МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим Советом Заместитель по ВР Директор ________________________ ________________________ ________________________ Селянкина Е.Л. Протокол №1 от «26» 08.2024г. Нерадовских Л.В. Каканова Л «26» 08.2024г. Приказ № 52 – ос от «30» 08.2024г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Чемпион» для обучающихся 5 – 6 классов Рабочую программу составил(а): Столбова Н.П. с. Красноорловское 2024 Пояснительнаязаписка Программа «Подвижные игры» по спортивно-оздоровительному направлению внеурочной деятельности обучающихся 5-6 классов составлена с учетом требований ФГОС ООО второго поколения. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования (Пр. № 1089 Минобразования РФ от 5 марта 2004), отвечает положениям Закона «Об образовании» в части духовнонравственного развития учащихся, основными положениями концепции содержания образования школьников в области физической культуры (2011), Федерального закона «О физической культуре и спорте» от 4 декабря 2007 г. № 329 – ФЗ, в котором отмечается, что организация физического воспитания в образовательных учреждениях включает в себя проведение обязательных занятий по физической культуре в пределах основных образовательных программ в объеме, установленном государственными образовательными стандартами, а также дополнительных (факультативных) занятий физическими упражнениями и спортом в пределах дополнительных образовательных программ (гл. 3 ст. 28 п. 2). Содержание программы основано на положениях нормативноправовых актах РФ. - требования к результатам освоения образовательной программы по «Физической культуре» основного общего образования (ФГОС); - концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина; - положение «Стратегия развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 года» в отношении модернизации системы физического воспитания детей, подростков, молодежи, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.09 года №1101 –ф. - методические рекомендации при подготовке учебных программ по предмету «Физическая культура» приказ Министерства образования и науки России от 29.07.11 года №1560; - СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Малоподвижный образ жизни обучающихся, просмотр телевизора и работа за компьютером ухудшают физическое состояние и здоровье школьников. Успех укрепления здоровья детей заключается в приобщении детей к регулярным занятиям физической культурой. Актуальность. Организация внеурочной деятельности в рамках спортивнооздоровительного направления, с использованием эффективных форм проведения занятий, позволит успешно приобщить обучающихся к здоровому образу жизни и решать проблемы сохранения и укрепления здоровья. Цель программы: создание условий для сохранения, укрепления развития физического и психического здоровья школьников через игровую деятельность. Задачи программы: Образовательные: формированиезнаний и представленийо здоровом образе жизни; обучение правилам поведения в процессеколлективных действий; формированиеинтереса к народномутворчеству; расширение кругозора школьников. Развивающие: развитие познавательного интереса к русским народным играм, включение их в познавательнуюдеятельность; развитие активности,самостоятельности,ответственности; развитие статистическогои динамического равновесия; развитие глазомераи чувства расстояния; развитие внимательности,как черты характера,свойства личности. Воспитательные: воспитание чувства коллективизма, взаимопомощь; формирование установки на здоровый образ жизни; формированиеэтических норм поведения; воспитаниебережного отношения к народнымтрадициям. 1. Место курса в учебном плане. Программа рассчитана для учащихся 6класса, на 1 год обучения. На реализацию спортивно-оздоровительного курса «Подвижные игры. Игры народов мира» отводится 34 ч. в год, 1час в неделю. Содержание планирования направлено на активную двигательную деятельность учащихся. Это: игры на освоение навыков прыжков, развитие скоростно- силовых способностей. Игры с волейбольными, теннисными и баскетбольными мячами. Легкоатлетические упражнения. Игры на развитие координации. Игры на освоение навыков бега, развитие скоростных способностей. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляет разные формы работы: практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные), проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале и теоретические знания о народных играх; о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности и т.д. Программа способствует укреплению здоровья, развитию физических качеств и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Программа включает следующие разделы: 1. Основы знаний о физической культуре. 2. Подвижныеи народныеигры с мячами. 3. Легкоатлетические упражнения. Формируемые УУД В результате внеурочной деятельности у обучающихся 5-6 классов основной школы будут сформированы личностные, познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении. Личностные результаты У учеников будут сформированы: потребность сотрудничества со сверстниками; -доброжелательное отношение к сверстникам; бесконфликтное поведение; стремление прислушиваться к мнению одноклассников; активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы. организовывать самостоятельную деятельность с учѐтом требований еѐ безопасности, сохранности инвентаря и оборудования,организации места занятий; анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способыих улучшения; - оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами; - управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность,рассудительность; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использоватьих в игровой и соревновательнойдеятельности. Предметные результаты Учащиеся научатся: - представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,осуществлятьих объективное судейство; - бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местампроведения; - организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью -взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований; - применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся,вариативных условиях Формы и методы работы: - практические занятия (групповые, индивидуальные и сводные) - проведение турниров, соревнований, эстафет, малых олимпиад по подвижным играм на свежем воздухе и в спортивном зале. Приемы и методы обучения на занятиях. - педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного процесса (педагогикасотрудничества); - педагогические технологии на основе эффективности управления и организации образовательного процесса (групповые технологии, технологии индивидуального обучения); - педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (практическиеигровые технологии). Реализация данных технологий осуществляется через следующие организационные формы: - беседы о культуре народов мира, их подвижных и спортивных играх; - практические занятия по разучиванию игр; - организация творческих мастерских; - организация соревнований или чемпионатов по проведению игр. Планируемые результаты освоения обучающимися программы В результате освоения программного материала по внеурочной деятельности учащиеся первого года обучения должны иметь представление: - о двигательном режиме; - о вредных и полезных привычках; - о народных играх; - о различных видах подвижных игр; - о соблюдении правил игры; - о культуре общения со сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности Знать: -причины нарушения осанки, появления нарушения зрения, плоскостопия; -правила и уметь организовать подвижные игры (3-4); - не менее двух комплектов упражнений на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости; - основные факторы, влияющие на здоровье человека; - основы правильного питания; Уметь: -оценивать свою двигательную активность, выявлять причины нарушения и корректировать -выполнять правила игры; - применять игровые навыки в жизненной ситуации; - демонстрировать позитивное отношение к участникам игр. Содержание. № п/п Колво часов Раздел 1. Основы знаний о физической культуре 1. Игры на освоение навыков прыжков, 4 развитие скоростно-силовых способностей. Раздел 2. Подвижные игры с мячами 2. Наименование разделов и тем Игры с применением теннисных, волейбольных и баскетбольных мячей. Раздел 3. Легкоатлетические упражнения 3. Игры на развитие координации. Игры на освоение навыков бега, развитие скоростных способностей Итого: 34 ч. 15 15 В том числе теория практика 4 В процессе занятий 15 15 1. Основы знаний о физической культуре. - Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. - Здоровье физическое, психическое, душевное. Здоровый образ жизни и мысли (экология души). - Потребность в движении тела как выражение потребности души. (В процессе занятий). 2. Подвижные и народные игры с мячами. Игры с элементами строя: «Построение в шеренгу», «У ребят порядок строгий», «Быстро встань в колонну», «Класс, смирно!», «К своим флажкам». Игры с ходьбой и бегом: «Кошки-мышки», «Ястреб и утка», «Совушка» Игры с прыжками: «С кочки на кочку», «Салки в приседе», «Попрыгунчики воробушки», «Удочка». Игры с большими мячами: «Мяч соседу», «Мяч сбоку», «Мяч над головой», «Охотники и утки», Эстафеты с мячами. На комплексное развитие координационных, скоростно-силовых способностей: «Салки – ноги от земли», «Бег сороконожек», «Белые медведи». 1. Легкоатлетические упражнения в играх. Игры преимущественно с бегом: «К своим флажкам», «Пустое место», «Вызов номеров», «Пятнашки», «Воробьи и вороны», эстафеты. Игры преимущественно с прыжками в высоту, в длину и с высоты «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», Игры с метанием мяча на дальность и в цель: «Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Передал – садись». 6. Комплексное развитие физических и личностных качеств учащихся: «Быстро по своим местам», «Космонавты», «Передача мячей в колоннах», «Земля, воздух, вода», эстафеты с предметами. 2. Легкоатлетические упражнения в играх. Игры преимущественно с бегом: «К своим флажкам», «Пустое место», «Вызов номеров», «Пятнашки», «Воробьи и вороны», эстафеты. Игры преимущественно с прыжками в высоту, в длину и с высоты «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», Игры с метанием мяча на дальность и в цель: «Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Передал – садись». 6. Комплексное развитие физических и личностных качеств учащихся: «Быстро по своим местам», «Космонавты», «Передача мячей в колоннах», «Земля, воздух, вода», эстафеты с предметами 3. Легкоатлетические упражнения в играх. Игры преимущественно с бегом: «К своим флажкам», «Пустое место», «Вызов номеров», «Пятнашки», «Воробьи и вороны», эстафеты. Игры преимущественно с прыжками в высоту, в длину и с высоты «Прыгающие воробушки», «Зайцы в огороде», Игры с метанием мяча на дальность и в цель: «Кто дальше бросит?», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Передал – садись». 6. Комплексное развитие физических и личностных качеств Учащихся: «Быстро по своим местам», «Космонавты», «Передача мячей в колоннах», «Земля, воздух, вода», эстафеты с предметами. Тематическое планирование № Содержание занятий дата план Вводный инструктаж. Здоровье человека и влияние на него физических упражнений. 2 Игра « Успей перебежать» 3 Игра «Бег через барьеры» 4 Игра «Сорви ленту» 5 Подвижные игры «У ребят порядок строгий» «Хитрая лиса» 6 Игра «Ястреб и утка» 7 Игры с элементами бега Челночный бег 8 Эстафеты 9 Переправа с препятствиями 10 Игра класс смирно «Совушка» 11 Игра «гуси лебеди» « К своим флажкам» 12 Игры с элементами бега « С кочки на кочку» 13 Игра с элементами бега прыжками «Переправа с досками» 14 Игра «Построение в шеренгу» 15 Игра «За мячом» 16 Эстафеты с элементами волейбола 17 Салки в приседе 18 Игра «За мяч» 19 Игра « Поймай мяч» 20 Игра «Мяч через сетку» 21 Игра Удочка 22 Игра « Колесо» 23 Зайцы сторож жучка 24 Игра мяч соседу ,Быстро встань в колону. 25 Игра «За мной убегай» 26 Итоги четверти 27 Подвижные и народные игры 28 Игра «Флюгер» 29 Игра «Мяч над головой» 30 Беговые упражнения «Парашютисты» 31 Беговые упражнения «Охотники и утки» 32 Беговые упражнения «Западня» 33 Беговые упражнения « Салки ноги от земли» 34 Спортивный праздник « Круговая эстафета» 1 05.09 12.09 19.09 26.09 03.10 10.10 17.10 24.10 07.11 14.11 21.11 28.11 05.12 12.12 19.12 26.12 09.01 16.01 23.01 30.01 06.02 13.02 20.02 27.02 05.03 12.03 19.03 02.04 09.03 16.03 23.04 30.03 07.05 14.05 факт Методическое обеспечение программы. 1. Адашкявичене Э.И. Подвижные игры для детей. Просвещение. 2015 г.. 2. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. - М.: ФиС, 2015. 3. Бернштейн Н.А. О ловкости и еѐ развитии. - М.: «ФиС», 2014. 4. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М.: Медицина, 2014 5. Лях В.И., Зданевич А.А. «Комплексная программа по физическому воспитанию учащихся 5-7 классов», Москва, Просвещение 2014 год. 6. Фѐдорова Н.А. «Физическая культура. Подвижные игры» для учащихся 5-8 классов, Москва, Экзамен 2016 год.