РП русский язык 7 класс ЗПР

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

_______________________

________________________

Каканова Л.С.
Селянкина Е.Л ________________________
Приказ
№
61-ос
Протокол №1
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК 7 класс

Программу составила: Усольцева И.И.,
учитель русского языка и литературы

с. Армизонское 2025 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по русскому языку для обучающихся
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего
образования
подготовлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России
от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного
общего образования по учебному предмету «Русский язык», Федеральной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования
и
самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения
человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов
разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего
образования отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык»
представлены в Федеральной рабочей программе основного общего
образования.

Специальной целью преподавания русского языка является
формирование
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
 воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
 совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
 освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
 формирование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать
с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.

Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного
предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное
развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности
в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому
языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому
языку в соответствии с требованиями основной образовательной
программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как
испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в
информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным
словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое
запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются
отдельные
приемы
умственной
деятельности,
овладение
интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР
имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них
недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь
изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально
необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут
использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было
объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем
сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта,
наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми
обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего
программного материала.
В соответствии с особенностями восприятия, сохранения и
переработки учебной информации обучающимися с ЗПР, следует в 5 классе
уделить особое внимание повторению и актуализации учебного материала,
изученного в начальной школе. Наибольшее время стоит уделить
повторению таких тем, как «Имя существительное. Три склонения имён
существительных. Правописание безударных падежных окончаний», «Имя
прилагательное. Изменение по падежам имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний», «Личные местоимения», «Глагол.
Спряжение глагола».
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности
обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению переходные

и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в
значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как
«Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»;
«Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен
прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается
доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более
тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения
наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием
степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а
также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в
середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях
числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед
суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в
местоимениях.
Одна из особенностей устной и письменной речи обучающихся с ЗПР
в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и
деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности.
Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами
«Причастие» и «Деепричастие». С усилением практической направленности
и уменьшением доли теоретического материала изучаются такие темы, как
«Причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль)»; «Склонение полных причастий и
правописание гласных в падежных окончаниях»; «Не с причастием»; «Одна
и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных,
образованных от глагола»; «Одна буква н в кратких причастиях»;
«Деепричастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль)»; «Непроизводные и производные
предлоги». Для изучения данного материала подбираются доступные для
выполнения варианты заданий с использованием смысловой опоры.
Наибольшее время стоит уделить таким темам, как «Причастный оборот.
Обособление причастного оборота», «Деепричастный оборот. Обособление
деепричастного оборота», которые требуют многократного закрепления.
В практическом плане (с использованием терминологии по
визуальной основе) изучаются: образование действительных и
страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий;
степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и
модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение
наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной
грамотности тем, таких, как словосочетание (умение выписывать из
предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные
предложения (большое внимание уделяется разбору по членам
предложения, умению находить основу предложения с простым, составным
и составным именным сказуемыми); предложения с однородными членами
(наиважнейшая тема в курсе 8 класса); предложения с обращениями,
вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.

Особое внимание уделяется темам: «Однородные члены
предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие слова
в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при
обобщающих словах», «Обращения и вводные слова. Знаки препинания»,
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение
предваряется практическими упражнениями в конструировании
предложений с простыми, составными и составными-именными
сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и
сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании местоимений
и наречий в роли обобщающего слова однородных членов предложения.
Ознакомительно изучаются виды обстоятельств; сравнительный
оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между
подлежащим и сказуемым.
В практическом плане (без терминологии) изучается тема
«Несогласованные определения».
В 9 классе должны быть сформированы основные языковые
компетенции, отработаны умения и навыки применения орфографических
и синтаксических правил.
Наиболее сложными темами для изучения обучающимися с ЗПР
являются такие, как «Сложноподчинённые предложения с различными
видами придаточных» и т.п.
Особое внимание в 9 классе направлено на подготовку обучающихся
к государственной итоговой аттестации по русскому языку, где выпускники
должны проявить коммуникативные способности, связанные с умением
перерабатывать информацию, продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и
письменной речи.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский
язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках
русского языка определяется их особыми образовательными потребностями
в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая
недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов
речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по
расширению
словарного
запаса,
развитию
связной
речи,
совершенствованию фонематических процессов. Также важным является
адаптация формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления
на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной
информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и

самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе
выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений,
позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения
орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий
с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы),
привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по
применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует
использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению
тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно
использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций
социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ,
подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение
значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова
в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике
обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка,
алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский
язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является обязательным для изучения. Общее число часов,
рекомендованных для изучения русского языка в 7 классе -136 часов (4
часа в неделю).

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»

7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык как развивающееся явление. Взаимосвязь ­языка,
культуры и истории народа.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование.

Виды диалога: побуждение к действию, обмен мнениями, запрос
информации, сообщение информации.
Текст
Текст как речевое произведение. Основные признаки текста
(обобщение).
Структура текста. Абзац.
Информационная переработка текста: план текста (простой, сложный;
*назывной*, вопросный, *тезисный*); главная и второстепенная
информация текста.
Способы и средства связи предложений в тексте (обобщение).
*Языковые средства выразительности в тексте: фонетические
(звукопись), словообразовательные, лексические (обобщение).*
*Рассуждение как функционально-смысловой тип речи.*
*Структурные особенности текста-рассуждения. *
Смысловой анализ текста: его композиционных особенностей,
микротем и абзацев, способов и средств связи предложений в тексте;
использование языковых средств выразительности (в рамках изученного).
Функциональные разновидности языка
Понятие о функциональных разновидностях языка: разговорная речь,
функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы.
Публицистический стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры публицистического стиля (репортаж, заметка, интервью).
Употребление языковых средств выразительности в текстах
публицистического стиля.
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности. Инструкция.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Морфология. Культура речи
Морфология как раздел науки о языке (обобщение).
Причастие
Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах.
Причастия как особая группа слов. Признаки глагола и имени
прилагательного в причастии.
Причастия настоящего и прошедшего времени. Действительные и
страдательные причастия. Полные и краткие формы страдательных
причастий. Склонение причастий.
Причастие в составе словосочетаний. Причастный оборот.
Морфологический разбор причастия.
Употребление причастия в речи. Созвучные причастия и имена
прилагательные (висящий — висячий, горящий — горячий). Ударение в
некоторых формах причастий.
Правописание падежных окончаний причастий. Правописание

гласных в суффиксах причастий. Правописание н и нн в суффиксах
причастий и отглагольных имён прилагательных. Правописание окончаний
причастий. Слитное и раздельное написание не с причастиями.
Знаки препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Повторение изученного о глаголе в 5-6 классах.
Деепричастия как особая форма глагола. Признаки глагола и наречия
в деепричастии. Синтаксическая функция деепричастия, роль в речи.
Деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Деепричастие в составе словосочетаний. Деепричастный оборот.
Морфологический разбор деепричастия.
Постановка ударения в деепричастиях.
Правописание гласных в суффиксах деепричастий. Слитное и
раздельное написание не с деепричастиями.
Правильное построение предложений с одиночными деепричастиями
и деепричастными оборотами.
Знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и
деепричастным оборотом.
Наречие
Общее грамматическое значение наречий.
*Разряды наречий по значению. Простая и составная формы
сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий.*
Словообразование наречий.
*Синтаксические свойства наречий.*
*Морфологический разбор наречия.*
Нормы постановки ударения в наречиях, нормы произношения
наречий. *Нормы образования степеней сравнения наречий.*
Роль наречий в тексте.
Правописание наречий: слитное, раздельное, дефисное написание;
слитное и раздельное написание не с наречиями; н и нн в наречиях на -о (е); правописание суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-,
на-, за-; употребление ь после шипящих на конце наречий; правописание
суффиксов наречий -о и -е после шипящих.
Слова категории состояния
Общее представление о словах категории состояния в системе частей
речи.
Служебные части речи
Общая характеристика служебных частей речи. Отличие
самостоятельных частей речи от служебных.
Предлог
Предлог как служебная часть речи. Грамматические функции
предлогов.
Разряды предлогов по происхождению: предлоги производные и
непроизводные. Разряды предлогов по строению: предлоги простые и
составные.
*Морфологический разбор предлогов.*
Употребление предлогов в речи в соответствии с их значением и

стилистическими особенностями.
Нормы употребления имён существительных и местоимений с
предлогами. Правильное использование предлогов из — с, в — на.
Правильное образование предложно-падежных форм с предлогами по,
благодаря, согласно, вопреки, наперерез.
Правописание производных предлогов.
Союз
Союз как служебная часть речи. Союз как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения.
Разряды союзов по строению: простые и составные. Правописание
составных союзов. Разряды союзов по значению: сочинительные и
подчинительные. Одиночные, двойные и повторяющиеся сочинительные
союзы.
*Морфологический разбор союзов.*
Роль союзов в тексте. Употребление союзов в речи в соответствии с
их значением и стилистическими особенностями. Использование союзов
как средства связи предложений и частей текста.
Правописание союзов.
Знаки препинания в сложных союзных предложениях. Знаки
препинания в предложениях с союзом и, связывающим однородные члены
и части сложного предложения.
Частица
Частица как служебная часть речи.
Формообразующие и смысловые частицы.
*Разряды частиц по значению и употреблению: отрицательные,
модальные.*
*Роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и
тексте, в образовании форм глагола. Употребление частиц в предложении и
тексте в соответствии с их значением и стилистической окраской.*
Интонационные особенности предложений с частицами.
*Морфологический разбор частиц.*
Смысловые различия частиц не и ни. Использование частиц не и ни в
письменной речи. Различение приставки не- и частицы не. Слитное и
раздельное написание не с разными частями речи (обобщение).
Правописание частиц бы, ли, же с другими словами. Дефисное написание
частиц -то, -таки, -ка.
Междометия и звукоподражательные слова
Междометия как особая группа слов.
*Разряды междометий по значению (выражающие чувства,
побуждающие к действию, этикетные междометия); междометия
производные и непроизводные.*
*Морфологический анализ междометий.*
*Использование междометий и звукоподражательных слов в
разговорной и художественной речи как средства создания экспрессии.*
Интонационное
и
пунктуационное
выделение
междометий
и
звукоподражательных слов в предложении.

Предметные результаты
Результаты по годам обучения формулируются по принципу
добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по
умолчанию включают результаты предыдущих лет).
7 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о языке как развивающемся явлении.
Осознавать взаимосвязь языка, культуры и истории народа
*(приводить примеры) *.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план,
опорные слова объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений,
личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монологповествование); выступать с научным сообщением с опорой на
презентацию, развёрнутый план.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 4
реплик.
Владеть различными видами диалога: диалог – запрос информации,
диалог – сообщение информации.
Владеть различными видами аудирования (выборочное, детальное)
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть
различными
видами
чтения:
просмотровым,
ознакомительным, изучающим.
Устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом
не менее 110 слов.
Понимать
содержание
прослушанных
и
прочитанных
публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждениеобъяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 220 слов: устно
и письменно формулировать тему и главную мысль текста по
предварительному совместному анализу; формулировать вопросы по
содержанию текста и отвечать на них; подробно, сжато и выборочно
передавать в устной и письменной форме по плану, перечню вопросов
содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного
изложения объём исходного текста должен составлять не менее 170 слов;
для сжатого и выборочного изложения – не менее 190 слов).
*Осуществлять адекватный выбор языковых средств для создания
высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным
замыслом.*

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100110 слов; словарного диктанта объёмом 20-25 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 100-110 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего содержащего не
более 20 орфограмм, 4-5 пунктограмм и не более 7 слов с непроверяемыми
написаниями); соблюдать на письме правила речевого этикета.
Текст
Анализировать с направляющей помощью педагога текст с точки
зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру,
особенности абзацного членения, *языковые средства выразительности в
тексте: фонетические (звукопись), словообразовательные, лексические*.
Проводить по предварительному совместному анализу смысловой
анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество
микротем и абзацев.
Выявлять лексические и грамматические средства связи предложений
и частей текста.
Создавать с опорой на план, опорные слова тексты различных
функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; на произведения искусства (в том числе сочиненияминиатюры объёмом 5 и более предложений; сочинения объёмом от 60 слов
с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
Владеть умениями информационной переработки текста после
предварительного анализа: составлять план прочитанного текста (простой,
сложный; *назывной*, вопросный, *тезисный*) с целью дальнейшего
воспроизведения содержания текста в устной и письменной форме;
выделять главную и второстепенную информацию в тексте; передавать
содержание текста с изменением лица рассказчика; *использовать способы
информационной переработки текста; извлекать информацию из различных
источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, и использовать её в учебной деятельности*.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы,
схемы; *представлять содержание таблицы, схемы в виде текста*.
*Редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный
тексты; редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы с опорой на знание норм современного русского
литературного языка.*
Функциональные разновидности языка
Характеризовать
с
направляющей
помощью
педагога
функциональные
разновидности
языка:
разговорную
речь
и
функциональные стили (научный, публицистический, официальноделовой), язык художественной литературы.
Характеризовать с направляющей помощью педагога особенности
публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции),

употребления
языковых
средств
выразительности
в
текстах
публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического
стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка).
Создавать с опорой на план, опорные слова тексты
публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью;
оформлять деловые бумаги (инструкция).
*Владеть нормами построения текстов публицистического стиля.
Характеризовать особенности официально-делового стиля (в том
числе сферу употребления, функции, языковые особенности), особенности
жанра инструкции.
Применять знания о функциональных разновидностях языка при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Распознавать изученные орфограммы; проводить с опорой на
алгоритм орфографический анализ слов; применять знания по орфографии
в практике правописания.
Использовать знания по морфемике и словообразованию при
выполнении языкового анализа различных видов и в практике
правописания.
Объяснять по предварительному совместному анализу значения
фразеологизмов, пословиц и поговорок, афоризмов, крылатых слов (на
основе изученного), в том числе с использованием фразеологических
словарей русского языка.
Распознавать по визуальной опоре метафору, олицетворение, эпитет,
гиперболу, литоту; *понимать их коммуникативное назначение в
художественном тексте и использовать в речи как средство
выразительности*.
Характеризовать с опорой на алгоритм слово с точки зрения сферы его
употребления, происхождения, активного и пассивного запаса и
стилистической окраски; проводить с опорой на алгоритм лексический
анализ слов; применять знания по лексике и фразеологии при выполнении
языкового анализа *различных видов* и в речевой практике.
Использовать грамматические словари и справочники в речевой
практике.
Морфология. Культура речи
Распознавать по алгоритму учебных действий причастия и
деепричастия, наречия, служебные слова (предлоги, союзы, частицы),
*междометия,
звукоподражательные
слова*
и
проводить
их
морфологический разбор: определять общее грамматическое значение,
морфологические признаки, синтаксические функции.
Причастие
Характеризовать причастия как особую группу слов. Определять с
направляющей помощью педагога признаки глагола и имени
прилагательного в причастии.
Распознавать с опорой на образец причастия настоящего и
прошедшего времени, действительные и страдательные причастия.

Различать и характеризовать с опорой на образец полные и краткие формы
страдательных причастий. Склонять причастия.
Проводить по алгоритму учебных действий морфологический разбор
причастий, применять это умение в речевой практике.
Составлять по смысловой опоре словосочетания с причастием в роли
зависимого слова. Конструировать по смысловой опоре причастные
обороты. Определять роль причастия в предложении.
Уместно использовать причастия в речи. Различать созвучные
причастия и имена прилагательные (висящий — висячий, горящий —
горячий). *Правильно употреблять причастия с суффиксом -ся.* Правильно
устанавливать согласование в словосочетаниях типа прич. + сущ.
Правильно ставить ударение в некоторых формах причастий.
Применять по визуальной опоре правила правописания падежных
окончаний и суффиксов причастий; н и нн в причастиях и отглагольных
именах прилагательных; написания гласной перед суффиксом -вшдействительных причастий прошедшего времени, перед суффиксом -ннстрадательных причастий прошедшего времени; написания не с
причастиями.
Правильно расставлять по алгоритму учебных действий знаки
препинания в предложениях с причастным оборотом.
Деепричастие
Характеризовать деепричастия как особую группу слов. Определять с
направляющей помощью педагога признаки глагола и наречия в
деепричастии.
Распознавать с опорой на образец деепричастия совершенного и
несовершенного вида.
Проводить по алгоритму учебных действий морфологический разбор
деепричастий, применять это умение в речевой практике.
Конструировать по смысловой опоре деепричастный оборот.
Определять роль деепричастия в предложении.
Уместно использовать деепричастия в речи.
Правильно ставить ударение в деепричастиях.
Применять по визуальной опоре правила написания гласных в
суффиксах деепричастий; правила слитного и раздельного написания не с
деепричастиями.
Правильно по смысловой опоре строить предложения с одиночными
деепричастиями и деепричастными оборотами.
Правильно по алгоритму учебных действий расставлять знаки
препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным
оборотом.
Наречие
Распознавать с опорой на образец наречия в речи. Определять общее
грамматическое значение наречий; *различать разряды наречий по
значению*; характеризовать особенности словообразования наречий, их
синтаксических свойств, роли в речи.
*Проводить по алгоритму учебных действий морфологический разбор
наречий, применять это умение в речевой практике.*

*Соблюдать нормы образования степеней сравнения наречий,
произношения наречий, постановки в них ударения.*
Применять по визуальной опоре правила слитного, раздельного и
дефисного написания наречий; написания н и нн в наречиях на -о и -е;
написания суффиксов -а и -о наречий с приставками из-, до-, с-, в-, на-, за-;
употребления ь на конце наречий после шипящих; написания суффиксов
наречий -о и -е после шипящих; написания е и и в приставках не- и нинаречий; слитного и раздельного написания не с наречиями.
Слова категории состояния
Иметь общее представление о словах категории состояния в системе
частей речи.
Служебные части речи
Давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их
отличия от самостоятельных частей речи.
Предлог
Характеризовать предлог как служебную часть речи; различать с
опорой на образец производные и непроизводные предлоги, простые и
составные предлоги.
Употреблять предлоги в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями; соблюдать по визуальной опоре нормы
правописания производных предлогов.
Соблюдать нормы употребления имён существительных и
местоимений с предлогами, предлогов из — с, в — на в составе
словосочетаний; правила правописания по смысловой опоре производных
предлогов.
*Проводить морфологический разбор предлогов, применять это
умение при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике.*
Союз
Характеризовать союз как служебную часть речи; различать с опорой
на образец разряды союзов по значению, по строению; объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения
и частей сложного предложения.
Употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и
стилистическими особенностями; соблюдать нормы правописания союзов,
постановки с опорой на схему знаков препинания в сложных союзных
предложениях, постановки с опорой на схему знаков препинания в
предложениях с союзом и, связывающим однородные члены и части
сложного предложения.
*Проводить морфологический разбор союзов, применять это умение
в речевой практике.*
Частица
Характеризовать частицу как служебную часть речи; *различать
разряды частиц по значению, по составу; объяснять роль частиц в передаче
различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм
глагола*; понимать интонационные особенности предложений с частицами.
*Употреблять частицы в речи в соответствии с их значением

и стилистической окраской*; соблюдать по визуальной опоре нормы
правописания частиц.
*Проводить морфологический разбор частиц, применять это умение в
речевой практике.*
Междометия и звукоподражательные слова
Характеризовать междометия как особую группу слов, *различать
группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи.
Характеризовать особенности звукоподражательных слов и их
употребление в разговорной речи, в художественной литературе*.
*Проводить морфологический разбор междометий; применять это
умение в речевой практике.*
Соблюдать с опорой на схему пунктуационные нормы оформления
предложений с междометиями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАН
7 КЛАСС
Общее количество — 136 часов.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 14 часов, из них в начале учебного года — 7 часов, в
конце учебного года — 7 часов.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая диктанты, сочинения, изложения,
тестовые работы и другие формы контроля) — 9 часов.
Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ (1 ч) ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (7 ч)
Язык как
развивающееся
явление
(1 ч)
Повторение и
систематизация
материала
(7 ч)

Понятие о языке как
развивающемся явлении.
Взаимосвязь языка, культуры
и истории народа.
Изменения, происходящие в
языке на современном этапе
его развития.
Повторение изученного в 5-6
классах.

Характеризовать язык как развивающееся явление (в рамках
изученного).
Понимать взаимосвязь языка, культуры и истории народа, *приводить
соответствующие примеры*.
*Объяснять причины изменений, происходящих в языке на
современном этапе его развития.*

ЯЗЫК И РЕЧЬ (2 ч)

Тематические
блоки, темы
Монолог
и его виды.
Диалог и его
виды

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Виды монолога: монологописание, монолограссуждение, монологповествование.
Виды диалога: побуждение к
действию, обмен мнениями,
запрос информации,
сообщение информации.

Создавать с опорой на план, опорные слова различные виды монолога
на бытовые, научно-учебные
(в том числе лингвистические) темы
(в течение учебного года).
Участвовать с опорой на презентацию, развёрнутый план в диалогах
разных видов: диалоге — запросе информации
(ставить и задавать вопрос; уместно использовать разнообразные
реплики-стимулы; запрашивать дополнительную информацию);
диалоге — сообщении информации (строить информативно значимый
текст; мыслить и правильно реализовывать свой замысел; привлекать
и удерживать внимание, правильно обращаться к собеседнику)
(создание не менее 4 и более реплик) (в течение учебного года).
ТЕКСТ (8 ч)

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Основные
признаки
текста
(повторение).
Рассуждение
как
функционально
-смысловой
тип
речи.
Информационн
ая переработка
текста.
Смысловой
анализ текста

Соответствие текста
требованиям цельности,
связности, относительной
законченности.
Особенности содержания и
построения текстарассуждения.
Устное рассуждение на
дискуссионную тему; его
языковые особенности.
*Рассуждениедоказательство,
рассуждение-объяснение,
рассуждение-размышление.*
Информационная
переработка текста: план
текста (простой, сложный;
*назывной*, вопросный,
*тезисный*); главная и
второстепенная информация
текста.
Композиционные
особенности, текста;
микротемы и абзацы;
способы и средства связи
предложений в тексте;

Характеризовать с направляющей помощью педагога текст в аспекте
его соответствия требованиям цельности, связности, относительной
законченности, композиционных особенностей.
Использовать по предварительному совместному анализу знание
требований, предъявляемых к образцовому тексту, в процессе
создания собственных относительно законченных устных и
письменных высказываний.
Выявлять после предварительного анализа роль языковых средств в
создании рассуждения.
*Письменно подробно пересказывать текст-рассуждение с
сохранением его композиционно-речевых особенностей.*
Создавать с направляющей помощью педагога рассуждениедоказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление.
*Анализировать содержание научно-учебного текста и осуществлять
его информационную переработку*, составлять план прочитанного
текста (простой, сложный; *назывной*, вопросный, *тезисный*).
Выявлять микротемы текста. Осуществлять абзацное членение текста.
Выявлять способы и средства связи предложений в тексте.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
языковые средства
выразительности

Основные виды
деятельности обучающихся

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (6 ч)
Публицистичес
кий стиль.
Официальноделовой стиль

Публицистический стиль:
сфера применения (массовая
коммуникация), основная
задача (воздействие на
читателей и слушателей с
целью создания
определённого отношения к
тем или иным проблемам
действительности), стилевые
черты (сочетание
экспрессивности и стандарта,
логичности и образности,
эмоциональности,
оценочности), характерные
языковые средства
(лексические,
морфологические,
синтаксические). Основные
жанры публицистического
стиля (выступление, статья,
интервью, очерк, репортаж).
Официально-деловой стиль:
сфера применения
(административно-правовая,

Распознавать тексты публицистического и официально-делового
стилей, опираясь на анализ сферы применения, основной задачи,
стилевых черт, характерных языковых средств, использованных в
тексте с направляющей помощью педагога.
Характеризовать жанрово-стилистические особенности интервью,
репортажа, заметки, инструкции с направляющей помощью педагога.
Создавать тексты публицистического стиля: интервью, репортаж,
заметку с опорой на план, опорные слова.
Использовать текст-инструкцию с учебной задачей.
*Моделировать текст-инструкцию, опираясь на знание требований к
его содержанию и структуре.*

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

сфера делопроизводства),
основная задача (сообщение
точной информации),
стилевые черты
(абстрактность, точность,
лаконичность, шаблонность),
характерные языковые
средства.
Инструкция как жанр
официально-делового стиля.
Особенности содержания и
структуры текстаинструкции. Использование
текста-инструкции в
учебных целях.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
МОРФОЛОГИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (112 ч)
Морфология
как раздел
науки о языке
(обобщение)
(5 ч)

Система частей речи.
Самостоятельные части речи.
Служебные части речи.
Морфологический разбор
слов.

Различать слова самостоятельных
и служебных частей речи.
Проводить с опорой на алгоритм морфологический разбор слов
самостоятельных частей речи (в рамках изученного).

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Причастие как
особая группа
слов (28 ч)

Повторение изученного о
глаголе в 5-6 классах.
Глаголы совершенного и
несовершенного вида.
Правописание -тся и -ться в
глаголах; суффиксов -ова- —
-ева-, -ыва- — -ива-.
Типы спряжения глагола.
Признаки глагола и
прилагательного
в причастии. Синтаксические
функции, роль в
предложении. Совмещение
признаков глагола и имени
прилагательного в
причастии.
Суффиксы причастий.
Действительные и
страдательные причастия
настоящего и прошедшего
времени. Правописание
суффиксов причастий.
Полные и краткие формы
страдательных причастий
прошедшего времени.
Смысловые и

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Применять правила правописания -тся и -ться в глаголах; суффиксов
-ова- — -ева-, -ыва- — -ива-.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Знать суффиксы причастий.
Распознавать с опорой на образец причастия по общему
грамматическому значению и суффиксам.
Определять с направляющей помощью педагога основания для
сравнения и сравнивать причастия и глаголы, причастия и имена
прилагательные.
Определять с направляющей помощью педагога основания для
сравнения
и сравнивать действительные и страдательные причастия настоящего и
прошедшего времени.
Объяснять с опорой на образец механизм образования действительных и
страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Выбирать по алгоритму учебных действий суффикс действительных и
страдательных причастий настоящего времени в зависимости от
спряжения.
Определять по алгоритму учебных действий гласную перед суффиксом
-вш- действительных причастий прошедшего времени, перед
суффиксом -нн- страдательных причастий прошедшего времени.
Различать с опорой на образец полные и краткие формы страдательных
причастий прошедшего времени.
*Описывать смысловые, морфологические и синтаксические
особенности краткой формы страдательных причастий прошедшего

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

грамматические различия
полной и краткой форм
причастий.
Морфологический разбор
причастий. Одна и две буквы
н в суффиксах
страдательных причастий
прошедшего времени.
Склонение причастий.
Правописание безударных
падежных окончаний
причастий.
Причастие в составе
словосочетаний. Причастный
оборот. Пунктуационное
оформление предложений с
причастным оборотом.
Уместное использование
причастий в речи.
Созвучные причастия и
имена прилагательные
(висящий — висячий,
горящий — горячий)

времени.*
Использовать по визуальной опоре знание грамматических
особенностей и орфографических правил при написании суффиксов нн- и -енн- полных форм страдательных причастий и суффиксов -н- и ен- кратких форм страдательных причастий.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся
Определять падежную форму причастий.
Выбирать гласную в падежном окончании причастий.
Определять по смысловой опоре роль причастия в словосочетании.
Различать по смысловой опоре словосочетания с причастием в роли
главного слова и словосочетание с причастием — зависимым словом.
Распознавать по алгоритму учебных действий причастный оборот в
составе предложения, определять его границы, место по отношению к
определяемому слову.
Объяснять по алгоритму учебных действий расстановку знаков
препинания в предложениях с причастным оборотом.
Конструировать по смысловой опоре предложения с причастным
оборотом.
Выполнять по алгоритму учебных действий морфологический разбор
причастий.
Характеризовать роль причастий в тексте.
Различать созвучные причастия и имена прилагательные.

Деепричастие
как особая
группа слов
(22 ч)

Повторение изученного о
глаголе в 5-6 классах.
Глаголы совершенного и
несовершенного вида.
Типы спряжения глагола.
Общее грамматическое
значение деепричастий.
Совмещение признаков
глагола и наречия в

Различать глаголы совершенного и несовершенного вида.
Определять спряжение глагола, уметь спрягать глаголы.
Знать суффиксы деепричастий.
Распознавать с направляющей помощью педагога деепричастия по
общему грамматическому значению и суффиксам.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

деепричастии.
Суффиксы деепричастий.
Деепричастия совершенного
и несовершенного вида.
Выбор суффикса при
образовании деепричастий
совершенного и
несовершенного вида.
Деепричастие в составе
словосочетаний.
Деепричастный оборот.
Знаки препинания в
предложениях с одиночным
деепричастием и
деепричастным оборотом.
Роль деепричастия в
предложении.
Морфологический разбор
деепричастий.
Слитное и раздельное
написание не с
деепричастиями.
Уместное использование
деепричастий

Определять с опорой на образец основания для сравнения и
сравнивать деепричастия и глаголы, деепричастия и наречия.
Определять с опорой на образец основания для сравнения и
сравнивать деепричастия совершенного и несовершенного вида.
Объяснять по визуальной опоре механизм образования
деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Выбирать по смысловой опоре суффикс при образовании
деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Определять по смысловой опоре гласную перед суффиксами -в, -вши
деепричастий.
Определять роль деепричастия в словосочетании.
Распознавать по алгоритму учебных действий деепричастный оборот в
составе предложения, определять его границы.
Объяснять по алгоритму учебных действий расстановку знаков
препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
Конструировать по смысловой опоре предложения с деепричастным
оборотом.
Выбирать по визуальной опоре слитное или раздельное
написание не с деепричастиями.
Выполнять по алгоритму учебных действий морфологический разбор
деепричастий.
Характеризовать роль деепричастий в тексте.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
в речи.

Основные виды
деятельности обучающихся

Тематические
блоки, темы
Наречие
(16 ч)

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Наречие как самостоятельная
неизменяемая часть речи.
Синтаксические функции,
роль в речи.
*Разряды наречий по
значению:
наречия образа и способа
действия, меры и степени,
места, времени, причины,
цели.
Правильное образование и
употребление в речи простой
и составной форм
сравнительной и
превосходной степеней
сравнения наречий.*
Суффиксальный,
приставочный и
приставочно-суффиксальный
способы образования
наречий. *Морфологический
разбор наречий.*
Правописание наречий:
слитное, дефисное,
раздельное
написание.

Распознавать с опорой на образец наречия и аргументированно
доказывать принадлежность слов к этой части речи.
*Характеризовать наречия в аспекте их принадлежности к различным
разрядам по значению.
Различать наречия разных разрядов по значению.
Опознавать и характеризовать формы сравнительной и превосходной
степеней сравнения наречий.
Различать формы сравнительной и превосходной степеней сравнения
наречий и имён прилагательных, объяснять, как они образуются.
Образовывать простую и составную формы сравнительной и
превосходной степеней сравнения наречий.*
Выбирать по визуальной опоре слитное, дефисное, раздельное
написание наречий.
Выбирать по визуальной опоре гласную в суффиксах
наречий, образованных приставочно-суффиксальным способом с
помощью приставок из-, до-, с-, в-, на-, за- и суффиксов -а и -о,
используя соответствующее правило.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
Правописание суффиксов -а
и -о в наречиях с
приставками из-, до-, с-, в-,
на-, за-. Правописание
суффиксов наречий о и е
после шипящих.
Правописание не- и ни- в
наречиях.
Слитное и раздельное
написание не
с наречиями на -о (-е),
образованными от
качественных имён
прилагательных.
Правописание н и нн в
наречиях на -о (-е).

Основные виды
деятельности обучающихся

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
Правописание ь на конце
наречий после шипящих.
Использование наречий в
словосочетаниях со связью
примыкание.
*Наречие как средство
грамматической связи
предложений и частей
текста.
Выражение различных
обстоятельственных
значений с помощью
наречий.*

Основные виды
деятельности обучающихся
Выбирать по визуальной опоре гласную о или е после шипящих на
конце наречий, образованных суффиксальным способом, используя
соответствующее правило.
Выбирать по визуальной опоре гласную в приставках не- и нинаречий, используя соответствующее правило.
Выбирать по визуальной опоре слитное или раздельное
написание не с наречиями на -о (-е),
образованными от качественных имён прилагательных, используя
соответствующее правило.
Выбирать по смысловой опоре одно или два н в наречиях на -о и -е,
используя соответствующее правило.
Выбирать по смысловой опоре правильное написание наречий с
основой на шипящие.
Анализировать с опорой на образец словосочетания с наречием в роли
главного и зависимого слова.
Моделировать с опорой на образец словосочетания с наречием в роли
главного и зависимого слова.
*Выявлять средства грамматической связи предложений и частей
текста, выраженные наречиями.*
*Выполнять морфологический разбор наречий.*
Характеризовать роль наречий в тексте.
Уместно использовать наречия в речи.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Слова
категории
состояния
(2 ч)

Общее
представление
о
словах категории состояния в
системе частей речи.

Иметь общее представление о словах категории состояния в системе
частей речи.

Служебные
части речи
(1 ч)

Служебные части речи и их
отличия от самостоятельных
частей речи. Функции
служебных частей речи.

Опознавать слова служебных частей речи.
Различать предлоги, союзы и частицы на основе анализа их функций.

Предлог
(12 ч)

Грамматические функции
предлогов. Роль предлога в
образовании падежных форм
именных частей речи.
Предлог как средство связи
слов в словосочетании и
предложении.

Распознавать предлоги в составе предложно-падежных форм,
словосочетаний и предложений.
Характеризовать функции предлогов.
Определять падежную форму именных частей речи в составе
предложно-падежных форм.
Анализировать по визуальной опоре предлоги в аспекте их строения и
происхождения.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Разряды предлогов по
строению: простые,
сложные, составные.
Правописание сложных
предлогов.
Разряды предлогов по
происхождению:
производные и
непроизводные.
Производные предлоги,
образованные от имён
существительных, от
наречий и деепричастий.
Правописание производных
предлогов.
Употребление предлогов в
речи в соответствии с их
значением и
стилистическими
особенностями. Правильное
использование предлогов из
— с, в — на. Правильное
образование предложнопадежных форм с
предлогами по, благодаря,
согласно, вопреки,

На основе анализа различать предлоги разных разрядов, группы
производных предлогов.
Определять с опорой на образец основания для сравнения и
сравнивать производные предлоги
и созвучные предложно-падежные
формы (в течение — в течении,
навстречу — на встречу).
Объяснять по смысловой опоре написание производных предлогов,
написание предлогов с именными частями речи.
*Различать нейтральные предлоги и предлоги, используемые в текстах
книжных стилей. *
Конструировать словосочетания с предложным управлением по
заданным схемам *и без использования схем*.
Использовать производные предлоги
в соответствии с их стилистической окраской.
Выбирать предлоги из — с, в — на
и объяснять свой выбор.
Использовать по смысловой опоре предлоги по, благодаря, согласно,
вопреки, наперерез в составе предложно-падежных форм.
*Выполнять морфологический разбор предлогов.*

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
наперерез.

Основные виды
деятельности обучающихся

Союз
(12 ч)

Служебные функции союза:
союз как средство связи
однородных членов
предложения и частей
сложного предложения.
Разряды союзов по
строению: простые и
составные. Правописание
составных союзов.
Разряды союзов по значению:
сочинительные
(соединительные,
противительные,
разделительные) и
подчинительные
(изъяснительные,
обстоятельственные:
времени, цели, сравнения,
причины, условия, следствия,
уступки).
Одиночные, двойные и
повторяющиеся
сочинительные союзы.
Пунктуационное
оформление предложений с
однородными членами,
связанными одиночными,
двойными и
повторяющимися союзами.

Распознавать союзы, использованные как средство связи однородных
членов предложения и частей сложного предложения, характеризовать
их функции.
Определять основания для сравнения и сравнивать конструкции с
однородными членами, связанными сочинительными союзами, и
сложносочинённые предложения.
Использовать с опорой на схему навыки пунктуационного анализа
простых предложений с однородными членами и сложносочинённых
предложений в практике письма.
Анализировать с опорой на образец союзы в аспекте их строения и
происхождения.
На основе анализа различать с опорой на образец союзы разных
разрядов.
Объяснять написание производных
союзов.
Характеризовать с опорой на схему отношения между
однородными членами и частями сложного предложения,
устанавливаемые с помощью союзов.
Анализировать и конструировать с направляющей помощью педагога
предложения с однородными членами, связанными одиночными,
двойными и повторяющимися союзами, правильно оформлять их на
письме.
*Различать нейтральные союзы и союзы, используемые в текстах
книжных стилей.*

Употребление союзов в
тексте в соответствии с их
значением и
стилистическими
особенностями.
Экспрессивное
использование союзов.
Использование союзов как
средства связи предложений
и частей текста.
Слитное написание союзов
тоже, также, чтобы, зато
в отличие от созвучных
сочетаний слов то же, так
же, что бы, за то.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся
*Использовать союзы в соответствии с их стилистической окраской.
Определять экспрессивное использование союзов в речи.*
Выявлять роль союзов как средства связи предложений и частей
текста и использовать их в этой функции в собственной речи.
*Выполнять морфологический разбор союзов.*
Определять с опорой на образец основания для сравнения и
сравнивать союзы тоже, также, чтобы, зато и созвучные
сочетания слов то же, так же, что бы, за то; опираясь на
проведённый анализ, правильно оформлять эти слова на письме.

Частица
(10 ч)

Частицы как слова,
используемые для
выражения отношения к
действительности и передачи
различных смысловых
оттенков речи, а также для
образования форм глагола.

*На основе анализа различать частицы разных разрядов.
Выполнять морфологический разбор частиц.
Использовать частицы разных разрядов в собственной речи.
Определять экспрессивное использование частиц в художественном
тексте.*
Характеризовать интонационные особенности предложений с
частицами и правильно интонировать такие предложения.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

*Разряды частиц по
значению и употреблению:
формообразующие и
смысловые (выражающие
отрицание, усиление, вопрос,
восклицание, сомнение,
уточнение, выделение,
ограничение, указание,
смягчение требования).
Морфологический разбор
частиц.*
Употребление частиц в
предложении и тексте в
соответствии с их значением
и стилистической окраской.
Интонационные особенности
предложений с частицами.
Смысловые различия частиц
не и ни.
Различение приставки не- и
частицы не. Слитное и
раздельное написание не с
разными частями речи
(обобщение).
Раздельное написание частиц
бы, ли, же с другими

Характеризовать по визуальной опоре смысловые различия частиц не
и ни.
Выбирать по смысловой опоре слитное или раздельное написание не с
разными частями речи.
Различать частицы бы, ли, же и части союзов чтобы, тоже, также
на основе грамматического анализа и выбирать по смысловой опоре
правильное написание.
Соблюдать по смысловой опоре нормы правописания частиц -то, таки, -ка.

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание
словами.
Дефисное написание частиц то,
-таки, -ка.

Основные виды
деятельности обучающихся

Тематические
блоки, темы

Основное
содержание

Основные виды
деятельности обучающихся

Междометия
и
звукоподражат
ельные слова
(4 ч)

Междометия как особая
группа слов.
*Разряды междометий по
значению (выражающие
чувства, побуждающие к
действию, этикетные
междометия); междометия
производные и
непроизводные.
Звукоподражательные слова.
Морфологический разбор
междометий.
Использование междометий
и звукоподражательных слов
как средства создания
экспрессии разговорной
и художественной речи.*
Интонационное и
пунктуационное выделение
междометий и
звукоподражательных слов в
предложении.

*Распознавать междометия в предложении и тексте на основе анализа
их функций в речи.*
*Различать междометия разных разрядов; характеризовать роль
междометий разных разрядов в речи.*
Использовать междометия разных разрядов в собственной речи для
выражения различных чувств и побуждений, а также в качестве форм
приветствия, выделяя их интонационно.
*Определять роль междометий и звукоподражательных слов как
средств создания экспрессии разговорной и художественной речи.
Выполнять морфологический разбор междометий.*
Объяснять с опорой на схему особенности интонационного и
пунктуационного выделения междометий в предложении.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».