РП основы социальной жизни 9 класс ОВЗ Орловская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
по УВР

Директор школы

Селянкина Е.Л.
Протокол № 1
от «25» 08 2025 г.

Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «29» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
учебного предмета «Основы социальной жизни»
9 класс

Программу составил: Садубов Е.М.,
учитель труда (технологии)

с.Орлово 2025 год

1. Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы социальной жизни» предназначена для учащихся
9 класса с нарушением интеллекта.
Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» для 9 класса
разработана на основе Федеральной рабочей программы по учебному предмету
«Основы социальной жизни» (V-IX классы) предметной области «Человек и
общество».
Социальная адаптация в современной обществе через активное освоение и
принятие целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в
современном обществе, является универсальной основой для личностного и
социального благополучия человека.
Обучающийся с нарушением интеллекта не в состоянии самостоятельно
выделить, осознать и усвоить те звенья социальных структур, которые позволяют
комфортно поддерживать существование в социальной среде и успешно
реализовывать в ней свои потребности и цели. По сути, он лишен самостоятельного
благополучного существования в современной обществе.
В связи с чем, программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить
обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной и безопасной жизни в
современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего
хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с
обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Программа «Основы социальной жизни» ориентирована на:
 развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более
широкой
жизненной
ориентации,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности;
 усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в
разных жизненных ситуациях;
 понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании
правильного уклада семейных отношений.
Цель программы «Основы социальной жизни»: практическая подготовка
обучающихся с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни и трудовой
деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.





Основные задачи программы «Основы социальной жизни»:
расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными
сторонами повседневной жизни;
формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков,
связанных с ведением домашнего хозяйства;
ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и
формирование необходимых умений;
практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений
социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами
учреждений и предприятий социальной направленности;
2

 усвоение морально – этических норм поведения, выработка навыков общения
(в том числе и с использованием деловых бумаг);
 развитие навыков здорового образа жизни, положительных качеств и свойств
личности.
На уроках применяются как традиционные, так и нетрадиционные формы
обучения; используются индивидуальная, парная, групповая, коллективная работа
В процессе реализации программы используются практические и наглядные
методы обучения:
 объяснительно – иллюстративные (беседа, рассказ, работа с таблицами,
тематическими картинками, опорными таблицами, схемами, буклетами);
 репродуктивные (работа по образцам);
 частично – поисковые (разгадывание ребусов, кроссвордов, загадок,
использование дидактических игр);
 предметно – практические методы (экскурсии, практические пробы);
 система специальных коррекционно – развивающих методов;
 методы убеждения (словесное разъяснение, убеждение, требование);
 методы организации деятельности (приучение, упражнение, показ,
подражание, поручение);
 методы стимулирования поведения (похвала, поощрение, взаимооценка).
Так же на уроках «Основы социальной жизни» используются следующие
приёмы и средства обучения: загадки, проблемные ситуации, игры (дидактические,
сюжетные, интерактивные), экскурсии, прогулки, наблюдение, примеры из
жизненных ситуаций, сюжеты из средств массовой информации, аудио и видео
материалы. Использование перечисленных приемов и средств обучения
способствует наиболее полному и глубокому усвоению жизненного опыта и
показанию его практической значимости в глазах обучающегося с нарушением
интеллекта.
Все общеобразовательные предметы, изучаемые в школе, дают обучающимся
определенный объем знаний и умений, необходимый им в жизни, способствуют
расширению общего кругозора, формируют культурные потребности, воспитывают
морально – этические нормы поведения.
В процессе реализации данной программы происходит связь уроков «Основы
социальной жизни» с такими предметами как: «Русский язык», «Чтение»,
«Математика», «Биология». Реализация межпредметных связей помогает
обучающемуся с нарушением интеллекта представить изучаемый материал
целостно, а не отдельными разрозненными частями (отдельно по каждому
предмету).
Оценка достижения обучающимися с нарушением интеллекта предметных
результатов
осуществляется
на
принципах
индивидуального
и
дифференцированного подходов.
В программе обозначены два уровня овладения предметными результатами:
минимальный и достаточный. Достаточный уровень освоения предметными
результатами не является обязательным для всех обучающихся. Минимальный
уровень является обязательным для всех обучающихся с нарушением интеллекта.
Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы.
Оценка достижения обучающимися с нарушением интеллекта предметных
результатов осуществляется по итогам индивидуального и фронтального опроса
3

обучающихся, выполнения самостоятельных, итоговых контрольных работ (после
окончания тематического раздела), тестовых заданий. При оценке предметных
результатов учитывается уровень самостоятельности обучающегося и особенности
его развития.
Результаты оценки достижений предметных результатов дают возможность
получить объективную информацию об уровне усвоения знаний, умений и навыков
в текущем учебном году; запланировать индивидуальную и групповую работу с
учащимися в дальнейшем обучении.
В течение учебного года проводится мониторинг базовых учебных действий,
который будут отражать индивидуальные достижения обучающихся в процессе
усвоения программы «Основы социальной жизни».
Мониторинг проводится в 2 этапа (стартовый – сентябрь, итоговый – май).
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений за учащимися,
опроса, тематической беседы; при выполнении практических заданий социальной и
бытовой направленности.
Для оценки сформированности каждого действия используем следующую
систему оценки:
0 баллов ― действие отсутствует, обучающийся не понимает его смысла, не
включается в процесс выполнения вместе с учителем;
1 балл ― смысл действия понимает, связывает с конкретной ситуацией,
выполняет действие только по прямому указанию учителя, при необходимости
требуется оказание помощи;
2 балла ― преимущественно выполняет действие по указанию учителя, в
отдельных ситуациях способен выполнить его самостоятельно;
3 балла ― способен(а) самостоятельно выполнять действие в определенных
ситуациях, нередко допускает ошибки, которые исправляет по прямому указанию
учителя;
4 балла ― способен(а) самостоятельно применять действие, но иногда
допускает ошибки, которые исправляет по замечанию учителя;
5 баллов ― самостоятельно применяет действие в любой ситуации.
Базовые учебные действия отслеживаются в результате наблюдений, опроса,
практических действий в игровых ситуациях, в виде различных заданий с
элементами тестирования.
2. Общая характеристика предмета «Основы социальной жизни»
Программа «Основы социальной жизни» составлена с учетом возможностей
учащихся с нарушением интеллекта, уровня их знаний и умений и ориентирована
на:
 развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего
хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более
широкой
жизненной
ориентации,
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности;
 усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в
разных жизненных ситуациях;
 понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и
государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его
соматического, физического и психического здоровья, формировании
4

правильного уклада семейных отношений.
Учебный
предмет
«Основы
социальной
жизни»
предполагает
концентрическое распределение изучаемого материала с его усложнением и
расширением при изучении в следующих классах. Такое распределение изучаемого
материала способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого
материала. Так же обеспечивается переход от более легких тем к более сложным, а
изучаемый материал постоянно используется и закрепляется в последующих
классах.
Программа состоит из разделов, при изучении которых у учащихся
формируются социально-бытовые компетентности:
1. Раздел «Личная гигиена и здоровье» - знание и соблюдение правил
личной гигиены, пропаганда ЗОЖ.
2. Раздел «Охрана здоровья» - знание и порядок оказания различных видов
медицинской помощи, уход за больным в домашних условиях.
3. Раздел «Жилище» - знание основных требований к жилищу, умение
выполнять планировку, обустройство и сохранение жилищного фонда. Умение
пользоваться электробытовыми приборами (пылесос, холодильник, морозильник,
мясорубка, овощерезка, стиральные машины).
4. Раздел «Одежда и обувь» - овладение основными способами ухода за
различными видами одежды, обуви и головных уборов. Содержание их в чистоте и
порядке, ремонт и продление срока службы вещей, покупка одежды и обуви
соответствующих размеров, использование соответствующих электробытовых
приборов (утюг, стиральная машина).
5. Раздел «Средства связи» - знание и умение пользоваться современными
видами связи: телефонной (сотовой), почтовой, интернет услугами, телеграфной и
т.д.
6. Раздел «Питание» - знание основ организации рационального,
правильного питания человека; основных видов продуктов питания, правила и
порядок приготовления пищи.
7. Раздел «Транспорт» - умение пользоваться доступными видами
транспорта, знание правил пользования общественным и междугородним
транспортом.
8. Раздел «Семья» - владение правилами культуры взаимоотношений в
семье, на основе уважения, взаимопонимания и взаимной помощи; организации
досуга и отдыха членов семьи.
9. Раздел «Предприятия, организации, учреждения» - знание структурs
образовательных учреждений, местных промышленных и сельскохозяйственных
предприятий, городской и сельской администрации.
Реализация воспитательного потенциала каждого урока, заложенного в
модуль «Школьный урок» программы воспитания предполагает его организацию с
учетом совокупности методов, приемов, направленных на воспитание обучающихся.
Воспитывающее содержание урока направлено на побуждение школьников
задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
организуется через демонстрацию учащимся примеров осознанного гражданского
поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, анализа жизненных
историй, поступков и ситуаций. Групповые и парные формы работы на уроках
5

помогают учащимся осваивать опыт ведения диалога, излагать личное мнение,
искать пути решения поставленных задач, распределять роли и добиваться
совместного результата
С целью решения вопросов по профориентации обучающихся на уроках
учебного предмета «Основы социальной жизни» в 9 классе рассматриваются
вопросы профориентационного характера, направленные на знакомство учащихся с
многообразием мира профессий. Профессиональная ориентация на уроках «Основы
социальной жизни» осуществляется путем знакомства с профессиями, связанными с
темой урока: производством и изготовлением тех или иных товаров,
предоставлением услуг. Ознакомление с профессией происходит через
разгадывание ребусов, кроссвордов, просмотра презентации, проведения словарной
работы, самостоятельного поиска информации в предметных областях: язык и
речевая практика, математика, естествознание, человек и общество, искусство,
технология.
При переходе на обучение с применением электронных и дистанционных
образовательных технологий в рабочую программу вносится корректировка с
учетом технических средств обучения (персональный компьютер ученика (с
выходом в интернет). Для определения способов офлайн и онлайн взаимодействия
учитываются наличие зарегистрированной электронной почтой, образовательной
платформы Сферум, возможности просмотра презентации My Office, документов в
формате PDF, My Office Picture.
Разрабатываются задания, вопросы, упражнения, обеспечивающие
осознанное восприятие учебного материала. Составляются файлы-задания,
разрабатывается дидактический материал. Для осуществления контроля качества
полученных знаний разрабатывается контрольно-измерительный материал: онлайнтесты, опросники, задания для самостоятельных работ в дистанционном режиме.
3. Планируемые результаты освоения предмета «Основы социальной

жизни»
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни»
представлены личностными и предметными результатами.
Личностные результаты
1.
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства
гордости за свою Родину;
2.
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
3.
Сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5.
Овладение социально – бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни;
6.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия, в том числе владение вербальными и невербальными

6

коммуникативными компетенциями, использование доступных информационных
технологий для коммуникации;
7.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
9.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях;
10.
Способность к осмыслению картины мира, ее временно –
пространственной организации; формирование целостного, социально –
ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и
социальной частей;
11.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
12.
Развитие эстетических чувств, проявление доброжелательности,
эмоционально – нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
13.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
14.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты 9 класс
Раздел «Питание»
Минимальный уровень:
-иметь представление о значении питания в жизни человека, режиме питания,
видах и ценности продуктов питания в жизни человека;
-иметь представление о вреде и пользе, дозировке сахара и соли при
приготовлении пищи;
-иметь представление о роли пряностей и приправ в процессе приготовления
и влияние на качество и вкусовые характеристики пищи;
-знать названия плодов, ягод, грибов;
-знать способы сохранения овощей и фруктов (соление, маринование,
квашение, сушка, варенье)
Достаточный уровень:
-знать правила хранения, первичной обработки, заморозки и хранения плодов,
ягод и грибов;
-знать название основных пряностей и приправ, дозировку их при
приготовлении пищи;
-знать технологию соления помидор, квашения капусты, приготовления
компота;
-знать технологию варки варенья;
-уметь выполнять соление помидор, квашение капусты, приготовление
компота под руководством учителя;
-уметь выполнять варку варенья под руководством учителя;
-знать виды рынков, их функциональное назначение, отличие от магазина.

7

Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Минимальный уровень:
-иметь представление о необходимости соблюдения правил личной гигиены
для сохранения и укрепления здоровья подростка;
-иметь представление о привычке, ее положительном и отрицательном
влиянии на образ жизни человека;
-знать о негативном влиянии на организм человека табакокурения, алкоголя,
токсических и наркотических веществ;
Достаточный уровень:
-иметь представление о мерах по профилактике употребления вредных
веществ;
-иметь представление о занятиях спортом, увлечением хобби мерах
профилактики употребления табака, алкоголя, токсических и наркотических
веществ;
Раздел «Охрана здоровья»
Минимальный уровень:
-иметь представление о видах медицинской помощи;
-иметь представление об уходе за больным в домашних условиях;
-уметь измерять температуру под руководством учителя;
-знать о документах, подтверждающих нетрудоспособность;
Достаточный уровень:
-знать основные приемы и правила ухода за больным в домашних условиях;
-уметь выполнять смену пастельного лежачего больного под руководством
учителя;
-уметь обращаться с листком – вкладышем к лекарственным препаратам,
получать необходимую информацию о дозировке, порядке применения и
противопоказаниях;
-знать порядок оформления, передачу в организацию, порядок начисления
выплат по документам, подтверждающим нетрудоспособность;
-знать назначение, порядок оформления медицинского страхования.
Раздел «Жилище»
Минимальный уровень:
-знать виды жилья, типы жилых помещений, их назначение;
-иметь представление о назначении и видах мебели в жилых помещениях
разного типа;
-иметь представление о магазинах по продаже мебели;
-иметь представление об интерьере комнаты, его значении для комфортного
нахождения в комнате;
-иметь представление о наносимом вреде насекомых и грызунов в доме, мерах
борьбы с ними;
-уметь выполнять чистку и мытье мебели с использованием специальных
средств под руководством учителя;
-уметь выполнять мытье и чистку стеклянных и зеркальных поверхностей под
руководством учителя;
-уметь выполнять мытье и чистку напольного покрытия разного вида под
руководством учителя;
8

Достаточный уровень:
-знать названия мебели, ее типы.
-знать виды напольных покрытий и их функциональные особенности;
-уметь подбирать моющие и чистящие средства в соответствии с типом
мебели;
-уметь самостоятельно выполнять чистку и мытье мебели с использованием
специальных средств;
-уметь самостоятельно выполнять мытье и чистку стеклянных и зеркальных
поверхностей;
-уметь выполнять мытье
и чистку напольного покрытия разного вида
(деревянный пол, линолеум, кафель, кавролин)
-знать ассортимент магазинов по продаже мебели, уметь определять
соответствующий товар;
-знать требования, предъявляемые к интерьеру комнаты (расположение
мебели, цветовая гамма помещения и т.д.)
-иметь представление о дезинсекции и дератизации, мерах безопасности при
ее проведении, организациях оказывающих данные услуги;
Раздел «Одежда и обувь»
Минимальный уровень:
-иметь представление о значении одежды в жизни человека;
-знать виды одежды;
-иметь представление об отборе одежды в соответствии с критериями при
покупке;
-иметь представление о подборе одежды;
-знать свой размер одежды и обуви;
-иметь представление о магазинах по продаже одежды, правилах поведения в
магазине, правилах покупки товара;
Достаточный уровень:
-иметь представление о необходимости учета индивидуальных возможностей
при выборе и покупке одежды;
-уметь снимать мерки, определять размер одежды по размерной таблице;
-знать назначение чека, условий гарантии;
-знать правила возврата одежды, гарантийные случаи и сроки ее возврата;
Раздел «Средства связи
Минимальный уровень:
-знать основные средства связи, правила и порядок их использования;
-иметь представление об Интернет – связи;
-иметь представление о способах перевода денег;
-знать основные правила информационной безопасности и их соблюдать
Достаточный уровень:
-знать правила безопасного использования мессенджеров;
-знать порядок и правила осуществления денежных переводов;
-уметь заполнять бланк денежного перевода в бумажном и электронном виде;
-соблюдать правила безопасности при осуществлении денежных переводов;

9

Раздел «Семья»
Минимальный уровень:
-иметь представление о семейном бюджете, доходах и расходах семьи;
-иметь представление о видах и назначении страхования;
-иметь представление о порядке трудоустройства;
-знать перечень основных документов, необходимых для трудоустройства;
-иметь представление о назначении кредита, обязательствах по его возврату;
Достаточный уровень:
-иметь представление о видах личного страхования, условиях его заключения,
страховых случаях, порядке оформления и получения выплат;
-уметь писать под руководством учителя основные виды деловых бумаг
(заявление о приеме на работу, увольнении, отпуске, объяснительную);
-знать виды кредита, порядок получения и правила выплаты кредита;
-знать о кредитной истории, об ответственности при невозврате суммы
кредита в банк;
Раздел «Транспорт»
Минимальный уровень:
-знать о назначении транспорта, видах транспорта, условиях его
использования;
-иметь представление о водном транспорте;
-иметь представление о воздушном транспорте
-знать название функциональных зон вокзала для водного и воздушного
транспорта, пользоваться ими под руководством педагога;
-уметь покупать билет под руководством педагога;
-уметь обращаться к сотрудникам вокзала для получения информации;
Достаточный уровень:
-знать преимущества водного и воздушного транспорта, особенности его
использования;
-знать маршрут передвижения междугороднего транспорта;
-знать назначение функциональных зон вокзала для водного и воздушного
транспорта, пользоваться ими самостоятельно;
-уметь ориентироваться на сайте авиакомпании, уметь целенаправленно
находить нужную информацию.
-уметь ориентироваться в билете (определять дату, время, пут отправления,
время прибытия);
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.
Отсутствие достижения минимального уровня не является препятствием к
продолжению образования по данному варианту программы.
Базовые учебные действия
Программа обеспечивает достижение учащимися базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
1.
Принимать себя как ученика, заинтересованного посещением школы,
обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга;
2.
Уметь осмысливать социальное окружение, своё место в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
10

3.
Испытывать гордость за достигнутые успехи и достижения как
собственные, так и своих одноклассников;
4.
Понимать личную ответственность за свои поступки на основе
представлений об этических нормах и правилах поведения в школе, дома;
5.
Проявлять
положительное
отношение
к
окружающей
действительности, готовность к организации взаимодействия с ней;
6.
Проявлять уважительное и бережное отношение к людям различных
профессий и результатам их деятельности;
7.
Активно включаться в общеполезную и социальную деятельность;
8.
Исполнять правила безопасного и бережного поведения в природе и
обществе.
Коммуникативные учебные действия
1.
Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель − ученик, ученик–
ученик, ученик–класс, учитель− класс);
2.
Использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с
одноклассниками и учителем;
3.
Обращаться за помощью и принимать помощь;
4.
Слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах
деятельности;
5.
Сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях;
6.
Доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать с людьми;
7.
Договариваться и изменять свое поведение в соответствии с
объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях
взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия
1.
Адекватно использовать ритуалы школьного поведения;
2.
Принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач;
3.
Произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному
плану и работать в общем темпе;
4.
Соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,
принимать оценку деятельности, оценивать ее с учётом предложенных критериев,
корректировать свою деятельность с учётом выявленных недочётов;
5.
Действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
6.
Активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои
действия и действия одноклассников;
7.
Адекватно реагировать н внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность;
8.
Передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые
помещения.
Познавательные учебные действия
1.
Выделять существенные, общие и отличительные свойства хорошо
знакомых предметов;

11

2.
Использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез, обобщение, классификацию, простейших причинно – следственных связей)
на наглядном доступном вербальном материале;
3.
Работать с несложной по содержанию и структуре информацией
(понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематичное
изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других
носителях);
4.
Использовать в жизни и деятельности простейшие межпредметные
знания;
5.
Устанавливать элементарные существенные связи между объектами и
процессами окружающей действительности.
V. Содержание предмета «Основы социальной жизни»
«Диагностика»
Диагностика знаний и умений учащихся.
«Питание»
Питание. Режим питания, продукты питания. Плоды, ягоды и грибы. Правила
хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные
продукты.
Соль, сахар. Значение в питании. Использование при приготовлении пищи.
Пряности и приправы. Виды и хранение.
Домашние заготовки. Виды домашних заготовок. Соление, маринование
овощей. Варка варенья из ягод. Меры предосторожности, правила первой помощи
при отравлении.
Рынки. Виды продовольственных рынков. Отличие рынка от магазина.
Практическая работа «Соление помидор», «Компот из яблок», «Квашение
капусты», «Варка варенья».
«Личная гигиена и здоровье»
Вредные привычки и способы предотвращения их проявления. Негативное
влияние на организм вредных привычек: табака, алкоголя, токсических и
наркологических средств. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека.
Наркотики и их разрушительное действие на организм человека.
«Охрана здоровья»
Виды медицинской помощи. Уход за больным на дому. Документы,
подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности
(больничный лист). Медицинское страхование.
Практическая работа «Измерение температуры больного», «Смена
постельного белья лежачего больного», «Чтение аннотаций (лист - вкладыш) к
лекарствам».
«Жилище»
Виды жилья, жилых и подсобных помещений. Мебель в жилых помещениях.
Виды мебели в жилых помещениях и ее назначение (мягкая, корпусная). Уход за
мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели и обивки.
Магазины по продаже мебели. Убранство жилых комнат, правила ухода.
Напольные покрытия. Уход за напольными покрытиями.
Насекомые и грызуны в доме: виды, наносимый вред. Профилактика
появления в доме. Дератизация. Виды, меры безопасности при проведении.
12

Дезинсекция. Виды, меры безопасности при ее проведении. Городские службы по
борьбе с грызунами и насекомыми.
Практическая работа: «Уход за мебелью», «Создание интерьера жилой
комнаты», «Уход за стеклянными и зеркальными поверхностями», «Уход за
напольным покрытием»
Экскурсия в «Центр гигиены и эпидемиологии».
«Одежда и обувь»
Значение одежды в жизни человека. Виды и требования к одежде. Выбор и
покупка одежды. Выбор одежды при покупке. Подбор одежды в соответствии с
индивидуальными особенностями.
Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже
одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека.
Гарантийные сроки носки. Магазины по продаже обуви. Порядок приобретения,
гарантия.
Практическая работа «Определение размера одежды».
Экскурсия в магазин одежды и обуви.
«Средства связи»
Основные средства связи. Значение в современной жизни интернет-связи и ее
особенности. Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость
отправления.
Практическая работа «Заполнение бланка денежного перевода»
«Транспорт»
Назначение и виды транспорта. Правила поведения в общественном
транспорте. Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт.
Авиационный транспорт. Аэропорт, аэровокзал.
Практическая работа «Посещение сайта авиакомпании и покупка билета»
«Предприятия, организации, учреждения»
Местные промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия
предприятий, виды деятельности, основные виды выпускаемой продукции,
Профессии рабочих и служащих.
Экскурсия в центр занятости населения
«Семья»
Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки,
посещение музеев, театров. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические
походы, посещение спортивных секций. Досуг как развитие постоянного интереса к
какому-либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего – либо,
фотография. Основные статьи расходов планирование расходов на месяц по
отдельным статьям Онлайн банк правила пользования.
Практическая работа «Определение расходов семьи», «Подсчет и заполнение
квитанций коммунальных платежей. Плата за электроэнергию», «Подсчет и
заполнение квитанций коммунальных платежей. Плата за воду», «Подсчет и

заполнение квитанций коммунальных платежей. Плата за газ»
VI. Тематический план предмета «Основы социальной жизни»
№
п/п
1.

Наименование раздела
Диагностика знаний и умений

Кол-во часов
9А
1
13

2.
Питание
3.
Личная гигиена и здоровье
4.
Охрана здоровья
5.
Жилище
6.
Одежда и обувь
7.
Средства связи
8.
Семья
9.
Транспорт
Всего

11
4
7
16
8
4
11
5
67

14

VII. Календарно-тематическое планирование предмета «Основы социальной жизни»
№
п/п

Тема урока

1.

Диагностика знаний
и умений учащихся

2.

Питание. Режим
питания, продукты
питания.

3.

Плоды, ягоды и
грибы. Правила
хранения. Первичная
обработка. Свежие и
замороженные
продукты.

4.

Соль, сахар.
Значение в питании.

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

Раздел «Диагностика знаний и умений учащихся»
Выявить уровень знаний, -участие в беседе об изученном учебном материале за 8
умений и навыков
класс
учебного материала за 8 -участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме
класс
урока;
-выполнение записей в рабочей тетради, поиск
информации, работа с презентацией;
-работа с листом оценивания
Раздел «Питание»
Систематизировать
-участие в беседе о значении питания в жизни
знания о значении
человека, требованиях, предъявляемых к пище,
питания в жизни
продуктам питания, необходимости соблюдения
человека, режиме
режима питания;
питания, видах
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме
продуктов питания.
урока;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации; работа с презентацией;
-работа с листом оценивания
Познакомить с видами,
-слушание рассказа учителя о видах, правилах
правилами хранения и
хранения и первичной обработке плодов, ягод и
первичной обработкой
грибов;
плодов, ягод и грибов.
слушание рассказа о способах хранения плодов, грибов
и ягод;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации, работа с презентацией;
-работа с листом оценивания
Систематизировать
знания об использовании

Кол-во
часов

Дата
планир
фактич

1ч

02.09

1ч

05.09

1ч

09.09

1ч

12.09

Использование при
приготовлении
пищи.
Пряности и
приправы. Виды и
хранение.

в пищу соли и сахара,
умеренности в их
использовании.
Познакомить с видами
пряностей и приправ,
правилами и дозировкой
их использования при
приготовлении пищи.

6.

Домашние
заготовки. Виды
домашних заготовок.

7.

Соление,
маринование
овощей. Меры
предосторожности,
правила первой
помощи при
отравлении.
Практическая работа
«Соление помидор»

Систематизировать
знания о видах и
способах заготовки
овощей и фруктов.
Познакомить с
рецептами засолки и
маринования овощей,
мерами безопасности
при выполнении засолки.

5.

8.

9.

Практическая работа
«Компот из яблок»

10.

Практическая работа
«Квашение капусты»

Формировать умение
выполнять засолку
помидор.
Формировать умение
приготовления компота
их яблок.
Формировать умение
выполнять квашение
капусты.

-участие в беседе об использовании при
приготовлении пищи в домашних условиях соли,
сахара, пряностей и приправ;
-слушание рассказа о видах пряностей, приправ, их
назначении и использовании при приготовлении пищи;
-рассматривание наиболее известных пряностей и
приправ;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
работа с презентацией;
-работа с листом оценивания,
-слушание рассказа о видах домашних заготовок:
варке, сушке, солении, мариновании, глубокой
заморозке, мерах безопасности при их выполнении;
-участие в беседе о видах домашних заготовок, их
использовании в дальнейшем;
-слушание рассказа о солении и мариновании овощей,
мерах предосторожности при выполнении заготовки
овощей;
-слушание рассказа учителя об опасности отравления
консервированными продуктами, правила оказания
первой помощи;
-запись рецепта соления помидор; варки компота;
квашения капусты;
-засолка помидор под руководством учителя;
-квашение капусты под руководством учителя;
-варка компота под руководством учителя;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
работа с презентацией;
-работа с листом оценивания

1ч

16.09

1ч

19.09

1ч

23.09

1ч

26.09

1ч

30.09

1ч

03.10

16

11.

Варка варенья из
ягод.

12.

Практическая работа
«Варка варенья»

13.

Вредные привычки и
способы
предотвращения их
проявления.
Негативное влияние
на организм вредных
привычек: табака,
алкоголя,
токсических и
наркологических
средств.
Табакокурение и
вред, наносимый
здоровью человека.

14.

15.

16.

Наркотики и их
разрушительное
действие на
организм человека.

Раздел/ тема

Систематизировать
знания о технологии
приготовления варенья.
Формировать умение
варки варенья из яблок.

-участие в беседе о видах варенья, приготавливаемого
в домашних условиях;
-слушание рассказа учителя о технологии
приготовления варения, способах его хранения и
использования в пищу;
-запись рецепта варенья из яблок;
-варка варенья под руководством учителя;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя
-работа с презентацией;
-работа с листом оценивания
Раздел «Личная гигиена и здоровье»
Познакомить учащихся с -слушание рассказа учителя о значении здорового
пользой и вредом
образа жизни для обеспечения жизнедеятельности
привычек, мерами по их
человека, сохранения его здоровья;
профилактике.
-слушание рассказа о положительных и вредных
привычках человека, их влиянии на организм и
Расширить
представления учащихся социальных последствиях вредных привычек, мерах
о важности ведения
профилактики предотвращения вредных привычек.
здорового образа жизни
-участие в беседе об увлечениях современного
и негативном влиянии
человека о современных спортивных увлечениях
(спортивной ходьбе, фитнесе);
вредных привычек на
-ответы на вопросы учителя, просмотр презентации;
здоровье человека
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
Расширить
информации;
представление о вреде
табакокурения, мерах по -изготовление плаката «здоровый образ жизни»
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки,
его профилактике.
взаимооценки.
Расширить
представления о вреде
наркотических веществ,
мерах по его
профилактике.

Цель урока

Основные виды деятельности обучающихся

1ч

07.10

1ч

10.10

1ч

14.10

1ч

17.10

1ч

21.10

1ч

24.10

Дата

17

№
п/п
1.

Виды медицинской
помощи.

2.

Уход за больным на
дому.

3.

Практическая работа
«Измерение
температуры
больного»
Практическая работа
«Смена постельного
белья лежачего
больного»
Практическая работа
«Чтение аннотаций
(лист - вкладыш) к
лекарствам»

4.

5.

6.

Документы,
подтверждающие
нетрудоспособность:
справка и листок
нетрудоспособности
(больничный лист).

Систематизировать
знания учащихся о
видах медицинской
помощи, порядке ее
получения.
Познакомить с
приемами ухода за
больным в домашних
условиях.
Учить приемам
измерения температуры
у дольного в домашних
условиях.
Учить выполнять смену
постельного белья
лежачего больного в
домашних условиях.
Учить определять
способ применения,
дозировку,
противопоказания по
листу- вкладышу к
лекарству.
Познакомить с
документами,
подтверждающими
нетрудоспособность.

Раздел «Охрана здоровья»
-участие в беседе о видах помощи, видах медицинской
помощи, людях, которые могут оказать определенный
вид медицинской помощи;
-слушание рассказа о правилах ухода за больным на
дому (переодевание, умывание, кормление, смена
постельного белья лежачего больного)
-слушание рассказа об условиях освобождения от
работы (по болезни, уходу за больным), документы
подтверждающие нетрудоспособность;
-слушание рассказа о правилах соблюдения
больничного режима в домашних условиях;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-рассказ учащихся об опыте ухода за заболевшими
членами семьи;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией,
-работа с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания, выполнение самооценки,
взаимооценки.
профориентационная работа: медицинские
работники, спасатели.
-слушание рассказа об условиях освобождения от
работы (по болезни, уходу за больным);
-слушание рассказа о листке нетрудоспособности,
порядке его оформления и передачи в организацию;
-слушание рассказа о правилах соблюдения
больничного режима в домашних условиях;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;

Кол-во
часов

планир

1ч

07.11

1ч

11.11

1ч

14.11

1ч

18.11

1ч

21.11

1ч

25.11

фактич

18

7.

Медицинское
страхование.

Познакомить с видами
и целью медицинского
страхования, его
значением при
получении
медицинской помощи.

8.

Виды жилья, жилых и
подсобных
помещений.

Систематизировать
знания о требованиях к
жилому помещению,
видах жилья, видах
помещений и их
назначении.
Познакомить с видами
мебели, ее назначением
и требованиями
безопасного
использования.

Мебель в жилых
помещениях. Виды
мебели в жилых
помещениях и ее
назначение (мягкая,
корпусная)
10. Уход за мебелью:
средства и правила
ухода за различными
видами мебели и
обивки.
11. Практическая работа:
«Уход за мебелью»
9.

Познакомить с
правилами бережного
использования и ухода
за мебелью.
Учить ухаживать за
мягкой и корпусной
мебелью

-выполнение записей в рабочей тетради, работа с
презентацией,
-работа с листом оценивания
-слушание рассказа о медицинском страховании
порядке его оформления, использовании при
получении медицинской помощи;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
Раздел «Жилище»
-участие в беседе о видах жилья, требованиях к
жилому помещению, видах комнат в доме (квартире) и
их назначении;
-участие в беседе о соблюдении санитарно –
гигиенических требований к жилищу, видах уборок;
-слушание рассказа о видах мебели, ее назначении,
правилах использования и бережного ухода за ней;
-слушание рассказа об использовании моющих и
чистящих средств для ухода за мебелью, соблюдении
мер предосторожности при их использовании;
- выполнение чистки и мытья мебели с использованием
моющих и чистящих средств в соответствии с видом
мебели;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, дидактическим материалом
-работа с листом оценивани
профориентационная работа: продавецконсультант, сборщик мебели.

1ч

28.11

1ч

02.12

1ч

05.12

1ч

09.12

1 ч

12.12

19

12. Магазины по продаже

мебели.

13. Убранство жилых

комнат, правила
ухода.
14. Практическая работа

«Создание интерьера
15. жилой комнаты»

Систематизировать
знания о магазинах по
продаже различных
видов мебели, их
ассортименте, правилах
покупки, условиях
гарантии.

Систематизировать
знания учащихся о
видах убранства и
правилах ухода за
ними.
Формировать умение
выполнять дизайн
помещения

участие в беседе о видах промтоварных магазинов, их
ассортименте, правилах совершения покупки в
магазине;
-участие в беседе о магазинах по продаже мебели,
правилах совершения покупки, условиях гарантии и
возврата покупки;
-посещение мебельного магазина, изучение
ассортимента, выбора товара.
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-рассказ о совершенных покупках в мебельном
магазине семьей учащегося;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с листом оценивания
профориентационная работа: продавец-консультант.
-слушание рассказа учителя о видах убранства жилых
комнат: зеркала, картины, фотографии, ковры, паласы,
светильники.
-слушание рассказа о тенденциях в убранстве
современного жилища, условиях выбора того или
иного вида убранства;
-слушание рассказа учителя о зонировании помещения,
правилах рациональной расстановке мебели в
помещении;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-работа с интерактивным приложением по разработке
дизайна помещения;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
профориентационная работа: дизайнер.

1ч

16.12

1ч

19.12

2ч

23.12
26.12

20

16.

Практическая работа
«Уход за
стеклянными и
зеркальными
поверхностями»

Формировать умение
ухаживать за
стеклянными и
зеркальными
поверхностями.

-слушание рассказа об особенностях уборки
зеркальных и стеклянных поверхностей, используемых
при уборке инвентаре и средствах;
-мытье зеркал, стеклянных проемов дверей и шкафов;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме
урока;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания

№
п/п

Тема урока

Дидактическая цель

Основные виды деятельности

1.

2.

3.

4.

Напольные
покрытия. Уход за
напольными
покрытиями.
Практическая
работа «Уход за
напольным
покрытием»

Познакомить с видами
напольных покрытий,
правилами ухода за
ними.
Формировать умение
ухаживать за
напольным покрытием.

Насекомые и
грызуны в доме:
виды, наносимый
вред.
Профилактика
появления в доме.
Дератизация. Виды,
меры безопасности
при проведении.

Систематизировать
знания о вреде
насекомых и грызунов
в доме и профилактике
их появления.
Познакомить с видами
дератизации, мерами
безопасности при ее
проведении

Раздел «Жилище»
-слушание рассказа о видах напольных покрытий,
особенностях каждого вида, правилах ухода за ними;
-слушание рассказа об особенностях уборки различных
видах напольных покрытий, используемых при уборке
инвентаре и средствах;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-мытье линолеума, кафельной плитки, чистка кавролина;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации; работа с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
-слушание рассказа о вреде и пользе насекомых и
грызунов, профилактических мерах по их появлению в
доме;
-участие в беседе о профилактических мерах появления
насекомых и грызунов в доме учащихся;
-слушание рассказа о видах химических средств
(аэрозоли, ядохимикаты) для проведения дератизации и
дезинсекции;

1ч

30.12

Дата

Кол-во
часов

планир

1ч

13.01

1ч

16.01

1ч

20.01

1ч

23.01

фактич

21

Дезинсекция.
Виды, меры
безопасности при
ее проведении.
Городские службы
по борьбе с
грызунами и
насекомыми.

Познакомить с видами
дезинсекции, мерами
безопасности при ее
проведении
Познакомить с
организациями,
оказывающими услуги
дератизации и
дезинсекции.

7.

Экскурсия в
«Центр гигиены и
эпидемиологии»

Познакомить с работой
ФБУ «Центр гигиены и
эпидемиологии»

8.

Значение одежды в
жизни человека.
Виды и требования к
одежде.

9.

Познакомить с
Выбор и покупка
основными правилами
одежды. Выбор
одежды при покупке. покупки одежды и
обуви

5.

6.

10. Подбор одежды в
соответствии с
индивидуальными
особенностями.

Систематизировать
знания о значении
одежды, ее видах и
требованиях к ее
ношению.

Познакомить с
индивидуальными
особенностями,
влияющими на выбор
одежды

-слушание рассказа об организациях, оказывающих
услуги по уничтожению насекомых и грызунов,
условиями их работы;
-знакомство с режимом работы, оказываемыми услугами
ФБУ «Центр гигиены и эпидемиологии»
-участие в беседе о мерах безопасности при
использовании химических средств для борьбы с
насекомыми и грызунами;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
профориентационная работа: Врач-гигиенистэпидемиолог
Раздел «Одежда и обувь»
-участие в беседе о значении одежды в жизни человека,
видах одежды (в зависимости от времени года,
назначения), правилах ношения, ухода за одеждой;
-слушание рассказа о размерах одежды и обуви, порядке
определения размера одежды, важности ношения одежды
и обуви соответствующего размера;
участие в беседе о выборе и покупке одежды и обуви
учащимися и членами их семьи;
-показ и определение размера покупаемой одежды
(чтение ярлыка одежды, соотнесение размерных сеток)
-слушание рассказа об особенностях внешности (возраст,
рост, телосложение, цвет кожи и волос), учитываемых
при подборе одежды, о внешних факторах (социум, мода),
влияющих на выбор одежды
-участие в беседе о правилах подбора одежды;

1ч

27.01

1ч

30.01

1ч

03.02

1ч

06.02

1ч

10.02

1ч

13.02

22

11. Практическая работа
«Определение
размера одежды»

Учить определять
размер одежды.

12. Магазины по
продаже одежды.
Специализированны
е магазины по
продаже одежды.

Систематизировать
знания учащихся о
видах магазинов,
специализированных
магазинов по продаже
одежды.
Расширить
представление о
правилах возврата или
обмена купленной
одежды

13. Правила возврата
или обмена
купленного товара
(одежды). Хранение
чека. Гарантийные
сроки носки.
14. Магазины по
продаже обуви.
Порядок
приобретения,
гарантия.
15. Экскурсия в магазин
одежды и обуви.

Систематизировать
знания учащихся о
правилах и условиях
гарантии обуви.
Формировать умение
ориентироваться в
универсальном
магазине одежды и
обуви, выполнять
выбор и примерку
соответствующей
одежды.

-выполнение индивидуальных размеров, определение
размера одежды и обуви;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, с дидактическим материалом;
-работа с листом оценивания
профориентационная работа: модельер, швея
-участие в беседе о видах магазинов, порядке совершения
покупки, правилах поведения в магазине;
-слушание рассказа о специализированных и
универсальных магазинах по продаже одежды;
-слушание рассказа о порядке оформления покупки
одежды (осмотр товара, оформление чека, гарантийного
талона), правилах возврата и обмена купленной одежды;
-участие в беседе о самостоятельной покупке одежды
учащимися;
-слушание рассказа о правилах покупки обуви, условиях
гарантии и правилах возврата купленной обуви,
-слушание рассказа о гарантийных сроках службы и
случаях возврата обуви; хранении чека или его копии;
-участи в беседе о приобретении обуви в магазине:
выборе, примерке, оплате.
-посещение магазина одежды и обуви (определение его
типа, ориентирование в магазине, подбор одежды по
размеру, примерка одежды, общение с продавцом консультантом);
выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
профориентационная работа: продавец - консультант

1ч

17.02

1ч

20.02

1ч

24.02

1ч

27.02

1ч

03.03

Раздел «Средства связи»

23

16. Основные средства
связи.

17. Значение в
современной жизни
интернет-связи и ее
особенности.

Систематизировать
знания об основных
средствах связи, их
видах, порядке и
правилах
использования
Расширить знания о
современных видах
связи, правилах и
возможностях ее
использования.

18. Денежные переводы.
Виды денежных
переводов.
Стоимость
отправления.

Познакомить с
основными видами и
способы перевода
денег.

19. Практическая работа
«Заполнение бланка
денежного
перевода»

Формирование
умения заполнения
бланка денежного
перевода.

-участие в беседе об основных средствах связи, их видах,
порядке и правилах использования;
-слушание рассказа о назначении, видах (электронная
почта, мессенджеры (аудио, видеосвязь)) и правилах
использования интернет-связи, правилах безопасности;
-участие в беседе о самостоятельном использовании
интернет-связи, ведении переписки с использованием
электронной почты учащимися;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме
урока;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
-слушание рассказа о видах перевода денежных средств
(почтовые переводы, банковские переводы, наличными),
правилах перевода и стоимости услуг;
-слушание рассказа о мерах безопасности при
выполнении денежных переводов;
-заполнение бланка денежного переводов печатном и
электронном виде под руководством учителя;
-участие в беседе о самостоятельном переводе денег
учащимися;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя;
-выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание
информации;
-работа с презентацией, с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
Раздел «Семья»

1ч

06.03

1ч

10.03

1ч

13.03

1ч

17.03

24

20. Страхование. Виды
страхований.

2
1.
2
2.

№
п/п

Личное страхование,
условия оформления
и получение выплат.

Тема урока

1.

Трудоустройство.
Трудовое
законодательство РФ.

2.

Виды и порядок
трудоустройства.

3.

Практическая работа
«Написание заявления
на принятие и
увольнение с работы»
Практическая работа
«Написание заявления

4.

Познакомить с
назначением
страхования, его
видами,
Познакомить с видами
личного страхования,
условиями
оформления и
получения выплат.

-слушание рассказа о назначении страхования, его видах
(личное, имущественное, страхование
предпринимательских рисков, страхование
ответственности),
-слушание рассказа о видах личного страхования
(страхование жизни, страхование от несчастных случаев,
медицинское страхование, страхование детей, пенсионное
страхование);
-участие в беседе о ведении учащимися безопасного
образа жизни и сохранении своего имущества;
-посещение сайта страховых компаний, поиск и
получение необходимой информации о страховании;
-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме
урока;
-работа с дидактическим материалом
-работа с листом оценивания
профориентационная работа: страховой агент

Дидактическая цель

Систематизировать знания
учащихся о видах и порядке
трудоустройства, трудовом
кодексе РФ.
Познакомить с перечнем
документов, необходимых для
принятия на работу.
Учить писать заявление о
приеме на работу и заявление
об увольнении.
Учить писать заявления, в том
числе на предоставление

Основные виды деятельности

Раздел «Семья»
-слушание рассказа о трудоустройстве гражданина
РФ, трудовом законодательстве;
-участие в беседе о необходимости
трудоустройства, его значении для
жизнедеятельности человека (социальные и
страховые выплаты, выплаты в пенсионный фонд,
назначение и выплата пенсии по стажу, по
старости)
-слушание рассказа о порядке трудоустройства в
организацию, необходимом пакете документов для
оформления на работу;
-написание образцов основных документов,
заполнение документов;

1ч

20.03

2ч

24.03
27.03

Кол-во
часов

Дата
планир
фактич

1ч

07.04

1ч

10.04

1ч

14.04

1ч

17.04

25

5.

6.

7.

8.

9.

на отпуск,
объяснительных,
заявлений»
Практическая работа
«Написание
автобиографии»

отпуска, объяснительную
записку.

Кредит. Виды
кредитования
населения.
Условия получения
кредита, ежемесячные
платежи. Кредитная
история
Правила финансовой
безопасности

Систематизировать знания о
функциональном назначении
кредита, его видах.
Расширить знания учащихся
об условиях получения,
способах обеспечения и
правилах погашения кредита.
Систематизировать знания
учащихся о правилах
безопасного обращения с
финансами.

Назначение и виды
транспорта. Правила
поведения в
общественном
транспорте.

Систематизировать знания о
видах транспорта, правилах
поведения при пользовании
общественным транспортом.

Учить писать автобиографию
в соответствии с
нормативными требованиями.

-участие в беседе, ответы на вопросы учителя по
теме урока;
-работа с дидактическим материалом (образцы
заполняемых документов)
-работа с презентацией;
-работа с листом оценивания, выполнение
самооценки, взаимооценки.
профориентационная работа: делопроизводитель
-слушание рассказа о назначении кредита, его
видах, правилах и порядке его оформления,
возврата;
-слушание рассказа об ответственности за взятие и
невозврат кредита (имущественная и финансовая);
-слушание рассказа о финансовой подушке
безопасности и рациональном распределении
доходов и расходов семьи;
участие в беседе о правилах безопасности при
обращении с личными финансами;
- ответы на вопросы учителя по теме урока;
-выполнение записей в рабочей тетради,
вклеивание информации;
-работа с дидактическим материалом (расписание
движения, билеты);
профориентационная работа: пилот, матрос,
диспетчер.
Раздел «Транспорт»
-участие в беседе о видах транспорта, правилах
поведения в общественном транспорте,
самостоятельном пользовании общественным
транспортом;
-слушание рассказа о значении водного транспорта,
его видах;

1ч

21.04

1ч

24.04

1ч

28.04

1ч

08.05

1ч

12.05

26

10.

11.

12.

13.

Водный транспорт.
Значение водного
транспорта. Пристань.
Порт.
Авиационный
транспорт. Аэропорт,
аэровокзал.
Практическая работа
«Посещение сайта
авиакомпании и
покупка билета»
Правила безопасного
поведения и действия
в случае
возникновения ЧС на
транспорте

Познакомить с значением и
видами водного транспорта,
правилами его использования.
Познакомить с значением и
видами воздушного
транспорта, правилами его
использования.
Формировать умение работать
на сайте авиационной
компании, находить нужную
информацию.
Формировать правила
безопасного и культурного
поведения на транспорте

-слушание рассказа о назначении и видах
воздушного транспорта;
-участие в беседе о правилах поведения в
общественном транспорте;
-посещение сайта транспортной компании, поиск
информации, бронирование и оформление покупки
билета
- ответы на вопросы учителя по теме урока;
-выполнение записей в рабочей тетради,
вклеивание информации;
-работа с дидактическим материалом (расписание
движения, билеты);
-работа с листом оценивания, выполнение
самооценки, взаимооценки.
профориентационная работа: пилот, матрос,
диспетчер.

1ч

15.05

1ч

19.05

1ч

22.05

1ч

26.05

27

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ
СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
А.Г. Галле, Л.Л. Кочеткова «Тетрадь по обслуживающему труду(для обучающихся
коррекционных школ VIII вида).» 6-9 классы - М.: Аркти, 2009г.
А.М. Щербакова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных)
образовательных учреждениях VIII вида. М., ВЛАДОС, 2001г.
С.А. Львова, «Практический материал к урокам социально- бытовой ориентировки в
специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие
для учителя» - ВЛАДОС, 2013г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва, «Просвещение», 2010 год
переиздание 2014 г.
В.В. Гладкая «Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных
(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Методическое пособие. – М. Изд-во НЦ ЭНАС, 2003г.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Сайт «Московская Электронная Школа», https://uchebnik.mos.ru/.
Сайт методических разработок «1 сентября», https://1сентября.рф/.
Сайт методических разработок « », https:// .ru/.
Сайт методических разработок «Социальная сеть работников образования»,
https://nsportal.ru /.
Сайт методических разработок «Инфоурок», https://infourok.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».