МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора по
ВР
Директор
________________________
________________________
Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1 от «26» 08
Приказ
№
52ос
Нерадовских Л.В.
2024 г.
от «30» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем»
для обучающихся 4 А класса
Программу составила:
Швецова Т.А., учитель начальных классов
с. Армизонское 2024
Пояснительная записка.
Программа дополнительного образования по формированию функциональной грамотности
«Читаем, считаем, думаем» разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей,
логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников и адаптирована к
условиям МАОУ Армизонской средней школы школы.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в
Российской Федерации»;
Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года №
2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические
нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи»;
11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам».
Программа курса по формированию функциональной грамотности «Читаем, считаем,
думаем» и рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 4 –х классов. Всего –34
часа
Содержание курса внеурочной деятельности « Читаем, считаем, думаем ».
4 класс
Библиотека и Интернет как источники информационных ресурсов общества.
Расширение представлений о библиотеке, об информации. Виды информации и источники
информации по отраслям наук.
Основные типы информационно-поисковых задач и алгоритм их решения.
Адресный, фактографический и тематический поиск и алгоритмы выполнения. Использование
результатов поиска при подготовке сочинений, тематических вечеров, викторин, конкурсов, игр,
литературных путешествий.
Аналитико–синтетическая переработка источников информации.
Первичные документы как объекты аналитико-синтетической информации. Углубление
представлений о первичных документах. Виды первичных документов для младших школьников:
художественные, научно-познавательные, учебные и справочные. Высказывание своего отношения к
прочитанному.
Технологии подготовки и оформления результатов самостоятельной работы учащихся.
Технология подготовки планов, рассказов и отзывов. План как способ записи прочитанного и
отражения состава и частей научно-познавательного текста. Способы составления плана и правила
оформления.
Подведение итогов.
Арифметические забавы.
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие. Задачи, решаемые перебором. Решение задач с конца.
Логика в математике.
Четность-нечетность, черное-белое. Арифметические ребусы и лабиринты. Логические задачи на
поиск закономерности и классификацию. Старинные задачи.
Задачи с геометрическим содержанием.Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм».
Техника безопасности при работе на компьютере
Правила соблюдения правил поведения в компьютерном кабинете, при работе с персональным
компьютером.
Вставка в слайд рисунков, диаграмм и графических объектов
Вставка графических объектов. Поиск информации. Вставка картинок.Вставка диаграмм, создание
диаграмм. Вставка таблиц из WORD.
Добавление в слайды эффектов анимации
Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты анимации для объектов презентации. Настройк а
анимации.
Управление презентацией
Работа с сортировщиком слайдов. Настройка времени перехода слайдов. Ручной просмотр.
Автоматический переход. Режим докладчика.
Добавление в презентацию аудио и видеоинформации
Поиск информации. Настройка звука при смене слайда. Добавление звука. Предварительное
прослушивание звука. Выбор между автоматическим воспроизведением и воспроизведением по
щелчку. Непрерывное воспроизведение звука. Скрытие значка звука. Определение параметров
запуска и остановки воспроизведения звука. Добавление в презентацию видеоинформации.
Творческая работа
Самостоятельная творческая работа учащихся над индивидуальным тематическим проектом «Моя
презентация». Создание собственной презентации. Защита проектов
Введение Раскрытые и нераскрытые загадки нашей планеты: обзор основных тем курса.
Тайны за горизонтом
Атлантида – сказка или реальность. Что такое водопад? Как образовалось Чёрное и Каспийское
моря? Что такое семь чудес света?
Жили-были динозавры... и не только они
Что такое ледниковый период? Как нашли ископаемого мамонта? Что такое меловые отложения?
Голубые киты - миф или реальность? Что такое сухопутный крокодил?
Тайны камней
Дольмены – что это? Откуда взялись статуи на острове Пасха? Почему нефрит называют
национальным камнем Китая? Откуда взялись алмазы?
Загадки растений
История открытия удивительных растений: виктории-регии, раффлезии, сейшельской пальмы и др.
Родина комнатных растений. Экзотические фрукты: ананас, банан, кокос, финики и др.
Загадочные животные
Тайна озера Лох-Несс. Существует ли снежный человек? Загадки обычных животных («эхолокатор»
летучих мышей, способность голубя возвращаться домой, органы чувств кошки и т. д.).
Планета насекомых
Разнообразие и многочисленность насекомых, их роль в природе и жизни человека. Жуки. Дровосектитан — самый крупный жук. Скарабей — священный жук древних египтян.
Загадки под водой и под землей
Как изучают подводный мир. Киты, дельфины, акулы. История открытия гигантского кальмара.
Творческая работа по заданной теме
Планируемые результаты реализации курса внеурочной деятельности
Планируемые результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Предметные :
- правил пользования библиотекой;
- основные элементы книги (титульный лист, оглавление, предисловие,аннотация,
послесловие,
форзац);
- уметь
самостоятельно
научно-популярная,
определять
жанр
книги
(художественная,
справочная), иметь представление о различных видах литературы;
- использовать для решения познавательных и коммуникативных задачсправочной,
- научно-популярной литературы, периодических изданий для младших школьников;
- знать основные этапы развития книжного дела, исторический процессформирования
внешнего вида книги и ее структуры;
- понимать значение терминов, определенных программой;
- знать рациональные приемы и способы самостоятельного поискаинформации в
соответствии
с возникающими в ходе обучения задачами;
- овладение
методами
аналитико–синтетической
переработки
информации;
- изучение и практическое использование технологии подготовки и оформления
результатов
самостоятельной учебной и познавательной работы;
- ориентироваться в информационной среде библиотеки и Интернета,уметь
критически
оценить и обработать найденную информацию;
- уметь оформить и представить результаты самостоятельной работы.
Метапредметные
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять
поиск
нужной
информации
учебной задачи;
высказываться в устной и письменной формах;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
для
выполнения
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствиипоставленной
задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;
осознанно
и произвольно
строить
сообщения
в устной и
письменной форме;
строить логическое
рассуждение,
включающее
установление
причинно-следственных связей;
использованию навыки поиска и анализа информации в основномучебном
процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.
ориентироваться в книге (титул, содержание, оглавление), в словарях;
- преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку педагога- библиотекаря;
различать способ и результат действия;
оценивать свои действия на уровне ретро-оценки;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учетасделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно
находить
варианты
решения
познавательной
задачи.
- определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при
выработке общего решения в совместной деятельности;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру
необходимую информацию как ориентир для построениядействия;
допускать возможность существования различных источников информации, в
том числе совпадающих, и учитывать и сохранить авторство источника информации;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своейдеятельности
Тематическое планирование с определением основных видов внеурочной деятельности обучающихся
4 класс
Виды деятельности
Виды,формы работы
2
Расширение представлений о библиотеке, об
информации. Виды информации и источники
информации по отраслям наук.
Беседа, аудиторное
Основные типы информационно3-4 поисковых задач и алгоритмов
решения
2
5-6 Аналитико-синтетическая
переработка источников
информации
2
Использование результатов поиска при
видио-обзор , аудиторное
подготовке сочинений, тематических вечеров,
викторин, конкурсов, игр, литературных
путешествий.
Первичные документы как объекты аналитико- библиотечный урок,
синтетической информации. Углубление
внеадиторное
представлений о первичных документах. Виды
первичных документов для младших
школьников: художественные, научнопознавательные, учебные и
справочные. Высказывание своего отношения к
прочитанному.
I
1-2
«Читательская грамотность»
Библиотека и Интернет как
источники информационных
ресурсов общества
7-8 Технологии подготовки и
оформления результатов
самостоятельной работы учащихся
8
II
910
11-
Количество
часов
2
Технология подготовки планов, рассказов и
библиотечный урок,
отзывов. План как способ записи прочитанного и внеадиторное
отражения состава и частей научнопознавательного текста. Способы составления
плана и правила оформления.
Итого:
«Математическая
грамотность»
Арифметические забавы.
8
2
Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги устный опрос
в разных странах. Деньги настоящие и
ненастоящие. Задачи, решаемые перебором.
Решение задач с конца.
Логика в математике.
4
Четность-нечетность, черное-белое.
Лекция, аудиторное
14
Задачи
на
поиск
закономерности..
1516
Задачи с геометрическим
содержанием
2
Итого:
8
Основы компьютерной
грамотности
17 Техника безопасности при работе
на компьютере
Арифметические ребусы и лабиринты.
Логические задачи на поиск закономерности и
классификацию. Старинные задачи.
Зеркальное отражение. Симметрия. «Танграмм». практическая работа,
аудиторное
1
соблюдения правил поведения в компьютерном устный опрос, аудиторное
кабинете, при работе с персональным
компьютером.
18 Вставка в слайд рисунков,
диаграмм и графических объектов
1
Вставка графических объектов. Поиск
информации. Вставка картинок.
Вставка диаграмм, создание диаграмм. Вставка
таблиц из WORD.
19 Добавление в слайды эффектов
анимации
1
Эффекты анимация для смены слайдов. Эффекты практическая работа,
анимации для объектов презентации. Настройка аудиторное
анимации.
20- Управление презентацией
21
2
Работа с сортировщиком слайдов. Настройка
времени перехода слайдов. Ручной просмотр.
Автоматический переход. Режим докладчика.
22- Добавление в презентацию аудио и
24 видеоинформации
3
Поиск информации. Настройка звука при смене практическая работа,
слайда. Добавление звука. Предварительное
аудиторное
прослушивание звука. Выбор между
автоматическим воспроизведением и
воспроизведением по щелчку. Непрерывное
воспроизведение звука. Скрытие значка звука.
Определение параметров запуска и остановки
воспроизведения звука. Добавление в
презентацию видеоинформации.
практическая работа,
аудиторное
практическая работа,
аудиторное
Итого:
III
Грамотность в естественных
науках
Введение
Тайны за горизонтом
8
1
1
лекторий
Практические работы с картой.
устный опрос, аудиторное
урок–практикум, внеадиторное
1
рассматривание окаменелостей.
круглый стол, аудиторное
28
Жили-были динозавры... и не
только они
Тайны камней
1
29
Загадки растений
1
30
Эти удивительные животные
1
31
32
3334
Планета насекомых
Загадки под водой и под землей
Итоговые занятия
1
1
2
рассматривание образцов (кремень, янтарь, каме лекция-обзор, внеадиторное
нная соль и т. д.)
рассматривание растений в гербариях, рассматри лекция-обзор, внеадиторное
вание овощей, фруктов и их муляжей.
рассматривание останков животных в
виртуальная экскурсия ,
виртуальном музее
аудиторное
рассматривание насекомых в коллекции.
лекция-обзор, внеадиторное
экскурсии: в краеведческий музей
лекция-обзор, внеадиторное
викторин, конкурсов, игр.
практическая работа,
аудиторное
25
26
27