МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района Тюменской области Красноорловская ООШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор школы _______________________ Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «30» 08 2024 г. ________________________ Селянкина Е.Л. Протокол № 1 от «26» 08 2024 г. Нерадовских Л.В. от «26» 08 2024 г. ________________________ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности факультатив «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 1 класса Рабочую программу составил(а): Плясунова Н.И., учитель математики и информатики Красноорловское 2024 1. Пояснительная записка к рабочей программе по курсу внеурочной деятельности Факультатив «Читаем, считаем, думаем», 1 класс Программа курса внеурочной деятельности для 1 класса «Читаем, считаем, думаем» разработана в соответствии: - с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; - с требования к основной образовательной программе начального общего образования; - на основе авторского курса программы «Функциональная грамотность» для 1-4 классов (авторысоставители М.В. Буряк, С.А. Шейкина); -Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286; -Учебным планом начального общего образования МАОУ Армизонская СОШ на 2024-2025 уч.год; -Рабочей программой воспитания МАОУ Армизонская СОШ. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Финансовая грамотность», «Естественнонаучная грамотность» и «Математическая грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексией на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественнонаучная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира, тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Читаем, считаем, думаем» рассчитана на 33 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю. 2.Содержание учебного предмета Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественнонаучная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение 3. Планируемые результаты освоения учебного предмета Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4. Тематическое планирование курса. № Тема разделов 1 Модуль «Читательская грамотность» 2 Модуль «Математическая грамотность» 3 Модуль «Финансовая грамотность» 4 Модуль «Естественнонаучная грамотность» всего Количество часов 8 8 8 9 33 Календарно – тематическое планирование факультатив «Читаем, считаем, думаем», 1 класс № Раздел, тема «Читательская грамотность» 8 часов 1 Виталий Бианки. Лис и мышонок 2 Русская народная сказка. Мороз и заяц 3 Владимир Сутеев. Живые грибы 4 Геннадий Цыферов. Петушок и солнышко 5 Михаил Пляцковский. Урок дружбы 6 Грузинская сказка. Лев и заяц 7 Русская народная сказка. Как лиса училась летать 8 Евгений Пермяк. Четыре брата Математическая грамотность» - 8 часов 9 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца 10 Про козу, козлят и капусту 11 Про петушка и жерновцы 12 Как петух и курочка делили бобовые зернышки 13 Про наливные яблочки 14 Про Машу и трех медведей 15 Про старика, старуху, волка и лисицу 16 Про медведя, лису и мишкин мед «Финансовая грамотность» 8 часов 17 За покупками 18 Находчивый Колобок 19 День рождения Мухи-Цокотухи 20 Буратино и карманные деньги 21 Кот Василий продает молоко 22 Лесной банк 23 Как мужик и медведь прибыль делили 24 Как мужик золото менял «Естественно -научная грамотность» 9 часов 25 Как Иванушка хотел попить водицы 26 Пятачок, Винни-Пух и воздушный шарик 27 Про репку и другие корнеплоды 28 Плывет, плывет кораблик 29 Про Снегурочку и превращения воды Кол-во часов Дата 1 1 1 1 1 1 1 1 06.09 13.09 20.09 27.09 04.10 11.10 18.10 25.10 1 1 1 1 1 1 1 1 08.11 15.11 22.11 29.11 06.12 13.12 20.12 27.12 1 1 1 1 1 1 1 1 10.01 17.01 24.01 07.02 14.02 28.02 06.03 13.03 1 1 1 1 1 20.03 03.04 10.04 17.04 24.04 30 31 32 33 Как делили апельсин Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду Иванова соль Владимир Сутеев. Яблоко 1 1 1 1 08.05 15.05 22.05 22.05