МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области Отдел
образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
Методическим советом
Селянкина Е.Л
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Чтение»
для обучающихся 4 классов
Программу составили:
Замиралова Е.И., учитель начальных классов
Назаревич А.Ю., учитель начальных классов
с. Армизонское 2025
Рабочая программа по учебному предмету "Чтение"составлена на основе
Федеральной
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),далее
ФАООП УО, утвержденный приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. №1026 включает пояснительную записку, содержание обучения,
планируемые результаты освоения программы по предмету.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обучение русскому языку в I–IV классах предусматривает включение в
примерную учебную программу следующих разделов: «Подготовка к усвоению грамоты»,
«Обучение грамоте», «Практические грамматические упражнения и развитие речи»,
«Чтение и развитие речи», «Речевая практика».
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и
заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых
образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими
социального и культурного опыта.
Чтение является важным учебным предметом в образовании обучающихся с
умственной отсталостью. Его направленность на социализацию личности обучающегося, на
коррекцию и развитие речемыслительных способностей, формирование эмоционального
отношения к действительности и нравственных позиций поведения подчеркивает значимость
обучения чтению обучающихся с данной категории.
Изучение всех предметов, входящих в структуру русского языка, призвано решить
следующие задачи:
1)
уточнение и обогащение представлений об окружающей действительности и
овладение на этой основе языковыми средствами (слово, предложение,
словосочетание);
2)
формирование первоначальных "дограмматических" понятий и развитие
коммуникативно-речевых навыков;
3)
овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации
для решения практико-ориентированных задач;
4)
коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
5)
формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов
доступных для понимания по структуре и содержанию;
6)
развитие навыков устной коммуникации;
7)
формирование положительных нравственных качеств и свойств личности.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Русский язык» относится к обязательной предметной области
«Русский язык, курс рассчитан : 136 часов в год, в неделю 4 часа.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
4 класс
Содержание чтения: произведения устного народного творчества: загадки,
поговорки, потешки. Сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы и стихотворения
русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного
края, о жизни детей, об их взаимоотношениях с природой, друг с другом, со взрослыми.
Нравственное и безнравственное в этих отношениях.Рождественские рассказы.Статьи
занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре
поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.
Примерные лексические темы: «Школьная жизнь», «Листьям время опадать», «Делу
время-потехе час», «О братьях наших меньших», «Поёт зима аукает», «Жизнь дана на
2
добрые дела», «В мире волшебной сказки». «Весна, весна! И все ей рады», «Смешные
истории», « Родная земля», «Лето пришло».
Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением
правильного ударения. Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и
трехсложных слов с простыми слоговыми структурами, послоговое орфографическое
чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся,встречался.
Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца
предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления.
Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания
читаемого (радость, грусть, удивление, обида и т. д.). Выделение ремарок автора,
подсказывающих тон голоса и темп речи (мальчик затараторил, радостно воскликнул,
удивленно произнес и др.). Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.
Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его
эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление
причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние
персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова,
характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как
можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на свой опыт
и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнение
произведений, одинаковых по теме , по поступкам героев, по общности идеи (добро
побеждает зло, ложь до добра не доведет; поступай с другими так, как хочешь, чтоб
поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию
произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием
произведения. Прогнозирование, о чем может идти речь в рассказе. Сравнение прогноза с
содержанием прочитанного, Выделение учащимися непонятных для них слов.
Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики
слова (опора на наглядность и опыт учителя. Коллективное выделение логических частей
текста, подбор к ним заглавий из данных учителем.
Развитие речи.
Составление собственного рассказа по заглавию и иллюстрациям к произведению.
Сравнение рассказа, придуманного учащимися, и рассказа, написанного автором.
Подробный пересказ всего произведения своими словами с использованием приемов,
делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, на
соревнование рядов, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.).
Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь,
можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было , и др.).
Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и
выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.
Внеклассное чтение.Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание
заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о
прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной
библиотеки. Отчет о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.
Тематический план
№
п/п
Название раздела, темы
Количество
часов
1.
2.
Школьная жизнь
Время листьям опадать
12
17
Конторольны
е
работы
3
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
Делу время , потехе час
В мире животных
Жизнь дана на добрые дела
Зима наступила
Веселые истории
Полюбуйся весна наступает
В мире волшебной сказки
Родная земля
Лето пришло
7
13
9
24
9
13
10
10
10
+
+
-
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированностьадекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированностьнавыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств,проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявлениесопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированностьустановки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;
13) проявлениеготовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения АООП образования включают освоенные
обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области,
готовность их применения. Предметные результаты обучающихся с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при
принятии решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как
одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. .
4 класс
Планируемые предметные результаты на конец 4 класса
Достаточный уровень:
Минимальный уровень:
- Читать текст после предварительного
- Осознанно и правильно читать текст
анализа вслух целыми словами (сложные по вслух по слогам и целыми словами;
семантике и структуре слова ― по слогам) с - пересказывать содержание прочитанного
4
соблюдением пауз, с соответствующим
тоном голоса и темпом речи;
- отвечать на вопросы учителя по
прочитанному тексту;
- определять основную мысль текста после
предварительного его анализа;
- читать текст про себя, выполняя задание
учителя;
- выделять главных действующих героев,
давать элементарную оценку их поступкам;
- читать диалоги по ролям с использованием
некоторых средств устной выразительности
(после предварительного разбора);
- пересказывать текст по частям с опорой на
вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
- выразительно читать наизусть 7-8
стихотворений перед обучающимися класса.
текста по вопросам;
- участвовать в коллективной работе по
оценке поступков героев и событий;
- выразительно читать наизусть 5-7
коротких стихотворений перед
обучающимися класса.
Базовые учебные действия.
Личностные учебные действия:
- осознание себя учеником, заинтересованного посещением школы, обучением,
занятиями, членом семьи, одноклассником, другом;
- способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
- положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации
взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и
социальной частей;
- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
- понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об
этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
- готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия:
- вступление в контакт и работа в коллективе (учитель−ученик, ученик– ученик,
ученик–класс, учитель−класс);
- использование принятых
ритуалов
социального взаимодействия
с
одноклассниками и учителем;
- обращение за помощью и принятие помощи;
- слушание и понимание инструкции к учебному заданию в разных видах деятельности и
быту;
- сотрудничество со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- конструктивное взаимодействие с людьми и доброжелательное к ним отношение;
- договор и изменение своего поведения в соответствии с объективным мнением
большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия:
- адекватное соблюдение ритуалов школьного поведения (поднимание руки, вставание
и выход из-за парты и т. д.);
- принятие цели и произвольное включение в деятельность, следование предложенному
плану и работа в общем темпе;
- активное участие в деятельности;
- контроль и оценка своих действий и действий одноклассников;
5
- соотношение своих действий и их результаты с заданными образцами;
- принятие оценки деятельности, оценка ее с учетом предложенныхкритериев;
- корректировка своей деятельности с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
- выделение некоторых существенных, общих и отличительных свойств хорошо
знакомых предметов;
- установка видородовых отношений предметов;
- простейшее
обобщение, сравнение, классификация
на
наглядном
материале;
- пользование знаками, символами, предметами-заместителями;
- чтение;
- письмо;
- выполнение арифметических действий; работа с несложной по содержанию и
структуре информацией (понимание изображения, текста, устного высказывания,
элементарного схематического изображения, таблицы, предъявленных на бумажных и
электронных и других носителях).
- наблюдение под руководством взрослого за предметами и явлениями окружающей
действительности.
Система оценки планируемых результатов
В соответствии с требования Стандарта для обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оценке подлежат личностные и
предметные результаты.
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных
задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений
обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатовпредполагает, прежде всего, оценкупродвижения
ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном
итоге, составляют основу этих результатов. При этом, некоторые личностные результаты
(например, комплекс результатов: «формирования гражданского самосознания») могут
быть оценены исключительно качественно.
Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями может осуществляться на основании применения метода
экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе
мнений группы специалистов (экспертов). Состав экспертной группы определяется
общеобразовательной организацией и включает педагогических и медицинских
работников (учителей, воспитателей, учителей-логопедов, педагогов-психологов,
социальных педагогов, врача невролога, психиатра, педиатра), которые хорошо знают
ученика. Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП следует учитывать
мнение родителей (законных представителей), поскольку основой оценки служит анализ
изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных
средах (школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме
удобных и понятных всем членам экспертной группы условных единицах: 0 баллов ― нет
фиксируемой динамики; 1 балл ― минимальная динамика; 2 балла ― удовлетворительная
динамика; 3 балла ― значительная динамика. Подобная оценка необходима экспертной
группе для выработки ориентиров в описании динамики развития социальной (жизненной) компетенции ребенка. Результаты оценки личностных достижений заносятся в
индивидуальную карту развития обучающегося (дневник наблюдений), что позволяет не
только представить полную картину динамики целостного развития ребенка, но и
отследить наличие или отсутствие изменений по отдельным жизненным компетенциям.
6
Оценку предметных результатов целесообразно начинать со второго полугодия 2
класса, то есть в тот период, когда у обучающихся будут сформированы некоторые
начальные навыки чтения, письма и счета. Кроме того, сама учебная деятельность для них
будет привычной, и они смогут ее организовывать под руководством педагогического
работника.
Во время обучения в 1 дополнительном и 1 классах, а также в течение первого
полугодия 2 класса целесообразно всячески поощрять и стимулировать работу учеников,
используя только качественную оценку. При этом не является принципиально важным,
насколько обучающийся продвигается в освоении того или иного учебного предмета. На
этом этапе обучения центральным результатом является появление значимых
предпосылок учебной деятельности, одной из которых является способность ее
осуществления не только под прямым и непосредственным руководством и контролем
педагогического работника, но и с определенной долей самостоятельности во
взаимодействии с учителем и одноклассниками.
В целом оценка достижения обучающимися с умственной отсталостью предметных
результатов
должна
базироваться
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
Усвоенные обучающимися даже незначительные по объему и элементарные по
содержанию знания и умения должны выполнять коррекционно-развивающую функцию,
поскольку они играют определенную роль в становлении личности обучающегося и
овладении им социальным опытом.
Для преодоления формального подхода в оценивании предметных результатов
освоения АООП обучающимися с умственной отсталостью необходимо, чтобы балльная
оценка свидетельствовала о качестве усвоенных знаний. В связи с этим основными
критериями оценки планируемых результатов являются следующие: соответствие и (или)
несоответствие науке и практике; полнота и надежность усвоения; самостоятельность
применения усвоенных знаний.
Усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения
достоверности как "верные" или "неверные".
Критерий "верно" и (или) "неверно" (правильность выполнения задания)
свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их
появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты
предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные.
Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия и (или)
отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено
по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при
оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися
разных видов заданий, требующих верного решения:
- по способу предъявления (устные, письменные, практические);
- по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
При этом, чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше
показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как
"удовлетворительные", "хорошие", "очень хорошие" (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты,
продемонстрированные учеником, с оценками типа:
- "удовлетворительно" (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50%
заданий;
- "хорошо" - от 51% до 65% заданий.
- "очень хорошо" (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы
отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их
7
наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из
всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и
практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на
формирование жизненных компетенций.
В программе базовых учебных действий достаточным является отражение их связи
с содержанием учебных предметов в виде схемы, таблиц и т.п. В связи с различиями в
содержании и перечнем конкретных учебных действий для разных ступеней образования
(классов) необходимо отдельно отразить эти связи. При этом следует учитывать, что
практически все БУД формируются в той или иной степени при изучении каждого
предмета, поэтому следует отбирать и указывать те учебные предметы, которые в
наибольшей мере способствуют формированию конкретного действия.
В процессе обучения необходимо осуществлять мониторинг всех групп БУД,
который будет отражать индивидуальные достижения обучающихся и позволит делать
выводы об эффективности проводимой в этом направлении работы. Для оценки
сформированности каждого действия можно использовать, например, следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией, выполняет
действие только по прямому указанию учителя, при необходимости требуется оказание
помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 балла ― способен самостоятельно применять действие, но иногда допускает
ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Балльная система оценки позволяет объективно оценить промежуточные и
итоговые достижения каждого учащегося в овладении конкретными учебными
действиями, получить общую картину сформированности учебных действий у всех
учащихся, и на этой основе осуществить корректировку процесса их формирования на
протяжении всего времени обучения. В соответствии с требованиями Стандарта
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Организация
самостоятельно определяет содержание и процедуру оценки БУД.
4. КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
4
№п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
класс
Тема урока
Школьная жизнь
По повести Н. Носову Снова в школу.
Э. Мошковская Жил-был Учитель.
М. Пляцковский Чему учат в школе .
По Ю. Ермолаеву Поздравление
По Е. Шварцу Как Маруся дежурила .
По Е. Ильиной Шум и Шумок.
В. Орлов Почему сороконожки опоздали на урок.
Количеств
о часов
12
1
1
1
1
1
1
1
Дата
проведения
8
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.
41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
По Л. Каминскому Три желания Вити .
В. Берестов Читалочка.
По М. Бартеневу Зарубите на носу.
Загадки.
Обобщающий урок по теме «Школьная жизнь»
Время листьям опадать
Н. Антонова Жёлтой краской кто-то…
По Н. Абрамцевой Осенняя сказка.
Е. Благинина Подарки осени.
По Л. Воронковой Лесные подарки
А. Твардовский Лес осенью.
По В. Путилиной В осеннем лесу .
Н. Некрасов Славная осень!..
По Ю. Шиму Отчего Осень грустна.
К. Бальмонт Осень.
По Ю. Ковалю Три сойки.
По Н. Сладкову Холодная зимовка
А. Плещеев Скучная картина!.. (отрывок)
По О. Иваненко Сказка про маленького жучка
По К. Ушинскому Пчёлы и мухи.
По Г. Граубину Время листьям опадать…
Загадки
Обобщающий урок по теме «Время листьям опадать …»
Делу время , потехе час
Русская потешка. Пекла кошка пирожки…
Чешская потешка.Сенокос
По Л. Пантелееву Карусели.
. По Н. Носову Прятки
Считалки
По М. Булатову Жмурки.
Обобщающий урок по теме «Делу – время, потехе – час»
В мире животных
По К. Ушинскому Бодливая корова.
По В. Бирюкову Упрямый котёнок.
По В. Гаранжину Пушок.
По Е. Чарушину Томка.
По Б. Житкову Охотник и собаки.
По Л. Матвеевой Чук заболел .
Г. Снегирёв Хитрый бурундук.
По А. Баркову Барсучья кладовая.
По А. Дорохову Гостья.
Г. Корольков Игрушки лисят.
По Ю Дмитриеву Лиса. Загадки.
Контрольная работа.
Обобщающий урок по теме «В мире животных»
Жизнь дана на добрые дела
Г. Ладонщиков Миша-мастер.
По Е. Пермяку. Пичугин мост. Часть 1
По Е. Пермяку. Пичугин мост. Часть 2
В. Хомченко Михаськин сад.
1
1
1
1
1
17
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
7
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
9
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.
67.
68.
69.
70.
71.
72.
73.
74.
75.
76.
77.
78.
79.
80.
81.
82.
83.
84.
85.
86.
87.
88.
89.
90.
91.
92.
93.
94.
95.
96.
По Баруздину Когда люди радуются
По Ю. Ермолаеву Про каникулы и полезные дела.
В. Голявкин Е. Благинина Котёнок.
Птичка.
Обобщающий урок по теме «Жизнь дана на добрые дела»
Зима наступила
Снег идёт. По. Л. Воронковой
Снегурочка. А. Слащёв. Часть 1
Снегурочка. А. Слащёв. Часть 2
Зима (отрывок) И. Суриков
Декабрь (отрывок) С. Маршак
Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1
Ёлка. По В. Сутееву. Часть 1
Вечер под рождество. По Л. Клавдиной
Где лежало «спасибо»?
На горке. По Н. Носову. Часть 1
На горке. По Н. Носову. Часть 2
Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 1
Лисичка-сестричка и волк (русская народная сказка). Ч. 2
Как Солнце с Морозом поссорились. А. Бродский
Зимняя сказка. П. Головкин
Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 1
Митины друзья. Г Скребицкий. Ч. 2
Снежная шапка. В. Бирюков
В шубах и шапках. По А. Тумбасову
Не ветер бушует над бором... (Отрывок из поэмы Н.
Некрасова «Мороз, Красный нос»
Находчивый медведь (По рассказу В. Бианки
«Приспособился»)
Зимние приметы. По А. Спирину
Е. Благинина, А. Рождественская, Е. Тараховская
Обобщающий урок по теме «Зима наступила»
Веселые истории
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову.
Ч.1
Как Винтик и Шпунтик сделали пылесос. По Н. Носову.
Ч.2
Одни неприятности. Г. Остер
Однажды утром. М. Пляцковский
Почему комары кусаются. В. Бирюков
Вот какой рассеянный (Отрывок). С. Маршак
Две лишние коробки. По О. Кургузову
Отвечайте, правда ли? (Отрывки). Г Чичинадзе
Обобщающий урок по теме «Весёлые истории»
Полюбуйся весна наступает
Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 1
Восьмое марта. П о М. Фроловой. Ч. 2
Забота. Е. Благинина
Бабушкина вешалка. По А. Соколовскому
1
1
1
1
1
24
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
9
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
13
1
1
1
1
10
97.
98.
99.
100.
101.
102.
103.
104.
105.
106.
107.
108.
109.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116.
117.
118.
119.
120.
121.
122.
123.
124.
125.
126.
127.
128.
129.
130.
131.
132.
133.
134.
135.
136.
Последняя льдина. По В. Бианки
Весна. А. Плещеев
Скворцы прилетели. По А. Баркову
Всему свой срок. По Э. Шиму
Полюбуйся, весна наступает... И. Никитин
Весенний вечер. По Ю. Ковал ю
Опасная красавица. По Ю. Дмитриеву
Обобщающий урок по теме «Полюбуйся, весна
наступает…!»
В мире волшебной сказки
Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)
Хаврошечка (Русская народная сказка) (В сокращении)
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке
(Русская народная сказка) (В сокращении)
Сказка о серебряном блюдечке и наливном яблочке
(Русская народная сказка) (В сокращении)
У лукоморья дуб зелёный... (Отрывок из поэмы «Руслан и
Людмила» А. Пушкина)
Подарки феи. По Ш. Перро
Контрольная работа.
Горшочек каши. Братья Гримм
Наши сказки. По В. Порудоминскому
Обобщающий урок по теме «В мире волшебной сказки»
Родная земля
Царь-колокол. М. Ильин
Город на Неве. С. Васильева
Где всего прекрасней на земле. Д. Павлычко
Сочинение на тему. С. Вербова
Какое это слово? (По рассказу Л. Кассиля «Как пишется
это слово»)
Главное дело (По рассказу Б. Никольского «О самом
главном»)
Защита. А. Усачёв
Никто не знает, но помнят все. По Л. Кассилю
День Победы. Т. Белозёров
Обобщающий урок по теме «Родная земля»
Лето пришло
Ливень. С. Козлов
Тучка. Г. Граубин
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
Хитрый одуванчик. Н. Павлова
Одуванчик. Е. Благинина
Встреча со змеёй. По А. Дорохову
Летний снег А. Бродский
После зимы будет лето. В. Голявкин
Загадка. Хозяюшка. О. Тарнопольская
Летние приметы. По А. Спирину
Обобщающий урок по теме «Лето пришло»
Внеклассное чтение стихов, рассказов о лете
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
11