МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по ВР Директор ________________________ ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 от «26» 08 Приказ № 52ос Нерадовских Л.В. 2024 г. от «30» 08 2024 г. от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 4 А класса Программу составила: Швецова Т.А., учитель начальных классов с. Армизонское 2024 Пояснительная записка. Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к условиям МАОУ Армизонской средней школы школы. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам». Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем, думаем» и рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 4 –х классов. Всего –34 часа Содержание курса внеурочной деятельности « Читаем, считаем, думаем ». 4 класс Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества. Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук. Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения. Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий. Аналитико–синтетическая переработка источников информации. Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному. Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся. Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. Подведение итогов. Арифметические забавы. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. Логика в математике. Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи. Задачи с геометрическим содержанием.Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». Техника безопасности при работе на компьютере Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным компьютером. Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок.Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD. Добавление в слайды эффектов анимации Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройк а анимации. Управление презентацией Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика. Добавление в презентацию аудио и видеоинформации Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации. Творческая работа Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса. Тайны за горизонтом Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское моря? Что такое семь чудес света? Жили-были динозавры... и не только они Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения? Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил? Тайны камней Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы? Загадки растений История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др. Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др. Загадочные животные Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор» летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.). Планета насекомых Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосектитан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян. Загадки под водой и под землей Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара. Творческая работа по заданной теме Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные) Предметные : - правил пользования библиотекой; - основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,аннотация, послесловие, форзац); - уметь самостоятельно научно-популярная, определять жанр книги (художественная, справочная), иметь представление о различных видах литературы; - использовать для решения познавательных и коммуникативных задачсправочной, - научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников; - знать основные этапы развития книжного дела, исторический процессформирования внешнего вида книги и ее структуры; - понимать значение терминов, определенных программой; - знать рациональные приемы и способы самостоятельного поискаинформации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами; - овладение методами аналитико–синтетической переработки информации; - изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной учебной и познавательной работы; - ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета,уметь критически оценить и обработать найденную информацию; - уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы. Метапредметные Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации учебной задачи; высказываться в устной и письменной формах; владеть основами смыслового чтения текста; анализировать объекты, выделять главное; для выполнения осуществлять синтез (целое из частей); проводить сравнение, классификацию по разным критериям; Обучающийся получит возможность научиться: осуществлять расширенный поиск информации в соответствиипоставленной задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ; осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; использованию навыки поиска и анализа информации в основномучебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром. ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях; - преобразовывать информацию из одной формы в другую; Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря; различать способ и результат действия; оценивать свои действия на уровне ретро-оценки; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учетасделанных ошибок; выполнять учебные действия в материале, речи, в уме. Обучающийся получит возможность научиться: проявлять познавательную инициативу; преобразовывать практическую задачу в познавательную; самостоятельно находить варианты решения познавательной задачи. - определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению; соблюдать корректность в высказываниях; задавать вопросы по существу; использовать речь для регуляции своего действия; контролировать действия партнера; владеть монологической и диалогической формами речи. Обучающийся получит возможность научиться: учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности; с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построениядействия; допускать возможность существования различных источников информации, в том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своейдеятельности Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся 4 класс Виды деятельности Виды,формы работы 2 Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники информации по отраслям наук. Беседа, аудиторное Основные типы информационно3-4 поисковых задач и алгоритмов решения 2 5-6 Аналитико-синтетическая переработка источников информации 2 Использование результатов поиска при видио-обзор , аудиторное подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр, литературных путешествий. Первичные документы как объекты аналитико- библиотечный урок, синтетической информации. Углубление внеадиторное представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников: художественные, научнопознавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к прочитанному. I 1-2 «Читательская грамотность» Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества 7-8 Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся 8 II 910 11- Количество часов 2 Технология подготовки планов, рассказов и библиотечный урок, отзывов. План как способ записи прочитанного и внеадиторное отражения состава и частей научнопознавательного текста. Способы составления плана и правила оформления. Итого: «Математическая грамотность» Арифметические забавы. 8 2 Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги устный опрос в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца. Логика в математике. 4 Четность-нечетность, черное-белое. Лекция, аудиторное 14 Задачи на поиск закономерности.. 1516 Задачи с геометрическим содержанием 2 Итого: 8 Основы компьютерной грамотности 17 Техника безопасности при работе на компьютере Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи. Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». практическая работа, аудиторное 1 соблюдения правил поведения в компьютерном устный опрос, аудиторное кабинете, при работе с персональным компьютером. 18 Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов 1 Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок. Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка таблиц из WORD. 19 Добавление в слайды эффектов анимации 1 Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты практическая работа, анимации для объектов презентации. Настройка аудиторное анимации. 20- Управление презентацией 21 2 Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр. Автоматический переход. Режим докладчика. 22- Добавление в презентацию аудио и 24 видеоинформации 3 Поиск информации. Настройка звука при смене практическая работа, слайда. Добавление звука. Предварительное аудиторное прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации. практическая работа, аудиторное практическая работа, аудиторное Итого: III Грамотность в естественных науках Введение Тайны за горизонтом 8 1 1 лекторий Практические работы с картой. устный опрос, аудиторное урок–практикум, внеадиторное 1 рассматривание окаменелостей. круглый стол, аудиторное 28 Жили-были динозавры... и не только они Тайны камней 1 29 Загадки растений 1 30 Эти удивительные животные 1 31 32 3334 Планета насекомых Загадки под водой и под землей Итоговые занятия 1 1 2 рассматривание образцов (кремень, янтарь, каме лекция-обзор, внеадиторное нная соль и т. д.) рассматривание растений в гербариях, рассматри лекция-обзор, внеадиторное вание овощей, фруктов и их муляжей. рассматривание останков животных в виртуальная экскурсия , виртуальном музее аудиторное рассматривание насекомых в коллекции. лекция-обзор, внеадиторное экскурсии: в краеведческий музей лекция-обзор, внеадиторное викторин, конкурсов, игр. практическая работа, аудиторное 25 26 27