МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО Методическим советом Заместитель директора ________________________ по ВР УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Селянкина Е.Л. ________________________ Каканова Л.С. Протокол №1 Нерадовских Л.В. Приказ №52-ос от «26» 08.2024 г. от «30» 08.2024 г. от «26» 08.2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» для обучающихся 2АБВ классов Рабочую программу составили: Егорова С.С., учитель начальных классов Васильева О.Г., учитель начальных классов Бучельникова А.Н., учитель начальных классов с. Армизонское 2024 Пояснительная записка Рабочая программа внеурочного курса «Читаем, считаем, думаем» во 2 классе составлена в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Армизонской средней общеобразовательной школы, с учётом - Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС ООО), утвержденного приказом Министерства образования и науки 31 мая 2021 г. № 286; - рабочей программы воспитания МАОУ Армизонская СОШ; - положением о рабочих программах МАОУ Армизонская СОШ. Цель занятий является формирование функциональной грамотности младшего школьника. Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений, максимально быстро адаптироваться в конкретной культурной среде. В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделяют: математическую грамотность, читательскую грамотность, естественнонаучную грамотность, финансовую грамотность. Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, что расширять свои знания. Для достижения этой цели предполагает решение следующих задач: – формировать умение читать тексты с использованием трёх этапов работы с текстом; совершенствовать культуру чтения, интерес и мотивацию к чтению книг; - находит и извлекает информацию из различных текстов; - применяет извлеченную из текста информацию для решения разного рода проблем; – развивать у детей способность самостоятельного мышления в процессе обсуждения прочитанного; – обеспечить усвоение ряда понятий технологии: «прогнозирование», «диалог с автором», «комментированное чтение» и др.; – воспитывать в детях любовь к добру, к благородным, бескорыстным поступкам, к природе, науке и искусству; – учить детей уважать всякий честный труд, талант, гений; – поселить в детях сознание солидарности каждого отдельного человека с родиной, человечеством и желание быть им полезным; – приобщать детей и родителей к проектной деятельности. Математическая грамотность – это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живёт, высказывать обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Учащиеся, овладевшие математической грамотностью, способны: распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики; - формулировать эти проблемы на языке математики; - решать проблемы, используя математические факты и методы; - анализировать использованные методы решения; - интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы; - формулировать и записывать результаты решения. Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Учащиеся, овладевшие естественнонаучной грамотностью, способны: - использовать естественнонаучные знания, - выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений; - строить развернутые высказывания; - устанавливать надежность информации; - сотрудничать. Финансовая грамотность - сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений. Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются: развитие экономического образа мышления; воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье; формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности. На изучение внеурочного курса «Читаем, читаем, думаем» отводится 1 час в неделю, всего 34 часа. Планируемые результаты освоения программы Формирование функциональной грамотности реализуется на основе личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. Личностными результатами изучения курса «Основы функциональной грамотности» является формирование следующих умений: – оценивать свою вежливость; – определять степень вежливости при общении людей (вежливо – невежливо – грубо); – осознавать важность соблюдения правил речевого этикета для успешного общения, установления добрых, уважительных взаимоотношений; – осознавать свою ответственность за произнесённое или написанное слово; – понимать необходимость добрых дел, подтверждающих добрые слова. Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий: – определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; – критически осмысливать свой опыт общения, выявлять причины удач и неудач при взаимодействии; – осознавать разнообразие текстов (жанров), продуцируемых людьми для решения коммуникативных задач; – учиться подчинять своё высказывание задаче взаимодействия; – анализировать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.), извлекать необходимые для решения коммуникативных задач сведения; – перерабатывать информацию: осуществлять подробный, краткий и выборочный пересказ текста; – осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять его план; – анализировать структуру рассуждения, выявлять уместность приводимых аргументов, правомерность выводов; – аргументировать свою точку зрения, используя в качестве доказательства правила, цитаты; – продуцировать рассуждение, соблюдая его структуру: тезис, аргументы, вывод; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио – , видео – ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства. Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений: – отличать подготовленную и неподготовленную речь; – знать особенности неподготовленной речи; – осознавать важность соблюдения норм (орфоэпических, лексических, грамматических) для успешного общения; – знать особенности этикетных жанров комплимента, поздравления; – реализовывать жанры комплимента, поздравления с учётом коммуникативной ситуации; – знать основные приёмы подготовки устного выступления – учитывать компоненты речевой ситуации, записывать ключевые слова, план; представлять рисунок, схему; репетировать выступление и т.д.; – пользоваться приёмами подготовки устного выступления, выступать с графическим (возможно, аудио, видео ) сопровождением; – в предложенных коммуникативных ситуациях, опираясь на изученные правила общения, выбирать уместные, эффективные речевые средства Содержание курса. Модуль «Читательская грамотность» Раздел 1. Я – настоящий читатель (10 ч) Кого можно считать настоящим читателем? Представление о настоящем читателе. Любимая книга. Обложка любимой книжки. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. Экскурсия в библиотеку. Карточки, стеллажи, разделители книг. Алфавитный порядок расстановки книг. Правила поведения в библиотеке. Книги«калеки», «лечение книг». Настоящий читатель много читает. Лента времени для учёта длительности чтения. Писатели и их книги. Портреты писателей. Быстрое чтение. Получение информации. Проверка скорости и качества чтения. Читаем всё, что задано. Особенности чтения текстов математических задач. Чтение текстов из учебника русского языка и окружающего мира. Сходство и различие текстов разных предметов. Выполнение проектной работы «Моя любимая книга». Защита проекта. Выражение своей позиции в сочинении, рисунке или аппликации. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» (7 ч) Раздел 2. Что нас окружает Изучать природу – значит любить и охранять её. Науки о природе. Как изучают природу. Наблюдения в природе, описание живых объектов. Условия, в которых мы живем. Солнце - источник тепла и света на Земле. Климат и сезоны года. Сезонные явления нашей местности. Особенности весны, лета, осени, зимы. Неблагоприятные и необычные явления природы. Как уменьшить влияние опасных явлений погоды на природу родного края. Условия жизни в горах, в лесу, в городе. Как сделать воздух в городе чище. Вода - это жизнь. Природные родники и их охрана. Кто и как живет рядом с нами. Свет, тепло, влага в жизни растений. Нужны ли комнатные растения в доме. Природа родного края. Красная книга. Перелетные, зимующие и кочующие птицы края. Как помочь птицам зимой. Охрана и привлечение птиц. Млекопитающие родного края. Домашние животные. Кормление и уход за ними. Кто и как живет в почве? Что надо знать о бактериях. Почему надо поддерживать чистоту в доме и соблюдать правила личной гигиены. Зависимость человека от природы. Пищевые, лекарственные, ядовитые растения. Культурные растения. Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Отрицательное воздействие человека на природу. Человек - звено в цепи взаимосвязей в природе. Почему надо соблюдать правила поведения в природе. Охранять природу - значит охранять здоровье. Выясняем, что такое экология. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Организм и окружающая среда. Простейшая квалификация экологических связей. Модуль «Основы математической грамотности». (8 ч) Раздел 3. «Удивительный мир чисел». История развития математики. Из истории чисел и цифр. Интересные приёмы устного счёта. Виды цифр. Римская нумерация. Римские цифры от 1 до 50. Единицы времени: час, минута, сутки, месяц. Последовательность «шагов» (алгоритм) решения задач. Выбор необходимой информации, содержащей в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы. Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел (величин). Задачи с некорректными данными, с избыточным составом условия. Задачи на оперирование понятиями «все», «некоторые», «отдельные». Задачи на установления сходства и соответствия. Задачи на установление временных, пространственных и функциональных отношений. Задачи на комбинированные действия. Задачи на активный перебор вариантов отношений. Выбор наиболее эффективных способов решения. Первые шаги в геометрии. Простейшие геометрические фигуры. Модуль: «Основы финансовой грамотности». (9 ч) Раздел 4. Всё о деньгах. Как появились деньги. Что могут деньги. Деньги в разных странах. Деньги настоящие и ненастоящие. Как разумно делать покупки. Личные деньги. Тематическое планирование. № п/п Наименование разделов программы Количество часов всего конт практ роль ическ ные ие 10 1 9 1 Раздел 1. Я – настоящий читатель 2 Раздел 2. Что нас окружает 9 1 8 3 Раздел 3. Удивительный мир чисел 6 1 5 4 Раздел 4. Всё о деньгах 9 2 7 Дата изучения Виды деятельности Виды и формы контроля Электронные ресурсы Рассказ учителя; обсуждение; чтение литературных произведений; анализ текста; оценка содержания прочитанного, выделение главной мысли, описание главных героев; рассматривание иллюстраций; составление рассказа по картинке; сбор информации; разработка и представление проекта «Моя любимая книга». Рассказ учителя; сбор и анализ информации о растениях и животных родного края; подготовка сообщения на заданную тему; изучения понятия «экология» и её значения для человечества; изучение климата родного края, неблагоприятных природных явлений. Рассказ учителя; изучение истории чисел и цифр; изучение единиц времени: час, минута, сутки; изучение простейших геометрических фигур; решение задач на установление временных и пространственных отношений; решение задач на смекалку. Рассказ учителя; просмотр видеороликов о финансовой грамотности; изучение истории появления денег; изучение денег разных стран; решение практических Устный опрос; письменный контроль https://www.1ur ok.ru/categories /21/articles/162 66 Устный опрос; письменный контроль https://uchi.ru/ https://www.ya klass.ru/ Устный опрос; письменный контроль https://uchi.ru/ https://www.ya klass.ru/ Устный опрос; письменный контроль https://vashifina ncy.ru/materials /multserialbogatyi- задач по рациональному использования денежных средств. 5 Итого 34 5 bobrenok/ 29 Приложение 1. Календарно- тематическое планирование № п/п Тема Количество часов всего контроль практичес ные кие Раздел 1. Я - настоящий читатель. 1. 1 Кого можно считать настоящим читателем? Дата изучения Виды и формы контроля Функциональная грамотность Модуль «Основы читательской грамотности» 1 Устный опрос; письменный контроль Устный опрос; письменный контроль 2. Книги С.Я. Маршака, С.В. Михалкова и др. 1 1 3. Экскурсия в библиотеку. 1 1 Устный опрос; письменный контроль 4. Писатели и их книги. 1 1 Устный опрос; письменный контроль Представление о настоящем читателе. Вводный мониторинг. Чтение и обсуждение книг; оценка содержания прочитанного с позиции норм морали и общечеловеческих ценностей; формулирование собственной позиции по отношению к прочитанному. Экскурсия в библиотеку. Изучение карточек, стеллажей, разделителей книг. Изучение алфавитного порядка расстановки книг. Закрепление правил поведения в библиотеке. «Лечение книг»; формирование бережного отношения к книге. Изучение портретов писателей. Развитие умения соотносить и анализировать внешний облик писателя и внутреннее содержание его произведений. 56. Читаем и переживаем. 2 78. Читаем и реагируем на прочитанное: грустим, удивляемся, радуемся – испытываем эмоции. 2 9. Проект «Моя любимая книга» 1 10. Проведение аттестации. 1 1 2 Устный опрос; письменный контроль Чтение рассказов Н. Сладкова: «Воздушный замок», «Болтливые окуни», «Бюро лесных услуг». Рассказ Л. Каминского «Послушный Петя». В. Драгунский «Денискины рассказы». Чтение, обсуждение, выполнение заданий. Развитие умения формулировать своё мнение о прочитанном, анализ своего эмоционального состояния, вызванного прочитанным. 2 Чтение рассказов В. Осеевой: «Долг», Устный опрос; «Картинки» . письменный Рассказ В. Голявкина «Вот, что интересно». контроль Рассказы Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Мишина каша». Работа над текстом. Смысловое чтение. Развитие умения формулировать своё мнение о прочитанном, анализ своего эмоционального состояния, вызванного прочитанным. 1 Устный опрос; Подготовка проекта. Сбор информации. письменный Выполнение проекта. Фиксация хода работы контроль над проектом. Защита проекта. Тестирование Оценка результатов изученного. Модуль «Основы естественнонаучной грамотности» Устный опрос; письменный контроль Устный опрос; письменный контроль Раздел 2. Что нас окружает 11. Изучение природы. 1 1 Природа родного края. 1 1 2 2 12. 13- Кто и как живет рядом с 14. нами. Устный опрос; письменный контроль Изучение природы. Развитие уменя наблюдать за природными явлениями, описание живых объектов. Чтение текстов на заданную тему. Изучение сезонных явления нашей местности, неблагоприятных и необычные явлений природы. Развитие бережного отношения к природе. Изучение комнатных растений в доме. Разработка памятки по уходу за комнатными растениями. Изучение домашних животных, их классификация. Воспитание бережного отношения к братьям нашим меньшим. 15. Что такое экология? 1 16. Почему надо беречь и охранять природу 1 17. Проведение аттестации. 1 1 1 3 23- Первые шаги в 24. геометрии 2 25. 26. Проведение аттестации. Раздел 4. Всё о деньгах Как появились деньги? Для чего нужны деньги 1 . Изучение понятия «экология» Простейшая квалификация экологических связей. Знакомство с организациями-защитниками природы. Изучение растений и животных Красной книги. Чтение текстов, выполнение заданий к ним. Устный опрос; письменный контроль Тестирование Оценка результатов изученного. Модуль «Основы математической грамотности» 1 Раздел 3. Удивительный мир чисел 18- Мир чисел 2 19. 20- Занимательные задачи 22. Устный опрос; письменный контроль 2 Изучение истории возникновения чисел и цифр. Изучение единиц времени: час, минута, сутки, месяц. Работа с часами (циферблат с римскими цифрами), с календарем (запись даты рождения с использованием римских цифр в обозначении месяца). 3 Решение математических ребусов, задач на смекалку, задач на установление пространственных и временных отношений. Работа с текстами, в которых есть математические данные. Изображение геометрических фигур, сравнение, анализ. Оценка результатов изученного 2 1 Модуль: «Основы финансовой грамотности» 1 1 27. Деньги в разных странах. 1 1 28. Из чего состоят доходы семьи 1 1 Изучение истории появления денег и денежных отношений. Рассуждение о возможности денег. Решение практических задач. Рассматривание денежных средств разных стран. Анализ сходства и различия купюр иностранной валюты с российским рублём. Решение практических задач. Выделение источников доходов семьи. Осознание ценности труда своих близких. Определение своего места в финансовой жизни 29. 30. Деньги настоящие и ненастоящие. Остерегайтесь мошенников. Личные деньги. Как разумно делать покупки? 1 1 1 1 1 31. Банковская карта. Как безопасно пользоваться картой? 32. Жизненная математика 1 33. 34. Проведение аттестации. Итоговый мониторинг. 1 1 1 1 семьи. Решение практических задач. Изучение понятий «фальшивые», «подлинные». Выделение признаков и отличительных черт законных денежных средств. Решение практических задач. Обсуждение понятия «карманные расходы». Развитие умения рационально совершать покупки. Решение практических задач. Выделение основных элементов банковской карты, их основного значения. Составление списка правил безопасного пользования картой. Решение практических задач. Решение практических задач с монетами, купюрами, понятие «сдача» Оценка результатов изученного. Итоговое тестирование.