РП факультатив Читаем считаем думаем 4 класс Красноорловская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области
Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор школы

_______________________

Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос
от «30» 08 2024 г.

________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «26» 08 2024 г.

________________________

Нерадовских Л.В.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 4 класса

Рабочую программу составил(а):
Плясунова Н.И.,
учитель математики и информатики

Красноорловское 2024

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем», 4 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» в
4 классе является составной частью основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая
2021 г. № 286;
 Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 20242025 уч.год;
 Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ.
Курс внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем»» изучается в 4
классе, рассчитан на 1 час в неделю. Практических работ, лабораторных работ и контрольных не
предусмотрено. Итоговый контроль не предусмотрен.
Весь курс состоит из 4 модулей:
«Читательская грамотность»;
«Математическая грамотность»;
«Финансовая грамотность»;
«Естественнонаучная грамотность».
- Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни
общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия
на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
- Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы
удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному
и мыслящему гражданину.
- Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Содержание курса внеурочной деятельности
Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль
текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по
содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель,
баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,
части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности
использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской
корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды,
распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность,
благотворитель, благотворительный фонд.

Математическая грамотность (занятия 26-33):нахождение значений математических
выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»,
сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение
цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с
графиками, умение пользоваться калькулятором.
Планируемые результаты освоения внеурочного курса
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с
критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;

– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Оценка достижения планируемых результатов
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий;
поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают
положительные результаты;
результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении
которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно;
косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости
по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др.

Тематическое планирование

№
1
2
3
4
всего

Тема разделов
Модуль «Читательская грамотность»
Модуль «Естественнонаучной грамотность»
Модуль «Финансовая грамотность»
Модуль «Математическая грамотность»

Количество часов
8
9
8
9
33

Приложение к рабочей программе
Календарно – тематическое планирование факультатив «Читаем, считаем, думаем», 4 класс
№ Раздел, тема
«Читательская грамотность» 8 часов
1
Старинная женская одежда
2
Старинные женские головные уборы
3
Старинная мужская одежда и головные уборы
4
Жилище крестьянской семьи на Руси
5
Внутренне убранство и предметы обихода русской избы
6
Внутренне убранство и предметы обихода русской избы
7
История посуды на Руси
8
Какие деньги были раньше в России
«Естественно -научная грамотность» 9 часов
9
Томат
10 Болгарский перец
11 Картофель
12 Баклажан. Семейство Пасленовые
13 Лук
14 Капуста
15 Горох
16 Грибы
17 Творческая работа
«Финансовая грамотность» 8 часов
18 Потребительская корзина
19 Потребительская корзина
20 Прожиточный минимум
21 Инфляция
22 Распродажа, скидки бонусы
23 Распродажа, скидки бонусы
24 Благотворительность
25 Страхование
Математическая грамотность» - 9 часов
26 В бассейне
27 Делаем ремонт
28 Делаем ремонт
29 Праздничный торт
30 Обустраиваем участок

Кол-во часов

1
1
1
1
1

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1

04.09
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
16.10
23.10

1
1
1
1
1
1
1
1
1

06.11
13.11
20.11
27.11
04.12
11.12
18.12
25.12
15.01

1
1
1
1
1
1
1
1

22.01
29.01
05.02
12.02
19.02
26.02
04.03
11.03
18.03
01.04
08.04
15.04
22.05

31
32
33
34

Поход к кино
Поход в кино
Отправляемся в путешествие
Творческая работа. Составляем Словарик по финансовой грамотности

1
1
1
1

29.04
06.05
13.05
20.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».