МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы ________________________ Селянкина Е.Л. Протокол № 1 от «26» 08 2024 г. ________________________ _______________________ Каканова Л.С. Нерадовских Л.В. Приказ № 52-ос от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» 5-9 классы Рабочую программу составил(а): Плясунова Н.И., учитель математики и информатики Красноорловское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Актуальность программы определяется изменением требований реальности к человеку, получающему образование и реализующему себя в современном социуме. Эти изменения включают расширение спектра стоящих перед личностью задач, ее включенности в различные социальные сферы и социальные отношения. Для успешного функционирования в обществе нужно уметь использовать получаемые знания, умения и навыки для решения важных задач в изменяющихся условиях, а для этого находить, сопоставлять, интерпретировать, анализировать факты, смотреть на одни и те же явления с разных сторон, осмысливать информацию, чтобы делать правильный выбор, принимать конструктивные решения. Необходимо планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с другими, действовать в ситуации неопределенности. Введение в российских школах Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) и основного общего образования (ФГОС ООО) актуализировало значимость формирования функциональной грамотности с учетом новых приоритетных целей образования, заявленных личностных, метапредметных и предметных планируемых образовательных результатов. Реализация требований ФГОС предполагает дополнение содержания школьного образования спектром компонентов функциональной грамотности и освоение способов их интеграции. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» предлагает системное предъявление содержания, обращающегося к различным направлениям функциональной грамотности. Основной целью курса является формирование функционально грамотной личности, ее готовности и способности «использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений». Курс создает условия для формирования функциональной грамотности школьников в деятельности, осуществляемой в формах, отличных от урочных. Содержание курса строится по основным направлениям: функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой, а также глобальной компетентности и креативному мышлению). В рамках каждого направления в соответствии с возрастными особенностями и интересами обучающихся, а также спецификой распределения учебного материала по классам выделяются ключевые проблемы и ситуации, рассмотрение и решение которых позволяет обеспечить обобщение знаний и опыта, приобретенных на различных предметах, для решения жизненных задач, формирование стратегий работы с информацией, стратегий позитивного поведения, развитие критического и креативного мышления. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВВЕДЕНИЕ. О ШЕСТИ СОСТАВЛЯЮЩИХ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Содержание курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность: учимся для жизни» представлено шестью модулями, в число которых входят читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. Читательская грамотность «Читательская грамотность – способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». Читательская грамотность – основа формирования функциональной грамотности в целом. Особенность этого направления в том, что читательская грамотность формируется средствами разных учебных предметов и разными форматами внеурочной деятельности. Модуль «Читательская грамотность» в рамках курса предусматривает работу с текстами разных форматов (сплошными, несплошными, множественными), нацелен на обучение приемам поиска и выявления явной и скрытой, фактологической и концептуальной, главной и второстепенной информации, приемам соотнесения графической и текстовой информации, приемам различения факта и мнения, содержащихся в тексте. Занятия в рамках модуля предполагают работу по анализу и интерпретации содержащейся в тексте информации, а также оценке противоречивой, неоднозначной, непроверенной информации, что формирует умения оценивать надежность источника и достоверность информации, распознавать скрытые коммуникативные цели автора текста, в том числе манипуляции, и вырабатывать свою точку зрения. Математическая грамотность Фрагмент программы внеурочной деятельности в части математической грамотности разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования с учетом современных мировых требований, предъявляемых к математическому образованию, Концепции развития математического образования в Российской Федерации и традиций российского образования, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для непрерывного образования и саморазвития, а также целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. Функциональность математики определяется тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные формы и количественные отношения. Без математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку приходится выполнять расчеты и составлять алгоритмы, применять формулы, использовать приемы геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм и графиков, принимать решения в ситуациях неопределенности и понимать вероятностный характер случайных событий. Формирование функциональной математической грамотности естественным образом может осуществляться на уроках математики, причем как в рамках конкретных изучаемых тем, так и в режиме обобщения и закрепления. Однако менее формальный формат внеурочной деятельности открывает дополнительные возможности для организации образовательного процесса, трудно реализуемые в рамках традиционного урока. Во-первых, это связано с потенциалом нетрадиционных для урочной деятельности форм проведения математических занятий: практические занятия в аудитории и на местности, опрос и изучение общественного мнения, мозговой штурм, круглый стол и презентация. Во-вторых, такой возможностью является интеграция математического содержания с содержанием других учебных предметов и образовательных областей. В данной программе предлагается «проинтегрировать» математику с финансовой грамотностью, что не только иллюстрирует применение математических знаний в реальной жизни каждого человека и объясняет важные понятия, актуальные для функционирования современного общества, но и создает естественную мотивационную подпитку для изучения как математики, так и обществознания. Естественно-научная грамотность Задачи формирования естественно-научной грамотности в рамках как урочной, так и неурочной деятельности в равной мере определяются смыслом понятия естественно-научной грамотности, сформулированным в международном исследовании PISA: «Естественно-научная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по общественно значимым вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественно-научными идеями. Естественно-научно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; демонстрировать понимание особенностей естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов». Вместе с тем внеурочная деятельность предоставляет дополнительные возможности с точки зрения вариативности содержания и применяемых методов, поскольку все это в меньшей степени, чем при изучении систематических учебных предметов, регламентируется образовательным стандартом. Учебные занятия по естественно-научной грамотности в рамках внеурочной деятельности могут проводиться в разнообразных формах в зависимости от количественного состава учебной группы (это совсем не обязательно целый класс), ресурсного обеспечения (лабораторное оборудование, медиаресурсы), методических предпочтений учителя и познавательной активности учащихся. Финансовая грамотность Формирование финансовой грамотности предполагает освоение знаний, умений, установок и моделей поведения, необходимых для принятия разумных финансовых решений. С этой целью в модуль финансовой грамотности Программы включены разделы «Школа финансовых решений» (5 – 7 классы) и «Основы финансового успеха» (8 – 9 классы). Изучая темы этих разделов, обучающиеся познакомятся с базовыми правилами грамотного использования денежных средств, научатся выявлять и анализировать финансовую информацию, оценивать финансовые проблемы, обосновывать финансовые решения и оценивать финансовые риски. Занятия по программе способствуют выработке умений и навыков, необходимых при рассмотрении финансовых вопросов, не имеющих однозначно правильных решений, требующих анализа альтернатив и возможных последствий сделанного выбора с учетом возможностей и предпочтений конкретного человека или семьи. Содержание занятий создает условия для применения финансовых знаний и понимания при решении практических вопросов, входящих в число задач, рассматриваемых при изучении математики, информатики, географии и обществознания. Глобальные компетенции Направление «глобальные компетенции» непосредственно связано с освоением знаний по проблемам глобализации, устойчивого развития и межкультурного взаимодействия, изучение которых в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования входит в программы естественно-научных, общественно-научных предметов и иностранных языков. Содержание модуля отражает два аспекта: глобальные проблемы и межкультурное взаимодействие. Организация занятий в рамках модуля по «глобальным компетенциям» развивает критическое и аналитическое мышление, умения анализировать глобальные и локальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, выявлять и оценивать различные мнения и точки зрения, объяснять сложные ситуации и проблемы, оценивать информацию, а также действия людей и их воздействие на природу и общество. Деятельность по формированию глобальной компетентности обучающихся позволяет решать образовательные и воспитательные задачи, ориентируя школьников с учетом их возраста и познавательных интересов на современную систему научных представлений о взаимосвязях человека с природной и социльной средой, повышение уровня экологической культуры, применение знаний из социальных и естественных наук при планировании своих действий и поступков и при оценке их возможных последствий для окружающей среды и социального окружения. Креативное мышление Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Задача и назначение модуля – дать общее представление о креативном мышлении и сформировать базовые действия, лежащие в его основе: умение выдвигать, оценивать и совершенствовать идеи, направленные на поиск инновационных решений во всех сферах человеческой жизни. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления. Это позволяет впоследствии, на уроках и на классных часах, в ходе учебно-проектной и учебноисследовательской деятельности использовать освоенные навыки для развития и совершенствования креативного мышления. Во всех модулях в последовательно усложняющихся контекстах предлагаются задания, основанные на проблемных жизненных ситуациях, формирующие необходимые для функционально грамотного человека умения и способы действия. Последние занятия каждого года обучения используются для подведения итогов, проведения диагностики, оценки или самооценки и рефлексии. Ниже представлено содержание каждого модуля Программы по годам обучения (для 5 – 9 классов), включая и интегрированные занятия. 7 класс Уровень анализа и синтеза 6 класс 5 класс Уровень понимания и применения Уровень узнавания и понимания ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Метапредметные и предметные Грамотность ЧитательМатематиче- Естественно- Финансоская ская научная вая находит и из- находит и из- находит и из- находит и влекает влекает влекает извлекает информацию математичеинформацию финансовую из различных скую инфор- о естествен- информатекстов мацию в раз- нонаучных цию в различном кон- явлениях в личном контексте различном тексте контексте Глобальные компетенции рассматривает вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного значения Креативное мышление генерирует новые идеи на основе существующей информации, например, текста или изображения; овладевает навыками, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире; использует знания о мире и критически мыслит при рассуждении о глобальных событиях анализирует Формулирует распознает и анализирует способен задаи интегриру- математичеисследует информавать вопросы, ет информа- скую проблему личные, цию в анализировать цию, полу- на основе ана- местные, финансовом информацию, ченную из лиза ситуации национальконтексте объяснять явтекста ные, ления и выраглобальные батывать собестественноственную понаучные прозицию блемы в различном контексте практикуется в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой сказки применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем Применяет математические знания для решения разного рода проблем объясняет и описывает естественнонаучные явления на основе имеющихся научных знаний Применяет финансовые знания для решения разного рода проблем умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше 9 класс Уровень оценки (рефлексии) в рамках метапредметного содержания оценивает форму и содержание текста в рамках метапредметного содержания 5-9 классы Личностные Грамотность Читательская Оценивает содержание прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирует собственную позицию по отношению к прочитанному интерпретирует и оценивает математические результаты в контексте национальной или глобальной ситуации интерпретирует и оценивает, делает выводы и строит прогнозы о личных, местных, национальных, глобальных естественнонаучных проблемах в различном контексте в рамках метапредметного содержания Оценивает финансовые проблемы, делает выводы, строит прогнозы, предлагает пути решения способен наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического, религиозного, социального или культурного происхождения или пола. Демонстрирует готовность к саморазвитию, самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. Математическая Естественнонаучная Финансовая Глобальные компетенции Креативное мышление Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе математических знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Объясняет гражданскую позицию в конкретных ситуациях общественной жизни на основе естественнонаучных знаний с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей Оценивает финансовые действия в конкретных ситуациях с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей, прав и обязанностей гражданина страны изучает местные, глобальн ые проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимает и оценивает различные точки зрения и мировоззре ния, успешно и уважительно взаимодействует с другими, а также действует ответственно для обеспечения устойчив ого развития и коллективного благополучия. Умеет использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 1 четверть 5 класс № Тема занятия Содержание занятия 1 Основная тема в фольклорном произведе- Определение основной темы в фольклорном произведении. Понии. словицы, поговорки как источник информации. 2 Сопоставление содержания текстов Сопоставление содержания текстов разговорного стиля разговорного стиля. Личная ситуация в текстах. 3 Работа с текстом Работа с текстом: как выделить главную мысль текста или его частей? 4 Типы текстов Типы текстов: текст-описание (художественное и техническое). 5 Что такое вопрос? Виды вопросов. Что такое вопрос? Виды вопросов. 6 Типы задач на грамотность чтения Типы задач на грамотность чтения. Примеры задач. 7 Работа со сплошным текстом Работа со сплошным текстом. 1 Газетная утка Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru 2 Солнечные дети Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть 6 класс № Тема занятия Содержание занятия Строение вещества 1 Тело и вещество Тело и вещество. Агрегатные состояния вещества 2 Масса Масса. Измерение массы тел. 3 Строение вещества Строение вещества. Атомы и молекулы. Модели атома. Тепловые явления 4 Тепловые явления Тепловое расширение тел. 5 Плавление и отвердевание. Испарение и Плавление и отвердевание. Испарение и конденсация. Кипение. конденсация. Кипение. Земля, Солнечная система и Вселенная 6 Представления о Вселенной Представления о Вселенной. Модель Вселенной. 7 Модель солнечной системы Модель солнечной системы. Живая природа 8 Царства живой природы Царства живой природы 9. Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации. Формы деятельности Беседа, конкурс. Работа в парах. Ролевая игра. Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Круглый стол. Квест, конкурс. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Ролевая игра. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Формы деятельности Наблюдения Лабораторная работа Моделирование Презентация Проектная работа Обсуждение. Исследование. Проектная работа Квест Тестирование. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 1 четверть 7 класс № Тема занятия Содержание занятия Структура и свойства вещества 1 Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых Почему все тела нам кажутся сплошными: молекулярное строение телах. твёрдых тел, жидкостей и газов. Диффузия в газах, жидкостях и твёрдых телах. Механические явления. Силы и движение 2 Механическое движение. Инерция Механическое движение. Инерция 3 Закон Паскаля Закон Паскаля. Гидростатический парадокс. 4 Деформация тел Деформация тел. Виды деформации. Усталость материалов. Земля, мировой океан 5 Атмосферные явления 6 Давление воды в морях и океанах Формы деятельности Беседа. Демонстрация моделей Демонстрация моделей Лабораторная работа Посещение производственных или научных лабораторий Атмосферные явления. Ветер. Направление ветра. Ураган, торнадо. Проектная деятельность Землетрясение, цунами, объяснение их происхождения. Давление воды в морях и океанах. Состав воды морей и океанов. Структура подводной сферы. Исследование океана. Использование подводных дронов. Биологическое разнообразие 7 Внешнее строение дождевого червя, мол- Внешнее строение дождевого червя, моллюсков, насекомых. люсков, насекомых 8 Внешнее и внутреннее строение рыбы Внешнее и внутреннее строение рыбы. Их многообразие. Пресноводные и морские рыбы. 9 Внешнее и внутреннее строение птицы Внешнее и внутреннее строение птицы. Эволюция птиц. Многообразие птиц. Перелетные птицы. Сезонная миграция. Модуль «Основы математической грамотности» - 1 четверть 8 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Представление данных в виде таблиц Представление данных в виде таблиц. Простые и сложные во- Беседа. Обсуждение. Практикум. просы 2 Представление данных в виде диаграмм Простые и сложные вопросы. Обсуждение. Исследование. 3 Построение мультипликативной модели Построение мультипликативной модели с тремя составляющими Моделирование. Практикум. 4 Задачи с лишними данными Задачи с лишними данными. Обсуждение. Исследование. 5 Решение типичных задач через систему Решение типичных задач через систему линейных уравнений. Исследование. Выбор способа линейных уравнений решения. Практикум. 6 Количественные рассуждения Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа, Обсуждение. Практикум. различными представлениями чисел, изяществом вычислений, вычислениями в уме, оценкой разумности результатов. 7 Решение стереометрических задач Решение стереометрических задач. Обсуждение. Практикум. 8 Вероятностные, статистические явления и Вероятностные, статистические явления и зависимости. Исследование. Интерпретация зависимости результатов в разных контекстах. Модуль «Основы математической грамотности» (8ч.)- 2 четверть 5 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Счет и десятичная система счисления Применение чисел и действий над ними. Счет и десятичная си- Беседа, обсуждение, практикум. стема счисления. 2 Сюжетные задачи, решаемые с конца Сюжетные задачи, решаемые с конца. Обсуждение, практикум, брейн-ринг. 3 Задачи на переливание и взвешивание Задачи на переливание (задача Пуассона) и взвешивание. Урок-исследование. 4 Логические задачи Логические задачи: задачи о «мудрецах», о лжецах и тех, кто Беседа, обсуждение практикум. всегда говорит правду. 5 Первые шаги в геометрии Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Игра, урок-исследование, Наглядная геометрия. Задачи на разрезание и перекраивание. брейн-ринг, конструирование. Разбиение объекта на части и составление модели. 6 Размеры объектов окружающего мира Размеры объектов окружающего мира (от элементарных частиц Обсуждение, урок-практикум, до Вселенной), длительность процессов окружающего мира моделирование. 7 Комбинаторные задачи Комбинаторные задачи. Представление данных в виде таблиц, Урок-практикум. диаграмм, графиков. 8 Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации. Тестирование. Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть 6 класс № Тема занятия Содержание занятия 1 Основная тема и идея в эпическом произве- Определение основной темы и идеи в эпическом произведении дении 2 Древнерусская летопись как источник ин- Древнерусская летопись как источник информации о реалиях формации о реалиях времени времени. 3 Сопоставление содержания художествен- Сопоставление содержания художественных текстов. Определеных текстов ние авторской позиции в художественных текстах. 4 Работа с текстом Работа с текстом: как понимать информацию, содержащуюся в тексте? 5 Типы текстов Типы текстов: текст-повествование (рассказ, отчет, репортаж) Формы деятельности Беседа, конкурс. Круглый стол. Ролевая игра. Работа в парах, игра в формате КВН. Квест, круглый стол. Круглый стол, дискуссия. 6 7 Типы задач на грамотность Работа с несплошным текстом Типы задач на грамотность. Интерпретационные задачи. Работа с несплошным текстом: таблицы и карты. Квест, игра «Что? Где? Когда?». Беседа, дискуссия в формате свободного обмена мнениями. Беседы, диалоги, дискуссии. Круглый стол, игра. Вещества и материалы Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru) Социальная реклама Открытый банк заданий 2020 http://skiv.instrao.ru Модуль «Основы читательской грамотности» (6ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 2 четверть 7 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Основная тема и идея в лирическом произ- Определение основной темы и идеи в лирическом произведении. Беседа, конкурс. ведении Поэтический текст как источник информации. 2 Сопоставление содержания текстов публи- Сопоставление содержания текстов публицистического стиля. Работа в парах. цистического стиля. Общественная ситуация в текстах. 3 Работа с текстом Работа с текстом: как преобразовывать текстовую информацию с Беседа, круглый стол, ролевая учётом цели дальнейшего использования? игра 4 Типы текстов Типы текстов: текст-объяснение (объяснительное сочинение, ре- Квест, дискуссия, круглый стол. зюме, толкование, определение). 5 Поиск комментариев, подтверждающих ос- Поиск комментариев, подтверждающих основную мысль текста, Деловая игра новную мысль текста предложенного для анализа. 6 Типы задач на грамотность Типы задач на грамотность. Позиционные задачи. Квест, круглый стол. 1 Регенеративная медицина Задание 3, (https://media.prosv.ru/content/situation/28/) Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Такой разный звук Задание 1, (https://media.prosv.ru/content/situation/73/) Круглый стол, игра. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 2 четверть 8 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Ценные бумаги Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика. Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Риски акций и управление ими Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты. Биржа и Круглый стол, игра. брокеры. Фондовые индексы. 3 Паевые инвестиционные фонды Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими. Круглый стол, дебаты 4 Инвестиционное профилирование. Инвестиционное профилирование. Формирование инвестиционного Круглый стол, игра, квест. портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки инвесторов. 5 Участники страхового рынка Участники страхового рынка. Страхование для физических лиц. Беседы, викторина, квест, квиз 6 Государственное и негосударственное Государственное и негосударственное пенсионное страхование. Дебаты, беседы. пенсионное страхование 1 Комплексное задание «Этичная одежда» Содержательный контекст комплексного задания представляет гло- Беседы, диалоги, дискуссии. бальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях. 1 2 Комплексное задание «Олимпийская ко- Содержательный контекст комплексного задания представляет Круглый стол, игра. манда беженцев» межкультурное взаимодействие и имеет многоаспектный характер, отражая позиции «традиции и обычаи». 3 Комплексное задание «Экологичная Содержательный контекст комплексного задания представляет гло- Игра, экскурсия. обувь» бальные проблемы, отражая аспект взаимосвязи глобальных проблем и проявления глобальных проблем в локальных ситуациях. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 3 четверть 5 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Как появились деньги? Что могут деньги? Как появились деньги? Что могут деньги? Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Деньги в разных странах Деньги в разных странах Круглый стол, игра. 3 Деньги настоящие и ненастоящие Деньги настоящие и ненастоящие Игра, экскурсия. 4 Как разумно делать покупки? Как разумно делать покупки? Игра, круглый стол. 5 Кто такие мошенники? Кто такие мошенники? Круглый стол, игра, квест. 6 Личные деньги Личные деньги Беседы, диалоги, дискуссии. 1 Человек и природа Человек и природа (аспекты: охрана природы, ответственное отно- Беседы, диалоги, дискуссии. шение к живой природе) 2 Здоровье как ценность Здоровье как ценность Круглый стол, игра. 3 Традиции и обычаи Традиции и обычаи (аспекты: многообразие культур и идентифика- Игра, экскурсия. ции с определённой культурой) 2 Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть 6 класс № Тема занятия Содержание занятия 1 Числа и единицы измерения Числа и единицы измерения: время, деньги, масса, температура. 2 Вычисление величины Вычисление величины, применение пропорций прямо пропорциональных отношений для решения проблем. 3 Текстовые задачи, решаемые арифмети- Текстовые задачи, решаемые арифметическим способом: части, ческим способом проценты, пропорция, движение, работа. 4 Инварианты: задачи на четность Инварианты: задачи на четность (чередование, разбиение на пары) 5 Решение логических задач Логические задачи, решаемые с помощью таблиц. 6 Графы и их применение в решении задач Графы и их применение в решении задач. 7 Геометрические задачи на построение и Геометрические задачи на построение фигур: геометрические фина изучение свойств фигур гуры на клетчатой бумаге, конструирование 8 Элементы логики, теории вероятности, Элементы логики, теории вероятности, комбинаторики: таблицы, комбинаторики диаграммы, вычисление вероятности Формы деятельности Игра, обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок практикум. Обсуждение, урок-практикум, соревнование. Урок-игра, урок-исследование. Урок-игра Обсуждение, урок-практикум. Беседа, урок-исследование, моделирование. Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. 9. Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации Модуль «Основы математической грамотности» (9ч.) - 3 четверть 7 класс № Тема занятия Содержание занятия 1 Арифметические и алгебраические выра- Арифметические и алгебраические выражения: свойства операжения ций и принятых соглашений. 2 Моделирование изменений окружающего Моделирование изменений окружающего мира с помощью лимира с помощью линейной функции нейной функции. 3 Задачи практико-ориентированного Задачи практико-ориентированного содержания: на движение, на содержания совместную работу. 4 Геометрические задачи на построения и на Геометрические задачи на построения и на изучение свойств фиизучение свойств фигур гур, возникающих в ситуациях повседневной жизни, задач практического содержания. 5 Решение задач на вероятность событий Решение задач на вероятность событий в реальной жизни. 6 Элементы теории множеств Элементы теории множеств как объединяющее основание многих направлений математики. 7 Статистические явления, представленные в Статистические явления, представленные в различной форме: различной форме текст, таблица, столбчатые и линейные диаграммы, гистограммы 8 Решение задач исследовательского характера Решение геометрических задач исследовательского характера. 9 Проведение рубежной аттестации. Проведение рубежной аттестации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (9ч.) - 3 четверть 8 класс № Тема занятия Содержание занятия Структура и свойства вещества 1 Радиоактивность. На сцену выходит уран. Радиоактивность. 2 Искусственная радиоактивность. Искусственная радиоактивность. Химические изменения состояния вещества 3 Изменения состояния веществ. Изменения состояния веществ. Тестирование. Формы деятельности Обсуждение, практикум. Исследовательская работа, урок практикум. Обсуждение, урок-практикум. Обсуждение, урок-практикум, урок-исследование. Урок-игра, урок-исследование. Урок-исследование. Обсуждение, урок-практикум, проект, игра. Исследовательская работа. Тестирование. Формы деятельности Демонстрация моделей. Дебаты Беседа. Демонстрация моделей. 4 Физические явления и химические пре- Физические явления и химические превращения. Отличие химиче- Презентация. Учебный экспевращения ских реакций от физических явлений. римент. Исследование. Наследственность биологических объектов 5 Размножение организмов Размножение организмов. Индивидуальное развитие организмов. Беседа. Демонстрация модеБиогенетический закон. Закономерности наследования признаков. лей. 6 Вид и популяции Вид и популяции. Общая характеристика популяции. Экологиче- Учебный эксперимент. 7 Закономерности изменчивости Экологическая система 8 Потоки вещества и энергии в экосистеме 9 Антропогенное воздействие на биосферу ские факторы и условия среды обитания. Происхождение видов. Наблюдение явлений. Закономерности изменчивости: модификационная и мутационная изменчивости. Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие экосисте- Демонстрация моделей. мы. Биосфера. Средообразующая деятельность организмов. Круго- Моделирование. ворот веществ в биосфере. Эволюция биосферы. Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (8ч.) - 4 четверть 5 класс № Тема занятия Содержание занятия Звуковые явления 1 Звуковые явления Звуковые явления. Звуки живой и неживой природы. 2 Устройство динамика Устройство динамика. Современные акустические системы. Шум и его воздействие на человека. Строение вещества 3 Движение и взаимодействие частиц Признаки химических реакций. Природные индикаторы. 4 Вода. Уникальность воды Вода. Уникальность воды 5 Углекислый газ в природе Углекислый газ в природе и его значение. Земля и земная кора. Минералы 6 Земля, внутреннее строение Земли Знакомство с минералами, горной породой и рудой. 7 Атмосфера Земли Атмосфера Земли. Живая природа 8 Уникальность планеты Земля Уникальность планеты Земля. Условия для существования жизни на Земле. Свойства живых организмов. Формы деятельности Демонстрация записей звуков Наблюдение физических явлений. Презентация. Учебный эксперимент. Наблюдение физических явлений. Работа с коллекциями минералов и горных пород. Беседа. Презентация. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (5ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть 6 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Удивительные факты и истории о деньгах Удивительные факты и истории о деньгах. Нумизматика. «Суве- Беседы, диалоги, дискуссии. нирные» деньги. Фальшивые деньги: история и современность. 2 Откуда берутся деньги? Откуда берутся деньги? Виды доходов. Заработная плата. Почему у Круглый стол, игра. всех она разная? От чего это зависит? Собственность и доходы от нее. Арендная плата, проценты, при- Круглый стол, игра, квест. быль, дивиденды. 4 Социальные выплаты: пенсии, пособия Социальные выплаты: пенсии, пособия Беседы, диалоги, дискуссии. 5 Как заработать деньги? Как заработать деньги? Мир профессий и для чего нужно учиться? Викторина, квест, квиз 1 Права человека как ценность Права человека как ценность Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Семья Семья (аспект: роль семьи в воспитании и образовании ребёнка) Круглый стол, игра. 3 Глобальные проблемы Основные причины возникновения глобальных проблем Игра, экскурсия. Модуль: «Основы финансовой грамотности» (6ч.) + «Глобальные компетенции» (3ч.) - 4 четверть 7 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Что такое налоги ь? Что такое налоги и почему мы их должны платить? Беседы, диалоги, дискуссии. 2 Виды налогов Виды налогов. Подоходный налог. Какие налоги уплачиваются в Круглый стол, игра. вашей семье? Пеня и налоговые льготы. 3 Что такое государственный бюджет? Что такое государственный бюджет? На что расходуются налого- Круглый стол, игра, дискуссии вые сборы? 4 Виды социальных пособий Виды социальных пособий. Если человек потерял работу. Круглый стол, игра, квест. 5 История возникновения банков История возникновения банков. Как накопить, чтобы купить? Всё Беседы, диалоги, дискуссии про кредит. 6 Вклады: как сохранить и приумножить? Вклады: как сохранить и приумножить? Пластиковая карта – твой Проект, игра. безопасный Банк в кармане. 1 Права человека Права человека (аспекты: равноправие, противостояние политиче- Беседы, диалоги, дискуссии. скому, расовому, гендерному, религиозному и другим видам неравенства) 2 Семья Семья (аспект: роль семьи в жизни общества) Круглый стол, игра. 3 Образование как ценность и право Образование как ценность и право Игра, экскурсия. Модуль «Основы читательской грамотности» (7ч.) + «Креативное мышление» (2ч.) - 4 четверть 8 класс № Тема занятия Содержание занятия Формы деятельности 1 Электронный текст как источник инфор- Формирование читательских умений с опорой на текст и внетек- Беседа, конкурс. мации. стовые знания. Электронный текст как источник информации. 2 Сопоставление содержания текстов науч- Сопоставление содержания текстов научного стиля. Образова- Работа в парах, дискуссия ного стиля. тельные ситуации в текстах. 3 Работа с текстом Работа с текстом: как критически оценивать степень достоверно- Квест, круглый стол. сти содержащейся в тексте информации? 4 Типы текстов Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное обос- Деловая игра, круглый стол нование). 3 Собственность и доходы от нее 5 6 7 1 2 Составление плана на основе исходного Составление плана на основе исходного текста. текста Типы задач на грамотность Типы задач на грамотность. Аналитические (конструирующие) задачи. Работа со смешанным текстом. Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная аттестация). Кир Булычев «Новости будущего века» Кир Булычев «Новости будущего века» (отрывок) (https://media.prosv.ru/content/situation/145/) Практическая работа Практическая работа с ЭОР (открытый банк заданий, платформа РЭШ.ФГ). План изучения модулей функциональной грамотности класс 1 четверть 5 ЧГ, КР (7+2) 6 ЕН (9) 7 ЕН (9) 8 МГ (9) 2 четверть МГ (8) ЧГ, КР (7+2) ЧГ, КР (6+2) ФГ, ГК (6+2) 3 четверть ФГ, ГК (6+3) МГ (9) МГ (9) ЕН (9) Работа в группах, соревнование в формате КВН. Квест, круглый стол. Деловая игра Беседы, диалоги, дискуссии. Тестирование. 4 четверть ЕН (8) ФГ, ГК (5+3) ФГ, ГК (6+2) ЧГ, КР (7+2)