РП факультатив Читаем считаем думаем 2 класс Красноорловская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области
Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор школы

_______________________

Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос
от «30» 08 2024 г.

________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «26» 08 2024 г.

________________________

Нерадовских Л.В.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 2 класса

Рабочую программу составил(а):
Плясунова Н.И.,
учитель математики и информатики

Красноорловское 2024

Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
Факультатив «Читаем, считаем, думаем», 2 класс
Рабочая программа по внеурочной деятельности факультатива «Читаем, считаем, думаем», во
2 классе является составной частью основной образовательной программы начального общего
образования МАОУ Армизонская СОШ. Рабочая программа составлена в соответствии с:
 Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования
(ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
 Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025
уч.год;
 Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ.
Курс внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» изучается во 2
классе, рассчитан на 1 час в неделю. Предусмотрены практические работы (проекты) и рубежная
аттестация.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на шесть блоков: «Читательская грамотность», «Математическая
грамотность», «Финансовая грамотность», «Глобальные компетенции», «Креативное мышление» и
«Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи.
Цель изучения блока «Глобальная компетентность» изучать местные, глобальные проблемы
и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения
и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать
ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Цель изучения блока «Креативное мышление»- умение человека использовать свое
воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения
задач, с которыми он не сталкивался раньше. Креативное мышление способствует критически
осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» рассчитана на
34 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
В первом полугодии проводятся занятия по формированию читательской и
естественнонаучной грамотности, во 2 полугодии - по формированию математической финансовой
грамотности. Если учитель считает необходимым, последовательность проведения занятий можно
изменить.
Формы организации занятий:

Предметные недели;
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие в научно-исследовательских дискуссиях;
Практические упражнения
Учебный процесс учащихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется
на основе адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования
при одновременном сохранении коррекционной направленности педагогического процесса,
которая реализуется через допустимые изменения в структурировании содержания,
специфические методы, приемы работы.






№
Раздел
п/п
1 Читательская
грамотность

2.

3.

3.

4.

Итого
Математическая
грамотность

Итого
Креативное
мышление
Итого
Финансовая
грамотность

Итого
Естественнонаучная
грамотность

Итого

Содержание курса внеурочной деятельности
Кол-во
Содержание
часов
1
Михаил Пришвин. Беличья память.
1
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
1
Лев Толстой. Зайцы.
1
Николай Сладков. Веселая игра.
1
Обыкновенные кроты.
1
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
1
Про полевого хомяка.
1
Про бобров.
8
1
Про беличьи запасы.
1
Медвежье, потомство.
1
Про зайчат и зайчиху.
1
Лисьи забавы.
1
Про крота.
1
Про ежа.
1
Про полевого хомяка.
1
Бобры строители.
8
1
История со словом «фотоальбом».
1
Рассказы по картинкам.
2
1
Беличьи деньги.
1
Поврежденные и фальшивые деньги.
1
Банковская карта.
1
Безопасность денег на банковской
1
карте.
1
Про кредиты.
1
Про вклады.
Ловушки для денег.
7
1
Про белочку и погоду.
1
Лесные сладкоежки.
1
Про зайчишку и овощи.
1
Лисьи норы.
1
Корень часть растения.
1
Занимательные особенности яблока.
1
Про хомяка и его запасы.
7

Формы внеурочной
деятельности
Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

Библиотечные уроки;
Деловые беседы;
Участие
в научноисследовательских
дискуссиях;
Практические упражнения

5.

Глобальная
компетентность

1
1

Итого
Итого

Комплексное задание «Футбол и
дружба»
Комплексное задание «Случай в
гостях»

2
34
Планируемые результаты освоения программы
Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и
предметных результатов освоения учебного предмета.
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных
результатов.
Личностные результаты изучения курса:
- осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых
проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
- овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление
доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
- осознавать личную ответственность за свои поступки;
- уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
- осваиватьспособырешения проблем творческого и поисковогохарактера: работа над проектами
иисследованиями;
- использоватьразличные способы поиска, сбора, обработки,анализа и представления информации;
-овладевать
логическими действиями сравнения, обобщения,классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построений рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; - оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне
одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:
- способность понимать, использовать, оценивать тексты размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в
социальной жизни;

- умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
- умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
-умение
составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с
поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественно-научная грамотность»:
- способность осваивать и использовать естественно-научные знания для распознания и постановки
вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
- способность понимать основные; особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
- способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
- способность проводить математические рассуждения;
- способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказывать явления;
- способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать
решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
- понимание и правильное использование финансовых терминов;
- представление о семейных расходах и доходах;
- умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
- представление о различных видах семейных доходов;
- представление о различных видах семейных расходов;
- представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Глобальная компетентность»:
- способность рассматривать вопросы и ситуации местного, глобального и межкультурного
значения (например, бедность, экономическая взаимозависимость, миграция, неравенство,
экологические риски, конфликты, культурные различия и стереотипы);
- овладение навыками и взглядами, необходимыми для жизни во взаимосвязанном мире;способность использовать знания о мире и критически мыслить при рассуждении о глобальных
событиях;
- способность задавать вопросы, анализировать информацию, объяснять явления и вырабатывать
собственную позицию;
- способность находить, анализировать и критически оценивать сообщения СМИ;
- способность понимать и ценить различные точки зрения и мировоззрения;
- способность наладить позитивное взаимодействие с людьми разного национального, этнического,
религиозного, социального или культурного происхождения или пола.
Предметные результаты изучения блока «Креативное мышление»:
- умение генерировать новые идеи на основе существующей информации, например, текста или
изображения;
- практика в творчестве, создавая, например, продолжение или альтернативное окончание любимой
сказки;
- стимулирование развития воображения и фантазии, творческую активность детей.
Тематическое планирование факультатива «Читаем, считаем, думаем» 2 класс
№
Содержание
Количество часов
1. Читательская грамотность
8
2. Математическая грамотность
8
3. Креативное мышление
2
4. Финансовая грамотность
7
5. Естественнонаучная грамотность
7
6. Глобальные компетенции
2

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование факультатива «Читаем, считаем, думаем» 2 класс
№
п/п

Тема занятия

Всего
часов

В том числе
Теория Практика

Дата проведения
План
Факт

Читательская грамотность
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Михаил Пришвин. Беличья память.
И. Соколов-Микитов. В берлоге.
Лев Толстой. Зайцы.
Николай Сладков. Веселая игра.
Обыкновенные кроты.
Эдуард Шим. Тяжкий труд.
Про полевого хомяка.
Про бобров.

9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.

Про беличьи запасы.
Медвежье потомство.
Про зайчат и зайчиху.
Лисьи забавы.
Про крота.
Про ежа.
Про полевого хомяка.
Бобры строители.

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

05.09
12.09
19.09
26.09
03.10
10.10
17.10
24.10

1
1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

07.11
14.11
21.11
28.11
05.12
12.12
19.12
26.12

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

16.01
23.01

1
1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

30.01
06.02
13.02
20.02
27.02
06.03
13.03

1

0,5

0,5

20.03

Математическая грамотность

Креативное мышление
17. История со словом «фотоальбом».
18. Рассказы по картинкам
Финансовая грамотность
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.

Беличьи деньги.
Поврежденные и фальшивые деньги.
Банковская карта.
Безопасность денег на банковской карте.
Про кредиты.
Про вклады.
Ловушки для денег.
Естественно-научная грамотность

26. Про белочку и погоду.

27.
28.
29.
30.
31.
32.

Лесные сладкоежки.
Про зайчишку и овощи.
Лисьи норы.
Корень часть растения.
Занимательные особенности яблока.
Про хомяка и его запасы.

1
1
1
1
1
1

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

03.04
10.04
17.04
24.04
02.05
10.05

1
1

0,5
0,5

0,5
0,5

15.05
22.05

Глобальная компетентность
33. Комплексное задание «Футбол и дружба»
34. Комплексное задание «Случай в гостях»
Итого: 34

17

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».