РП Тропинка в профессию 5 класс Садубова

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по ВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№52-ос
Нерадовских Л.В.
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса
Метапредметный курс «Тропинка в профессию»
для обучающихся 5 класса

Программу составил:
Садубова О.А., учитель русского языка

с. Орлово 2024 год

2

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
Клуб «Тропинка в профессию», 5 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности клуб «Тропинка в профессию» в 5 классе является составной частью основной
образовательной программы основного общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2023 года,
2. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 «Об утверждении ФГОС ООО» с изменениями от 8 ноября 2022 года
3. Основная образовательная программа начального общего, основного общего либо среднего общего образования МАОУ Армизонской
СОШ
4. Учебный план МАОУ Армизонской СОШ на 2024-2025 год.
5. Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ.
Курс внеурочной деятельности клуб «Тропинка в профессию» изучается в 5 классе, рассчитан на 1 час в неделю. Практических работ,
лабораторных работ и контрольных не предусмотрено. Итоговый контроль не предусмотрен.
Данный внеурочный курс имеет своей целью: помочь обучающимся правильно оценивать свои возможности и способности при выборе
профессии, научить разбираться в мире профессий и самостоятельно анализировать профессии.
Изучение внеуурочной деятельности клуб «Тропинка в профессию» способствует решению следующих задач:
1. Познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
2. Формировать конкретно- наглядные представления о существенных сторонах профессии;
3. Оказать помощь обучающимся в адекватном восприятии своих возможностейи способностей;
4. Научить обучающихся навыкам ориентации в личных психологических свойствах, способах самоанализа и самосовершенствования.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный государственный образовательный стандартсодержания
образования.Программой не предусмотрено реализация регионального компонента и проведение интегрированных занятий.
Особенности обучения детей с ОВЗ. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях. Освоение
возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения. Освоение
необходимых обучающемуся социальных ритуалов. Формирование представлений о правилах поведения в разных социальных ситуациях и с
людьми разного социального статуса.
Используются ЦОРы: https://uchi.ru/, https://resh.edu.ru/
Связь учебной и воспитательной деятельности: Внеурочная деятельность, направленная на раскрытие творческого, умственного и
физического потенциала школьников, развитие у них навыков конструктивного общения, умений работать в команде. Мероприятия данного модуля
2

позволяют обучающимся реализовать свои индивидуальные и возрастные потребности, обеспечивают развитие способностей, формирование
ключевых компетенций и предпрофессиональных навыков.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Мир профессий. Введение в мир профессий. Ценность труда. Понятие «профессия». Что отличает профессиональную деятельность от
хобби? Чем отличается профессиональная деятельность от трудовой? Многообразие мира профессий. Рисунок профессии (все учащиеся рисуют
какую-либо профессию по собственному выбору, рисунки вывешивают в классе, учащиеся должны определить, что за профессия изображена).
Упражнение «Древо профессий» (профессии родителей, прародителей). Характеристики профессий. Характеристики, признаки, объединяющие
разные профессии: условия труда, орудия труда, предметы труда. Игры: «Алфавит профессий», «Снежный ком» (по профессиям), «Семь нот», «Чем
пахнут ремесла?», «Отгадай профессию по действию».
Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда. Деление профессий по предмету труда. Типы профессий «Человек-Человек», «ЧеловекХудожественный образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа». Игры: «Пасьянс профессий», «Четвертый
лишний», «Доскажи словечко». Тип профессий «Человек-Человек». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тип профессий «Человек-Человек» Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый лишний – ЧЧ», «Синонимы – ЧЧ», «Самаясамая – ЧЧ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ. Кроссворд по профессиям типа ЧЧ. Тип профессий «ЧеловекЧеловек». Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
(возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о
труде, Профессии в фильмах и др.). Мастер-классы по профессиям сферы обслуживания. Тип профессий «Человек-Художественный образ»
Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий
«Человек-Художественный образ». Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний – ЧХ»,
«Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ. Кроссворд по профессиям типа
ЧХ. Тип профессий «Человек-Художественный образ». Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
(возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о
труде, Профессии в фильмах и др.). Варианты экскурсий: Музей, библиотеки, мастерские и т.п. Внутришкольный этап конкурса «Профессии от А
до Я» (интеллектуальный марафон). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие
свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.).
Тип профессий «Человек-Техника. Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и
правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Техника». Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый лишний – ЧТ»,
«Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ. Кроссворд по профессиям типа
ЧТ. Тип профессий «Человек-Техника». Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные
рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде,
3

Профессии в фильмах и др.). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою
профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы, Анаграммы, Синонимы и др.). Тип
профессий «Человек-Знаковая система». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности (образование, медицина, бытовое и
правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Знаковая система». Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ», «Четвертый лишний
– ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ» Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям
типа ЧЗ. Тип профессий «Человек-Знаковая система». Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
(возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о
труде, Профессии в фильмах и др.). Тип профессий «Человек-Природа». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание). Тип профессий «Человек-Природа». Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова
– ЧП», «Четвертый лишний – ЧП», «Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП». Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки –
ЧП. Кроссворд по профессиям типа ЧП. Тип профессий «Человек-Природа». Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра» (возможные рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев,
Пословицы и поговорки о труде, Профессии в фильмах и др.). Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра» (возможные
рубрики: Люди, прославившие свою профессии, Атрибуты профессий, Профессии литературных героев, Пословицы и поговорки о труде, Ребусы,
Анаграммы, Синонимы и др.).
Планируемые результаты освоения внеурочного курса
Личностные результаты освоения программы должны отражать:
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального
народа России;
 формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовности
и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
 освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах; участие в общественной жизни в пределах
возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
 развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,
взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы внеурочной деятельности должны отражать: универсальные учебные действия:
регулятивные, познавательные и коммуникативные.
4

Регулятивные:
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
 умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
 умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности.
Познавательные:
 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и
критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное,
дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
 овладение навыками смыслового чтения.
Коммуникативные:
 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;
 умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
Предметные результаты изучения данной программы внеурочной деятельности:
 ориентация в мире профессий;
 понятие предмета труда и классификация профессий по предмету труда;
 определение требований, предъявляемых профессиями к человеку с учетом распределения профессий на типы и классы;
 выявление требований, предъявляемых профессиями к физической форме и состоянию здоровья человека.
Обучающиеся:
 планировать и выполнять учебные действия, связанные с поиском информации;
 выбирать и использовать методы, соответствующие рассматриваемой проблеме;
 распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путём исследования, отбирать адекватные методы исследования,
формулировать вытекающие из исследования выводы;
 использовать игровые приёмы для решения практико-ориентированных задач.
Обучающиеся получат возможность научиться:
5

самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебные действия, связанные с решением практико-ориентированных задач;
 целенаправленно и осознанно развивать свои коммуникативные способности;
 осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненных работ;
Личностные качества, развиваемые в результате обучения по программе: самостоятельность, организованность, гибкость, коммуникативность,
ответственность, взаимопомощь, толерантность, аккуратность, работоспособность, трудолюбие.


Тематическое планирование

№п/п
1
2

Тема

Количество часов

Мир профессий
Классификация профессий по предмету труда
Итого:

2
32
34

6

Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование клуб «Тропинка в профессию», 5 класс
№
п/п

Дата
Количество
часов
План Факт

Тема занятия
Раздел 1. Мир профессий

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

12

Введение в мир профессий
Характеристики профессий
Раздел 2. Классификация профессий по предмету труда
Деление профессий по предмету труда. Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный
образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа»
Деление профессий по предмету труда. Типы профессий «Человек-Человек», «Человек-Художественный
образ», «Человек-Техника», «Человек-Знаковая система», «Человек-Природа»
Тип профессий «Человек-Человек». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тип профессий «Человек-Человек». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тип профессий «Человек-Человек». Игры: «Словарь профессий – ЧЧ», «Слова-слова – ЧЧ», «Четвертый
лишний – ЧЧ». «Синонимы – ЧЧ», «Самая-самая – ЧЧ»
Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЧ, анаграммы – ЧЧ, загадки – ЧЧ. Кроссворд по профессиям типа ЧЧ
Тип профессий «Человек-Человек». Викторина «Профессии типа ЧЧ» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра»
Тип профессий «Человек-Художественный образ». Особенности типа профессии, сферы профессиональной
деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тип профессий «Человек-Художественный образ». Особенности типа профессии, сферы профессиональной
деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание).
Тип профессий «Человек-Художественный образ»
Игры: «Словарь профессий – ЧХ», «Слова-слова – ЧХ», «Четвертый лишний – ЧХ»,
«Синонимы – ЧХ», «Самая-самая – ЧХ»
Упражнение «Пантомима»
7

1
1

04.09
11.09

1

18.09

1

25.09

1

02.10

1

09.10

1

16.10

1

23.10

1

13.11

1

20.11

1

27.11

1

04.12

13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Ребусы – ЧХ, анаграммы – ЧХ, загадки – ЧХ. Кроссворд по профессиям типа ЧХ
Тип профессий «Человек-Художественный образ». Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу
интеллектуального телешоу «Своя игра»
Тип профессий «Человек-Художественный образ». Викторина «Профессии типа ЧХ» по принципу
интеллектуального телешоу «Своя игра»
Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
Тип профессий «Человек-Техника». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание)
Тип профессий «Человек-Техника». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание)
Тип профессий «Человек-Техника». Игры: «Словарь профессий – ЧТ», «Слова-слова – ЧТ», «Четвертый
лишний – ЧТ»,
«Синонимы – ЧТ», «Самая-самая – ЧТ»
Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧТ, анаграммы – ЧТ, загадки – ЧТ
Кроссворд по профессиям типа ЧТ
Тип профессий «Человек-Техника». Викторина «Профессии типа ЧТ» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра»
Тип профессий «Человек-Знаковая система». Особенности типа профессии, сферы профессиональной
деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание)
Тип профессий «Человек-Знаковая система». Особенности типа профессии, сферы профессиональной
деятельности (образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание)
Тип профессий «Человек-Знаковая система». Игры: «Словарь профессий – ЧЗ», «Слова-слова – ЧЗ»,
«Четвертый лишний – ЧЗ», «Синонимы – ЧЗ», «Самая-самая – ЧЗ»
Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям типа ЧЗ
Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧЗ, анаграммы – ЧЗ, загадки – ЧЗ. Кроссворд по профессиям типа ЧЗ
Тип профессий «Человек-Знаковая система». Викторина «Профессии типа ЧЗ» по принципу
интеллектуального телешоу «Своя игра»
Тип профессий «Человек-Природа». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание)
Тип профессий «Человек-Природа». Особенности типа профессии, сферы профессиональной деятельности
(образование, медицина, бытовое и правовое обслуживание)
8

1

11.12

1

18.12

1

25.12

1

25.12

1

08.01

1

15.01

1

22.01

1

29.01

1

05.02

1

12.02

1

19.02

1

26.02

1
1

04.03
11.03

1

18.03

1

01.04

1

08.04

30
31
32
33
34

Тип профессий «Человек-Природа». Игры: «Словарь профессий – ЧП», «Слова-слова – ЧП», «Четвертый
лишний – ЧП», «Синонимы – ЧП», «Самая-самая – ЧП»
Упражнение «Пантомима». Ребусы – ЧП, анаграммы – ЧП, загадки – ЧП. Кроссворд по профессиям типа ЧП
Тип профессий «Человек-Природа». Викторина «Профессии типа ЧП» по принципу интеллектуального
телешоу «Своя игра»
Викторина по принципу интеллектуального телешоу «Своя игра»
Итоговый урок по изученным темам года

9

1

15.04

1

22.04

1

06.05

1
1

13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».