РП 4 А Разговоры о важном

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора по
ВР

Директор

________________________

________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
52-ос
Нерадовских Л.В
от «26» 08 2024 г.
от «30» 08 2024 г.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочного курса «Разговоры о важном»
для обучающихся 4 А класса

Программу составила:
Швецова Татьяна Александровна,
учитель начальных классов

с. Армизонское 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» разработана в
соответствии
стандартов

с

требованиями

начального

общего

федеральных

государственных

образования,

ориентирована

образовательных
на

обеспечение

индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на достижение планируемых
результатов федеральных основных образовательных программ начального общего
образования с учётом выбора участниками образовательных отношений курсов
внеурочной деятельности. Это позволяет обеспечить единство обязательных требований
ФГОС во всём пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Нормативную

правовую

основу

курса внеурочной деятельности «Разговоры о

настоящей

рабочей программы

важном» составляют следующие

документы.

1. Федеральный

закон

"Об

образовании

в

Российской

Федерации"от 29.12.2012 № 273-ФЗ

2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, Указ
Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400 «О Стратегии
национальной безопасности Российской Федерации».

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021
№ 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России 05.07.2021 №
64100).

4. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.07.2022
№ 569 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный
стандарт начального общего образования» (Зарегистрирован Минюстом России
17.08.2022 № 69676).

5. Письмо Министерства просвещения Российской Федерации «О направлении
методических рекомендаций по проведению цикла внеурочных занятий «Разговоры о
важном»» от 15.08.2022 № 03–1190.

6. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023
№ 372 «Об утверждении федеральной образовательной программы начального общего
образования» (Зарегистрирован Минюстом России 12.07.2023 № 74229).

Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью содержания внеурочной
деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у обучающегося
ценностного отношения к Родине, природе, человеку, культуре, знаниям, здоровью,
сохранение и укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:


в формировании его российской идентичности;



в формировании интереса к познанию;



в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам и
уважительного отношения к правам и свободам других;



в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных правовых
норм;



в создании мотивации для участия в социально значимой деятельности;



в развитии у школьников общекультурной компетентности;



в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;



в осознании своего места в обществе;



в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;



в формировании готовности к личностному самоопределению.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РАЗГОВОРЫ О
ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся в формах, соответствующих возрастным
особенностям

обучающихся

и

позволяющих

им

вырабатывать

собственную

мировоззренческую позицию по обсуждаемым темам (например, познавательные беседы,
деловые игры, викторины, интервью, блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что
внеурочные занятия входят в общую систему воспитательной работы образовательной
организации, поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность
педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное,
социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных занятий выходят за рамки
содержания, изучаемого на уроках, но это не означает, что учитель будет обязательно
добиваться точного усвоения нового знания, запоминания и чёткого воспроизведения

нового термина или понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит постепенному
осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального следования им.
При реализации содержания занятия, которое предлагается в сценарии, педагог учитывает
региональные,

национальные,

этнокультурные

особенности

территории,

где

функционирует данная образовательная организация. Обязательно учитывается и уровень
развития школьников, их интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса
семей обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и творческие
задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями, другими членами семьи.
Личностных результатов можно достичь, увлекая школьников совместной,
интересной и многообразной деятельностью, позволяющей раскрыть потенциал каждого;
используя разные формы работы; устанавливая во время занятий доброжелательную,
поддерживающую атмосферу; насыщая занятия ценностным содержанием. Задача
педагога, организуя беседы, дать возможность школьнику анализировать, сравнивать и
выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается поднятием
Государственного флага Российской Федерации, слушанием (исполнением) гимна
Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем обучающиеся
расходятся по классам, где проходит тематическая часть занятия. При подготовке к
занятию учитель должен внимательно ознакомиться со сценарием и методическими
комментариями к нему. Необходимо обратить внимание на три структурные части
сценария: первая часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы занятия,
выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с просмотра
видеоматериала, оценка которого является введением в дальнейшую содержательную
часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности обучающихся:
интеллектуальной (работа с представленной информацией), коммуникативной (беседы,
обсуждение видеоролика), практической (выполнение разнообразных заданий), игровой
(дидактическая и ролевая игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций,
художественное творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни определённость,
наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее России – это образ сильного и
независимого государства, благополучие которого напрямую зависит от наших действий
уже сегодня. День знаний – это праздник, который напоминает нам о важности и ценности
образования, которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей жизни,
чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России ТАСС.
Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных служб страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда неизменными оставались его государственный статус и
функции – быть источником достоверной информации о России для всего мира. В век
информации

крайне важен

навык

критического

мышления.

Необходимо

уметь

анализировать и оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая российская
компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный для пассажиров: всепогодный, безопасный и
круглогодичный. Развитие транспортной сферы России. Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.
Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей которой является производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России выполняет важнейшую миссию по обеспечению
всех россиян продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство — это отрасль, которая объединила в себе
традиции нашего народа с современными технологиями: роботами, информационными
системами,

цифровыми

устройствами.

Разноплановость

и

востребованность

сельскохозяйственных профессий, технологичность и экономическая привлекательность
отрасли (агрохолдинги, фермерские хозяйства и т. п.).

День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение, образование и воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества гражданина России.
Знание истории страны, историческая правда, сохранение исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной войны против нашей страны.
Что значит быть взрослым? Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и осознавать их значение, жить в соответствии с
духовно-нравственными ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в
которых младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена семьи о своих
близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях. Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции (любовь, взаимопонимание, участие в
семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения, внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи гостей, кулинарные
традиции народов России. Путешествие по России – это знакомство с культурой, историей
и традициями разных народов. Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой
которого являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета страны, основной
источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём будущее страны, процветание
России. Каким будет мой личный вклад в общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять милосердие. Доброе
дело: кому оно необходимо и для кого предназначено. Добрые дела граждан России:

благотворительность и пожертвование как проявление добрых чувств и заботы об
окружающих.
День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага, воспитательница детей. Материнство – это счастье и
ответственность. Многодетные матери: примеры из истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник –
День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в военное и мирное время: примеры из истории и
современной жизни. Милосердие и забота – качества волонтёров. Направления
волонтёрской деятельности: экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д.
Зооволонтёрство – возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и мужественные
люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья, спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность, стремление
прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод российских
законов от древних времён до наших дней. Законодательная власть в России. Что такое
права и обязанности гражданина? От инициативы людей до закона: как появляется закон?
Работа депутатов: от проблемы – к решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник. История возникновения новогоднего
праздника в России. Участие детей в подготовке и встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в
Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции издательского дела, история праздника. Издание
печатных средств информации – коллективный труд людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.

День студента. День российского студенчества: история праздника и его традиции.
История основания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению профессией, возможность для творчества и
самореализации.

Наука:

научные

открытия

позволяют

улучшать

жизнь

людей,

обеспечивают прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые
люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает

государствам

развивать торговлю и

экономику,

обмениваться знаниями и опытом в различных сферах жизни общества. Россия успешно
развивает контакты с широким кругом союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство. Что сегодня делается для
успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить уровень своего образования, перестроиться на использование
новых цифровых технологий там, где их раньше никогда не было.
Искусственный

интеллект

и

человек.

Стратегия

взаимодействия.

Искусственный интеллект – стратегическая отрасль в России, оптимизирующая процессы
и повышающая эффективность производства. Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии, если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением. Правила безопасного использования цифровых
ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф. Ушакова. День
защитника Отечества: исторические традиции. Профессия военного: кто её выбирает
сегодня. Защита Отечества – обязанность гражданина Российской Федерации, проявление
любви к родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения
великого русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики. Российские исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли. Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития Арктики.

Международный женский день. Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.
Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в благополучие и
здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни современного человека. Условия развития
массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие Артека.
История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и Севастополя с Россией Артек
– это уникальный и современный комплекс из 9 лагерей, работающих круглый год. Артек
– пространство для творчества, саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога между поколениями и
народами. Роль музыки в жизни человека: музыка сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать, воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием, страна великих композиторов, писателей, художников,
признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей стране
творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия – великая и
уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами. Любовь к родному 14 краю, способность
любоваться природой и беречь её – часть любви к Отчизне. Патриот честно трудится,
заботится о процветании своей страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии космической отрасли. Полёты в
космос – это результат огромного труда большого коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили первенство нашей Родины в освоении космического
пространства. В условиях невесомости космонавты проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении новых
материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм конструкторов, инженеров и лётчиков-

испытателей первых российских самолётов. Мировые рекорды российских лётчиков.
Современное авиастроение. Профессии, связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет государственной
политики страны. Современные поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области медицины. Профессия врача играет ключевую
роль в поддержании и улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и умения, быть терпеливым и настойчивым, не
бояться трудностей (труд и трудно – однокоренные слова), находить пути их преодоления.
Чтобы добиться долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы – священная
дата, память о которой передаётся от поколения к поколению. Историческая память:
память о подвиге нашего народа в годы Великой Отечественной войны. Важно помнить
нашу историю и чтить память всех людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный полк.
Страницы героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций. Детские
общественные организации разных поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских общественных организаций находят друзей,
вместе делают полезные дела и ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры

для

человека

и

общества.

Духовно-нравственные

ценности

России,

объединяющие всех граждан страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического

воспитания:

становление ценностного

отношения к своей Родине – России; осознание своей этнокультурной и российской
гражданской идентичности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение к своему и другим народам; первоначальные
представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и

достоинстве

человека,

о

нравственно-этических

нормах

поведения

и

правилах

межличностных отношений.
В сфере духовно-нравственного воспитания: признание индивидуальности каждого
человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; неприятие любых
форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес к
художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов; стремление к самовыражению в разных видах
художественной деятельности.
В

сфере

физического

воспитания,

формирования

культуры

здоровья

и

эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношение к физическому и психическому здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни человека и
общества, ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, интерес
к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе; неприятие
действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные представления о
научной

картине

мира;

познавательные

интересы,

активность,

инициативность,

любознательность и самостоятельность в познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными действиями:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, устанавливать аналогии;
определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные
объекты; находить закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником алгоритма; выявлять
недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе
предложенного алгоритма; устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях,
поддающихся непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта (ситуации) на
основе предложенных педагогическим работником вопросов; формулировать выводы и

подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта,

измерения,

классификации,

сравнения,

исследования);

прогнозировать

возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных
ситуациях; выбирать источник получения информации, согласно заданному алгоритму
находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на
основании предложенного педагогическим работником способа её проверки; соблюдать
с помощью взрослых (педагогических работников, родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся) правила информационной безопасности при поиске
информации в сети Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными действиями:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и
условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к
собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, признавать возможность
существования разных точек зрения, корректно и аргументированно высказывать своё
мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование); готовить
небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный материал к тексту
выступления; принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной

работы,

проявлять

готовность

руководить,

выполнять

поручения,

подчиняться, ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными действиями:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
выстраивать

последовательность

выбранных

действий;

устанавливать

причины

успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для
преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты

представлены

с учётом

специфики

содержания

предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса внеурочной
деятельности «Разговоры о важном».

Русский язык: формирование первоначального представления о многообразии
языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных
духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства
общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры
человека; овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных
представлений о нормах современного русского литературного языка; использование в
речевой деятельности норм современного русского литературного языка и речевого
этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития личности
человека; формирование первоначального представления о многообразии жанров
художественных произведений и произведений устного народного творчества; овладение
элементарными умениями анализа и интерпретации текста. Иностранный язык:
знакомство представителей других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления; приобретение
опыта работы с информацией, представленной в графической и текстовой форме,
развитие умений извлекать, анализировать, использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье и
семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре, природе;
формирование чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
формирование первоначальных представлений о природных и социальных объектах как
компонентах единого мира, о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира
живой и неживой природы; формирование основ рационального поведения и
обоснованного принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых профессиях
родного края, достопримечательностях столицы России и родного края, наиболее
значимых объектах Всемирного культурного и природного наследия в России,
важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего России,
основных правах и обязанностях гражданина Российской Федерации; развитие умений
описывать, сравнивать и группировать изученные природные объекты и явления,
выделяя их существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе

на материале о природе и культуре родного края); приобретение базовых умений работы
с доступной информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и
обществе,

безопасного

использования

электронных

ресурсов

образовательной

организации и сети Интернет, получения информации из источников в современной
информационной среде; формирование навыков здорового и безопасного образа жизни
на основе выполнения правил безопасного поведения в окружающей среде, в том числе
знаний о небезопасности разглашения личной и финансовой информации при общении с
людьми вне семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения
при

использовании

личных

эмоционально-ценностного

финансов;

отношения

к

приобретение
природе,

опыта

положительного

стремления

действовать

в

окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных усилий
человека; развитие умений анализировать и давать нравственную оценку поступкам,
отвечать за них, проявлять готовность к сознательному самоограничению в поведении;
построение суждений оценочного характера, раскрывающих значение нравственности,
веры как регуляторов поведения человека в обществе и условий духовно-нравственного
развития личности; понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми
разного вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры есть
нарушение

нравственных

норм

поведения

в

обществе;

понимание

ценности

человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда людей на благо
человека, общества; формирование умений объяснять значение слов «милосердие»,
«сострадание», «прощение», «дружелюбие», находить образы, приводить примеры
проявления любви к ближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре,
истории России, современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность
оказывать помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и поведения
людей,

основанных

на

российских

традиционных

духовных

ценностях,

конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное искусство: выполнение творческих работ с использованием
различных материалов и средств художественной выразительности изобразительного
искусства; умение характеризовать виды и жанры изобразительного искусства; умение
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.

Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов материальной
культуры. Физическая культура: формирование общих представлений о физической
культуре и спорте, физической активности человека, физических качествах, жизненно
важных прикладных умениях и навыках, основных физических упражнениях; развитие
умения взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой деятельности,
соблюдая правила честной игры.

4 КЛАСС
№
п/п

1

2

Наименование
разделов и тем
программы

Образ будущего.
Ко Дню знаний

Век
информации.
120 лет.
Информационно
му агентству
России ТАСС

Основное содержание

Основные
виды деятельности

Цифров
ые
ресурсы

1

Иметь позитивный образ будущего –
значит понимать, к чему стремиться, и
осознавать, что это придаёт жизни
определённость, наполняя её глубокими
смыслами и ценностями. Будущее России –
это образ сильного и независимого
государства, благополучие которого
напрямую зависит от наших действий уже
сегодня. День знаний – это праздник,
который напоминает нам о важности и
ценности образования, которое является
основой позитивного образа будущего,
ведь в условиях стремительных изменений
в мире крайне важно учиться на
протяжении всей жизни, чтобы идти в ногу
со временем.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Информационное телеграфное агентство
России (ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее
мировое агентство, одна из самых
цитируемых новостных служб страны.
Агентство неоднократно меняло названия,
но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

Количество
часов

Дата
проведения

России для всего мира. В век информации
крайне важен навык критического
мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять
их.

3

4

Дорогами
России

Путь зерна

1

«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая
пассажирские и транспортные перевозки.
Вклад РЖД в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный
транспорт – самый устойчивый и надёжный
для пассажиров: всепогодный, безопасный
и круглогодичный. Развитие транспортной
сферы России. Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Российское сельское хозяйство – ключевая
отрасль промышленности нашей страны,
главной задачей которой является
производство продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по
обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности
позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское
хозяйство - это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

с современными технологиями: роботами,
информационными системами, цифровыми
устройствами. Разноплановость и
востребованность сельскохозяйственных
профессий, технологичность и
экономическая привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и т.
п.)

1

Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя –
социальное служение, образование и
воспитание подрастающего поколения. В
разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования членов
общества. Учитель – советчик, помощник,
участник познавательной деятельности
школьников.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

6

Легенды о
России

1

Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории
страны, историческая правда, сохранение
исторической памяти – основа
мировоззренческого суверенитета страны.
Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей
страны.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

7

Что значит быть
взрослым?

1

Быть взрослым – это нести ответственность
за себя, своих близких и свою страну.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e

5

День учителя

Активная жизненная позиция,
созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их
значение, жить в соответствии с духовнонравственными ценностями общества –
основа взрослого человека. Проекты, в
которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о
других.

8

9

Как создать
крепкую семью.
День отца

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного
единства

dsoo.ru/

1

Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого члена семьи о
своих близких. Образ крепкой семьи в
литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о
них.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Гостеприимство – качество, объединяющее
все народы России. Семейные традиции
встречи гостей, кулинарные традиции
народов России. Путешествие по России –
это знакомство с культурой, историей и
традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

путешествий, основой которого являются
поездки туристов по стране с целью
знакомства с особенностями местной кухни
и кулинарных традиций.

10

11

12

Твой вклад в
общее дело

С заботой к себе
и окружающим

День матери

1

Уплата налогов – это коллективная и
личная ответственность, вклад гражданина
в благополучие государства и общества. Ни
одно государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём будущее
страны, процветание России. Каким будет
мой личный вклад в общее дело?

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Доброта и забота – качества настоящего
человека, способного оказывать помощь и
поддержку, проявлять милосердие. Доброе
дело: кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан
России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Мать, мама – главные в жизни человека
слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материнство – это
счастье и ответственность. Многодетные
матери: примеры из истории и современной
жизни. «Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации. Как поздравить

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

маму в её праздник – День матери?

13

14

15

Миссиямилосердие (ко
Дню волонтёра)

День Героев
Отечества

Как пишут
законы?

1

Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни. Милосердие
и забота – качества волонтёров.
Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское,
цифровое и т. д. Зооволонтёрство –
возможность заботы и помощи животным.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою
Родину и трудятся во благо Отчизны.
Качества героя – человека, ценою
собственной жизни и здоровья спасающего
других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за
судьбу других. Проявление уважения к
героям, стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти на
помощь. Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до
наших дней. Законодательная власть в
России. Что такое права и обязанности
гражданина? От инициативы людей до
закона: как появляется закон? Работа

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

депутатов: от проблемы – к решению
(позитивные примеры).

16

17

18

Одна страна –
одни традиции

День российской
печати

День студента

1

Новогодние традиции, объединяющие все
народы России. Новый год – любимый
семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и
встрече Нового года. Подарки и пожелания
на Новый год. История создания
новогодних игрушек. О чём люди мечтают
в Новый год.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Праздник посвящён работникам печати, в
том числе редакторам, журналистам,
издателям, корректорам, – всем, кто в той
или иной степени связан с печатью.
Российские традиции издательского дела,
история праздника. Издание печатных
средств информации – коллективный труд
людей многих профессий. Школьные
средства массовой информации.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

День российского студенчества: история
праздника и его традиции. История
основания Московского государственного
университета имени М.В. Ломоносова.
Студенческие годы – это путь к овладению
профессией, возможность для творчества и
самореализации. Наука: научные открытия
позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества. Науку

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

делают талантливые, творческие,
увлечённые люди.

19

20

21

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

Бизнес и
технологическое
предпринимател
ьство

Искусственный
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействия

1

Роль нашей страны в современном мире.
БРИКС – символ многополярности мира.
Единство и многообразие стран БРИКС.
Взаимная поддержка помогает
государствам развивать торговлю и
экономику, обмениваться знаниями и
опытом в различных сферах жизни
общества. Россия успешно развивает
контакты с широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской культуры
для всего мира.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Что сегодня делается для успешного
развития экономики России? Учиться
сегодня нужно так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить уровень своего
образования, перестроиться на
использование новых цифровых
технологий там, где их раньше никогда не
было.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в
России, оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник
человека. ИИ помогает только при условии,
если сам человек обладает хорошими
знаниями и критическим мышлением.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

Правила безопасного использования
цифровых ресурсов.

1

День защитника Отечества: исторические
традиции. Профессия военного: кто её
выбирает сегодня. Защита Отечества –
обязанность гражданина Российской
Федерации, проявление любви к родной
земле, Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества
российского воина: смелость, героизм,
самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях
Арктики. Зима в Арктике самая холодная,
снежная и суровая. Животные Арктики.
Российские исследователи Арктики. Россия
– мировой лидер атомной отрасли.
Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство с
проектами развития Арктики.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

24

Международный
женский день

1

Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине.
Женщина в современном обществе –
труженица, мать, воспитатель детей.
Великие женщины в истории России.
Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

25

Массовый спорт

1

Развитие массового спорта – вклад в

Беседа с

https://ra

22

23

Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова

Арктика –
территория
развития

в России

26

День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека

27

Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского

28

Моя малая
Родина
(региональный и

благополучие и здоровье нации, будущие
поколения страны. Здоровый образ жизни,
забота о собственном здоровье, спорт как
важнейшая часть жизни современного
человека. Условия развития массового
спорта в России.

обучающимися

zgovor.e
dsoo.ru/

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества, саморазвития
и самореализации.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

185 лет со дня рождения П.И. Чайковского.
Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль
музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до
конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия –
страна с богатым культурным наследием,
страна великих композиторов, писателей,
художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского, служение
своей стране творчеством. Беседа с
обучающимися

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Россия – великая и уникальная страна,
каждый из её регионов прекрасен и
неповторим своими природными,

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

местный
компонент)

29

30

Герои
космической
отрасли

Гражданская
авиация России

экономическими и другими ресурсами.
Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь её – часть
любви к Отчизне. Патриот честно трудится,
заботится о процветании своей страны,
уважает её историю и культуру.

1

Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это результат
огромного труда большого коллектива
учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в
освоении космического пространства. В
условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные эксперименты,
что позволяет российской науке
продвигаться в освоении новых материалов
и создании новых технологий.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Значение авиации для жизни общества и
каждого человека. Как мечта летать
изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской
авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых
российских самолётов. Мировые рекорды
российских лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

31

32

33

Медицина
России

Что такое успех?
(ко Дню труда)

80-летие Победы
в Великой
Отечественной
войне

1

Охрана здоровья граждан России –
приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и
больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет
ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня
жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только
знаний, но и человеческого сочувствия,
служения обществу.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Труд – основа жизни человека и развития
общества. Человек должен иметь знания и
умения, быть терпеливым и настойчивым,
не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что будет
нужно стране, когда я вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

День Победы – священная дата, память о
которой передаётся от поколения к
поколению. Историческая память: память о
подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить
нашу историю и чтить память всех людей,
перенёсших тяготы войны. Бессмертный
полк. Страницы героического прошлого,

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

которые нельзя забывать.

34

Жизнь в
Движении

35

Ценности,
которые нас
объединяют

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные
организации разных поколений объединяли
и объединяют активных, целеустремлённых
ребят. Участники детских общественных
организаций находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя частью
большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и Движение
Первых.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

1

Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества.
Духовно-нравственные ценности России,
объединяющие всех граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://ra
zgovor.e
dsoo.ru/

35

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Методические материалы для педагогов на сайте
https://razgovor.edsoo.ru/?year=2023
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://resh.edu.ru/subject/13/2/?ysclid=llzk5ejhuk236732282
http://www.mon.gov.ru
http://www.ed.gov.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».