МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы _______________________ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. ________________________ Селянкина Е.Л. Протокол № 1 от «26» 08 2024 г. ________________________ Нерадовских Л.В. от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 4 класса Рабочую программу составил(а): Плясунова Н.И., учитель математики и информатики Красноорловское 2024 Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем», 4 класс Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» в 4 классе является составной частью основной образовательной программы начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286; Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 20242025 уч.год; Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ. Курс внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем»» изучается в 4 классе, рассчитан на 1 час в неделю. Практических работ, лабораторных работ и контрольных не предусмотрено. Итоговый контроль не предусмотрен. Весь курс состоит из 4 модулей: «Читательская грамотность»; «Математическая грамотность»; «Финансовая грамотность»; «Естественнонаучная грамотность». - Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. - Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. - Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Содержание курса внеурочной деятельности Читательская грамотность (занятия 1-8): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33):нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. Планируемые результаты освоения внеурочного курса Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Оценка достижения планируемых результатов Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. Тематическое планирование № 1 2 3 4 всего Тема разделов Модуль «Читательская грамотность» Модуль «Естественнонаучной грамотность» Модуль «Финансовая грамотность» Модуль «Математическая грамотность» Количество часов 8 9 8 9 33 Приложение к рабочей программе Календарно – тематическое планирование факультатив «Читаем, считаем, думаем», 4 класс № Раздел, тема «Читательская грамотность» 8 часов 1 Старинная женская одежда 2 Старинные женские головные уборы 3 Старинная мужская одежда и головные уборы 4 Жилище крестьянской семьи на Руси 5 Внутренне убранство и предметы обихода русской избы 6 Внутренне убранство и предметы обихода русской избы 7 История посуды на Руси 8 Какие деньги были раньше в России «Естественно -научная грамотность» 9 часов 9 Томат 10 Болгарский перец 11 Картофель 12 Баклажан. Семейство Пасленовые 13 Лук 14 Капуста 15 Горох 16 Грибы 17 Творческая работа «Финансовая грамотность» 8 часов 18 Потребительская корзина 19 Потребительская корзина 20 Прожиточный минимум 21 Инфляция 22 Распродажа, скидки бонусы 23 Распродажа, скидки бонусы 24 Благотворительность 25 Страхование Математическая грамотность» - 9 часов 26 В бассейне 27 Делаем ремонт 28 Делаем ремонт 29 Праздничный торт 30 Обустраиваем участок Кол-во часов 1 1 1 1 1 Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 04.09 11.09 18.09 25.09 02.10 09.10 16.10 23.10 1 1 1 1 1 1 1 1 1 06.11 13.11 20.11 27.11 04.12 11.12 18.12 25.12 15.01 1 1 1 1 1 1 1 1 22.01 29.01 05.02 12.02 19.02 26.02 04.03 11.03 18.03 01.04 08.04 15.04 22.05 31 32 33 34 Поход к кино Поход в кино Отправляемся в путешествие Творческая работа. Составляем Словарик по финансовой грамотности 1 1 1 1 29.04 06.05 13.05 20.05