жение: место подписа
М
е
с
т
о
п
о
л
о
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
61-ос
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
Рабочая программа
по коррекционному курсу
«Ритмика»
для 3 класса по АООП (вариант 1)
Программу составили:
Васильева О.Г.
Егорова С.С.
с. Армизонское 2025 год
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по коррекционному курсу «Ритмика» составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного
приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1599.
3. Адаптированной основной общеобразовательной программы образования
обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант
1).
4. Положения о рабочей программе по учебному предмету, коррекционному курсу
(занятию), курсу внеурочной деятельности МАОУ Армизонская СОШ
АООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) с учетом реализации их особых образовательных
потребностей, а также индивидуальных особенностей и возможностей.
Коррекционный курс «Ритмика» относится к коррекционно-развивающей области и
является частью, формируемой участниками образовательных отношений.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по коррекционному курсу
«Ритмика»:
- в 3 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 34 часа в год (1 час в
неделю)
Адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи
коррекционного курса «Ритмика».
3 класс
− развитие умения слушать музыку;
− выполнение под музыку различных движений, в том числе и танцевальных, с
речевым сопровождением и пением;
− развитие координации движений, чувства ритма, темпа;
− коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки;
− овладение различными формами движения: выполнение с музыкальным
сопровождением ходьбы, бега, гимнастических и танцевальных упражнений;
− развитие двигательных навыков, обеспечивающих развитие мышечного чувства,
пространственных ориентировок и координации, четкости и точности движений;
− коррекция имеющихся отклонений в физическом развитии: нормализация
мышечного тонуса, снятие неестественного напряжения мышц;
− формирование правильной осанки;
− формирование эстетического вкуса.
− развитие навыков участия в коллективной творческой деятельности.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
3 класс
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально – ритмическая
деятельность обучающихся с нарушениями интеллекта. Предусматривается степень
возрастания сложности познавательного материала, от получения знаний, до применения их в
повседневной жизни. Коррекционная работа базируется на постоянном взаимодействии
музыки, движений и устной речи: музыка и движения, музыка и речь, движения и речь,
музыка, движения и речь. Обучающиеся учатся внимательно слушать музыку, выполнять под
музыку разнообразные движения, начинать и оканчивать движение вместе с музыкой,
передавать ритмический рисунок музыкальной темы.
На занятиях по ритмике используются такие средства, как упражнения,
игры со словом, элементы гимнастики под музыку, образные этюды.
Ввиду психологических особенностей детей с нарушением познавательной
деятельности, с целью усиления практической направленности обучения проводится
коррекционная работа, которая включает следующие направления:
− совершенствование движений и сенсомоторного развития (развитие мелкой
моторики и пальцев рук; развитие артикуляционной моторики);
− коррекция отдельных сторон психической деятельности (развитие восприятия,
представлений, ощущений, двигательной памяти, внимания, формирование обобщенных
представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина), развитие пространственных
представлений и ориентации; развитие представлений о времени);
− развитие различных видов мышления (наглядно-образного мышления, словеснологического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между
предметами, явлениями и событиями);
− развитие основных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать,
умения выделять сходство и различие понятий);
− коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (развитие
инициативности, стремления доводить начатое дело до формирования умения преодолевать
трудности, воспитание самостоятельности принятия решения, формирование устойчивой
адекватной самооценки, формирование умения анализировать свою деятельность);
− развитие речи (развитие фонематического слуха, зрительного и слухового
восприятия).
Содержание разделов
№
Название раздела
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
Упражнения на ориентировку в пространстве
Ритмико-гимнастические упражнения
Упражнения с музыкальными инструментами
Игры под музыку
Танцевальные упражнения
III.
Кол-во
Контрольные
часов
работы
4
13
5
6
6
34
-
Итого:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3 класс
Личностные:
- готовиться к занятиям, занимать правильное исходное положение, находить свое
место в строю;
- проявлять любознательность и интерес к новому содержанию;
- принимать участие в творческой жизни коллектива.
Предметные:
Минимальный уровень:
− готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному;
− ходить свободным естественным шагом;
− выполнять игровые и плясовые движения по показу учителя.
Достаточный уровень:
− готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить свое место в
строю;
− ходить свободным естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях;
− ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;
− выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя.
Примерные планируемые результаты формирования БУД (базовых учебных действий):
3 класс
Личностные учебные действия:
Осознание себя в роли обучающегося, заинтересованного посещением образовательной организации, обучением, занятиями,
осознание себя в роли члена семьи, одноклассника, друга.
Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию с взрослыми и сверстниками в
процессе обучения.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения в контакт и работать в коллективе ("учитель-ученик",
"ученик-ученик", "ученик-класс", "учитель-класс");
− использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
− обращаться за помощью и принимать помощь;
− слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
− сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться,
сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
− договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им
создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
− соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
− выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную
подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
− выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
− устанавливать видо-родовые отношения предметов;
− делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
− пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
4
− читать; писать; выполнять арифметические действия;
− наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.договариваться и изменять
свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с
окружающими.
Регулятивные учебные действия обеспечивают успешную работу на любом уроке и любом этапе обучения. Благодаря им
создаются условия для формирования и реализации начальных логических операций.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
− соблюдать правила внутреннего распорядка (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты);
− выполнять учебный план, посещать предусмотренные учебным планом учебные занятия, осуществлять самостоятельную
подготовку к занятиям, выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы;
Познавательные учебные действия представлены комплексом начальных логических операций, которые необходимы для
усвоения и использования знаний и умений в различных условиях, составляют основу для дальнейшего формирования логического
мышления обучающихся.
Познавательные учебные действия включают следующие умения:
− выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов;
− устанавливать видо-родовые отношения предметов;
− делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;
− пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
− читать; писать; выполнять арифметические действия;
наблюдать под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей действительности.
Система оценки достижений 3 класс
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении социальными
(жизненными) компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
− 0 баллов – нет фиксируемой динамики;
− 1 балл – минимальная динамика;
− 2 балла - удовлетворительная динамика;
− 3 балла – значительная динамика. Критерии оценки предметных результатов:
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) результативность обучения может оцениваться только строго
индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Психолого-педагогическая диагностика проводится до начала реализации коррекционной работы с обучающимся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и после ее окончания. Критерием эффективности будет служить положительная
5
динамика в развитии познавательных процессов и двигательной сферы.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
Стартовый контроль (входная диагностика), позволяющий определить исходный уровень развития двигательной активности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Текущий контроль (контрольная диагностика):
прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
− пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой последовательностью выполнения операций, входящих в
состав действия;
− рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов
его построения;
− контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических
результатов или выполненных операций с образцом.
Текущий контроль (контрольная диагностика), позволяющий определить промежуточный уровень развития двигательной
активности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Итоговый контроль (итоговая диагностика), позволяющий определить итоговый уровень развития двигательной активности у
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
6
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема коррекционного
курса
Кол-во
часов
3
Программное
содержание
класс
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Упражнения на ориентировку в пространстве – 4 часа
1
Инструктаж по ОТ и
ТБ. Ходьба в
соответствии с
метрической
пульсацией:
1
Повторение правил
поведения и техники
безопасности на уроках
во время проведения
занятий.
Читают правила поведения и
техники безопасности на уроках
во время проведения занятий
вместе с учителем.
Выполняют ходьбу с приседанием
в умеренном темпе
Знают и называют правила поведения и
техники безопасности на уроках
во время проведения занятий.
Выполняют ходьбу с чередованием с
приседанием в различных темпах
7
чередование ходьбы с
приседанием
2
Построение в
колонны по три.
Перестроение из
одного круга в два,
три отдельных
маленьких круга и
концентрические
круги путём
отступления на шаг
1
3
Перестроение из
общего круга в
кружочки по два,
три, четыре человека
и обратно в общий
круг
1
Передвижение по залу,
в соответствии с
метрической
пульсацией, чередуя
ходьбу с приседанием
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение действия
под ритмичное
отстукивание.
Перестроение в
колонны по три
проводится с
использованием
зрительных ориентиров
Музыкально –
ритмическая игра (по
выбору учителя0
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Перестроение из
общего круга в малые
круги.
Ритмические
упражнения
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики, по
образцу, повторяя действия
учителя.
Выполняют перестроение в
колонны по три с
использованием зрительных
ориентиров и инструкции
учителя.
Передают несложный
ритмический рисунок на
музыкальном инструменте по
образцу
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют перестроение из
большого в малый круг и обратно
по словесной инструкции
учителя.
Принимают участие в
Самостоятельно входят и строятся в
танцевальном зале.
Выполняют поклон; комплекс
ритмической гимнастики, по образцу.
Выполняют перестроение в колонны по
инструкции
Передают несложный ритмический
рисунок на музыкальном инструменте
Самостоятельно входят и строятся в
танцевальном зале.
Выполняют поклон, комплекс
ритмической гимнастики.
Выполняют перестроение из большого в
малый круг и обратно.
Исполняют движения музыкальноритмической игры
8
4
Выполнение во время
ходьбы и бега
заданий с
предметами: обегать
их, собирать,
передавать друг
другу, перекладывать
с места
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики. Действия
под ритмичное
отстукивание.
Ходьба и бег между
предметами с
замедлением и
ускорением
музыкально-ритмической игре,
выполняя инструкцию учителя,
исполняют движения
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Под руководством (в
сопровождении) учителя
выполняют действия с
предметами двигаясь шагом и
бегом
Самостоятельно входят и строятся в
танцевальном зале.
Выполняют поклон, комплекс
ритмической гимнастики.
Выполняют чередование ходьбы с
бегом, по прямой, огибая предметы,
сохраняя темп, дистанцию.
Выполняют действия с предметами
(собирают, передают, перекладывают)
во время движения
Ритмико-гимнастические упражнения – 13 часов
5
Наклоны, повороты и
круговые движения
головы.
Движения рук в
разных направлениях:
отведение
рук в стороны и
скрещивание их перед
собой
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение наклонов,
поворотов и круговых
движений головы в
сопровождении
ритмического
отстукивания
(хлопками, притопами)
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют движения головой,
повторяя действия за учителем
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон, комплекс
ритмической гимнастики.
Выполняют наклоны, повороты и
круговые движения головы в
сопровождении ритмического
отстукивания (хлопками, притопами)
6
Повороты туловища в
сочетании с
1
Построение с
соблюдением
Входят и строятся в
танцевальном зале под
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
9
наклонами; повороты
туловища вперёд, в
стороны с
движениями рук
7
Неторопливое
приседание с
напряжённым
разведением коленей
в сторону, медленное
возвращение в
исходное положение
1
8
Поднимание на
носках и
полуприседание
1
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение поворотов
туловища в сочетании с
наклонами под
ритмическое
отстукивание.
Упражнения на
расслабление мышц рук
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение
приседаний (глубокое и
не глубокое) в
медленном темпе, с
сохранением
правильной осанки.
Упражнения на
расслабление мышц ног
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение
чередующихся
неглубоких приседаний
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют повороты и наклоны
по образцу.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц рук по
инструкции
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют приседания (в
медленном темпе), с разведением
колен в стороны.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног по
инструкции
Входят и строятся в
танцевальном зале с
соблюдением интервала под
контролем учителя.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики под
руководством учителя.
Выполняют чередующиеся, не
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют комплекс ритмической
гимнастики и упражнения на
расслабление мышц рук
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют приседания (в медленном
темпе), с разведением колен в стороны,
с сохранением правильной осанки.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют чередующиеся не глубокие
приседания и поднимания на носки в
медленном темпе.
10
и подниманий на носки
в медленном темпе.
Упражнения на
расслабление мышц ног
9
Круговые движения
ступни.
Приседание с
одновременным
выставлением ноги
вперёд, в сторону
1
1
0
Перелезание через
сцепленные руки,
через палку.
Упражнения на
выработку осанки
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение
приседания с
одновременным
выведением ноги
вперед, в сторону.
Упражнения на
расслабление мышц
ног.
Поклон
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение
перелезаний через
препятствия.
Упражнения на
формирование осанки
глубокие приседания и
поднимания на носки в
медленном темпе, под
руководством учителя, по
образцу. Выполняют упражнения
на расслабление мышц ног по
инструкции
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики под
руководством учителя.
Выполняют приседания с
одновременным выведением
ноги вперед, в сторону по
алгоритму.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног,
повторяя действия за учителем
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют перелезание через
препятствия с помощью учителя.
Выполняют упражнения
формирование осанки с опорой
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют приседания с
одновременным выведением ноги
вперед, в сторону.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют перелезание через
препятствия.
Выполняют упражнения формирование
осанки.
11
1
1
Упражнения на
координацию
движений.
Взмахом
отвести правую ногу
в сторону и поднять
руки
через стороны вверх,
хлопнуть в ладоши,
повернуть голову
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Музыкальноритмическое задание на
координацию
движений.
Упражнения на
расслабление мышц рук
1
2
Круговые движения
левой ноги в
сочетании с
круговыми
движениями правой
руки
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Упражнения на
координацию
движений.
Музыкальноритмическая игра
1
3
Упражнения на
сложную
координацию
движений с
предметами
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Перестроение из
на образец
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Под руководством учителя и по
образцу выполняют музыкальноритмическое задание на
координацию движений.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц рук с опорой
на образец
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Передают в движении темп и
ритм стиха
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют музыкально-ритмическое
задание на координацию движений.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц рук
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Самостоятельно выполняют
упражнения на координацию движений.
Передают в движении темп и ритм
стиха, выделяя голосом сильную долю
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
12
(флажками, мячами,
обручами,
скакалками)
шеренги в круг.
Ритмические
упражнения на
координацию движений
с предметами.
Музыкально –
ритмическая игра
1
4
Одновременное
отхлопывание и
протопывание
несложных
ритмических
рисунков в среднем и
быстром темпе с
музыкальным
сопровождением
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Выполнение
музыкальноритмических
упражнений с
ускорением и
замедлением.
Упражнения на
координацию движений
1
5
Самостоятельное
составление простых
ритмических
рисунков
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение
творческого задания по
придумыванию
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
с предметами на координацию
движений по образцу, повторяя
действия учителя.
Выполняют перестроение из
шеренги в круг по алгоритму и
под руководством учителя.
Перемещаются и
перестраиваются в пространстве
в соответствии с темпом и
ритмом музыки по образцу
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
с ускорением и замедлением, по
образцу и под контролем
учителя.
Выполняют упражнения на
координацию движений по
алгоритму
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики.
С помощью учителя, выполняют
творческое задание по
с предметами на координацию
движений.
Выполняют перестроение из шеренги в
круг.
Перемещаются и перестраиваются в
пространстве в соответствии с темпом и
ритмом музыки
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют музыкально-ритмические
упражнения с ускорением и
замедлением;
упражнения на координацию движений
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя.
Выполняют творческое задание по
придумыванию ритмической мелодии
по инструкции
13
ритмической мелодии
1
6
Повторение
ритмического
рисунка
прохлопыванием и
протопыванием.
Упражнения на
расслабление мышц
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Протопывание того, что
учитель прохлопал, и
наоборот.
Выполнение
расслабляющих
упражнений
1
7
Выпрямление рук в
суставах и
напряжение всех
мышц от плеча до
кончиков пальцев.
Ослабление
напряжения не
опуская рук
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Комплекс ритмической
гимнастики.
Выполнение
упражнений на
расслабление мышц
рук.
Музыкальноритмическая игра
придумыванию ритмической
мелодии
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
с помощью прохлопывания
(протопывания) небольшими
фрагментами совместно с
учителем.
Выполняют расслабляющие
упражнения, повторяя действия
за учителем
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
с помощью прохлопывания
(протопывания) небольшими
фрагментами совместно с
учителем.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц рук,
повторяя действия за учителем;
выполняя движения
соответствующие содержанию
стихотворения музыкальноритмической игры
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; комплекс
ритмической гимнастики
под руководством учителя
с помощью прохлопывания
(протопывания).
Выполняют расслабляющие
упражнения
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; комплекс
ритмической гимнастики;
выпрямляют руки в суставах, напрягая
все мышцы от плеча до кончиков
пальцев.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц рук.
Маршируют, выполняя движения
соответствующие содержанию
стихотворения музыкальноритмической игры
14
Упражнения с детскими музыкальными инструментами – 5 часов
1
8
Упражнения для
кистей рук с
бубенцами.
Базовые упражнения
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Поклон.
Выполнение
упражнений на
развитие гибкости
кистей рук.
Знакомство со
способами
звукоизвлечения с
помощью бубенцов.
Игра под музыкальное
сопровождение
ровными
длительностями:
целыми, половинными,
четвертями.
1
9
Отстукивание
ритмических
рисунков на бубне
1
Построение в колонну.
Выполнение поклона.
Упражнений на
развитие гибкости
кистей рук.
Закрепление способов
звукоизвлечения из
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики
с помощью прохлопывания
(протопывания) небольшими
фрагментами совместно с
учителем.
Выполняют упражнения на
развитие гибкости кистей рук по
образцу.
Знакомятся со способами
звукоизвлечения с помощью
бубенцов.
Выполняют движения руками
(встряхивание, болтание) по
образцу, повторяя действия
учителя.
Игра под музыкальное
сопровождение ровными
длительностями: целыми,
половинными
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; комплекс
ритмической гимнастики;
выполняют упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
Выполняют звукоизвлечения с
помощью бубенцов; движения руками
для извлечения звука из бубенца
(болтание встряхивание).
Игра под музыкальное сопровождение
ровными длительностями: целыми,
половинными, четвертями.
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по алгоритму;
комплекс ритмической гимнастики;
упражнения на развитие гибкости
кистей рук, по образцу, повторяя
15
бубна (удары по
мембране, тремоло
(долгое встряхивание).
Игра на музыкальном
инструменте.
2
0
Подыгрывание на
бубне ритмического
рисунка мелодии
1
Построение в колонну.
Выполнение поклона.
Упражнения на
развитие гибкости
кистей рук.
Прослушивание
мелодии
Подыгрывание на бубне
ритмического рисунка
простой мелодии
2
1
Отстукивание
ритмических
рисунков
маракасами
1
Построение в колонну.
Выполнение поклона.
Упражнения на
развитие гибкости
кистей рук.
Знакомство со
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Извлекают звуки с помощью
бубна.
Играют на музыкальном
инструменте с помощью учителя.
Слушают мелодию, отстукивают
равные доли по инструкции
учителя
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Строятся в колонну по образцу.
Выполняют упражнения на
развитие гибкости кистей рук по
образцу.
Слушают простую мелодию
С помощью бубна, передают
несложный ритмический рисунок
мелодии
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
действия учителя.
Знают способы звукоизвлечения с
помощью бубна.
Играют на музыкальном инструменте.
Слушают мелодию, отстукивают
равные доли
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон.
Строятся в колонну.
Выполняют упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
Слушают мелодию.
С помощью бубна, передают
ритмический рисунок прослушанной
мелодии
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Строятся в колонну.
Выполняют упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
16
способами
звукоизвлечения из
маракасов.
Игра на музыкальном
инструменте.
2
2
Инсценируют
детскую песенку,
играя на музыкальном
инструменте
1
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Строятся в колонну по образцу.
Выполняют упражнения на
развитие гибкости кистей рук по
алгоритму.
Извлекают звуки с помощью
маракасов.
Играют на музыкальном
инструменте с помощью учителя.
Слушают мелодию
Построение в колонну.
Входят и строятся в
Выполнение поклона.
танцевальном зале под
Упражнения на
контролем учителя.
Выполняют поклон по
развитие гибкости
алгоритму; комплекс
кистей рук.
Прослушивание
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
мелодии детской
гибкости кистей рук, по образцу,
песенки.
Работа над
повторяя действия учителя.
определением
Строятся в колонну по образцу.
характера, темпа,
Выполняют упражнения на
музыкальных акцентов развитие гибкости кистей рук по
мелодии.
алгоритму. Слушают простую
Подыгрывание на бубне мелодию. Определяют характер,
темп, музыкальные акценты
ритмического рисунка
простой мелодии
мелодии с помощью наводящих
вопросов. Подыгрывают на
бубне, следуя ритмическому
рисунку простой мелодии
Игры под музыку – 6 часов
Выполняют звукоизвлечения с
помощью маракасов.
Играют на музыкальном инструменте.
Слушают мелодию, отстукивают
равные доли с помощью маракасов
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале.
Выполняют поклон.
Строятся в колонну.
Выполняют упражнения на развитие
гибкости кистей рук.
Слушают мелодию.
Определяют характер, темп,
музыкальные акценты мелодии по
опорным словам
Играют на бубне,следуя ритмическому
рисунку мелодии, делая акценты
17
2
3
Передача в движении
динамического
нарастания в музыке,
сильной доли такта
1
Построение с
соблюдением
интервала.
Выполнение поклона.
Повторение знакомых
движений под
музыкальное
сопровождение.
Игра «Один, два, три,
четыре, пять»
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон.
Исполняют простые знакомые
движения под музыкальное
сопровождение.
Передают несложный
ритмический рисунок по
алгоритму
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон.
Исполняют знакомые движения под
музыкальное сопровождение.
Самостоятельно передают несложный
ритмический рисунок
2
4
Выразительное
исполнение в
свободных плясках
знакомых движений
1
Построение с
соблюдением
интервала.
Выполнение поклона.
Повторение знакомых
движений под
музыкальное
сопровождение.
Игра «Танцевальная
композиция»:
- прослушивание
композиции (вальс,
полька, марш);
- выполнение
танцевальных
движений к мелодии;
- демонстрация танца с
учетом ритма и темпа
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале.
Выполняют поклон.
Выполняют знакомые движения под
музыкальное сопровождение.
Играют в игру «Танцевальная
композиция»:
- прослушивают композиции (вальс,
полька, марш);
- придумывают и выполняют
танцевальные движения к мелодии;
- демонстрируют танец учетом ритма и
темпа
2
5
Самостоятельное
ускорение и
замедление темпа
1
Построение с
соблюдением
интервала.
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Выполняют знакомые движения
под музыкальное сопровождение
по образцу.
Играют в игру «Танцевальная
композиция»:
- прослушивают композиции
(вальс, полька, марш);
- выполняют танцевальные
движения к мелодии с помощью
образца
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя соблюдением
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале.
Выполняют поклон.
18
разнообразных
движений
2
6
Подвижные игры с
пением и речевым
сопровождением
Игра «Кто же, кто же
к нам пришел»
1
Выполнение поклона.
Повторение знакомых
движений под
музыкальное
сопровождение.
Ходьба с ускорением и
замедлением темпа» музыка Н.
Александрова «Пьеса».
- передача в движении
ритма и темпа;
- передача
ритмического рисунка;
- перемещение и
перестроение в
пространстве в
соответствии с темпом
и ритмом музыки
Построение с
соблюдением
интервала.
Выполнение поклона.
Повторение знакомых
движений под
музыкальное
сопровождение.
Игра «Кто же, кто же к
нам пришел»
- передача несложного
ритмического рисунка
- передача в движении
ритм и темп стиха,
выделяя голосом
сильную долю
интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Двигаются в соответствии
ритмом и темпом музыки.
Выполняют несложный
ритмический рисунок
Двигаются в соответствии ритмом и
темпом музыки.
Выполняют ритмический рисунок.
Перемещаются и перестраиваются в
пространстве в соответствии с темпом и
ритмом музыки
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя соблюдением
интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Повторяют знакомые движений
под музыкальное сопровождение
по образцу:
- передают в движении ритм и
темп стиха;
- передают несложный
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон.
Повторяют знакомые движений под
музыкальное сопровождение.
- передают в движении ритм и темп
стиха, выделяя голосом сильную долю
- передают несложный ритмический
рисунок
-передают через движение особенности
характера;
- перемещаются и перестраиваются в
пространстве в соответствии с темпом и
ритмом музыки
19
2
7
2
8
Передача в
движениях
развёрнутого сюжета
музыкального
рассказа. Смена ролей
в импровизации
2
2
9
Повторение
элементов танца.
1
- передача через
движение особенностей
характера
- перемещение и
перестроение в
пространстве в
соответствии с темпом
и ритмом музыки
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Выполнение
танцевальных
импровизаций
движений под музыку
из
мультипликационных
фильмов.
Выполнение движений
в подвижном или
спокойном темпе.
Музыкальноритмическая игра
ритмический рисунок;
- перемещаются и
перестраиваются в пространстве
в соответствии с темпом и
ритмом музыки с помощью
учителя
Построение с
соблюдением
Входят и строятся в
танцевальном зале под
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя соблюдением
интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Выполняют танцевальные
движения под музыку из
мультипликационных фильмов с
опорой на образец.
Выполняют движения в
подвижном или спокойном темпе
по инструкции учителя.
Двигаются в разных
направлениях, используя ходьбу,
бег, подскоки в зависимости от
характера музыки под контролем
учителя
Танцевальные упражнения – 6 часов
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; танцевальные
движения под музыку из
мультипликационных фильмов, по
собственному желанию и фантазии,
импровизируя.
Выполняют движения в подвижном или
спокойном темпе.
Двигаются в разных направлениях,
используя ходьбу, бег, подскоки в
зависимости от характера музыки
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
20
Игровые
двигательные
упражнения с
предметами
интервала. Выполнение
поклона.
Повторение движения
«шаг на полупальцах».
Выполнение движений
в подвижном или
спокойном темпе с
предметами.
Упражнения на
координацию движений
3
0
Шаг на носках, шаг
польки.
Широкий, высокий
бег
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Отработка
танцевальных
движений. Бег с
ускорением и
замедлением темпа.
Упражнения на
расслабление мышц ног
3
1
Сильные подскоки,
боковой галоп.
Элементы
русской пляски:
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
упражнения на развитие
гибкости кистей рук, по образцу,
повторяя действия учителя.
Выполняют танцевальные
движения по образцу; движения
в подвижном или спокойном
темпе с предметами по
инструкции.
Выполняют упражнения на
координацию движений с опорой
на образец
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
танцевальные движения по
образцу; бег с ускорением и
замедлением темпа по образцу,
повторяя действия учителя.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног,
повторяя действия за учителем
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; движения в
подвижном или спокойном темпе с
предметами;
танцевальные движения.
Исполняют танцевальные движения по
памяти.
Выполнение упражнения на
координацию движений
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; исполняют
танцевальные движения по памяти.
Выполняют бег с ускорением и
замедлением темпа.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон. Выполняют
21
приставные шаги с
приседанием,
полуприседание с
выставлением ноги на
пятку
Выполнение поскоков и
галопа в круге.
Отработка
танцевальных
движений. Упражнения
на расслабление мышц
ног
3
2
Движения парами:
боковой галоп,
подскоки.
Основные движения
народных танцев
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Танцевальные
движения в паре.
Упражнения на
расслабление мышц ног
3
3
Танцевальные
движения «Полька».
Урок – конкурс
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Повторение ранее
изученных
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
танцевальные движения по
образцу; бег с ускорением и
замедлением темпа по образцу,
повторяя действия учителя.
Выполняют подскоки и галоп в
круге по образцу.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног по
инструкции
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
танцевальные движения по
образцу; бег с ускорением и
замедлением темпа по образцу,
повторяя действия учителя.
Выполняют танцевальные
движения в паре с помощью
учителя.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
подскоки и галоп в круге.
Исполняют танцевальные движения по
памяти.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; танцевальные
движения в паре.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; танцевальные
движения в паре.
Выполняют упражнения на
22
танцевальных
движений.
Упражнения на
расслабление мышц ног
3
4
Упражнения на
развитие
танцевального
творчества.
Вальс, основные шаги
1
Построение с
соблюдением
интервала. Выполнение
поклона.
Разучивание
танцевальных
движений. Выполнение
творческого задания в
парах.
Упражнения на
расслабление мышц рук
и ног
ритмической гимнастики;
танцевальные движения по
образцу в паре с помощью
учителя.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног
Входят и строятся в
танцевальном зале под
контролем учителя с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон по
алгоритму; комплекс
ритмической гимнастики;
танцевальные движения по
образцу в паре с помощью
учителя.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног и рук,
повторяя действия за учителем
расслабление мышц ног
Самостоятельно выполняют вход и
построение в танцевальном зале с
соблюдением интервала.
Выполняют поклон; танцевальные
движения в паре.
Выполняют упражнения на
расслабление мышц ног и рук
Материально – техническое обеспечение.
Учебно-методическое обеспечение: Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида подготовительный, 14 классы под ред. В. В. Воронковой, Москва, «Просвещение», (2014 г.)
Дидактический материал. Информационные электронные учебные материалы (развивающее познавательное аудио, развивающее
познавательное видео). Презентации к урокам по различным темам.
Материально-техническое обеспечение:
Музыкальный центр с акустической системой. Ноутбуки. Синтезатор «Yamaha». Пианино. Микрофоны. DVD. Детские музыкальные
инструменты: звуковысотные металлофоны (диатонические и хроматические), ксилофоны, цитры. Ударные инструменты (маракасы, трещотки,
ложки, бубны, бубенцы, треугольники, барабаны), предметы для игр и танцев: платочки, ленты, султанчики, DVD-плеер (видеомагнитофон),
интерактивная доска, мультимедийный проектор.
23