МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Орловская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по ВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Приказ №52-ос Нерадовских Л.В. от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса Метапредметный курс «Тропинка в профессию» для обучающихся 5 класса Программу составил: Садубова О.А., учитель русского языка с. Орлово 2024 год 2 Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности Клуб «Тропинка в профессию», 5 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности клуб «Тропинка в профессию» в 5 классе является составной частью основной образовательной программы основного общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с 1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года, 2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 8 ноября 2022 года 3. Основная образовательная программа начального общего, основного общего либо среднего общего образования МАОУ Армизонской СОШ 4. Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2024-2025 год. 5. Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ. Курс внеурочной деятельности клуб «Тропинка в профессию» изучается в 5 классе, рассчитан на 1 час в неделю. Практических работ, лабораторных работ и контрольных не предусмотрено. Итоговый контроль не предусмотрен. Данный внеурочный курс имеет своей целью: помочь обучающимся правильно оценивать свои возможности и способности при выборе профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии. Изучение внеуурочной деятельности клуб «Тропинка в профессию» способствует решению следующих задач: 1. Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий; 2. Формировать конкретно- наглядные представления о существенных сторонах профессии; 3. Оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностейи способностей; 4. Научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования. Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандартсодержания образования.Программой не предусмотрено реализация регионального компонента и проведение интегрированных занятий. Особенности обучения детей с ОВЗ. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Освоение возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Освоение необходимых обучающемуся социальных ритуалов. Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с людьми разного социального статуса. Используются ЦОРы: https://uchi.ru/, https://resh.edu.ru/ Связь учебной и воспитательной деятельности: Внеурочная деятельность, направленная на раскрытие творческого, умственного и физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Мероприятия данного модуля 2 позволяют обучающимся реализовать свои индивидуальные и возрастные потребности, обеспечивают развитие способностей, формирование ключевых компетенций и предпрофессиональных навыков. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Мир профессий. Введение в мир профессий. Ценность труда. Понятие «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от хобби? Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой? Многообразие мира профессий. Рисунок профессии (все учащиеся рисуют какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, что за профессия изображена). Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей). Характеристики профессий. Характеристики, признаки, объединяющие разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда. Игры: «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям), «Семь нот», «Чем пахнут ремесла?», «Отгадай профессию по действию». Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда. Деление профессий по предмету труда. Типы профессий «Человек-Человек», «ЧеловекХудожественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа». Игры: «Пасьянс профессий», «Четвертый лишний», «Доскажи словечко». Тип профессий «Человек-Человек». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Человек» Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый лишний – ЧЧ», «Синонимы – ЧЧ», «Самаясамая – ЧЧ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ. Кроссворд по профессиям типа ЧЧ. Тип профессий «ЧеловекЧеловек». Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.). Мастер-классы по профессиям сферы обслуживания. Тип профессий «Человек-Художественный образ» Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Художественный образ». Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний – ЧХ», «Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ. Кроссворд по профессиям типа ЧХ. Тип профессий «Человек-Художественный образ». Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.). Варианты экскурсий: Музей, библиотеки, мастерские и т.п. Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.). Тип профессий «Человек-Техника. Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Техника». Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый лишний – ЧТ», «Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ. Кроссворд по профессиям типа ЧТ. Тип профессий «Человек-Техника». Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, 3 Профессии в фильмах и др.). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.). Тип профессий «Человек-Знаковая система». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Знаковая система». Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Четвертый лишний – ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям типа ЧЗ. Тип профессий «Человек-Знаковая система». Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.). Тип профессий «Человек-Природа». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Природа». Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Четвертый лишний – ЧП», «Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки – ЧП. Кроссворд по профессиям типа ЧП. Тип профессий «Человек-Природа». Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.). Планируемые результаты освоения внеурочного курса Личностные результаты освоения программы должны отражать: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; участие в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия: регулятивные, познавательные и коммуникативные. 4 Регулятивные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Познавательные: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; овладение навыками смыслового чтения. Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности: ориентация в мире профессий; понятие предмета труда и классификация профессий по предмету труда; определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы; выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека. Обучающиеся: планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации; выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме; распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы; использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач. Обучающиеся получат возможность научиться: 5 самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач; целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ; Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе: самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность, ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие. Тематическое планирование №п/п 1 2 Тема Количество часов Мир профессий Классификация профессий по предмету труда Итого: 2 32 34 6 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование клуб «Тропинка в профессию», 5 класс № п/п Дата Количество часов План Факт Тема занятия Раздел 1. Мир профессий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Введение в мир профессий Характеристики профессий Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда Деление профессий по предмету труда. Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа» Деление профессий по предмету труда. Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа» Тип профессий «Человек-Человек». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Человек». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Человек». Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый лишний – ЧЧ». «Синонимы – ЧЧ», «Самая-самая – ЧЧ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ. Кроссворд по профессиям типа ЧЧ Тип профессий «Человек-Человек». Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Тип профессий «Человек-Художественный образ». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Художественный образ». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Художественный образ» Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний – ЧХ», «Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ» Упражнение «Пантомима» 7 1 1 04.09 11.09 1 18.09 1 25.09 1 02.10 1 09.10 1 16.10 1 23.10 1 13.11 1 20.11 1 27.11 1 04.12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ. Кроссворд по профессиям типа ЧХ Тип профессий «Человек-Художественный образ». Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Тип профессий «Человек-Художественный образ». Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Тип профессий «Человек-Техника». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание) Тип профессий «Человек-Техника». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание) Тип профессий «Человек-Техника». Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый лишний – ЧТ», «Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ Кроссворд по профессиям типа ЧТ Тип профессий «Человек-Техника». Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Тип профессий «Человек-Знаковая система». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание) Тип профессий «Человек-Знаковая система». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание) Тип профессий «Человек-Знаковая система». Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Четвертый лишний – ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям типа ЧЗ Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям типа ЧЗ Тип профессий «Человек-Знаковая система». Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Тип профессий «Человек-Природа». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание) Тип профессий «Человек-Природа». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание) 8 1 11.12 1 18.12 1 25.12 1 25.12 1 08.01 1 15.01 1 22.01 1 29.01 1 05.02 1 12.02 1 19.02 1 26.02 1 1 04.03 11.03 1 18.03 1 01.04 1 08.04 30 31 32 33 34 Тип профессий «Человек-Природа». Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Четвертый лишний – ЧП», «Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки – ЧП. Кроссворд по профессиям типа ЧП Тип профессий «Человек-Природа». Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» Итоговый урок по изученным темам года 9 1 15.04 1 22.04 1 06.05 1 1 13.05 20.05