МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РУССКИЙ ЯЗЫК 9 КЛАСС
Программу составила: Шнайдер О.В.,
учитель русского языка и литературы
с. Армизонское 2025 год
Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Русский
язык» (предметная область «Русский язык и литература») (далее
соответственно – программа по русскому языку, русский язык) включает
пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты
освоения программы по русскому языку, тематическое планирование.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа по русскому языку для
обучающихся с задержкой психического развития (далее – ЗПР) на уровне
основного общего образования подготовлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 г. № 287)
(далее – ФГОС ООО), Федеральной адаптированной образовательной
программы основного общего образования для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья (Приказ Минпросвещения
России от 24 ноября 2022 г. № 1025), Федеральной рабочей программы
основного общего образования по учебному предмету «Русский язык»,
Федеральной программы воспитания, с учетом распределенных по классам
проверяемых требований к результатам освоения Федеральной
адаптированной
образовательной
программы
основного
общего
образования для обучающихся с задержкой психического развития.
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В системе образования учебный предмет «Русский язык» занимает
особое место: является не только объектом изучения, но и средством
обучения.
Как средство познания действительности русский язык обеспечивает
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает
его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки
самостоятельной
учебной
деятельности,
самообразования
и
самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку ориентировано также на
развитие функциональной грамотности как интегративного умения
человека читать, понимать тексты, использовать информацию текстов
разных форматов, оценивать ее, размышлять о ней, чтобы достигать своих
целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной
жизни. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский
язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на
качество усвоения других школьных дисциплин, а в перспективе
способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку на уровне основного общего
образования отобрано и структурировано на основе компетентностного
подхода.
Цели и задачи изучения учебного предмета «Русский язык»
Общие цели изучения учебного предмета «Русский язык»
представлены в Федеральной рабочей программе основного общего
образования.
Специальной целью преподавания русского языка является
формирование
коммуникативной,
языковой,
лингвистической
(языковедческой) и культуроведческой компетенций у обучающихся с
ЗПР.
Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами
речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи,
базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных
сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции
предполагают освоение необходимых знаний о языке как языковой
системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и
функционировании;
овладение
основными
нормами
русского
литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического
строя речи учащихся; формировании способности к анализу и оценке
языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке
и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими
словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы
выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа,
национально-культурной специфики русского языка, владение нормами
русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цель и задачи преподавания русского языка обучающимся с ЗПР
максимально приближены к задачам, поставленным ФГОС ООО, и
учитывают специфические особенности учеников.
Курс русского языка направлен на решение следующих задач,
обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивнокоммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку
обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования:
воспитание у обучающихся с ЗПР гражданственности и
патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры,
основному средству общения и получения знаний в разных сферах
человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому
языку;
совершенствование
речемыслительной
деятельности,
коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное
владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя
речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому
взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому
самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и
функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского
литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование
умений
опознавать,
анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения
нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать
с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и
преобразовывать необходимую информацию.
Особенности психического развития обучающихся с ЗПР
обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного
предмета «Русский язык», направленные на социально-эмоциональное
развитие, развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование
познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности
в разных социальных условиях.
Особенности отбора и адаптации учебного материала по русскому
языку
Обучающиеся с ЗПР в силу своих индивидуальных психофизических
особенностей не всегда могут освоить программный материал по русскому
языку в соответствии с требованиями основной образовательной
программы, адресованной нормотипичным обучающимся, так как
испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в
информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении,
систематизации, обладают неустойчивым вниманием, обладают бедным
словарным запасом. Учащиеся работают на уровне репродуктивного
восприятия, основой при обучении является пассивное механическое
запоминание изучаемого материала. Таким обучающимся с трудом даются
отдельные
приемы
умственной
деятельности,
овладение
интеллектуальными умениями. Процесс обучения обучающихся с ЗПР
имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в
использовании заданий, направленных на коррекцию имеющихся у них
недостатков и опирается на субъективный опыт обучающихся, связь
изучаемого материала с реальной жизнью.
Отбор материала выполнен на основе принципа минимально
необходимого числа вводимых специфических понятий, которые будут
использоваться.
Учебный материал отобран таким образом, чтобы его можно было
объяснить на доступном для обучающихся с ЗПР уровне.
Изучение наиболее трудных орфографических и грамматических тем
сопровождается предварительным накоплением устного речевого опыта,
наблюдениями за явлениями языка и практическими языковыми
обобщениями, которые осуществляются на протяжении изучения всего
программного материала.
В соответствии с особенностями восприятия, сохранения и
переработки учебной информации обучающимися с ЗПР, следует в 5
классе уделить особое внимание повторению и актуализации учебного
материала, изученного в начальной школе. Наибольшее время стоит
уделить повторению таких тем, как «Имя существительное. Три склонения
имён существительных. Правописание безударных падежных окончаний»,
«Имя прилагательное. Изменение по падежам имён прилагательных.
Правописание падежных окончаний», «Личные местоимения», «Глагол.
Спряжение глагола».
Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности
обучающихся с ЗПР, в 6 классе не рекомендованы к изучению переходные
и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в
значении других. В ознакомительном плане изучаются такие темы, как
«Разряды имен прилагательных, числительных и местоимений»;
«Склонение количественных числительных», «Степени сравнения имен
прилагательных», «Разноспрягаемые глаголы». При этом подбирается
доступный для выполнения вариант заданий с очевидным ответом. Более
тщательно отрабатываются разделы, связанные с изучением склонения
наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием
степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а
также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в
середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях
числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед
суффиксами -то, -либо, -нибудь и после приставки кое-; частицы не и ни в
местоимениях.
Одна из особенностей устной и письменной речи обучающихся с
ЗПР в 7 классе состоит в крайне ограниченном употреблении причастий и
деепричастий. Изучение этих форм глагола вызывает у них трудности.
Поэтому наибольшие изменения программы 7 класса связаны с темами
«Причастие»
и
«Деепричастие».
С
усилением
практической
направленности и уменьшением доли теоретического материала изучаются
такие темы, как «Причастие – особая форма глагола (общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль)»; «Склонение полных
причастий и правописание гласных в падежных окончаниях»; «Не с
причастием»; «Одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в
прилагательных, образованных от глагола»; «Одна буква н в кратких
причастиях»; «Деепричастие – особая форма глагола (общее значение,
морфологические признаки, синтаксическая роль)»; «Непроизводные и
производные предлоги». Для изучения данного материала подбираются
доступные для выполнения варианты заданий с использованием
смысловой опоры. Наибольшее время стоит уделить таким темам, как
«Причастный
оборот.
Обособление
причастного
оборота»,
«Деепричастный оборот. Обособление деепричастного оборота», которые
требуют многократного закрепления.
В практическом плане (с использованием терминологии по
визуальной основе) изучаются: образование действительных и
страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий;
степени сравнения наречий; формообразующие, отрицательные и
модальные частицы; различение на письме частиц не и ни.
В 8 классе значительное количество времени выделяется на изучение
наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной
грамотности тем, таких, как словосочетание (умение выписывать из
предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные
предложения (большое внимание уделяется разбору по членам
предложения, умению находить основу предложения с простым,
составным и составным именным сказуемыми); предложения с
однородными членами (наиважнейшая тема в курсе 8 класса);
предложения с обращениями, вводными словами и приложениями; прямая
и косвенная речь.
Особое внимание уделяется темам: «Однородные члены
предложения. Запятая между однородными членами», «Обобщающие
слова в предложениях с однородными членами. Двоеточие и тире при
обобщающих словах», «Обращения и вводные слова. Знаки препинания»,
«Знаки препинания в предложениях с прямой речью». Их изучение
предваряется
практическими
упражнениями в конструировании
предложений с простыми, составными и составными-именными
сказуемыми, предложений с опущенной связкой между подлежащим и
сказуемым; в их правильном интонировании; в использовании
местоимений и наречий в роли обобщающего слова однородных членов
предложения.
Ознакомительно изучаются виды обстоятельств; сравнительный
оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между
подлежащим и сказуемым.
В практическом плане (без терминологии) изучается тема
«Несогласованные определения».
В 9 классе должны быть сформированы основные языковые
компетенции, отработаны умения и навыки применения орфографических
и синтаксических правил.
Наиболее сложными темами для изучения обучающимися с ЗПР
являются такие, как «Сложноподчинённые предложения с различными
видами придаточных» и т.п.
Особое внимание в 9 классе направлено на подготовку обучающихся
к государственной итоговой аттестации по русскому языку, где
выпускники должны проявить коммуникативные способности, связанные с
умением перерабатывать информацию, продемонстрировать результаты
овладения нормами современного русского языка, основами культуры
устной и письменной речи.
Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные
особыми образовательными потребностями и обеспечивающие
осмысленное освоение содержания образования по предмету «Русский
язык»
Содержание видов деятельности обучающихся с ЗПР на уроках
русского
языка
определяется
их
особыми
образовательными
потребностями в целом, а также особенностями их речевого развития.
Учитывая недостаточную сформированность у обучающихся с ЗПР всех
компонентов речи следует предусматривать дополнительную работу на
уроке по расширению словарного запаса, развитию связной речи,
совершенствованию фонематических процессов. Также важным является
адаптация формулировок по грамматическому и семантическому
оформлению; упрощение многозвеньевых инструкций посредством
деления на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность
(пошаговость) выполнения задания; специальное адаптирование текста
задания с учетом индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР.
Необходимо мотивировать обучающихся обращаться к справочной
информации в случае затруднений, упражнять навыки самоконтроля и
самопроверки, формировать умение результативно использовать в ходе
выполнения задания смысловые опоры, образец, визуализацию.
Необходимым является усиление практических упражнений,
позволяющих
автоматизировать
навык,
повысить
осознанность
применения орфографических и пунктуационных правил. Следует усилить
виды деятельности, специфичные для обучающихся с ЗПР: выполнение
заданий с опорой на алгоритм; «пошаговость» в изучении материала;
использование дополнительной визуальной опоры (планы, образцы,
опорные таблицы), привычных для обучающихся мнестических опор
(наглядных схем по применению правила, шаблонов общего хода
выполнения заданий).
Для развития умения делать выводы обучающимися с ЗПР следует
использовать опорные слова и клише; необходимо обучать составлению
тезисов и конспектов. При закреплении изученных тем полезно
использовать такие виды деятельности как моделирование ситуаций
социального взаимодействия, обсуждение новостной информации в СМИ,
подготовку сообщения на заданную тему с поиском необходимой
информации, коллективные проектные работы.
Примерная
тематическая
и
терминологическая
лексика
соответствует ФОП ООО. При работе над лексикой, в том числе научной
терминологией курса (раскрытие значений новых слов, уточнение или
расширение значений уже известных лексических единиц) необходимо
включение слова в контекст. Каждое новое слово закрепляется в речевой
практике обучающихся с ЗПР. Обязательными являются визуальная
поддержка, алгоритмы работы с определением, опорные схемы для
актуализации терминологии.
Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования учебный предмет «Русский
язык» входит в предметную область «Русский язык и литература» и
является
обязательным
для
изучения.
Общее
число
часов,
рекомендованных для изучения русского языка в 9 классе – 102 часа (3
часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РУССКИЙ ЯЗЫК»
9 КЛАСС
Общие сведения о языке
Осознавать роль русского языка в жизни человека, государства,
общества; понимать внутренние и внешние функции русского языка и
уметь рассказать о них.
Язык и речь
Создавать с использованием речевого клише устные монологические
высказывания объёмом не менее 80 слов на основе наблюдений, личных
впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научнопопулярной литературы: монолог-сообщение, монолог-описание, монолограссуждение, монолог-повествование; выступать с научным сообщением.
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении
(побуждение к действию, обмен мнениями, запрос информации,
сообщение информации) на бытовые, научно-учебные (в том числе
лингвистические) темы (объём не менее 6 реплик).
Владеть
различными
видами
аудирования:
выборочным,
ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных,
публицистических текстов различных функционально-смысловых типов
речи.
Владеть
различными
видами
чтения:
просмотровым,
ознакомительным, изучающим, поисковым.
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова прочитанный
или прослушанный текст объёмом не менее 150 слов.
*Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания
в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.*
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского
литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом
120-130 слов; словарного диктанта объёмом 30-35 слов; диктанта на основе
связного текста объёмом 120-130 слов, составленного с учётом ранее
изученных правил правописания (в том числе содержащего не более 24
орфограмм, 15 пунктограмм и не более 10 слов с непроверяемыми
написаниями).
Текст
Анализировать с использованием речевого клише текст: определять
и комментировать тему и главную мысль текста; подбирать заголовок,
отражающий тему или главную мысль текста.
*Устанавливать принадлежность текста к функциональносмысловому типу речи.*
Находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование,
рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.
*Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым словам,
зачину или концовке.*
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать с использованием речевого клише высказывание на основе
текста: выражать своё отношение к прочитанному или прослушанному в
устной и письменной форме.
Создавать с использованием речевого клише тексты с опорой на
жизненный и читательский опыт; на произведения искусства (в том числе
сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений или объёмом не
менее 5-6 предложений сложной структуры, если этот объём позволяет
раскрыть тему, выразить главную мысль); сочинения объёмом от 100 слов
с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы.
Владеть умениями информационной переработки текста: выделять
главную и второстепенную информацию в тексте; извлекать информацию
из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и
справочной литературы, *и использовать её в учебной деятельности*.
Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.
Представлять содержание прослушанного или прочитанного научноучебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание
таблицы, схемы в виде текста.
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме
содержание прослушанных и прочитанных текстов различных
функционально-смысловых типов речи после предварительного анализа
(для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не
менее 250 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 280
слов).
*Редактировать собственные/созданные другими обучающимися
тексты с целью совершенствования их содержания (проверка фактического
материала, начальный логический анализ текста – целостность, связность,
информативность).*
Функциональные разновидности языка
Характеризовать сферу употребления, функции, типичные ситуации
речевого общения, задачи речи, языковые средства, характерные для
научного стиля; основные особенности языка художественной литературы;
особенности сочетания элементов разговорной речи и разных
функциональных стилей в художественном произведении.
*Характеризовать разные функционально-смысловые типы речи,
понимать особенности их сочетания в пределах одного текста; понимать
особенности употребления языковых средств выразительности в текстах,
принадлежащих к различным функционально-смысловым типам речи,
функциональным разновидностям языка.*
Использовать с помощью визуальной опоры при создании
собственного текста нормы построения текстов, принадлежащих к
различным функционально-смысловым типам речи, функциональным
разновидностям языка, нормы составления тезисов, конспекта, написания
реферата.
Составлять с опорой на образец тезисы, конспект, писать рецензию,
реферат.
*Оценивать чужие и собственные речевые высказывания разной
функциональной направленности с точки зрения соответствия их
коммуникативным требованиям и языковой правильности; исправлять
речевые недостатки, редактировать текст.*
Выявлять отличительные особенности языка художественной
литературы в сравнении с другими функциональными разновидностями
языка. Распознавать с использованием опорной схемы метафору,
олицетворение, эпитет, гиперболу, сравнение.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация
Сложносочинённое предложение
Выявлять основные средства синтаксической связи между частями
сложного предложения.
Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм сложные
предложения с разными видами связи, бессоюзные и союзные
предложения (сложносочинённые и сложноподчинённые).
Характеризовать при необходимости по смысловой опоре
сложносочинённое предложение, его строение, смысловое, структурное и
интонационное единство частей сложного предложения.
Выявлять смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения,
интонационные
особенности
сложносочинённых
предложений с разными типами смысловых отношений между частями.
Понимать
особенности
употребления
сложносочинённых
предложений в речи.
Понимать основные нормы построения сложносочинённого
предложения.
*Понимать явления грамматической синонимии сложносочинённых
предложений и простых предложений с однородными членами;
использовать соответствующие конструкции в речи.*
Проводить при необходимости с опорой на алгоритм синтаксический
и пунктуационный разбор сложносочинённых предложений.
Применять
нормы
постановки
знаков
препинания
в
сложносочинённых предложениях.
Сложноподчинённое предложение
Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм
сложноподчинённые предложения, выделять главную и придаточную
части предложения, средства связи частей сложноподчинённого
предложения.
Различать при необходимости с опорой на таблицу подчинительные
союзы и союзные слова.
Различать при необходимости по смысловой опоре виды
сложноподчинённых предложений по характеру смысловых отношений
между главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи, выявлять особенности их строения.
Выявлять с использованием опорной схемы сложноподчинённые
предложения с несколькими придаточными, сложноподчинённые
предложения с придаточной частью определительной, изъяснительной и
обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия, меры и
степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
*Выявлять однородное, неоднородное и последовательное
подчинение придаточных частей.*
*Понимать
явления
грамматической
синонимии
сложноподчинённых предложений
и простых предложений с
обособленными членами; использовать соответствующие конструкции в
речи.*
*Понимать основные нормы построения сложноподчинённого
предложения,
особенности
употребления
сложноподчинённых
предложений в речи. *
Проводить
синтаксический
и
пунктуационный
разбор
сложноподчинённых предложений.
Применять при необходимости с опорой на образец нормы
построения сложноподчинённых предложений и постановки знаков
препинания в них.
Бессоюзное сложное предложение
Характеризовать при необходимости с опорой на образец смысловые
отношения между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационное и пунктуационное выражение этих отношений.
Понимать основные грамматические нормы построения бессоюзного
сложного предложения, особенности употребления бессоюзных сложных
предложений в речи.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор бессоюзных
сложных предложений.
*Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных сложных
предложений и союзных сложных предложений, использовать
соответствующие конструкции в речи*; применять нормы постановки
знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях.
Сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной
связи
Распознавать с использованием алгоритма последовательности
действий типы сложных предложений с разными видами связи.
Понимать основные нормы построения сложных предложений с
разными видами связи.
*Употреблять сложные предложения с разными видами связи в
речи.*
Проводить синтаксический *и пунктуационный* разбор сложных
предложений с разными видами связи.
Применять правила при необходимости с использованием опорной
схемы постановки знаков препинания в сложных предложениях с разными
видами связи.
Прямая и косвенная речь
Распознавать прямую и косвенную речь; выявлять синонимию
предложений с прямой и косвенной речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения цитат в
высказывание.
Применять правила построения предложений с прямой и косвенной
речью, при цитировании.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тематическое планирование и количество часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета
«Русский язык» Федеральной адаптированной основной образовательной программы основного общего
образования обучающихся с задержкой психического развития, в целом совпадают с соответствующим разделом
Федеральной рабочей программы учебного предмета «Русский язык» образовательной программы основного
общего образования. При этом Организация вправе сама вносить изменения в содержание и распределение
учебного материала по годам обучения, в последовательность изучения тем и количество часов на освоение
каждой темы, определение организационных форм обучения и т.п. Обоснованность данных изменений
определяется выбранным образовательной организацией УМК, индивидуальными психофизическими
особенностями конкретных обучающихся с ЗПР, степенью усвоенности ими учебных тем, рекомендациями по
отбору и адаптации учебного материала по русскому языку, представленными в Пояснительной записке.
Тематическое планирование представлено по годам обучения, в нём указано рекомендуемое количество
часов, отводимое на изучение тем, повторение и различного вида контрольные работы.
Основные виды деятельности обучающихся с ЗПР перечислены при изучении каждой темы и направлены на
достижение планируемых результатов обучения.
9 КЛАСС
Общее количество — 102 часов.
Порядок изучения тем в пределах одного класса может варьироваться.
Рекомендуемое количество часов для организации повторения — 8 часов, из них в начале учебного года — 4 часа;
в конце учебного года — 4 часов.
Рекомендуемое количество часов для проведения итогового контроля (включая диктанты, сочинения, изложения,
тестовые работы и другие формы контроля) — 9 часов.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ЯЗЫКЕ. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА (4 ч)
Роль
русского языка
в Российской
Федерации
Русский язык —
национальный язык
русского народа, форма
выражения национальной
культуры. Русский язык —
государственный язык
Российской Федерации
Осознавать роль русского языка в жизни человека,
государства, общества.
Соблюдать в речи нормы современного русского
литературного языка — государственного языка Российской
Федерации (в течение учебного года)
Русский язык в
современном
мире.
Повторение и
систематизация
материала
Русский язык — один из
основных для общения в
странах постсоветского
пространства, Евразии,
Восточной Европы; один из
рабочих языков ООН; один
из наиболее
распространённых
славянских языков.
Повторение
и
систематизация изученного
в 5-8 классах.
*Обнаруживать понимание внутренних и внешних функций
русского языка и уметь рассказать о них.* Приводить
примеры, свидетельствующие о богатстве и выразительности
русского языка
ЯЗЫК И РЕЧЬ (4 ч)
Речь устная
и письменная,
Речь устная и письменная,
монологическая и
Определять основания для сравнения и сравнивать устную и
письменную
Тематические
блоки, темы
монологическая
и диалогическая
(повторение).
Виды речевой
деятельности:
аудирование,
чтение,
говорение,
письмо
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
диалогическая
(повторение).
Виды аудирования: с
полным пониманием, с
пониманием основного
содержания, с выборочным
извлечением информации.
Виды чтения: изучающее,
ознакомительное,
просмотровое, поисковое.
Создание устных и
письменных высказываний
разной коммуникативной
направленности в
зависимости от темы и
условий общения, с опорой
на жизненный и
читательский опыт, на
иллюстрации, фотографии,
сюжетные картины (в том
числе сочиненияминиатюры).
Подробное, сжатое,
выборочное изложение
прочитанного или
формы речи, монологическую и диалогическую речь.
Создавать с использованием речевого клише устные
монологические высказывания на основе наблюдений,
личных впечатлений, чтения научно-учебной,
художественной и научно-популярной литературы;
выступать с научным сообщением (в течение учебного года).
Участвовать в диалогическом и полилогическом общении (в
течение учебного года).
Владеть различными видами аудирования научно-учебных,
художественных, публицистических текстов различных
функционально-смысловых типов речи (в течение учебного
года).
Владеть различными видами чтения
(в течение учебного года).
Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного
русского литературного языка (в течение учебного года).
Устно пересказывать с опорой на план, опорные слова
прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 150
слов.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
прослушанного текста.
Соблюдение языковых
норм (орфоэпических,
лексических,
грамматических,
стилистических,
орфографических,
пунктуационных) русского
литературного языка в
речевой практике при
создании устных и
письменных высказываний.
*Приёмы работы с учебной
книгой, лингвистическими
словарями, справочной
литературой.*
ТЕКСТ (3 ч)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Текст и его
признаки
(обобщение).
Функциональносмысловые типы
речи
(обобщение).
Смысловой
анализ текста
(обобщение).
Информационна
я переработка
текста
Текст и его основные
признаки.
Особенности
функционально-смысловых
типов речи.
*Сочетание разных
функционально-смысловых
типов речи в тексте.*
Особенности употребления
языковых средств
выразительности в текстах,
принадлежащих к
различным
функциональносмысловым типам речи.
Информационная
переработка текста:
извлечение информации из
различных источников;
использование
лингвистических словарей.
Подробное, сжатое,
выборочное изложение
прочитанного или
прослушанного текста.
Анализировать с использованием речевого клише текст:
определять и комментировать тему и главную мысль текста;
подбирать заголовок, отражающий тему или главную мысль
текста.
*Прогнозировать содержание текста по заголовку, ключевым
словам, зачину или концовке.*
*Устанавливать принадлежность к функциональносмысловому типу речи.*
Находить в тексте типовые фрагменты — описание,
повествование, рассуждение-доказательство, оценочные
высказывания.
*Определять основания для сравнения
и сравнивать разные функционально-смысловые типы речи,
понимать особенности их сочетания, в том числе сочетание
элементов разных стилей в художественном произведении.*
Выявлять отличительные признаки текстов разных жанров.
Создавать с использованием речевого клише высказывание
на основе текста: выражать своё отношение к прочитанному
или прослушанному в устной и письменной форме.
Извлекать информацию из различных источников, в том
числе из лингвистических словарей и справочной
литературы, *и использовать её в учебной деятельности*.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Представление сообщения
на заданную тему в виде
презентации.
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Подробно и сжато передавать в устной и письменной форме
содержание прослушанных и прочитанных текстов
различных функционально-смысловых типов речи после
предварительного анализа (в течение учебного года).
*Редактировать собственные/созданные другими
обучающимися тексты с целью совершенствования их
содержания (проверка фактического материала, начальный
логический анализ текста — целостность, связность,
информативность).*
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ЯЗЫКА (5 ч)
Функциональны
е разновидности
языка.
Язык
художественной
литературы и
его отличия от
других
Функциональные
разновидности языка:
разговорная речь,
функциональные стили:
научный (научно-учебный),
публицистический,
официально-деловой; язык
художественной
Опознавать и характеризовать отличительные особенности
языка художественной литературы в сравнении с другими
функциональными разновидностями языка.
Опознавать и характеризовать использованием опорной
схемы основные изобразительно-выразительные средства
русского языка (метафору, эпитет, сравнение, гиперболу,
олицетворение и др.).
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
функциональны
х
разновидностей
современного
русского
языка.
Научный стиль
литературы (повторение,
обобщение).
Язык художественной
литературы и его отличия
от других функциональных
разновидностей
современного русского
языка. *Основные признаки
художественной речи:
образность, широкое
использование
изобразительновыразительных средств, а
также языковых средств
других функциональных
разновидностей языка.
Основные изобразительновыразительные средства
русского языка, их
использование в речи
(метафора, эпитет,
сравнение, гипербола,
олицетворение
и др.).*
Научный стиль.
Выявлять отличительные особенности языка научного стиля
в сравнении с другими функциональными разновидностями
языка и другими функциональными стилями.
Создавать с опорой на образец тексты научного стиля,
опираясь на знание требований к их содержанию и
структуре.
Анализировать с использованием опорной схемы содержание
научно-учебного текста и осуществлять его
информационную переработку: выделять главную и
второстепенную информацию в тексте.
Представлять с использованием опорной схемы содержание
научно-учебного текста в виде таблицы, схемы.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Сфера употребления,
функции, типичные
ситуации речевого
общения, задачи речи,
языковые средства.
Основные жанры научного
стиля: тезисы, конспект,
реферат, *рецензия*; их
особенности. Нормы
построения текстов
научного стиля.
Особенности написания
тезисов, конспекта,
реферата, *рецензии*.
СИСТЕМА ЯЗЫКА
СИНТАКСИС. КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПУНКТУАЦИЯ (69 ч)
Сложное
предложение
(1 ч)
Понятие о сложном
предложении
(повторение).
Классификация типов
сложных предложений.
*Смысловое, структурное и
интонационное единство
Анализировать основные средства синтаксической связи
между частями сложного предложения.
Опознавать и характеризовать при необходимости с опорой
на алгоритм сложные предложения с разными видами связи,
бессоюзные и союзные предложения (сложносочинённые и
сложноподчинённые)
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
частей сложного
предложения.*
Сложносочинён
ное
предложение
(12 ч)
Понятие о
сложносочинённом
предложении, его строении.
Виды сложносочинённых
предложений. Средства
связи частей
сложносочинённого
предложения.
Интонационные
особенности
сложносочинённых
предложений с разными
типами смысловых
отношений между частями.
Употребление
сложносочинённых
предложений в речи.
Грамматическая синонимия
сложносочинённых
предложений и простых
предложений с
однородными членами.
Нормы построения
Характеризовать при необходимости с опорой на алгоритм
сложносочинённое предложение, его строение, смысловое,
структурное и интонационное единство частей сложного
предложения.
Определять основания для сравнения
и сравнивать при необходимости с опорой на алгоритм
смысловые отношения между частями сложносочинённого
предложения, интонационные особенности
сложносочинённых предложений с разными типами
смысловых отношений между частями.
*Понимать особенности употребления сложносочинённых
предложений в речи*
Соблюдать нормы построения сложносочинённого
предложения.
*Понимать явления грамматической синонимии
сложносочинённых предложений и простых предложений с
однородными членами; использовать соответствующие
конструкции в речи.*
Выполнять при необходимости с опорой на алгоритм
синтаксический *и пунктуационный* разбор
сложносочинённых предложений.
Применять нормы постановки знаков препинания в
сложносочинённых предложениях
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
сложносочинённого
предложения; нормы
постановки знаков
препинания в сложных
предложениях (обобщение).
Синтаксический *и
пунктуационный* разбор
сложносочинённых
предложений.
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Сложноподчинё
нное
предложение
(27 ч)
Понятие о
сложноподчинённом
предложении. Главная и
придаточная части
предложения.
Союзы и союзные слова.
Различия подчинительных
союзов и союзных слов.
Виды сложноподчинённых
предложений по характеру
смысловых отношений
между главной и
придаточной частями,
структуре, синтаксическим
средствам связи.
*Грамматическая синонимия
сложноподчинённых
предложений и простых
предложений с
обособленными членами.*
Сложноподчинённые
предложения
с придаточными
определительными.
Сложноподчинённые
Распознавать при необходимости с опорой на алгоритм
сложноподчинённые предложения, выделять главную и
придаточную части предложения, средства связи частей
сложноподчинённого предложения.
Опознавать и характеризовать при необходимости с опорой на
таблицу подчинительные союзы и союзные слова.
Определять основания для сравнения и сравнивать при
необходимости по смысловой опоре сложноподчинённые
предложения по характеру смысловых отношений между
главной и придаточной частями, структуре, синтаксическим
средствам связи; выявлять особенности их строения.
Опознавать и характеризовать с использованием опорной
схемы сложноподчинённые предложения с несколькими
придаточными, сложноподчинённые предложения с
придаточной частью определительной, изъяснительной и
обстоятельственной (места, времени, причины, образа действия
и степени, сравнения, условия, уступки, следствия, цели).
*Выявлять однородное, неоднородное и последовательное
подчинение придаточных частей.
Понимать явления грамматической синонимии
сложноподчинённых предложений и простых предложений с
обособленными членами; использовать соответствующие
конструкции в речи. *
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
предложения
с придаточными
изъяснительными.
Сложноподчинённые
предложения
с придаточными
обстоятельственными.
Сложноподчинённые
предложения
с придаточными места,
времени.
Сложноподчинённые
предложения с
придаточными причины,
цели и следствия.
Сложноподчинённые
предложения
с придаточными условия,
уступки.
Сложноподчинённые
предложения
с придаточными образа
действия,
меры и степени и
сравнительными.
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Нормы построения
сложноподчинённого
предложения; место
придаточного
определительного в
сложноподчинённом
предложении.
Построение
сложноподчинённого
предложения с
придаточным
изъяснительным,
присоединённым к главной
части союзом чтобы,
союзными словами какой,
который.
*Типичные грамматические
ошибки при построении
сложноподчинённых
предложений.*
Сложноподчинённые
предложения с несколькими
придаточными.
*Однородное,
неоднородное и
Основные виды
деятельности обучающихся
*Соблюдать нормы построения сложноподчинённого
предложения, понимать особенности употребления
сложноподчинённых предложений в речи.*
Проводить синтаксический *и пунктуационный* разбор
сложноподчинённых предложений.
Применять при необходимости с опорой на образец нормы
постановки знаков препинания в сложноподчинённых
предложениях.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
последовательное
подчинение придаточных
частей*
Нормы постановки знаков
препинания в
сложноподчинённых
предложениях.
Синтаксический *и
пунктуационный* разбор
сложноподчинённых
предложений.
Основные виды
деятельности обучающихся
Тематические
блоки, темы
Бессоюзное
сложное
предложение
(16 ч)
Основное
содержание
Понятие о бессоюзном
сложном предложении.
Смысловые отношения
между частями бессоюзного
сложного предложения.
Виды бессоюзных сложных
предложений.
Употребление бессоюзных
сложных
предложений в речи.
*Грамматическая
синонимия бессоюзных
сложных предложений и
союзных сложных
предложений.
Бессоюзные сложные
предложения со значением
перечисления. * Запятая и
точка с запятой в
бессоюзном сложном
предложении.
*Бессоюзные сложные
предложения со значением
причины, пояснения,
дополнения.* Двоеточие в
бессоюзном сложном
предложении.
*Бессоюзные сложные
предложения со значением
противопоставления,
Основные виды
деятельности обучающихся
Определять основания для сравнения и сравнивать при
необходимости с опорой на образец смысловые отношения
между частями бессоюзного сложного предложения,
интонационное и пунктуационное выражение этих
отношений.
Соблюдать основные грамматические.
нормы построения бессоюзного сложного предложения,
понимать особенности употребления бессоюзных сложных
предложений в речи.
Проводить синтаксический *и пунктуационный* разбор
бессоюзных сложных предложений.
*Выявлять грамматическую синонимию бессоюзных
сложных предложений и союзных сложных предложений,
использовать соответствующие конструкции в речи.*
Применять нормы постановки знаков препинания в
бессоюзных сложных предложениях.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
Основные виды
деятельности обучающихся
Сложные
предложения
с разными
видами союзной
и
бессоюзной
связи (9 ч)
Типы сложных
предложений с разными
видами связи.
Синтаксический *и
пунктуационный* разбор
сложных предложений с
разными видами союзной и
бессоюзной
связи.
Распознавать с использованием алгоритма
последовательности действий типы сложных предложений с
разными видами связи.
Соблюдать нормы построения сложных предложений с
разными видами связи.
*Употреблять сложные предложения с разными видами связи
в речи.*
Применять при необходимости с использованием опорной
схемы нормы постановки знаков препинания в сложных
предложениях с разными видами связи.
Проводить синтаксический и пунктуационный разбор
сложных предложений с разными видами связи.
Прямая
и косвенная
речь.
Цитирование
(4 ч)
Прямая и косвенная речь.
Синонимия предложений с
прямой и косвенной речью.
Цитирование. Способы
включения цитат в
высказывание.
Нормы построения
предложений с прямой и
косвенной речью; нормы
постановки знаков
препинания
в предложениях с
косвенной речью, с прямой
Опознавать и характеризовать прямую и косвенную речь;
выявлять синонимию предложений с прямой и косвенной
речью.
Уметь цитировать и применять разные способы включения
цитат в высказывание.
Применять нормы построения предложений с прямой и
косвенной речью, при цитировании.
Тематические
блоки, темы
Основное
содержание
речью, при цитировании.
Применение знаний по
синтаксису и пунктуации в
практике правописания.
Основные виды
деятельности обучающихся