РП 4 А Читаем, считаем, думаем

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор

________________________

________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Приказ
№
52ос
Нерадовских Л.В.
2024 г.
от «30» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 4 А класса

Программу составила:
Швецова Т.А., учитель начальных классов

с. Армизонское 2024

Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, думаем» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к
условиям МАОУ Армизонской средней школы школы.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
 Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
 Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
 Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
 Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем,
думаем» и рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 4 –х классов. Всего –34
часа
Содержание курса внеурочной деятельности « Читаем, считаем, думаем ».
4 класс
Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества.
Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники
информации по отраслям наук.
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения.
Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование
результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр,
литературных путешествий.
Аналитико–синтетическая переработка источников информации.
Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление
представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников:
художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к
прочитанному.
Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся.
Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и
отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила
оформления.
Подведение итогов.
Арифметические забавы.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца.
Логика в математике.
Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на
поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи.

Задачи с геометрическим содержанием.Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм».
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным
компьютером.
Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов
Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок.Вставка диаграмм, создание
диаграмм. Вставка таблиц из WORD.
Добавление в слайды эффектов анимации
Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройк а
анимации.
Управление презентацией
Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр.
Автоматический переход. Режим докладчика.
Добавление в презентацию аудио и видеоинформации
Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное
прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по
щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров
запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации.
Творческая работа
Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя
презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов
Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское
моря? Что такое семь чудес света?
Жили-были динозавры... и не только они
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения?
Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Тайны камней
Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют
национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Загадки растений
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.
Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
Загадочные животные
Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор»
летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосектитан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.
Творческая работа по заданной теме
Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные :

- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,аннотация,
послесловие,
форзац);

- уметь

самостоятельно
научно-популярная,

определять

жанр

книги

(художественная,

справочная), иметь представление о различных видах литературы;

- использовать для решения познавательных и коммуникативных задачсправочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процессформирования
внешнего вида книги и ее структуры;

- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поискаинформации в
соответствии
с возникающими в ходе обучения задачами;

- овладение

методами

аналитико–синтетической

переработки

информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы;

- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета,уметь
критически
оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять
поиск
нужной
информации
учебной задачи;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;

для

выполнения

осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствиипоставленной
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно
и произвольно
строить
сообщения
в устной и
письменной форме;
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основномучебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;

- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учетасделанных ошибок;

выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно
находить
варианты
решения
познавательной
задачи.
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построениядействия;
допускать возможность существования различных источников информации, в
том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своейдеятельности

Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
4 класс

Виды деятельности

Виды,формы работы

2

Расширение представлений о библиотеке, об
информации. Виды информации и источники
информации по отраслям наук.

Беседа, аудиторное

Основные типы информационно3-4 поисковых задач и алгоритмов
решения

2

5-6 Аналитико-синтетическая
переработка источников
информации

2

Использование результатов поиска при
видио-обзор , аудиторное
подготовке сочинений, тематических вечеров,
викторин, конкурсов, игр, литературных
путешествий.
Первичные документы как объекты аналитико- библиотечный урок,
синтетической информации. Углубление
внеадиторное
представлений о первичных документах. Виды
первичных документов для младших
школьников: художественные, научнопознавательные, учебные и
справочные. Высказывание своего отношения к
прочитанному.

I
1-2

«Читательская грамотность»
Библиотека и Интернет как
источники информационных
ресурсов общества

7-8 Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной работы учащихся

8
II
910

11-

Количество
часов

2

Технология подготовки планов, рассказов и
библиотечный урок,
отзывов. План как способ записи прочитанного и внеадиторное
отражения состава и частей научнопознавательного текста. Способы составления
плана и правила оформления.

Итого:
«Математическая
грамотность»
Арифметические забавы.

8

2

Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги устный опрос
в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие. Задачи, решаемые перебором.
Решение задач с конца.

Логика в математике.

4

Четность-нечетность, черное-белое.

Лекция, аудиторное

14

Задачи
на
поиск
закономерности..

1516

Задачи с геометрическим
содержанием

2

Итого:

8

Основы компьютерной
грамотности
17 Техника безопасности при работе
на компьютере

Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и
классификацию. Старинные задачи.
Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». практическая работа,
аудиторное

1

соблюдения правил поведения в компьютерном устный опрос, аудиторное
кабинете, при работе с персональным
компьютером.

18 Вставка в слайд рисунков,
диаграмм и графических объектов

1

Вставка графических объектов. Поиск
информации. Вставка картинок.
Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка
таблиц из WORD.

19 Добавление в слайды эффектов
анимации

1

Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты практическая работа,
анимации для объектов презентации. Настройка аудиторное
анимации.

20- Управление презентацией
21

2

Работа с сортировщиком слайдов. Настройка
времени перехода слайдов. Ручной просмотр.
Автоматический переход. Режим докладчика.

22- Добавление в презентацию аудио и
24 видеоинформации

3

Поиск информации. Настройка звука при смене практическая работа,
слайда. Добавление звука. Предварительное
аудиторное
прослушивание звука. Выбор между
автоматическим воспроизведением и
воспроизведением по щелчку. Непрерывное
воспроизведение звука. Скрытие значка звука.
Определение параметров запуска и остановки
воспроизведения звука. Добавление в
презентацию видеоинформации.

практическая работа,
аудиторное

практическая работа,
аудиторное

Итого:
III

Грамотность в естественных
науках
Введение
Тайны за горизонтом

8

1
1

лекторий
Практические работы с картой.

устный опрос, аудиторное
урок–практикум, внеадиторное

1

рассматривание окаменелостей.

круглый стол, аудиторное

28

Жили-были динозавры... и не
только они
Тайны камней

1

29

Загадки растений

1

30

Эти удивительные животные

1

31
32
3334

Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Итоговые занятия

1
1
2

рассматривание образцов (кремень, янтарь, каме лекция-обзор, внеадиторное
нная соль и т. д.)
рассматривание растений в гербариях, рассматри лекция-обзор, внеадиторное
вание овощей, фруктов и их муляжей.
рассматривание останков животных в
виртуальная экскурсия ,
виртуальном музее
аудиторное
рассматривание насекомых в коллекции.
лекция-обзор, внеадиторное
экскурсии: в краеведческий музей
лекция-обзор, внеадиторное
викторин, конкурсов, игр.
практическая работа,
аудиторное

25
26

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».