РП литература 7 класс ЗПР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим
советом

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

_______________________

________________________

Селянкина Е.Л
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.

________________________

Каканова Л.С.
Приказ
№
61-ос
Обухова О.Ф.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Литература 7 класс

Программу составила: Усольцева И.И.,
учитель русского языка и литературы

с. Армизонское 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по литературе для обучающихся с
задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного общего
образования подготовлена на основе Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования (Приказ
Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287) (далее – ФГОС ООО),
Федеральной адаптированной образовательной программы основного
общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья (Приказ Минпросвещения России от 24 ноября 2022 г. № 1025),
Федеральной рабочей программы основного общего образования по
учебному предмету «Литература», Федеральной программы воспитания, с
учетом распределенных по классам проверяемых требований к результатам
освоения Федеральной адаптированной образовательной программы
основного общего образования для обучающихся с задержкой психического
развития.
Общая характеристика учебного предмета «Литература»
Учебный предмет «Литература» входит в предметную область
«Русский язык и литература» и направлен на получение обучающимися с ЗПР
знаний о содержании, смыслах, языке произведений словесного творчества,
освоение общекультурных навыков чтения, восприятия и понимания
литературных произведений, выражения себя в слове. Предмет имеет
интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание и
развитие обучающегося подросткового возраста при особом внимании к его
социально-эмоциональному развитию. Знакомство с фольклорными и
литературными произведениями разных времен и народов, их обсуждение,
анализ и интерпретация предоставляют обучающимся с ЗПР возможность
эстетического и этического самоопределения, приобщают их к миру
многообразных идей и представлений, выработанных человечеством,
способствуют формированию гражданской позиции и национальнокультурной идентичности, а также умению воспринимать родную культуру в
контексте мировой. Осмысление и применение полученных на уроках
литературы знаний позволит обучающимся с ЗПР продуктивно решать
типичные задачи в области социальных отношений, межличностных
отношений, включая отношения между людьми различных национальностей
и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере, соотносить
собственное поведение и поступки других людей с нравственными
ценностями и принятыми правилами и нормами.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Литература»
Общие цели изучения учебного предмета «Литература» представлены
в Федеральной рабочей программе основного общего образования.
Специальной целью преподавания литературы на уровне основного
общего образования является формирование у обучающегося с ЗПР

потребности в качественном чтении, культуры читательского восприятия и
понимания литературных текстов, что предполагает постижение
художественной литературы как вида искусства, целенаправленное развитие
способности обучающегося к адекватному восприятию и пониманию смысла
различных литературных произведений и самостоятельному истолкованию
прочитанного в устной и письменной форме.
Изучение литературы на уровне основного общего образования решает
следующие задачи:
 осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка на
основе изучения выдающихся произведений русской литературы,
литературы своего народа, мировой литературы;
 формирование и развитие представлений о литературном
произведении как о художественном мире, особым образом
построенном автором;
 овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на
основе понимания принципиальных отличий художественного текста
от научного, делового, публицистического и т. п.;
 формирование умений воспринимать, анализировать, критически
оценивать
и
интерпретировать
прочитанное,
осознавать
художественную картину жизни, отражённую в литературном
произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и
интеллектуального осмысления, ответственного отношения к
разнообразным художественным смыслам;
 формирование отношения к литературе как к особому способу
познания жизни;
 воспитание у обучающегося с ЗПР культуры выражения собственной
позиции, способности аргументировать своё мнение и оформлять его
словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров,
создавать развёрнутые высказывания творческого, аналитического и
интерпретирующего характера;
 воспитание культуры понимания «чужой» позиции, а также
уважительного отношения к ценностям других людей, к культуре
других эпох и народов;
 развитие способности понимать литературные художественные
произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;
 воспитание квалифицированного читателя со сформированным
эстетическим вкусом;
 формирование отношения к литературе как к одной из основных
культурных ценностей народа;
 обеспечение через чтение и изучение классической и современной
литературы культурной самоидентификации;
 осознание значимости чтения и изучения литературы для своего
дальнейшего развития;
 формирование у обучающегося стремления сознательно планировать
своё досуговое чтение.

Цель и задачи преподавания литературы обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по литературе
Федеральная рабочая программа для обучающихся с ЗПР отличается от
основной образовательной программы по литературе для 5–9 классов тем,
что составлена с учетом особых образовательных потребностей и
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. У обучающихся данной
категории на уровне основного общего образования наблюдаются сниженная
познавательная активность и работоспособность, что приводит к нежеланию
читать и анализировать предложенные произведения; недостаточность
произвольного внимания, приводящая к ухудшению понимания
прочитанного произведения; у обучающихся плохо развиты навыки
самостоятельной работы и самоконтроля, наблюдается инертность
психических процессов, слабая память. Все это затрудняет изучение
содержания образования по предмету «Литература» и вносит свои
особенности в преподавание данного курса. При отборе изучаемых
произведений педагогу следует понимать, что их содержание должно
максимально способствовать расширению кругозора обучающихся с ЗПР;
обогащению их жизненного опыта; систематизации знаний и представлений;
способствовать повышению интеллектуальной активности и лучшему
усвоению учебного материала по другим учебным дисциплинам; уточнению,
расширению и активизации лексического запаса, развитию устной
монологической речи.
Федеральная программа предоставляет автору рабочей программы
свободу в распределении материала по четвертям (триместрам).
Распределение времени на изучение тем в течение учебного года
самостоятельно определяется образовательной организацией и зависит от
особенностей группы обучающихся с ЗПР и их особых образовательных
потребностей.
Содержание каждого года обучения включает произведения русской и
зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро, зло,
жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и
человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя и
т. д.).
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержании образования по предмету
«Литература»
Для преодоления трудностей в изучении учебного предмета
«Литература» необходима адаптация объема и характера учебного материала
к познавательным возможностям обучающихся с ЗПР. В процессе занятий
педагог на практической основе знакомит обучающихся с основными
теоретико-литературными сведениями, не прибегая к сложным

литературоведческим определениям. Подбор заданий должен максимально
активизировать познавательную деятельность обучающегося с ЗПР.
Необходимо неоднократное объяснение учебного материала и подбор
дополнительных заданий; постоянное использование наглядности,
наводящих вопросов, аналогий; использование многократных указаний,
упражнений; поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
использование заданий с опорой на образцы. Педагог должен всячески
поощрять активность обучающегося с ЗПР, повышать его самооценку,
укреплять в нем веры в свои силы. Для чтения и анализа следует подбирать
небольшие по объему произведения (сокращенные варианты), обязательно
проводить предварительную словарную работу. При работе с текстом в
устном плане формировать умение работать по образцу, плану, перечню
представленных вопросов, что поможет обучающимся в последующем
перенести усвоенный навык на различные виды письменных работ,
написание сочинений. Важно сокращать объем теоретических сведений;
включать отдельные темы или целые разделы в материалы для обзорного,
ознакомительного или факультативного изучения; приспосабливать темп
изучения учебного материала, методов обучения, объема домашнего задания,
уровня сложности проверочных и контрольных работ к возможностям
обучающихся с ЗПР.
Место учебного предмета «Литература» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Литература»
входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Предмет «Литература» преемственен по
отношению к предмету «Литературное чтение».
Общее число часов, рекомендованных для изучения литературы в 7
классах – 2 часа в неделю.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЛИТЕРАТУРА»
7 КЛАСС
Древнерусская литература
Древнерусские повести (одна повесть по выбору). Например,
«Поучение» Владимира Мономаха (в сокращении) и др.
Литература первой половины XIX века
А. С. Пушкин. Стихотворения (не менее трех). Например, «Во глубине
сибирских руд…», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И. И.
Пущину», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», и др. «Повести
Белкина» («Станционный смотритель»). Поэма «Полтава» (фрагмент) и др.
М. Ю. Лермонтов. Стихотворения (не менее трех). Например,
«Узник», «Парус», «Тучи», «Желанье» («Отворите мне темницу…»), «Когда
волнуется желтеющая нива…», «Ангел», «Молитва» («В минуту жизни

трудную…») и др. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова».
Н. В. Гоголь. Повесть «Тарас Бульба».
Литература второй половины XIX века
И. С. Тургенев. Рассказы из цикла «Записки охотника» (одно
произведение по выбору). Например, «Бирюк», «Хорь и Калиныч» и др.
Стихотворения в прозе. Например, «Русский язык», «Воробей» и др.
Л. Н. Толстой. Рассказ «После бала».
Н. А. Некрасов. Стихотворения (одно произведение). Например,
«Размышления у парадного подъезда», «Железная дорога» и др.
Поэзия второй половины XIX века. Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, А. К.
Толстой и др. (одно стихотворение по выбору).
М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки (одно произведение по выбору).
Например, «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»,
«Дикий помещик», «Премудрый пискарь» и др.
Произведения отечественных и зарубежных писателей на
историческую тему (одно произведение). Например, А. К. Толстого, Р.
Сабатини, Ф. Купера.
Литература конца XIX – начала XX века
А. П. Чехов. Рассказы (один по выбору). Например, «Тоска»,
«Злоумышленник» и др.
М. Горький. Ранние рассказы (одно произведение по выбору).
Например, «Старуха Изергиль» (легенда о Данко), «Челкаш» и др.
Сатирические произведения отечественных и зарубежных
писателей (не менее двух). Например, М. М. Зощенко, А. Т. Аверченко, Н.
Тэффи, О. Генри, Я. Гашека.
Литература первой половины XX века
А. С. Грин. Повести и рассказы (одно произведение по выбору).
Например, «Алые паруса», «Зелёная лампа» и др.
Отечественная поэзия первой половины XX века. Стихотворения на
тему мечты и реальности (одно-два по выбору). Например, стихотворения А.
А. Блока, Н. С. Гумилёва, М. И. Цветаевой и др.
В. В. Маяковский. Стихотворения (одно по выбору). Например,
«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на
даче», «Хорошее отношение к лошадям» и др.
А. П. Платонов. Рассказы (один по выбору). Например, «Юшка»,
«Неизвестный цветок» и др.
Литература второй половины XX века
В. М. Шукшин. Рассказы (один по выбору). Например, «Чудик»,
«Стенька Разин», «Критики» и др.
Стихотворения отечественных поэтов XX—XXI веков (не менее
двух стихотворений двух поэтов). Например, стихотворения

М. И. Цветаевой, Е. А. Евтушенко, Б. А. Ахмадулиной, Ю. Д.
Левитанского и др.
Произведения отечественных прозаиков второй половины XX —
начала XXI века (одно произведение по выбору). Например, произведения
Ф. А. Абрамова, В. П. Астафьева, В. И. Белова, Ф. А. Искандера и др.
Тема взаимоотношения поколений, становления человека, выбора им
жизненного пути (не менее двух произведений современных
отечественных и зарубежных писателей). Например, Л. Л. Волкова. «Всем
выйти из кадра», Т. В. Михеева. «Лёгкие горы», У. Старк.
«Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?» и др.
Зарубежная литература
М. де Сервантес Сааведра. Роман «Хитроумный идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы).
Зарубежная новеллистика (одно произведение по выбору).
Например, П. Мериме. «Маттео Фальконе»; О. Генри. «Дары волхвов»,
«Последний лист».
А. де Сент-Экзюпери. Повесть-сказка «Маленький принц».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
«ЛИТЕРАТУРА» В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ
Личностные результаты
Личностные результаты освоения программы по литературе на уровне
основного общего образования достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими
социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам
самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней
позиции личности.
В результате изучения литературы на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества,
родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями,
отражёнными в литературных произведениях;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли
различных социальных институтов в жизни человека; представление об
основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах
и правилах межличностных отношений в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, в том числе с использованием примеров
из литературы;

представление о способах противодействия коррупции, готовность к
разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и
взаимопомощи, в том числе с использованием примеров из литературы;
активное участие в самоуправлении в образовательной организации;
готовность к участию в гуманитарной деятельности;
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края,
народов России в контексте изучения произведений русской и зарубежной
литературы, а также литератур народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям
народа, в том числе отражённым в художественных произведениях; уважение
к символам России, государственным праздникам, историческому и
природному наследию и памятникам, традициям разных народов,
проживающих в родной стране, обращая внимание на их воплощение в
литературе;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора с оценкой поведения и поступков персонажей
литературных произведений; готовность оценивать своё поведение и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное
неприятие
асоциальных
поступков,
свобода
и
ответственность личности в условиях индивидуального и общественного
пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства,
в том числе изучаемых литературных произведений;
осознание важности художественной литературы и культуры как
средства коммуникации и самовыражения;
понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций и народного творчества; стремление к
самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного
и читательского опыта, ответственного отношения к своему здоровью и
установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение
гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в Интернете;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, умение
принимать себя и других, не осуждая; умение осознавать эмоциональное
состояние себя и других, опираясь на примеры из литературных
произведений, управлять собственным эмоциональным состоянием,
сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека с оценкой поступков литературных героев;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края)
технологической и социальной направленности, способность инициировать,
планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
знакомства с деятельностью героев на страницах литературных
произведений;
осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого;
готовность адаптироваться в профессиональной среде; уважение к труду и
результатам трудовой деятельности, в том числе при изучении произведений
русского фольклора и литературы, осознанный выбор и построение
индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом
личных и общественных интересов и потребностей;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук
для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное
при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими
экологические проблемы; осознание своей роли как гражданина и
потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и
социальной среды, готовность к участию в практической деятельности
экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой с
использованием изученных и самостоятельно прочитанных литературных
произведений;
овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности с
учётом специфики литературного образования, установка на осмысление
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) обеспечение адаптации обучающегося к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися социального опыта, основных социальных
ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах,
включая семью, группы, сформированные по профессиональной
деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из
другой культурной среды; изучение и оценка социальных ролей персонажей
литературных произведений;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, в действии в условиях
неопределенности, повышение уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других, в выявлении и связывании образов, необходимость в
формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия,
гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать
дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё
развитие, умение оперировать основными понятиями, терминами и
представлениями в области концепции устойчивого развития; анализировать
и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики; оценивать свои
действия с учётом влияния на окружающую среду, достижений целей и
преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный и
читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов,
требующий контрмер, оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в произошедшей
ситуации; быть готовым действовать в отсутствии гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение
универсальными
учебными
познавательными
действиями:
выделять характерные черты, присущие различным образам
литературных героев, давать им обобщенную характеристику;
устанавливать причинно-следственные связи при чтении литературных
произведений;
находить в тексте информацию и формулировать выводы;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
формировать читательскую грамотность;
аргументировать свою позицию, мнение;

создавать, использовать, преобразовывать планы (простые и
развернутые) для решения учебных задач при написании аннотации,
сочинения, эссе, литературно-творческой работы;
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями:
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с
условиями и целями общения;
задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога или
дискуссии;
с помощью педагога или самостоятельно составлять устные и
письменные тексты с использованием литературных произведений для
выступления перед аудиторией;
отстаивать свое мнение, точку зрения;
формировать и развивать компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности в области литературы;
самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
различать и называть собственные эмоции, возникающие при
прочтении литературных произведений или при знакомстве с биографиями
писателей;
анализировать причины эмоций литературных персонажей и адекватно
называть их;
ставить себя на место литературного персонажа, понимать его мотивы
и намерения.

Предметные результаты
В результате освоения учебного предмета «Литература» обучающиеся
с ЗПР включаются в культурно-языковое поле русской и мировой культуры
через осознание богатства, национального своеобразия русского языка,
воспитание ценностного отношения к русскому языку как части самобытной
русской культуры, осознание тесной связи между языковым, литературным,
интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее
социальным ростом. Обеспечивается приобщение обучающихся к
российскому литературному наследию и через него к сокровищам
отечественной и мировой культуры; формирование причастности к
национальным свершениям, традициям и осознание исторической
преемственности поколений; обогащение словарного запаса, развитие
культуры владения русским литературным языком во всей полноте его
функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и
письменной речи, правилами русского речевого этикета.
Предметные результаты освоения учебного предмета «Литература»
ориентированы на формирование культуры чтения и мышления, применение
знаний, умений и навыков в учебных ситуациях и реальных жизненных
условиях. Они должны обеспечивать формирование потребности в
систематическом чтении как способе познания мира и себя в этом мире,
источнике эмоциональных и эстетических впечатлений, а также средстве
гармонизации отношений человека и общества.
Предметные результаты по литературе в основной школе для
обучающихся с ЗПР должны обеспечивать:
1) понимание духовно-нравственной и культурной ценности
литературы и её роли в формировании гражданственности и патриотизма,
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) понимание специфики литературы как вида искусства,
принципиальных отличий художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
3) овладение элементарными умениями смыслового анализа
произведений устного народного творчества и художественной литературы,
базовыми умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и
оценивать прочитанное, понимать художественную картину мира,
отражённую в литературных произведениях:
умение анализировать произведение в единстве формы и содержания;
определять с направляющей помощью педагога тематику и проблематику
произведения, родовую и жанровую принадлежность произведения;
выявлять по опорным вопросам позицию героя, повествователя, рассказчика,
авторскую позицию, учитывая художественные особенности произведения и
воплощённые в нём реалии;
иметь представление о теоретико-литературных понятиях 1 и уметь
использовать их на базовом уровне в процессе анализа, интерпретации
Здесь и далее по тексту в аналогичных предметных требованиях к результатам
знание определений понятий не выносится на промежуточную и итоговую аттестацию.

1

произведений и оформления собственных оценок и наблюдений:
художественная литература и устное народное творчество; проза и поэзия;
художественный образ; факт, вымысел; литературные направления
(классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм), роды (лирика, эпос,
драма), жанры (рассказ, притча, повесть, роман, комедия, драма, трагедия,
поэма, басня, баллада, песня, ода, элегия, послание, отрывок, сонет,
эпиграмма, лиро­эпические (поэма, баллада)); форма и содержание
литературного произведения; тема, идея, проблематика, пафос (героический,
трагический, комический); сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития
действия: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,
эпилог; авторское отступление; конфликт; система образов; образ автора,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический
герой, лирический персонаж, речевая характеристика героя; реплика, диалог,
монолог; портрет, пейзаж, интерьер, художественная деталь, символ,
подтекст; сатира, юмор, ирония, сарказм; эпитет, метафора, сравнение;
олицетворение, гипербола; стиль; стих и проза; стихотворный метр (хорей,
ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
базовые умения рассматривать изученные произведения в рамках
историко-литературного процесса (определять с направляющей помощью
педагога и при помощи «ленты времени» принадлежность произведения к
историческому времени, определённому литературному направлению);
выявлять связь между важнейшими фактами биографии писателей (в
том
числе
А. С. Грибоедова,
А. С. Пушкина,
М. Ю. Лермонтова,
Н. В. Гоголя) и особенностями исторической эпохи, авторского
мировоззрения, проблематики произведений;
базовое умение сопоставлять произведения, их фрагменты, образы
персонажей, литературные явления и факты, сюжеты разных литературных
произведений, темы, проблемы, жанры, эпизоды текста;
умение сопоставлять по опорной схеме или опорным вопросам
изученные произведения художественной литературы с произведениями
других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) совершенствование
умения
выразительно
(с
учётом
индивидуальных особенностей обучающихся с ЗПР) читать наизусть
произведения, и / или фрагменты в том числе наизусть, не менее
10 произведений и / или фрагментов;
5) овладение умением пересказывать прочитанное произведение по
опорным схемам и наводящим вопросам, используя подробный, сжатый,
выборочный пересказ, отвечать на вопросы по прочитанному произведению
и формулировать вопросы к тексту;
6) развитие умения участвовать в диалоге о прочитанном
произведении; давать аргументированную оценку прочитанному;

7) совершенствование умения создавать устные и письменные
высказывания разных жанров, писать сочинение по заданной теме с опорой
на прочитанные произведения (не менее 200 слов), аннотацию, отзыв;
8) овладение базовыми умениями самостоятельной интерпретации и
оценки изученных художественных произведений древнерусской,
классической русской и зарубежной литературы и современных авторов (в
том числе с использованием методов смыслового чтения):
«Слово о полку Игореве»; стихотворения М. В. Ломоносова,
Г. Р. Державина; комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль»; повесть
Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»; басни И. А. Крылова; стихотворения и
баллады В. А. Жуковского; комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума»;
произведения А. С. Пушкина: стихотворения, поэма «Медный всадник»,
роман в стихах «Евгений Онегин», роман «Капитанская дочка», повесть
«Станционный
смотритель»;
произведения
М. Ю. Лермонтова:
стихотворения, «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова», поэма «Мцыри», роман «Герой нашего
времени»; произведения Н. В. Гоголя: комедия «Ревизор», повесть
«Шинель», поэма «Мёртвые души»; стихотворения Ф. И. Тютчева,
А. А. Фета, Н. А. Некрасова; «Повесть о том, как один мужик двух генералов
прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина; по одному произведению (по
выбору) следующих писателей: Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев,
Л. Н. Толстой, Н. С. Лесков; рассказы А. П. Чехова; стихотворения
И. А. Бунина,
А.
А. Блока,
В. В. Маяковского,
С. А. Есенина,
А. А. Ахматовой, М. И. Цветаевой, О. Э. Мандельштама, Б. Л. Пастернака;
рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»; поэма А. Т. Твардовского
«Василий Тёркин» (избранные главы); рассказы В. М. Шукшина: «Чудик»,
«Стенька Разин»; рассказ А. И. Солженицына «Матрёнин двор», рассказ
В. Г. Распутина «Уроки французского»; по одному произведению (по
выбору) А. П. Платонова, М. А. Булгакова; произведения литературы второй
половины XX—XXI в.: не менее трёх прозаиков по выбору (в том числе
Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков,
Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, А. Н. и
Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков); не менее трёх поэтов по выбору (в том
числе Р. Г. Гамзатов, О. Ф. Берггольц, И. А. Бродский, А. А. Вознесенский,
В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Н. А. Заболоцкий, Ю. П. Кузнецов,
А. С. Кушнер, Б. Ш. Окуджава, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов);
Гомера, М. Сервантеса, У. Шекспира;
9) понимание важности чтения и изучения произведений устного
народного творчества и художественной литературы как способа познания
мира, источника эмоциональных и эстетических впечатлений, а также
средства собственного развития;
10) развитие умения планировать собственное досуговое чтение,
формировать и обогащать свой круг чтения, в том числе за счёт произведений
современной литературы;

11) формирование
умения
участвовать
в
проектной
или
исследовательской деятельности (с приобретением опыта публичного
представления полученных результатов);
12) овладение умением использовать словари и справочники, в том
числе информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, сети Интернет для
выполнения учебной задачи; применять ИКТ, соблюдать правила
информационной безопасности.
Предметные результаты
7 КЛАСС
1) иметь представления об общечеловеческой и духовно-нравственной
ценности литературы, осознавать её роль в воспитании любви к Родине и
укреплении единства многонационального народа Российской Федерации;
2) иметь представления о специфике литературы как вида словесного
искусства, выявлять отличия художественного текста от текста научного,
делового, публицистического;
3) проводить, с опорой на план, смысловой анализ произведений
фольклора и художественной литературы; воспринимать, анализировать и
оценивать прочитанное (с учётом актуального уровня развития обучающихся
с ЗПР), иметь представление, что в литературных произведениях отражена
художественная картина мира:
- анализировать с направляющей помощью педагога произведение в
единстве формы и содержания; определять тему, главную мысль и
проблематику произведения, его родовую и жанровую принадлежность;
выявлять позицию героя, рассказчика и авторскую позицию, учитывая
художественные особенности произведения; характеризовать героевперсонажей, давать их сравнительные характеристики, оценивать систему
персонажей; определять особенности композиции и основной конфликт
произведения; объяснять своё понимание нравственно-философской,
социально-исторической проблематики произведений (с учётом актуального
уровня развития обучающихся с ЗПР);
- понимать сущность и элементарные смысловые функции теоретиколитературных понятий и учиться самостоятельно использовать их в процессе
анализа и интерпретации произведений: художественная литература и устное
народное творчество; проза и поэзия; художественный образ; роды (лирика,
эпос), жанры (рассказ, повесть, роман, поэма, песня); тема, идея,
проблематика; сюжет, композиция, эпиграф; стадии развития действия:
экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка; автор,
повествователь, рассказчик, литературный герой (персонаж), лирический
герой; портрет, пейзаж, интерьер; юмор, ирония; эпитет, метафора,
сравнение; олицетворение, гипербола; антитеза, аллегория; стихотворный
метр (хорей, ямб, дактиль), ритм, рифма, строфа;
- выделять, с направляющей помощью педагога, в произведениях
элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними;

- сопоставлять по плану произведения, их фрагменты, образы
персонажей, сюжеты разных литературных произведений, темы, проблемы,
жанры, художественные приёмы, особенности языка;
- сопоставлять изученные произведения художественной литературы с
произведениями других видов искусства (живопись, музыка, театр, кино);
4) выразительно читать стихи и прозу, в том числе наизусть (не менее
6–7 поэтических произведений, не выученных ранее), передавая личное
отношение к произведению (с учётом актуального уровня развития
обучающихся с ЗПР);
5) пересказывать прочитанное произведение, используя различные
виды пересказов, отвечать на вопросы по прочитанному произведению и
самостоятельно формулировать вопросы к тексту;
6) участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, давать
аргументированную оценку прочитанному;
7) создавать устные и письменные высказывания разных жанров
(объёмом не менее 100–110 слов), писать сочинение-рассуждение по
заданной теме с опорой на прочитанные произведения; *с направляющей
помощью педагога исправлять и редактировать собственные письменные
тексты*; с направляющей помощью педагога собирать материал и
обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, таблицы,
схемы, доклада, конспекта на предложенную педагогом литературную тему;
8) с направляющей помощью педагога интерпретировать и оценивать
текстуально изученные художественные произведения древнерусской,
русской и зарубежной литературы и современных авторов с использованием
методов смыслового чтения;
9) осознавать важность чтения и изучения произведений фольклора и
художественной литературы для самостоятельного познания мира, развития
собственных эмоциональных и эстетических впечатлений;
10) планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям педагога, в том числе за счёт произведений современной
литературы для детей и подростков;
11) участвовать в коллективной и индивидуальной проектной или
исследовательской деятельности и публично представлять полученные
результаты;
12) развивать
умение
использовать
энциклопедии,
словари
и справочники, в том числе в электронной форме; самостоятельно
пользоваться электронными библиотеками и подбирать проверенные
источники в интернет-библиотеках для выполнения учебных задач, соблюдая
правила информационной безопасности.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«Литература» Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования
обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей
программы учебного предмета «Литература» образовательной программы основного общего образования. При этом
Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по литературе, представленными в
Пояснительной записке.
В тематическом планировании, представленном по годам обучения, указано количество часов, отводимое на чтение,
изучение и обсуждение литературных тем, на развитие речи, на уроки внеклассного чтения и итоговые контрольные
работы, предусмотрены резервные часы для реализации принципа вариативности в выборе произведений (до 15 часов в
год), в том числе и произведений региональной литературы. Количество резервных часов рассчитывается исходя из общего
количества часов, отведённых на год обучения; зависит от уровня сложности содержания инварианта; от выбранного
учителем УМК.
7 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
Всего: на чтение, изучение и обсуждение 52 ч.
на развитие речи 5 ч
на уроки внеклассного чтения 2 ч
итоговые контрольные работы 2 ч
резервные уроки 7 ч
Тематический
блок/раздел

Основное содержание

Древнерусская
литература (1ч)

Древнерусские повести
(одна повесть по выбору).

Основные виды деятельности обучающихся
Воспринимать и выразительно читать произведения древнерусской литературы.
Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном уровне.

Литература
первой
половины XIX
века (13 ч)

Например, «Поучение
Владимира Мономаха (в
сокращении) (1 ч)

Устно или письменно отвечать на вопросы. Составлять с помощью учителя
лексические
и
историко-культурные
комментарии.
Анализировать
по
предложенному плану произведение с учётом его жанровых особенностей.
Характеризовать по плану героев произведения. Работать со словарями, определять
значение устаревших слов и выражений.

А. С. Пушкин.
Стихотворения (не менее
трех). Например,
«Во глубине сибирских
руд…», «19 октября»
(«Роняет лес багряный свой
убор…»),
«И. И. Пущину», «На
холмах Грузии лежит
ночная мгла…» и др.
«Повести Белкина»
(«Станционный
смотритель» и др.).
Поэма «Полтава»
(фрагмент) и др. (6 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять тезисный план статьи учебника с помощью учителя. Участвовать
в коллективном диалоге. Составлять с помощью учителя лексические и историкокультурные комментарии. Определять по наводящим вопросам тему, идею,
художественные и композиционные особенности лирического, лиро-эпического и
эпического произведения. Характеризовать по плану лирического героя.
Характеризовать и сопоставлять с использованием технологической карты основных
героев повести, выявлять художественные средства их создания. Анализировать с
помощью учителя произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности.
Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям
используя дидактические материалы. Пересказывать (кратко, подробно, выборочно)
текст повести или её фрагмент. Устно или письменно отвечать на вопросы.
Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать сочинение на литературную
тему. Работать со словарями, определять значение устаревших слов и выражений.

Литература

М. Ю. Лермонтов.
Стихотворения (не менее
трех). Например, «Узник»,
«Парус», «Тучи»,
«Желанье» («Отворите мне
темницу…»), «Когда
волнуется желтеющая
нива…», Ангел»,
«Молитва» («В минуту
жизни трудную…») и др.
«Песня про царя Ивана
Васильевича, молодого
опричника и удалого купца
Калашникова»
(4 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Составлять с помощью учителя лексические и историко-культурные
комментарии. Определять по наводящим вопросам тему, идею, художественные и
композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать по плану
лирического героя. Анализировать с помощью учителя произведение с учётом его
родо-жанровой принадлежности. Выявлять с помощью учителя средства
художественной изобразительности в лирических произведениях. Устно или
письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос
используя материалы произведения. Работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений.

Н. В. Гоголь. Повесть
«Тарас Бульба» (3 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять тезисный
план статьи учебника с помощью учителя. Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять с помощью учителя лексические и историко-культурные комментарии.
Определять по наводящим вопросам тему, идею, художественные и композиционные
особенности повести. Характеризовать и сопоставлять, используя технологическую
карту и опорные вопросы, основных героев повести, выявлять художественные
средства их создания с занесением информации в таблицу. Анализировать с помощью
учителя произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности. Сопоставлять
произведения разных авторов по заданным основаниям используя дидактические
материалы. Использовать различные виды пересказа повести или её фрагмент. Устно
или письменно отвечать на вопросы (используя текст произведения). Письменно
отвечать на проблемный вопрос пользуясь справочными материалами, писать
сочинение на литературную тему. Работать со словарями, определять значение
устаревших слов и выражений. Участвовать в разработке проектов по литературе
первой половины ХIХ века (по выбору обучающихся). Планировать своё досуговое
чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.

И. С. Тургенев. Рассказы

Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное

второй
половины
XIX века (13 ч)

из цикла «Записки
охотника» (одно по
выбору). Например,
«Бирюк», «Хорь и
Калиныч» и др.
Стихотворения в прозе.
Например, «Русский язык»,
«Воробей» и др. (3 ч)

читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять тезисный
план статьи учебника с помощью учителя. Устно или письменно отвечать на вопросы
(с использованием текста произведения). Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять с помощью учителя лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать по наводящим вопросам сюжет, тематику проблематику, идейнохудожественное
содержание,
определять
композиционные
особенности
произведений. Формулировать, по опорным словам, вопросы по тексту
произведения. Характеризовать и сопоставлять, используя технологическую карту и
опорные вопросы, основных героев произведений, выявлять художественные
средства их создания. Иметь представление о форме выражения авторской позиции.
Использовать различные виды пересказа произведения. Письменно отвечать на
проблемный вопрос (используя текст произведения). Работать со словарями,
определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать
материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета (под руководством учителя).

Л. Н. Толстой. Рассказ
«После бала» (3 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять конспект
статьи учебника с помощью учителя. Устно или письменно отвечать на вопросы (с
использованием текста произведения). Участвовать в коллективном диалоге.
Составлять с помощью учителя лексические и историко-культурные комментарии.
Анализировать по наводящим вопросам сюжет, тематику, проблематику, идейнохудожественное содержание произведения. Формулировать, по опорным словам,
вопросы по тексту. Характеризовать и сопоставлять, используя технологическую
карту и опорные вопросы, основных героев произведения, выявлять художественные
средства их создания. Иметь представление о роли контраста и художественной
детали. Иметь представление о соотнесении содержания произведения
с реалистическими принципами изображения жизни и человека. Давать письменный
ответ на проблемный вопрос (используя текст произведения). Подбирать и обобщать
материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя.

Н. А. Некрасов.
Стихотворения (одно
произведение). Например,

Воспринимать и выразительно читать лирические произведения (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Анализировать по наводящим вопросам сюжет, тематику проблематику,

«Железная дорога»,
«Размышления у парадного
подъезда» и др. (2 ч)

идейно-художественное содержание, определять композиционные особенности
произведений. Формулировать, по опорным словам, вопросы по тексту
произведения. Выявлять средства художественной изобразительности в
стихотворениях используя дидактические материалы. Письменно отвечать на
проблемный вопрос.

Поэзия второй половины
XIX века. Ф. И. Тютчев, А.
А. Фет, А. К. Толстой и др.
(одно стихотворение по
выбору) (1 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Определять по наводящим вопросам тему, идею, художественные и
композиционные особенности лирического произведения. Характеризовать по плану
лирического героя. Анализировать с помощью учителя произведение с учётом его
родо-жанровой
принадлежности.
Выявлять
средства
художественной
изобразительности в лирических произведениях используя дидактические
материалы. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на
проблемный вопрос, используя текст произведения. Работать со словарями,
определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать
материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя.

М. Е. Салтыков-Щедрин.
Сказки (одно по выбору).
Например, «Повесть о том,
как один мужик двух
генералов прокормил»,
«Дикий помещик»,
«Премудрый пискарь» и др.
(2 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Составлять под
руководством учителя тезисный план статьи учебника. Устно или письменно
отвечать на вопросы (с использованием текста учебника). Участвовать в
коллективном диалоге. Составлять с помощью учителя лексические и историкокультурные комментарии. Анализировать по технологической карте и наводящим
вопросам сюжет, тематику проблематику, идейно-художественное содержание,
определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять основных героев
произведений, используя схему, выявлять художественные средства их создания.
Анализировать по наводящим вопросам учителя и после подробного анализа форму
выражения
авторской
позиции.
Выявлять
средства
художественной
изобразительности в произведениях используя дидактические материалы.
Использовать различные виды пересказа произведения. Письменно отвечать на
проблемный вопрос (используя текст произведения). Работать со словарями,
определять значение устаревших слов и выражений. Подбирать и обобщать

материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника,
справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством учителя.

Литература
конца XIX —
начала XX века
(5 ч)

Произведения
отечественных
и зарубежных писателей на
историческую тему (одно
произведение). Например,
произведения А. К.
Толстого, Р. Сабатини,
Ф. Купера (2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Определять по
технологической карте и наводящим вопросам идею, художественные и
композиционные особенности произведений, связанные с их исторической тематикой.
Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой принадлежности по
предложенному плану. Выявлять средства художественной изобразительности в
произведениях используя дидактические материалы. Использовать различные виды
пересказа произведений. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно
отвечать на проблемный вопрос (используя текст произведения). Участвовать в
разработке проектов по литературе второй половины ХIХ века (по выбору
обучающихся). Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с
использованием статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под
руководством учителя. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг
чтения по рекомендациям учителя.

А. П. Чехов. Рассказы (один
по выбору). Например,
«Тоска», «Злоумышленник»
и др. (1 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературное произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Устно или письменно
отвечать на вопросы (с использованием текста произведения). Участвовать в
коллективном диалоге. Анализировать по технологической карте и наводящим
вопросам сюжет, тематику проблематику, идейно-художественное содержание,
определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять по плану основных героев
произведений, выявлять художественные средства их создания. Анализировать под
руководством учителя форму выражения авторской позиции. Выявлять средства
художественной изобразительности в произведениях используя дидактические
материалы. Использовать различные виды пересказа произведения. Принимать
участие в инсценировании рассказа или его фрагмента. Письменно отвечать на
проблемный вопрос (с использованием текста произведения).

Литература
первой
половины XX
века (6 ч)

М. Горький. Ранние
рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Старуха
Изергиль» (легенда о
Данко), «Челкаш» и др. (2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Участвовать в
коллективном диалоге. Определять технологической карте и наводящим вопросам
тему, идею, художественные и композиционные особенности произведений.
Формулировать вопросы по тексту произведения. Характеризовать и сопоставлять,
используя схему, основных героев произведений с занесением информации в
таблицу, выявлять художественные средства их создания. Сопоставлять
произведения одного и разных авторов по заданным основаниям при помощи
учителя. Анализировать форму выражения авторской позиции с помощью учителя.
Использовать различные виды пересказа произведения. Устно или письменно
отвечать на вопросы (с использованием текста произведения). Письменно отвечать
на проблемный вопрос.

Сатирические произведения
отечественной и
зарубежной литературы (не
менее двух). Например, М.
М. Зощенко,
А. Т. Аверченко, Н. Тэффи,
О. Генри, Я. Гашека (2 ч)

Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Участвовать в
коллективном диалоге. Анализировать по технологической карте и наводящим
вопросам сюжет, тематику проблематику, идейно-художественное содержание,
определять композиционные особенности произведений. Формулировать вопросы по
тексту произведения. Характеризовать по плану основных героев произведений,
выявлять художественные средства их создания. Выявлять средства художественной
изобразительности в произведениях по наводящим вопросам. Определять с помощью
учителя художественные средства, создающие комический эффект в рассказах.
Использовать различные виды пересказа произведения. Принимать участие в
инсценировании рассказа или его фрагмента. Подбирать и обобщать материалы об
авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы
и ресурсов Интернета под руководством учителя. Планировать своё досуговое чтение,
обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.

А. С. Грин. Повести и
рассказы (одно
произведение по выбору).
Например, «Алые паруса»,
«Зелёная лампа» и др. (2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Участвовать в
коллективном диалоге. Определять тему, идею, художественные и композиционные
особенности произведений. Формулировать вопросы по тексту произведения.
Характеризовать и сопоставлять основных героев произведений (используя
технологическую карту), выявлять художественные средства их создания, используя
схему. Сопоставлять произведения одного и разных авторов по заданным основаниям
с помощью учителя. Анализировать по наводящим вопросам форму выражения

авторской позиции. Выявлять средства художественной изобразительности в
произведениях (используя технологическую схему). Использовать различные виды
пересказа произведения или его фрагмента. Устно или письменно отвечать на
вопросы (с использованием текста произведения). Письменно отвечать на
проблемный вопрос, писать сочинение на литературную тему или отзыв о
прочитанном произведении.
Отечественная поэзия
первой половины XX века.
Стихотворения на тему
мечты и реальности (однодва по выбору). Например,
стихотворения А. А. Блока,
Н. С. Гумилёва,
М. И. Цветаевой и др. (1 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности
лирического произведения по наводящим вопросам. Характеризовать по плану
лирического героя. Анализировать по опорной схеме произведение с учётом его
родо-жанровой принадлежности. Выявлять с помощью учителя средства
художественной изобразительности в лирических произведениях. Устно или
письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос
(используя текст произведения).

В. В. Маяковский.
Стихотворения (одно по
выбору). Например,
«Необычайное
приключение, бывшее с
Владимиром Маяковским
летом на даче», «Хорошее
отношение к лошадям»
и др. (2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения (в том числе
наизусть). Выражать личное читательское отношение к прочитанному на доступном
уровне. Определять тему, идею, художественные и композиционные особенности
лирического произведения по наводящим вопросам. Характеризовать лирического
героя по плану. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой
принадлежности по опорной схеме. Выявлять средства художественной
изобразительности в лирических произведениях с помощью учителя. Устно или
письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос
(используя текст произведения).

А. П. Платонов. Рассказы
(один по выбору).
Например, «Юшка»,
«Неизвестный цветок» и др.
(1 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Определять тему,
идею, художественные и композиционные особенности произведения по наводящим
вопросам. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой
принадлежности по опорной схеме. Выявлять средства художественной
изобразительности в произведении с помощью учителя. Устно или письменно
отвечать на вопросы.

Литература
второй
половины
XX века (7 ч)

В. М. Шукшин. Рассказы
(один по выбору).
Например, «Чудик»,
«Стенька Разин»,
«Критики» и др. (1 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведение. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Определять тему,
идею, художественные и композиционные особенности произведения по наводящим
вопросам. Анализировать произведение с учётом его родо-жанровой
принадлежности по опорной схеме. Выявлять средства художественной
изобразительности в произведениях с помощью учителя. Использовать различные
виды пересказа произведения, передавая комический эффект. Устно или письменно
отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос (используя текст
произведения).

Стихотворения
отечественных поэтов XX—
XXI веков (не менее двух
стихотворений двух
поэтов): например,
стихотворения М. И.
Цветаевой, Е. А.
Евтушенко, Б. А.
Ахмадулиной,
Ю. Д. Левитанского и др. (2
ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать стихотворения. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Определять тему,
идею, художественные и композиционные особенности лирических произведений по
наводящим вопросам. Характеризовать лирического героя по плану. Анализировать
стихотворения с учётом их родо-жанровой принадлежности по опорной схеме.
Выявлять средства художественной изобразительности в стихотворениях с помощью
учителя. Устно или письменно отвечать на вопросы. Участвовать в разработке
проектов по литературе ХХ века (по выбору обучающихся). Подбирать и обобщать
материалы об авторах и произведениях с использованием статьи учебника, справочной
литературы и ресурсов Интернета с помощью учителя. Планировать своё досуговое
чтение, обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.

Произведения
отечественных прозаиков
второй половины XX —
начала XXI века (одно
произведение). Например,
произведения Ф.
А. Абрамова,
В. П. Астафьева, В.
И. Белова, Ф. А. Искандера
и др. (2 ч)

Эмоционально воспринимать и выразительно читать произведения. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Определять тему,
идею, художественные и композиционные особенности произведений по наводящим
вопросам. Анализировать произведения с учётом их родо-жанровой принадлежности
по опорной схеме. Выявлять средства художественной изобразительности
в произведениях с помощью учителя. Использовать различные виды пересказа
произведения. Устно или письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на
проблемный вопрос (используя текст произведения).

Тема взаимоотношения
поколений, становления

Воспринимать и выразительно читать литературные произведения. Выражать личное
читательское отношение к прочитанному на доступном уровне. Устно или письменно

Зарубежная
литература (7 ч)

человека, выбора им
жизненного пути (не менее
двух произведений
современных
отечественных
и зарубежных писателей).
Например, Л. Л. Волкова
«Всем выйти из кадра»,
Т. В. Михеева. «Лёгкие
горы», У. Старк «Умеешь
ли ты свистеть, Йоханна?»
и др. (2 ч)

отвечать на вопросы. Участвовать в коллективном диалоге. Анализировать сюжет,
тематику проблематику, идейно-художественное содержание по наводящим
вопросам. Формулировать вопросы по тексту произведений. Характеризовать и
сопоставлять основных героев произведений, выявлять художественные средства их
создания по опорному плану. Анализировать с помощью учителя форму выражения
авторской позиции. Выявлять средства художественной изобразительности
в произведениях по наводящим вопросам. Использовать различные виды пересказа
произведения. Письменно отвечать на проблемный вопрос (используя текст
произведения). Участвовать в разработке проектов по современной детской
литературе (по выбору обучающихся). Подбирать и обобщать материалы об авторах
и произведениях с использованием статьи учебника, справочной литературы и
ресурсов Интернета под руководством учителя. Планировать своё досуговое чтение,
обогащать свой круг чтения по рекомендациям учителя.

М. де Сервантес Сааведра.
Роман «Хитроумный
идальго Дон Кихот
Ламанчский» (главы).
Зарубежная новеллистика
(одно произведение по
выбору). Например,
П. Мериме. «Маттео
Фальконе»);
О. Генри. «Дары волхвов»,
«Последний лист».
А. де Сент Экзюпери.
Повесть-сказка «Маленький
принц».
(7 ч)

Осознавать богатство и многообразие зарубежной литературы разных времён и
народов. Читать и пересказывать произведения или их фрагменты, отвечать на
вопросы, анализировать по предложенному плану отдельные главы. Определять
нравственный выбор героев произведения с помощью учителя. Характеризовать и
сопоставлять основных героев произведений, используя схему и таблицу, выявлять
художественные средства их создания. Сопоставлять произведения одного и разных
авторов по заданным основаниям используя технологическую схему. Устно или
письменно отвечать на вопросы. Письменно отвечать на проблемный вопрос, писать
отзыв о прочитанном произведении (используя текст произведения). Участвовать в
разработке проектов по зарубежной литературе (по выбору обучающихся).
Подбирать и обобщать материалы об авторах и произведениях с использованием
статьи учебника, справочной литературы и ресурсов Интернета под руководством
учителя. Планировать своё досуговое чтение, обогащать свой круг чтения по
рекомендациям учителя.

Количество учебных часов на тему может варьироваться на усмотрение учителя, неизменным остаётся общее количество часов на весь год.
7 резервных уроков предназначены для самостоятельного распределения учителем количества часов на тематический контроль, на
дополнительное включение в тематическое планирование авторов или произведений, на рекомендации по индивидуальному планированию
самостоятельного чтения, на консультирование по подготовке учебных проектов.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».