МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора Директор
по УВР
Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «25»08 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «МИР ИСТОРИИ» для обучающихся 6 класса
Рабочую программу составил(а):
Трофимова Н.П.,
учитель истории и обществознания
с.Орлово, 2025
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения
России
от
24.11.2022г.
№1026
(http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212300059) и адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Мир истории» относится к предметной области
«История» и является обязательной частью учебного плана. В соответствии с
учебным планом рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» в
6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68 часов в год (2 часа
в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная программа определяет цель и задачи учебного предмета «Мир истории».
Цель обучения – подготовка обучающихся к усвоению курса «История
Отечества» в 7-9 классах.
Рабочая программа по учебному предмету «Мир истории» в 6 классе
определяет следующие задачи:
формирование представлений о предмете «Мир истории»;
развитие у обучающихся устойчивой мотивации и интереса к изучению
истории Отечества;
овладение обучающимися умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации;
формирование нравственно-патриотических чувств к России, её культуре, истории и современной жизни.
2. Содержание обучения.
При изучении учебного предмета «Мир истории» реализуется опора на
уже имеющиеся знания обучающихся, причем не только по истории, но и
иным предметам.
Программа учебного предмета «Мир истории» учитывает особенности
познавательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и направлена на всестороннее развитие
личности, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, патриотическое, нравственное, духовное и эстетическое воспитание.
В программе основным принципом является принцип коррекционной
направленности. Особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у
обучающихся специфических нарушений.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, нетрадиционных уроков, обобщающих уроков. Основными организационными формами работы на уроках истории являются: фронтальная, групповая, коллек2
тивная, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков
предполагается использование следующих методов:
объяснительно-иллюстративные- методы, где знания предлагаются в
готовом виде. Учитель организует продуктивное восприятие этих знаний.
Обучающиеся осуществляют восприятие, осмысливают знания и фиксируют
их в памяти через наглядное восприятие информации;
репродуктивные- методы, которые отличает сознательное усвоение понимания, запоминания, воспроизведение знаний обучающимися;
проблемные - методы, при которых развивается самостоятельность и
активность мышления обучающихся;
исследовательские - методы, при которых учитель приближает обучающихся к самостоятельному поиску способов решения проблем, творческое применение знаний и самостоятельное оперирование в нестандартных
условиях;
частично-поисковые - методы, при которых учитель ставит проблему
перед обучающимися и сам показывает путь ее решения, вскрывая противоречия.
2.1. Содержание учебного предмета «Мир истории»
1. Представление о себе и окружающем мире.
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение
имен. Отчество в имени человека. Происхождение фамилий. Семья: близкие
и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты
жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.
Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион,
город, поселок, село и другие), кто и когда его построил. Твои соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома,
твоей образовательной организации.
Местность, где мы живем. Происхождение названия местности. Край
(область, республика), в котором мы живем; главный город края, области,
республики; национальный состав, основные занятия жителей. Россия страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав.
Республики в составе Российской Федерации. Государственные символы
Российской Федерации. Руководитель страны (Президент Российской
Федерации).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы
живем.
2. Представления о времени в истории.
3
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем.
Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени. Измерение времени.
Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие,
историческая эпоха (общее представление). "Лента времени". Краткие
исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский
земледельческий календарь). Части века: начало века, середина века, конец
века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события XX века (обзорно, с примерами). Новое
тысячелетие (XXI век).
3. Начальные представления об истории.
История - наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом).
Значение исторических знаний для людей. Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология,
этнография, геральдика, нумизматика (элементарные представления на
конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта;
памятники зодчества, строительства и архитектуры; живопись), устные
(фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки).
Архивы и музеи (виды музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
4. История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные).
Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания,
отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда.
Каменный век.
Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи.
Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от опасностей. Образ
жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований.
Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни
древних людей из-за климатических условий: борьба за выживание.
Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и
одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние
различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей.
Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало
бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение
4
знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города. Создание
человеком искусственной среды обитания. Возникновение древнейших
цивилизаций.
5. История вещей и дел человека (от древности до наших дней):
5.1. История освоения человеком огня, энергии.
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком.
Очаг. Причины сохранения огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий
труда, выплавка металлов, приготовление пищи.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого
изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная
(общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни
людей. Современные способы получения большого количества энергии.
Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания
полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических
ресурсов Земли для жизни человечества.
5.2. История использования человеком воды.
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных
угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей.
Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история
мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения.
Роль поливного земледелия в истории человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо,
гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных
ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
5.3. История жилища человека.
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые
жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища.
Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов
(чумы, яранги, вигвамы, юрты). История совершенствования жилища.
Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и
других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения
истории.
5.4. История появления мебели.
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
5
История появления первой мебели. Влияние исторических и
национальных традиций на изготовление мебели. Изготовление мебели как
искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с
изготовлением мебели.
5.5. История питания человека.
Питание как главное условие жизни любого живого организма.
Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития
общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание.
Способы добывания:
собирательство,
бортничество,
рыболовство,
охота,
земледелие,
скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних
животных в жизни человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у
разных народов.
Употребление пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни
человека.
5.5. История появления посуды.
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История
появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение
гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды.
Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной
посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды для хранения
продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
5.6. История появления одежды и обуви.
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы
для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от
неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы
изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в
ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов
для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на
изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды.
Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные
времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на
возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена:
лапти, сапоги, туфли, сандалии.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
6
5.7. История человеческого общества.
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение
человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение
представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство,
буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география. Изменение
среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни,
пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма:
предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и
славянский алфавит. История книги и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера
человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд,
армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая
республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные
законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История
денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты
– овладение первоначальными представлениями о человеке как члене
общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о
нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений;
– формирование представлений о Российской Федерации и государственной символике;
– привитие уважения к своему и другим народам России;
– формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
– использование доступных информационных технологий для коммуникации;
– проявление социально-значимых мотивов учебной деятельности.
Уровни достижения предметных результатов по учебному предмету
«Мир истории» на конец 6 класса
7
Предметные результаты
минимальный уровень
• знать исторические события на уровне их понимания;
• использовать часть понятий в активной речи.
• уметь последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов (заданий);
• уметь слушать учителя, самостоятельно выполнять предложенные виды заданий;
• использовать помощь учителя при выполнении учебных задач;
• усвоить элементы контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
• адекватно реагировать на оценку учебных действий.
достаточный уровень
• понимать содержание учебных заданий, выполнять их самостоятельно
или с помощью учителя;
• владеть элементами самоконтроля при выполнении заданий;
• владеть элементами оценки и самооценки.
• знать основные понятия и иметь представления по всем разделам программы, использовать их в самостоятельной речи, в пересказах, в ответах на
вопросы;
• участвовать в диалогах и беседах по основным темам программы.
• высказывать собственные суждения и личностное отношение к изученным темам;
• проявлять интерес к изучению истории.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе знания и представлений о нормах социально одобряемого поведения (при внешнем контроле взрослого) может:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как собственными,
так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия между детьми, под контролем взрослого способен:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
8
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
По инструкции взрослого в деятельности на уроке может:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В совместной со сверстником деятельности, по подражанию, под контролем
учителя способен:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном
материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения
между объектами и процессами.
9
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1
Представление о себе и окружающем мире
15
2
Представление о времени в истории
6
3
Начальные представления об истории
6
4
История Древнего мира
9
5
История освоения человеком огня, энергии 4
1
6
История использования человеком воды
4
1
7
История жилища человека
1
8
История появления мебели
1
9
История питания человека
3
10
История появления посуды
2
11
История появления одежды и обуви
4
12
История человеческого общества
13
2
Итого 68
6
10
2
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема урока
№
п/п
Представление о себе и окружающем мире
Введение в мир истории
1
Количество
часов
15
Дата
проведения
01.09.25
Слушают рассказ учителя о новом учебном предмете. Рассматривают учебник и рабочую
тетрадь, находят в учебнике
разделы, зачитывают названия
разделов с помощью учителя.
Узнают хронологические рамки
содержания учебника. Читают в
учебнике значение термина
«наука», записывают в тетрадь.
Слушают объяснение смысла
словосочетаний «из поколения в
поколение», «из века в век» выбирают из предложенных вариантов ответ на вопрос, для чего
нужно изучать и знать историю
04.09.25
Зачитывают значение своего
имени на карточке. Узнают, что
означает собственное имя. Выполняют задание в печатной
тетради, распределяют имена на
два столбика (женское, мужское). Выполняют задание дидактической игры «Имена людей»: называют своё краткое и
полное имя; называют полное
имя родителей. Выполняют задания на карточке, соединяют
полные и сокращенные имена (с
помощью учителя)
1
2
История имени
1
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Слушают рассказ учителя о новом учебном предмете. Знакомятся с оглавлением учебника,
видами текстов, вопросами и
заданиями, а также с иллюстрациями и картами. Узнают хронологические рамки содержания
учебника. Самостоятельно находят в учебнике разделы и зачитывают их названия. Рассматривают печатную тетрадь, обсуждают виды заданий. Объясняют смысл словосочетаний «из
поколения в поколение», «из
века в век» запоминают. Участвуют в обсуждении вопроса, для
чего нужно изучать и знать историю
Извлекают информацию из
учебника, о происхождении
имен на Руси. Знакомятся со
значением имен в доступных
источниках. Находят информацию о происхождении и значении своего имени в энциклопедии «Имена людей». Объясняют новые термины «имя»,
«святцы». Зачитывают христианские имена святых. Отвечают
на вопросы. Сам. выполняют
задания на карточке, соединяют
полные и сокращенные имена
3
Отчество в имени человека
08.09.25
Слушают рассказ учителя. Дают
краткие ответы на вопросы, используя учебник. Работают со
словарем, находят значение
слов «отчество», «отчизна». Записывают значение слов в тетрадь. Выполняют практические
упражнения с помощью учителя
Называют своё имя и отчество,
имя и отчество родителей, имя и
отчество учителей
11.09.25
Слушают
рассказ
учителя.
Смотрят учебный фильм о происхождении русских фамилий.
Отвечают на вопросы. Зачитывают список распространенных
фамилий в России. Определяют,
входит ли, их фамилия в число
самых распространённых в России. Выполняют задание на карточке, распределяют, фамилии в
три столбика: фамилии образованные от имени, от названия
профессии, от названий животных и птиц, с помощью учителя
15.09.25
Зачитывают определение термина «Семья». Учатся различать родственные связи. Составляют устный рассказ о своей семье по предложенному
плану и опорным словам с помощью учителя. Учатся находить и подбирать пословицы по
1
4
Происхождение фамилий
1
5
Семья: близкие и дальние родственники
1
12
Слушают рассказ учителя. Работают с текстом учебника. Узнают, от какого слова произошли слова: «отчество», «отчизна».
Участвуют в беседе по основным тезисам темы урока. Находят ответ на вопрос, почему
отец в семье пользуется особым
уважением. Выполняют практическое упражнение, от приведённых имён образовывают
мужские и женские отчества
Слушают
рассказ
учителя.
Смотрят учебный фильм о происхождении русских фамилий.
Участвуют в беседе по теме
урока. Разбирают список распространенных фамилий в России и определяют, входит ли, их
фамилия в число самых распространённых в России. Выполняют задание в печатной тетради, записывают фамилии, образованные от имени, от названия
профессий, животных и птиц.
Находят
информацию,
о
происхождении своей фамилии
в Интернет-ресурсе
Находят определение термина
«Семья» в доступных словарях.
Участвуют в обсуждении основных вопросов урока. Составляют устный рассказ о своей семье по плану. Работают с
пословицами, собирают из двух
частей, дают объяснение, запо-
6
Понятие о биографии
18.09.25
1
7
Поколение,
родословная
предки,
потомки,
22.09.25
1
8
Дом, в котором ты живешь
25.09.25
1
13
теме урока (работают в парах).
Записывают в тетрадь членов
своей семьи, начиная с самого
старшего. Готовятся к выставке
рисунков «Моя семья». Разгадывают кроссворд с помощью
учителя
Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы с опорой на
текст учебника. Зачитывают,
записывают, запоминают значение термина «биография». Составляют автобиографию с опорой на образец и с помощью
учителя. Выполняют в печатной
тетради упражнение «Вставь
пропущенные слова в текст» с
помощью учителя
Зачитывают значение термина
«родственники»,
«родословная». Читают текст учебника. С
помощью учителя выделяют,
чем отличается поколение предков от поколения потомков. Называют близких родственников,
кто в семье относится к старшему поколению, кто к младшему поколению. Заполняют
схему «Родословное
древо
семьи» с помощью учителя
Читают адаптированный текст
«Что такое дом?». Кратко отвечают на вопросы. Записывают
значение термина «дом», запоминают. Сравнивают городской
дом и деревенский, называют
минают. Записывают в тетрадь
членов своей семьи, начиная с
самого старшего. Решают логические задачи про семью. Готовятся к выставке рисунков «Моя
семья». Составляют кроссворд
«Семья»
Смотрят презентацию. Принимают участие в беседе. Подбирают определение к термину
«биография». Перечисляют основные вопросы написания биографии. Самостоятельно составляют и записывают автобиографию с опорой на образец.
Выполняют в печатной тетради
упражнение «Вставь пропущенные слова в текст»
Объясняют значение терминов
«поколение» «предки», «потомки», «родственники». Читают
текст учебника. Называют, чем
отличается поколение предков
от поколения потомков, используют слова для справок.
Самостоятельно
составляют
«Родословное древо семьи»
Чтение текста «Что такое дом».
Отвечают на вопросы. Находят
в словарях значение термина
«дом». Знакомятся с видами домов. Объясняют, почему в городах старинные дома называют
9
Названия городов и улиц
29.09.25
1
10
Россия - страна, в которой мы живем:
её столица, население, национальный
состав
02.10.25
1
14
отличия с помощью учителя.
Слушают объяснение учителя о
«домах-памятниках». Смотрят
презентацию. Приводят примеры «домов-памятников» своего
города с опорой на иллюстрации. Выполняют рисунок «Дом
моей мечты»
Смотрят видеоматериал, узнают
историю появления названий
городов и улиц. Отвечают на
вопросы. Зачитывают значение
терминов «основатель», «увековечить», запоминают. Называют
города России с опорой на карточки. Слушают сообщение одноклассников «В честь кого названы древние города». Записывают в тетрадь имена основателей древних городов с помощью
учителя. Показывают на карте,
заданные объекты. Называют
улицу, на которой расположена
школа, дом. Выполняют задание
в печатной тетради, образуют
название улиц от названия профессий с опорой на учебник.
Составляют рассказа «Я знаю
свой город» по плану с помощью учителя
Смотрят видеосюжет. Отвечают
на вопросы. Объясняют значение слова Родина. Читают адаптированный текст «Народы России». Отвечают на вопросы. Записывают значение терминов
памятниками истории. Смотрят
презентацию, слушают объяснение учителя, запоминают и
называют
дома-памятники
своего
города.
Выполняют
рисунок «Дом моей мечты»
Смотрят и разбирают видеоматериал, узнают историю появления названий городов и улиц,
отвечают на вопросы. Объясняют значение терминов «основатель», «увековечить». Называют
города России. Рассказывают, в
честь кого названы древние города. Записывают в тетрадь
имена основателей древних городов. Показывают, заданные
объекты на карте. Называют
главные улицы своего города.
Находят информацию об истории возникновения улицы, на
которой расположена школа,
дом. Выполняют задание в печатной тетради, образуют название улиц от названия профессий. Составляют рассказа по
плану «Я знаю свой город»
Смотрят видеосюжет. Участвуют в беседе. Объясняют значение слова Родина. Читают текст
«Народы России», определяют
главную мысль, пересказывают.
Объясняют значение терминов
«гражданин»,
«территория»
«раздоры». Слушают рассказ
учителя о новых субъектах РФ.
Записывают историческую дату,
подписания договоров о вхождении новых территорий в состав нашей страны, запоминают. Называют новые субъекты.
Показывают на карте границу
Российской Федерации, столицу, субъект РФ, свою малую
родину с помощью учителя. Составляют пословицы из 2-х частей, узнают смысл пословицы.
Выполняют тест по теме урока с
помощью учителя
11
Москва-столица России
06.10.25
1
15
Слушают сообщение учителя.
Читают адаптированный текст.
Отвечают на вопросы. Называют столицу нашей Родины. Записывают дату основания Москвы в тетрадь. Отмечают дату
на ленте времени с помощью
учителя. Раскрашивают герб
Москвы. Посещают виртуальную экскурсию «Достопримечательности Москвы», отмечают
объекты на маршрутном листе.
Соотносят изображения достопримечательностей Москвы с
названиями. Считают сколько
лет нашей столице с помощью
учителя.
«гражданин»,
«территория»
«раздоры». Слушают рассказ
учителя о новых субъектах РФ.
Разбирают информацию, выражают своё отношение к событиям. Называют новые субъекты.
Запоминают дату подписания
договоров о вхождении новых
территорий в состав нашей
страны. Показывают на карте
границу Российской Федерации,
столицу, субъект РФ, свою малую родину. Составляют пословицы из 2-х частей, объясняют
смысл пословиц. Выполняют
самостоятельно тест по теме
урока
Слушают сообщение учителя.
Анализируют
информацию.
Участвуют в беседе. Узнают
историю возникновения города
Москва, её значимость как столицы государства Называют и
запоминают дату основания
Москвы. Отмечают дату на ленте времени. Находят описание
герба Москвы. Раскрашивают
герб Москвы. Посещают виртуальную экскурсию «Достопримечательности Москвы», отмечают объекты на маршрутном
листе. Соотносят изображения
достопримечательностей Москвы с названиями. Считают
сколько лет нашей столице.
12
Государственные символы Росси
09.10.25
1
13
Другие страны мира
13.10.25
1
14
Планета, на которой мы живем
16.10.25
1
16
Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Читают и
записывают в тетрадь определение терминов «герб», «гимн»,
«держава». Смотрят видеосюжет. Называют основные составляющие герба Российской
Федерации с помощью учителя.
Выбирают из предложенных
изображений – герб Российской
Федерации. Выполняют задание
в печатной тетради, раскрашивают флаг РФ и записывают
значение цветов. Подбирают
пословицу, записывают в тетрадь. Разгадывают кроссворд с
помощью учителя
Смотрят презентацию, отвечают
на вопросы. Знакомятся с особенностями политической карты, показывают страны мира с
помощью учителя Записывают
самые большие страны по площади и численности населения
по опорной таблице. Подбирают
материал для создания постера с
помощью учителя. Слушают
сообщение одноклассников о
выбранных ими странах и их
достопримечательностях
Читают адаптированный текст.
Записывают опорные слова с
доски. Называют планеты солнечной системы с опорой на
учебник. Рассматривают схему
«Солнечная система» в учебни-
Слушают рассказ учителя. Участвуют в беседе. Находят в словаре значение терминов «герб»,
«гимн», «держава», записывают
и запоминают. Смотрят видеосюжет. Описывают герб Российской Федерации с опорой на
иллюстрации. Находят информацию о значении символов на
гербе. Готовят устный рассказ о
флаге, используя опорные слова
и
карточки.
Разгадывают
кроссворд
Смотрят презентацию, оставляют вопросы по новому материалу, отвечают. Знакомятся с особенностями политической карты. Называют и показывают
страны мира. Находят информацию в цифровых ресурсах и
составляют список самых больших страны по площади и численности населения. Подбирают
материал для создания постера.
Делают сообщение по созданному постеру
Читают текст. Узнают о солнечной системе. Выделяют смысловые части. Выписывают
опорные слова. Рассматривают
схему «Солнечная система» в
учебнике. Перечисляют назва-
15
Обобщающий урок по разделу
«Представление о себе и окружающем мире»
20.10.25
1
Представление о времени в истории
16
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем
ке. Записывают в тетрадь названия планет. Слушают рассказ
одноклассников об отличительных особенностях планеты Земля. Называют, чем планета Земля отличается от других планет
Солнечной системы. Находят в
учебнике, записывают и запоминают словарные слова: планета, космос, атмосфера, Вселенная. Заполняют схему «Солнечная система» в печатной
тетради с опорой на образец и с
помощью учителя. Составляют
рассказ-описание «Мы жители
планеты Земля» в печатной тетради с помощью учителя
Участвуют в беседе по изученным темам: дают краткие ответы на вопросы с опорой на
учебник. Выполняют тест
помощью учителя
ния планет солнечной системы.
Читают текст, называют отличительные особенности планеты
Земля от других планет Солнечной системы. Находят в учебнике, объясняют и запоминают
словарные слова: планета, космос, атмосфера, Вселенная. Заполняют схему «Солнечная система» в печатной тетради. Составляют рассказ-описание «Мы
жители планеты Земля» в печатной тетради
Слушают объяснение учителя,
смотрят
видеоролик.
Дают
краткие ответы на вопросы. Работают с тематическими карточками: называют и соотносят
меры времени, единицы счета
времени с помощью учителя.
Слушают чтение отрывка из
книги Л. Талимоновой «Путешествие во времени». Отвечают
Слушают объяснение учителя,
смотрят видеоролик, участвуют
в беседе. Работают с тематическими карточками: называют и
соотносят меры времени, единицы счета времени Читают отрывок из книги Л. Талимоновой
«Путешествие во времени» по
цепочке. Участвуют в беседе по
прочитанному отрывку из сказ-
Участвуют в беседе по изученным темам. Высказывают собственные суждения и личностное отношение к изученным
понятиям и историческим фактам. Дают последовательные
ответы на вопросы. Выполняют
тест
6
23.10.25
1
17
17
Календарь происхождение, виды
06.11.25
1
18
Представление
времени
об
историческом
10.11.25
1
18
на вопросы. Заполняют таблицу
«Настоящее, прошедшее, будущее», работают в парах с опорой на образец
Читают статью «Что такое календарь?». Отвечают на вопросы. Записывают и запоминают
значение термина Календарь».
Смотрят презентацию, узнают о
видах календарей, записывают в
тетрадь. Читают в тексте учебника о происхождении названий
месяцев. Называют 2-3 примера.
Сравнивают названия месяцев в
юлианском календаре с названием месяцев в русском земледельческом календаре с помощью учителя. Называют свои
любимые месяца. Объясняют
свой выбор. Подбирают поговорки к названиям месяцев, используют таблицу в учебнике и
помощь учителя. Составляют
рассказ «Мое любимое время
года», с помощью опорных слов
и предложений
ки. Самостоятельно заполняют
таблицу «Настоящее, прошедшее, будущее»
Читают статью «Что такое календарь?», участвуют в беседе.
Объясняют значение термина
«Календарь». Смотрят презентацию, объясняют, почему для
жителей Древней Руси было
важно наблюдать и отмечать
явления природы, узнают о видах календарей, перечисляют
разновидности календарей, записывают в тетрадь. Находят
информацию в доступных источниках, как появились названия месяцев. Приводят 5-6 примеров. Сравнивают названия
месяцев в юлианском календаре
с названием месяцев в русском
земледельческом
календаре,
последовательно называют названия месяцев в земледельческом календаре. Описывают
значение каждого месяца, использую таблицу в учебнике.
Подбирают поговорки к названию месяцев, использую таблицу в учебнике. Самостоятельно
составляют
рассказ
«Мое
любимое время года» по плану
Просматривают хронологиче- Просматривают хронологические события и факты, происхо- ские события и факты, происходящие в прошлом, учатся опре- дящие в прошлом, приводят
делять их длительность с помо- примеры, определяют их дли-
19
Историческое
времени»
время
«Лента
13.11.25
1
19
щью учителя. Слушают информацию, рассматривают иллюстрации, отвечают на вопрос. Читают значение новых понятий
«хронология» «эра», «наша
эра», записывают в тетрадь, запоминают. Записывают в хронологической последовательности даты и названия праздников,
начиная с Нового года с опорой
на образец. Выполняют задание
на карточке: расположить по
возрастанию единицы измерения времени -десятилетие, день,
век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки с помощью
учителя
Читают определение понятия
«лента времени». Рассматривают учебное пособие в классе,
рисуют ленту времени с помощью учителя, отмечают заданные временные промежутки.
Рассматривают таблицу, называют и соотносят арабские и
римские цифры, учатся записывать года и век исторического
события с опорой на образец.
Определяют место века на ленте
времени. Располагают исторические события на ленте времени; соотносят дату с веком, расставляют события по порядку,
выполняют с помощью учителя
тельность. Отвечают на вопрос,
опираясь на научную справку,
когда и почему ввели новую
систему летоисчисления. Находят значение новых понятий в
словаре «хронология», «век»,
«тысячелетие» «эра», «наша
эра», запоминают. Записывают
в хронологической последовательности даты и названия
праздников, начиная с Нового
года. Выполняют задание на
карточке: расположить по возрастанию единицы измерения
времени - десятилетие, день,
век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки
Находят в словаре определение
понятий «лента времени», «летоисчисление». Рассматривают
учебное пособие в классе, рисуют ленту времени, отмечают
заданные временные промежутки. Рассматривают таблицу, называют и соотносят арабские и
римские цифры, учатся записывать года и век исторического
события. Определяют место века на ленте времени. Располагают исторические события на
ленте времени; соотносят дату с
веком, расставляют события по
порядку, демонстрируют навык
счета лет в пределах нашей эры
и до нашей эры
20
Основные события XX века (обзорно,
с примерами).
17.11.25
1
21
Обобщающий урок по разделу
«Представление о времени в истории»
20.11.25
1
Начальные представления об истории
22
История-наука о прошлом
Смотрят презентацию. Называют и записывают в тетрадь
главные события XX века. Рассматривают иллюстрации, соотносят исторические события XX
века со знаменитыми личностями. Рисуют ленту времени. Отмечают на ленте времени основные события XX века
Участвуют в беседе по изученным темам. Высказывают собственные суждения и личностное отношение к изученным
понятиям и историческим фактам. Дают последовательные
ответы на вопросы. Выполняют
тест.
6
24.11.25
1
23
Смотрят презентацию. Называют и записывают в тетрадь
главные события XX века. Рассматривают иллюстрации, зачитывают фамилии, имена знаменитых людей XX века. Рисуют
ленту времени с помощью учителя. Отмечают на ленте времени основные события XX века выполняют с помощью учителя
Участвуют в беседе по изученным темам: дают краткие ответы на вопросы с опорой на
учебник. Выполняют тест с помощью учителя.
Науки, помогающие добывать исторические сведения
27.11.25
1
20
Смотрят
документальный
фильм. Подтверждают примерами из учебника, что можно
узнать, изучая историю. Читают
о работе учёных-историков, археологов. Рассматривают иллюстрации с пирамидами. Записывают термин «пирамида» в тетрадь Выделяют общее между
математикой, географией и историей с помощью учителя
Смотрят
документальный
фильм. Рассказывают, что можно узнать, изучая историю. Рассказывают о работе учёныхисториков, используя иллюстрации. Объясняют, почему учёных-историков можно назвать
следопытами. Находят в словаре
значение терминов «история»,
«факты» и запоминают. Выделяют общее между математикой, географией и историей
Смотрят презентацию, отвечают Смотрят презентацию, отвечают
на вопросы. Рассматривают на развернуто на вопросы. Читают
иллюстрации символы и эле- информацию и описывают, что
менты герба Москвы. Находят в изучает историческая геограсети интернет значение симво- фия, археология, геральдика,
лов герба с помощью учителя.
Заполняют схему «Науки помогающие истории», используя
учебник и помощь учителя.
Выполняют интерактивный тест
с опорой на учебник
24
Работа археологов
01.12.25
1
25
Источники исторических знаний:
вещественные, устные, письменные
04.12.25
1
21
Рассматривают
иллюстрации,
слушают рассказ учителя, узнают о работе археологов, отвечают на вопросы. Работают с
текстом учебника, записывают
термины в тетрадь «экспедиция»,
«археологи»,
«культурный слой». Смотрят
видеосюжет о жизни и научном
подвиге Г. Шлимана. Показывают на ленте времени век открытий Г. Шлимана с помощью
учителя. Выполняют задание на
карточке,
заполняют
пропуски в тексте, используя
опорные слова, читают о труде
археологов
Читают значение слова «памятник». Называют, что относится
к памятникам истории, с опорой
на иллюстрации. Называют
группы памятников. Посещают
(виртуально) краеведческий музей. Выполняют практическое
задание в тетради, составляют и
заполняют таблицу «Исторические памятники», используя
учебник и помощь учителя
нумизматика. Изучают, используя сеть интернет, какие символы изображены на гербах Москвы и Ярославля. Называют значение символов. Заполняют
схему «Науки помогающие истории», используя учебник.
Выполняют интерактивный тест
Рассматривают
иллюстрации,
слушают рассказ учителя, узнают о работе археологов, участвуют в беседе. Работают с текстом учебника, находят и записывают термины в тетрадь
«экспедиция»,
«археологи»,
«культурный слой». Смотрят
видеосюжет о жизни и научном
подвиге Г. Шлимана. Отвечают
на вопросы. Обозначают на ленте времени век открытий Шлимана. Выполняют задание на
карточке,
заполняют
пропуски в тексте, описывают
труд археологов
Находят в словарях значение
слова «памятник». Читаю о вещественных и невещественных
памятниках. Называют и классифицируют памятники истории. Посещают (виртуально)
краеведческий музей. Выполняют практическое задание в
тетради, составляют и заполняют таблицу «Исторические памятники»
26
Историческая карта
08.12.25
1
27
Обобщающий урок по разделу «Начальные представления об истории»
11.12.25
1
История Древнего мира
28
Версии о появлении человека на
Земле
Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос, для чего используются исторические карты. Слушают сообщение одноклассников «Отличие исторических карт от географических
карт». Сравнивают географическую карту и историческую
карту. Запоминают главные отличия карт. Знакомятся с условными знаками (легендой карты).
Учатся находить места сражений. Все действия выполняют с
помощью учителя. Записывают
в тетрадь
и запоминают
алгоритм работы с картой
Участвуют в беседе по изученным темам: дают краткие ответы на вопросы с опорой на
учебник. Выполняют тест с помощью учителя
Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопрос, для чего используются исторические карты. Находят информацию, чем
отличаются карты по истории от
географических карт. Учатся
читать легенду исторической
карты, находить и показывать
места сражений, расположение
лагерей, движение войск, направление ударов. Составляют
памятку по работе с исторической картой и записывают в
тетрадь
Слушают рассказ учителя. Записывают версии происхождения человека на Земле. Зачитывают значение терминов «фантастика», «религия». Читают
информацию в учебнике и отвечают на вопрос: почему надо
беречь природу? с помощью
учителя
Слушают рассказ учителя. Находят информацию в доступных
источниках о том, как на Земле
появился человек. Называют
три версии происхождения человека на Земле. Находят в словарях значение терминов «фантастика», «религия». Находят
информацию в доступных источниках, объясняют, почему
надо любить и беречь нашу
планету – Земля
Участвуют в беседе по изученным темам. Высказывают собственные суждения и личностное отношение к изученным
понятиям и историческим фактам. Дают последовательные
ответы на вопросы.
9
15.12.25
1
22
29
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания
18.12.25
1
30
Каменный век. Человек умелый
22.12.25
1
31
Человек разумный
25.12.25
1
23
Слушают рассказ учителя. Работают с иллюстрациями в
учебнике, описывают внешний
вид первобытных людей (с помощью учителя). По иллюстрациям с помощью учителя рассказывают, как жили и что они
умели делать первобытные люди. Составляют описательный
рассказ о древнейшем человеке
по плану с помощью учителя,
используя опорные словам и
предложения
Смотрят презентацию. Отвечают на вопросы. Зачитывают,
какие открытия сделал человек
умелый. Рассматривают иллюстрацию в учебнике, записывают в тетрадь названия простейших орудий труда умелого человека. Читают и узнают, почему данный период называется
«каменный век». С помощью
учителя составляют рассказ
«Человек умелый», используя
план и опорные слова
Просматривают документальный фильм, отвечают на вопросы. Читают о добыче, сохранении и использовании огня древним человеком. Работают с иллюстративным материалом: называют места расселения человека разумного. называют периоды развития человека: от
человекообразной обезьяны до
Слушают рассказ учителя. Работают с иллюстрациями в
учебнике. Описывают внешний
вид первобытных людей. Находят в тексте учебника информацию, как жили древние люди и
что умели делать. Составляют
описательный
рассказ
о
древнейшем человеке по плану
Смотрят презентацию. Объясняют исторические термины
«человек умелый», «каменный
век», «кремень». Находят информацию в учебнике и отвечают на вопрос, какие качества
помогали развиваться древнейшим людям.Узнают, какие открытия сделал человек умелый.
Называют, сколько длился каменный век. Составляют рассказ «Человек умелый», используя план
Просматривают документальный фильм, участвуют в беседе.
Рассказывают о добыче, сохранении и использовании огня
древним человеком. Работают с
иллюстративным
материалом. Называют, в какие районы
земного шара расселялся человек разумный. Называют периоды развития человека: от чело-
человека разумного с помощью
учителя. Составляю портрет
разумного человека, вставляют
подходящие по смыслу слова в
текст (работа на карточке)
32
Изменения климата земли, наступление ледников
12.01.26
Слушают рассказ учителя об
изменение климата (наступление ледников). Читают и записывают в тетрадь значение понятия «ледниковый период».
Узнают, что стало с человеком,
чему научился человек в ледниковый период. Смотрят фрагмент мультфильма «Ледниковый период». Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь,
что стало с растениями и животными. Составляют рассказ о
деятельности людей, используя
иллюстрации и помощь учителя
15.01.26
Читают о жизни охотников кочевников и собирателей (адаптированный текст) Отвечают на
вопросы. Выписывают из текста
учебника
занятия
женщин.
Слушают рассказ о собирателях.
Выполняют задание в печатной
тетради с помощью учителя.
Находят в тексте учебника качества собирателей, записывают
19.01.26
Смотрят видеоурок. Находят в
учебнике информацию о возникновении скотоводства и зем-
1
33
Смена образа жизни древних людей
из-за климатических условий: борьба
за выживание.
1
34
Развитие земледелия, скотоводства
1
24
векообразной обезьяны до человека разумного. Показывают
этапы развития человека на ленте времени. Составляю портрет
разумного человека, используя
опорные слова
Слушают рассказ учителя об
изменение климата (наступление ледников). Объясняют значение понятия «ледниковый период». Объясняют, что стало с
человеком, и чему научился человек в ледниковый период.
Рассказывают, как изменился
климат на Земле, что стало с
растениями и животными. Находят информацию и записывают в тетрадь, чему научились
древние люди в ледниковый
период. Составляют рассказ о
жизни людей после ледникового
периода по плану
Читают о жизни охотников кочевников и собирателей. Отвечают на вопросы. Составляют
рассказ о занятиях женщин.
Слушают рассказ о собирателях.
Выполняют задание в печатной
тетради. Рассказывают о качествах собирателей, записывают
в тетрадь. Сравнивают качества
собирателей с современными
качествами людей
Смотрят видеоурок. Находят в
учебнике информацию о возникновении скотоводства и зем-
35
Первые города
22.01.26
1
36
Обобщающий урок по разделу «История Древнего мира»
26.01.26
1
25
леделия с помощью учителя.
Отвечают на вопрос, от каких
занятий древних людей возникло земледелие и скотоводство,
используют учебник. Раскрывают значение терминов «земледелие», «цивилизация» Выполняют задания в рабочей тетради, рисуют ленту времени,
отмечают начало развития скотоводства и земледелия с помощью учителя. Учатся показывать на карте, где расположены
районы распространения земледелия. Составляют рассказ по
теме урока, вписывают недостающие слова в текст с помощью учителя
Зачитывают определение термина «город». Записывают причины возникновения городов.
Отвечают на вопросы. Показывают на карте, где возникли города с помощью учителя. Составляют логическую цепочку
«От земледелия к возникновению города» по образцу с помощью учителя
Отвечают на вопросы, используя текст учебника. Работают в
печатных тетрадях. Выполняют
тест, после предварительного
разбора с помощью учителя
леделия. Называют, от каких
занятий древних людей возникло земледелие и скотоводство.
Объясняют смысл выражения и
терминов «люди научились хозяйствовать на земле», «земледелие», «цивилизация». Выполняют задания в рабочей тетради, рисуют ленту времени,
отмечают начало развития скотоводства и земледелия. Показывают на карте, где расположены районы распространения
земледелия. Составляют письменный рассказ по теме урока,
вписывают недостающие слова
в текст
Находят в словарях определение
термина «город». Подбирают
однокоренные слова. Читают о
причинах возникновения городов. Отвечают на вопросы. Составляют логическую цепочку
«От земледелия к возникновению города». Показывают на
карте, где возникли города
Участвуют в беседе по изученным темам. Высказывают собственные суждения и личностное отношение к изученным
понятиям и историческим фактам. Дают последовательные
ответы на вопросы. Выполняют
тест.
История освоения человеком огня, энергии
37
4
История освоения человеком огня
29.01.26
Слушают рассказ учителя. Отвечают на вопросы. Называют
природные источники огня.
Описывают с помощью опорных слов, как люди добывали
огонь. Смотрят видеофрагмент
«Значение огня в жизни человека». Слушают и запоминают
смысловое значение выражений
«семейный очаг», «тепло родного дома». Выполняют задание
«Собери пословицу». Работают
в парах, группах
02.02.26
Читают о развитии гончарного
ремесла. Отвечают на вопросы.
Узнают о приеме вращения и
появлении гончарного круга.
Смотрят видеоролик «В гончарной мастерской». Сравнивают
древнее гончарное ремесло с
современным
производством
керамики (с опорой на иллюстративный материал). Знакомятся со способами обжига глины.
Рассматривают
иллюстрации,
сравнивают древний способ ремесла с современным производством. Записывают значение
терминов в тетрадь «гончар»,
«керамика»
Слушают рассказ учителя о пе- Слушают рассказ учителя о переходе от каменных орудий к
реходе каменных орудий к медмедным; от медных орудий к ным; от медных орудий к брон-
1
38
Использование огня в производстве.
Изготовление посуды
1
39
Использование огня в производстве
орудий труда, выплавка металлов
05.02.26
1
26
Слушают рассказ учителя. Рассказывают, где в природе встречается огонь. Находят информацию, как добывали огонь. Записывают в тетрадь приёмы добычи огня. Смотрят видеофрагмент «Значение огня в жизни
человека». Составляют рассказ
– описание о том, как люди научились обогревать своё жилище.
Объясняют смысловое значение
выражений «семейный очаг»,
«тепло родного дома». Выполняют задания: «Собери пословицу», «Продолжи пословицу»
Находят информацию в доступных источниках о развитии гончарного ремесла. Рассказывают
о приеме вращения и появлении
гончарного круга. Смотрят видеоролик «В гончарной мастерской». Сравнивают древнее
гончарное ремесло с современным производством керамики.
Работают с иллюстрациями:
придумывают название к иллюстрациям, составляют описание
сюжета. Объясняют и запоминают значение терминов «гончар», «керамика»
40
Огонь и энергия
09.02.26
1
История использования человеком воды
41
Вода, её назначение в жизни человека
бронзовым. Отвечают на вопросы. Зачитывают отрывок в тексте учебника, соответствующего
иллюстрации. Выполняют задания в рабочих тетрадях, записывают значение новых понятий
«медь», «сплав», «олово» «кузнец» с помощью учителя. Записывают отличия меди от бронзы
(медь
–
это
природный
минерал, а бронза – это сплав
меди с оловом). Выполняют
тест с помощью учителя
Смотрят презентацию. Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы с опорой на иллюстративный материал и словапомощники. Записывают виды
энергии. Составляют кластер
«Использование электричества»
по образцу с помощью учителя
зовым. Задают уточняющие вопросы. Обсуждают новую информацию. Находят в тексте
учебника строки комментирующие иллюстрации. Выполняют задания в рабочих тетрадях, находят определения новыми
понятиям
«медь»,
«сплав», «олово» «кузнец». Находят и запоминают информацию об отличия меди от бронзы.
Выполняют
самостоятельно
тест
Смотрят презентацию. Участвуют в беседе. Задают уточняющие вопросы Находят информацию о видах энергии. Перечисляют виды энергии. Составляют кластер, используя
информацию на карточках «Использование электричества»
Смотрят видеоматериал, выполняют задания по просмотренному сюжету: записывают причины поселения древнего человека
на берегах рек, озер, морей с
опорой на текст учебника. Чтение адаптированного текста и
запись новых слов: дамба, плотина. Составляют рассказ о рыболовстве и рыболовных снастях по опорным словам и
предложениям. Учатся находить
и подбирать пословицы по заданной тематике учителем.
Смотрят видеоматериал, выполняют задания по просмотренному сюжету: называют и записывают причины поселения древнего человека на берегах рек,
озер, морей. Чтение текста и
выделение ключевых слов: дамба, плотина. Находят информацию и доказывают примерами
из жизни, и текста учебника, что
вода - это источник жизни на
Земле. Находят и подбирают
пословицы заданной тематике.
Составляют синквейн «Вода»
4
12.02.26
1
27
42
Судоходство, история мореплавания,
открытие новых земель
16.02.26
1
43
Вода и земледелие
19.02.26
1
44
Использование человеком воды для
получения энергии
26.02.26
1
28
Слушают сообщение одноклассников о зарождении судоходства и истории мореплавания, заполняют информационный лист с помощью учителя.
Читают адаптированный текст о
видах плавательных средств,
отвечают на вопросы, используя
текст учебника. Выполняют задания в печатной тетради, записывают значение терминов
«плот», «папирус», «лодка»
«парус», «суда» с опорой на
учебник.
Выполняют
интерактивные задания (работа
в парах) с помощью учителя
Узнают об искусственном орошении земли с опорой на картинки. Записывают значение
терминов «орошение», «ил»,
«поливное земледелие». Зачитывают из текста учебника ответы на вопросы с помощью
учителя. Выборочно читают
текст учебника «Поливное земледелие и развитие науки»,
записывают названия наук в
тетрадь. Показывают карте места распространения земледелия
в Древнем мире с помощью
учителя
Смотрят
документальный
фильм, узнают о силе воды. Отвечают на вопросы по содержанию фильма. Читают и записывают значение термина «Гидро-
Слушают сообщение одноклассников о зарождении судоходства и истории мореплавания, заполняют информационный лист. Читают текст о видах
плавательных средств, отвечают
на вопросы. Выполняют задания
в печатной тетради, раскрывают
значение терминов «плот», «папирус», «лодка» «парус», «суда». Выполняют интерактивные
задания
Узнают об искусственном орошении земли из текста учебника. Работают со словарем в
учебнике, раскрывают значение
терминов «орошение», «ил»,
«поливное земледелие». Читают
текст учебника «Поливное земледелие и развитие науки»,
объясняют, какие науки появились благодаря поливному земледелию. Показывают карте
места
распространения
земледелия в Древнем мире
Смотрят
документальный
фильм, узнают о силе воды.
Участвуют в беседе по содержанию фильма. Находят в словаре значение термина «Гидро-
История жилища человека
45
Первые жилища человека
турбина» в учебнике. Рассматривают тематические карточки,
называют назначение электроприборов. Выполняют задание
из дидактической игры «Закончи фразу» с помощью учителя.
Записывают в тетрадь названия
электроприборов, которые облегчают современным людям
ведение домашнего хозяйства.
Выполняют
интерактивные
задания с помощью учителя
турбина», записывают в тетрадь
и запоминают. Рассматривают
тематические карточки, называют назначение электроприборов. Выполняют задание из дидактической игры «Закончи
фразу». Выполняют самостоятельно интерактивные задания
Рассматривают
иллюстрации,
узнают о жилище земледельцев
и скотоводов, отвечают на вопросы. Читаю в учебнике значение термина «архитектура»,
«искусственные
материалы»,
записывают в тетрадь и запоминают. Читают адаптированный
текст «От землянки к домам из
кирпича и мрамора», отвечают
на вопросы учителя, используя
текст учебника. Заполняют информационную таблицу «Природные и искусственные строительные материалы» по образцу
с помощью учителя. Сравнивают жилища первобытных и современных людей, соотносят
картинку кратким описанием.
Выполняют
практическое
задание в печатной тетради с
помощью учителя
Рассматривают
иллюстрации,
описывают жилище земледельцев и скотоводов по наводящим
вопросам. Находят в доступных
источниках значение термина
«архитектура», «искусственные
материалы», записывают в тетрадь и запоминают. Читают
текст учебника «От землянки к
домам из кирпича и мрамора»,
анализируют текст, по наводящим вопросам учителя, называют период, появления землянки, описывают дом в Древнем Риме. Заполняют информационную таблицу «Природные
и искусственные строительные
материалы», используя текст
учебника. Сравнивают жилища
первобытных и современных
людей, называют различия между ними, соотносят картинку
описанием.
1
02.03.26
1
29
История появления мебели
46
История появления первой мебели
1
05.03.26
1
История питания человека
47
Добывание пищи древним человеком
как борьба за его выживание
Смотрят презентацию, узнают,
как появились первые предметы
мебели, участвуют в беседе, дают полные ответы на вопросы
по содержанию презентации.
Находят значение терминов:
«трон», «ларь» «сундук» в различных словарях, сравнивают.
Составляют устный рассказописание «История сундука:
виды, назначение, обряды», используя иллюстративный материал. Работают на карточках:
выбирают и подчеркивают правильные ответы; находят предметы мебели на картинки с наложенными
контурами.
Самостоятельно
выполняют
тест
Смотрят презентацию, узнают о
способах
добывания
пищи
древним человеком. Читают
адаптированный текст, записывают в тетрадь основные способы добывания пищи: земледелие, собирательство, бортничество, скотоводство рыболовство, охота. Заполняют логическую схему с опорой на иллюстрации и текст учебника
Слушают рассказ учителя, узнают, как древние люди приручали диких животных. Отвечают на вопросы кратко. Слушают
Смотрят презентацию, узнают о
способах
добывания
пищи
древним человеком, отвечают
на вопросы по содержанию беседы. Читают текст, называют
способы добычи пищи древним
человеком, записывают в тетрадь. Отгадывают ребусы, соотносят свой ответ с картинкой.
Заполняют логическую схему
3
12.03.26
1
48
Смотрят презентацию, узнают,
как появились первые предметы
мебели, кратко отвечают на вопросы. Читают значение понятий: «трон», «ларь» «сундук»,
записывают и запоминают. Составляют письменный рассказописание «История сундука:
виды, назначение, обряды»:
вставляют пропущенные слова в
текст, используя слова для
справок и помощь учителя. Работают на карточках: выбирают
и подчеркивают правильные
ответы; находят предметы мебели на картинках с наложенными контурами с помощью
учителя. Выполняют тест, с
опорой на учебник
Приручение человеком животных
16.03.26
1
30
Слушают рассказ учителя, узнают, как древние люди приручали диких животных, называют способы приручения челове-
49
История хлеба и хлебопечение
19.03.26
1
31
смысл выражения «люди научились хозяйствовать на земле»,
запоминают. Читают адаптированный текст, называют назначение некоторых домашних животных. Сравнивают домашних
животных и их предков по информационным листам с помощью учителя. Выполняют работу на карточке: распределяют
животных на две группы: домашние и дикие. Находят отличия в жизни домашних и диких
животных по картинкам. Записывают ответ на вопрос, с какой
целью человек одомашнил диких животных
Смотрят презентацию. Узнают
об истории появлении хлеба и
хлебопечении, отвечают на вопросы по содержанию презентации. Записывают значение
новых понятий: «бактерии»,
«дрожжи». Читают на карточках
небольшие тексты «Интересные
факты о хлебе», обмениваются
информацией, работают в группах. Подбирают пословицу по
теме урока из 2-3 вариантов,
узнают скрытый смысл пословицы. Посещают виртуальный
музей хлеба. Отвечают на вопросы, подтверждая ответы материалами из доступных источников с помощью учителя
ком животных. Объясняют
смысл выражения «люди научились хозяйствовать на земле».
Сравнивают домашних животных и их предков по информационным листам, делают выводы. Выполняют работу на карточке: распределяют животных
на две группы: домашние и дикие. Находят отличия в жизни
домашних и диких животных по
картинкам, дают аргументированные пояснения. Составляют
ответ на вопрос, с какой целью
человек одомашнил диких животных
Смотрят презентацию. Узнают
об истории появлении хлеба и
хлебопечении, отвечают на вопросы по содержанию презентации. Находят в словаре значение терминов:
«бактерии»,
«дрожжи». Читают на карточках
небольшие тексты «Интересные
факты о хлебе», обмениваются
информацией, работают в группах. Работают с пословицами по
теме «Хлеб», собирают пословицу из 2-х частей, дают пояснения. Посещают виртуальный
музей хлеба. Отвечают на вопросы, подтверждая ответы материалами из доступных источников
История появления посуды
50
Глиняная посуда
2
23.03.26
1
51
Деревянная посуда
26.03.26
1
32
Слушают объяснение учителя.
Записывают в тетрадь свойства
глины, Смотрят видеосюжет о
появлении и изготовлении фарфора. Отвечают на вопросы с
опорой на учебник. Отмечают
на ленте времени период появление керамической посуды и
фарфора с помощью учителя.
Записывают в тетрадь значение
терминов «глазурь», «фарфор».
Читают адаптированный текст,
находят, находят отличия посуды из фарфора от другой посуды. Работают с тематическими
карточками «Посуда»: группируют, называют виды посуды и
материал, из которого она изготовлена, работают в парах.
Составляют устный рассказ
«Фарфор» по иллюстрациям с
помощью учителя
Слушают рассказ учителя, узнают о деревянной посуде и изделиях из бересты, отвечают на
вопросы. Участвуют в диалоге.
Читают в учебнике значение
новых слов: солоница, ушат,
кадка, черпак, лохань, бондарь,
береста, кузовок, запоминают.
Смотрят презентацию, заполняют таблицу по образцу с помощью учителя. Читают адаптированный текст на карточке
«Изготовление деревянной по-
Слушают объяснение учителя.
Перечисляют свойства глины.
Объясняют, почему глина использовалась для изготовления
посуды. Смотрят видеоматериал
о появлении и изготовлении
фарфора, отвечают на вопросы с
подтверждением фактов из доступных источников Находят в
словаре значение терминов:
«глазурь», «фарфор», записывают в тетрадь и запоминают.
Читают текст, находят отличия
посуда из фарфора от другой
посуды, делают сообщение. Работают с тематическими карточками «Посуда»: группируют,
называют виды посуды и материал, из которого она изготовлена, дают краткую информацию.
Составляют
устный
рассказ «Фарфор» по плану
Слушают рассказ учителя, узнают о деревянной посуде и изделиях из бересты, отвечают на
вопросы, участвуют в диалоге.
Находят в словаре значение новых слов: солоница, ушат, кадка, черпак, лохань, бондарь, береста, кузовок, запоминают.
Смотрят презентацию, называют достоинств и недостатков
деревянной посуды, заполняют
таблицу. Читают текст «Изготовление деревянной посуды»,
История появления одежды и обуви
52
Виды одежды древнего человека
выполняют задание на карточке:
восстанавливают
последовательность изготовления деревянной посуды
Высказывают свои предположения, отвечают на вопросы.
Смотрят презентацию, записывают в тетрадь назначение одежды, используя образец на доске. Находят информации о
прялке и ткацком станке в адаптированном тексте на карточке.
Отмечают на ленте времени
время появления ткачества.
Создают информационный лист
(работа в группах: рассматривают иллюстрации, сопоставляют с временным периодом,
сортируют, оформляют на листе) с помощью учителя. Составляют
письменный
рассказописание по информационным
листам, вставляют пропущенные слова в текст, с помощью
учителя
Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы. Читают и записывают в тетрадь значение
терминов: «знать», «простолюдины». Читают адаптированный
текст, узнают, что костюм делился по категориям (возрастам), по назначениям: повседневный, свадебный и празд-
Участвуют в беседе, высказывают
свои
предположения.
Смотрят презентацию, называют и записывают на доске назначение одежды. Находят информацию в доступных источниках о прялке и ткацком станке, читают и пересказывают.
Отмечают на ленте времени
время появления ткачества.
Создают информационный лист
(работа в группах: рассматривают иллюстрации, сопоставляют с временным периодом,
сортируют, оформляют на листе). Составляют устный рассказописание по информационным
листам, по предложенному плану
4
06.04.26
1
53
суды», выполняют задание на
карточке: восстанавливают последовательность изготовления
деревянной посуды с опорой на
образец
Образцы народной одежды
09.04.26
1
33
Слушают рассказ учителя, устанавливают взаимосвязь одежды
и положения человека в обществе. Находят в словаре и записывают значение терминов:
«знать», «простолюдины». Описывают, какую одежду носила
знать. Читают в тексте о категориях и назначении народной
54
История появления обуви. Обувь в
разные исторические времена
13.04.26
1
55
Обобщающий урок по разделу «История вещей и дел человека»
16.04.26
1
34
ничный. Заполняют таблицу
«Накидная и распашная одежда», используя картинки. Беседуют по содержанию экскурсии
в виртуальном музеи. Подбирают, подходящие вопросы для
составления
кроссворда
из
предложенных учителем. Выполняют задания в тетради на
печатной основе: записывают
названия тканей, рисуют мужскую или женскую национальную одежду с помощью учителя
Смотрят презентацию, узнают,
когда возникла первая обувь, и
какой она была в разные времена. Рассматривают
картинки, называют и определяют обувь простого и богатого
человека. Сравнивают обувь
знати и простолюдина. Находят
ответы на вопросы. Читают пословицы по теме урока, разбирают скрытый смысл с помощью учителя
Отвечают на вопросы, используя текст учебника. Работают в
печатных тетрадях. Выполняют
тест, после предварительного
разбора с помощью учителя
одежды, делают записи в тетрадь. Заполняют таблицу «Накидная и распашная одежда».
Беседуют по содержанию экскурсии в виртуальном музеи.
Подбирают, подходящие вопросы для составления кроссворда.
Выполняют задания в тетради
на печатной основе: записывают
названия тканей, рисуют мужскую или женскую национальную одежду
Смотрят презентацию, узнают,
когда возникла первая обувь, и
какой она была в разные времена. Заполняют информационный лист. Разбирают, как менялась обувь в разные
периоды. Рассматривают картинки, называют и определяют
обувь простого и богатого человека. Сравнивают обувь знати и
простолюдина. Составляют рассказ
«Лапти»
по
плану.
Подбирают пословицы по теме
урока, раскрывают скрытый
смысл
Участвуют в беседе по изученным темам. Высказывают собственные суждения и личностное отношение к изученным
понятиям и историческим фактам. Дают последовательные
ответы на вопросы. Выполняют
тест.
История человеческого общества
56
Коллективы древних людей: семья,
община, род, племя
13
20.04.26
1
57
Причины зарождения религиозных
верований. Язычество
23.04.26
1
35
Находят информацию в словаре
Ожегова, кто является предками
русского народа. Показывают на
карте расселение восточных
славян с помощью учителя. Читают адаптированный текст.
Выделяют основные занятия
восточных славян с опорой на
иллюстрации и помощь учителя. Узнают о жизни восточных
славян в общине. Составляют
рассказ - описание, используя
план и иллюстрации. Записывают значение терминов в тетрадь «община», «частокол»,
«вече». Рисуют ленту времени,
отмечают период появления
первых упоминаний о восточных славянах с помощью учителя. Записывают синквейн по
образцу
Слушают рассказ учителя, узнают, как возникло язычество.
Отвечают на вопросы Работают
в тетради: записывают значение
терминов «первозданная природа»,
«обряды»,
«обычаи»,
«жертвоприношения». Записывают названия природных богов в печатную тетрадь с опорой
на учебник. Читают в учебнике
объяснение понятия «святилище». Приводят примеры языческих праздников, дошедших до
наших дней с помощью учителя
Находят информацию в ресурсах сети интернет кто является
предками русского народа. Показывают на карте расселение
восточных славян. Читают и
пересказывают текст, выделяют
основные занятия восточных
славян. Рассказывают о древнем
поселении людей. Излагают
контекст о жизни восточных
славян в общине по плану, с использованием иллюстративного
материала в учебнике. Объясняют значение терминов «община», «частокол», «вече» и
записывают в тетрадь. Рисуют
ленту времени, отмечают период появления первых упоминаний о восточных славянах.
Составляют синквейн
Слушают рассказ учителя, узнают, как возникло язычество.
Участвуют в беседе по содержанию рассказа учителя. Работают в тетради: записывают
значение терминов «первозданная природа», «обряды», «обычаи», «жертвоприношения». Записывают названия природных
богов в печатную тетрадь. Составляют рассказ-описание о
святилище по плану. Приводят
примеры языческих праздников,
дошедших до наших дней
58
Истоки
религий
возникновения
мировых
27.04.26
1
59
Искусство как особая сфера человеческой деятельности
30.04.26
1
36
Слушают рассказ учителя. Находят ответы на вопросы в тексте учебника. Зачитывают определение термина «религия», записывают в тетрадь. Перечисляют по опорным словам названия религий. Зачитывают основные заповеди. Отмечают на
ленте времени даты жизни, основателей мировых религий с
помощью учителя. Слушают и
запоминают объяснение новых
терминов «благая весть», «пророк», золотое правило». Работают в печатной тетради, соотносят названия религий с именами основателей по образцу.
Составляют вывод, вставляют в
текст, пропущенные слова, используя слова для справок с помощью учителя
Слушают объяснение учителя,
отвечают на вопрос, как зародилось искусство, используя текст
учебника. Записывают в тетрадь
значение терминов «искусство»,
«скульптура». Рассматривают
иллюстрации, зачитывают названия видов искусств. Работают в печатной тетради, соотносят вид искусства и что к этому
виду относится с помощью учителя. Готовятся к выставке
рисунков «К истокам народной
культуры»
Участвуют в беседе. Объясняют
значение термина «религия».
Находят в тексте учебника информацию, чем отличались верования наших предков от веры
современного человека. Перечисляют наиболее распространённые религии в современном
мире. Отмечают на ленте времени даты жизни, основателей
мировых религий. Читают в
тексте учебника общие правила
мировых религиями. Работают в
печатной тетради, соотносят
названия религий с имена основателей. Раскрывают значение
терминов «благая весть», «пророк», золотое правило». Составляют вывод, вставляют в текст,
пропущенные слова
Слушают объяснение учителя,
отвечают на вопрос, как зародилось искусство. Находят в словаре значение терминов «искусство», «скульптура». Читают
текст о видах искусства. Называют виды искусства. Приводят
примеры народных промыслов,
используя текст учебника. Работают в печатной тетради, соотносят вид искусства и что к
этому
виду
относится.
Готовятся к выставке рисунков
«К истокам народной культуры»
60
История возникновения письма
04.05.26
Смотрят
документальный
фильм об истории возникновении письма. Готовят краткий
пересказ с помощью учителя.
Читают о сигналах-указаниях.
Записывают (с доски) какие были сигналы - указания. Читают и
записывают в тетрадь значение
терминов «пиктография», «иероглифы». Выполняют творческую работу, зарисовывают
пиктограмму и иероглиф по образцу. Готовятся к творческой
выставке «Моя пиктограмма»,
«Мой иероглиф»
07.05.26
Смотрят презентацию. Кратко
отвечают на вопросы, используя
иллюстративный материал. Записывают в тетрадь значение
терминов «просветители», «апостол». Извлекают информацию
из доступных источников об
историческом событии 1564 года. Работают в печатной тетради, отмечают на ленте времени
(с помощью учителя) век появления книжного языка на Руси и
первой печатной книги. Составляют план пересказа по теме
урока с помощью учителя. Пересказывают текст с опорой на
учебник.
1
61
Латинский и славянский алфавит
1
37
Смотрят
документальный
фильм об истории возникновении письма. Делают вывод о
важности возникновения письменности. Пересказывают содержание
документального
фильма, по предложенному
плану. Читают о сигналахуказаниях. Называют и записывают на доске, какие были сигналы указания. Объясняют и
записывают в тетрадь значение
терминов «пиктография», «иероглифы». Выполняют творческую работу, придумывают
свою версию пиктограммы, иероглифа. Готовятся к творческой выставке «Моя пиктограмма», «Мой иероглиф»
Разбирают, полученную информацию. Рассматривают иллюстрации. Находят информацию в
тексте учебника, объясняют
значение терминов «просветители», «апостол». Отвечают на
вопрос, когда и кем был изобретен первый алфавит. Записывают в тетрадь, какой вклад они
внесли в развитие культуры
Древней Руси. Отмечают на
ленте времени век появления
книжного языка на Руси и первой печатной книги. Составляют план пересказа по теме урока. Пересказывают текст, используя иллюстр.материал.
62
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения
14.05.26
1
63
Войны.
войн
Причины
возникновения
18.05.26
1
64
Исторические уроки войн
21.05.26
1
38
Зачитывают с карточек названия
первых изобретений человека.
Записывают в тетрадь качества
человека, необходимые для открытия новых знаний. Смотрят
мультимедийную презентацию.
Отмечают на ленте времени даты и век изобретения технических средств (работают в парах). Записывают ответ на вопросы в печатной тетради, используя иллюстративный материал и помощь учителя
Слушают вступительное слово
учителя. Смотрят видеоурок.
Кратко отвечают на вопросы,
используя опорные слова. Читают адаптированный текст на
карточке. Выписывают в тетрадь названия войн с опорой на
образец. Показывают на карте
места боевых действий с помощью учителя. Записывают в
тетрадь значение терминов
«война», «конфликт», «надел».
Просматривают интернет ресурс, виртуальная экскурсия в
музей «Боевой славы». Отвечают на вопросы по содержанию
урока, используя помощь учителя
Слушают рассказ учителя с показом видеоматериала. Отвечают на вопросы. Получают знания о значимых битвах и сражениях. Просматривают фотогале-
Перечисляют первые изобретения человека. Объясняют, как
первые изобретения изменили
труд и жизнь человека. Называют качества человека, необходимые для открытия новых
знаний. Смотрят мультимедийную презентацию, делают пометки в тетради о достижениях
XX века. Отмечают на ленте
времени даты и век достижений
XX века. Записывают ответ на
вопросы в печатной тетради
Слушают вступительное слово
учителя. Смотрят видеоурок.
Отвечают на вопросы. Читают
адаптированный текст на карточке. Выписывают в тетрадь
названия войн. Показывают на
карте места боевых действий.
Записывают в тетради значение
термина «война», «конфликт»,
«надел». Находят в словаре и
записывают в тетрадь значение
терминов «война», «конфликт»,
«надел». Просматривают интернет ресурс, виртуальная экскурсия в музей «Боевой славы».
Отвечают на вопросы по содержанию урока
Слушают рассказ учителя с показом видеоматериала. Участвуют в беседе по содержанию
исторического материала. Подбирают краткую информацию о
рею выдающихся полководцев
России. Выполняют задания в
печатной тетради, записывают
имена героев-полководцев. Отмечают на ленте времени даты
битв и сражений. Выбирают цитату к соответствующей иллюстрации. Выполняют правила
дидактической игры «История
России в датах»: подбирают даты к соответствующим историческим событиям; соотносят
битвы с картинками с помощью
учителя
65
Условия
для
государства
возникновения
25.05.26
1
39
Слушают
рассказ
учителя,
смотрят презентацию, узнают о
возникновении государства, запоминают. Отвечают на вопросы. Зачитывают главные признаки государства. Записывают
в тетрадь смысловое значение
терминов «аппарат власти»,
«государство»,
«гражданин».
Заполняют схему «Государственная власть в Российской Федерации» частично. Знакомятся
с таблицей «Государственный
строй Древней Руси» Слушают
сообщение одноклассников об
общих чертах и различиях в аппарате управления.
значимых битвах и сражениях.
Просматривают
фотогалерею
выдающихся полководцев России, соотносят имена с битвами
и сражениями. Выполняют задания в печатной тетради, записывают
имена
героевполководцев Отмечают на ленте
времени даты битв и сражений.
Выбирают цитату к соответствующей иллюстрации. Выполняют правила дидактической
игры «История России в датах»:
подбирают даты к соответствующим историческим событиям; соотносят битвы с картинками
Слушают
рассказ
учителя,
смотрят презентацию, узнают о
возникновении
государства.
Участвуют в беседе по содержанию презентации. Находят
информацию об основных признаках государства. Узнают и
запоминают значение терминов
«аппарат власти», «государство», «гражданин», используя
словари. Заполняют схему «Государственная власть в Российской Федерации». Изучают таблицу «Государственный строй
Древней Руси». Сравнивают и
определяют общие черты и различия в аппарате управления.
Составляют синквейн
«Государство»
66
История денег, торговли
28.05.26
1
67
Обобщающий урок по разделу «История человеческого общества»
Слушают учителя об истории
появления денег и зарождении
торговли. Показывают на карте
значимые торговые пути (с помощью учителя). Читают адаптированный текст на карточке
«Что было деньгами в древности». Называют виды денег, используя тематические карточки.
Записывают в тетрадь значение
новых слов «обмен», «бартер»,
«деньги». Читают и разгадывают загадки, подбирают ответы
по картинкам. Просматривают
видеоматериал. Отвечают на
вопросы
по
содержанию
видеоматериала
Отвечают на вопросы учителя,
используя
текст
учебника.
Работают в печатных тетрадях.
1
68
Заключительный урок
Вспоминают разделы учебника
Отвечают на вопросы учителя
по изученным разделам и темам, используя текст учебника.
Выполняют
тест,
после
предварительного разбора с
помощью учителя
1
40
Слушают учителя об истории
появления денег и зарождении
торговли. Показывают на карте
значимые торговые пути. Читают адаптированный текст на
карточке «Что было деньгами в
древности». Называют виды
денег. Находят в словаре и записывают в тетрадь значение
терминов «обмен», «бартер»,
«деньги», запоминают. Читают
и
отгадывают
загадки.
Просматривают видеоматериал.
Участвуют в итоговой беседе по
содержанию видеоматериала
Участвуют в беседе по изученным темам. Высказывают собственные суждения и личностное отношение к изученным
понятиям и историческим фактам. Дают последовательные
ответы на вопросы
Называют разделы учебника.
Участвуют в беседе по изученным темам и разделам учебника. Выполняют тест
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
«Мир истории» 6 класс. Учебник для специальных (коррекционных) обра- зовательных
учреждений VIII вида/. И.М.Бгажнокова, Л.М.Смирнова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.
2. Электронные образовательные ресурсы. Образовательные порталы http://www.edu.ru –
Образовательный портал «Российской образование» http://www.school.edu.ru – Национальный
портал «Российский общеобразова- тельный портал»
http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно- коммуникационные
технологии в образовании http://www.valeo.edu.ru/data/index.php - Специализированный портал
«Здоро- вье и образование»
http://www.ucheba.ru - Образовательный портал «УЧЕБА»
http://www.alledu.ru – “Все образование в интернет”. Образовательный ин- формационный
портал.
http://www.college.ru – первый в России образовательный интернет-портал, включающий
обучение школьников.
3. Оборудование класса:
Ученические столы двухместные с комплектом стульев
Стол учительский
Шкаф для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
Настенная доска.