МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
61-ос
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК 8 КЛАСС
Программу составила: Пиотровская В.В.,
учитель русского языка и литературы
с.Армизонское 2025 год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский
язык» (предметная область «Русский язык и литература») (далее
соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по русскому языку, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по русскому языку для обучающихся
с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне основного
общего
образования
подготовлена
на
основе
Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения России
от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы основного
общего образования по учебному предмету «Русский язык», Федеральной
программы воспитания, с учетом распределенных по классам проверяемых
требований к результатам освоения Федеральной адаптированной
образовательной программы основного общего образования для
обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования
и
самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения
человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов
разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего
образования отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык»
представлены в Федеральной рабочей программе основного общего
образования.
Специальной целью преподавания русского языка является
формирование
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой системе
и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании;
овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение
словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формировании
способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых
знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться
различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и патриотизма,
сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному
средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой
деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение
русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать
с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного
предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное
развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности
в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому
языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому
языку в соответствии с требованиями основной образовательной
программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как
испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в
информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным
словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое
запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются
отдельные
приемы
умственной
деятельности,
овладение
интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР
имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них
недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь
изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально
необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут
использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было
объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем
сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта,
наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми
обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего
программного материала.
В соответствии с особенностями восприятия, сохранения и
переработки учебной информации обучающимися с ЗПР, следует в 5 классе
уделить особое внимание повторению и актуализации учебного материала,
изученного в начальной школе. Наибольшее время стоит уделить
повторению таких тем, как «Имя существительное. Три склонения имён
существительных. Правописание безударных падежных окончаний», «Имя
прилагательное. Изменение по падежам имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний», «Личные местоимения», «Глагол.
Спряжение глагола».
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности
обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению переходные
и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в
значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как
«Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»;
«Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен
прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается
доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более
тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения
наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием
степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а
также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в
середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях
числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед
суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в
местоимениях.
Одна из особенностей устной и письменной речи обучающихся с ЗПР
в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и
деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности.
Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами
«Причастие» и «Деепричастие». С усилением практической направленности
и уменьшением доли теоретического материала изучаются такие темы, как
«Причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль)»; «Склонение полных причастий и
правописание гласных в падежных окончаниях»; «Не с причастием»; «Одна
и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных,
образованных от глагола»; «Одна буква н в кратких причастиях»;
«Деепричастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические
признаки, синтаксическая роль)»; «Непроизводные и производные
предлоги». Для изучения данного материала подбираются доступные для
выполнения варианты заданий с использованием смысловой опоры.
Наибольшее время стоит уделить таким темам, как «Причастный оборот.
Обособление причастного оборота», «Деепричастный оборот. Обособление
деепричастного оборота», которые требуют многократного закрепления.
В практическом плане (с использованием терминологии по
визуальной основе) изучаются: образование действительных и
страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий;
степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и
модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение
наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной
грамотности тем, таких, как словосочетание (умение выписывать из
предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные
предложения (большое внимание уделяется разбору по членам
предложения, умению находить основу предложения с простым, составным
и составным именным сказуемыми); предложения с однородными членами
(наиважнейшая тема в курсе 8 класса); предложения с обращениями,
вводными словами и приложениями; прямая и косвенная речь.
Особое внимание уделяется темам: «Однородные члены
предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие слова
в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при
обобщающих словах», «Обращения и вводные слова. Знаки препинания»,
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение
предваряется практическими упражнениями в конструировании
предложений с простыми, составными и составными-именными
сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и
сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании местоимений
и наречий в роли обобщающего слова однородных членов предложения.
Ознакомительно изучаются виды обстоятельств; сравнительный
оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между
подлежащим и сказуемым.
В практическом плане (без терминологии) изучается тема
«Несогласованные определения».
В 9 классе должны быть сформированы основные языковые
компетенции, отработаны умения и навыки применения орфографических и
синтаксических правил.
Наиболее сложными темами для изучения обучающимися с ЗПР
являются такие, как «Сложноподчинённые предложения с различными
видами придаточных» и т.п.
Особое внимание в 9 классе направлено на подготовку обучающихся
к государственной итоговой аттестации по русскому языку, где выпускники
должны проявить коммуникативные способности, связанные с умением
перерабатывать информацию, продемонстрировать результаты овладения
нормами современного русского языка, основами культуры устной и
письменной речи.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский
язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках
русского языка определяется их особыми образовательными потребностями
в целом, а также особенностями их речевого развития. Учитывая
недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех компонентов
речи следует предусматривать дополнительную работу на уроке по
расширению
словарного
запаса,
развитию
связной
речи,
совершенствованию фонематических процессов. Также важным является
адаптация формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством деления
на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность (пошаговость)
выполнения задания; специальное адаптирование текста задания с учетом
индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной
информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и
самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе
выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений,
позволяющих автоматизировать навык, повысить осознанность применения
орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить виды
деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение заданий
с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала; использование
дополнительной визуальной опоры (планы, образцы, опорные таблицы),
привычных для обучающихся мнестических опор (наглядных схем по
применению правила, шаблонов общего хода выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует
использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению
тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно
использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций
социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ,
подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная тематическая и терминологическая лексика соответствует
ФОП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной терминологией
курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или расширение
значений уже известных лексических единиц) необходимо включение слова
в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой практике
обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная поддержка,
алгоритмы работы с определением, опорные схемы для актуализации
терминологии.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский
язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и является
обязательным для изучения. Общее число часов, рекомендованных для
изучения русского языка, – 714 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в
неделю), в 6 классе – 204 часа (6 часов в неделю), в 7 классе 136 часов (4
часа в неделю), в 8 классе – 102 часа (3 часа в неделю), в 9 классе – 102 часа
(3 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
8 КЛАСС
Общие сведения о языке
Русский язык в кругу других славянских языков.
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах.
Язык и речь
Монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование;
выступление с научным сообщением.
Диалог.
Текст
Текст и его основные признаки.
Особенности функционально-смысловых типов речи (повествование,
описание, рассуждение).
*Информационная переработка текста: извлечение информации из
различных источников; использование лингвистических словарей; тезисы,
конспект.*
Функциональные разновидности языка
Официально-деловой стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры официально-делового стиля (заявление, объяснительная
записка, автобиография, характеристика).
Научный стиль. Сфера употребления, функции, языковые
особенности.
Жанры научного стиля (реферат, доклад на научную тему).
*Сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте,
средства связи предложений в тексте.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Синтаксис. Культура речи. Пунктуация
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Пунктуация. Функции знаков препинания.
Словосочетание
Основные признаки словосочетания.
Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного
слова: глагольные, именные, наречные.
*Типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание.*
*Синтаксический разбор словосочетаний.*
*Грамматическая синонимия словосочетаний.*
*Нормы построения словосочетаний.*
Предложение
Предложение. Основные признаки предложения: смысловая и
интонационная законченность, грамматическая оформленность.
Виды предложений по цели высказывания (повествовательные,
вопросительные, побудительные) и по эмоциональной окраске
(восклицательные, невосклицательные). Их интонационные и смысловые
особенности.
Употребление языковых форм выражения побуждения в
побудительных предложениях.
Средства оформления предложения в устной и письменной речи
(интонация, логическое ударение, знаки препинания).
Виды предложений по количеству грамматических основ (простые,
сложные).
Виды простых предложений по наличию главных членов
(двусоставные, односоставные).
Виды предложений по наличию второстепенных членов
(распространённые, нераспространённые).
Предложения полные и неполные.
*Употребление неполных предложений в диалогической речи,
соблюдение в устной речи интонации неполного предложения.*
*Грамматические, интонационные и пунктуационные особенности
предложений со словами да, нет.*
*Нормы построения простого предложения, использования
инверсии.*
Двусоставное предложение
Главные члены предложения
Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения.
Способы выражения подлежащего.
*Виды сказуемого (простое глагольное, составное глагольное,
составное именное) и способы его выражения.*
Тире между подлежащим и сказуемым.
*Нормы согласования сказуемого с подлежащим, выраженным
словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство –
меньшинство, количественными сочетаниями.*
Второстепенные члены предложения
Второстепенные члены предложения, их виды.
Определение как второстепенный член предложения. *Определения
согласованные и несогласованные.*
*Приложение как особый вид определения.*
Дополнение как второстепенный член предложения.
*Дополнения прямые и косвенные.*
Обстоятельство как второстепенный член предложения. *Виды
обстоятельств (места, времени, причины, цели, образа действия, меры и
степени, условия, уступки).*
Односоставные предложения
Односоставные предложения, их грамматические признаки.
Грамматические
различия
односоставных
предложений
и
двусоставных неполных предложений.
*Виды односоставных предложений: назывные, определённо-личные,
неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные предложения.*
Синтаксическая синонимия односоставных и двусоставных
предложений.
Употребление односоставных предложений в речи.
Простое осложнённое предложение
Предложения с однородными членами
Однородные члены предложения, их признаки, средства связи. Союзная
и бессоюзная связь однородных членов предложения.
*Однородные и неоднородные определения.*
Предложения с обобщающими словами при однородных членах.
*Нормы построения предложений с однородными членами,
связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.*
*Нормы постановки знаков препинания в предложениях с
однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся
союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo).*
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с
обобщающими словами при однородных членах.
Нормы постановки знаков препинания в простом и сложном
предложениях с союзом и.
Предложения с обособленными членами
Обособление.
*Виды
обособленных
членов
предложения
(обособленные определения, обособленные приложения, обособленные
обстоятельства, обособленные дополнения).*
Уточняющие
члены
предложения,
пояснительные
и
присоединительные конструкции.
*Нормы постановки знаков препинания в предложениях со
сравнительным
оборотом;
нормы
обособления
согласованных
и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений,
обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных
конструкций.*
Предложения с обращениями, вводными и вставными
конструкциями
Обращение. Основные функции обращения. *Распространённое и
нераспространённое обращение.*
Вводные конструкции.
*Группы вводных конструкций по значению (вводные слова со
значением различной степени уверенности, различных чувств, источника
сообщения, порядка мыслей и их связи, способа оформления мыслей). *
Вставные конструкции.
Синонимия вводных конструкций.
*Нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями,
вставными
конструкциями,
обращениями
(распространёнными и нераспространёнными), междометиями.*
Нормы постановки знаков препинания в предложениях с вводными и
вставными конструкциями, обращениями и междометиями.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«РУССКИЙ ЯЗЫК» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ»
Личностные результаты
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и
воспитательной деятельности в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями,
принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют
процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.
В результате изучения русского языка на уровне основного общего
образования у обучающегося с ЗПР будут сформированы следующие
личностные результаты:
1) гражданского воспитания:
готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его
прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное
участие в жизни семьи, образовательной организации, местного
сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с
ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на
русском языке;
неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание
роли различных социальных институтов в жизни человека;
представление об основных правах, свободах и обязанностях
гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в
поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том
числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на
русском языке; готовность к разнообразной совместной деятельности,
стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в
самоуправлении в образовательной организации; готовность к участию в
гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней;
волонтёрство);
2) патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном
и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как
государственного языка Российской Федерации и языка межнационального
общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка,
к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов
России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей
Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, в том числе отражённым в художественных
произведениях, уважение к символам России, государственным
праздникам, историческому и природному наследию и памятникам,
традициям разных народов, проживающих в родной стране;
3) духовно-нравственного воспитания:
ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе
речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков;
активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность
личности в условиях индивидуального и общественного пространства;
4) эстетического воспитания:
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству
своего и других народов, понимание эмоционального воздействия
искусства, осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения;
осознание важности русского языка как средства коммуникации и
самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового
искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества,
стремление к самовыражению в разных видах искусства;
5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
осознание ценности жизни с использованием собственного
жизненного и читательского опыта, ответственного отношения к своему
здоровью и установки на здоровый образ жизни (здоровое питание,
соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха,
регулярная физическая активность);
осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление
алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и
психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе
навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети
«Интернет» (далее – Интернет) в образовательном процессе;
способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся
социальным, информационным и природным условиям, в том числе
осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;
умение принимать себя и других, не осуждая;
умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное
состояние других, использовать языковые средства для выражения своего
состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных
произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков
рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого
человека;
6) трудового воспитания:
установка на активное участие в решении практических задач (в
рамках семьи, общеобразовательной организации, населенного пункта,
родного края) технологической и социальной направленности, способность
инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода
деятельность;
интерес к практическому изучению профессий и труда различного
рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и
ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей,
уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор
и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов
с учётом личных и общественных интересов и потребностей;
умение рассказать о своих планах на будущее;
7) экологического воспитания:
ориентация на применение знаний из области социальных и
естественных наук для решения задач в области окружающей среды,
планирования поступков и оценки их возможных последствий для
окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на
экологические проблемы;
повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе
сформированное при знакомстве с литературными произведениями,
поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как
гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной,
технологической и социальной сред, готовность к участию в практической
деятельности экологической направленности;
8) ценности научного познания:
ориентация в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека, природы и
общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой,
закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской
культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение
основными навыками исследовательской деятельности, установка на
осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать
пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;
9) адаптации обучающегося с ЗПР к изменяющимся условиям
социальной и природной среды:
освоение обучающимися с ЗПР социального опыта, основных
социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы,
сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках
социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;
потребность во взаимодействии в условиях неопределённости,
открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях
неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через
практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей,
получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции
из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений
связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и
явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных
знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать
основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы,
общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на
окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных
глобальных последствий;
способность
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный,
речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как
вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать
принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся
ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.
Метапредметные результаты
Овладение универсальными учебными познавательными
действиями:
выявлять и характеризовать существенные признаки различных
языковых явлений (грамматических категорий, морфологического состава и
т.п.);
устанавливать причинно-следственные связи при применении правил
русского языка;
владеть смысловым чтением; использовать смысловое чтение для
извлечения и обобщения информации из одного или нескольких источников
с учетом поставленных целей;
применять и создавать схемы для решения учебных задач при
овладении предметом;
пользоваться словарями и другими поисковыми системами.
Овладение универсальными учебными коммуникативными
действиями
осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность
с учителем и сверстниками;
оценивать качество своего вклада в общий продукт (например, при
написании коллективного сочинения, изложения);
соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические,
лексические, грамматические, стилистические нормы современного
русского литературного языка; соблюдать основные правила орфографии и
пунктуации в процессе письменного общения;
оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового
оформления; находить грамматические и речевые ошибки, недочеты,
исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
выступать перед аудиторией сверстников с небольшими
сообщениями, докладами.
Овладение
универсальными
учебными
регулятивными
действиями:
самостоятельно определять цели своего обучения русскому языку,
ставить и формулировать для себя новые задачи в процессе его усвоения;
использовать родной язык как средство получения знаний по другим
учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки
анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках
иностранного языка, литературы и др.);
владеть основами самооценки при выполнении учебных заданий по
русскому языку;
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата;
понимать причины, по которым не был достигнут ожидаемый
результат деятельности, находить позитивное в произошедшей ситуации (за
диктант тройка, зато не было ошибок в написании безударных гласных);
регулировать способ выражения эмоций;
осознанно относиться к другому человеку и его мнению;
признавать свое и чужое право на ошибку.
Предметные результаты
Результаты по годам обучения формулируются по принципу
добавления новых результатов от года к году (результаты очередного года по
умолчанию включают результаты предыдущих лет).
8 КЛАСС
Общие сведения о языке
Иметь представление о русском языке как одном из славянских
языков.
Язык и речь
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план,
опорные слова объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных
наблюдений,
личных
впечатлений,
чтения
научно-учебной,
художественной, научно-популярной и публицистической литературы
(монолог-описание,
монолог-рассуждение,
монолог-повествование);
выступать с научным сообщением с использованием презентации, плана.
Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках
изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 5
реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть
различными
видами
чтения:
просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный
или прослушанный текст объёмом не менее 130 слов.
Понимать содержание прослушанных и прочитанных научноучебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 270 слов:
подробно, сжато и выборочно с опорой на план, опорные слова передавать
в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных
научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём
исходного текста должен составлять не менее 220 слов; для сжатого и
выборочного изложения – не менее 250 слов).
Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в
соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом с
использованием речевого клише.
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100120 слов; словарного диктанта объёмом 25-30 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 100-120 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил содержащего не более 24 орфограмм, 10 пунктограмм и
не более 10 слов с непроверяемыми написаниями); понимать особенности
использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять
национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной
речи и на письме правила русского речевого этикета.
Текст
Анализировать по смысловой опоре текст с точки зрения его
соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли,
грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности; указывать по визуальной опоре способы и средства связи
предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его
принадлежности к функционально-смысловому типу речи; *анализировать
языковые
средства
выразительности
в
тексте
(фонетические,
словообразовательные, лексические, морфологические) *.
Распознавать с направляющей помощью педагога тексты разных
функционально-смысловых типов речи; анализировать с опорой на
алгоритм тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров;
*применять эти знания при выполнении языкового анализа различных
видов и в речевой практике*.
Создавать по плану, опорным словам тексты различных
функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений; сочинения
объёмом от 80 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).
*Владеть умениями информационной переработки текста: создавать
тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том
числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и
использовать её в учебной деятельности.*
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; *представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста*.
*Редактировать
тексты:
собственные/созданные
другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
сопоставлять исходный и отредактированный тексты.*
Функциональные разновидности языка
Характеризовать
особенности
официально-делового
стиля
(заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и
научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на
научную тему), *выявлять сочетание различных функциональных
разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте*.
Создавать тексты с опорой на образец официально-делового стиля
(заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика),
публицистических жанров; оформлять деловые бумаги с опорой на образец.
*Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.*
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Словосочетание
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам
главного слова: именные, глагольные, наречные; *определять типы
подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление,
примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний*.
*Применять нормы построения словосочетаний.*
Предложение
Характеризовать основные признаки предложения, средства
оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции
знаков препинания.
Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной
окраске, характеризовать с опорой на алгоритм их интонационные и
смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в
побудительных предложениях; *использовать в текстах публицистического
стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения*.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ;
различать с опорой на визуализацию способы выражения подлежащего,
виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения
простого предложения, *использования инверсии*; применять нормы
согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным
словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинство –
меньшинство, количественными сочетаниями. Применять с опорой на
алгоритм нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных
членов, *предложения полные и неполные (понимать особенности
употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в
устной речи интонации неполного предложения) *.
Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов
предложения
*(согласованные
и
несогласованные
определения,
приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения,
виды обстоятельств)*.
Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные
предложения, их грамматические признаки, морфологические средства
выражения главных членов; *различать виды односоставных предложений
(назывное
предложение,
определённо-личное
предложение,
неопределённо-личное предложение, обощённо-личное предложение,
безличное предложение)*; характеризовать с направляющей помощью
педагога грамматические различия односоставных предложений и
двусоставных неполных предложений; выявлять с опорой на алгоритм
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений;
понимать особенности употребления односоставных предложений в речи;
*характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные
особенности предложений со словами да, нет*.
Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки
однородных членов предложения, средства их связи (союзная и
бессоюзная связь); *различать однородные и неоднородные определения*;
находить обобщающие слова при однородных членах; *понимать
особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных
типов*.
*Применять нормы построения предложений с однородными
членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и. *
*Применять при необходимости с визуальной поддержкой
нормы постановки знаков препинания в предложениях с однородными
членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и,
или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo)*; нормы постановки знаков
препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах
при необходимости с визуальной поддержкой.
Распознавать простые неосложнённые предложения, *в том числе
предложения с неоднородными определениями*; простые предложения,
осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим
словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами,
обращением, вводными словами и предложениями, вставными
конструкциями, междометиями.
*Различать виды обособленных членов предложения, применять
нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том
числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций.* Применять нормы
постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом;
нормы обособления согласованных и несогласованных определений (в том
числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов,
пояснительных и присоединительных конструкций; нормы постановки
знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями,
обращениями и междометиями.
*Различать группы вводных слов по значению, различать вводные
предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления
предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными
конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их
функции; выявлять синонимию членов предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений.*
Применять нормы построения предложений с вводными словами и
предложениями, вставными конструкциями, обращениями
* (распространёнными и нераспространёнными) *, междометиями.
Распознавать при необходимости с визуальной поддержкой сложные
предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический разбор
словосочетаний,
синтаксический
*и
пунктуационный*
разбор
предложений; *применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике*.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета «Русский
язык» Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего образования обучающихся
с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом Федеральной рабочей программы
учебного предмета «Русский язык» образовательной программы основного общего образования. При этом Организация
вправе сама вносить изменения в содержание и распределение учебного материала по годам обучения, в
последовательность изучения тем и количество часов на освоение каждой темы, определение организационных форм
обучения и т.п. Обоснованность данных изменений определяется выбранным образовательной организацией УМК,
индивидуальными психофизическими особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими
учебных тем, рекомендациями по отбору и адаптации учебного материала по русскому языку, представленными в
Пояснительной записке.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество часов,
отводимое на изучение тем, повторение и различного вида контрольные работы.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
8 КЛАСС
Общее количество — 102 часов.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 11 часов, из них в начале учебного года — 7 часов; в
конце учебного года — 4 часа.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая сочинения, изложения, тестовые работы
и другие формы контроля) — 9 часов.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (1 ч.)
Русский язык в
кругу других
славянских
языков
Повторение и
систематизация
материала
Русский язык как один из
славянских языков
Повторение и
систематизация изученного в
5-7 классах.
Иметь представление о русском языке как одном из
восточнославянских языков, *уметь рассказать об этом*.
*Извлекать информацию из различных источников.*
ЯЗЫК И РЕЧЬ (4 ч.)
Виды речи.
Монолог и
диалог. Их
разновидности
Монолог-описание, монолограссуждение, монологповествование; выступление
с научным сообщением.
Диалог
Создавать устные монологические высказывания с опорой на план,
опорные слова на основе жизненных наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научнопопулярной и публицистической литературы (в течение учебного
года).
Выступать с научным сообщением с использованием презентации,
плана.
Участвовать в диалоге на лингвисти-ческие темы (в рамках
изученного)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
и темы на основе жизненных наблюдений (в течение учебного года).
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный
или прослушанный текст.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Создавать с направляющей помощью педагога тексты различных
функционально-смысловых типов речи
(повествование, описание, рассуждение) с опорой на жизненный и
читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в
течение учебного года).
Создавать с опорой на план, опорные слова тексты официальноделового стиля (заявление, объяснительная -записка, автобиография,
характери-стика), публицистических жанров.
Оформлять деловые бумаги (в рамках изученного).
*Выбирать языковые средства для
создания высказывания в соответствии с целью, темой и
коммуникативным замыслом.
Редактировать собственные тексты с целью совершенствования их
содержания и формы.
Сопоставлять исходный и отредактированный тексты.
Анализировать примеры использования мимики и жестов в
разговорной речи.*
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
*Объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета.*
Применять в устной речи и на письме правила русского речевого
этикета.
Использовать приёмы аудирования различных видов.
Анализировать содержание прослушанных научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов
речи.
Подробно, сжато и выборочно передавать с опорой на план, опорные
слова в устной и письменной форме содержание прослушанных и
прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических
текстов различных функционально-смысловых
типов речи.
Применять различные приёмы просмотрового, ознакомительного,
изучающего, поискового чтения.
Анализировать с использованием речевого клише содержание
прочитанных научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых
типов речи.
ТЕКСТ (5 ч.)
Тематические
блоки, темы
Текст и его
признаки.
Функциональн
о-смысловые
типы речи.
Смысловой
анализ текста.
Информационн
ая переработка
текста
Основное
содержание
Текст и его основные
признаки.
Особенности
функционально-смысловых
типов речи (повествование,
описание, рассуждение).
Информационная
переработка текста:
извлечение информации из
различных источников;
использование
лингвистических словарей;
тезисы, конспект
Основные виды
деятельности обучающихся
Анализировать с использованием речевого клише текст с точки зрения
его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли,
грамматической связи предложений, цельности и относительной
законченности; указывать способы и средства связи предложений в
тексте; анализировать с использованием речевого клише текст с точки
зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи;
*анализировать языковые средства выразительности в тексте
(фонетические, словообразовательные, лексические,
морфологические) (обобщение, в течение года) *.
*Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи;
анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка
и жанров; применять эти знания при выполнении анализа различных
видов и в речевой практике.
Проводить информационную переработку текста: создавать тезисы,
конспект; извлекать информацию из различных источников;
пользоваться лингвистическими словарями.*
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (5 ч.)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Официальноделовой стиль.
Жанры
официальноделового стиля.
Научный
стиль.
Жанры
научного стиля
Официально-деловой стиль.
Сфера употребления,
функции, языковые
особенности.
Жанры официально-делового
стиля (заявление,
объяснительная записка,
автобиография,
характеристика).
Научный стиль. Сфера
употребления, функции,
языковые особенности.
Жанры научного стиля
(реферат, доклад на научную
тему). *Сочетание
различных функциональных
разновидностей языка в
тексте, средства связи
предложений в тексте.*
Анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка
и жанров; *применять эти знания при выполнении анализа различных
видов и в речевой практике*.
Характеризовать особенности жанров официально-делового и
научного стилей.
Создавать с опорой на образец тексты официально-делового стиля
(заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика).
Создавать с опорой на образец рефераты и доклады на научную тему
СИСТЕМА ЯЗЫКА
СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ (2 ч.)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Синтаксис как
раздел
лингвистики.
Пунктуация.
Функции
знаков
препинания
Синтаксис как раздел
лингвистики.
Словосочетание и
предложение как единицы
синтаксиса. Типы
синтаксической связи
(сочинительная и
подчинительная) (общее
представление). Пунктуация.
Функции знаков препинания
Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.
Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Различать функции знаков препинания.
Проводить с опорой на визуализацию синтаксический разбор
словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ
предложений; *применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике*.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ (5 ч.)
Словосочетани
е и его
признаки.
Виды
словосочетани
й по
морфологическ
им свойствам
главного слова.
Типы
подчинительно
Основные признаки
словосочетания: наличие
двух и более знаменательных
слов и подчинительной связи
между ними.
Виды словосочетаний по
морфологическим свойствам
главного слова: глагольные,
именные, наречные.
*Типы подчинительной
связи слов в словосочетании:
Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного
слова: именные, глагольные, наречные; *определять типы
подчинительной связи слов в словосочетании: согласование,
управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию
словосочетаний*.
*Определять основания для сравнения и сравнивать словосочетания
разных видов, с разными типами подчинительной связи.
Применять нормы построения словосочетаний.*
*Проводить синтаксический разбор словосочетаний*, синтаксический
и пунктуационный разбор предложений; *применять знания по
синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
й связи
в
словосочетани
и
согласование, управление,
примыкание.
Грамматическая синонимия
словосочетаний. Нормы
построения словосочетаний.
Синтаксический разбор
словосочетаний.*
Основные виды
деятельности обучающихся
различных видов и в речевой практике*.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ (6 ч.)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Предложение
и его основные
признаки.
Виды
предложений
Основные признаки
предложения: смысловая и
интонационная
законченность,
грамматическая
оформленность.
Виды предложений по цели
высказывания
(повествовательные,
вопросительные,
побудительные) и по
эмоциональной окраске
(восклицательные,
невосклицательные). Их
интонационные и смысловые
особенности. Языковые
формы выражения
побуждения в
побудительных
предложениях.
Средства оформления
предложения в устной и
письменной речи:
интонация, логическое
Характеризовать предложения, опираясь на основные признаки,
применять средства оформления предложения в устной и письменной
речи; различать функции знаков препинания.
Определять основания для сравнения
и сравнивать словосочетание и предложение.
Распознавать с опорой на визуализацию предложения по цели
высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их
интонационные и смысловые особенности, языковые формы
выражения побуждения в побудительных предложениях.
Распознавать предложения по количеству грамматических основ.
Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных
членов, предложения полные и неполные.
*Анализировать примеры употребления неполных предложений в
диалогической речи и выявлять особенности интонации неполного
предложения.* Проводить синтаксический и пунктуационный разбор
предложений; *применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой
практике*.
*Употреблять неполные предложения в диалогической речи.*
Определять основания для сравнения и сравнивать предложения
разных видов.
Конструировать с направляющей помощью педагога предложения
разных видов.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
ударение, знаки препинания.
Виды предложений по
количеству грамматических
основ (простые, сложные).
Нормы постановки знаков
препинания в простом и
сложном предложениях с
союзом и.
Виды простых предложений
по наличию главных членов
(двусоставные,
односоставные).
Виды предложений по
наличию второстепенных
членов (распространённые,
нераспространённые).
Предложения полные и
неполные. *Неполные
предложения в
диалогической речи,
интонация неполного
предложения.
Грамматические,
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
интонационные и
пунктуационные
особенности предложений со
словами да, нет.
Нормы построения простого
предложения, использования
инверсии.*
Двусоставное
предложение.
5 ч.
Главные члены
предложения
(грамматическа
я основа)
Подлежащее и сказуемое как
главные члены предложения.
Способы выражения
подлежащего.
Виды сказуемого (простое
глагольное, составное
глагольное, составное
именное) и способы его
выражения.
Тире между подлежащим и
сказуемым.
Нормы согласования
сказуемого с подлежащим,
выраженным
словосочетанием,
сложносокращёнными
Различать с опорой на визуализацию выражения подлежащего, виды
сказуемого и способы его выражения.
Анализировать и применять нормы построения простого
предложения, *анализировать примеры использования инверсии*.
Применять с опорой на визуализацию нормы согласования сказуемого
с подлежащим, в том числе нормы согласования сказуемого с
подлежащим, выраженным словосочетаниями, сложносокращёнными
словами, словами большинство — меньшинство, количественными
сочетаниями.
Анализировать с опорой на алгоритм примеры постановки тире между
подлежащим и сказуемым.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и *пунктуационный*
разбор предложений.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
словами, словами
большинство —
меньшинство,
количественными
сочетаниями.
Второстепенны
е члены
предложения
10 ч.
Второстепенные члены
предложения, их виды.
Определение как
второстепенный член
предложения. Определения
согласованные и
несогласованные.
Приложение как особый вид
определения.
Дополнение как
второстепенный член
Различать с опорой на визуализацию виды второстепенных членов
предложения (согласованные и несогласованные определения,
приложение как особый вид определения; прямые и косвенные
дополнения; обстоятельства разных видов).
Распознавать простые неосложнённые предложения.
Проводить синтаксический и *пунктуационный* разбор предложений.
Определять основания для сравнения и сравнивать с опорой на
визуализацию предложения с разными видами второстепенных
членов.
Моделировать с направляющей помощью педагога предложения с
разными видами второстепенных членов
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
предложения. Дополнения
прямые и косвенные.
Обстоятельство как
второстепенный член
предложения. Виды
обстоятельств (места,
времени, причины, цели,
образа действия, меры и
степени, условия, уступки)
Односоставные
предложения.
10 ч.
Виды
односоставных
предложений
Односоставные
предложения, их
грамматические признаки.
*Виды односоставных
предложений (назывные,
определённо-личные,
неопределённо-личные,
обобщённо-личные,
безличные предложения)*
Грамматические различия
односоставных предложений
и двусоставных неполных
предложений.
Синтаксическая синонимия
Распознавать с направляющей помощью педагога односоставные
предложения, их грамматические признаки, морфологические
средства выражения главного члена предложения.
*Различать с направляющей помощью педагога виды односоставных
предложений (назывные предложения, определённо-личные
предложения, неопределённо-личные предложения, обобщённоличные предложения, безличные предложения)*
Характеризовать с направляющей помощью педагога грамматические
различия односоставных предложений и
двусоставных неполных предложений. Выявлять с опорой на алгоритм
синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных
предложений.
Определять основания для сравнения и сравнивать с направляющей
помощью педагога односоставные предложения разных видов.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
односоставных и
двусоставных предложений.
Моделировать с направляющей помощью педагога односоставные
предложения разных видов.
Понимать особенности употребления односоставных предложений в
речи.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и *пунктуационный
разбор предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при
выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике*.
*Анализировать примеры употребления односоставных предложений
в речи, выявлять особенности употребления односоставных
предложений.*
Употреблять односоставные предложения в речи.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Особенности употребления
односоставных предложений
в речи.
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Простое
осложнённое
предложение.
10 ч.
Предложения
с однородными
членами
Однородные члены
предложения, их признаки,
средства связи.
Союзная и бессоюзная связь
однородных членов
предложения.
*Однородные и
неоднородные определения*
Предложения с
обобщающими словами при
однородных членах.
*Нормы построения
предложений с однородными
членами, связанными
двойными союзами не
только…
но и, как… так и.
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях
Основные виды
деятельности обучающихся
Характеризовать с использованием визуальной опоры признаки
однородных членов предложения, средства их связи (союзная и
бессоюзная связь).
*Различать однородные и неоднородные определения.
Определять основания для сравнения
и сравнивать однородные и неоднородные определения.*
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
с однородными членами,
связанными попарно, с
помощью повторяющихся
союзов (и... и, или... или,
либo... либo, ни... ни, тo...
тo).*
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях
с обобщающими словами
при однородных членах.
Нормы постановки знаков
препинания в простом и
сложном предложениях
с союзом и.
Моделировать с направляющей помощью педагога предложения с
однородными членами.
Находить обобщающие слова при однородных членах.
*Выявлять и понимать особенности употребления в речи сочетаний
однородных членов разных типов. Анализировать предложения
с однородными членами, связанными двойными союзами не только…
но и, как… так и. *
*Конструировать предложения, применяя нормы построения
предложений с однородными членами, связанными двойными
союзами не только… но и, как… так и. *
*Применять при необходимости с визуальной поддержкой нормы
постановки знаков препинания в предложениях с однородными
членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов
(и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo) *; нормы постановки
знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при
однородных членах.
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический *и
пунктуационный* разбор предложений.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Предложения с
обособленным
и членами.
12 ч.
Виды
обособленных
членов
предложения.
Уточняющие
члены
предложения,
пояснительные
и
присоединител
ьные
конструкции
Обособление. *Виды
обособленных членов
предложения: обособленные
определения, приложения,
обстоятельства,
дополнения.*
Уточняющие члены
предложения, пояснительные
и присоединительные
конструкции.
*Нормы постановки знаков
препинания в предложениях
со сравнительным оборотом;
нормы обособления
согласованных и
несогласованных
определений, приложений,
дополнений, обстоятельств,
уточняющих членов,
пояснительных и
присоединительных
конструкций.*
*Различать виды обособленных
членов предложения, анализировать примеры обособления
согласованных
и несогласованных определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных
конструкций.*
Применять нормы постановки знаков препинания в предложениях со
сравнительным оборотом.
Применять нормы обособления согласованных и несогласованных
определений, приложений, дополнений, обстоятельств, уточняющих
членов, пояснительных и присоединительных конструкций.
*Определять основания для сравнения и сравнивать предложения с
разными видами обособления и уточнения. *
Проводить синтаксический *и пунктуационный* разбор предложений.
Моделировать с направляющей помощью педагога предложения с
разными видами обособления и уточнения.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Предложения
с
обращениями,
вводными и
вставными
конструк-циям
и.
10 ч.
Обращение.
*Распространённое и
нераспространённое
обращение. * Основные
функции обращения.
Вводные конструкции.
*Различать группы вводных слов по значению.
Различать вводные предложения
и вставные конструкции.*
Обращение.
Вводные
конструкции.
Вставные
конструкции
*Группы вводных
конструкций по значению:
вводные слова со значением
различной степени
уверенности, различных
чувств, источника
сообщения, порядка мыслей
и их связи, способа
оформления мыслей.*
Вставные конструкции.
Синонимия членов
предложения и вводных
слов, словосочетаний и
предложений.
*Нормы построения
*Выявлять и понимать особенности употребления вводных слов,
вводных предложений и вставных конструкций, обращений и
междометий в речи, понимать их функции.
Выявлять синонимию членов предложения и вводных слов,
словосочетаний и предложений.
Применять нормы построения предложений с вводными и вставными
конструкциями, обращениями (распространёнными и
нераспространёнными), междометиями.*
Распознавать простые предложения, осложнённые обращениями,
вводными и вставными конструкциями, междометиями.
*Определять основания для сравнения и сравнивать предложения с
различными вводными конструкциями.*
Проводить с опорой на алгоритм синтаксический и пунктуационный
разбор предложений;
*применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
предложений с
вводными и вставными
конструкциями,
обращениями
(распространёнными и
нераспространёнными),
междометиями.*
Нормы постановки знаков
препинания в предложениях
с вводными и вставными
конструкциями,
обращениями и
междометиями.
Основные виды
деятельности обучающихся
языкового анализа различных видов и в речевой практике*.