МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор _______________________ _ Селянкина Е.Л. Протокол №1 от «26» 08 2024 г. _______________________ _ Нерадовских Л.В. _______________________ _ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Россия- мои горизонты» для обучающихся 11 «Б» класса Рабочую программу составила: Усольцева Ирина Ивановна, с. Армизонское 2024 2 1. Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (далее – Программа) составлена на основе: – Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской̆ Федерации», – Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», – Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (далее – ФГОС СОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413, – Федеральной образовательной программы среднего общего образования (далее – ФОП СОО), утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18 мая 2023 г. № 371, – Методических рекомендаций по реализации проекта «Билет в будущее» по профессиональной ориентации обучающихся 6-11 классов образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего общего образования, – Методических профессиональной рекомендаций ориентации по обучающихся реализации 6-11 классов Единой модели образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего общего образования 3 В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года1 одним из направлений является трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством «воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям; содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии». Настоящая Программа разработана с целью реализации комплексной и систематической профориентационной работы для обучающихся 11 классов на основе апробированных материалов Всероссийского проекта «Билет в будущее» (далее – проект). Согласно требованиям ФГОС общего образования, реализация образовательной программы среднего общего образования предусмотрена через урочную и внеурочную деятельность. План внеурочной деятельности наряду с учебным планом является обязательной частью образовательной программы среднего общего образования и формируется с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательной организации. Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Основное содержание: популяризация культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; знакомство с отраслями экономики, в том числе региональными, национальными и этнокультурными особенностями народов Российской Федерации, профессиональными навыками и качествами; формирование представлений о развитии и достижениях страны; знакомство с миром профессий; знакомство с системой высшего и среднего профессионального образования в стране; создание условий для развития 4 универсальных учебных действий (общения, работы в команде и т.п.); создание условий для познания обучающимся самого себя, своих мотивов, устремлений, склонностей как условий для формирования уверенности в себе, способности адекватно оценивать свои силы и возможности. На занятия, направленные на удовлетворение профориентационных интересов и потребностей обучающихся целесообразно отводить один академический час в неделю (34 часа в учебный год). Содержание Программы учитывает системную модель содействия самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанную на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к формированию готовности к профессиональному самоопределению. Программа должна, в том числе, обеспечивать информированность обучающихся об особенностях различных сфер профессиональной деятельности, в том числе с учетом имеющихся потребностей в профессиональных кадрах на местном, региональном и федеральном уровнях; организацию профессиональной ориентации обучающихся через систему мероприятий, проводимых общеобразовательными организациями. В целях реализации Программы должны создаваться условия, обеспечивающие возможность развития личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся. Информационно-образовательная среда образовательной организации должна обеспечивать, в том числе информационное сопровождение проектирования обучающимися планов продолжения образования и будущего профессионального самоопределения. 2. Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее – ГПС) обучающихся 11 классов общеобразовательных организаций. 5 Задачи: – содействие профессиональному самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций; – формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуального образовательно-профессионального маршрута в зависимости от интересов, способностей, доступных им возможностей; – информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования (включая знакомство с перспективными и востребованными профессиями и отраслями экономики РФ); – формирование для осуществления у обучающихся всех этапов навыков и карьерной умений, необходимых самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб, осознанного конструирования индивидуального образовательно-профессионального маршрута и ее адаптация с учетом имеющихся компетенций и возможностей среды; – формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. 3. Место и роль курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» в плане внеурочной деятельности Настоящая Программа является частью образовательной программы среднего общего образования и состоит из: – планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности, – содержания курса внеурочной деятельности, – тематического планирования. 6 Программа может быть реализована в работе с обучающимися 11 классов среднего общего образования. Программа рассчитана на 34 часа (ежегодно). Программа состоит из занятий разных видов – профориентационных (тематических), отраслевых, практико-ориентированных и иных. Программа может быть реализована в течение одного учебного года со школьниками 11 классов, если занятия проводятся 1 раз в неделю, в течение учебного года в периоды: сентябрь – декабрь, январь – май. 4. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» 4.1. Личностные результаты 4.1.2. Для ФГОС СОО: В сфере гражданского воспитания: – осознание своих конституционных прав и обязанностей, уважение законаи правопорядка; – сформированность гражданской позиции обучающегося как активногои ответственного члена российского общества. В сфере патриотического воспитания: – осознание духовных ценностей российского народа; – ценностное отношение к государственным символам, историческому и природному наследию, памятникам, традициям народов России, достижениям России в науке, искусстве, спорте, технологиях и труде; – сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру, прошлое и настоящее многонациональногонарода России. В сфере духовно-нравственного воспитания: – способность оценивать ситуацию и принимать осознанные решения, ориентируясь на морально-нравственные нормы и ценности. В сфере эстетического воспитания: – способность воспринимать различные виды искусства, традиции и творчество своего и других народов, ощущать эмоциональное воздействие искусства; – готовность к самовыражению в разных видах искусства, стремление проявлять качества творческой личности; – эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, труда и общественных отношений. В сфере трудового воспитания: – готовность к труду, осознание ценности мастерства, трудолюбие; – готовность к активной деятельности технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такую деятельность; – интерес к различным сферам профессиональной деятельности, умение совершать осознанный выбор будущей профессии и реализовывать собственные жизненные планы; – готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни. В сфере экологического воспитания: – сформированность экологической культуры, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, осознание глобального характера экологических проблем; – умение прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий, предотвращать их; – планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе знания целей устойчивого развития человечества. В сфере ценности научного познания: – совершенствование языковой и читательской культуры как средства взаимодействия между людьми и познания мира; – осознание ценности научной деятельности, готовность осуществлять проектную и исследовательскую деятельность индивидуально и в группе; – сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, способствующего осознанию своего места в поликультурном мире. Метапредметные результаты 4.2.1. Для ФГОС СОО: В сфере овладения универсальными познавательными действиями: – типов, владеть навыками получения информации из источников разных самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; – самостоятельно формулировать и актуализировать проблему, рассматривать ее всесторонне; – выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях; – анализировать полученные в ходе решения задачи результаты, критически оценивать их достоверность, прогнозировать изменение в новых условиях; – использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; – разрабатывать план решения проблемы с учетом анализа имеющихся материальных и нематериальных ресурсов. В сфере овладения универсальными коммуникативными действиями: – владеть различными способами общения и взаимодействия; – развернуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств; – распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков, распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты; – выбирать тематику и методы совместных действий с учетом общих интересов и возможностей каждого члена коллектива; – осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять творчество и воображение, быть инициативным; – понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; – принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия по ее достижению: составлять план действий, распределять роли с учетом мнений участников, обсуждать результаты совместной работы. В сфере овладения универсальными регулятивными действиями:самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; – самостоятельно составлять план решения проблемы с учетом имеющихся ресурсов, собственных возможностей и предпочтений; – делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение; – владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований; – давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать соответствие результатов целям; – оценивать приобретенный опыт. 5. Содержание курса по профориентации «Россия – мои горизонты» Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» (1 час) Россия – страна безграничных возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделениетруда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основныеобразовательные формы, правила взаимодействия. Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ , возможности личногокабинета обучающегося. Тема 2. Тематическое профориентационное занятие «Открой свое будущее» (1 час) Варианты образования и карьерного пути. Различные жизненные сценарии и профессиональные пути после окончания школы. Персональный карьерный путь – выбор и развитие. Приемы построения маршрутов карьерного развития. Выбор высшего образовательной образования организации организации: (ООВО), образовательной профессиональной организации образовательной (ПОО) как первого шага для формирования персонального образовательно- профессионального маршрута. Тема 3. Тематическое профориентационное занятие «Познаю себя» (1 час) Составляющие готовности к профессиональному выбору, особенности диагностик для самостоятельного прохождения на платформе «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ 11 кл. Диагностика «Мои ориентиры». Тема 4. Россия аграрная: растениеводство, садоводство (1 час) Знакомство обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения задачи и России перспективы в отраслях развития. аграрной сферы, Крупнейшие актуальные работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления как: полеводство, овощеводство, садоводство, цветоводство, лесоводство. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей растениеводство и садоводство. Тема 5. Россия индустриальная: атомная промышленность (1 час) Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли корпорация "Росатом", географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной отрасли и высшего и среднего возможности построения профессионального карьеры. образования Возможности в подготовке специалистов для корпорации Росатом. Тема 6. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме описания профессии, созданной для облегчения поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также компетенции. Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленность и общественноепитание (1 час) Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, Основные перспективная потребность в кадрах. профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность и общественное питание. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в аграрной профессионального сфере. Возможности образования в высшего подготовке и среднего специалистов для рассматриваемых отраслей. Тема 8. Россия здоровая: биотехнологии, экология (1 час) Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология», актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здоровья. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых. Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана (1 час) Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в профессии деятельности. и содержание профессиональной кадрах. Основные Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в службах профессионального безопасности. образования Возможности в подготовке высшего и среднего специалистов рассматриваемых отраслей. Тема 10. Практико-ориентированное занятие (1 час) для Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, личных качествах, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - пищевая промышленность и общественное питание; - биотехнологии и экология. Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час) Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли. Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час) Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация. Тема 13. Россия деловая: предпринимательство (1 час) Знакомство обучающихся с ролью деловой сферы в экономике нашей страны. Достижения актуальные России в отрасли предпринимательства, задачи и перспективы развития. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как предпринимательство. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в деловой сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство». Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час) Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в энергетике. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли. Тема 15. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной личных качествах, деятельности, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - транспорт и энергетика; - медицина и фармация; - предпринимательство. Тема 16. Проектное занятие (1 час) Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поискуответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью. Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности. Тема 17. будущее» (1 час) Профориентационное тематическое занятие «Мое профильность обучения. Роль 11 кл. Профессиональные профессиональных склонности интересов и в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения, дополнительное образование. Персонализация образования. Способы профессиональных интересов, индивидуальные самодиагностики различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению. Анонс возможности самостоятельного диагностике профессиональных участия в интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества». Тема 18. Россия индустриальная: добыча и переработка (1 час) Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, профессии и перспективная содержание потребность профессиональной профессионального образования. в кадрах. Основные деятельности. Варианты Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и переработки. Тема 19. Россия индустриальная: легкая промышленность (1 час) Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для легкой промышленности. Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час) Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и образовании. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей Тема 21. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, личных качествах, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - добыча и переработка, легкая промышленность; - наука и образование. Тема 22. Россия машиностроение (1 час) Знакомство индустриальная: обучающихся тяжелая с промышленность, ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для тяжелой промышленности и машиностроения. Тема 23. Россия безопасная: военно-промышленный комплекс (1 час) Знакомство обучающихся с ролью военно-промышленного комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военнопромышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для военно-промышленного комплекса. Тема 24. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, личных качествах, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - тяжелая промышленность и машиностроение; - военно-промышленный комплекс. Тема 25. Россия умная: программирование и телекоммуникации (1 час) Знакомство обучающихся ролью программирования и страны. Достижения России в программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и телекоммуникаций в экономике отраслях с нашей перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в высшего и программировании среднего и телекоммуникации. профессионального образования Возможности в подготовке специалистов для изучаемых отраслей. Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час) Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры. Тема 27. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, личных качествах, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - программирование и телекоммуникации; - строительство и архитектура. Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час) Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в социальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей сервиса и туризма. Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час) Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна. Тема 30. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, личных качествах, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - сервис и туризм; - искусство и дизайн. Тема 31. Россия аграрная: животноводство, селекция и генетика (1 час) Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для животноводства, селекции и генетики. Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час) Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для вооруженных сил и гражданской обороны. Тема 33. Практико-ориентированное занятие (1 час) Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, личных качествах, условиях работы, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - животноводство, селекция и генетика; - вооруженные силы, гражданская оборона. Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час) Итоги изучения курса за год. Что было самым важные и впечатляющим. Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения. 6. Тематическое планирование № п/п Тема, раздел курса Вид занятия 1. Тема 1. Установочное занятие «Моя Россия – мои горизонты, мои достижения» (1 час) 2. Тема 2. Тематическое профориентацио нное занятие «Открой свое будущее» (1 час) Установочн Россия – страна безграничных ое возможностей и профессионального развития. Познавательные цифры и факты о развитии и достижениях страны. Разделение труда как условие его эффективности. Разнообразие отраслей. Цели и возможности курса “Россия - мои горизонты”, виды занятий, основные образовательные формы, правила взаимодействия. Платформа «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/, возможности личного кабинета обучающегося. Тематичес 11 кл. Различные жизненные кое сценарии и профессиональные пути после профорие окончания школы. Персональный карьерный путь нта– выбор и развитие. Приемы построения ционное маршрутов карьерного развития. Выбор образовательной организации: образовательной организации высшего образования (ООВО), профессиональной образовательной организации (ПОО) как первого шага для формирования персонального образовательно-профессионального маршрута. Основное содержание Основные виды деятельности обучающихся Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, заполнение анкет самооценки. Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 24 3. Тема 3. Тематическое профориентацио нное занятие «Познаю себя» (1 час) 4. Тема 4. Россия аграрная: растениеводст во, садоводство (1 час) Тематичес кое профориен тац ионное Составляющие готовности к профессиональному Просмотр видеороликов, выбору, особенности диагностик для участие в самостоятельного прохождения на платформе дискуссии, «Билет в будущее» https://bvbinfo.ru/ выполнение 11 кл. Диагностика «Мои ориентиры». тематических заданий, прохождение инструктажа. Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью сельского Просмотр хозяйства в экономике нашей страны. Достижения видеоролик России в отраслях аграрной сферы, актуальные ов, прохождение опроса в задачи и перспективы развития. Крупнейшие игровой форме, участие в игреработодатели: агрохолдинги, их географическая разминке, участие в дискуссии, представленность, перспективная потребность в выполнение тематических кадрах. Основные профессии и содержание заданий, прохождение профессиональной деятельности. инструктажа, рефлексия. Варианты Групповая работа, обсуждение. профессионального образования. Рассматриваются Работа под руководством такие направления как: полеводство, педагога, самостоятельная овощеводство, работа. садоводство, цветоводство, лесоводство. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей растениеводство и садоводство. 25 5. 6. Тема 5. Россия индустриаль ная: атомная промышленн ость (1 час) Тема 6. Практикоориентирован ное занятие (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью атомной промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в сфере атомной промышленности, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейший работодатель отрасли - корпорация "Росатом", географическая представленность корпорации, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества, характерные для профессий в атомной отрасли и возможности построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для корпорации Росатом. Практико- Занятие посвящено «формуле профессии» - схеме ориентиро описания профессии, созданной для облегчения ван ное поиска профессии по критериям: предмет профессиональной деятельности, направление дополнительного образования, условия работы, школьные предметы, личные качества, цели и ценности, а также компетенции. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Групповая работа. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 26 7. Тема 7. Россия аграрная: пищевая промышленно сть и общественное питание (1 час) Отраслевое Продолжение знакомства обучающихся с ролью сельского хозяйства в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях аграрной сферы, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как пищевая промышленность и общественное питание. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в аграрной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей. 27 8. Тема 8. Россия здоровая: биотехноло гии, экология (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью рассматриваемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях «биотехнологии», «экология», актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здоровья. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 28 9. Тема 9. Россия безопасная: полиция, противопожарна я служба, служба спасения, охрана (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью служб безопасности в экономике нашей страны. Достижения России в рассматриваемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Особенности работодателей, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как полиция, противопожарная служба, служба спасения, охрана. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в службах безопасности. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для рассматриваемых отраслей. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 29 10. Тема 10. Практикоориентированн ое занятие (1 час) Практикоориентиро ван ное Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - пищевая промышленность и общественное питание; - биотехнологии и экология. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практик о- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». 30 11. Тема 11. Россия комфортная: транспорт (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью комфортной среды в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях комфортной среды, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели в отрасли «Транспорт», их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 31 12. 13. Тема 12. Россия здоровая: медицина и фармация (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью медицины и фармации в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как медицина и фармация. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере здравоохранения. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей медицина и фармация. Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью деловой Тема 13. Россия сферы в экономике нашей страны. Достижения деловая: России в отрасли предпринимательства, предприниматель актуальные задачи и перспективы развития. ство (1 час) Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как предпринимательство. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. 32 14. Тема 14. Россия комфортная: энергетика (1 час) 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в деловой сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли «предпринимательство». Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью энергетики в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в энергетике. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отрасли. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 33 15. Тема 15. Практикоориентированн ое занятие (1 час) Практикоориентиро ван ное Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - транспорт и энергетика; - медицина и фармация; - предпринимательство. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практик о- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». 34 16. Тема 16. Проектное занятие (1 час) Проектное Обучающиеся переходят от знакомства с информацией и выполнения упражнений к более активному проектированию собственной деятельности и поиску ответов на свои вопросы, связанные с профориентацией. Занятие посвящено теме «Поговори с родителями» и предполагает знакомство с особенностями проведения тематической беседы с родителями (значимыми взрослыми). В зависимости от возраста ученики готовят более узкий или более широкий список вопросов для беседы и знакомятся с правилами и особенностями проведения интервью. Материалы занятия могут быть использованы учениками в самостоятельной деятельности. Работа с памятками и материалами занятия, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Работа в группах. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 35 17. Тема 17. Профориентацио нное тематическое занятие «Мое будущее» (1 час) 18. Тема 18. Россия индустриаль ная: добыча и переработка (1 час) Профорие 11 кл. Профессиональные склонности и нта профильность обучения. Роль профессиональных ционное интересов в выборе профессиональной деятельности и профильности общего обучения, дополнительное образование. Персонализация образования. Способы самодиагностики профессиональных интересов, индивидуальные различия и выбор профессии. Повышение мотивации к самопознанию, профессиональному самоопределению. Анонс возможности самостоятельного участия в диагностике профессиональных интересов и их возможного соотнесения с профильностью обучения «Мои качества». Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью отрасли добычи переработки в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Рассматриваются такие направления, как добыча и переработка. Просмотр видеороликов, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа. Работа с памятками и материалами занятия. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная 36 19. Тема 19. Россия индустриаль ная: легкая промышленнос ть (1 час) 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей добычи и переработки. Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью легкой промышленности в экономике нашей страны. Достижения России в отрасли, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для легкой промышленности. работа. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 37 20. 21. Тема 20. Россия умная: наука и образование (1 час) Тема 21. Практикоориентированн ое занятие (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью науки и образования в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях науки и образования, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в науке и образовании. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей. Практико- Занятие направлено на углубление ориентиро представлений о профессиях в изученных ван ное областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - добыча и переработка, легкая промышленность; - наука и образование. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практик о- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». 38 22. 23. Тема 22. Россия индустриаль ная: тяжелая промышленно сть, машинострое ние (1 час) Тема 23. Россия безопасная: военнопромышленный комплекс (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью тяжелой промышленности и машиностроения в экономике нашей страны. Достижения России в тяжелой промышленности и машиностроении, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в индустриальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для тяжелой промышленности и машиностроения. Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью военнопромышленного комплекса в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях военнопромышленного комплекса, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игре-разминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игре-разминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. 39 24. Тема 24. Практикоориентированн ое занятие (1 час) Практикоориентиро ван ное 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в отрасли. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для военнопромышленного комплекса. Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - тяжелая промышленность и машиностроение; - военно-промышленный комплекс. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практи ко- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». 40 25. Тема 25. Россия умная: программирован ие и телекоммуникац ии (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью программирования и телекоммуникаций в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях программирования и телекоммуникаций, актуальные задачи и перспективы развития. Работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в программировании и телекоммуникации. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для изучаемых отраслей. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игре-разминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 41 26. Тема 26. Россия комфортная: строительство и архитектура (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью строительства и архитектуры в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях строительства и архитектуры, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в изучаемых отраслях. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей строительства и архитектуры. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игре-разминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 42 27. Тема 27. Практикоориентированн ое занятие (1 час) Практикоориентиро ван ное Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - программирование и телекоммуникации; - строительство и архитектура. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практи ко- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». 43 27. Тема 27. Практикоориентированн ое занятие (1 час) 28. Тема 28. Россия социальная: сервис и туризм (1 час) Практикоориентиро ван ное Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - программирование и телекоммуникации; - строительство и архитектура. Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью изучаемых отраслей в экономике нашей страны. Достижения России в сервисе и туризме, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в социальной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для отраслей сервиса и туризма. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практи ко- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игре-разминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 44 29. Тема 29. Россия креативная: искусство и дизайн (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью креативной сферы в экономике нашей страны. Достижения России в отраслях искусства и дизайна, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели: агрохолдинги, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в креативной сфере. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для искусства и дизайна. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 45 30. Тема 30. Практикоориентированн ое занятие (1 час) Практикоориентиро ван ное Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - сервис и туризм; - искусство и дизайн. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практик о- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». 46 31. Тема 31. Россия аграрная: животноводств о, селекция и генетика (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с ролью животноводства, селекции и генетики в экономике нашей страны. Достижения России в изучаемых, актуальные задачи и перспективы развития. Крупнейшие работодатели, их географическая представленность, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры в сфере сельского хозяйства. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для животноводства, селекции и генетики. Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 47 32. Тема 32. Россия безопасная: вооруженные силы, гражданская оборона (1 час) Отраслевое Знакомство обучающихся с отраслями «вооружённые силы, гражданская оборона» в экономике нашей страны. Достижения России в этих отраслях, актуальные задачи и перспективы развития. Государство как работодатель, перспективная потребность в кадрах. Основные профессии и содержание профессиональной деятельности. Варианты профессионального образования. 11 кл. Профессионально важные качества и особенности построения карьеры. Возможности высшего и среднего профессионального образования в подготовке специалистов для вооруженных сил и гражданской обороны Просмотр видеоролик ов, прохождение опроса в игровой форме, участие в игреразминке, участие в дискуссии, выполнение тематических заданий, прохождение инструктажа, рефлексия. Групповая работа, обсуждение. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. 48 33. Тема 33. Практикоориентированн ое занятие (1 час) 34. Тема 34. Рефлексивное занятие (1 час) Практикоориентиро ван ное Занятие направлено на углубление представлений о профессиях в изученных областях. Педагогу предлагается выбор в тематике занятия из двух возможных. Обучающиеся получают задания от специалиста (в видеоролике или в формате презентации, в зависимости от технических возможностей образовательной организации) и, благодаря их выполнению, уточняют свои гипотезы о предмете профессиональной деятельности, условиях работы, личных качествах, целях и ценностях профессионалов в профессии, их компетенциях, особенностях образования. На материале профессий из отраслей (на выбор): - животноводство, селекция и генетика; - вооруженные силы, гражданская оборона. Рефлексивн Итоги изучения курса за год. Что было самым ое важные и впечатляющим. Какие действия в области выбора профессии совершили ученики за год (в урочной и внеурочной деятельности, практико-ориентированном модуле, дополнительном образовании и т. д.). Самооценка собственных результатов. Оценка курса обучающимися, их предложения. Знакомство с профессиями из изученных отраслей на основе материалов от работодателей. Выполнение практик о- ориентированных заданий различной направленности (аналитических, исследовательских, моделирующих). Анализ профессий из изученных отраслей на основе «формулы профессий». Участие в дискуссии, выполнение тематических заданий. Групповая, индивидуальная, парная работа. Работа под руководством педагога, самостоятельная работа. Ретроспективная и проспективная рефлексия. 49