РАССМОТРЕНО
УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
С
ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯ
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Мир природы и человека»
для 3 класса по АООП (вариант 1)
Программу составили:
Васильева О.Г.
Егорова С.С.
с. Армизонское 2025 год
1
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» составлена на
основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1).
4. Положения о рабочей программе по учебному предмету, коррекционному курсу
(занятию), курсу внеурочной деятельности МАОУ Армизонская СОШ
5. АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных потребностей, а
также индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «Мир природы и человека» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир
природы и человека»:
- в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часов в год (1 час в
неделю);
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
учебного предмета «Мир природы и человека».
3 класс
Цель обучения – углубление знаний и представлений о живой и неживой природе;
расширение понимания взаимосвязей, существующих между миром природы и человека,
изучение связей между объектами природы.
Задачи обучения:
− углубление представлений обучающихся о взаимосвязи живой и неживой природы;
− формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
− развитие навыков устной коммуникации;
− закрепление представлений об объектах живой и неживой природы;
− формирование элементов образного и аналитического мышления;
− формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир природы и человека» определяет
следующие задачи:
в 3 классе:
− закрепление представлений о Солнце как источнике света и тепла на Земле, о
влиянии Солнца на смену времен года, о его значении в жизни живой природы;
− изучение доступных обучающимся сведений о воздухе, формирование
представлений о роли и участии воздуха (кислорода) в жизни растений, животных и человека;
− формирование понимания взаимосвязи человека и природы;
− воспитание интереса к природе, бережного к ней отношения.
II.
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2
3
класс
Обучение предмету «Мир природы и человека» носит практический характер и тесно
связано с другими учебными предметами. При подборе учебного материала используется
дифференцированный подход к учебным возможностям обучающихся, способствующий
наилучшей социальной адаптации их в обществе.
Содержание учебного предмета «Мир природы и человека» в 3 классе предусматривает
расширенное знакомство с объектами и явлениями окружающего мира и дает возможность
постепенно раскрывать причинно-следственные связи между природными явлениями и
жизнью человека.
Необходимо максимально активизировать деятельность обучающихся на уроке,
побуждать их к поиску ответов на вопросы, рассуждать, высказывать свое мнение, доказывать
свою точку зрения, используя свой жизненный опыт.
Усвоению содержания учебного предмета в 3 классе способствует использование
методов наблюдения, разнообразных упражнений, практических работ, игр, экскурсий.
Практические наблюдения необходимо дополнить наблюдениями во время экскурсий.
Данные методы в комплексном и системном применении необходимы для углубления и
накопления опыта взаимодействия с изучаемыми объектами и явлениями живой и неживой
природы.
Содержание разделов
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Количество
Проверочные
часов
работы
Неживая природа
4
1
Времена года. Осень
3
Живая природа. Растения
7
1
Времена года. Зима
3
1
Живая природа. Животные
6
Времена года. Весна
3
Живая природа. Человек
5
1
Времена года. Лето
3
Итого:
34
4
III.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Название раздела
3 класс
Личностные:
− развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоциональнонравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей, сопереживания к животным;
− воспитание эстетических потребностей видеть красоту природы, ценностей и
чувства любви к природе;
− овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни и
при взаимодействии с живой и неживой природой.
Предметные:
Минимальный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях, фотографиях;
− правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой
природы;
− называть сходные объекты, отнесенные к одной и той же изучаемой группе;
3
− иметь представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе;
− знать основные требования к режиму дня обучающегося и понимать необходимость его выполнения;
− знать основные правила личной гигиены и выполнять их в повседневной жизни;
− ухаживать за комнатными растениями, кормить зимующих птиц;
− составлять описательный или повествовательный рассказ из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану.
Достаточный уровень:
− узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в естественных условиях;
− иметь представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
− относить изученные объекты к определенным группам с учетом оснований для классификации;
− давать краткую характеристику своего отношения к изученным объектам;
− правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;
− знать правила гигиены частей тела;
− знать отличительные существенные признаки групп объектов;
− знать о некоторых правилах безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей;
− отвечать на вопросы и ставить вопросы по содержанию изученного, проявлять желание рассказать о предмете изучения;
− уметь соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы;
− выполнять доступные природоохранительные действия;
− проявлять активность в организации совместной деятельности и ситуативного общения с детьми; адекватно взаимодействовать
с объектами окружающего мира;
− использовать сформированные умения при решении учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых задач.
Система оценки достижений
3 класс
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
−
0 баллов - нет фиксируемой динамики;
−
1 балл - минимальная динамика;
−
2 балла - удовлетворительная динамика;
−
3 балла - значительная динамика.
Оценка достижений обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) предметных результатов основана
4
на принципах индивидуального и дифференцированного подходов. Усвоенные обучающимися даже незначительные по объёму и
элементарные по содержанию знания и умения выполняют коррекционно- развивающую функцию, поскольку они играют определённую роль
в становлении личности обучающегося и овладении им социальным опытом.
В 3 классе осуществляется текущий, тематический и итоговый (промежуточный) контроль знаний, умений и навыков обучающихся с
фиксированием отметки в журнале.
Текущий контроль
Цель проведения: проверка уровня усвоения изучаемого материала, обнаружение пробелов в знаниях отдельных обучающихся,
принятие мер к устранению этих пробелов, предупреждение неуспеваемости.
Текущая проверка по предмету «Мир природы и человека» проводится в следующих формах:
−
устный опрос;
−
творческие и практические работы;
−
самостоятельные работы.
Тематический контроль осуществляется в соответствии с календарно – тематическим планированием в конце изучения темы и раздела
в форме творческой работы или теста.
Итоговый контроль проводится в конце года в рамках промежуточной аттестации в форме теста.
При оценке предметных результатов необходимо принимать во внимание индивидуальные особенности интеллектуального развития
обучающихся, состояние их эмоционально-волевой сферы. Предметные результаты выявляются в ходе выполнения обучающимися разных
видов заданий, требующих верного решения: чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности
полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие»,
«отличные».
В оценочной деятельности результаты, продемонстрированные обучающимся в ходе выполнения творческих, самостоятельных,
практических работ и тестах, соотносятся с оценками:
−
«отлично», если обучающиеся верно выполняют свыше 65% заданий;
−
«хорошо» - от 51% до 65% заданий;
−
«удовлетворительно» (зачёт) - от 35% до 50% заданий.
Устный опрос является одним из методов учёта достижений обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) при освоении образовательной программы. При оценивании устных ответов по учебному предмету «Мир природы и человека»
принимается во внимание:
−
правильность ответа по содержанию, свидетельствующая об осознанности усвоения изученного материала;
5
−
полнота ответа;
−
умение практически применять свои знания;
−
последовательность изложения и речевое оформление ответа. Критерии для оценивания устных ответов:
Оценка «5» - ставится обучающемуся, если он дает правильный, логически законченный ответ с опорой на непосредственные
наблюдения в природе и окружающем мире, раскрывает возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике.
Оценка «4» - ставится, если ответ обучающегося в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но он
допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи или испытывает трудности в
применении знаний на практике.
Оценка «3» - ставится, если обучающийся излагает материал с помощью наводящих вопросов учителя, частично использует в ответах
наблюдения в природе и окружающем мире, ограничивается фрагментарным изложением фактического материала и не может применять
самостоятельно знания на практике.
Оценка «2» - не ставится
6
№
1
Тема предмета
Солнце
Режим дня
Кол-во
часов
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс
1
Программное содержание
Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень
Неживая природа – 4 часа
Просмотр видео
Просматривают видео
Рассматривание схемы
Рассматривают схемы
Наблюдение за высотой солнца
Наблюдают за высотой солнца над
над горизонтом в разное время
горизонтом в разное время года:
года: направление солнечных
направление солнечных лучей,
лучей, количество тепла и света количество тепла и света в
Ответы на вопросы
естественных условиях
Составление режима дня
Отвечают на вопросы с опорой на
Прослушивание текста
картинки
Ознакомление с правилами
Составляют режим дня по картинке
хорошего
с помощью учителя
сна
Прослушивают текст
Дидактическая игра «Что нужно Обсуждают правила хорошего
для сна»
сна
Играют в игру «Что нужно для
сна»
Достаточный уровень
Просматривают видео
Рассматривают схемы
Наблюдают за высотой
солнца над горизонтом в
разное время года:
направление солнечных
лучей, количество тепла и
света в естественных
условиях
Отвечают на вопросы
Составляют режим дня по
картинке
Прослушивают текст
Обсуждают и выбирают
правила хорошего сна
Играют в игру «Что нужно
для сна»
7
2
Календарь
1
Чтение текста
Знакомство с календарём
Перечисление месяцев
Называние времен года,
месяцев, дней недели
Ответы на вопросы
Отгадывание загадок
Читают часть текста
Знакомятся с календарем по
картинке
Перечисляют месяцы с помощью
календаря и учителя
Называют времена года, месяцы по
календарю с помощью учителя
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
3
Воздух
Термометр
1
Просмотр видео о воздухе
Чтение текста, ответы на
вопросы
Рассматривание рисунка
Проведение практической
работы
Отгадывание загадки
Словарная работа – термометр
Чтение текста, ответы на
вопросы
Рассматривание показаний
термометра, дифференциация
показаний
Просматривают видео о воздухе
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Рассматривают рисунки
Выполняют практическую работу
с помощью учителя
Отгадывают загадки с опорой на
картинки
Составляют словосочетание со
словарным словом - термометр
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
картинке
Рассматривают показания
термометра
Читают текст
Знакомятся с календарем по
картинке
Перечисляют месяцы с
помощью календаря
Называют времена года,
месяцы, дни недели по
календарю
Отвечают на вопросы
Отгадывают загадки
Просматривают видео о
воздухе
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассматривают рисунки
Выполняют практическую
работу под руководством
учителя
Отгадывают загадки
Составляют словосочетание
и предложение со
словарным словом термометр
Читают текст
Отвечают на вопросы о
термометре
Рассматривают показания
термометра
Рассказывают о показаниях
термометра
4
Ветер
Поведение
человека во
1
Чтение текста, ответы на
вопросы
Проведение практической
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
картинке
Читают текст
Отвечают на вопросы
Проводят практическую
8
время урагана
Проверочная
работа «Неживая
природа»
работы
Рассматривание иллюстраций
Словарная работа: север, юг,
восток, запад; флюгер, компас.
Выработка правил поведения
человека во время урагана
Называние сторон горизонта:
север, юг, запад, восток
Проверочная работа
5
Осень
Календарь
1
6
Растения и
животные осенью
1
Проводят практическую работу с
помощью учителя
Рассматривают иллюстрации
Составляют словосочетание со
словарными словами: север, юг,
восток, запад; флюгер, компас по
картинкам
Прослушивают правила поведения
человека во время урагана
Называют стороны горизонта:
север, юг, запад, восток по
картинке с помощью учителя
Выполняют задания проверочной
работы
Времена года. Осень – 3 часа
Рассматривание схем
Рассматривают схемы
Составление рассказа о
Составляют краткий рассказ о
признаках осени
признаках осени с помощью
Работа с календарем по
учителя
заданиям
Работают с календарем по
Называние осенних месяцев
заданиям с помощью учителя
Определение по картинке
Называют осенние месяцы по
признаков осени
картинке
Ответы на вопросы
Показывают по картинке 2-3
Чтение текста
признака осени
Заполнение календаря погоды
Отвечают на вопросы с опорой на
по образцу
картинке
Читают часть текста
Заполняют календарь погоды по
образцу с помощью учителя
работу
Рассматривают иллюстрации
Составляют словосочетания и
предложения со словарными
словами: север, юг, восток,
запад; флюгер, компас
Называют правила поведения
человека во время урагана
Называют стороны горизонта:
север, юг, запад, восток по
картинке
Выполняют задания
проверочной работы
Рассматривание рисунков
Описание объектов природы по
рисункам
Рассматривают рисунки
Описывают объекты
природы по представлениям
Рассматривают рисунки
Описывают объекты природы по
рисункам
Рассматривают схемы
Составляют рассказ о
признаках осени
Работают с календарем по
заданиям
Называют осенние месяцы
Называют 3-4 признака осени
Отвечают на вопросы
Читают текст
Заполняют календарь погоды
по образцу
9
7
Занятия людей
осенью
1
8
Сравнение
растений
1
Чтение текста
Ответы на вопросы
Рассказ о животных и птицах
осенью
Заучивание стихотворения
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Знакомство с названиями
зимующих и перелетных птиц:
клест, снегирь, соловей с
опорой на ранее полученные
знания
Чтение текста
Рассматривание рисунков
Проговаривание названий
овощей по картинкам
Показ на рисунке
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
картинке
Рассказывают о животных и
птицах осенью по картинке
Читают стихотворение
Участвуют в беседе, дополняют
высказывания товарищей
Знакомятся с названиями
зимующих и перелетных птиц:
клест, снегирь, соловей с опорой на
ранее полученные знания
Читают часть текста
Рассматривают рисунки
Проговаривают 3-4 названия
овощей по картинкам
Показывают на рисунке
Отвечают на вопросы с опорой по
картинке
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания
товарищей
Живая природа. Растения – 7 часов
Просмотр видео
Просматривают видео
Рассматривание рисунка
Рассматривают рисунок
Показ видов растений
Показывают 2-3 вида натуральных
Сравнение и распознавание
растений
Сравнивают 2-3 растения по их
растений по их признакам:
деревья, кустарники, травы
признакам: деревья, кустарники,
травы в натуральном виде
Рисование растений в рабочей
Срисовывают растения в рабочую
тетради
Ответы на вопросы о шипах на
тетрадь
растении
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки о шипах на растении
Читают текст
Отвечают на вопросы
Рассказывают о животных и
птицах осенью
Заучивают стихотворение
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Знакомятся с названиями
зимующих и перелетных
птиц: клест, снегирь соловей
с опорой на ранее
полученные знания
Читают текст
Рассматривают рисунки
Называют 4-5 названий
овощей
Показывают на рисунке
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Просматривают видео
Рассматривают рисунок
Показывают и называют 3-4
вида растений в натуральном
виде
Сравнивают и распознают
растения по их признакам:
деревья, кустарники, травы в
натуральном виде и по
картинкам
Срисовывают растения в
10
рабочую тетрадь
Отвечают на вопросы о
шипах на растении
9
Части растений:
корни,
стебли
1
Рассматривание рисунка
Нахождение и показ частей
растений на натуральных
растениях, на картинке, муляже
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Чтение стихотворения
10
Части растений:
листья,
цветы
1
Рассматривание рисунка
Нахождение и показ частей
растений на натуральных
растениях, на картинке, муляже
Ответы на вопросы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
Составление рассказа о цветах
11
Растения сада
1
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Показ и описание фруктов по
картинке
Рассматривание схемы
Называние фруктовых деревьев;
ягодных кустарников
Нахождение отличий растений
сада от лесных растений
Рассматривают рисунки
Находят и показывают части
растений на натуральных
растениях, муляже
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания
товарищей
Читают часть стихотворения
Рассматривают рисунки
Находят и показывают части
растений на натуральных
растениях, муляже
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания
товарищей
Составляют краткий рассказ о
цветах по картинке и с помощью
наводящих вопросов
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Показывают 3-4 фрукта по
картинке
Рассматривают схемы
Называют фруктовые деревья (3-4
названия); ягодные
кустарники (3-4 названия) на
картинке
Рассматривают рисунки
Находят, показывают и
называют части растений на
картинке, муляже
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Читают стихотворение
Рассматривают рисунки.
Находят и показывают части
растений на картинке,
муляже
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Составляют рассказ о цветах
самостоятельно
Читают текст
Рассматривают рисунок
Показывают 4-5 фруктов
Рассматривают схемы
Называют фруктовые деревья
(3-4 названия); ягодные
кустарники (3-4 названия)
Находят 2-3 отличия
растений сада от лесных
11
12
Лес
Растения леса
1
13
Плоды и семена
Лесные ягоды
1
14
Грибы
Проверочная
работа «Живая
природа.
Растения»
1
Чтение текста
Ответы на вопросы
Называние растений леса:
хвойными и лиственными
деревьями, кустарниками
Нахождение растений леса на
картинках
Рисование дерева
Отгадывание загадок
Рассматривание рисунка
Чтение текста
Сравнение растений по
картинкам
Словарная
работа: лиственные, хвойные
Составление рассказа по
картинкам
Просмотр видео о грибах
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Показ знакомых грибов
Рисование грибов
Ознакомление с правилами
сбора грибов
Ознакомление с правилами
поведения в лесу
Проверочная работа
Находят 1-2 отличия растений сада
от лесных растений по картинке с
помощью учителя
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Находят и называют 2-3 растения
леса: хвойные и лиственные
деревья, кустарники по картинке
Срисовывают деревья
Отгадывают загадки по картинкам
Рассматривают рисунок
Читают часть текста
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Сравнивают растения по картинкам
Составляют словосочетания со
словарными словами: лиственные,
хвойные
Составляют краткий рассказ по
картинкам с помощью учителя
Просматривают видео о грибах
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Показывают 2-3 знакомых гриба на
картинке
Срисовывают грибы
Слушают правила сбора грибов
Знакомятся с правилами поведения
в лесу
растений на картинке
Читают текст
Отвечают на вопросы по
тексту
Находят и называют 3-4
растения леса: хвойные и
лиственные деревья,
кустарники по картинкам
Рисуют деревья в тетради
Отгадывают загадки на слух
Рассматривают рисунок
Читают текст
Отвечают на вопросы
Сравнивают растения в
натуральном виде с опорой
на картинки
Составляют словосочетания и
предложения со словарными
словами: лиственные,
хвойные деревья
Составляют рассказ по
картинкам самостоятельно
Просматривают видео о
грибах
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Показывают и называют 3-4
знакомых гриба на картинке
Рисуют грибы по
представлению
Составляют правила сбора
12
Выполняют задания проверочной
работы
15
Зима
Признаки зимы
1
16
Растения и
животные зимой
1
Времена года. Зима – 3 часа
Рассматривание рисунков и
Рассматривают рисунки и схемы
схем
Называют 2-3 признака зимы и
Называние признаков зимы и
зимние месяцы в естественных
зимних месяцев
условиях
Определение признаков зимы по Составляют краткий рассказ о зиме
схемам, иллюстрациям
по картинке
Составление рассказа о зиме по Составляют словосочетания со
плану
словарными словами: снегопад,
Словарная работа: снегопад,
метель, вьюга с опорой по картинке
метель, вьюга
Читают часть текста
Чтение текста
Выполняют задания по календарю
Выполнение заданий по
с помощью учителя
календарю
Просмотр видео
Просматривают видео
Чтение текста
Читают часть текста
Сравнение и описание растений Сравнивают 2-3 растения по
картинкам с помощью учителя
по картинкам
Составление рассказа о жизни
Составляют краткий рассказ о
животных и птиц зимой по
жизни животных и птиц зимой по
плану
картинке
Называние зимующих птиц
Называют 2-3 зимующие птицы по
Изготовление поделок из
картинке
природного материала
Изготавливают поделки из
Чтение стихотворения
природного материала с помощью
учителя
Читают часть стихотворения
грибов
Знакомятся с правилами
поведения в лесу
Выполняют задания
проверочной работы
Рассматривают рисунки и
схемы
Называют 3-4 признака
зимы и зимние месяцы по
картинке
Составляют рассказ о зиме
Составляют предложения со
словарными словами:
снегопад, метель, вьюга
Читают текст
Выполняют задания по
календарю
Просматривают видео
Читают текст
Сравнивают и описывают 3-4
по картинкам
Составляют рассказ о жизни
животных и птиц зимой
Называют 3-4 зимующие
птицы по картинке
Изготавливают поделки из
природного материала
Читают стихотворение
13
17
Занятия людей
зимой
Проверочная
работа «Времена
года. Зима»
1
18
Дикие животные
1
19
Домашние
животные
1
Составление рассказа о
сезонных работах людей зимой
в городе и на селе
Рассматривание
иллюстративного материала
Нахождение и показ
правильного поведения в
различных ситуациях
Составление рассказа о
правилах поведения зимой
Проверочная работа
Составляют краткий рассказ о
сезонных работах людей зимой в
городе и на селе по картинке с
помощью учителя
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Находят и показывают на
картинках примеры правильного
поведения в
различных ситуациях
Составляют краткий рассказ о
правилах поведения зимой по
картинкам
Выполняют задания проверочной
работы
Живая природа. Животные – 7 часов
Называние диких животных
Рассматривают иллюстрации
Нахождение диких животных
Находят и называют диких
на иллюстрациях: кабан, лось,
животных на иллюстрациях:
заяц
кабан, лось, заяц с помощью
Составление рассказа о диких
учителя
животных по плану
Составляют краткий рассказ о
Запись названий животных в
диких животных по картинке.
тетрадь
Списывают
название 1-2 животных в тетрадь
Чтение текста
Читают часть текста
Заучивание стихотворения
Отгадывание загадки
Читают часть стихотворения
Называние детенышей диких
Называют 2-3 детеныша диких
животных
животных по картинке
Просмотр видео
Чтение текста
Рассматривание картинок
Просматривают видео
Читают часть текста
Рассматривают картинки
Составляют рассказ о
сезонных работах людей
зимой в городе и на селе по
картинке
Рассматривают иллюстрации
Отвечают на вопросы
Находят и показывают
примеры правильного
поведения в различных
ситуациях
Составляют рассказ о
правилах поведения зимой в
различных ситуациях
Выполняют задания
проверочной работы
Рассматривают
иллюстрации
Находят и называют 3-4
диких животных на
картинках: кабан, лось, заяц,
медведь
Составляют рассказ о диких
животных
Записывают 2-3 названия
животного в тетрадь
Читают текст
Заучивают стихотворение
Называют 3-4 детеныша
диких животных
Просматривают видео
Читают текст
Рассматривают картинки
14
Описание домашних животных:
свинья, корова, кролик
Ответы на вопросы
Составление рассказа по плану:
внешний вид, питание,
детеныши
20
Сравнение
животных
1
Рассматривание картинок
Сравнение диких и домашних
животных
Показ сходства и различия:
кабан – свинья, заяц – кролик
Нахождение отличия домашних
и диких животных
Составление рассказа
21
Правила ухода за
домашними
животными
1
Рассматривание рисунков
Проговаривание правил ухода за
домашними животными
Составление рассказа
Отгадывание загадок
22
Птицы
1
Просмотр видео
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Показ знакомых птиц
Описывают 2-3 домашних
животных: свинья, корова, кролик
по картинке
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Составляют краткий рассказ по
картинке об животном: внешний
вид, питание, детеныши по
картинке и с помощью наводящих
вопросов
Рассматривают картинки
Сравнивают диких и домашних
животных по картинкам
Показывают 1-2 сходства и
различия: кабан – свинья, заяц –
кролик по картинкам
Находят 1-2 отличия домашних и
диких животных по картинкам
Составляют краткий рассказа с
помощью учителя
Описывают 3-4 домашних
животных: свинья, корова,
кролик, лошадь по картинке
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ по
картинке о животном:
внешний вид, питание,
детеныши по картинке
Рассматривают рисунки
Проговаривают 1-2 правила ухода
за домашними животными по
картинкам
Составляют краткий рассказ с
помощью наводящих вопросов
Отгадывают загадки по картинкам
Просматривают видео
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Рассматривают рисунки
Проговаривают 3-4 правила
ухода за домашними
животными
Составляют рассказ
Отгадывают загадки на слух
Рассматривают картинки
Сравнивают диких и
домашних животных
Показывают 2-3 сходства и
различия: кабан – свинья,
заяц – кролик по картинкам
Находят и называют 2-3
отличия домашних и диких
животных по картинкам
Составляют рассказ с
помощью наводящих
вопросов
Просматривают видео
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
самостоятельно
15
Рассматривание схемы
Участие в беседе, дополнение
высказывания товарищей
23
Перелетные,
зимующие птицы
1
Чтение текста
Рассматривание рисунков
Сравнение и различие
зимующих и перелётных птиц
Описание птиц по рисунку
24
Хищные, певчие
птицы
1
Прослушивание вводного слова
учителя
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Составление рассказа
Называние певчих и хищных
птиц
Рисование в тетради птицы
25
Весна
Признаки весны
1
Показывают 2-3 знакомые птицы
на картинке
Рассматривают схемы
Участвуют в беседе
Дополняют высказывания
товарищей
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Сравнивают 2-3 зимующие и
перелётные птицы по картинке
Описывают 1-2 птицы по рисунку
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Прослушивают вводное слово
учителя
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Составляют краткий рассказ.
Называют 2-3 певчие и хищные
птицы по картинке
Раскрашивают в тетради птиц
Времена года. Весна - 3 часа
Наблюдение за изменениями
Наблюдают за изменениями
погоды весной
погоды весной в естественных
Определение признаков весны
условиях
по схемам, иллюстрациям
Определяют 2-3 признака весны по
Чтение текста
иллюстрациям
Составление рассказа о весне по Читают часть текста
иллюстрациям
Составляют краткий рассказ о
Называние и описание весенних весне по иллюстрациям
месяцев
Называют весенние месяцы
Показывают 3-4 знакомые
птицы на картинке
Рассматривают схемы
Участвуют в беседе
Высказывают свое мнение
Читают текст
Рассматривают рисунок
Сравнивают и различают 3-4
зимующие и перелётные
птицы по картинке
Описывают 2-3 птицы по
рисунку
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Прослушивают вводное
слово учителя
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Называют 3-4 певчие и
хищные птицы по картинке
Рисуют в тетради птиц
Наблюдают за изменениями
погоды весной в
естественных условиях
Определяют 3-4 признака
весны по схемам,
иллюстрациям
Читают текст
Составляют рассказ о весне
по картинкам
16
Отгадывание загадок
Работа с календарем по
заданиям
Отгадывают загадки по картинке
Работают с календарем по
заданиям с помощью учителя
Называют и описывают
весенние месяцы
Отгадывают загадки
самостоятельно
Работают с календарем по
заданиям
Составляют краткий рассказ о
жизни животных весной по
картинке
Отгадывают загадки по картинкам
Читают часть стихотворения
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Называют 1-2 лекарственных
растения с помощью учителя
Описывают 1-2 птиц по рисункам
Составляют рассказ о жизни
животных весной
Отгадывают загадки
самостоятельно
Читают стихотворение
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Называют 2-3 лекарственных
растения
Описывают 2-3 птицы по
рисункам
Рассматривают рисунки
Называют занятия детей
весной
Называют занятия людей
весной
Высаживают семена в грунт
под руководством учителя
Составляют рассказ о видах
деятельности людей в
весенний период
26
Растения и
животные весной
1
Составление рассказа о жизни
животных весной
Отгадывание загадок
Чтение стихотворения
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Называние лекарственных
растений
Описание птиц по рисункам
Отгадывание загадок
27
Занятия людей
весной
1
Рассматривание рисунка
Показ занятий детей по
картинке
Показ занятий людей весной
Высаживание семян в грунт
Составление рассказа по
иллюстрациям о видах
деятельности людей в весенний
период
28
Человек
Дыхание человека
1
Рассматривают рисунки
Показывают занятия детей по
картинке
Называют занятия людей весной
Высаживают семена в грунт с
помощью учителя
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о видах
деятельности людей в весенний
период
Живая природа. Человек – 5 часов
Прослушивание вводного слова Прослушивают вводное слово
учителя
учителя
Рассматривание рисунков
Рассматривают рисунки
Ответы на вопросы
Отвечают на вопросы с опорой на
Рассматривание схемы
картинки
Прослушивают вводное
слово учителя
Рассматривают рисунки
Отвечают на вопросы
самостоятельно
17
Нахождение на рисунке органов
дыхания человека
Наблюдение за дыханием
человека
Проговаривание правил
проветривания
Чтение стихотворения
Проговаривание правил
профилактики простудных
заболеваний
Рассматривают схемы
Находят на рисунке органы
дыхания человека
Наблюдают за дыханием человека
Проговаривают 1-2 правила
проветривания
Читают часть стихотворения
Проговаривают 1-2 правила
профилактики простудных
заболеваний
Рассматривают схемы
Находят органы дыхания
человека на рисунке
Наблюдают за дыханием
человека в естественных
условиях
Проговаривают 2-3 правила
проветривания
Читают стихотворение
Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
заболеваний
Рассматривают рисунок
Просматривают видео
Работают с опорными
словами
Проговаривают 2-3 правила
профилактики простудных
заболеваний
Работают с термометром под
руководством учителя
Рассказывают о назначение
термометра и способах его
применения.
Различают времена года по
картинкам
Соотносят виды
одежды со временем года
Прослушивают вводное
слово учителя
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Находят и измеряют свой
29
Профилактика
простудных
заболеваний
1
Рассматривание рисунка
Просмотр видео
Словарная работа
Проговаривание правил
профилактики простудных
заболеваний
Закрепление знаний о
термометре, рассказ о
назначение термометра и
способах его применения
Дифференциация времен года,
соотнесение видов
одежды со временем года
Рассматривают рисунок
Просматривают видео
Работают с опорными словами
Проговаривают 1-2 правила
профилактики простудных
заболеваний с помощью учителя
Работают с термометром с
помощью учителя
Повторяют информацию о
назначение термометра
Различают времена года по
картинкам
Соотносят виды
одежды со временем года с
помощью учителя
30
Сердце
Кровь
Пульс
1
Прослушивание вводного слова
учителя
Чтение текста
Рассматривание рисунка
Ответы на вопросы
Нахождение и измерение своего
Прослушивают вводное слово
учителя
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
18
пульса
31
Окружающая среда
и здоровье
человека
1
32
Питание человека
Проверочная
работа «Живая
природа. Человек»
1
33
Изменения в
природе летом
Экскурсия
1
Просмотр видео о загрязнении
окружающей среды
Объяснение связи окружающей
среды и здоровья человека
Чтение текста, ответы на
вопросы
Рассматривание картинок
Составление рассказа по
иллюстрациям, сравнение
иллюстраций
Знакомство с принципами
правильного питания
Составление рассказа о пользе
фруктов и овощей
Употребление в пищу овощей,
фруктов, молочных продуктов,
мяса Приготовление и хранение
пищи
Профилактика пищевых
отравлений
Проверочная работа
Находят свой пульс с помощью
учителя
Просматривают видео о
загрязнении окружающей среды
Прослеживают связь окружающей
среды и здоровья человека с
помощью учителя
Читают часть текста
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям
Знакомятся с принципами
правильного питания по картинке
Составляют краткий рассказ о
пользе фруктов и овощей по
картинкам
Прослушивают правила
приготовления и хранения пищи
Читают часть текста о
профилактике пищевых отравлений
Выполняют задания проверочной
работы
Времена года. Лето – 2часа
Называние летних месяцев и
Называют летние месяцы и 2-3
признаков лета
признака лета с помощью учителя
Определение признаков лета по
Определяют 2 -3 признака лета по
схемам, иллюстрациям
схемам, иллюстрациям.
Составление рассказа о лете по
Составляют краткий рассказ о лете
иллюстрациям и опорным
по иллюстрациям и опорным
пульс
Просматривают видео о
загрязнении окружающей
среды
Объясняют связь
окружающей среды и
здоровья человека
Читают текст
Рассматривают рисунок
Отвечают на вопросы
Составляют рассказ
Знакомятся с принципами
правильного питания в
натуральном виде в
естественных условиях
Составляют рассказ о пользе
фруктов и овощей
Прослушивают правила
приготовления и хранения
пищи
Читают текст о профилактике
пищевых отравлений
Отвечают на вопросы
Выполняют задания
проверочной работы
Называют летние месяцы и 34 признака лета
Определяют 3-4 признака
лета по схемам
Составляют рассказ о лете по
иллюстрациям
19
словам
Работа над смыслом поговорки
Чтение стихотворения
словам
Работают над смыслом поговорки с
помощью наводящих вопросов
Читают часть стихотворения
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
3435
Занятия людей лето
Безопасные летние
каникулы
2
Знакомство с занятиями людей
летом
Составление рассказа по
иллюстрациям о видах
деятельности людей в летний
период
Повторение правил
безопасности на каникулах
Составление рассказа по
иллюстрациям о занятиях детей
летом
Знакомятся с занятиями людей
летом
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о видах
деятельности людей в летний
период с помощью учителя
Отвечают на вопросы с опорой на
картинки
Повторяют 1-2 правила
безопасности на каникулах
Составляют краткий рассказ по
иллюстрациям о занятиях детей
летом
Работают над смыслом
поговорки
Читают стихотворение
Отвечают на вопросы
Знакомятся с занятиями
людей летом
Составляют рассказ по
иллюстрациям о видах
деятельности людей в летний
период
Отвечают на вопросы
самостоятельно
Повторяют 2-3 правила
безопасности на каникулах
Составляют рассказ по
иллюстрациям о занятиях
детей летом
Учебно-методическое и материально- техническое обеспечение
1. Н.Б. Матвеева. Мир природы и человека. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основны
общеобразовательные программы. В 2 частях (Н.Б. Матвеева, И.Я. Ярочкина, М.А. Попова, Т.О. Куртова).- 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2019.
Таблицы:
-Растения (деревья, кустарники, травы);
-Дикие животные и птицы;
-Домашние животные и птицы;
-Овощи;
-Фрукты;
-Транспорт;
-Домашние животные;
-Дорожные знаки;
-Времена года.
• Муляжи овощей, фруктов, грибов.
20
•
•
Обучающие игры.
Интернетресурсы.
21