результативность
освоения программы внеурочной деятельности определяется на основе участия обучающихся
в конкурсных мероприятиях, выполнения творческих работ, представления «Портфолио».
Содержание внеурочной деятельности, 10 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Потребление или инвестиции? Активы в трех измерениях.
Как сберечь личный капитал? Модель трех капиталов. Как
сберечь личный капитал. Риски предпринимательства.
Бизнес- инкубатор. Бизнесплан. Государство и малый бизнес.
Бизнес подростков и идеи. Молодые предприниматели.
Кредит и депозит. Расчетно-кассовые операции и риски,
связанные с ними.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении. Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально – делового
стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации
из текста в измененной ситуации. Типы текстов: текстинструкция (указания к выполнению работы, правила,
уставы, законы). Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на грамотность. Информационные задачи.
Работа с не сплошным текстом: формы, анкеты, договоры.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой или
круговой, схем. Применение формул в повседневной жизни.
Формулировка ситуации на языке математики. Применение
математических
понятий,
фактов.
Интерпретация,
использование и
оценивание математических результатов.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Модуль
«Основы
естественнонаучной
грамотности»

Применение естественнонаучных знаний для объяснения
различных явлений. Распознавание, использование и
создание объяснительных моделей и представлений.
Научное обоснование прогнозов о протекании процесса или
явления. Объяснение принципа действия технического
устройства или
технологии.

Поисковые и
научные
исследования
Диспут

Тематическое планирование, 10 класс
№
п/п

Кол-во
Название темы

Теор

Практ

часов

план

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

10
11
12
13
14
15
16

Потребление или инвестиции?
1
Активы в трех измерениях. Как сберечь личный
1
капитал?
Модель трех капиталов.
1
Риски предпринимательства.
1
Бизнес-инкубатор. Бизнес-план.
1
Государство и малый бизнес.
1
Бизнес
подростков
и
идеи.
1
Молодые предприниматели.
Кредит и депозит.
1
1
Расчетно-кассовые операции и риски, связанные с
ними.
Модуль «Основы читательской грамотности»
Определение основной темы и идеи в драматическом
произведении.
Учебный текст как источник информации.
Сопоставление содержания текстов официально –
делового стиля. Деловые ситуации в текстах.
Применение информации из текста в измененной
ситуации.
Типы текстов: текст- инструкция (указания к
выполнению работы, правила, уставы, законы).
Поиск ошибок в предложенном тексте.
Типы задач на
грамотность.
Информационные задачи.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1

1
1

1

1

1
1
1

Дата

1
1
1

факт

17

1
Работа с несплошным текстом: формы, анкеты,
договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»

1

18-19 Информация в форме таблиц, диаграмм столбчатой
2
или круговой, схем.
20-21 Применение формул в повседневной жизни.
2
22-23 Формулировка ситуации на языке математики.
2
24-25 Применение математических понятий, фактов.
2
26-27 Интерпретация, использование и оценивание
2
математических результатов.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»

1

1

1
1
1
1

1
1
1
1

28-29 Применение естественнонаучных
знаний для
объяснения различных явлений.
30-31 Распознавание,
использование
и
создание
объяснительных моделей и представлений.
32-33 Научное
обоснование прогнозов
о
протекании процесса или явления.
34
Объяснение принципа действия технического
устройства или технологии.

2

1

1

2

1

1

2

1

1

1

1

Содержание внеурочной деятельности, 11 класс
Название раздела

Содержание

Форма организации

Модуль «Основы
финансовой
грамотности»

Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика.
«Сувенирные» деньги. Фальшивые деньги: история и
современность. Откуда берутся деньги? Виды доходов.
Заработная плата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит?

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты,
прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии,
пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего
нужно учиться? Личные деньги.

Видео-лекции,
мастер-классы,
семинары,
викторины
Образовательного
Альянса Южной
Столицы «Сбер в
пример»,
«Финансовая
грамотность»

Модуль
«Основы
читательской
грамотности»

Формирование читательских умений с опорой на текст и
внетекстовые знания. Электронный текст как источник
информации. Сопоставление содержания
текстов научного стиля. Образовательные ситуации в
текстах. Критическая оценка степени достоверности,
содержащейся в тексте информации. Типы текстов: текстаргументация (комментарий, научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста. Типы задач
на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль «Основы
математической
грамотности»

Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
температура,
расстояние.
Вычисление
величины,
применение
пропорций
прямо
пропорциональных
отношений для решения проблем. Текстовые задачи,
решаемые арифметическим способом: части, проценты,
пропорция, движение, работа. Инварианты: задачи на
четность (чередование, разбиение на пары). Логические
задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их
применение в решении задач.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Модуль
«Основы
естественнонаучной
грамотности»

Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса.
Измерение массы тел. Строение вещества. Атомы и
молекулы. Модели атома. Тепловые явления. Тепловое
расширение тел. Использование явления теплового
расширения для измерения температуры. Плавление и
отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение.
Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель
солнечной системы. Царства живой природы.

Поисковые
и
научные
исследования
Диспут
Разбор заданий на
платформе РЭШ.

Тематическое планирование, 11 класс
№
п/п

Название темы

Колво

Теор

план

часов
Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

Удивительные факты и истории о деньгах.
1
Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
1
Откуда берутся деньги? Виды доходов.
1
1
Заработная плата. Почему у всех она разная? От
чего это зависит?
Собственность и доходы от нее.
1
Арендная плата, проценты, прибыль, дивиденды.
1
Социальные выплаты: пенсии, пособия.
1
Как заработать деньги? Личные деньги.
1
Мир профессий и для чего нужно учиться?
1
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на
1
текст и внетекстовые знания.
Электронный текст как источник информации.
1
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
1

Дата

Практ

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

факт

13

14
15
16
17
18
19-20

21-22

23-24
25-26
27
28
29
30
31

32
33
34

1
Образовательные ситуации в текстах. Критическая
оценка степени достоверности, содержащейся в
тексте информации.
1
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий,
научное обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
1
1
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты.
1
Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения: время, деньги, масса,
2
температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций
2
прямо пропорциональных отношений для решения
проблем.
2
Текстовые
задачи,
решаемые
арифметическим способом: части,
проценты, пропорция, движение, работа
2
Инварианты: задачи на
четность
(чередование, разбиение на пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц.
2
Графы и их применение в решении задач.
1
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества.
1
Масса. Измерение массы тел. Строение вещества.
1
Атомы и молекулы. Модели атома.
1
1
Тепловые явления. Тепловое расширение тел.
Использование явления теплового расширения для
измерения температуры.
1
Плавление
и
отвердевание. Испарение
и конденсация. Кипение.
1
Представления о Вселенной. Модель Вселенной.
Модель солнечной системы.
Царства живой природы.
1

1

1
1
1
1
1
1

1

1

1

1

1

1

1
1

1
1
1
1

1
1
1

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Печатные пособия для учителя:
Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Сидорова Г.А. и др Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1 − М.: Просвещение, 2021.
-

Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Рыдзе О.А. и др. Математическая грамотность. Сборник

эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
-

Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л., Половникова А.В. и др. Финансовая грамотность.

Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021.
-

Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Заграничная Н.А. и др. Естественно-научная

грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. Часть 1. − М.: Просвещение, 2021
. Российский учебник. Институт стратегии развития образования. [Электронный ресурс]
https://mon.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_2941962.pdf
Технические средства обучения: Интерактивная доска, ноутбук с колонками и
доступом к сети Интернет, принтер (при необходимости). Цифровые и
электронные образовательные ресурсы:
-

Открытые on-line задания PISA https://fioco.ru/

-

Российская электронная школа https://resh.edu.ru/


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».