МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по Директор ________________________ ВР ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Нерадовских Л.В. Приказ № 52-ос от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. от «26» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Театральные ступеньки» для обучающихся 4 «А» класса Программу составила: Швецова Татьяна Александровна, учитель начальных классов с. Армизонское 2024 год Пояснительная записка Программа внеурочной деятельности общекультурного направления развития личности «Театральные ступеньки» в 4 классах разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы: Федерального закона от 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124 - ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; Постановление главного государственного врача Российской Федерации от 28.01.2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2 3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 года № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; 11.12.2006 № 06- 1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»; Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности дополнительным общеобразовательным программам». ФГОС начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения РФ от 31.05.2021 № 286 (далее – ФГОС НОО); Программа курса «Театральные ступеньки» рассчитана на поэтапное освоение материала учащихся 4–х классов. Всего –34 часа. Театр как искусство научит видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь благое и доброе. Реализация программы с помощью выразительных средств театрального искусства таких как, интонация, мимика, жест, пластика, походка не только знакомит с содержанием определенных литературных произведений, но и учит детей воссоздавать конкретные образы, глубоко чувствовать события, взаимоотношения между героями произведений. Театральная игра способствует развитию детской фантазии, воображения, памяти, видов детского творчества: художественно-речевого, музыкальноигрового, танцевального, сценического. Она способствует сплочению коллектива класса, по расширению культурного диапазона учеников и учителей, повышению культуры поведения. На занятиях обучающиеся знакомятся с видами и жанрами театрального искусства, с процессом подготовки спектакля, со спецификой актёрского мастерства. Содержание курса внеурочной деятельности Цели программы: формирование в процессе создания и представления художественных произведений способности управления культурным пространством своего существования. Развивать умение сочинять коллективную сказку по очереди, добавляя свое предложение. Знакомить детей с терминологией театрального искусства. Познакомить с театральными профессиями: гример, костюмер, осветитель, звукорежиссер. Разъяснить особенности театрального искусства и его отличие от других видов искусств Основные виды деятельности, которые используются при работе с учащимися, являются: Театральная миниатюра; Театральная игра; Занятия по ритмопластике; Занятия по культуре и технике речи; Основы театральной культуры; Создание спектакля. Театральная миниатюра. Актёрский этюд. Наблюдения актёра. Лаборатория актёра и режиссёра. Учебные театральные миниатюры. Типы персонажей в театральных миниатюрах. Проблемная ситуация персонажа и способы решения. Театральная игра направлена не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Все игры этого раздела условно делятся на два вида: общеразвивающие игры и специальные театральные игры. Общеразвивающие игры способствуют быстрой и легкой адаптации ребенка в школьных условиях и создают предпосылки для успешной учебы в начальной школе за счет актуализации интеллектуального, эмоционально-волевого и социального компонента. Обычно все дети делятся на мини-группы (4 чел.). Как правило, это зрители и исполнители, это дает возможность анализировать различные ситуации с разных позиций. Эти игры можно использовать на уроках риторики, информатики, физкультуры, в качестве физкультминуток. Специальные театральные игры необходимы при работе над этюдами и спектаклями. Они развивают воображение и фантазию, готовит детей к действию в сценических условиях, где все является вымыслом. Развивают умение действовать в предлагаемых обстоятельствах, веру в воображаемую ситуацию. Знакомить детей со сценическим действием можно на материале упражнений и этюдов, импровизируя на основе хорошо знакомых небольших сказок. Ритмопластика. Комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные способностей школьников, обеспечить развитие естественных обретение ими ощущения психомоторных гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Развитие ребенка идет от движений и эмоций к слову. Поэтому вполне естественно, что детям школьного возраста легче выразить свои чувства и эмоции через пластику своего тела. Особенно интересные пластические образы возникают под влиянием музыки. Различные по характеру и настроениям музыкальные произведения стимулируют фантазию ребенка, помогают творчески использовать пластическую выразительность. Занятия ритмопластикой предполагают решение следующих задач: развитие двигательных способностей детей (ловкости, подвижности, гибкости, 1. выносливости); развитие пластической выразительности (ритмичности, музыкальности, быстроты 2. реакции, координации движений); развитие воображения (способность к пластической импровизации). 3. Необходимым условием решения этих задач является умение владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. У школьников отсутствие этих умений проявляется в двух видах: как перенапряжение («зажим») всех или отдельных групп мышц или как излишняя разболтанность, развязность. Поэтому наряду с упражнениями и играми, направленными на развитие двигательных навыков, необходимы специальные упражнения в попеременном напряжении и расслаблении различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела. Только добившись определенных результатов в этом направлении, можно переходить к созданию пластических образов. Ритмопластические упражнения и игры не дублируют раздел посвященный музыкально-ритмическому воспитанию в системе музыкальных занятий с школьниками. Они развивают, прежде всего, гибкость и умение владеть своим телом и представляют собой задания, несущие «художественно-смысловой образ», затрагивающий эмоциональный мир ребенка. Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словом, развивающие связную образную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы. В раздел «Культура и техника речи» включены игры, которые называют творческими играми со словами. Они развивают воображение и фантазию детей, пополняют словарный запас, учат вести диалог с партнером, составлять предложения и небольшие сюжетные рассказы. Их необходимо связывать со специальными театральными играми (на превращение и действия с воображаемыми предметами и т.п.). Таким образом, условно все упражнения можно разделить на 3 вида: Дыхательные и артикуляционные упражнения. Дикционные и интонационные упражнения. Творческие игры со словом. Основы театральной культуры. Обеспечение условий для овладения школьниками элементарными знаниями и понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства. В раздел включены следующие основные темы: Особенности театрального искусства. Виды театрального искусства. Рождение спектакля. Театр снаружи и изнутри. Культура зрителя. Работа над спектаклем является вспомогательным, базируется на авторских сценариях и включает в себя следующие темы: Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми. Деление пьесы на эпизоды и творческий пересказ их детьми. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита, с музыкальным оформлением. Репетиция всей пьесы целиком в костюмах. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит. Премьера спектакля. Повторные показы спектакля. Формы занятий: - Репетиционные - Постановочные - Беседа - Встреча со зрителем Этапы занятий: 1. игровой тренинг 2. работа по пособию: 3. работа с театральным словариком 4. работа в театральных мастерских 5. основы театральной культуры 6. репетиция и показ спектакля 7. подведение итогов работы, обсуждение спектакля. Игровой тренинг включает в себя ряд общеразвивающих игр и специальных театральных, а также театральные этюды, игры на превращения, игры на развитие двигательных способностей детей, упражнения на речевое дыхание, творческие игры со словом. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные результаты. У учеников будут сформированы: - потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников; - целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; -этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; - осознание значимости занятий театральным искусством для личного развития. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: Обучающийся научится: - понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; - планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; - осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; - анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные УУД: Обучающийся научится: - пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; - понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; - проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании. Коммуникативные УУД: Обучающийся научится: - включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность - работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; - обращаться за помощью; - формулировать свои затруднения; - предлагать помощь и сотрудничество; - слушать собеседника; - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; - формулировать собственное мнение и позицию; - осуществлять взаимный контроль; - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные результаты: Обучающийся научится: - читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - выразительному чтению; - различать произведения по жанру; - развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию; - видам театрального искусства, основам актёрского мастерства; - сочинять этюды по сказкам; - умению выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п Наименование разделов и тем программы Количество часов Всего Раздел 1. Культура и техника речи 3 Итого по разделу 3 Раздел 2. Основы театральной культуры 2 Итого по разделу 2 Раздел 3. Театральная деятельность 12 Итого по разделу 12 Раздел 4. Театральная игра, ритмопластика 7 Итого по разделу 7 Раздел 5. Работа над спектаклем 9 Итого по разделу 9 Раздел 6. Театрализованное представление 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы Теоретическая часть Практическая часть 1,5 1,5 1 1 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 4,3 7,7 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 3,2 3,8 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 4,2 4.8 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] 0,2 0,8 [Библиотека ЦОК [https://m.edsoo.ru/7f4110fe]] Итого по разделу 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 14,4 19,6 Календарно-тематическое планирование № п/п Дата Тема Культура и техника речи (3часа) 1 Нахождение ключевых слов в предложении и выделение их голосом. 2 Артикуляционная гимнастика. 3 Работа над скороговорками. Содержание темы и виды упражнений Учить пользоваться интонацией, улучшать дикцию. Отработка диалогов. Игровые упражнения со свечой, испорченный телефон.Индивидуальная работа: дикция, дыхание, интонация. Развивать правильную артикуляцию, разнообразнуюинтонацию, связнообразную речь. Игры по развитию языковой догадки: «Рифма», «Наборщик», «литературное домино или доминоизречений». Учить произносить скороговорки и стихи, пользоватьсяинтонациями, выражающими основные чувства, тренировать произношение согласных в конце слова. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и Количество часов Теорет. Практ. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры (2часа) 4 Виды театрального искусства. 5 Репетиция эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Театральная деятельность (12часов) 6 Знакомство с терминами: драматург, пьеса, режиссёр, постановка, художник, костюмер, пантомима. 7 Коллективное сочинение сказок. 8 Ассоциативное мышление детей. Познакомить с видами театрального искусства: драма, комедия, мелодрама, трагедия, мюзикл, пародия. Заочная экскурсия в чудесный мир театра.Просмотр слайдов. Отрабатывать отдельные эпизоды к постановкам. Учить разыгрывать спектакли по знакомым литературным сюжетам, используя выразительные средства (интонацию, движения, мимику, жест). Работа у зеркала. Этюды «Мороженое», «Разговор по телефону», «Звуковые потешки». 0,5 0,5 0,5 0,5 Познакомить со структурой театра, его основнымипрофессиями. Сценический этюд «Уж эти профессии театра». Побуждать детей сочинять несложные истории, героямикоторых являются дети. Воспитывать чувство юмора, развивать связную речь детей (диалогическую). Обсуждение текстов типа повествование, рассуждение, описание, придуманных учащимися. Активизировать ассоциативное и образное мышление детей, расширять представление об окружающей действительности. Развивать воображение. Работа в остром рисунке «в маске». 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 9 Игры – драматизации на тему известных сказок. 10 Театральная постановка. 11 Знакомство со сценарием. 12 Распределение ролей участникам театрализованного представления. 13 Репетиционные занятия по технике речи и по технике движения. 14 Эстетическое оформление и сценография спектакля. 15 Организация участников, зрителей и гостей премьеры. Развивать смелость, воображение и фантазию детей. Сценический этюд «Диалог – звукоподражание и разговор» животных (курица – петух, свинья – корова, собака –кошка, большая собака – маленькая собака) Развивать творческую самостоятельность, создание художественного образа, используя игровые, песенные, танцевальные импровизации. Обыгрывание элементов костюмов. Освоение сценического пространства (сыграть тот или иной образ, который возникает при получении атрибутов: «бабочка и полотенце», «ремень и пилотка»). Познакомить детей со сценарием сказки. Учить детей выражать свое мнение по поводу сказки, выражать свое мнение, прислушиваться к мнению других. Чтение сказки, обсуждение и дополнение. Учить детей подбору ролей, учитывая индивидуальные возможности. Выразительное чтение произведений по ролям. Научить способности создавать образы живых существ и предметов через пластические возможности своего тела, с помощью жестов и мимики. Репетиция отдельных эпизодов спектакля с использованием декораций, костюмов, музыкального сопровождения. Развивать художественный и эстетический вкус учащихся при оформлении сцены и подборе костюмов. Изготовление атрибутов к сказке, элементов костюмов. Учить учащихся соблюдать понятие такта, правила этикетав театре, совершенствовать нормы общения и поведения. Изготовление афиши к спектаклю, пригласительныхбилетов. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,2 0,8 0,2 0,8 0,2 0,8 16 Практическая работа. Репетиции спектакля. 17 Практическая работа. Репетиции спектакля. Театральная игра, ритмопластика (7 ч) 18 Создание образов с помощью жестов и мимики. 19 20 Развитие чувства ритма, быстроты реакции, координации движений. Сочинение этюдов с придуманными обстоятельствами. 21 Развитие воображения детей и способности к пластической импровизации. 22 Игры на развитие общения детей. Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в 0,1 движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. Показ спектакля перед учащимися, родителями. Определить готовность детей к показу сказки. Развивать в 0,1 движениях чувство ритма, быстроту реакции, координацию движений. Совершенствовать двигательную способность и пластическую выразительность. Показ спектакля перед учащимися, родителями. 0,9 Закреплять правильное произношение звуков, отрабатывать дикцию, работать над интонационной выразительностью речи. Пантомимические этюды: «Один делает – другой мешает», «Движение в образе», «Ожидание». Развивать свободу и выразительность телодвижений. Тренировка ритмичности движений. Учить сочинять этюды по придуманным сказкам, басням. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. «Весёлые сочинялки» (тексты повествования, описания, рассуждения). Совершенствовать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, учить запоминать заданные позы и образно передавать их. Разыгрывание проблемных ситуаций. Игры на творческое воображение. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 Развивать коммуникативные способности учащихся, умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях. Диспут-игра «Учимся общаться». 0,5 0,5 0,9 23 Развитие сценического вымысла. 24 Пластическая импровизация на ходу в заданном образе. Работа над спектаклем (9 ч) 25 Виды интонаций. 26 Использование интонаций в различных образах. 27 Воображаемые ситуации на тему: «Если бы». 28 Воображаемые ситуации на тему: «Предлагаемые обстоятельства». 29 Формирование произношения, артикуляции. 30 Быстрота и чёткость проговаривания слов и фраз. Способствовать развитию интереса к сценическому искусству, фантазии, воображения, образного мышления. Мини конкурс на лучший сценический вымысел по произведениям детских писателей. Совершенствовать осанку и походку, способствующую развитию пластики и культуры движений. Импровизация сценических этюдов. 0,5 0,5 0,2 0,8 Познакомить с различными видами интонаций Чтение стихов в разных интонационных формах. Развивать умения пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния: грустно, радостно, сердито, восхищённо и т.д. Тестирование «Особенности эмоций». Анализ теста. Совершенствовать творческое воображение учащихся, воспитывать нравственно-эстетические качества. Психологический автопортрет. Составление подробной психологической самохарактеристики. На основе сценических этюдов развивать образное мышление, фантазию. Развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию. Создание сценических этюдов: «В такси», «На улице», «В транспорте», «На отдыхе». Учить подбирать простейшие рифмы, совершенствовать связную образную речь. Шутливые словесные загадки на развитие внимания, расширение словарного запаса, артикуляции. Развивать дикцию на материале скороговорок и стихов, пополнять словарный запас. Скороговорки. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 31 Согласованность действий актёров и развитие внимания. 32 Знакомство с отрывками музыкальных произведений, звучащих в спектакле. 33 Выразительность речи и подлинность поведения в сценических условиях. Театрализованное представление (1 ч) 34 Инсценировка басен И.А. Крылова. ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ Развивать умения согласовывать свои действия с другими детьми, воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками. Беседа «Дружба». Разрешение ситуаций. Познакомить с особенностями музыкальных произведений, учить определять характер музыки. Обсуждение подобранных музыкальных произведений к сценарию. Учить использовать навыки сценической речи в публичных выступлениях. Совершенствовать навыки различных видов пересказа. Постановка речевого голоса. Тренинг правильной дикции. 0,5 0,5 0,5 0,5 0,2 0,8 Совершенствовать работу над образами героев басен, используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Премьера басен И.А. Крылова. 0,2 0,8 34 14,4 МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001 1. Горбачёв И.А. Театральные сезоны в школе. – М., 2003 2. Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 2010. 3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010. 4. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество - М., Просвещение, 2011 19,6 5. Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010 6. Куликовская Т.А. 40 новых скороговорок. Практикум по улучшению дикции – М., 2003 7. Ледяйкина Е.Г. Праздники для современных малышей.- Ярославль, 2002 8. Никитин А.Б. Театр, где играют дети: Учеб.- метод. пособие для руководителей детских театральных коллективов–М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил.. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://resh.edu.ru/subject/13/2/?ysclid=llzk5ejhuk236732282 http://www.mon.gov.ru http://www.ed.gov.ru http://www.edu.ru http://www.school.edu.ru