РП факультатив Читаем считаем думаем 1 класс Красноорловская ООШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области
Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор школы

_______________________

Каканова Л.С.
Приказ № 52-ос
от «30» 08 2024 г.

________________________
Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «26» 08 2024 г.

Нерадовских Л.В.
от «26» 08 2024 г.

________________________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
факультатив «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 1 класса

Рабочую программу составил(а):
Плясунова Н.И.,
учитель математики и информатики

Красноорловское 2024

1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности
Факультатив «Читаем, считаем, думаем», 1 класс
Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Читаем, считаем, думаем»
разработана в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования;
- с требования к основной образовательной программе начального общего образования;
- на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина);
-Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования
(ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286;
-Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025
уч.год;
-Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и
психологические особенности младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая
грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности
учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания
для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в
жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и
рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у
обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут,
высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так,
чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному,
заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического
образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области
экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и
умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у
обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных
ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для
получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для
понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и
для принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем» рассчитана на 33
часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю.
2.Содержание учебного предмета
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок,
составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части,
составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений,
эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых
выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на
нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные
высказывания.

Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и
бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественнонаучная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком,
воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её
свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение
3. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных,
метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении
финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений:
сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над
проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным
понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке
информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой
жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания,
самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»:

– способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься
чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности,
участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных
контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и
предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и
принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;
– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и
постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и
формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого
познания.
4. Тематическое планирование курса.
№

Тема разделов

1
Модуль «Читательская грамотность»
2
Модуль «Математическая грамотность»
3
Модуль «Финансовая грамотность»
4
Модуль «Естественнонаучная грамотность»
всего

Количество
часов
8
8
8
9
33

Календарно – тематическое планирование факультатив «Читаем, считаем, думаем», 1 класс
№ Раздел, тема
«Читательская грамотность» 8 часов
1
Виталий Бианки. Лис и мышонок
2
Русская народная сказка. Мороз и заяц
3
Владимир Сутеев. Живые грибы
4
Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко
5
Михаил Пляцковский. Урок дружбы
6
Грузинская сказка. Лев и заяц
7
Русская народная сказка. Как лиса училась летать
8
Евгений Пермяк. Четыре брата
Математическая грамотность» - 8 часов
9
Про курочку Рябу, золотые и простые яйца
10 Про козу, козлят и капусту
11 Про петушка и жерновцы
12 Как петух и курочка делили бобовые зернышки
13 Про наливные яблочки
14 Про Машу и трех медведей
15 Про старика, старуху, волка и лисицу
16 Про медведя, лису и мишкин мед
«Финансовая грамотность» 8 часов
17 За покупками
18 Находчивый Колобок
19 День рождения Мухи-Цокотухи
20 Буратино и карманные деньги
21 Кот Василий продает молоко
22 Лесной банк
23 Как мужик и медведь прибыль делили
24 Как мужик золото менял
«Естественно -научная грамотность» 9 часов
25 Как Иванушка хотел попить водицы
26 Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик
27 Про репку и другие корнеплоды
28 Плывет, плывет кораблик
29 Про Снегурочку и превращения воды

Кол-во часов

Дата

1
1
1
1
1
1
1
1

06.09
13.09
20.09
27.09
04.10
11.10
18.10
25.10

1
1
1
1
1
1
1
1

08.11
15.11
22.11
29.11
06.12
13.12
20.12
27.12

1
1
1
1
1
1
1
1

10.01
17.01
24.01
07.02
14.02
28.02
06.03
13.03

1
1
1
1
1

20.03
03.04
10.04
17.04
24.04

30
31
32
33

Как делили апельсин
Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду
Иванова соль
Владимир Сутеев. Яблоко

1
1
1
1

08.05
15.05
22.05
22.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».