МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
по УВР
Директор школы
________________________
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
61-ос
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО 7 КЛАСС
Программу составила: Столбова Н.П.,
учитель изобразительного искусства
с.Армизонское 2025 год
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» (предметная
область «Искусство») (далее соответственно – программа по изобразительному искусству,
изобразительное искусство) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по изобразительному искусству, тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по изобразительному искусству для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО).
Федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1025).
Федеральной рабочей программы основного общего образования по предмету
«Изобразительное искусство», а также на основе планируемых результатов духовнонравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленных в
Федеральной рабочей программе воспитания.
4. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с ЗПР МАОУ Армизонской СОШ.
Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»
Основное содержание учебного предмета «Изобразительное искусство», в рамках
адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с ЗПР, направлено на формирование активного отношения к традициям
культуры как смысловой, эстетической и личностно значимой ценности, воспитание
гражданственности и патриотизма, уважения и бережного отношения к истории культуры
России, выраженной в её архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах
предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека.
Содержание образования по предмету предусматривает два вида деятельности
обучающихся: восприятие произведений искусства и собственную художественнотворческую деятельность. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения
обучающегося с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план
деятельностное освоение изобразительного искусства.
Художественная деятельность обучающихся на уроках находит разнообразные формы
выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа;
восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ
товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических,
современных). Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком –
проводятся экскурсии в музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и
картинных галереях.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
Общие цели и задачи изучения учебного предмета «Изобразительное искусство»
представлены в Федеральной рабочей программе основного общего образования по предмету
«Изобразительное искусство».
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают
дополнительные коррекционные цели и задачи учебного предмета «Изобразительное
2
искусство», направленные на социально-эмоциональное развитие, развитие мыслительной и
речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение
коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
Цель: освоение разных видов визуально-пространственных искусств: живописи,
графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного
искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах (вариативно).
Задачи:
освоение художественной культуры как формы выражения в пространственных
формах духовных ценностей, формирование базовых представлений о месте и значении
художественной деятельности в жизни общества;
формирование у обучающихся с ЗПР представлений об отечественной и мировой
художественной культуре во всём многообразии её видов;
формирование у обучающихся с ЗПР базовых навыков эстетического видения и
преобразования мира;
приобретение опыта создания творческой работы посредством различных
художественных материалов в разных видах визуально-пространственных искусств:
изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и
дизайне, опыта художественного творчества в компьютерной графике и анимации,
фотографии, работы в синтетических искусствах (театр и кино) (вариативно);
овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного
искусства как способах воплощения в видимых пространственных формах переживаний,
чувств и мировоззренческих позиций человека;
развитие наблюдательности, мышления и воображения;
воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через
освоение отечественной художественной культуры;
развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства,
формирование отношения к традициям художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно значимой ценности.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по изобразительному искусству
Содержание по предмету «Изобразительное искусство» рассчитано на обучающихся с
ЗПР 7-х классов и адаптировано для обучения данной категории обучающихся с учетом
особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и особых
образовательных потребностей. В этом возрасте у обучающихся с ЗПР продолжают
наблюдаться некоторые особенности в развитии двигательной сферы, нарушения
произвольной регуляции движений, недостаточная четкость и координированность
непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Это приводит к
затруднениям при выполнении практических работ, в связи с чем педагогу необходимо
снижать требования при оценивании качества выполнения самостоятельных работ, предлагать
ученикам больше времени на выполнение практической работы. Познавательная деятельность
характеризуется сниженным уровнем активности и замедлением переработки информации,
обеднен и узок кругозор представлений об окружающем мире и явлениях. Поэтому при отборе
произведений искусства, с которыми знакомятся ученики с ЗПР, следует отдавать
предпочтение предметам и явлениям из их повседневного окружения, избегать непонятных
абстрактных изображений, опираться на личный опыт ученика. Важно сокращать объем
теоретических сведений; включать отдельные темы или целые разделы в материалы для
обзорного, ознакомительного или факультативного изучения.
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом
основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в
предметную область «Искусство». Содержание учебного предмета «Изобразительное
искусство», представленное в Федеральной рабочей программе, соответствует ФГОС ООО,
3
Федеральной образовательной программе основного общего образования, Федеральной
адаптированной образовательной программе основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития. Программа составлена с учетом учебного
плана 7 класса программы основного общего образования в объёме 34 учебных часа, не менее
1 учебного часа в неделю в качестве инвариантных.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Содержание обучения в 7 классе.
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
Архитектура и дизайн – искусства художественной постройки – конструктивные
искусства.
Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» – предметно-пространственной
среды жизни людей.
Функциональность предметно-пространственной среды и выражение в ней
мировосприятия, духовно-ценностных позиций общества.
Материальная культура человечества как уникальная информация о жизни людей в
разные исторические эпохи.
Роль архитектуры в понимании человеком своей идентичности. Задачи сохранения
культурного наследия и природного ландшафта.
Возникновение архитектуры и дизайна на разных этапах общественного развития.
Единство функционального и художественного — целесообразности и красоты.
Графический дизайн
Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности.
Основы формальной композиции в конструктивных искусствах.
Элементы композиции в графическом дизайне: пятно, линия, цвет, буква, текст и
изображение.
Формальная композиция как композиционное построение на основе сочетания
геометрических фигур, без предметного содержания.
Основные свойства композиции: целостность и соподчинённость элементов.
Ритмическая организация элементов: выделение доминанты, симметрия и асимметрия,
динамическая и статичная композиция, контраст, нюанс, акцент, замкнутость или открытость
композиции.
Практические упражнения по созданию композиции с вариативным ритмическим
расположением геометрических фигур на плоскости.
Роль цвета в организации композиционного пространства.
Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Цвет и законы
колористики. Применение локального цвета. Цветовой акцент, ритм цветовых форм,
доминанта.
Шрифты и шрифтовая композиция в графическом дизайне.
Форма буквы как изобразительно-смысловой символ.
Шрифт и содержание текста. Стилизация шрифта.
Типографика. Понимание типографской строки как элемента плоскостной
композиции.
Выполнение аналитических и практических работ по теме «Буква — изобразительный
элемент композиции».
Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный графический символ.
Функции логотипа. Шрифтовой логотип. Знаковый логотип.
Композиционные основы макетирования в графическом дизайне при соединении
текста и изображения.
Искусство плаката. Синтез слова и изображения. Изобразительный язык плаката.
Композиционный монтаж изображения и текста в плакате, рекламе, поздравительной
4
открытке.
Многообразие форм графического дизайна. Дизайн книги и журнала. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.
Макет разворота книги или журнала по выбранной теме в виде коллажа или на основе
компьютерных программ.
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Композиционная организация
пространства. Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства.
Макетирование. Введение в макет понятия рельефа местности и способы его
обозначения на макете.
Выполнение практических работ по созданию объёмно-пространственных
композиций. Объём и пространство. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете.
Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох: выявление простых
объёмов, образующих целостную постройку. Взаимное влияние объёмов и их сочетаний на
образный характер постройки.
Понятие тектоники как выражение в художественной форме конструктивной
сущности сооружения и логики конструктивного соотношения его частей.
Роль эволюции строительных материалов и строительных технологий в изменении
архитектурных конструкций (перекрытия и опора – стоечно-балочная конструкция –
архитектура сводов; каркасная каменная архитектура; металлический каркас, железобетон и
язык современной архитектуры).
Многообразие предметного мира, создаваемого человеком. Функция вещи и её форма.
Образ времени в предметах, создаваемых человеком.
Дизайн предмета как искусство и социальное проектирование. Анализ формы через
выявление сочетающихся объёмов. Красота — наиболее полное выявление функции
предмета. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы предмета.
Выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов.
Творческое проектирование предметов быта с определением их функций и материала
изготовления
Цвет в архитектуре и дизайне. Эмоциональное и формообразующее значение цвета в
дизайне и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна.
Конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с
использованием цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ и стиль материальной культуры прошлого. Смена стилей как отражение
эволюции образа жизни, изменения мировоззрения людей и развития производственных
возможностей.
Художественно-аналитический
обзор
развития
образно-стилевого
языка
архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных
народов и эпох.
Архитектура народного жилища, храмовая архитектура, частный дом в предметнопространственной среде жизни разных народов.
Выполнение заданий по теме «Архитектурные образы прошлых эпох» в виде
аналитических зарисовок известных архитектурных памятников по фотографиям и другим
видам изображения.
Пути развития современной архитектуры и дизайна: город сегодня и завтра.
Архитектурная и градостроительная революция XX в. Её технологические и
эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре.
Отрицание канонов и сохранение наследия с учётом нового уровня материальностроительной техники. Приоритет функционализма. Проблема урбанизации ландшафта,
безликости и агрессивности среды современного города.
5
Пространство городской среды. Исторические формы планировки городской среды и
их связь с образом жизни людей.
Роль цвета в формировании пространства. Схема-планировка и реальность.
Современные поиски новой эстетики в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ современного города и
архитектурного стиля будущего»: фотоколлажа или фантазийной зарисовки города будущего.
Индивидуальный образ каждого города. Неповторимость исторических кварталов и
значение культурного наследия для современной жизни людей.
Дизайн городской среды. Малые архитектурные формы. Роль малых архитектурных
форм и архитектурного дизайна в организации городской среды и индивидуальном образе
города.
Проектирование дизайна объектов городской среды. Устройство пешеходных зон в
городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информационных
блоков, блоков локального озеленения и т. д.
Выполнение практической работы по теме «Проектирование дизайна объектов
городской среды» в виде создания коллажно-графической композиции или дизайн-проекта
оформления витрины магазина.
Интерьер и предметный мир в доме. Назначение помещения и построение его
интерьера. Дизайн пространственно-предметной среды интерьера.
Образно-стилевое единство материальной культуры каждой эпохи. Интерьер как
отражение стиля жизни его хозяев.
Зонирование интерьера – создание многофункционального пространства. Отделочные
материалы, введение фактуры и цвета в интерьер.
Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа).
Выполнение практической и аналитической работы по теме «Роль вещи в образностилевом решении интерьера» в форме создания коллажной композиции.
Организация архитектурно-ландшафтного пространства. Город в единстве с
ландшафтно-парковой средой.
Основные школы ландшафтного дизайна. Особенности ландшафта русской усадебной
территории и задачи сохранения исторического наследия. Традиции графического языка
ландшафтных проектов.
Выполнение дизайн-проекта территории парка или приусадебного участка в виде
схемы-чертежа.
Единство эстетического и функционального в объёмно-пространственной
организации среды жизнедеятельности людей.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Организация пространства жилой среды как отражение социального заказа и
индивидуальности человека, его вкуса, потребностей и возможностей. Образно-личностное
проектирование в дизайне и архитектуре.
Проектные работы по созданию облика частного дома, комнаты и сада. Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома.
Мода и культура как параметры создания собственного костюма или комплекта
одежды.
Костюм как образ человека. Стиль в одежде. Соответствие материи и формы.
Целесообразность и мода. Мода как ответ на изменения в укладе жизни, как бизнес и в
качестве манипулирования массовым сознанием.
Характерные особенности современной одежды. Молодёжная субкультура и
подростковая мода. Унификация одежды и индивидуальный стиль. Ансамбль в костюме. Роль
фантазии и вкуса в подборе одежды.
Выполнение практических творческих эскизов по теме «Дизайн современной одежды».
Искусство грима и причёски. Форма лица и причёска. Макияж дневной, вечерний и
карнавальный. Грим бытовой и сценический.
6
Имидж-дизайн и его связь с публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью.
Дизайн и архитектура – средства организации среды жизни людей и строительства
нового мира.
7
ПЛАНИРУЕМЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
ИСКУССТВО»
НА
УРОВНЕ
ОСНОВНОГО
ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Личностные результаты.
Личностные результаты освоения федеральной рабочей программы основного общего
образования по изобразительному искусству достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности.
Программа призвана обеспечить достижение обучающимися с ЗПР личностных
результатов, указанных во ФГОС ООО: формирование у обучающихся основ российской
идентичности, ценностные установки и социально значимые качества личности, духовнонравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре, мотивацию к
познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально
значимой деятельности.
Патриотическое воспитание.
Осуществляется через освоение обучающимися содержания традиций, истории и
современного развития отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном,
прикладном и изобразительном искусстве. Воспитание патриотизма в процессе освоения
особенностей и красоты отечественной духовной жизни, выраженной в произведениях
искусства, посвящённых различным подходам к изображению человека, великим победам,
торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте отечественного
пейзажа. Патриотические чувства воспитываются в изучении истории народного искусства,
его житейской мудрости и значения символических смыслов. Урок искусства воспитывает
патриотизм не в декларативной форме, а в процессе собственной художественнопрактической деятельности обучающегося, который учится чувственно-эмоциональному
восприятию и творческому созиданию художественного образа.
Гражданское воспитание.
Программа по изобразительному искусству направлена на активное приобщение
обучающихся к ценностям мировой и отечественной культуры. При этом реализуются задачи
социализации и гражданского воспитания обучающегося с ЗПР. Формируется чувство личной
причастности к жизни общества. Искусство рассматривается как особый язык, развивающий
коммуникативные умения. В рамках изобразительного искусства происходит изучение
художественной культуры и мировой истории искусства, углубляются интернациональные
чувства обучающихся. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни
разных народов и красоты различных национальных эстетических идеалов. Коллективные
творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для
разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению
чувства личной ответственности.
Духовно-нравственное воспитание.
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе
эстетический, художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет
суть учебного предмета. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира
обучающегося с ЗПР и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося с ЗПР, осознанию
себя как личности и члена общества. Ценностно-ориентационная и коммуникативная
деятельность на занятиях по изобразительному искусству способствует освоению базовых
ценностей – формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре как
духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты
проживаемой жизни.
Эстетическое воспитание: воспитание чувственной сферы обучающегося с ЗПР на
основе всего спектра эстетических категорий: прекрасное, безобразное, трагическое,
комическое, высокое, низменное. Искусство понимается как воплощение в изображении и в
8
создании предметно-пространственной среды постоянного поиска идеалов, веры, надежд,
представлений о добре и зле. Эстетическое воспитание является важнейшим компонентом и
условием развития социально значимых отношений обучающихся. Способствует
формированию ценностных ориентаций обучающихся в отношении к окружающим людям,
стремлению к их пониманию, отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу
человеческого общежития, к самому себе как самореализующейся и ответственной личности,
способной к позитивному действию в условиях соревновательной конкуренции. Способствует
формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному наследию.
Ценности познавательной деятельности.
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством
ставятся задачи воспитания наблюдательности – умений активно, то есть в соответствии со
специальными установками, видеть окружающий мир. Воспитывается эмоционально
окрашенный интерес к жизни. Навыки исследовательской деятельности развиваются в
процессе учебных проектов на уроках изобразительного искусства и при выполнении заданий
культурно-исторической направленности.
Экологическое воспитание.
Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера
экологических проблем, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде,
формирование нравственно-эстетического отношения к природе воспитывается в процессе
художественно-эстетического наблюдения природы, её образа в произведениях искусства и
личной художественно-творческой работе.
Трудовое воспитание.
Художественно-эстетическое развитие обучающихся с ЗПР обязательно должно
осуществляться в процессе личной художественно-творческой работы с освоением
художественных материалов и специфики каждого из них. Эта трудовая и смысловая
деятельность формирует такие качества, как навыки практической работы своими руками,
формирование умений преобразования реального жизненного пространства и его оформления,
удовлетворение от создания реального практического продукта. Воспитываются качества
упорства, стремления к результату, понимание эстетики трудовой деятельности. А также
умения сотрудничества, коллективной трудовой работы, работы в команде – обязательные
требования к определённым заданиям программы.
Воспитывающая предметно-эстетическая среда.
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся с ЗПР имеет
значение организация пространственной среды общеобразовательной организации. При этом
обучающиеся должны быть активными участниками её создания и оформления пространства
в соответствии с задачами общеобразовательной организации, среды, календарными
событиями школьной жизни. Эта деятельность обучающихся с ЗПР, как и сам образ
предметно-пространственной среды общеобразовательной организации, оказывает активное
воспитательное воздействие и влияет на формирование позитивных ценностных ориентаций
и восприятие жизни обучающихся.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными познавательными учебными действиями.
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие пространственные
представления и сенсорные способности как часть универсальных познавательных учебных
действий:
сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
характеризовать форму предмета, конструкции самостоятельно, по предложенному
плану/схеме.
выявлять положение предметной формы в пространстве под руководством учителя;
анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа по
плану/схеме;
9
сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов
между собой под руководством учителя;
У обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие базовые логические и
исследовательские действия как часть универсальных познавательных учебных действий:
выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной
культуры по предложенному плану/схеме;
сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических
категорий явления искусства и действительности на доступном уровне;
ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по
установленной или выбранной теме под руководством учителя;
самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или
исследования, аргументированно защищать свои позиции.
У обучающегося с ЗПР будут сформированы умения работать с информацией как часть
универсальных познавательных учебных действий:
использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и
отбора информации на основе образовательных задач и заданных критериев, при
необходимости обращаясь к учителю;
использовать электронные образовательные ресурсы;
уметь работать с электронными учебными пособиями и учебниками;
выбирать,
анализировать,
обобщать
и
систематизировать
информацию,
представленную в произведениях искусства, в текстах, таблицах и схемах;
самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему в различных
видах её представления: в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных
презентациях, при необходимости под руководством учителя.
Овладение универсальными коммуникативными учебными действиями:
понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор –
зритель), между поколениями, между народами;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями
и условиями общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие
окружающих;
вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к
оппонентам, сопоставлять свои суждения с суждениями участников общения, находить общее
решение и разрешать конфликты на основе общих позиций и учёта интересов;
публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного
или исследовательского опыта;
взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной
деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность
руководить, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей
роли в достижении общего результата.
Овладение универсальными регулятивными учебными действиями:
У обучающегося с ЗПР будут сформированы умения самоорганизации как часть
универсальных регулятивных учебных действий:
осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных
задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать
мотивы и интересы своей учебной деятельности;
планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий,
выбирать наиболее эффективные способы решения учебных, познавательных,
художественно-творческих задач, при необходимости обращаясь за помощью к учителю;
уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок
в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам.
У обучающегося с ЗПР будут сформированы умения самоконтроля как часть
10
универсальных регулятивных учебных действий:
соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата;
владеть основами самоконтроля, самооценки на основе соответствующих целям
критериев.
У обучающегося с ЗПР будут сформированы умения эмоционального интеллекта как
часть универсальных регулятивных учебных действий:
развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию
эмоций других;
развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать
намерения и переживания свои и других;
признавать своё и чужое право на ошибку;
работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном
сотрудничестве, в совместной деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном
взаимодействии.
Предметные результаты
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Изобразительное
искусство», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность
умений:
К концу обучения в 7 классе обучающийся получит следующие предметные
результаты по отдельным темам программы по изобразительному искусству.
«Архитектура и дизайн»:
иметь представление об архитектуре и дизайне как конструктивных видах искусства,
т. е. искусства художественного построения предметно-пространственной среды жизни
людей;
иметь представление о роли архитектуры и дизайна в построении предметнопространственной среды жизнедеятельности человека;
иметь представление о влиянии предметно-пространственной среды на чувства,
установки и поведение человека;
иметь представления о ценности сохранения культурного наследия, выраженного в
архитектуре, предметах труда и быта разных эпох.
Графический дизайн:
иметь представления о понятии формальной композиции и её значении как основы
языка конструктивных искусств;
иметь представление об основных средствах – требованиях к композиции;
иметь представления об основных типах формальной композиции;
иметь опыт составления различных формальных композиции на плоскости;
иметь опыт составления формальных композиции на выражение в них движения и
статики;
иметь опыт первоначальных навыков вариативности в ритмической организации
листа;
иметь представление о роли цвета в конструктивных искусствах;
иметь представление о технологии использования цвета в живописи и в
конструктивных искусствах;
иметь представление о выражении «цветовой образ»;
иметь опыт применения цвета в графических композициях как акцента или
доминанты, объединённых одним стилем;
иметь представление о шрифте как графическом рисунке начертания букв,
объединённых общим стилем, отвечающим законам художественной композиции;
11
иметь представление о соотнесении особенностей стилизации рисунка шрифта и
содержания текста;
иметь представление об «архитектуре» шрифта и особенностях шрифтовых
гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой композиции (буквицы);
иметь опыт применения печатного слова, типографской строки в качестве элементов
графической композиции;
иметь представление о функции логотипа как представительского знака, эмблемы,
торговой марки;
иметь представление о шрифтовом и знаковом видах логотипа;
иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
иметь практический опыт построения композиции плаката, поздравительной
открытки или рекламы на основе соединения текста и изображения;
иметь представление об искусстве конструирования книги, дизайне журнала;
иметь практический творческий опыт образного построения книжного и
журнального разворотов в качестве графических композиций.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
иметь практический опыт построения под руководством учителя объёмнопространственной композиции как макета архитектурного пространства в реальной жизни;
иметь представления о структуре различных типов зданий и влиянии объёмов и их
сочетаний на образный характер постройки и её влиянии на организацию
жизнедеятельности людей;
иметь представление о роли строительного материала в эволюции архитектурных
конструкций и изменении облика архитектурных сооружений;
иметь представления и практический опыт изображения особенностей
архитектурно-художественных стилей разных эпох, выраженных в постройках
общественных зданий, храмовой архитектуре и частном строительстве, в организации
городской среды;
иметь представления о архитектурных и градостроительных изменениях в культуре
новейшего времени, современном уровне развития технологий и материалов;
иметь представления о значении сохранения исторического облика города для
современной жизни, сохранения архитектурного наследия как важнейшего фактора
исторической памяти и понимания своей идентичности;
иметь представление о понятии «городская среда»;
уметь объяснять с помощью учителя планировку города как способ организации
образа жизни людей;
иметь представления о различных видах планировки города;
иметь опыт разработки городского пространства в виде макетной или графической
схемы под руководством учителя;
иметь представления о эстетическом и экологическом взаимном сосуществовании
природы и архитектуры;
иметь представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры и школах
ландшафтного дизайна;
иметь представление о взаимосвязи формы и материала при построении предметного
мира; о влиянии цвета на восприятие человеком формы объектов архитектуры и дизайна;
иметь опыт проектирования под руководством учителя интерьерного пространства
для конкретных задач жизнедеятельности человека;
иметь представление о том, как в одежде проявляются характер человека, его
ценностные позиции и конкретные намерения действий;
понимать, что такое стиль в одежде;
иметь представление об истории костюма в истории разных эпох;
иметь представление о понятии моды в одежде;
иметь представление о том, как в одежде проявляются социальный статус человека,
12
его ценностные ориентации, мировоззренческие идеалы и характер деятельности;
иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в
проектировании одежды, ансамбле в костюме;
иметь представление о характерных особенностях современной моды, уметь
сравнивать при помощи учителя функциональные особенности современной одежды с
традиционными функциями одежды прошлых эпох;
иметь опыт создания эскизов по теме «Дизайн современной одежды», эскизов
молодёжной одежды для разных жизненных задач (спортивной, праздничной, повседневной
и др.);
иметь представление о задачах искусства, театрального грима и бытового макияжа;
иметь опыт создания эскизов для макияжа театральных образов и опыт бытового
макияжа;
иметь представления о эстетических и этических границах применения макияжа и
стилистики причёски в повседневном быту.
13
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Изобразительное искусство»
Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся с задержкой психического
развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы учебного предмета «Изобразительное искусство»
образовательной программы основного общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и
распределение учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы,
определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной
организацией УМК, индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью освоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по изобразительному искусству, представленными в Пояснительной
записке.
Тематическое планирование по учебному предмету «Изобразительное искусство» представлено по тематическим модулям.
Основные виды деятельности обучающихся перечислены при изучении каждой темы и направлены на достижение планируемых
результатов обучения.
«Архитектура и дизайн»
(В данном тематическом планировании предлагается 34 ч)
Тематические блоки,
Основное содержание
Основные виды деятельности
темы
обучающихся
Архитектура и дизайн — искусства художественной постройки предметно‒пространственной среды жизни человека
Архитектура
и Архитектура
и
дизайн —
искусства Иметь представления о роли архитектуры и дизайна в
дизайн — предметно- художественной постройки — конструктивные построении
предметно-пространственной
среды
пространственная
искусства.
Предметно-пространственная — жизнедеятельности человека.
среда,
создаваемая материальная
среда
жизни
людей. Рассуждать с опорой на план о влиянии предметночеловеком
Функциональность предметно-пространственной пространственной среды на чувства, установки и
среды и отражение в ней мировосприятия, поведение человека.
Иметь представления о том, как предметнодуховно-ценностных позиций людей.
пространственная среда организует деятельность
человека и его представление о самом себе.
Архитектура —
Материальная
культура
человечества
как Иметь
представления
о
ценности
сохранения
«каменная
летопись» уникальная информация о жизни людей в разные культурного наследия, выраженного в архитектуре,
истории человечества
исторические эпохи и инструмент управления предметах труда и быта разных эпох.
личностными качествами человека и общества.
Роль архитектуры в понимании человеком своей
идентичности. Задачи сохранения культурного
14
наследия и природного ландшафта.
Графический дизайн
Основы
построения Композиция как основа реализации замысла в Иметь представления о формальной композиции и её
композиции
в любой творческой деятельности. Элементы значении как основы языка конструктивных искусств.
конструктивных
композиции в графическом дизайне: пятно, линия, Иметь представления об основных свойствахискусствах
цвет, буква, текст и изображение. Формальная требованиях к композиции.
композиция как построение на основе сочетания Иметь представления об основных типах формальной
геометрических
фигур,
без
предметного композиции.
содержания. Основные свойства композиции: Составлять простые композиции на плоскости,
целостность и соподчинённость элементов. располагая их по принципу симметрии или
Ритмическая организация элементов: выделение динамического равновесия с порой на образец/ под
доминанты,
симметрия
и
асимметрия, руководством учителя.
динамическая и статичная композиция, контраст, Выделять после анализа в построении формата листа
нюанс, акцент. Замкнутость или открытость композиционную доминанту.
композиции. Практические упражнения по Составлять на доступном уровне формальные
композиции
с
вариативным
ритмическим композиции на выражение в них движения и статики.
расположением
геометрических
фигур
на Осваивать начальные навыки вариативности в
ритмической организации листа под руководством
плоскости.
учителя.
Роль
цвета
в Функциональные задачи цвета в конструктивных Иметь представления о роли цвета в конструктивных
организации
искусствах. Цвет и законы колористики. искусствах.
композиционного
Применение локального цвета. Сближенность Иметь представления о различиях технологии
пространства
цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм использования цвета в живописи и конструктивных
цветовых форм, доминанта. Цветовой образ в искусствах.
формальной
композиции.
Выразительность Иметь представления о выражении «цветовой образ».
сочетаний
линии
и
пятна.
Выполнение Иметь начальный опыт использования цвета в
практических композиционных упражнений по графических композициях как акцента или доминанты.
теме «Роль цвета в организации композиционного
пространства».
15
Шрифты и шрифтовая Искусство
шрифта.
Форма
буквы
как
композиция
в изобразительно-смысловой символ. Шрифт и
графическом дизайне
содержание
текста.
Стилизация
шрифта.
Понимание печатного слова, типографской
строки как элементов плоскостной композиции.
Типографика и её основные термины. Выполнение
аналитических и практических работ по теме
«Буква — изобразительный элемент композиции».
Логотип.
логотипа
Иметь представления об особенностях стилизации
рисунка шрифта и содержания текста.
Иметь представления о различиях «архитектуры»
шрифта и особенностях шрифтовых гарнитур.
Иметь начальный опыт применения печатного слова,
типографской строки в качестве элементов графической
композиции под руководством учителя.
Иметь начальный опыт построения простой шрифтовой
композиции на доступном уровне.
Иметь представления о функции логотипа как
представительского знака, эмблемы, торговой марки.
Различать по технологической карте шрифтовой и
знаковый виды логотипа.
Иметь начальный практический опыт разработки
логотипа на выбранную тему под руководством учителя.
Построение Логотип как графический знак, эмблема или
стилизованный графический символ. Функции
логотипа как торговой марки или как центральной
части фирменного стиля. Шрифтовой логотип.
Знаковый
логотип.
Свойства
логотипа:
лаконичность,
броскость,
запоминаемость,
уникальность и креативность.
Композиционные
Синтез слова и изображения в искусстве плаката.
основы макетирования в Монтаж их соединения по принципу образнографическом дизайне информационной цельности. Изобразительный
при соединении текста и язык плаката, стилистика изображения, надписи и
изображения.
способы их композиционного расположения в
Искусство плаката
пространстве плаката или поздравительной
открытки. Композиционное макетирование в
графическом дизайне. Макетирование плаката,
поздравительной открытки или рекламы.
Иметь представления о задачах образного построения
композиции плаката, поздравительной открытки или
рекламы на основе соединения текста и изображения.
Понимать образно-информационную цельность синтеза
текста и изображения в плакате и рекламе.
Выполнять практическую работу по композиции плаката
или рекламы на основе макетирования текста и
изображения (вручную или на основе компьютерных
программ) под руководством учителя.
Многообразие
форм Многообразие видов графического дизайна: от
графического дизайна. визитки до книги. Дизайн-конструкция книги.
Дизайн книги и журнала Соединение текста и изображений. Элементы,
составляющие конструкцию и художественное
оформление
книги,
журнала.
Коллажная
композиция: образность и технология. Выполнение
практической работы по проектированию книги
Узнавать элементы, составляющие конструкцию и
художественное оформление книги, журнала, с
использованием дидактических материалов.
Различать и применять под руководством учителя/
используя технологичную карту различные способы
построения книжного и журнального разворота.
Создавать макет разворота книги или журнала по
16
От
плоскостного
изображения
к
объёмному
макету.
Объект и пространство.
Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете
Здание как сочетание
различных
объёмных
форм.
Конструкция:
часть и целое
Эволюция
(журнала), созданию макета журнала в технике заданной теме в виде коллажа или на основе
коллажа или на компьютере.
компьютерных программ на доступном уровне под
руководством учителя.
Макетирование объёмно-пространственных композиций
Композиция плоскостная и пространственная. Иметь представления о плоскостной композиции как
Композиционная
организация
пространства. схематическом изображении объёмов при виде на них
Сохранение при построении пространства общих сверху, т. е. чертеже проекции.
законов композиции. Чертёж пространственной Иметь начальный опыт построения плоскостной
композиции в виде проекции её компонентов при композиции и выполнения макета пространственновзгляде
сверху.
Понятие
чертежа
как объёмной композиции по её чертежу под руководством
плоскостного
изображения
объёмов. учителя.
Конструирование макета из бумаги и картона. Анализировать
по
плану,
опорным
вопросам
Введение в макет понятия рельефа местности и композицию объёмов в макете как образ современной
способы его обозначения на макете. Выполнение постройки.
практических работ по созданию объёмно- Овладевать способами обозначения на макете рельефа
пространственных макетов.
местности и природных объектов под руководством
учителя.
Иметь представления о взаимосвязи выразительности и
целесообразности конструкции.
Структура зданий различных архитектурных Иметь представления о структуре различных типов
стилей и эпох: выявление простых объёмов, зданий.
образующих целостную постройку. Взаимное Иметь представления о горизонтальных, вертикальных,
влияние объёмов и их сочетаний на образный наклонных элементах конструкции постройки.
характер постройки. Баланс функциональности и Иметь представление о модульных элементах в
художественной красоты здания. Понятие построении архитектурного образа.
тектоники как выражение в художественной Макетирование: создание фантазийной конструкции
форме конструктивной сущности сооружения и здания с ритмической организацией вертикальных и
логики конструктивного соотношения его частей. горизонтальных плоскостей и выделенной доминантой
Выполнение практических работ по темам: конструкции под руководством учителя и по
«Разнообразие
объёмных
форм,
их технологической карте.
композиционное
усложнение»,
«Соединение
объёмных форм в единое архитектурное целое».
Развитие
строительных
технологий
17
и Знать о роли строительного материала в эволюции
архитектурных
конструкций и роль
эволюции строительных
материалов
Красота
и
целесообразность
предметного мира.
Образ
времени
в
предметах, создаваемых
человеком
Форма, материал и
функция
бытового
предмета
историческое видоизменение архитектурных
конструкций (перекрытия и опора — стоечнобалочная конструкция; свод — архитектура
сводов; каркасная готическая архитектура;
появление металлического каркаса, железобетон и
язык современной архитектуры). Выполнять
зарисовки основных конструктивных типов
архитектуры. Унификация — важное звено
архитектурно-дизайнерской
деятельности.
Модуль в конструкции здания. Модульное
макетирование.
Многообразие предметного мира, создаваемого
человеком. Функция вещи и её форма. Анализ
формы через выявление сочетающихся объёмов.
Дизайн вещи как искусство и социальное
проектирование.
Сочетание
образного
и
рационального. Красота — наиболее полное
выявление функции вещи. Образ времени и
жизнедеятельности человека в предметах его
быта.
Взаимосвязь формы и материала. Влияние
функции вещи на материал, из которого она будет
создаваться. Роль материала в определении формы.
Влияние развития технологий и материалов на
изменение формы вещи.
Цвет в архитектуре и Эмоциональное и формообразующее значение
дизайне
цвета в дизайне и архитектуре. Влияние цвета на
восприятие формы объектов архитектуры и
дизайна. Роль цвета в выявлении формы. Отличие
роли цвета в живописи от его назначения в
конструктивных искусствах. Цвет и окраска.
Преобладание локального цвета в дизайне и
18
архитектурных конструкций и изменении облика
архитектурных сооружений.
Иметь представления о том, как изменение архитектуры
влияет на характер организации и жизнедеятельности
общества.
Иметь представления о главных архитектурных
элементах здания, их изменениях в процессе
исторического развития.
Выполнять
зарисовки
основных
архитектурных
конструкций на доступном уровне используя образец.
Иметь представления об общем и различном во внешнем
облике вещи как сочетании объёмов, образующих форму.
Иметь представления о дизайне вещи одновременно как
искусстве и как социальном проектировании.
Выполнять зарисовки бытовых предметов на доступном
уровне используя образец.
Понимать, в чём заключается взаимосвязь формы и
материала.
Придумывать новые фантазийные или утилитарные
функции для старых вещей.
Творческое проектирование предметов быта с
определением их функций и материала изготовления на
доступном уровне.
Иметь представления о влиянии цвета на восприятие
формы объектов архитектуры и дизайна.
Иметь представления о значении расположения цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта.
Иметь представления об особенностях воздействия и
применения цвета в живописи, дизайне и архитектуре.
Участвовать в коллективной творческой работе по
архитектуре. Фактура цветового покрытия. конструированию
объектов
дизайна
или
по
Психологическое
воздействие
цвета. архитектурному макетированию с использованием цвета
Конструирование
объектов
дизайна
или на доступном уровне.
архитектурное макетирование с использованием
цвета.
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека
Образ
и
стиль Смена стилей как отражение эволюции образа Иметь представления об особенностях архитектурноматериальной культуры жизни, мировоззрения людей и развития художественных стилей разных эпох.
прошлого
производственных
возможностей. Иметь представления о значении архитектурноХудожественно-аналитический обзор развития пространственной композиционной доминанты во
образно-стилевого языка архитектуры как этапов внешнем облике города.
духовной, художественной и материальной Рассказывать после проведенного анализа с опорой на
культуры разных народов и эпох. Архитектура план
о
конструктивных
и
аналитических
народного жилища. Храмовая архитектура. характеристиках известных памятников русской
Частный
дом.
Этапы
развития
русской архитектуры.
архитектуры. Здание — ансамбль — среда. Великие Иметь опыт выполнения зарисовок знаменитых
русские
архитекторы
и
значение
их архитектурных памятников на доступном уровне.
архитектурных шедевров в пространстве Осуществлять поисковую деятельность в Интернете.
современного мира. Выполнение аналитических Участвовать в коллективной работе по созданию
зарисовок знаменитых архитектурных памятников фотоколлажа из изображений памятников отечественной
из фотоизображений. Поисковая деятельность в архитектуры.
Интернете.
Фотоколлаж
из
изображений
произведений архитектуры.
19
Пути
развития
современной
архитектуры и дизайна:
город сегодня и завтра
Пространство
городской среды
Архитектурная и градостроительная революция
XX в. Её технологические и эстетические
предпосылки и истоки. Социальный аспект
«перестройки» в архитектуре. Отрицание
канонов и одновременно использование наследия с
учётом нового уровня материально-строительной
техники. Приоритет функционализма. Проблема
урбанизации
ландшафта,
безликости
и
агрессивности среды современного города.
Современные
поиски
новой
эстетики
архитектурного решения в градостроительстве.
Выполнение практических работ по теме «Образ
современного города и архитектурного стиля
будущего»: фотоколлажа или фантазийной
зарисовки города будущего.
Исторические формы планировки городской среды
и их связь с образом жизни людей. Различные
композиционные виды планировки города:
замкнутая, радиальная, кольцевая, свободноразомкнутая, асимметричная, прямоугольная и др.
Роль цвета в формировании пространства. Схемапланировка и реальность. Индивидуальный образ
каждого города. Неповторимость исторических
кварталов и значение культурного наследия для
современной
жизни
людей.
Выполнение
композиционного
задания
по
построению
городского пространства в виде макетной или
графической схемы (карты).
20
Иметь представления о современном уровне развития
технологий и материалов, используемых в архитектуре и
строительстве.
Иметь представления о значении преемственности в
искусстве архитектуры и искать собственный способ
«примирения» прошлого и настоящего в процессе
реконструкции городов.
Выполнять практические работы по теме «Образ
современного города и архитектурного стиля будущего»:
фотоколлаж или фантазийную зарисовку города
будущего на доступном уровне под руководством
учителя.
Иметь представления о понятии «городская среда».
Рассматривать
планировку города
как
способ
организации образа жизни людей.
Иметь представления о различных видах планировки
города.
Иметь
представления
о
значении
сохранения
исторического облика города для современной жизни.
Иметь начальный опыт разработки построения
городского пространства в виде макетной или
графической схемы (карты) под руководством учителя.
Дизайн
городской Роль малых архитектурных форм и архитектурного
среды.
Малые дизайна в организации городской среды и
архитектурные формы
индивидуальном
образе
города.
Создание
информативного комфорта в городской среде:
устройство пешеходных зон в городах, установка
городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.),
киосков, информационных блоков, блоков
локального озеленения и т. д. Выполнение
практической работы по теме «Проектирование
дизайна объектов городской среды» в виде
создания коллажно-графической композиции или
дизайн-проекта оформления витрины магазина.
Дизайн
Назначение помещения и построение его
пространственноинтерьера.
Образно-стилевое
единство
предметной
среды материальной культуры каждой эпохи. Интерьер
интерьера. Интерьер и как выражение стиля жизни его хозяев. Стилевое
предметный мир в доме единство вещей. Отделочные материалы, введение
фактуры и цвета в интерьер. Дизайнерские детали
интерьера. Зонирование интерьера — создание
многофункционального пространства. Интерьеры
общественных зданий: театра, кафе, вокзала,
офиса, школы и пр. Выполнение практической и
аналитической работы по теме «Роль вещи в
образно-стилевом решении интерьера» в форме
создания коллажной композиции.
Иметь представления о роли малой архитектуры и
архитектурного дизайна в установке связи между
человеком и архитектурой, в «проживании» городского
пространства.
Иметь
представления
о
значении
сохранения
исторического образа материальной среды города.
Выполнять практические работы в технике коллажа или
дизайн-проекта малых архитектурных форм городской
среды на доступном уровне.
Природа и архитектура.
Организация
архитектурноландшафтного
пространства
Иметь представления об эстетическом и экологическом
взаимном сосуществовании природы и архитектуры.
Иметь представления о традициях ландшафтно-парковой
архитектуры и школах ландшафтного дизайна, традициях
построения и культурной ценности русской усадебной
территории.
Осваивать новые приёмы работы с бумагой и
природными материалами в процессе макетирования
Город в единстве с ландшафтно-парковой средой.
Основные
школы
ландшафтного
дизайна.
Особенности ландшафта русской усадебной
территории. Традиции графического языка
ландшафтных проектов. Выполнение дизайнпроекта территории парка или приусадебного
участка в виде схемы-чертежа. Выполнение макета
фрагмента
сада
или
парка,
соединяя
21
Иметь представления о роли цвета, фактур и предметного
наполнения пространства интерьера общественных мест
(театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.), а также
индивидуальных помещений.
Выполнять задания (с использованием дидактического
материала) практической работы по теме «Роль вещи в
образно-стилевом решении интерьера» в форме создания
коллажной композиции под руководством учителя по
заданному образцу.
бумагопластику с введением в макет различных
материалов и фактур: ткань, проволока, фольга,
древесина, стекло и др.
Замысел
Единство эстетического и функционального в
архитектурного проекта объёмно-пространственной организации среды
и его осуществление.
жизнедеятельности
людей.
Природноэкологические, историко-социальные и иные
параметры, влияющие на композиционную
планировку города. Реализация в процессе
коллективного макетирования чувства красоты и
архитектурно-смысловой логики. Выполнение
практической творческой коллективной работы
«Проектирование архитектурного образа города»
(«Исторический город», «Сказочный город»,
«Город будущего»).
архитектурно-ландшафтных объектов под руководством
учителя.
Совершенствовать навыки коллективной работы над
объёмно-пространственной композицией.
Развивать навыки макетирования.
Образ человека и индивидуальное проектирование
Функциональная
Организация пространства жилой среды как Иметь представления о том, как в организации жилого
планировка своего дома. отражение индивидуальности человека. Принципы пространства проявляется индивидуальность человека,
организации и членения пространства на род его занятий и интересов.
различные функциональные зоны: для работы, Осуществлять в архитектурно-дизайнерском проекте как
отдыха, спорта, хозяйства, для детей и т. д. Мой реальные, так и фантазийные представления о своём
дом — мой образ жизни. Учёт в проекте жилище.
инженерно-бытовых и санитарно-технических Иметь представления об учёте в проекте инженернозадач. Выполнение аналитической и практической бытовых и санитарно-технических задач.
работы по теме «Индивидуальное проектирование. Проявлять
умение
владеть
художественными
Создание плана-проекта «Дом моей мечты». материалами на начальном уровне.
Выполнение графического (поэтажного) плана
дома или квартиры, графического наброска
внешнего вида дома и прилегающей территории.
Дизайн
предметной Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и
среды
в
интерьере цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в
личного дома
проекте
дизайна
интерьера
образноархитектурного замысла и композиционно22
Иметь представления о задачах зонирования помещения
и искать под руководством учителя способ зонирования.
Иметь опыт проектирования многофункционального
интерьера комнаты.
стилевых
начал.
Функциональная
красота
предметного наполнения интерьера (мебель,
бытовое
оборудование).
Создание
многофункционального интерьера собственной
комнаты. Способы зонирования помещения.
Выполнение
практической
работы
«Проект
организации многофункционального пространства и
предметной среды моей жилой комнаты»
(фантазийный или реальный).
Дизайн и архитектура
Планировка
сада,
огорода,
зонирование
сада или приусадебного территории. Организация палисадника, садовых
участка
дорожек. Малые архитектурные формы сада:
беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоёмы
и мини-пруды. Сомасштабные сочетания
растений сада. Альпийские горки, скульптура,
керамика, садовая мебель, кормушка для птиц
и т. д. Спортплощадка и многое другое в саду
мечты. Искусство аранжировки. Икебана как
пространственная композиция в интерьере.
Разработка плана или макета садового участка.
КомпозиционноОдежда как образ человека. Стиль в одежде.
конструктивные
Соответствие материи и формы. Целесообразность
принципы
дизайна и мода. Мода — бизнес и манипулирование
одежды
массовым сознанием. Конструкция костюма.
Законы композиции в одежде. Силуэт, линия,
фасон. Выполнение практической работы по теме
«Мода, культура и ты»: подобрать костюмы для
разных людей с учётом специфики их фигуры,
пропорций, возраста. Разработка эскизов одежды
для себя. Графические материалы.
Дизайн современной
Создавать в эскизном проекте или с помощью цифровых
программ дизайн интерьера своей комнаты или квартиры.
Иметь представления о различных вариантах планировки
садового участка.
Совершенствовать навыки работы с различными
материалами в процессе макетирования.
Иметь
начальные
навыки
создания
объёмнопространственной композиции в формировании букета
по принципам икебаны.
Выполнять разработку плана садового участка по
образцу.
Иметь представления о том, как в одежде проявляется
характер человека, его ценностные позиции и
конкретные намерения его действий.
Иметь представления об истории костюма разных эпох.
Иметь представления о том, что такое стиль в одежде.
Иметь
представления
о
понятии
моды
в
одежде, о ее роли в современном обществе
Иметь представления о законах композиции в
проектировании одежды, создании силуэта костюма.
Выполнять практическую работу по разработке проектов
одежды.
Характерные особенности современной одежды. Принимать
23
участие
в
обсуждении
особенностей
одежды
Возраст и мода. Молодёжная субкультура и
подростковая
мода.
Самоутверждение
и
знаковость в моде. Философия «стаи» и её
выражение в одежде. Стереотип и китч.
Унификация одежды и индивидуальный стиль.
Ансамбль в костюме. Роль фантазии и вкуса в
подборе одежды. Выполнение практических
творческих эскизов по теме «Дизайн современной
одежды». Создание живописного панно с
элементами фотоколлажа на тему современного
молодёжного костюма. Разработка коллекции
моделей образно-фантазийного костюма.
Грим и причёска в Искусство грима и причёски. Форма лица и
практике
дизайна. причёска.
Макияж
дневной,
вечерний
и
Визажистика
карнавальный. Грим бытовой и сценический. Лицо в
жизни, на экране, на рисунке и на фотографии.
Азбука визажистики и парикмахерского стилизма.
Боди-арт и татуаж как мода. Понятие имидждизайна. Связь имидж-дизайна с паблик рилейшнз,
технологией социального поведения, рекламой,
общественной деятельностью и политикой.
Материализация
в
имидж-дизайне
психосоциальных притязаний личности на
публичное моделирование желаемого облика.
Выполнение практических работ по теме
«Изменение
образа
средствами
внешней
выразительности»: подбор вариантов причёски и
грима для создания различных образов одного и
того же лица. Выполнение упражнений по освоению
навыков и технологий бытового грима —
макияжа; создание средствами грима образа
сценического или карнавального персонажа.
24
современной молодёжной одежды.
Сравнивать функциональные особенности современной
одежды с традиционными функциями одежды прошлых
эпох по плану/ опорной схеме.
Использовать имеющиеся графические навыки и
технологии выполнения коллажа в процессе создания
эскизов молодёжных комплектов одежды.
Выполнять творческие работы по теме «Дизайн
современной одежды».
Иметь представления о том, в чём разница между
творческими задачами, стоящими перед гримёром и
перед визажистом.
Ориентироваться в технологии нанесения и снятия
бытового и театрального грима.
Воспринимать макияж и причёску как единое
композиционное целое.
Иметь представления об эстетических и этических
границах применения макияжа и стилистики причёски в
повседневном быту.
Иметь представления о связи имидж-дизайна с
публичностью, технологией социального поведения,
рекламой, общественной деятельностью и политикой.
Выполнять практические творческие работы по созданию
разного образа одного и того же лица средствами грима.
Календарно – тематическое планирование
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Количество часов
Тема урока
Архитектура и дизайн – конструктивные
искусства в ряду пространственных
искусств. Художественный язык
конструктивных искусств.
Художественно-материальная природа
архитектуры и дизайна
Основы формальной композиции в
конструктивных искусствах. Гармония и
контраст. Симметрия и динамическое
равновесие
Движение и статика во фронтальной
плоскостной композиции
Роль линии в организации пространства
плоскостной композиции
Цвет – элемент композиционного
творчества. Роль цвета в организации
композиционного пространства
Выразительность свободных форм в
плоскостной композиции
Буква – строка – текст. Искусство
шрифта. Шрифтовая композиция
Искусство плаката. Изображение и текст
Дизайн книги и журнала.
Композиционное и стилистическое
Дата
изучения
Электронные
цифровые
образовательные
ресурсы
Контрольные
работы
Практические
работы
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
Всего
25
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
построение элементов книги: обложка,
форзац, титульный лист, развороты)
Многообразие форм и видов графического
дизайна. Компьютерная графика и
современные технологии в полиграфии
От плоскостного изображения к
объемному макету. Чертеж и макет как
формы воплощения замысла архитектора
и дизайнера
Объем и пространство. Взаимосвязь
объектов в архитектурном макете
Конструкция: целое и его части. Здание
как сочетание различных объемных форм.
Понятие модуля
Важнейшие архитектурные элементы
здания. Анализ структурных элементов
здания
Единство функционального и
эстетического в дизайне. Вещь как
художественно-материальный образ
времени
Дизайн – искусство формообразования.
Взаимосвязь формы и материала в дизайнпроектировании
Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета
в образе здания и образе вещи
Город сквозь времена и страны. Образ
материальной культуры прошлого. Смена
стилей как эволюция образа жизни
Русское зодчество и великие русские
архитекторы
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
26
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
Пути развития современной архитектуры
и дизайна. Город как архитектурный образ
истории народа
Городская среда - живое пространство
города. Город, микрорайон, улица
Дизайн городской среды. Единство
эстетического и функционального в
объемно-пространственной организации
среды жизнедеятельности людей
Дизайн интерьера и дизайн интерьерных
предметов. Дизайн-проектирование
пространственно-вещной среды
Природа и архитектура. Организация
архитектурно-ландшафтной среды в
городском и природном пространстве
Градостроительство и проектирование
архитектурного образа города.
Архитектурное проектирование будущего
Частный дом. Функциональноархитектурная планировка жилища
Интерьер и предметный мир в доме.
Назначение помещения и построение его
интерьера. Особенности жилища
современного человека
Дизайн предметной среды в интерьере
частного дома. Организация пространства
жилой среды как отражение
индивидуальности человека, его образа
жизни
Ландшафтный дизайн. Проектирование
назначения и стиля садового участка
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
27
Композиционно-конструктивные
принципы дизайна одежды. Символизм в
костюме. Мода и стиль
Дизайн современной одежды.
Функциональное назначение одежды для
31
разных видов деятельности. Материал и
форма в костюме
Костюм как образ человека и отражение
его индивидуальности. Особенности
32
молодежной моды. Этикет и стиль в
одежде
Грим и причёска в практике дизайна.
Визажистика и искусство грима. Роль
33
архитектуры и дизайна в организации
среды жизни человека
34
Промежуточная аттестация. Тест
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
30
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
0
0
https://resh.edu.ru/
1
34
1
1
0
0
28