ВУД Разговоры о важном 3,4 класс Угрюмова

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской
СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по ВР

Директор
________________________

Селянкина Е.Л. ________________________
Каканова Л.С.
[Номер приказа] от «26» 08
[Номер
приказа]
от «30» 08
Нерадовских Л.В.
2024 г.
2024 г.
от «26» 08 2024 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(ID 5708772)
«Разговоры о важном»
для обучающихся 3-4 классов

Рабочую программу составил (а)
Угрюмова В.В.,
классный руководитель 3-4 классов

с. Орлово 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности «Разговоры о важном» (далее –
программа) разработана в соответствии с требованиями федеральных
государственных образовательных стандартов начального общего,
основного общего и среднего общего образования, ориентирована на
обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся и направлена на
достижение
планируемых
результатов
федеральных
основных
образовательных программ начального общего, основного общего и
среднего общего образования с учётом выбора участниками
образовательных отношений курсов внеурочной деятельности. Это
позволяет обеспечить единство обязательных требований ФГОС во всём
пространстве школьного образования: не только на уроке, но и во
внеурочной деятельности.
Задачей педагога, работающего по программе, является развитие у
обучающегося ценностного отношения к Родине, природе, человеку,
культуре, знаниям, здоровью, сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей.
Педагог помогает обучающемуся:
 в формировании его российской идентичности;
 в формировании интереса к познанию;
 в формировании осознанного отношения к своим правам и свободам
и уважительного отношения к правам и свободам других;
 в выстраивании собственного поведения с позиции нравственных
правовых норм;
 в создании мотивации для участия в социально значимой
деятельности;
 в развитии у школьников общекультурной компетентности;
 в развитии умения принимать осознанные решения и делать выбор;
 в осознании своего места в обществе;
 в познании себя, своих мотивов, устремлений, склонностей;
 в формировании готовности к личностному самоопределению.
Цикл внеурочных занятий "Разговоры о важном" является частью
содержания внеурочной деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
Занятия по программе проводятся

в формах, соответствующих

возрастным особенностям обучающихся и позволяющих им вырабатывать
собственную

мировоззренческую

позицию

по

обсуждаемым

темам

(например, познавательные беседы, деловые игры, викторины, интервью,
блиц-опросы и т. д.). Следует отметить, что внеурочные занятия входят в
общую систему воспитательной работы образовательной организации,
поэтому тематика и содержание должны обеспечить реализацию их
назначения и целей.
Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную
деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и
на нравственное, социальное развитие ребёнка. Многие темы внеурочных
занятий выходят за рамки содержания, изучаемого на уроках, но это не
означает, что учитель будет обязательно добиваться точного усвоения нового
знания, запоминания и чёткого воспроизведения нового термина или
понятия. В течение учебного года обучающиеся много раз будут
возвращаться к обсуждению одних и тех же понятий, что послужит
постепенному осознанному их принятию.
Наличие сценариев внеурочных занятий не означает формального
следования им. При реализации содержания занятия, которое предлагается в
сценарии, педагог учитывает региональные, национальные, этнокультурные
особенности территории, где функционирует данная образовательная
организация. Обязательно учитывается и уровень развития школьников, их
интересы и потребности. При необходимости, исходя из статуса семей
обучающихся, целесообразно уточнить (изменить, скорректировать) и
творческие задания, выполнять которые предлагается вместе с родителями,
другими членами семьи.

Личностных

результатов

можно

достичь,

увлекая

школьников

совместной, интересной и многообразной деятельностью, позволяющей
раскрыть потенциал каждого; используя разные формы работы; устанавливая
во время занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу; насыщая
занятия ценностным содержанием. Задача педагога, организуя беседы, дать
возможность школьнику анализировать, сравнивать и выбирать.
Внеурочное занятие проходит каждый понедельник. Оно начинается
поднятием Государственного флага Российской Федерации, слушанием
(исполнением) гимна Российской Федерации.
Это мероприятие проходит в общем школьном актовом зале. Затем
обучающиеся расходятся по классам, где проходит тематическая часть
занятия.

При

подготовке

к

занятию

учитель

должен

внимательно

ознакомиться со сценарием и методическими комментариями к нему.
Необходимо обратить внимание на три структурные части сценария: первая
часть – мотивационная, вторая часть – основная, третья часть –
заключительная.
Цель мотивационной части занятия – предъявление обучающимся темы
занятия, выдвижение мотива его проведения. Эта часть обычно начинается с
просмотра

видеоматериала,

оценка

которого

является

введением

в

дальнейшую содержательную часть занятия.
Основная часть строится как сочетание разнообразной деятельности
обучающихся: интеллектуальной (работа с представленной информацией),
коммуникативной

(беседы,

обсуждение

видеоролика),

практической

(выполнение разнообразных заданий), игровой (дидактическая и ролевая
игра), творческой (обсуждение воображаемых ситуаций, художественное
творчество).

В заключительной части подводятся итоги занятия.
Содержания занятий внеурочного курса.
Образ будущего. Ко Дню знаний. Иметь позитивный образ будущего –
значит понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это придаёт жизни
определённость, наполняя её глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого государства, благополучие
которого напрямую зависит от наших действий уже сегодня. День знаний –
это праздник, который напоминает нам о важности и ценности образования,
которое является основой позитивного образа будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире крайне важно учиться на протяжении всей
жизни, чтобы идти в ногу со временем.
Век информации. 120 лет Информационному агентству России
ТАСС. Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС) – это
крупнейшее мировое агентство, одна из самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно меняло названия, но всегда неизменными
оставались его государственный статус и функции – быть источником
достоверной информации о России для всего мира. В век информации крайне
важен навык критического мышления. Необходимо уметь анализировать и
оценивать информацию, распознавать фейки и не распространять их.
Дорогами России. «Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей, обеспечивающая пассажирские и
транспортные перевозки. Вклад РЖД в совершенствование экономики
страны. Железнодорожный транспорт – самый устойчивый и надёжный для
пассажиров:

всепогодный,

безопасный

и

круглогодичный.

Развитие

транспортной сферы России. Профессии, связанные с железнодорожным
транспортом.

Путь зерна. Российское сельское хозяйство – ключевая отрасль
промышленности

нашей

страны,

главной

задачей

которой

является

производство продуктов питания. Агропромышленный комплекс России
выполняет

важнейшую

миссию

по

обеспечению

всех

россиян

продовольствием, а его мощности позволяют обеспечивать пшеницей треть
всего населения планеты. Сельское хозяйство — это отрасль, которая
объединила в себе традиции нашего народа с современными технологиями:
роботами,

информационными

системами,

цифровыми

устройствами.

Разноплановость и востребованность сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая привлекательность отрасли (агрохолдинги,
фермерские хозяйства и т. п.).
День учителя. Учитель – одна из важнейших в обществе профессий.
Назначение учителя – социальное служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает влияние на развитие образования
членов общества. Учитель – советчик, помощник, участник познавательной
деятельности школьников.
Легенды о России. Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина

России.

Знание

истории

страны,

историческая

правда,

сохранение исторической памяти – основа мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль России в мировой истории – одна из
стратегий информационной войны против нашей страны.
Что

значит

быть

взрослым?

Быть

взрослым

–

это

нести

ответственность за себя, своих близких и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека. Проекты, в которых

младший школьник может проявлять свою ответственность и заботу о
других.
Как создать крепкую семью. День отца. Семья как ценность для
каждого гражданина страны. Крепкая семья – защита и забота каждого члена
семьи о своих близких. Образ крепкой семьи в литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном хозяйстве, воспитании детей). Особое
отношение к старшему поколению, проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам, забота о них.
Гостеприимная Россия. Ко Дню народного единства. Гостеприимство
– качество, объединяющее все народы России. Семейные традиции встречи
гостей, кулинарные традиции народов России. Путешествие по России – это
знакомство

с

культурой,

историей

и

традициями

разных

народов.

Гастрономический туризм – это вид путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.
Твой вклад в общее дело. Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие государства и общества.
Ни одно государство не может обойтись без налогов, это основа бюджета
страны, основной источник дохода. Своим небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России. Каким будет мой личный вклад в
общее дело?
С заботой к себе и окружающим. Доброта и забота – качества
настоящего человека, способного оказывать помощь и поддержку, проявлять
милосердие. Доброе дело: кому оно необходимо и для кого предназначено.
Добрые дела граждан России: благотворительность и пожертвование как
проявление добрых чувств и заботы об окружающих.

День матери. Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать –
хозяйка в доме, хранительница семейного очага, воспитательница детей.
Материнство – это счастье и ответственность. Многодетные матери:
примеры из истории и современной жизни. «Мать-героиня» – высшее звание
Российской Федерации. Как поздравить маму в её праздник – День матери?
Миссия-милосердие (ко Дню волонтёра). Кто такой волонтёр?
Деятельность волонтёров как социальное служение в военное и мирное
время: примеры из истории и современной жизни. Милосердие и забота –
качества

волонтёров.

Направления

волонтёрской

деятельности:

экологическое, социальное, медицинское, цифровое и т. д. Зооволонтёрство –
возможность заботы и помощи животным.
День Героев Отечества. Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и трудятся во благо
Отчизны. Качества героя – человека, ценою собственной жизни и здоровья,
спасающего

других:

смелость

и

отвага,

самопожертвование

и

ответственность за судьбу других. Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя волевые качества: смелость, решительность,
стремление прийти на помощь. Участники СВО – защитники будущего
нашей страны.
Как пишут законы? Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших дней. Законодательная
власть в России. Что такое права и обязанности гражданина? От инициативы
людей до закона: как появляется закон? Работа депутатов: от проблемы – к
решению (позитивные примеры).
Одна страна – одни традиции. Новогодние традиции, объединяющие
все народы России. Новый год – любимый семейный праздник. История

возникновения новогоднего праздника в России. Участие детей в подготовке
и встрече Нового года. Подарки и пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём люди мечтают в Новый год.
День российской печати. Праздник посвящён работникам печати, в
том числе редакторам, журналистам, издателям, корректорам, – всем, кто в
той или иной степени связан с печатью. Российские традиции издательского
дела, история праздника. Издание печатных средств информации –
коллективный труд людей многих профессий. Школьные средства массовой
информации.
День студента. День российского студенчества: история праздника и
его

традиции.

История

основания

Московского

государственного

университета имени М.В. Ломоносова. Студенческие годы – это путь к
овладению профессией, возможность для творчества и самореализации.
Наука: научные открытия позволяют улучшать жизнь людей, обеспечивают
прогресс общества. Науку делают талантливые, творческие, увлечённые
люди.
БРИКС (тема о международных отношениях). Роль нашей страны в
современном мире. БРИКС – символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и партнёров. Значение российской культуры для
всего мира.
Бизнес и технологическое предпринимательство.

Что сегодня

делается для успешного развития экономики России? Учиться сегодня нужно
так, чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень своего образования,

перестроиться на использование новых цифровых технологий там, где их
раньше никогда не было.
Искусственный интеллект и человек. Стратегия взаимодействия.
Искусственный

интеллект

–

стратегическая

отрасль

в

России,

оптимизирующая процессы и повышающая эффективность производства.
Искусственный интеллект – помощник человека. ИИ помогает только при
условии, если сам человек обладает хорошими знаниями и критическим
мышлением. Правила безопасного использования цифровых ресурсов.
Что значит служить Отечеству? 280 лет со дня рождения Ф.
Ушакова. День защитника Отечества: исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня. Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации, проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280-летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.
Арктика – территория развития. Многообразие и красота природы
России: представление о природных особенностях Арктики. Зима в Арктике
самая холодная, снежная и суровая. Животные Арктики. Российские
исследователи Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли. Атомный
ледокольный флот, развитие Северного морского пути. Знакомство с
проектами развития Арктики.
Международный женский день. Международный женский день –
праздник благодарности и любви к женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать, воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся женщины ХХ века, прославившие Россию.

Массовый спорт в России. Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации, будущие поколения страны. Здоровый образ
жизни, забота о собственном здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития массового спорта в России.
День воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. 100-летие
Артека. История и традиции Артека. После воссоединения Крыма и
Севастополя с Россией Артек – это уникальный и современный комплекс из
9 лагерей, работающих круглый год. Артек – пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.
Служение творчеством. Зачем людям искусство? 185 лет со дня
рождения П.И. Чайковского. Искусство – это способ общения и диалога
между поколениями и народами. Роль музыки в жизни человека: музыка
сопровождает человека с рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна с богатым культурным
наследием,

страна

великих

композиторов,

писателей,

художников,

признанных во всём мире. Произведения П.И. Чайковского, служение своей
стране творчеством.
Моя малая Родина (региональный и местный компонент). Россия –
великая и уникальная страна, каждый из её регионов прекрасен и неповторим
своими природными, экономическими и другими ресурсами. Любовь к
родному 14 краю, способность любоваться природой и беречь её – часть
любви к Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о процветании своей
страны, уважает её историю и культуру.
Герои космической отрасли. Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная. Россия – лидер в развитии
космической отрасли. Полёты в космос – это результат огромного труда
большого коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые обеспечили

первенство нашей Родины в освоении космического пространства. В
условиях

невесомости

космонавты

проводят

сложные

научные

эксперименты, что позволяет российской науке продвигаться в освоении
новых материалов и создании новых технологий.
Гражданская авиация России. Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской гражданской авиации. Героизм конструкторов,
инженеров и лётчиков-испытателей первых российских самолётов. Мировые
рекорды российских лётчиков. Современное авиастроение. Профессии,
связанные с авиацией.
Медицина России. Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные поликлиники и больницы.
Достижения российской медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет ключевую роль в поддержании и
улучшении здоровья людей и их уровня жизни. Врач – не просто профессия,
это настоящее призвание, требующее не только знаний, но и человеческого
сочувствия, служения обществу.
Что такое успех? (ко Дню труда). Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?
80-летие Победы в Великой Отечественной войне. День Победы –
священная дата, память о которой передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего народа в годы Великой
Отечественной войны. Важно помнить нашу историю и чтить память всех

людей,

перенёсших

тяготы

войны.

Бессмертный

полк.

Страницы

героического прошлого, которые нельзя забывать.
Жизнь в Движении. 19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных поколений объединяли и
объединяют

активных,

целеустремлённых

ребят.

Участники

детских

общественных организаций находят друзей, вместе делают полезные дела и
ощущают себя частью большого коллектива. Знакомство с проектами
«Орлята России» и Движение Первых.
Ценности, которые нас объединяют. Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех граждан страны.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере гражданско-патриотического воспитания: становление
ценностного отношения к своей Родине – России; осознание своей
этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастность к
прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; уважение к
своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как
члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве
человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений.
В
сфере
духовно-нравственного
воспитания:
признание
индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения
и доброжелательности; неприятие любых форм поведения, направленных на
причинение физического и морального вреда другим людям.
В сфере эстетического воспитания: уважительное отношение и интерес
к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства,
традициям и творчеству своего и других народов; стремление к
самовыражению в разных видах художественной деятельности.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного
(для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе
информационной); бережное отношение к физическому и психическому
здоровью.
В сфере трудового воспитания: осознание ценности труда в жизни
человека и общества, ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, интерес к различным профессиям.
В сфере экологического воспитания: бережное отношение к природе;
неприятие действий, приносящих ей вред.
В сфере понимания ценности научного познания: первоначальные
представления о научной картине мира; познавательные интересы,
активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в
познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В сфере овладения познавательными универсальными учебными
действиями: сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения,
устанавливать аналогии; определять существенный признак для

классификации, классифицировать предложенные объекты; находить
закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и
наблюдениях на основе предложенного педагогическим работником
алгоритма; выявлять недостаток информации для решения учебной
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма; устанавливать
причинно-следственные
связи
в
ситуациях,
поддающихся
непосредственному наблюдению или знакомых по опыту, делать выводы;
определять разрыв между реальным и желательным состоянием объекта
(ситуации) на основе предложенных педагогическим работником вопросов;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования); прогнозировать возможное развитие процессов,
событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях; выбирать
источник получения информации, согласно заданному алгоритму находить
в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде,
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного педагогическим работником способа её
проверки; соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся)
правила информационной безопасности при поиске информации в сети
Интернет; анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую,
звуковую информацию в соответствии с учебной задачей.
В сфере овладения коммуникативными универсальными учебными
действиями: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять
уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения
диалога и дискуссии, признавать возможность существования разных точек
зрения, корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить
речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; создавать
устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления, подбирать иллюстративный
материал к тексту выступления; принимать цель совместной деятельности,
коллективно строить действия по её достижению: распределять роли,
договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы,
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться,
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий
результат. В сфере овладения регулятивными универсальными учебными
действиями: планировать действия по решению учебной задачи для

получения результата; выстраивать последовательность выбранных
действий; устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты представлены с учётом специфики содержания
предметных областей, к которым имеет отношение содержание курса
внеурочной деятельности «Разговоры о важном».
Русский язык: формирование первоначального представления о
многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о
языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа;
понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения
русского языка как государственного языка Российской Федерации;
понимание роли русского языка как языка межнационального общения;
осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей
культуры человека; овладение основными видами речевой деятельности на
основе первоначальных представлений о нормах современного русского
литературного языка; использование в речевой деятельности норм
современного русского литературного языка и речевого этикета.
Литературное чтение: осознание значимости художественной литературы и
произведений устного народного творчества для всестороннего развития
личности человека; формирование первоначального представления о
многообразии жанров художественных произведений и произведений
устного народного творчества; овладение элементарными умениями анализа
и интерпретации текста. Иностранный язык: знакомство представителей
других стран с культурой России.
Математика и информатика: развитие логического мышления;
приобретение опыта работы с информацией, представленной в графической
и текстовой форме, развитие умений извлекать, анализировать,
использовать информацию и делать выводы.
Окружающий мир: формирование уважительного отношения к своей семье
и семейным традициям, родному краю, России, её истории и культуре,
природе; формирование чувства гордости за национальные свершения,
открытия, победы; формирование первоначальных представлений о
природных и социальных объектах как компонентах единого мира, о
многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой
природы; формирование основ рационального поведения и обоснованного

принятия решений; формирование первоначальных представлений о
традициях и обычаях, хозяйственных занятиях населения и массовых
профессиях родного края, достопримечательностях столицы России и
родного края, наиболее значимых объектах Всемирного культурного и
природного наследия в России, важнейших для страны и личности событиях
и фактах прошлого и настоящего России, основных правах и обязанностях
гражданина Российской Федерации; развитие умений описывать, сравнивать
и группировать изученные природные объекты и явления, выделяя их
существенные признаки и отношения между объектами и явлениями;
понимание простейших причинно-следственных связей в окружающем мире
(в том числе на материале о природе и культуре родного края);
приобретение базовых умений работы с доступной информацией
(текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе и обществе,
безопасного использования электронных ресурсов образовательной
организации и сети Интернет, получения информации из источников в
современной информационной среде; формирование навыков здорового и
безопасного образа жизни на основе выполнения правил безопасного
поведения в окружающей среде, в том числе знаний о небезопасности
разглашения личной и финансовой информации при общении с людьми вне
семьи, в сети Интернет, и опыта соблюдения правил безопасного поведения
при использовании личных финансов; приобретение опыта положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения.
Основы религиозных культур и светской этики: понимание необходимости
нравственного совершенствования, духовного развития, роли в этом личных
усилий человека; развитие умений анализировать и давать нравственную
оценку поступкам, отвечать за них, проявлять готовность к сознательному
самоограничению в поведении; построение суждений оценочного характера,
раскрывающих значение нравственности, веры как регуляторов поведения
человека в обществе и условий духовно-нравственного развития личности;
понимание ценности семьи; овладение навыками общения с людьми разного
вероисповедания, осознание, что оскорбление представителей другой веры
есть нарушение нравственных норм поведения в обществе; понимание
ценности человеческой жизни, человеческого достоинства, честного труда
людей на благо человека, общества; формирование умений объяснять
значение слов «милосердие», «сострадание», «прощение», «дружелюбие»,
находить образы, приводить примеры проявления любви к ближнему,
милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории России,

современной жизни, открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь; осуждение любых случаев унижения человеческого достоинства,
знание общепринятых в российском обществе норм морали, отношений и
поведения людей, основанных на российских традиционных духовных
ценностях, конституционных правах, свободах и обязанностях гражданина.
Изобразительное
искусство:
выполнение
творческих
работ
с
использованием различных материалов и средств художественной
выразительности изобразительного искусства; умение характеризовать виды
и жанры
изобразительного искусства;
умение
характеризовать
отличительные особенности художественных промыслов России.
Музыка: знание основных жанров народной и профессиональной музыки.
Труд (технология): формирование общих представлений о мире профессий,
значении труда в жизни человека и общества, многообразии предметов
материальной культуры. Физическая культура: формирование общих
представлений о физической культуре и спорте, физической активности
человека, физических качествах, жизненно важных прикладных умениях и
навыках, основных физических упражнениях; развитие умения
взаимодействовать со сверстниками в игровых заданиях и игровой
деятельности, соблюдая правила честной игры.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 КЛАСС
№
п/п

1

Коли
честв
о
часов

Наименование
разделов и тем
программы
Образ
будущего. Ко
Дню знаний

1

02.09

2

Век
информации.
120 лет.
Информационн
ому агентству
России ТАСС
09.09

1

Основное содержание

Основные
виды
деятельности

Цифровые ресурсы

Иметь позитивный образ будущего – значит
понимать, к чему стремиться, и осознавать, что это
придаёт жизни определённость, наполняя её
глубокими смыслами и ценностями. Будущее
России – это образ сильного и независимого
государства, благополучие которого напрямую
зависит от наших действий уже сегодня. День
знаний – это праздник, который напоминает нам о
важности и ценности образования, которое является
основой позитивного образа будущего, ведь в
условиях стремительных изменений в мире крайне
важно учиться на протяжении всей жизни, чтобы
идти в ногу со временем.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Информационное телеграфное агентство России
(ИТАР-ТАСС) – это крупнейшее мировое
агентство, одна из самых цитируемых новостных
служб страны. Агентство неоднократно меняло
названия, но всегда неизменными оставались его
государственный статус и функции – быть
источником достоверной информации о России для
всего мира. В век информации крайне важен навык

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

критического мышления. Необходимо уметь
анализировать и оценивать информацию,
распознавать фейки и не распространять их.

3

Дорогами
России

1

«Российские железные дороги» – крупнейшая
российская компания, с большой историей,
обеспечивающая пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в совершенствование
экономики страны. Железнодорожный транспорт –
самый устойчивый и надёжный для пассажиров:
всепогодный, безопасный и круглогодичный.
Развитие транспортной сферы России. Профессии,
связанные с железнодорожным транспортом.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Учитель – одна из важнейших в обществе
профессий. Назначение учителя – социальное
служение, образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные исторические
времена труд учителя уважаем, социально значим,
оказывает влияние на развитие образования членов
общества. Учитель – советчик, помощник, участник
познавательной деятельности школьников.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,
историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной
войны против нашей страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Любовь к Родине, патриотизм – качества
гражданина России. Знание истории страны,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

16.09

Путь зерна
4
23.09

День учителя
5
30.09

6

Легенды о
России

историческая правда, сохранение исторической
памяти – основа мировоззренческого суверенитета
страны. Попытки исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий информационной
войны против нашей страны.

07.10

7

Что значит
быть
взрослым?

1

Быть взрослым – это нести ответственность за себя,
своих близких и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к жизни, умение
принимать решения и осознавать их значение, жить
в соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа взрослого человека.
Проекты, в которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и заботу о других.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Семья как ценность для каждого гражданина
страны. Крепкая семья – защита и забота каждого
члена семьи о своих близких. Образ крепкой семьи
в литературных произведениях. Преемственность
поколений: семейные ценности и традиции
(любовь, взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое отношение к
старшему поколению, проявление действенного
уважения, внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Гостеприимство – качество, объединяющее все
народы России. Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России.
Путешествие по России – это знакомство с
культурой, историей и традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид путешествий,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

14.10

8

Как создать
крепкую
семью. День
отца
21.10

9

Гостеприимная
Россия. Ко
Дню народного
единства
11.11

основой которого являются поездки туристов по
стране с целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.

10

Твой вклад в
общее дело

1

Уплата налогов – это коллективная и личная
ответственность, вклад гражданина в благополучие
государства и общества. Ни одно государство не
может обойтись без налогов, это основа бюджета
страны, основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём будущее страны,
процветание России. Каким будет мой личный
вклад в общее дело?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Доброта и забота – качества настоящего человека,
способного оказывать помощь и поддержку,
проявлять милосердие. Доброе дело: кому оно
необходимо и для кого предназначено. Добрые дела
граждан России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых чувств и
заботы об окружающих.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Мать, мама – главные в жизни человека слова. Мать
– хозяйка в доме, хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материнство – это счастье
и ответственность. Многодетные матери: примеры
из истории и современной жизни. «Мать-героиня» –
высшее звание Российской Федерации. Как
поздравить маму в её праздник – День матери?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Кто такой волонтёр? Деятельность волонтёров как
социальное служение в военное и мирное время:
примеры из истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества волонтёров.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

18.11

11

С заботой к
себе и
окружающим
25.11

День матери
12
02.12

13

Миссиямилосердие (ко
Дню
волонтёра)

Направления волонтёрской деятельности:
экологическое, социальное, медицинское, цифровое
и т. д. Зооволонтёрство – возможность заботы и
помощи животным.

09.12

14

День Героев
Отечества

1

Герои Отечества – это самоотверженные и
мужественные люди, которые любят свою Родину и
трудятся во благо Отчизны. Качества героя –
человека, ценою собственной жизни и здоровья
спасающего других: смелость и отвага,
самопожертвование и ответственность за судьбу
других. Проявление уважения к героям, стремление
воспитывать у себя волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти на помощь.
Участники СВО – защитники будущего нашей
страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Для чего нужны законы? Как менялся свод
российских законов от древних времён до наших
дней. Законодательная власть в России. Что такое
права и обязанности гражданина? От инициативы
людей до закона: как появляется закон? Работа
депутатов: от проблемы – к решению (позитивные
примеры).

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Новогодние традиции, объединяющие все народы
России. Новый год – любимый семейный праздник.
История возникновения новогоднего праздника в
России. Участие детей в подготовке и встрече
Нового года. Подарки и пожелания на Новый год.
История создания новогодних игрушек. О чём люди
мечтают в Новый год.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

16.12

15

Как пишут
законы?
23.12

16

Одна страна –
одни традиции
13.01

17

День
российской
печати

1

Праздник посвящён работникам печати, в том числе
редакторам, журналистам, издателям, корректорам,
– всем, кто в той или иной степени связан с
печатью. Российские традиции издательского дела,
история праздника. Издание печатных средств
информации – коллективный труд людей многих
профессий. Школьные средства массовой
информации.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День российского студенчества: история праздника
и его традиции. История основания Московского
государственного университета имени М.В.
Ломоносова. Студенческие годы – это путь к
овладению профессией, возможность для
творчества и самореализации. Наука: научные
открытия позволяют улучшать жизнь людей,
обеспечивают прогресс общества. Науку делают
талантливые, творческие, увлечённые люди.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Роль нашей страны в современном мире. БРИКС –
символ многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная поддержка
помогает государствам развивать торговлю и
экономику, обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества. Россия
успешно развивает контакты с широким кругом
союзников и партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Что сегодня делается для успешного развития
экономики России? Учиться сегодня нужно так,
чтобы суметь в дальнейшем повысить уровень

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

20.01

День студента
18
27.01

19

БРИКС (тема о
международны
х отношениях)
03.02

20

Бизнес и
технологическ
ое

предпринимате
льство

своего образования, перестроиться на
использование новых цифровых технологий там,
где их раньше никогда не было.

10.02

21

Искусственный
интеллект и
человек.
Стратегия
взаимодействи
я

1

Стратегия взаимодействия. Искусственный
интеллект – стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и повышающая
эффективность производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ помогает
только при условии, если сам человек обладает
хорошими знаниями и критическим мышлением.
Правила безопасного использования цифровых
ресурсов.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День защитника Отечества: исторические традиции.
Профессия военного: кто её выбирает сегодня.
Защита Отечества – обязанность гражданина
Российской Федерации, проявление любви к
родной земле, Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого русского
флотоводца Ф.Ф. Ушакова. Качества российского
воина: смелость, героизм, самопожертвование.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Многообразие и красота природы России:
представление о природных особенностях Арктики.
Зима в Арктике самая холодная, снежная и суровая.
Животные Арктики. Российские исследователи
Арктики. Россия – мировой лидер атомной отрасли.
Атомный ледокольный флот, развитие Северного
морского пути. Знакомство с проектами развития
Арктики.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

17.02

22

Что значит
служить
Отечеству? 280
лет со дня
рождения Ф.
Ушакова
24.02

23

Арктика –
территория
развития
03.03

24

Международн
ый женский
день

1

Международный женский день – праздник
благодарности и любви к женщине. Женщина в
современном обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в истории
России. Выдающиеся женщины ХХ века,
прославившие Россию.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Развитие массового спорта – вклад в благополучие
и здоровье нации, будущие поколения страны.
Здоровый образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть жизни
современного человека. Условия развития
массового спорта в России.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

История и традиции Артека. После воссоединения
Крыма и Севастополя с Россией Артек – это
уникальный и современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек – пространство
для творчества, саморазвития и самореализации.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

185 лет со дня рождения П.И. Чайковского.
Искусство – это способ общения и диалога между
поколениями и народами. Роль музыки в жизни
человека: музыка сопровождает человека с
рождения до конца жизни. Способность слушать,
воспринимать и понимать музыку. Россия – страна
с богатым культурным наследием, страна великих
композиторов, писателей, художников, признанных
во всём мире. Произведения П.И. Чайковского,
служение своей стране творчеством.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

10.03

25

Массовый
спорт в России
17.03

26

27

День
воссоединения
Крыма и
Севастополя с
Россией. 100летие Артека
07.04
Служение
творчеством.
Зачем людям
искусство? 185
лет со дня
рождения П.И.
Чайковского
14.04

28

Моя малая
Родина
(региональный
и местный
компонент)

1

Россия – великая и уникальная страна, каждый из её
регионов прекрасен и неповторим своими
природными, экономическими и другими
ресурсами. Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь её – часть любви к
Отчизне. Патриот честно трудится, заботится о
процветании своей страны, уважает её историю и
культуру.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Исследования космоса помогают нам понять, как
возникла наша Вселенная. Россия – лидер в
развитии космической отрасли. Полёты в космос –
это результат огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих, космонавтов, которые
обеспечили первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В условиях
невесомости космонавты проводят сложные
научные эксперименты, что позволяет российской
науке продвигаться в освоении новых материалов и
создании новых технологий.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Значение авиации для жизни общества и каждого
человека. Как мечта летать изменила жизнь
человека. Легендарная история развития
российской гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиков-испытателей
первых российских самолётов. Мировые рекорды
российских лётчиков. Современное авиастроение.
Профессии, связанные с авиацией.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Охрана здоровья граждан России – приоритет
государственной политики страны. Современные

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

21.04

29

Герои
космической
отрасли
28.04

30

Гражданская
авиация России
05.05

31

Медицина
России

поликлиники и больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в области
медицины. Профессия врача играет ключевую роль
в поддержании и улучшении здоровья людей и их
уровня жизни. Врач – не просто профессия, это
настоящее призвание, требующее не только знаний,
но и человеческого сочувствия, служения обществу.

12.05

32

Что такое
успех? (ко Дню
труда)

1

Труд – основа жизни человека и развития общества.
Человек должен иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться трудностей
(труд и трудно – однокоренные слова), находить
пути их преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много трудиться.
Профессии будущего: что будет нужно стране,
когда я вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День Победы – священная дата, память о которой
передаётся от поколения к поколению.
Историческая память: память о подвиге нашего
народа в годы Великой Отечественной войны.
Важно помнить нашу историю и чтить память всех
людей, перенёсших тяготы войны. Бессмертный
полк. Страницы героического прошлого, которые
нельзя забывать.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

19 мая – День детских общественных организаций.
Детские общественные организации разных
поколений объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники детских
общественных организаций находят друзей, вместе
делают полезные дела и ощущают себя частью

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

19.09

33

34

80-летие
Победы в
Великой
Отечественной
войне

Жизнь в
Движении

большого коллектива. Знакомство с проектами
«Орлята России» и Движение Первых.

35

Ценности,
которые нас
объединяют

ОБЩЕЕ
КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ

1

35

Ценности – это важнейшие нравственные
ориентиры для человека и общества. Духовнонравственные ценности России, объединяющие
всех граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

4 КЛАСС
№
п/п

Наименование
разделов и тем
программы

1

Образ будущего. Ко
Дню знаний

2

Век информации. 120
лет.
Информационному
агентству России
ТАСС

Основное содержание

Основные
виды
деятельности

Цифровые ресурсы

1

Иметь позитивный образ будущего –
значит понимать, к чему стремиться, и
осознавать, что это придаёт жизни
определённость, наполняя её
глубокими смыслами и ценностями.
Будущее России – это образ сильного и
независимого государства,
благополучие которого напрямую
зависит от наших действий уже
сегодня. День знаний – это праздник,
который напоминает нам о важности и
ценности образования, которое
является основой позитивного образа
будущего, ведь в условиях
стремительных изменений в мире
крайне важно учиться на протяжении
всей жизни, чтобы идти в ногу со
временем.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Информационное телеграфное
агентство России (ИТАР-ТАСС) – это
крупнейшее мировое агентство, одна из
самых цитируемых новостных служб
страны. Агентство неоднократно
меняло названия, но всегда

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Количество
часов

неизменными оставались его
государственный статус и функции –
быть источником достоверной
информации о России для всего мира.
В век информации крайне важен навык
критического мышления. Необходимо
уметь анализировать и оценивать
информацию, распознавать фейки и не
распространять их.

3

4

Дорогами России

Путь зерна

1

«Российские железные дороги» –
крупнейшая российская компания, с
большой историей, обеспечивающая
пассажирские и транспортные
перевозки. Вклад РЖД в
совершенствование экономики страны.
Железнодорожный транспорт – самый
устойчивый и надёжный для
пассажиров: всепогодный, безопасный
и круглогодичный. Развитие
транспортной сферы России.
Профессии, связанные с
железнодорожным транспортом.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Российское сельское хозяйство –
ключевая отрасль промышленности
нашей страны, главной задачей
которой является производство
продуктов питания.
Агропромышленный комплекс России
выполняет важнейшую миссию по

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

обеспечению всех россиян
продовольствием, а его мощности
позволяют обеспечивать пшеницей
треть всего населения планеты.
Сельское хозяйство - это отрасль,
которая объединила в себе традиции
нашего народа с современными
технологиями: роботами,
информационными системами,
цифровыми устройствами.
Разноплановость и востребованность
сельскохозяйственных профессий,
технологичность и экономическая
привлекательность отрасли
(агрохолдинги, фермерские хозяйства и
т. п.)

5

День учителя

1

Учитель – одна из важнейших в
обществе профессий. Назначение
учителя – социальное служение,
образование и воспитание
подрастающего поколения. В разные
исторические времена труд учителя
уважаем, социально значим, оказывает
влияние на развитие образования
членов общества. Учитель – советчик,
помощник, участник познавательной
деятельности школьников.

6

Легенды о России

1

Любовь к Родине, патриотизм –
качества гражданина России. Знание

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

истории страны, историческая правда,
сохранение исторической памяти –
основа мировоззренческого
суверенитета страны. Попытки
исказить роль России в мировой
истории – одна из стратегий
информационной войны против нашей
страны.

7

8

Что значит быть
взрослым?

Как создать крепкую
семью. День отца

1

Быть взрослым – это нести
ответственность за себя, своих близких
и свою страну. Активная жизненная
позиция, созидательный подход к
жизни, умение принимать решения и
осознавать их значение, жить в
соответствии с духовно-нравственными
ценностями общества – основа
взрослого человека. Проекты, в
которых младший школьник может
проявлять свою ответственность и
заботу о других.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Семья как ценность для каждого
гражданина страны. Крепкая семья –
защита и забота каждого члена семьи о
своих близких. Образ крепкой семьи в
литературных произведениях.
Преемственность поколений: семейные
ценности и традиции (любовь,
взаимопонимание, участие в семейном
хозяйстве, воспитании детей). Особое

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

отношение к старшему поколению,
проявление действенного уважения,
внимания к бабушкам и дедушкам,
забота о них.

9

Гостеприимная
Россия. Ко Дню
народного единства

1

Гостеприимство – качество,
объединяющее все народы России.
Семейные традиции встречи гостей,
кулинарные традиции народов России.
Путешествие по России – это
знакомство с культурой, историей и
традициями разных народов.
Гастрономический туризм – это вид
путешествий, основой которого
являются поездки туристов по стране с
целью знакомства с особенностями
местной кухни и кулинарных традиций.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

10

Твой вклад в общее
дело

1

Уплата налогов – это коллективная и
личная ответственность, вклад
гражданина в благополучие
государства и общества. Ни одно
государство не может обойтись без
налогов, это основа бюджета страны,
основной источник дохода. Своим
небольшим вкладом мы создаём
будущее страны, процветание России.
Каким будет мой личный вклад в
общее дело?

11

С заботой к себе и
окружающим

1

Доброта и забота – качества
настоящего человека, способного

оказывать помощь и поддержку,
проявлять милосердие. Доброе дело:
кому оно необходимо и для кого
предназначено. Добрые дела граждан
России: благотворительность и
пожертвование как проявление добрых
чувств и заботы об окружающих.

12

День матери

1

Мать, мама – главные в жизни человека
слова. Мать – хозяйка в доме,
хранительница семейного очага,
воспитательница детей. Материнство –
это счастье и ответственность.
Многодетные матери: примеры из
истории и современной жизни. «Матьгероиня» – высшее звание Российской
Федерации. Как поздравить маму в её
праздник – День матери?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

13

Миссия-милосердие
(ко Дню волонтёра)

1

Кто такой волонтёр? Деятельность
волонтёров как социальное служение в
военное и мирное время: примеры из
истории и современной жизни.
Милосердие и забота – качества
волонтёров. Направления волонтёрской
деятельности: экологическое,
социальное, медицинское, цифровое и
т. д. Зооволонтёрство – возможность
заботы и помощи животным.

14

День Героев
Отечества

1

Герои Отечества – это
самоотверженные и мужественные

люди, которые любят свою Родину и
трудятся во благо Отчизны. Качества
героя – человека, ценою собственной
жизни и здоровья спасающего других:
смелость и отвага, самопожертвование
и ответственность за судьбу других.
Проявление уважения к героям,
стремление воспитывать у себя
волевые качества: смелость,
решительность, стремление прийти на
помощь. Участники СВО – защитники
будущего нашей страны.

15

16

Как пишут законы?

Одна страна – одни
традиции

1

Для чего нужны законы? Как менялся
свод российских законов от древних
времён до наших дней.
Законодательная власть в России. Что
такое права и обязанности гражданина?
От инициативы людей до закона: как
появляется закон? Работа депутатов: от
проблемы – к решению (позитивные
примеры).

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Новогодние традиции, объединяющие
все народы России. Новый год –
любимый семейный праздник. История
возникновения новогоднего праздника
в России. Участие детей в подготовке и
встрече Нового года. Подарки и
пожелания на Новый год. История
создания новогодних игрушек. О чём

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

люди мечтают в Новый год.

17

18

19

День российской
печати

День студента

БРИКС (тема о
международных
отношениях)

1

Праздник посвящён работникам
печати, в том числе редакторам,
журналистам, издателям, корректорам,
– всем, кто в той или иной степени
связан с печатью. Российские традиции
издательского дела, история праздника.
Издание печатных средств информации
– коллективный труд людей многих
профессий. Школьные средства
массовой информации.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День российского студенчества:
история праздника и его традиции.
История основания Московского
государственного университета имени
М.В. Ломоносова. Студенческие годы –
это путь к овладению профессией,
возможность для творчества и
самореализации. Наука: научные
открытия позволяют улучшать жизнь
людей, обеспечивают прогресс
общества. Науку делают талантливые,
творческие, увлечённые люди.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Роль нашей страны в современном
мире. БРИКС – символ
многополярности мира. Единство и
многообразие стран БРИКС. Взаимная
поддержка помогает государствам
развивать торговлю и экономику,

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

обмениваться знаниями и опытом в
различных сферах жизни общества.
Россия успешно развивает контакты с
широким кругом союзников и
партнёров. Значение российской
культуры для всего мира.

20

Бизнес и
технологическое
предпринимательство

21

Искусственный
интеллект и человек.
Стратегия
взаимодействия

22

Что значит служить
Отечеству? 280 лет
со дня рождения Ф.

1

Что сегодня делается для успешного
развития экономики России? Учиться
сегодня нужно так, чтобы суметь в
дальнейшем повысить уровень своего
образования, перестроиться на
использование новых цифровых
технологий там, где их раньше никогда
не было.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Стратегия взаимодействия.
Искусственный интеллект –
стратегическая отрасль в России,
оптимизирующая процессы и
повышающая эффективность
производства. Искусственный
интеллект – помощник человека. ИИ
помогает только при условии, если сам
человек обладает хорошими знаниями
и критическим мышлением. Правила
безопасного использования цифровых
ресурсов.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День защитника Отечества:
исторические традиции. Профессия
военного: кто её выбирает сегодня.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Ушакова

23

Арктика –
территория развития

24

Международный
женский день

25

Массовый спорт в
России

Защита Отечества – обязанность
гражданина Российской Федерации,
проявление любви к родной земле,
Родине. Честь и воинский долг. 280летие со дня рождения великого
русского флотоводца Ф.Ф. Ушакова.
Качества российского воина: смелость,
героизм, самопожертвование.

1

Многообразие и красота природы
России: представление о природных
особенностях Арктики. Зима в Арктике
самая холодная, снежная и суровая.
Животные Арктики. Российские
исследователи Арктики. Россия –
мировой лидер атомной отрасли.
Атомный ледокольный флот, развитие
Северного морского пути. Знакомство с
проектами развития Арктики.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Международный женский день –
праздник благодарности и любви к
женщине. Женщина в современном
обществе – труженица, мать,
воспитатель детей. Великие женщины в
истории России. Выдающиеся
женщины ХХ века, прославившие
Россию.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Развитие массового спорта – вклад в
благополучие и здоровье нации,
будущие поколения страны. Здоровый

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

образ жизни, забота о собственном
здоровье, спорт как важнейшая часть
жизни современного человека. Условия
развития массового спорта в России.

26

День воссоединения
Крыма и Севастополя
с Россией. 100-летие
Артека

27

Служение
творчеством. Зачем
людям искусство?
185 лет со дня
рождения П.И.
Чайковского

28

Моя малая Родина
(региональный и
местный компонент)

1

История и традиции Артека. После
воссоединения Крыма и Севастополя с
Россией Артек – это уникальный и
современный комплекс из 9 лагерей,
работающих круглый год. Артек –
пространство для творчества,
саморазвития и самореализации.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

185 лет со дня рождения П.И.
Чайковского. Искусство – это способ
общения и диалога между поколениями
и народами. Роль музыки в жизни
человека: музыка сопровождает
человека с рождения до конца жизни.
Способность слушать, воспринимать и
понимать музыку. Россия – страна с
богатым культурным наследием, страна
великих композиторов, писателей,
художников, признанных во всём мире.
Произведения П.И. Чайковского,
служение своей стране творчеством.
Беседа с обучающимися

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Россия – великая и уникальная страна,
каждый из её регионов прекрасен и
неповторим своими природными,
экономическими и другими ресурсами.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

Любовь к родному краю, способность
любоваться природой и беречь её –
часть любви к Отчизне. Патриот честно
трудится, заботится о процветании
своей страны, уважает её историю и
культуру.

29

30

Герои космической
отрасли

Гражданская авиация
России

1

Исследования космоса помогают нам
понять, как возникла наша Вселенная.
Россия – лидер в развитии космической
отрасли. Полёты в космос – это
результат огромного труда большого
коллектива учёных, рабочих,
космонавтов, которые обеспечили
первенство нашей Родины в освоении
космического пространства. В
условиях невесомости космонавты
проводят сложные научные
эксперименты, что позволяет
российской науке продвигаться в
освоении новых материалов и создании
новых технологий.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Значение авиации для жизни общества
и каждого человека. Как мечта летать
изменила жизнь человека. Легендарная
история развития российской
гражданской авиации. Героизм
конструкторов, инженеров и лётчиковиспытателей первых российских
самолётов. Мировые рекорды

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

российских лётчиков. Современное
авиастроение. Профессии, связанные с
авиацией.

31

Медицина России

32

Что такое успех? (ко
Дню труда)

33

80-летие Победы в
Великой
Отечественной войне

1

Охрана здоровья граждан России –
приоритет государственной политики
страны. Современные поликлиники и
больницы. Достижения российской
медицины. Технологии будущего в
области медицины. Профессия врача
играет ключевую роль в поддержании
и улучшении здоровья людей и их
уровня жизни. Врач – не просто
профессия, это настоящее призвание,
требующее не только знаний, но и
человеческого сочувствия, служения
обществу.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Труд – основа жизни человека и
развития общества. Человек должен
иметь знания и умения, быть
терпеливым и настойчивым, не бояться
трудностей (труд и трудно –
однокоренные слова), находить пути их
преодоления. Чтобы добиться
долгосрочного успеха, нужно много
трудиться. Профессии будущего: что
будет нужно стране, когда я вырасту?

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

День Победы – священная дата, память
о которой передаётся от поколения к
поколению. Историческая память:

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

память о подвиге нашего народа в годы
Великой Отечественной войны. Важно
помнить нашу историю и чтить память
всех людей, перенёсших тяготы войны.
Бессмертный полк. Страницы
героического прошлого, которые
нельзя забывать.

34

35

Жизнь в Движении

Ценности, которые
нас объединяют

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

1

19 мая – День детских общественных
организаций. Детские общественные
организации разных поколений
объединяли и объединяют активных,
целеустремлённых ребят. Участники
детских общественных организаций
находят друзей, вместе делают
полезные дела и ощущают себя частью
большого коллектива. Знакомство с
проектами «Орлята России» и
Движение Первых.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

1

Ценности – это важнейшие
нравственные ориентиры для человека
и общества. Духовно-нравственные
ценности России, объединяющие всех
граждан страны.

Беседа с
обучающимися

https://razgovor.edsoo.ru/

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».