МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
МУЗЫКА 7-8 КЛАСС
Программу составила: Киселева М.О.,
учитель музыки
с.Армизонское 2025 год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Музыка»
(предметная область «Искусство») (далее соответственно – программа по
музыке, музыка) включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по музыке, тематическое
планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по музыке для обучающихся с задержкой
психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего образования
подготовлена на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от
образовательной программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России от
24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного общего
образования по учебному предмету «Музыка», Федеральной программы
воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых требований к
результатам освоения Федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с задержкой
психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Музыка»
Музыка – универсальный антропологический феномен, неизменно
присутствующий во всех культурах и цивилизациях на протяжении всей истории
человечества. Используя интонационно-выразительные средства, она способна
порождать эстетические эмоции, разнообразные чувства и мысли, яркие
художественные образы, для которых характерны, с одной стороны, высокий
уровень обобщённости, с другой – глубокая степень психологической
вовлечённости личности. Эта особенность открывает уникальный потенциал для
развития внутреннего мира человека, гармонизации его взаимоотношений с
самим собой, другими людьми, окружающим миром через занятия музыкальным
искусством.
Музыка действует на невербальном уровне и развивает такие важнейшие
качества и свойства, как целостное восприятие мира, интуиция, сопереживание,
содержательная рефлексия. Огромное значение имеет музыка в качестве
универсального языка, не требующего перевода, позволяющего понимать и
принимать образ жизни, способ мышления и мировоззрение представителей
2
других народов и культур.
Музыка, являясь эффективным способом коммуникации, обеспечивает
межличностное и социальное взаимодействие людей, в том числе является
средством сохранения и передачи идей и смыслов, рождённых в предыдущие
века и отражённых в народной, духовной музыке, произведениях великих
композиторов прошлого. Особое значение приобретает музыкальное воспитание
в свете целей и задач укрепления национальной идентичности. Родные
интонации, мелодии и ритмы являются квинтэссенцией культурного кода,
сохраняющего в свёрнутом виде всю систему мировоззрения предков,
передаваемую музыкой не только через сознание, но и на более глубоком –
подсознательном – уровне.
Музыка – временнóе искусство. В связи с этим важнейшим вкладом в
развитие комплекса психических качеств личности, особенно обучающегося с
ЗПР, является способность музыки развивать чувство времени, чуткость к
распознаванию причинно-следственных связей и логики развития событий,
обогащать индивидуальный опыт в предвидении будущего и его сравнении с
прошлым.
Музыка обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих
способностей ребёнка, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует умения и навыки в сфере эмоционального интеллекта,
способствует самореализации и самопринятию личности. Таким образом
музыкальное обучение и воспитание вносит огромный вклад в эстетическое и
нравственное развитие ребёнка, формирование всей системы ценностей.
Учебный предмет «Музыка», входящий в предметную область
«Искусство», способствует эстетическому и духовно-нравственному
воспитанию, формированию способности оценивать и сознательно выстраивать
эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству и миру в целом,
коррекции и развитию эмоциональной сферы, социализации обучающихся с
ЗПР. Учебный предмет развивает у обучающихся с ЗПР творческое
воображение, ассоциативно-образное мышление, умение воспринимать
информацию, передаваемую через художественные образы.
Овладение основами музыкальных знаний на уровне основного общего
образования должно обеспечить формирование основ музыкальной культуры и
грамотности как части общей и духовной культуры обучающихся, развитие
музыкальных способностей обучающихся с ЗПР, а также способности к
сопереживанию произведениям искусства через различные виды музыкальной
деятельности, овладение практическими умениями и навыками в различных
видах музыкально-творческой деятельности.
Программа отражает содержание обучения предмету «Музыка» с учетом
особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР. Для обучающихся с
ЗПР характерен сниженный уровень развития учебно-познавательной
деятельности, при котором отставание может проявляться в целом или локально
в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное их становление).
Отмечаются нарушения внимания, памяти, восприятия и др. познавательных
3
процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности,
в той или иной степени затрудняющие овладение программным материалом.
Слабая произвольность, самоконтроль, саморегуляция в поведении и
деятельности обучающихся с ЗПР оказывают влияние на продуктивность
учебной деятельности на уроках музыки. Для обучающихся с ЗПР характерна
удовлетворительная обучаемость, но часто она избирательная и неустойчивая и
зависит от уровня сложности и субъективной привлекательности вида
деятельности, а также от актуального эмоционального состояния. В связи с этим
в образовательном процессе используются специальные приемы, позволяющие
корректировать и ослаблять проявления нарушений в развитии обучающихся.
Особое внимание уделяется формированию жизненных компетенций.
Посредством привлечения обучающихся с ЗПР к духовной составляющей
предмета у них формируются устойчивые нравственные позиции, культурные
ценности, социально значимые интересы и увлечения. Расширение кругозора
способствует повышению общего уровня культурного развития обучающегося с
ЗПР, его социальной адаптации, осознанию себя членом общества с его
культурой и традициями.
Освоение предмета «Музыка» направлено на:
приобщение обучающихся с ЗПР к музыке, осознание через музыку
жизненных явлений, раскрывающих духовный опыт поколений;
расширение музыкального и общего культурного кругозора обучающихся;
воспитание их музыкального вкуса, устойчивого интереса к музыке своего
народа и других народов мира, классическому и современному
музыкальному наследию;
развитие творческого потенциала, ассоциативно-образного мышления,
воображения, позволяющих проявить творческую индивидуальность в
различных видах музыкальной деятельности;
развитие способности к эстетическому освоению мира, способности
оценивать произведения искусства по законам гармонии и красоты;
овладение основами музыкальной грамотности с опорой на специальную
терминологию и ключевые понятия музыкального искусства,
элементарную нотную грамоту, способствующей эмоциональному
восприятию музыки как живого образного искусства во взаимосвязи с
жизнью.
В рамках продуктивной музыкально-творческой деятельности учебный
предмет «Музыка» способствует формированию у обучающихся с ЗПР
потребности во взаимодействии с музыкой в ходе дальнейшего духовнонравственного развития, социализации, самообразования, организации
содержательного культурного досуга на основе осознания роли музыки в жизни
отдельного человека и общества, в развитии мировой культуры.
Программа содержит перечень музыкальных произведений, используемых
для обеспечения достижения образовательных результатов, рекомендованных
образовательной организации. Музыкальный и теоретический материал
4
модулей, связанных с народным музыкальным творчеством, может быть
дополнен регионально-национальным компонентом.
Учебный предмет «Музыка» играет существенную роль для эстетического
развития и духовно-нравственного воспитания обучающихся с ЗПР и в то же
время обнаруживает существенный коррекционный потенциал. В процессе
обучения учитываются особенности развития обучающихся с ЗПР,
препятствующие освоению учебного предмета. Снижение развития понятийноабстрактного мышления затрудняет у обучающихся с ЗПР понимание
художественного смысла музыкального произведения и его анализ. Им тяжело
воспринимать сложную мелодию, в то время как простые воспринимаются легче.
Недостаточность аналитико-синтетической деятельности и особенности
осмысленного восприятия осложняют различение на слух музыкальных
инструментов и их звучания. Нарушения в развитии эмоциональной сферы
влияют на восприятие настроения музыкального произведения, его
эмоционально-образного содержания. Обучающиеся с ЗПР затрудняются в
различении тонких эмоциональных граней музыки, передаваемого
композитором характера музыкального произведения. Ограниченный словарный
запас препятствует вербальному выражению переживаемых чувств по
прослушанному
музыкальному
произведению.
Ослабленная
память
обучающихся с ЗПР, снижение ее объема может затруднять запоминание текста
песен и теоретический материал с соответствующей терминологией.
Поэтому коррекционная направленность уроков музыки предполагает
включение заданий на развитие внимания, приемов запоминания, ассоциативнообразного мышления, чувства ритма. Для преодоления трудностей в изучении
учебного
предмета
«Музыка»
необходим
подбор
эмоционально
привлекательного и доступного музыкального материала, дополнительная
визуализация и наглядность при изучении теоретического материала, регулярная
смена видов деятельности на уроке, поощрение любых проявлений активности,
включение специальной речевой работы по разъяснению новых терминов и
пополнению словаря. Особое значение следует уделять обеспечению
эмоциональной привлекательности занятий. Личностное, коммуникативное,
социальное развитие обучающихся с ЗПР определяется стратегией организации
их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности. Важным
становится поощрение инициативы обучающегося с ЗПР включаться в
музыкально-творческую деятельность класса и образовательной организации,
внимание и уважение к музыкальным увлечениям учащихся.
Федеральная рабочая программа разработана с целью оказания
методической помощи учителю музыки в создании рабочей программы по
учебному предмету «Музыка». Она позволит учителю:
1) реализовать в процессе преподавания музыки современные подходы к
формированию личностных, метапредметных и предметных результатов
обучения, сформулированных в Федеральном государственном образовательном
стандарте основного общего образования;
2) определить и структурировать планируемые результаты обучения и
5
содержание учебного предмета «Музыка» по годам обучения в соответствии с
ФГОС ООО (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. № 1897, с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря
2015 г., 11 декабря 2020 г.); Федеральной основной образовательной программой
основного общего образования (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию);
Федеральной программой воспитания (одобрена решением Федерального
учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 2
июня 2020 г. №2/20);
3) разработать календарно-тематическое планирование с учётом
особенностей конкретного региона, образовательного учреждения, класса,
используя рекомендованное в рабочей программе примерное распределение
учебного времени на изучение определённого раздела/темы, а также
предложенные основные виды учебной деятельности для освоения учебного
материала.
Цель изучения учебного предмета «Музыка»
Музыка жизненно необходима для полноценного образования и воспитания
ребёнка, развития его психики, эмоциональной и интеллектуальной сфер,
творческого потенциала. Признание самоценности творческого развития
человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает
неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы – воспитание музыкальной
культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным
содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и
коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса
эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического
восприятия (постижение мира через переживание, интонационно-смысловое
обобщение,
содержательный
анализ
произведений,
моделирование
художественно-творческого процесса, самовыражение через творчество).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по
следующим направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся, развитие целостного
миропонимания в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание
значения музыкального искусства как универсальной формы невербальной
коммуникации между людьми разных эпох и народов, эффективного способа
автокоммуникации;
3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней
мотивации к интонационно-содержательной деятельности.
Важнейшими задачами изучения предмета «Музыка» в основной школе
являются:
приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через личный
психологический опыт эмоционально-эстетического переживания;
6
осознание социальной функции музыки, стремление понять
закономерности
развития
музыкального
искусства,
условия
разнообразного проявления и бытования музыки в человеческом обществе,
специфики её воздействия на человека;
формирование ценностных личных предпочтений в сфере музыкального
искусства; воспитание уважительного отношения к системе культурных
ценностей других людей, приверженность парадигме сохранения и
развития культурного многообразия;
формирование целостного представления о комплексе выразительных
средств музыкального искусства; освоение ключевых элементов
музыкального языка, характерных для различных музыкальных стилей;
развитие общих и специальных музыкальных способностей,
совершенствование в предметных умениях и навыках, в том числе:
− слушание (расширение приёмов и навыков вдумчивого, осмысленного
восприятия музыки; аналитической, оценочной, рефлексивной
деятельности в связи с прослушанным музыкальным произведением);
− исполнение (пение в различных манерах, составах, стилях; игра на
доступных музыкальных инструментах;
− музыкальное движение (пластическое интонирование, инсценировка,
танец, двигательное моделирование и др.);
− творческие проекты, музыкально-театральная деятельность (концерты,
фестивали, представления);
− исследовательская деятельность на материале музыкального искусства;
расширение культурного кругозора, накопление знаний о музыке и
музыкантах, достаточное для активного, осознанного восприятия лучших
образцов народного и профессионального искусства родной страны и мира,
ориентации в истории развития музыкального искусства и современной
музыкальной культуре.
Специальной целью реализации программы предмета «Музыка» в
отношении обучающихся с ЗПР является расширение их музыкальных
интересов, обеспечение интеллектуально-творческого развития, развитие
активного познавательного поиска в сфере искусства, стимулирование
самостоятельности в освоении различных учебных действий.
Достижение перечисленных выше целей обеспечивается решением
следующих задач:
формирование музыкальной культуры обучающихся с ЗПР как
неотъемлемой части их общей духовной культуры, освоение музыкальной
картины мира;
воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего
народа и разных народов мира, классическим и современным
музыкальным наследием, эмоционально-ценностного, заинтересованного
отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;
7
развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и
восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала,
художественного вкуса, общих музыкальных способностей;
развитие и углубление интереса к музыке и музыкальной деятельности,
развитие музыкальной памяти и слуха, ассоциативного мышления,
фантазии и воображения;
освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства,
специфики его выразительных средств и музыкального языка,
интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами
искусства и жизнью;
развитие творческих способностей учащихся, овладение художественнопрактическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкальнотворческой деятельности (слушание музыки, пение, музыкальнопластическое движение, драматизации музыкальных произведений,
музыкально-творческой практике с применением информационнокоммуникативных технологий);
передача
положительного
духовного
опыта
поколений,
сконцентрированного в музыкальном искусстве в его наиболее полном
виде;
коррекция и развития эмоциональной сферы обучающегося с ЗПР
посредством приобщения к музыке, выражения своих эмоций через
восприятие музыкальных произведений, переживание и осознание своих
чувств через проживание музыкального образа;
коррекция и развитие памяти, ассоциативно-образного мышления
посредством заучивания музыкального материала и текстов песен,
понимания средств музыкальной выразительности;
совершенствование речевого дыхания, правильной артикуляции звуков,
формирование способности вербального выражения чувств, обогащение
словаря.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по музыке
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую
систему коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающегося с ЗПР.
Если обучение предмету построено с соблюдением специальных
дидактических принципов, предполагает использование адекватных методов и
конкретных приемов, то у обучающегося возникает интерес к художественной
деятельности вообще и музыке в частности.
Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в первую очередь
эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию патриотизма.
Кроме того, учитель музыки должен поддерживать тесную связь с другими
участниками сопровождения (учителем по основным предметам, педагогомпсихологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом). Они помогут
определить индивидуальные особенности обучающихся с ЗПР и учитывать их в
8
образовательном процессе, подбирать средства обучения в соответствии с
образовательными потребностями каждого ученика.
Учитель музыки должен поддерживать тесную связь с учителемлогопедом, поскольку распевание на уроках музыки способствуют правильному
речевому дыханию и артикуляции.
Взаимосвязь учителя музыки и педагога-психолога заключается в учете
психологических рекомендаций в реализации индивидуального подхода к
обучающимся, соблюдении этапности работы по формированию произвольной
регуляции деятельности и поведения.
Учителю музыки следует придерживаться приведенных ниже общих
рекомендаций:
следует преподносить новый материал развернуто, пошагово и закреплять
его на протяжении нескольких занятий;
при введении новых терминов следует использовать визуальную опору,
учитывать разную возможность обучающихся с ЗПР активно использовать
их в самостоятельной речи, предусматривать помощь (в виде опорных
карточек) при употреблении или использовании терминологии;
следует производить отбор музыкального материала с позиции его
доступности, при этом сохраняя общий базовый уровень;
следует постоянно разнообразить содержание проводимых занятий,
мотивировать учащихся к изучению предмета;
необходимо обращать внимание на общее состояние подростка,
осуществляя при необходимости гибкую корректировку адресуемых ему
заданий.
Обучающиеся с ЗПР также нуждаются в том, чтобы на уроках музыки
учитель постоянно побуждал их высказываться, давать словесный отчет по
совершаемым учебным действиям; способствовал осознанности изучаемого
материала посредством установления обратной связи; разъяснял пользу
изучаемого материала, связь с жизненными ситуациями и применимость
полученных знаний в жизни, формировал мотивацию слушания музыки за
пределами урока.
В основе построения материала по учебному предмету «Музыка» лежит
модульный принцип. В результате освоения предмета «Музыка» обучающиеся
формируют представления о музыке как о виде искусства, значении музыки в
художественной культуре, об основных жанрах народной и профессиональной
музыки, о формах музыки, характерных чертах и образцах творчества
крупнейших русских и зарубежных композиторов, видах оркестров, известных
инструментах, выдающихся композиторах и музыкантах-исполнителях,
приобретают навыки эмоционально-образного восприятия музыкальных
произведений, определения на слух произведений русской и зарубежной
классики, образцов народного музыкального творчества, произведений
современных композиторов, исполнения народных песен, песен композиторовклассиков и современных композиторов, выявления общего и особенного при
сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об
9
интонационной природе музыки, музыкальных жанрах, стилевых направлениях,
различения звучания отдельных музыкальных инструментов, видов хора и
оркестра.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми
образовательными
потребностями
и
обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету «Музыка»
Основными видами учебной деятельности обучающихся с ЗПР являются:
слушание музыки, пение, инструментальное музицирование, музыкальнопластическое
движение,
драматизация
музыкальных
произведений.
Федеральная тематическая и терминологическая лексика соответствует ФОП
ООО. Для обучающихся с ЗПР существенным является приемы работы с
лексическим материалом по предмету «Музыка». Проводится специальная
работа по введению в активный словарь обучающихся соответствующей
терминологии. Изучаемые термины вводятся на полисенсорной основе,
обязательна визуальная поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные
схемы для актуализации терминологии.
Программа составлена на основе модульного принципа построения
учебного материала и допускает вариативный подход к очерёдности изучения
модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов освоения
содержания.
Структура программы по предмету «Музыка»
Содержание предмета «Музыка» структурно представлено девятью
модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с
образовательной программой начального образования и непрерывность
изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего
курса школьного обучения:
инвариантные модули:
модуль № 1 «Музыка моего края»;
модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»;
модуль № 3 «Русская классическая музыка»;
модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
вариативные модули:
модуль № 5 «Музыка народов мира»;
модуль № 6 «Европейская классическая музыка»;
модуль № 7 «Духовная музыка»;
модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»;
модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства».
Каждый модуль состоит из нескольких тематических блоков. Виды
деятельности, которые может использовать в том числе (но не исключительно)
учитель для планирования внеурочной, внеклассной работы, обозначены
«вариативно».
10
Место предмета в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Музыка» входит
в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и
преподаётся в основной школе с 5 по 8 класс включительно (содержание
учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие предметы и
предметные
области
(«Литература»,
«География»,
«История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за
счет часов внеурочной деятельности).
Общее число часов, рекомендованных для изучения музыки, – 136 часов:
в 5 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 6 классе – 34 часа (1 час в неделю), в 7
классе – 34 часа (1 час в неделю), в 8 классе – 34 часа (1 час в неделю).
Предлагаемый вариант тематического планирования может служить
примерным образцом при составлении рабочих программ по предмету.
Образовательная организация вправе самостоятельно разработать и утвердить
иной вариант тематического планирования, в том числе с учётом возможностей
внеурочной и внеклассной деятельности, эстетического компонента Программы
воспитания образовательного учреждения.
При разработке рабочей программы по предмету «Музыка»
образовательная организация вправе использовать возможности сетевого
взаимодействия, в том числе с организациями системы дополнительного
образования детей, учреждениями культуры, организациями культурнодосуговой сферы (театры, музеи, творческие союзы).
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социокультурную
деятельность обучающихся с ЗПР, участие в исследовательских и творческих
проектах, в том числе основанных на межпредметных связях с такими
дисциплинами образовательной программы, как «Изобразительное искусство»,
«Литература», «География», «История», «Обществознание», «Иностранный
язык» и др.
11
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
В соответствии с рекомендациями, представленными в Федеральной
рабочей программе учебного предмета «Музыка» на уровне основного общего
образования, тематическое наполнение модулей допускает перекомпоновку,
исключение отдельных блоков, с учётом возможностей региона,
образовательной организации, возможностей дополнительного образования и
внеурочной деятельности, уровня общего и музыкального развития
обучающихся. В этой связи в Федеральной рабочей программе для обучающихся
с ЗПР дается корректировка содержания учебного предмета «Музыка» в
соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
7 КЛАСС
Содержание предмета за курс 7 класса включает модули:
Модуль№ 1 «Музыка моего края»
Современная музыкальная культура родного края.
Гимн республики, города (при наличии). Земляки – композиторы,
исполнители, деятели культуры. Театр, филармония, консерватория.
Вариативно по видам деятельности: посещение местных музыкальных
театров, музеев, концертов, написание отзыва с анализом спектакля, концерта,
экскурсии;
исследовательские проекты, посвященные деятелям музыкальной
культуры своей малой родины (композиторам, исполнителям, творческим
коллективам).
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»
Взаимное влияние фольклорных традиций друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
Вариативно по видам деятельности: посещение (участие) в фестивале
традиционной культуры.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»
Образы народных героев, тема служения Отечеству в крупных
театральных и симфонических произведениях русских композиторов (на
примере сочинений композиторов — членов «Могучей кучки»,
С. С. Прокофьева, Г. В. Свиридова и др.).
Мировая
слава
русского
балета.
Творчество
композиторов
(П. И. Чайковский, С. С. Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К. Щедрин),
балетмейстеров, артистов балета. Дягилевские сезоны.
Творчество выдающихся отечественных исполнителей (С. Рихтер,
Л. Коган, М. Ростропович, Е. Мравинский и др.). Консерватории в Москве и
Санкт-Петербурге, родном городе. Конкурс имени П. И. Чайковского
Идея светомузыки. Мистерии А. Н. Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.
12
Мурзина, электронная музыка (на примере творчества А. Г. Шнитке,
Э. Н. Артемьева и др.) Русская музыка XX века (А. Скрябин Прелюдия № 4, А.
Шнитке Кончерто гроссо, Сюита в старинном стиле, А. Журбин, Рок-опера
«Орфей и Эвридика»).
Вариативно по видам деятельности: просмотр художественных фильмов,
телепередач, посвященных творчеству композиторов – членов русского
музыкального общества «Могучая кучка»;
просмотр видеозаписи оперы одного из русских композиторов (или
посещение театра) или фильма, основанного на музыкальных сочинениях
русских композиторов;
исследовательские проекты, посвященные биографиям известных
отечественных исполнителей классической музыки.
исследовательские проекты, посвященные истории создания знаменитых
балетов, творческой биографии балерин, танцовщиков, балетмейстеров;
исследовательские проекты, посвященные развитию музыкальной
электроники в России.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»
Одночастные симфонические жанры (увертюра, картина). Симфония.
Опера, балет. Либретто. Строение музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных героев. Номерная структура и
сквозное развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле. В музыкальном театре (К. Глюк.
Опера «Орфей и Эвридика», Ж. Бизе Опера «Кармен», Д. Верди «Риголетто»).
Два направления музыкальной культуры: светская и духовная музыка. Ф. Шуберт
Вокальный цикл на ст. В. Мюллера «Прекрасная мельничиха», «Лесной царь» (ст.
И. Гете), «Ave Maria»).
Вариативно по видам деятельности: посещение театра оперы и балета (в
том числе виртуального); предварительное изучение информации о
музыкальном спектакле (сюжет, главные герои и исполнители, наиболее яркие
музыкальные номера).
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
Африканская музыка – стихия ритма.
Интонационно-ладовая основа музыки стран Азии, уникальные традиции,
музыкальные инструменты.
Представления о роли музыки в жизни людей. Стили и жанры
американской музыки (кантри, блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.).
Смешение интонаций и ритмов различного происхождения.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»
Развитие музыкальных образов. Музыкальная тема. Принципы
музыкального развития: повтор, контраст, разработка.
Музыкальная форма – строение музыкального произведения.
Стиль как единство эстетических идеалов, круга образов,
драматургических приёмов, музыкального языка. (На примере творчества В. А.
13
Моцарта, К. Дебюсси, А. Шёнберга и др.) Жанры западно-европейской музыки
– месса, прелюдия, фуга, реквием, кантата, оратория, сюита (И. Бах Прелюдия до
мажор, Фуга ре диез минор, Высокая месса си минор, Оратория «Страсти по
Матфею», Сюита № 2 (7 часть «Шутка»), Г. Гендель Пассакалия из сюиты соль
минор, Хор «Аллилуйя» (№ 44) из оратории «Мессия», Д. Каччини. «Ave Maria»,
В. Моцарт Реквием («Dies ire», «Lacrimoza»). Формы построения музыки (Й.
Гайдн Симфония № 103 («С тремоло литавр»), В. Моцарт «Маленькая ночная
серенада» (Рондо), Л. Бетховен Симфония № 5, Соната № 7, Соната № 8
(«Патетическая»), Соната № 14 («Лунная»), Соната № 23 («Аппассионата»).
Циклические формы инструментальной музыки – соната, симфония,
концерт, сюита (В. Моцарт. Соната до мажор (эксп. Ι ч.), Симфония № 40, Соната
№ 11, Ф. Шуберт Симфония № 8 («Неоконченная»), И.С. Бах Итальянский
концерт). Д. Шостакович Симфония № 7 «Ленинградская».
Камерная инструментальная музыка (Ф. Шопен Вальс № 6, Мазурка № 1, И.
Штраус «Полька-пиццикато», М. Огинский Полонез ре минор).
Этюд (Ф. Шопен Этюд № 12). Транскрипция (Ф. Лист. Венгерская рапсодия
№ 2, Этюд Паганини № 6, И. Бах-Ф. Бузони Чакона из Партиты № 2 для скрипки
соло.).
Вариативно по видам деятельности: просмотр художественных фильмов и
телепередач, посвященных стилям барокко и классицизм, творческому пути
изучаемых композиторов;
составление сравнительной таблицы стилей классицизм и романтизм
(только на примере музыки, либо в музыке и живописи, в музыке и литературе);
посещение концерта классической музыки, в программе которого
присутствуют крупные симфонические произведения;
исследовательские проекты, посвященные эстетике и особенностям
музыкального искусства различных стилей XX века.
Модуль № 7 «Духовная музыка»
Сохранение традиций духовной музыки сегодня.
Переосмысление религиозной темы в творчестве композиторов XX–XXI
веков. Религиозная тематика в контексте поп-культуры. Русская духовная
музыка – знаменный распев, кант, литургия, хоровой концерт (знаменный
распев, П.И.Чайковский «Всенощное бдение» («Богородице Дево, радуйся» №
8), «Покаянная молитва о Руси», С. Рахманинов «Всенощное бдение»).
Вариативно по видам деятельности: исследовательские и творческие
проекты по теме «Музыка и религия в наше время»; посещение концерта
духовной музыки.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»
Направления и стили молодёжной музыкальной культуры XX–XXI веков
(рок-н-ролл, рок, панк, рэп, хип-хоп и др.). Социальный и коммерческий
контекст массовой музыкальной культуры. Музыка в кино (И. Дунаевский.
Марш из к/ф «Веселые ребята», Ф. Лэй. «История любви»).
Классика и современность (Р. Щедрин. Опера «Не только любовь». (Песня
и частушки Варвары), Ж. Бизе–Р. Щедрин Балет «Кармен-сюита», Э. Уэббер
14
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда», Д. Кабалевский «Реквием» на ст. Р.
Рождественского («Наши дети», «Помните!»).
Музыка повсюду (радио, телевидение, Интернет, наушники). Музыка на
любой вкус (безграничный выбор, персональные плей-листы). Музыкальное
творчество в условиях цифровой среды.
Вариативно по видам деятельности: презентация альбома своей любимой
группы; проведение социального опроса о роли и месте музыки в жизни
современного человека.
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»
Музыка в немом и звуковом кино. Внутрикадровая и закадровая музыка.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета, фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р. Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова,
А. Шнитке)
Вариативно по видам деятельности: просмотр фильма-оперы или фильмабалета, эссе с ответом на вопрос «В чем отличие видеозаписи музыкального
спектакля от фильма-оперы (фильма-балета)?».
8 КЛАСС
Содержание предмета за курс 8 класса включает все изучаемые на
предыдущих годах обучения модули и направлено на закрепление изученного
материала и использование полученных знаний и умений в повседневной жизни.
Содержание учебного предмета в 8 классе может быть интегрировано в другие
предметы и предметные области («Литература», «География», «История»,
«Обществознание», «Иностранный язык» и др.) или обеспечиваться временем за
счет часов внеурочной деятельности.
15
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МУЗЫКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает
тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов:
личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
В результате изучения музыки на уровне основного общего образования у
обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты в части:
1) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе;
знание Гимна России и традиций его исполнения, уважение музыкальных
символов республик Российской Федерации и других стран мира;
проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края,
музыкальной культуры народов России;
знание достижений отечественных музыкантов, их вклада в мировую
музыкальную культуру;
интерес к изучению истории отечественной музыкальной культуры;
стремление развивать и сохранять музыкальную культуру своей страны,
своего края;
2) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
осознание комплекса идей и моделей поведения, отраженных в лучших
произведениях мировой музыкальной классики, готовность поступать в своей
жизни в соответствии с эталонами нравственного самоопределения,
отраженными в них;
активное участие в музыкально-культурной жизни семьи, образовательной
организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в качестве
участников творческих конкурсов и фестивалей, концертов, культурнопросветительских акций, в качестве волонтера в дни праздничных мероприятий;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
готовность воспринимать музыкальное искусство с учетом моральных и
духовных ценностей этического и религиозного контекста, социальноисторических особенностей этики и эстетики;
готовность придерживаться принципов справедливости, взаимопомощи и
творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и
учебной деятельности, при подготовке внеклассных концертов, фестивалей,
конкурсов;
16
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, умение видеть прекрасное
в окружающей действительности, готовность прислушиваться к природе, людям,
самому себе;
осознание ценности творчества, таланта;
осознание важности музыкального искусства как средства коммуникации
и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества;
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной, социальной, культурной средой;
овладение музыкальным языком, навыками познания музыки как
искусства интонируемого смысла;
овладение основными способами исследовательской деятельности на
звуковом материале самой музыки, а также на материале искусствоведческой,
исторической, публицистической информации о различных явлениях
музыкального искусства, использование доступного объёма специальной
терминологии;
6) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
опыта и опыта восприятия произведений искусства;
соблюдение правил личной безопасности и гигиены, в том числе в
процессе музыкально-исполнительской, творческой, исследовательской
деятельности;
умение осознавать свое эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать интонационные средства для выражения своего
состояния, в том числе в процессе повседневного общения;
сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку
и такого же права другого человека;
7) трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности;
трудолюбие в учебе, настойчивость в достижении поставленных целей;
интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и
искусства;
уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
8) экологического воспитания:
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;
нравственно-эстетическое отношение к природе,
участие в экологических проектах через различные формы музыкального
17
творчества
9) адаптации к изменяющимся условиям социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей,
норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни, включая
семью, группы, сформированные в учебной исследовательской и творческой
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой
культурной среды;
стремление перенимать опыт, учиться у других людей, в том числе в
разнообразных проявлениях творчества, овладения различными навыками в
сфере музыкального и других видов искусства;
воспитание чувства нового, способность ставить и решать нестандартные
задачи, предвидеть ход событий, обращать внимание на перспективные
тенденции и направления развития культуры и социума;
способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, опираясь на жизненный интонационный и
эмоциональный опыт, опыт и навыки управления своими психоэмоциональными
ресурсами в стрессовой ситуации, воля к победе.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
использовать логические действия сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, устанавливать аналогию в процессе интонационно-образного и
жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов
музыкально-творческой деятельности;
применять знаки и символы для решения учебных задач (владение
элементарной нотной грамотой);
аргументировать свою позицию, мнение;
с помощью педагога или самостоятельно формулировать обобщения и
выводы по результатам прослушивания музыкальных произведений.
Овладение
универсальными
учебными
коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств при прослушивании музыкальных
произведений;
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в
соответствии с условиями и целями общения: осознанно строить речевое
высказывание о содержании, характере, особенностях языка музыкальных
произведений разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами
коммуникации.
продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками
при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во
внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Овладение универсальными учебными регулятивными действиями:
18
владеть основами самоконтроля, самооценки и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной
задачи;
понимать причины, по которым не был достигнут результат деятельности.
анализировать причины эмоций;
регулировать способ выражения эмоций.
осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
признавать свое право на ошибку и такое же право другого.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные
результаты
характеризуют
сформированность
у
обучающихся с ЗПР основ музыкальной культуры и проявляются в способности
к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с
музыкальным искусством во всех доступных формах, органичном включении
музыки в актуальный контекст своей жизни.
Обучающиеся, освоившие ФАОП ООО ЗПР по предмету «Музыка»:
осознают принципы универсальности и всеобщности музыки как вида
искусства, неразрывную связь музыки и жизни человека, всего человечества,
могут рассуждать на эту тему, используя опорную схему;
воспринимают российскую музыкальную культуру как целостное и
самобытное цивилизационное явление; имеют представление об отечественных
мастерах музыкальной культуры, испытывают гордость за них;
сознательно стремятся к укреплению и сохранению собственной
музыкальной идентичности (разбираются в особенностях музыкальной
культуры своего народа, узнают на слух родные интонации среди других,
стремятся участвовать в исполнении музыки своей национальной традиции,
понимают ответственность за сохранение и передачу следующим поколениям
музыкальной культуры своего народа);
понимают роль музыки как социально значимого явления, формирующего
общественные вкусы и настроения, включённого в развитие политического,
экономического, религиозного, иных аспектов развития общества.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета
«Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать
сформированность умений.
7 КЛАСС
Модуль № 1 «Музыка моего края»:
исполнять и оценивать образцы музыкального фольклора и сочинения
композиторов своей малой родины, при необходимости с поддержкой учителя.
19
Модуль № 2 «Народное музыкальное творчество России»:
объяснять на примерах связь устного народного музыкального творчества
и деятельности профессиональных музыкантов в развитии общей культуры
страны, при необходимости, используя план рассказа.
Модуль № 3 «Русская классическая музыка»:
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения, при необходимости, используя визуальную опору.
Модуль № 4 «Жанры музыкального искусства»:
различать и характеризовать жанры музыки (театральные, камерные и
симфонические, вокальные и инструментальные и т. д.), знать их разновидности,
приводить примеры.
Модуль № 5 «Музыка народов мира»:
определять на слух музыкальные произведения, относящиеся к
западноевропейской,
латино-американской,
азиатской
традиционной
музыкальной культуре, в том числе к отдельным самобытным культурнонациональным традициям, при необходимости, используя визуальную опору.
Модуль № 6 «Европейская классическая музыка»:
различать на слух произведения европейских композиторов-классиков,
называть автора, произведение, исполнительский состав, при необходимости,
используя визуальную поддержку;
характеризовать музыкальный образ и выразительные средства,
использованные композитором, способы развития и форму строения
музыкального произведения с использованием смысловой опоры.
Модуль № 7 «Духовная музыка»:
различать и характеризовать жанры и произведения русской и европейской
духовной музыки;
*исполнять произведения русской и европейской духовной музыки*;
приводить примеры сочинений духовной музыки, называть их автора.
Модуль № 8 «Современная музыка: основные жанры и направления»:
определять и характеризовать стили, направления и жанры современной
музыки;
различать и определять на слух виды оркестров, ансамблей, тембры
музыкальных инструментов, входящих в их состав, при необходимости,
используя визуальную поддержку;
исполнять современные музыкальные произведения в разных видах
деятельности.
Модуль № 9 «Связь музыки с другими видами искусства»:
высказывать суждения об основной идее, средствах её воплощения,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения, при необходимости по опросному плану.
Обучающиеся с ЗПР:
20
научатся различать жанры вокальной (в том числе песня, романс, ария) и
театральной музыки (в том числе опера, балет, мюзикл и оперетта),
симфонической музыки;
смогут называть основные жанры светской музыки малой (баллада,
ноктюрн, романс, этюд и т.п.) и крупной формы (соната, симфония, концерт и
т.п.) с использованием справочной информации;
будут иметь представление о терминах и понятиях (в том числе духовная
музыка, знаменный распев);
научатся различать особенности тембрового звучания различных
певческих голосов (детских, женских, мужских), хоров (детских, женских,
мужских, смешанных);
будут называть и определять на слух мужские (тенор, баритон, бас) и
женские (сопрано, альт, меццо-сопрано, контральто) певческие голоса по
визуальной опоре;
научатся определять разновидности хоровых коллективов по стилю
(манере) исполнения: народные, академические;
научатся определять произведения русских композиторов-классиков (в
том числе П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.И. Глинки) с
использованием справочной информации;
научатся узнавать формы построения музыки (двухчастную, трехчастную,
вариации, рондо) с использованием визуальной опоры;
научатся владеть музыкальными терминами в пределах изучаемой темы с
использованием справочной информации;
научатся понимать существование в музыкальном произведении основной
идеи, иметь представление о средствах воплощения основной идеи,
интонационных
особенностях,
жанре,
исполнителях
музыкального
произведения;
научатся узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной
классики, образцы народного музыкального творчества, произведения
современных композиторов с использованием справочной информации;
научатся перечислять характерные признаки современной популярной,
джазовой и рок-музыки с использованием справочной информации;
научатся
эмоционально-образно
воспринимать
музыкальные
произведения;
будут иметь представление об особенности интерпретации одной и той же
художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов;
будут иметь представление об интерпретации классической музыки в
современных обработках;
научатся определять характерные признаки современной популярной
музыки с использованием справочной информации;
научатся называть стили рок-музыки и ее отдельных направлений: рокоперы, рок-н-ролла и др. с использованием справочной информации;
научатся творчески интерпретировать содержание музыкального
произведения в пении;
21
будут участвовать в коллективной исполнительской деятельности,
используя различные формы индивидуального и группового музицирования;
научатся применять современные информационно-коммуникационные
технологии для записи и воспроизведения музыки;
научатся обосновывать собственные предпочтения, касающиеся
музыкальных произведений различных стилей и жанров;
научатся использовать знания о музыке и музыкантах, полученные на
занятиях, при составлении домашней фонотеки, видеотеки;
научатся использовать приобретенные знания и умения в практической
деятельности и повседневной жизни (в том числе в творческой и сценической).
8 КЛАСС
Обучающиеся с ЗПР будут активно и самостоятельно использовать
полученные знания и умения в процессе учебной деятельности и в повседневной
жизни.
22
7 класс
1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Модуль и темы, раскрывающие данный
Учебное содержание
модуль программы и количество часов на
их изучение
Современная музыкальная культура родного
Модуль № 1 «Музыка моего края»
Наш край сегодня.
края.
Гимн республики, города (при наличии).
2ч.
Земляки — композиторы, исполнители,
деятели культуры. Театр, филармония,
консерватория
Модуль № 2 «Народное музыкальное
творчество России»
На рубежах культур.
2ч.
Взаимное влияние фольклорных традиций
друг на друга.
Этнографические экспедиции и фестивали.
Современная жизнь фольклора.
23
Основные виды деятельности учащихся
при изучении модуля и темы (на уровне
учебных действий)
Разучивание и исполнение гимна
республики, города; песен местных
композиторов.
Знакомство с творческой биографией,
деятельностью местных мастеров культуры
и искусства.
На выбор или факультативно:
*Посещение местных музыкальных театров,
музеев, концертов*.
Исследовательские проекты, посвящённые
деятелям музыкальной культуры своей
малой родины (композиторам,
исполнителям, творческим коллективам).
Знакомство с примерами смешения
культурных традиций в пограничных
территориях. Выявление причинноследственных связей такого смешения.
Изучение творчества и вклада в развитие
культуры современных этно-исполнителей,
исследователей традиционного фольклора.
*На выбор или факультативно:
Участие в этнографической экспедиции,
посещение/ участие в фестивале
традиционной культуры*.
Модуль № 3 «Русская классическая
музыка».
История страны и народа в музыке русских
композиторов.
2ч.
Русский балет.
2ч.
Образы народных героев, тема служения
Отечеству в крупных театральных и
симфонических
произведениях русских композиторов (на
примере сочинений композиторов — членов
«Могучей кучки», С. С. Прокофьева, Г. В.
Свиридова и др.)
Мировая слава русского балета. Творчество
композиторов (П. И. Чайковский, С. С.
Прокофьев, И. Ф. Стравинский, Р. К.
Щедрин), балетмейстеров, артистов балета.
Дягилевские сезоны.
24
Знакомство с шедеврами русской музыки
XIX—XX веков, анализ художественного
содержания и способов выражения
патриотической идеи, гражданского пафоса.
Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения патриотического
содержания, сочинённого русским
композитором-классиком.
Исполнение Гимна Российской Федерации.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно:
*Просмотр художественных фильмов,
телепередач, посвящённых творчеству
композиторов — членов кружка «Могучая
кучка»*.
Просмотр фрагмента видеозаписи оперы
одного из русских композиторов (или
посещение театра) или фильма, основанного
на музыкальных сочинениях русских
композиторов
Знакомство с шедеврами русской балетной
музыки.
Поиск информации о постановках балетных
спектаклей, гастролях российских балетных
трупп за рубежом.
Посещение фрагмента балетного спектакля
(просмотр в видеозаписи). Характеристика
отдельных музыкальных номеров и
спектакля в целом с помощью учителя.
На выбор или факультативно:
*Исследовательские проекты, посвящённые
истории создания знаменитых балетов,
Русская исполнительская школа.
2ч.
Русская музыка — взгляд в будущее.
1ч.
Модуль № 4 «Жанры музыкального
искусства».
Симфоническая музыка.
2ч.
Творчество выдающихся отечественных
исполнителей (С. Рихтер, Л. Коган, М.
Ростропович, Е. Мравинский и др.).
Консерватории в Москве и СанктПетербурге, родном городе. Конкурс имени
П. И. Чайковского.
Идея светомузыки. Мистерии А. Н.
Скрябина. Терменвокс, синтезатор Е.
Мурзина, электронная музыка (на при
мере творчества А. Г. Шнитке, Э. Н.
Артемьева и др.)
Одночастные симфонические жанры
(увертюра, картина). Симфония.
25
творческой биографии балерин,
танцовщиков, балетмейстеров*.
Слушание одних и тех же произведений в
исполнении разных музыкантов, оценка
особенностей интерпретации по
совместному предварительному анализу.
Создание домашней фоно- и видеотеки из
понравившихся произведений.
Дискуссия на тему «Исполнитель — соавтор
композитора» с помощью учителя.
На выбор или факультативно:
Исследовательские проекты, посвящённые
биографиям известных отечественных
исполнителей классической музыки
Знакомство с музыкой отечественных
композиторов XX века, эстетическими и
технологическими идеями по расширению
возможностей и средств музыкального
искусства.
Слушание образцов электронной музыки.
Дискуссия о значении технических средств в
создании современной музыки с помощью
учителя.
На выбор или факультативно:
*Исследовательские проекты, посвящённые
развитию музыкальной электроники в
России*.
Знакомство с образцами симфонической
музыки: программной увертюры,
классической 4-частной симфонии.
Освоение основных тем (пропевание,
графическая фиксация, пластическое
интонирование), наблюдение за процессом
Театральные жанры.
4ч.
Опера, балет. Либретто. Строение
музыкального спектакля: увертюра,
действия, антракты, финал.
Массовые сцены. Сольные номера главных
героев. Номерная структура и сквозное
развитие сюжета. Лейтмотивы.
Роль оркестра в музыкальном спектакле
26
развёртывания музыкального повествования.
*Образно-тематический конспект.
Исполнение (вокализация, пластическое
интонирование, графическое моделирование,
инструментальное музицирование)
фрагментов симфонической музыки*.
Слушание целиком не менее одного
симфонического произведения.
*На выбор или факультативно:
Посещение концерта (в том числе
виртуального) симфонической музыки.
Предварительное изучение информации о
произведениях концерта (сколько в них
частей, как они называются, когда могут
звучать аплодисменты)*.
Знакомство с отдельными номерами из
известных опер, балетов.
Разучивание и исполнение небольшого
хорового фрагмента из оперы. Слушание
данного хора в аудио- или видеозаписи.
Сравнение собственного и
профессионального исполнений.
Различение, определение на слух и по
опорной схеме:
— тембров голосов оперных певцов;
— оркестровых групп, тембров
инструментов;
— типа номера (соло, дуэт, хор и т. д.).
Музыкальная викторина на материале
изученных фрагментов музыкальных
спектаклей.
*На выбор или факультативно:
Посещение театра оперы и балета (в том
числе виртуального). Предварительное
Модуль № 5 «Музыка народов мира»
Музыкальный фольклор народов Азии и
Африки.
2ч.
Народная музыка Американского
континента.
2ч.
Модуль № 6 «Европейская классическая
музыка».
Музыкальная драматургия.
2ч.
изучение информации о музыкальном
спектакле (сюжет, главные герои и
исполнители, наиболее яркие музыкальные
номера)*.
Выявление характерных интонаций и ритмов
Африканская музыка — стихия ритма.
в звучании традиционной музыки народов
Интонационно-ладовая основа музыки стран Африки и Азии.
Азии, уникальные традиции, музыкальные
Выявление общего и особенного при
инструменты. Представления о роли музыки сравнении изучаемых образцов азиатского
в жизни людей.
фольклора и фольклора народов России.
На выбор или факультативно:
Стили и жанры американской музыки
*Исследовательские проекты по теме
(кантри,
«Музыка стран Азии и Африки»*.
блюз, спиричуэлс, самба, босса-нова и др.).
Выявление характерных интонаций и ритмов
Смешение интонаций и ритмов различного
в звучании американского,
латиноамериканского фольклора,
происхождения.
прослеживание их национальных истоков.
Разучивание и исполнение народных песен,
танцев.
Развитие музыкальных образов.
Наблюдение за развитием музыкальных тем,
Музыкальная тема. Принципы
образов, восприятие логики музыкального
музыкального развития: повтор, контраст,
развития. Умение слышать, запоминать
разработка.
основные изменения, последовательность
Музыкальная форма — строение
настроений, чувств, характеров в
музыкального произведения.
развёртывании музыкальной драматургии.
Узнавание на слух музыкальных тем, их
вариантов, видоизменённых в процессе
развития.
Составление наглядной (буквенной,
цифровой) схемы строения музыкального
произведения с использованием
дополнительной визуализации.
Разучивание, исполнение не менее одного
вокального произведения, сочинённого
27
Музыкальный стиль.
3ч.
Стиль как единство эстетических идеалов,
круга образов, драматургических приёмов,
музыкального языка. (На примере
творчества В. А. Моцарта, К. Дебюсси, А.
Шёнберга и др.)
28
композитором-классиком, художественная
интерпретация музыкального образа в его
развитии.
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных
произведений.
На выбор или факультативно:
*Посещение концерта классической музыки,
в программе которого присутствуют
крупные симфонические произведения*.
Обобщение и систематизация знаний о
различных проявлениях музыкального стиля
(стиль композитора, национальный стиль,
стиль эпохи и т. д.).
Исполнение 2—3 вокальных произведения
— образцов барокко, классицизма,
романтизма, импрессионизма (подлинных
или стилизованных) с помощью учителя.
Определение на слух в звучании
незнакомого произведения с использованием
дополнительной визуализации:
— принадлежности к одному из изученных
стилей;
— исполнительского состава (количество и
состав исполнителей, музыкальных
инструментов);
— жанра, круга образов;
— способа музыкального изложения и
развития в простых и сложных музыкальных
формах (гомофония, полифония, повтор,
контраст, соотношение разделов и частей в
произведении и др.).
Модуль № 7 «Духовная музыка».
Религиозные темы и образы в современной
музыке.
2ч.
Сохранение традиций духовной музыки
сегодня.
Переосмысление религиозной темы в
творчестве композиторов XX—XXI веков.
Религиозная тематика в контексте
поп-культуры.
Модуль № 8 «Современная музыка:
основные жанры и направления».
Молодежная музыкальная культура.
2ч.
Знакомство с музыкальными
произведениями, сочинёнными
зарубежными и отечественными
композиторами в жанре мюзикла, сравнение
с другими театральными жанрами (опера,
балет, драматический спектакль).
Анализ рекламных объявлений о премьерах
мюзиклов в современных СМИ.
Просмотр видеозаписи одного из мюзиклов,
написание собственного рекламного текста
для данной постановки.
Разучивание и исполнение отдельных
номеров из мюзиклов.
Музыка повсюду (радио, телевидение,
Интернет, наушники). Музыка на любой
вкус (безграничный выбор, персональные
плейлисты). Музыкальное творчество в
условиях цифровой среды.
Музыка цифрового мира.
2ч.
29
Музыкальная викторина на знание музыки,
названий и авторов изученных
произведений.
*На выбор или факультативно:
Исследовательские проекты, посвящённые
эстетике и особенностям музыкального
искусства различных стилей XX века*.
Сопоставление тенденций сохранения и
переосмысления религиозной традиции в
культуре XX—XXI веков.
*Исполнение музыки духовного содержания,
сочинённой современными композиторами.
На выбор или факультативно:
Исследовательские и творческие проекты по
теме «Музыка и религия в наше время».
Посещение концерта духовной музыки*.
Знакомство с музыкальными
произведениями, ставшими «классикой
жанра» молодёжной культуры (группы
«Битлз», «Пинк-Флойд», Элвис Пресли,
Виктор Цой, «Квин» и др.).
Разучивание и исполнение песни,
относящейся к одному из молодёжных
музыкальных течений.
Дискуссия на тему «Современная музыка» с
помощью учителя.
*На выбор или факультативно:
Презентация альбома своей любимой
группы*.
Поиск информации о способах сохранения и
передачи музыки прежде и сейчас.
Просмотр музыкального клипа популярного
исполнителя. Анализ его художественного
Модуль № 9 «Связь музыки с другими
видами искусства».
Музыка кино и телевидения.
2ч.
Музыка в немом и звуковом кино.
Внутрикадровая и закадровая музыка.
Жанры фильма-оперы, фильма-балета,
фильма-мюзикла, музыкального
мультфильма (на примере произведений Р.
Роджерса, Ф. Лоу, Г. Гладкова, А. Шнитке).
30
образа, стиля, выразительных средств с
помощью учителя.
Разучивание и исполнение популярной
современной песни.
*На выбор или факультативно
Проведение социального опроса о роли и
месте музыки в жизни современного
человека*.
Знакомство с образцами киномузыки
отечественных и зарубежных композиторов.
Просмотр фильмов с целью анализа
выразительного эффекта, создаваемого
музыкой.
Разучивание, исполнение песни из фильма.
*На выбор или факультативно:
Переозвучка фрагмента мультфильма.
Просмотр фильма-оперы или фильмабалета*.