МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования и науки Тюменской области Отдел образования Армизонского муниципального района МАОУ Армизонская СОШ РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО Методическим советом Заместитель директора по Директор УВР ________________________ Селянкина Е.Л. Протокол № 1 ________________________ ________________________ Нерадовских Л.В. «26» 08 2024 г. Каканова Л.С. Приказ № 52-ос от «26» 08 2024 г. от «30» 08 2024 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочного курса «Театральные ступеньки» для обучающихся 4В класса Программу составила: Бессараб Н.М. с. Армизонское 2024 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС НОО), Федеральной образовательной программы начального общего образования (далее – ФОП НОО), Федеральной рабочей программы по учебному курсу внеурочной деятельности «Театральные ступеньки», на основе «Сборника программ внеурочной деятельности» под редакцией Виноградовой. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА Программа «Театральные ступеньки» направлена на формирование общеучебного навыка чтения и умения работать с текстом (отбирать необходимый материал для постановки на основе просмотрового и выборочного чтения); пробуждает интерес к чтению художественной литературы; способствует общему развитию ребёнка, его духовнонравственному и эстетическому воспитанию. Программа направлена на развитие духовности личности, творческих способностей ребенка, умение видеть и творить прекрасное. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащимся преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить задачи. Курс внеурочной деятельности «Театральное искусство» выполняет познавательную, воспитательную и развивающую функции. С учетом этих функций сформированы цели и задачи. ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Изучение курса «Театральные ступеньки» направлено на достижение следующих целей: овладение выразительным чтением — декламацией; совершенствование всех видов речевой деятельности; развитие интереса к чтению и книге; формирование читательского кругозора и самостоятельной читательской деятельности; развитие художественно-творческих и познавательных способностей; эмоциональной отзывчивости при подготовке и разыгрывании миниспектаклей; формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное произведение; обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной литературы; формирование нравственных чувств и представление о дружбе, добре и зле; правде и ответственности. Курс внеурочной деятельности «Театральные ступеньки» имеет большое воспитательное значение: способствует формированию таких нравственных качеств, как ответственность, умение работать в команде, понимать и принимать другую точку зрения, договариваться друг с другом, заботиться о младшем, проявлять уважение к старшим и др. Ориентация учащихся на моральные нормы развивает умение соотносить свои поступки с этическими принципами поведения культурного человека. В процессе работы по курсу внеурочной деятельности у младших школьников повышается уровень коммуникативной культуры: формируются умение составлять высказывание, диалоги, монологи, высказывать собственное мнение. Курс «Театральные ступеньки» пробуждает интерес к чтению художественной литературы; развивает внимание к слову, помогает определять отношение автора и показывать, как оно проявляется при инсценировании и драматизации, учатся чувствовать красоту поэтического слова. МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Данная образовательная программа имеет общекультурную направленность. Программа рассчитана на 4 класс, уроки проводятся 1 раз в неделю. Программа рассчитана на 34 часа. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА 4 КЛАСС Театральная игра Ориентировка в пространстве, создание диалога с партнёром на заданную тему; приёмы запоминания ролей в спектакле; интерес к сценическому искусству; развитие дикции. Ритмопластика Комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижений; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром. Культура и техника речи Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата. Основы театральной культуры Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актёрского мастерства; культура зрителя). Работа над спектаклем Знакомство с художественным произведением, которое предстоит разыграть. Сочинение собственных этюдов. Разыгрывание спектаклей, с использованием средств выразительности. ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Изучение курса «Тиатральные ступеньки» на уровне начального общего образования направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета. ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты: • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей; ценностей и чувств на основе опыта инсценирования, драматизации; декламации; • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность понимать и принимать советы учителя, одноклассников, стремление к адекватной самооценке; потребность сотрудничества со сверстниками, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение; этические чувства, эстетические потребности, ценности и чувства на основе опыта слушания и заучивания произведений художественной литературы; осознание значимости занятий театрально-игровой деятельностью для личного развития. понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ В результате освоения курса в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: Регулятивные универсальные учебные действия: понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем; осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности; планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой; анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу». Познавательные универсальные учебные действия: • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя; • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий; • проявлять индивидуальные творческие способности в игре, этюдах, чтении по ролям, инсценировании. Коммуникативные универсальные учебные действия: • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность; • работать в группе, учитывать мнения партнёров; • обращаться за помощью; • формулировать свои затруднения; • предлагать помощь и сотрудничество; • слушать собеседника; • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению; • осуществлять взаимный контроль; • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 4 КЛАСС К концу обучения в четвёртом классе обучающийся получит возможность: строить диалог с партнером на заданную тему; достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных текстов; использования разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику художественного текста, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умения использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на картины, фрагменты, находить средства выразительности, представлять произведение разными способами (чтение по ролям, инсценирование, драматизация и т.д.); развитие художественно-творческих способностей, умение самостоятельно интерпретировать текст в соответствии с поставленной учебной задачей. 4 КЛАСС № Наименование Количество часов п/п разделов и тем Всего Практические Основное программы содержание работы 1 Роль театра в культуре. 4 2 Театральноисполнительска я деятельность. 10 Участники знакомятся с создателями спект акля: писатель, поэт, драматург. Театрал ьными жанрами. Основные виды деятельности Задачи и особенности занятий в театральном кружке, коллективе. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Рассказ учителя о содержании программы, о деятельности в течение года. Знакомство с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (жесты, мимика, дикция, интонация, импровизация). Упражнения для Понятие о речевой гимнастике и об развития хорошей особенностях речи различных персонажей дикции, интонации, спектакля (детей, взрослых персонажей, темпа речи. Диалог, различных зверей). монолог. Умение находить правильные оттенки, соответствующие желаемой передачи информации. Развить способность всестороннего, полного воссоздания в воображении не только картинки, но и соответствующего звукового сопровождения и художественного оформления. Электронные (цифровые) образовательны е ресурсы https://myschool.ed u.ru/ https://myschool.ed u.ru/ https://m.edsoo.ru/f 841f35c 3 Занятия сценическим искусством. 15 4 Работа над серией спектаклей. 5 5 Итоговое занятие 1 Итого 34 5 5 Участники знакомятся с позами актера в пантомиме, как основное выразительное средство. Куклымарионетки, надувные игрушки, механические куклы. Жест, маска в пантомимном действии. Участвуют в распределении ролей, выбирая для себя более подходящую. Учатся распределяться на «сцене», чтобы выделялся главный персонаж. Разучивание ролей, изготовление костюмов. Выступление перед учащимися и родителями. Подведение итогов, показательные выступления. Знакомство с понятием «внутренний монолог». Совершенствование восприятия сценических приёмов, развитие, соответствующих способностей. Совершенствование техники чтения, формирование умения работать с художественным текстом: соотносить заголовок и содержание текста; делить текст на фрагменты, картины, пересказывать текст, отбирать выразительные средства для его презентации. https://myschool.ed u.ru/ Изготовление плоскостных декораций (деревья, дома и т.п.) Практическая работа: установка ширмы и изготовление элементов декораций. Постановка сценического движения (отработка каждой роли). Постановка сценической речи (работа над интонацией). Отработка сцен с отдельными героями сказок и репетиция пьесы на сцене. Изготовление театральной афиши, программки, билета. Работа над спектаклем https://myschool.ed u.ru/ http://nachalka.edu. ru/ Подведение итогов обучения, обсуждение и анализ успехов каждого воспитанника. Отчёт, показ любимых инсценировок https://myschool.ed u.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 5 Воспитательный потенциал предмета реализуется через: приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде. усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний); формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие); приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний; достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.) Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе аксиологического, антропологического, культурноисторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности. Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе, в том числе в части: 1. Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры. 2. Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности. 3. Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков. 4. Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства. 5. Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях. 6. Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности. 7. Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды. 8. Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей. Воспитательный потенциал предмета может быть реализован через участие обучающихся в мероприятиях, предусмотренных Федеральным календарным планом воспитательной работы: Сентябрь: 1 сентября: День знаний; 3 сентября: День окончания Второй мировой войны, День солидарности в борьбе с терроризмом; 8 сентября: Международный день распространения грамотности. Октябрь: 1 октября: Международный день пожилых людей; Международный день музыки; 4 октября: День защиты животных; 5 октября: День учителя; 25 октября: Международный день школьных библиотек; Третье воскресенье октября: День отца. Ноябрь: 4 ноября: День народного единства; 8 ноября: День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел России; Последнее воскресенье ноября: День Матери; 30 ноября: День Государственного герба Российской Федерации. Декабрь: 3 декабря: День неизвестного солдата; Международный день инвалидов; 5 декабря: День добровольца (волонтера) в России; 9 декабря: День Героев Отечества; 12 декабря: День Конституции Российской Федерации. Январь: 25 января: День российского студенчества; 27 января: День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, День освобождения Красной армией крупнейшего «лагеря смерти» Аушвиц-Биркенау (Освенцима) – День памяти жертв Холокоста. Февраль: 2 февраля: День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве; 8 февраля: День российской науки; 15 февраля: День памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества; 21 февраля: Международный день родного языка; 23 февраля: День защитника Отечества. Март: 8 марта: Международный женский день; 18 марта: День воссоединения Крыма с Россией 27 марта: Всемирный день театра. Апрель: 12 апреля: День космонавтики; 19 апреля: День памяти о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны Май: 1 мая: Праздник Весны и Труда; 9 мая: День Победы; 19 мая: День детских общественных организаций России; 24 мая: День славянской письменности и культуры. Июнь: 1 июня: День защиты детей; 6 июня: День русского языка; 12 июня: День России; 22 июня: День памяти и скорби; 27 июня: День молодежи. Июль: 8 июля: День семьи, любви и верности. Август: Вторая суббота августа: День физкультурника; 22 августа: День Государственного флага Российской Федерации; 27 августа: День российского кино. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 4 КЛАСС № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема урока Вводное занятие по курсу. Знакомство с содержанием курса. Язык жестов. Значение слова и жеста в общении между людьми, в профессии актёра Использование жестов мимики в театральной постановке Дикция. Тренинг гласных и согласных звуков. Упражнения в дикции. Использование дикции в театральном спектакле Темп речи. Использование темпа речи в театральной постановке Интонация. Интонационное выделение слов, предложений Развитие интонационной выразительности. Использование интонационной выразительности в театральной постановке Импровизация, или Театр-экспромт. Понятие импровизации. Игра «Превращение». Оживление неодушевлённых предметов Диалог, монолог, или Театр одного актера. Разыгрывание монолога Внутренний монолог. Использование жестов и мимики во внутреннем монологе Импровизация. Актёрские этюды. Разыгрывание мини-спектаклей Количество часов Всего Практические работы 1 Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 02.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8434f36 1 09.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843639a 1 16.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f84364e4 1 23.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436818 1 30.09.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa250646 1 07.10.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843698a 1 14.10.2024 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 1 21.10.2024 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 1 11.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436b10 1 18.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436caa 1 25.11.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436ffc Чтение произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Герои произведения. Отбор выразительных средств Подготовка декораций к инсценированию произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома» Инсценирование произведения Н. Носова «Витя Малеев в школе и дома». Театральная игра Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Витя Малеев в школе и дома» Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью 1 02.12.2024 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 1 09.12.2024 Библиотека ЦОК 17 18 12 13 14 15 16 19 20 21 22 23 https://m.edsoo.ru/f8445a70 1 1 16.12.2024 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8436e12 1 23.12.2024 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 1 30.12. 2024 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль 1 13.01.2025 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ Чтение произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Герои произведения. Отбор выразительных средств Подготовка декораций к инсценированию произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог» Инсценирование произведения Э. Хогарта «Мафин печёт пирог». Театральная игра Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Мафин печёт пирог» Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль 1 20.01.2025 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 1 27.01.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843a800 1 1 03.02.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8439ff4 1 1 1 10.02. 2025 17.02. 2025 24.02. 2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843ac10 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8438276 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f8437fb0 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 24 25 26 27 28 29 30 Чтение произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Герои произведения. Отбор выразительных средств Подготовка декораций к инсценированию произведения И. Крылова «Ворона и Лисица» Инсценирование произведения И. Крылова «Ворона и Лисица». Театральная игра Театральная афиша. Театральная программка. Театральный билет. Спектакль «Ворона и Лисица» Подведение итогов. Создание летописи разыгрываемого произведения. Интервью Аннотация. Создание аннотации на просмотренный спектакль. Написание отзыва на спектакль Подготовка сценария заключительного концерта 1 1 1 1 1 1 1 1 03.03. 2025 Библиотека ЦОК 10.03. 2025 17.03. 2025 07.04. 2025 14.04. 2025 21.04. 2025 28.04. 2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843b818 https://m.edsoo.ru/f843c984 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843caec Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cc40 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cda8 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843cefc Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843d866 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ 31 32 33 34 Репетиция заключительного концерта Заключительный концерт Подведение итогов за 4 года Планирование работы на следующий год 1 1 1 1 1 1 05.05. 2025 12.05. 2025 19.05. 2025 26.05.2025 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843dce4 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f210 Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/fa25110e Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f843f7c4 https://m.edsoo.ru/f841f35c http://nachalka.edu.ru/ ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 1-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 2-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 3-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования. 4-й класс. – М.: Баласс, 2012. – 48 с. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 1. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр». http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm 2. Генералов И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Библиотека ЦОК https://m.edsoo.ru/f841f35c Портал "Начальная школа" http://nachalka.edu.ru/ Библиотека материалов для начальной школы http://www.nachalka.com/biblioteka Инфоурок https://infourok.ru/ 3. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc