МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по ВР________________ Селянкина Е.Л. Протокол №1 от « 26 » 08 2024 г. Нерадовских Л.В. « 26 » 08 2024 г. УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от « 30 » 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «ЧЕМПИОН» для обучающихся 9 классов Программу составили: Каканов И.А. Учитель физической культуры с. Армизонское 2024 год Пояснительная записка Программа внеурочного курса «Чемпион» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, в творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни. В программе представлены доступные для обучающихся упражнения, способствующие овладению элементами техники и тактики спортивных игр, развитию физических способностей. Рабочая программа внеурочного курса является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с: 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, 2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 8 ноября 2022 года 3. Основная образовательная программа основного общего образования МАОУ Армизонской СОШ 4. Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2024-2025 год. 5. Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья как необходимого условия социального благополучия и успешности человека. Цель программы внеурочной деятельности «Чемпион»: укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся, воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. Цель конкретизирована следующими задачами: - пропаганда здорового образа жизни, укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию обучающихся; - популяризация спортивных игр как видов спорта и активного отдыха; - формирование у обучающихся устойчивого интереса к занятиям спортивными играми; - обучение технике и тактике спортивных игр; - развитие физических способностей (силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных, выносливости, гибкости); - формирование у обучающихся необходимых теоретических знаний; - воспитание моральных и волевых качеств. Программа внеурочной деятельности по спортивно – оздоровительному направлению «Чемпион» предназначена для обучающихся 9 классов. Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю в каждом из 9 классов, всего 34 часа в год. Место внеурочного курса «Чемпион» Внеурочный курс «Чемпион» входит в предметную область учебной дисциплины «Физическая культура» в основной школе составляет 34 часа (один час в неделю). При подготовке Рабочей программы учитывались личностные и метапредметные результаты, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования и в «Универсальном кодификаторе элементов содержания и требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования». Взаимосвязь с программой воспитания Программа курса внеурочной деятельности разработана с учетом рекомендаций примерной программы воспитания. Согласно Примерной программе воспитания у современного школьника должны быть сформированы ценности Родины, человека, природы, семьи, дружбы, сотрудничества, знания, здоровья, труда, культуры и красоты. Эти ценности находят свое отражение в содержании занятий по основным направлениям реализации данного курса, вносящим вклад в воспитание гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, экологическое, трудовое, воспитание ценностей научного познания, формирование культуры здорового образа жизни, эмоционального благополучия. Реализация курса способствует осуществлению главной цели воспитания – полноценному личностному развитию школьников и созданию условий для их позитивной социализации. Содержание курса внеурочной курса «Чемпион» Общая физическая подготовка Упражнения для формирования осанки. Общеукрепляющие упражнения с предметами и без предметов. Бег с ускорением на 30, 40, 50 метров. Бег с высокого старта на 30, 40, 50 метров. Бег с преодолением препятствий. Челночный бег 3х10 метров, 6х10 метров, бег до 10 минут. Опорные прыжки, со скакалкой, в длину с места и с разбега, в высоту с разбега, напрыгивание и прыжки в глубину. Метание малого мяча на дальность и в цель. метание на дальность отскока от стены, щита. Броски набивного мяча 1 кг. Силовые упражнения: лазание, подтягивание сериями, переворот в упор. Акробатическая комбинация. Упражнения с гантелями. Баскетбол. 1.Основы знаний. Антропометрические измерения. Питание и его значение для роста и развития. Что общего в спортивных играх и какие между ними различия? Закаливание организма. 2. Специальная подготовка. Специальные передвижения без мяча в стойке баскетболиста. Остановка в два шага и прыжком. Ловля и передача мяча двумя руками от груди с шагом и со сменой мест, в движении. Ведение мяча правой и левой рукой с изменением направления. Бросок мяча двумя руками от груди с отражением от щита с места, бросок одной рукой после ведения. Подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка мяча», эстафеты с ведением мяча и с броском мяча после ведения. Волейбол 1.Основы знаний. Основные правила игры в волейбол. Самоконтроль и его основные приёмы. Мышечная система человека. Понятие о здоровом образе жизни. Режим дня и здоровый образ жизни. Утренняя физическая зарядка. 2. Специальная подготовка. Приём мяча снизу двумя руками. Передача мяча сверху двумя руками вперёд-вверх. Нижняя прямая подача. Подвижные игры: «Не давай мяча водящему», «Круговая лапта». Футбол 1.Основы знаний. Различие между футболом и мини-футболом (фут залом). Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма зимой. 2. Специальная подготовка. Удар ногой с разбега по неподвижному и катящемуся мячу в горизонтальную (полоса шириной 1,5 метра, длиной до 7-8 метров) и вертикальную (полоса шириной 2 метра, длиной 5-6 метров) мишень. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов. Подвижные игры: «Передал – садись», «Передай мяч головой». Планируемые результаты В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья у обучающихся формируются личностные, метапредметные и предметные результаты. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся: - формирование культуры здоровья – отношения к здоровью как высшей ценности человека; - развитие личностных качеств, обеспечивающих осознанный выбор поведения, снижающего или исключающего воздействие факторов, способных нанести вред физическому и психическому здоровью; - формирование потребности ответственного отношения к окружающим и осознания ценности человеческой жизни. Метапредметные результаты. Коммуникативные: - способность выделять ценность здоровья, здорового и безопасного образа жизни как целевой приоритет при организации собственной жизнедеятельности, взаимодействии с людьми; - умение адекватно использовать знания о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье; - способность рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность; - умение противостоять негативным факторам, приводящим к ухудшению здоровья; - формирование умений позитивного коммуникативного общения с окружающими. Регулятивные: -соотнесение известного и неизвестного; -планирование; -оценка; - способность к волевому усилию; Познавательные: 1.Формулирование цели 2.Выделение необходимой информации 3.Структурирование 4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5.Рефлексия 6.Анализ и синтез 7.Сравнение 8.Классификации 9.Действия постановки и решения проблемы Предметные результаты (на конец освоения курса) В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся должны знать: - особенности воздействия двигательной активности на организм человека; - правила оказания первой помощи; - способы сохранения и укрепление здоровья; - свои права и права других людей; - влияние здоровья на успешную учебную деятельность; - значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья; должны уметь: - составлять индивидуальный режим дня и соблюдать его; - выполнять физические упражнения для развития физических навыков; - заботиться о своем здоровье; - применять коммуникативные и презентационные навыки; - оказывать первую медицинскую помощь при травмах; - находить выход из стрессовых ситуаций; - принимать разумные решения по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой среды обитания; - адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях; - отвечать за свои поступки; - отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора. В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно оздоровительному направлению «Спортивные игры» обучающиеся смогут получить знания: - значение спортивных игр в развитии физических способностей и совершенствовании функциональных возможностей организма занимающихся; - правила безопасного поведения во время занятий спортивными играми; - названия разучиваемых технических приёмов игр и основы правильной техники; - наиболее типичные ошибки при выполнении технических приёмов и тактических действий; - упражнения для развития физических способностей (скоростных, скоростносиловых, координационных, выносливости, гибкости); - контрольные упражнения (двигательные тесты) для оценки физической и технической подготовленности и требования к технике и правилам их выполнения; - основное содержание правил соревнований по спортивным играм; - жесты судьи спортивных игр; - игровые упражнения, подвижные игры и эстафеты с элементами спортивных игр; могут научиться: - соблюдать меры безопасности и правила профилактики травматизма на занятиях спортивными играми; - выполнять технические приёмы и тактические действия; - контролировать своё самочувствие (функциональное состояние организма) на занятиях спортивными играми; - играть в спортивные игры с соблюдением основных правил; - демонстрировать жесты судьи спортивных игр; - проводить судейство спортивных игр. Воспитательные результаты. - осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия; - социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром. Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № п/ п Наименование раздело Количество часов Дата Виды деяте Виды, Электронные(цифровые) льности ви изуч образовательные Формы всег контр Практи тем программы о ольн ческие ения контроля ресурсы ые ра работы боты Спортивные игры. 0 0 Обсуждение выполнения норм ГТО https://resh.edu.ru/subject/ 9/7/ http://www.teoriya.ru/ ru/taxonomy/term/2 http://z dd.1september.ru/ 12 0 0 Наблюдают, анализирую ти принимают участие в спортивной игре Баскетбол. https://resh.edu.ru/subject/ 9/7/ http://www.teoriya.ru/ ru/taxonomy/term/2 http://z dd.1september.ru/ Волейбол. 15 0 0 Наблюдают, анализирую ти принимают участие в спортивной игре Волейбол. https://resh.edu.ru/subject/ 9/7/ http://www.teoriya.ru/ ru/taxonomy/term/2 http://z dd.1september.ru/ Футбол. 6 0 0 Наблюдают, анализирую ти принимают участие в спортивной игре Футбол. https://resh.edu.ru/subject/ 9/7/ http://www.teoriya.ru/ ru/taxonomy/term/2 http://z dd.1september.ru/ 34 0 0 1.1. Физическая подготовка: 1 освоение содержания программы, демонстрация приростов в показателях физической подготовленности и нормативных требований комплекса ГТО. 1.2. Баскетбол. 1.3. 1.4. .Итого по разделу Поурочное планирование № п/п Тема урока 1. Техника безопасности. Освоение нормативных требований комплекса ГТО Баскетбол . Удар по мячу 2 Количество часов Дата проведения урока по плану Электронные цифровые образовательные ресурсы www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 3. Удар по мячу Бег на 60 м (с) www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 4. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 5 Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 6. Ведение мяча между предметами и с обводкой предметов www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 7 Игра по упрощенным правилам. www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 8 Баскетбол. Стойки и перемещения www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 9. Остановки баскетболиста www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 10. Передачи мяча www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 11. Ловля мяча www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 12. Ведение мяча www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 13. Броски в кольцо www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 14 Волейбол. Индивидуальные тактические действия в нападении www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 15 Индивидуальные тактические действия в защите. www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 16 Закрепление техники передачи www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 17 Закрепление техники передачи www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 18 Закрепление техники передачи www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 19 Верхняя прямая подача www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 20 Игра в защите www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 21 Игра в нападении www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 22 Участие в соревнованиях www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 23 Участие в соревнованиях www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 24 Волейбол. Закрепление техники приема мяча с подачи www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 25 Закрепление техники приема мяча с подачи www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 26 Закрепление техники приема мяча с подачи» www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 27 Учебная игра «Волейбол» www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 28 Учебная игра «Волейбол » www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 29 Футбол Игра по упрощенным правилам www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 30 Подвижные игры с элементами футбола. www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 31 Подвижные игры с элементами футбола. www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 32 Подвижные игры с элементами футбола. www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 33 Учебная игра «Футбол» www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ 34 Учебная игра «Футбол» www. edsoo.ru https://resh.edu.ru/subject/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 часа