РП Формирование функциональной грамотности 10 класс Садубов

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
Директор
________________________ ВР
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Нерадовских Л.В.

Протокол №1
от «26» 08 2024 г.

от «26» 08 2024 г.

Приказ №52-ос
от «30» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочного метапредметного курса
«Формирование функциональной грамотности»
для обучающихся 10 класса

Программу составил:
Садубов Е.М., учитель ОБЖ, технологии

с. Орлово 2024 год

Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Метапредметный курс «Формирование функциональной грамотности», 10 класс
Основной целью программы является развитие функциональной грамотности учащихся 10-11 классов как индикатора качества и эффективности образования, равенства доступа к образованию.
Программа нацелена на развитие:
способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и инструментов, чтобы описать,объяснить и предсказать явления.
Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину (математическая грамотность);
способности человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская грамотность);
способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний,
для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных сестествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личностии общества, а также возможности участия в экономической жизни.
•
•
•
•

Личностные результаты
умение оценивать содержание прочитанного с позиции норм морали иобщечеловеческих ценностей;
формирование собственной позиции по отношению к прочитанному;
умение объяснять гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических и естественно-научных
знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей;
способность оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции нормморали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны.
Метапредметные результаты

•
•

способность находит и извлекать информацию из разных текстов
способность применять извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем анализ и интеграция информации, полученной
3

•
•
•
•
•

из текста
учение интерпретировать и оценивать математические данные в рамках личностно важной ситуации;
умение оценивать форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания;
умение интерпретировать и оценивать математические результаты в контексте национальной и глобальной ситуации;
умение интерпретировать и оценивать, делать выводы и строить прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных, естественно-научных
проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания;
умение оценивать финансовые проблемы, делать выводы, строить прогнозы и предлагать пути решения.
Предметные результаты

Обучающиеся учатся анализировать и обобщать (интегрировать) информацию различного предметного содержания в разном контексте. Проблемы, которые ученику необходимо проанализировать и синтезировать в единую картину могут иметь как личный, местный, так и национальный и
глобальный аспекты.
Обучающиеся должны овладеть универсальными способами анализа информации и ее интеграции в единое целое. У обучающихся формируется
умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительноразличных ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко актуализируются школьником и используются для решения конкретных
проблем.

4

Содержание программы курса внеурочной деятельности
Метапредметный курс «Формирование функциональной грамотности»
Модуль «Основы финансовой грамотности»: Удивительные факты и истории оденьгах. Нумизматика. «Сувенирные» деньги.
Фальшивые деньги: история и современность. Откуда берутсяденьги? Виды доходов. Заработнаяплата. Почему у всех она разная? От чего это
зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата,проценты, прибыль, дивиденды. Социальные выплаты: пенсии,пособия. Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Личные деньги.
Модуль «Основы читательской грамотности»: Определение основной темы и идеи вдраматическом произведении. Учебный текст
как источник информации. Сопоставление содержания текстов официально – делового стиля. Деловые ситуации в текстах. Применение информации из текста в изменённой ситуации. Типы текстов: текст-инструкция (указания квыполнению работы, правила, уставы,законы). Поиск
ошибок в предложенном тексте. Типы задач награмотность. Информационные задачи. Работа с несплошным текстом: формы, анкеты, договоры.
Модуль «Основы математической грамотности»: Числа и единицы измерения: время, деньги,
масса, температура, расстояние.
Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. Текстовые задачи, решаемые
арифметическим способом: части, проценты, пропорция, движение, работа. Инварианты: задачина четность (чередование, разбиениена пары).
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. Графы и их применение в решении задач.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»: Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества. Масса. Измерение массы
тел. Строение вещества. Атомы и молекулы. Моделиатома. Тепловые явления. Тепловое расширение тел. Использование явления теплового
расширения дляизмерения температуры. Плавление и отвердевание. Испарение иконденсация. Кипение. Представления о Вселенной. Модель Вселенной. Модель солнечной системы. Царства живой природы.
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы

Тема и содержание раздела,
количество часов
Модуль
«Основы
финансовой
грамотности», 8 часов
Модуль
«Основы
читательской
грамотности», 8 часов
Модуль «Основы математической
грамотности», 10 часов

Характеристика основных видов
деятельности учащихся
Умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и строить прогнозы относительно различных
ситуаций, проблем и явлений формируется в отрыве
от предметного содержания. Знания из различных
предметных областей легко актуализируются
5

Воспитательный компонент
Согласно Примерной программе воспитания
у современного школьника должны быть
сформированы ценности Родины, человека,
природы, семьи, дружбы, сотрудничества,
знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение

Модуль «Основы естественнонаучной школьником и используются для решения конкрет- в содержании занятий по основным направграмотности», 8 часов
ных проблем.
лениях функциональной грамотности, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни,
эмоционального благополучия. Реализация
курса способствует осуществлению главной
цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию
условий для их позитивной социализации.

6

Приложение 1
Календарно-тематическое планирование курса внеурочной деятельности
Метапредметный курс «Формирование функциональной грамотности», 10 класс
№
п/п

Количество
часов

Тема урока

Дата
план
факт

Модуль «Основы финансовой грамотности»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Факты о деньгах.
Нумизматика
Инвестиции
Социальные выплаты
Социальные выплаты
Виды доходов
Виды доходов
Тестирование по модулю «Основы финансовой грамотности»
Модуль «Основы читательской грамотности»
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания
Формирование читательских умений с опорой на текст и внетекстовые знания
Электронный текст как источник информации?
Электронный текст как источник информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся втексте информации?
Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверности содержащейся втексте информации?
Типы задач на грамотность.Конструирующие задачи
Тестирование по модулю « Основы читательской грамотности»
7

1
1
1
1
1
1
1
1

07.09.
14.09.
21.09.
28.09.
05.10.
12.10.
19.10.
26.10.

1
1
1
1
1

09.11.
16.11.
23.11.
30.11.
07.12.

1

14.12.

1
1

21.12.
28.12.

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Модуль «Основы математической грамотности»
Числа и единицы измерения:время, деньги, масса, температура, расстояние
Числа и единицы измерения:время, деньги, масса, температура, расстояние
Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем.
Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем.
Вычисление величины, применение пропорций прямопропорциональных отношений для решения проблем.
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Логические задачи, решаемые с помощью таблиц
Графы и их применение в решении задач.
Графы и их применение в решении задач.
Тестирование по модулю « Основы читательской грамотности»
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
Масса. Измерение массы тел
Атомы и молекулы
Тепловые явления
Испарение и конденсация. Кипение
Представления о Вселенной.
Царства живой природы
Царства живой природы
Итоговое занятия по изученным темам

8

1
1
1

11.01.
18.01.
25.01.

1

01.02.

1

08.02.

1
1
1
1
1

15.02.
22.02.
29.02.
07.03.
14.03.

1
1
1
1
1
1
1
1

21.03.
04.04.
11.04.
18.04.
25.04.
02.05.
16.05.
23.05.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».