РП география 6 класс ОВЗ Орловская СОШ

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ структурное подразделение МАОУ Армизонской
СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
по УВР

Директор

Селянкина Е.Л.
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.

Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «29» 08 2025 г.
от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся 6 классов (ОВЗ)
Рабочую программу составила :
Южакова Е.Н., учитель географии

с. Орлово 2025

ОГЛАВЛЕНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................. 3
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ ....................................................................... 6
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ............................................................... 8
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ..................................................... 12

2

I.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), далее ФАООП УО (вариант 1), утвержденной приказом
Министерства

просвещения

России

от

24.11.2022

г.

№

1026

(https://clck.ru/33NMkR).
ФАООП УО (вариант 1) адресована обучающимся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом
реализации

их

особых

образовательных

потребностей,

а

также

индивидуальных особенностей и возможностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
ФАООП УО (вариант 1) определяет цель и задачи учебного
предмета «География».
Цель обучения - сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки

разнообразных

природных,

социально-экономических

и

экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Задачи обучения:
 формирование представлений о географии и ее роли в понимании
природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей;

3

 формирование представлений об особенностях природы, жизни,
культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах
России, разных материков и отдельных стран;
 формирование

умения

выделять,

описывать

и

объяснять

существенные признаки географических объектов и явлений;
 формирование умений и навыков использования географических
знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов,
адаптации

к

условиям

территории

проживания,

соблюдения

мер

безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф;
 овладение основами катастрофической грамотности и использование
элементарных

практических

умений

и

приемов

использования

географической карты для получения географической информации;
 формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и
явлениями

географической

среды,

их

изменениями

в

результате

природных и антропогенных воздействий.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
 формирование у обучающихся представлений о географии как науке;
 обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды, Полярной
звезде;
 формирование представлений об опасных природных явлениях,
 формирование географических представлений о рельефе и водоемах
нашей планеты;
 формирование

умения

работать

с

географической

картой,

графической наглядностью;
 воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;

4

 формирование умения применять полученные знания в повседневной
жизни.

5

II.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать
у обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
умение

классифицировать,

наблюдать,

делать

выводы,

объяснять,

доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6 классе
обучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся с
физической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса
географии — «План и карта». При изучении этой темы следует
осуществить постепенный переход от черчения плана стола, класса, к
чтению планов школьного участка и местности, а затем к знакомству с
географической картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично
перейти от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь,
ветер, ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие
сведения о Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это
позволит своевременно начать формирование географических знаний в
тесной связи с элементарными физическими и астрономическими, что
создаст наиболее полное представление о планете Земля. Опасные

6

природные явления будут изучаться и в дальнейшем применительно к
конкретным географическим территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о
формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают
обучающиеся.
Содержание разделов
№

Название раздела

Количество
часов
5

Контрольные работы

1.

Введение

2.

Ориентирование на местности

5

1

3.

Формы поверхности Земли

4

1

4

Вода на Земле

10

1

5

План и карта

7

1

6.

Земной шар

17

1

7.

Карта России

20

2

Итого

1

68

7

III.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:
 формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
 формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
 совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
 развитие

умения

фиксировать

результаты

самостоятельной

деятельности (наблюдений, опытов);
 развитие

навыков

взаимодействия

при

работе

в

паре

при

изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
 формирование

эстетических

чувств

при

знакомстве

с

достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
 формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные

открытия

 (кругосветные

путешествия,

запуск

искусственных

спутников

Земли и людей в
 космос, первые космонавты);
 формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы)
Предметные:
Минимальный уровень:
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы с помощью учителя;

8

 понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
 узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
 называть,

описывать

существенные

признаки

географических

объектов и явлений;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
 использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
 знать основные правила безопасного поведения в природе;
Достаточный уровень:
 применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
 определять направления на карте;
 вести

наблюдения

за

объектами,

процессами

и

явлениями

географической среды;
 сравнивать

географические

объекты и явления по заданным

критериям;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
 определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу, компасу
и местным признакам природы;
 выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;

9

 делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
 читать географическую карту (условные цвета и основные знаки) по
атласам-приложениям к учебнику;
 составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
 показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать их
при помощи учителя на контурной карте.
Система оценки достижений
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку
продвижения обучающегося в овладении социальными (жизненными)
компетенциями, может быть представлена в условных единицах:
 0 баллов - нет фиксируемой динамики;
 1 балл - минимальная динамика;
 2 балла - удовлетворительная динамика;
 3 балла - значительная динамика.
Оценка «5» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, находит и показывает географические
объекты самостоятельно;
 понимает

смысл

вопроса

и отвечает

на

вопросы

полными

распространенными предложениями;
 соблюдается связность слов в предложении. Приводит примеры,
подтверждающие высказанное суждение;
 классифицирует объекты на группы по существенным признакам;
 дает

последовательное

описание

объекта,

раскрывающее

его

существенные признаки и свойства;
 правильно устанавливает причинно-следственные связи.

10

Оценка «4» ставится, если обучающийся:
 ориентируется на карте, но имеются неточности при нахождении и
показе объекта;
 дает полные ответы на вопросы, но нарушена связность слов в
построении предложении;
 не полно выделяет существенные признаки объекта, нарушена
последовательность в описании объекта, явления.
Оценка «3» ставится, если обучающийся:
 испытывает затруднения в правильном показе изученных объектов
на карте;
 дает неточный или неполный ответ на поставленный вопрос,
 материал

излагает

недостаточно

полно

и

последовательно,

нуждается в помощи учителя;
 испытывает трудности при классификации объектов на группы;
 самостоятельно

не

может

обобщить

полученные

знания

и

установить причинно-следственные связи.
Оценка «2» - не ставится.

11

№

Тема предмета

Кол-во
часов

IV.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное
содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Введение - 5 часов
1ч.
Формирование у
Называют, что в переводе
01.09. обучающихся
означает слово «география».
2025 представлений об
Рассказывают
о
первых
изучаемом предмете путешественниках по плану и
география
опорным
словам
и
словосочетаниям

1.

География - наука о
природе Земли

2.

Наблюдения
за 1ч.
Формирование
изменениями высоты 05.09. представлений о разных
Солнца и погоды
2025 временах года, суточном
и годовом движении
Земли

Называют основные компоненты
погоды,
используя
помощь
учителя.
Рассказывают от чего зависит
смена дня и ночи, смена времен
года. Рисуют положение Солнца
на небе в разное время суток.
Узнают и называют условные
знаки календаря погоды

3.

Явления природы

Определяют и называют по
иллюстрации явления природы.
Рассказывают
с
опорой
иллюстрации
(схематические
рисунки) как вести себя во время
грозы и при сильных порывах
ветра

1ч.
Знакомство обучающихся
08.09. с явлениями природы,
2025 обобщение и закрепление
знаний о правилах
поведения во время
грозы, сильных порывах
ветра

Достаточный уровень
Называют, что означает в
переводе
слово
география,
рассказывают
о
первых
географах и их путешествиях.
Составляют рассказ о том, как
люди используют в своей жизни
знания по географии
Называют основные компоненты
погоды.
Рассказывают,
как
меняется высота Солнца над
горизонтом в течение дня и в
разное время года.
Рисуют положение Солнца на
небе в разное время года.
Составляют по плану рассказ,
какая погода характерна для
разных времен года
Называют «явления природы»,
определяют, что такое «ветер».
Рассказывают,
как
люди
используют
силу
ветра.
Составляют рассказ о правилах
поведения во время грозы и при
сильных порывах ветра

12

4–5.

Географические
сведения о своей
местности и труде
населения.
Экскурсия
для
наблюдения
запаса
элементарных
географических
представлений

2 ч.
12.09.
2025
15.09.
2025

6.

Горизонт.
горизонта

Линия 1ч.
19.09
2025

7.

Стороны
горизонта

1ч.
22.09
2025

8.

Компас и правила 1ч.
пользования им
26.09.
2025

9.

Ориентирование
1ч.
по
местным 29.09
признакам
2025

Знакомство с местностью, Составляют
рассказ
по
в которой обучаются и
иллюстрациям
о
занятиях
проживают школьники.
населения
своей
местности.
Формирование умения
Выполняют
зарисовки,
наблюдать за
упражнения
в
тетради
на
окружающей
печатной
основе
после
действительностью,
наблюдений, проведенных во
фиксирование и
время экскурсии совместно с
обобщение своих
учителем
наблюдений
Ориентирование на местности – 5 часов
Находят в словаре и зачитывают,
Формирование
что такое горизонт, линия
представлений о линии
горизонта.
Выделяют
на
горизонта, основных
иллюстрации линию горизонта
сторонах горизонта
Формирование
умений Называют основные стороны
пользоваться
компасом, горизонты, опираясь на схему.
определять
основные Рисуют схему сторон горизонта
стороны горизонта
совместно с учителем
Знакомство с компасом. Определяют стороны горизонта
Устройство.
Правила по компасу, используя помощь
пользования.
учителя. Наклеивают картинку
Формирование
умений компаса в тетрадь
ориентироваться
по
компасу
Формирование умений
ориентироваться по
местным признакам

Составляют рассказа о своей
местности
по
плану,
предложенному учителем.
Выполняют
зарисовки,
упражнения в тетради на печатной
основе
после
наблюдений,
проведенных во время экскурсии

Дают
определение
географическим
понятиям
«горизонт», «линия горизонта».
Называют свойства горизонта
Называют
основные
стороны
горизонта. Зарисовывают схему
сторон горизонта в тетради

Рассказывают, что такое компас и
правила пользования компасом
пользоваться.
Схематически
зарисовывают
компас.
Определяют стороны горизонта с
помощью компаса в классе,
школьном холле, на пришкольном
участке
Определяют стороны горизонта Рассказывают, что такое компас,
по
признакам
природы, для чего он нужен и как он
изображенных на иллюстрации, устроен.
Ориентируются
с

13

природы

природы, принимать
решения в нестандартной
ситуации

10.

Ориентирование
на местности

1ч.
03.10
2025

11.

Рельеф местности, 1ч.
его
основные 06.10
формы. Равнины, 2025
холмы

12.

Знакомство
с 1ч.
формами рельефа 10.10
своей местности 2025
(своего
края).
(Экскурсия
для
обучающихся,
проживающих в
сельской
местности)

используя помощь педагога

Закрепление
Наблюдают
за
окружающей
сформированных навыков действительностью. Определяют
ориентирования с
стороны горизонта по местным
пользованием компаса.
признакам природы, принимая
Продолжение
помощь учителя
формирования
умений
наблюдать за окружающей
действительностью,
обобщение
своих
наблюдений
Формы поверхности Земли – 4часов
Формирование
Называют
основные
формы
представлений
земной
поверхности.
обучающихся о формах
Зарисовывают строение холма по
поверхности земного шара образцу с указанием его частей.
Называют и показывают горы и
равнины на иллюстрациях

помощью компаса по местным
признакам природы
Наблюдают
за
окружающей
действительностью,
выделяют
признаки природы, по которым
можно
определить
стороны
горизонта. Определяют стороны
горизонта по местным признакам
природы, по компасу

Называют
основные
формы
земной
поверхности.
Рассказывают, чем отличаются
плоские и холмистые равнины.
Определяют виды равнин по
иллюстрациям
и
схеме.
Показывают части холма на схеме
Обобщение и закрепление Определяют
форму рельефа Определяют форму рельефа своей
сведений обучающихся о своей местности, опираясь на местности. Составляют рассказ о
родном
крае. схемы и иллюстрации, совместно форме рельефа своей местности
Продолжение
с учителем
формирования
умения
наблюдать за окружающей
действительностью,
фиксировать и обобщать
свои наблюдения

14

13.

Овраги,
образование

их 1ч.
13.10
2025

14.

Горы.
Землетрясения.
Извержения
вулканов

1ч.
17.10
2025

15

Вода в природе

1ч.
20.10.
2025

16

Родник,
образование

его 1ч.
24.10
2025

Формирования
представлений
об
образовании оврагов и о
вреде
оврагов
для
сельского
хозяйства.
Воспитание
бережного
отношения к родной земле

Показывают на иллюстрации
овраг, называют подписанные
части оврага, делают макет
оврага из сырого песка и глины

Продолжение
Составляют рассказ о горах из
формирования
предложенных
учителем
представлений
предложений. Лепят макет горы
обучающихся
о из пластилина. Отвечают на
разновидностях рельефа наводящие вопросы о стихийных
земного шара. Знакомство явлениях в природе
со стихийными явлениями
природы (землетрясение,
извержение
вулкана),
формирование
навыков
безопасного поведения
Вода на Земле – 10 часов
Закрепление полученных
Приводят
примеры,
где
на уроках природоведения встречается вода в природе с
знаний о воде и ее
опорой на иллюстрации. По
значении для живых
схеме
рассказывают
о
организмов и
круговороте воды в природе
хозяйственной
деятельности человека
Формирование
Составляют рассказ по опорным
элементарных
словам об образование родника
представлений
об
образовании родника

Рассказывают
о
процессе
образования оврагов и о вреде
оврагов для сельского хозяйства с
опорой
на
иллюстрации,
зарисовывают схему оврага и
подписывают его части. Делают
макет оврага из сырого песка и
глины
Рассказывают о горах и горных
системах. Зарисовывают схему
вулкана.
Выполняют
макет
горного хребта из пластилина.
Рассказывают
о
стихийных
явлениях
природы
(лавина,
землетрясение,
извержение
вулкана)

Приводят
примеры,
где
встречается вода в природе.
Рассказывают как происходит
круговорот воды в природе по
схеме
Рассказывают как накапливается
вода под землёй. Объясняют как
образовалось слово «источник».
Называют, из каких горных пород
состоят
водопроницаемые
и

15

17

Колодец,
водопровод

1ч.
07.11.
2025

18

Река, ее части. 1ч.
Горные
и 10.11.
равнинные реки
2025

19

Использование
рек

1ч.
14.11.
2025

20

Озера.
Водохранилища.
Пруды

1ч.
17.11
2025

водонепроницаемые слои
Формирование
По рисунку рассказывают о Рассказывают
о
работе
элементарных
строении
водопровода.
Из водопровода. Называют правила
представлений о колодце пластилина
делают
макет охраны воды при пользовании
и
водопроводе
как колодца
водопроводом
источниках пресной воды
для человека
Знакомство с горными и Составляют предложения как Рассказывают по схеме как
равнинными реками, их образуются реки по опорным образуются реки. Называют и
значении
в
жизни словам. Называют части реки, показывают на схеме части реки.
человека
и
его обозначенные
на
схеме. Определяют на схеме направление
хозяйственной
Определяют по иллюстрации реки, левые и правые притоки.
деятельности
горную и равнинную реку
Сравнивают горную и равнинную
реки по плану. Рассказывают как
образуется водопад
Продолжение
Составляют
рассказ
об Рассказывают об использовании
формирования
использование рек по схеме с пресной воды рек в хозяйственной
представлений
опорой на иллюстрации
деятельности человека
обучающихся
об
использовании природных
ресурсов (пресной воды
рек)
в
хозяйственной
деятельности человека
Продолжение
По иллюстрациям и опорным Называют
характерные
формирования
словам
рассказывают,
где особенности озера. Рассказывают,
представлений
образуются озера. Называют в каких местах образуются озёра.
обучающихся о
различия
пруда
от
озера, Зарисовывают
схему
озера.
многообразии водоемов
принимая помощь учителя
Рассказывают, как образуются
земного шара. Обобщить
водохранилища. Сравнивают пруд
и закрепить знания об
и озеро. Приводят примеры
озерах, прудах,
искусственных водоемов
водохранилищах родного

16

21

Болота,
осушение

их 1ч.
21.11
2025

22

Океаны и моря

23

Острова
полуострова

24

Водоемы в вашей 1ч.
местности.
01.12
Охрана вод от 2025

1ч.
24.11
2025

и 1ч.
28.11.
2025

края, их использовании в
хозяйственной
деятельности человека
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о болоте.
Повторить и закрепить
сведения, полученные о
торфе, его добыче и
использовании
Формирование понятий
«океан», «море».
Знакомство обучающихся
со стихийными явлениями
природы (шторм, цунами,
ураган)

Составляют рассказ по серии Рассказывают об образовании
картинок «Образование болот»
болот по схеме. Рассказываю, для
чего осушают болота и где
используется торф

Составляют
рассказ
по Называют
характерные
иллюстрациям об использовании особенности морей и океанов.
морей и океанов человеком
Сравнивают и показывают на
схеме окраинные и внутренние
моря. Называют отличия морской
воды от пресной. Рассказывают,
что
такое
цунами.
По
иллюстрациям составляют рассказ
об использование морей и океанов
в хозяйственной деятельности
человека
Формирование
понятий Зарисовывают в тетради вместе с Называют
характерные
«остров» и «полуостров»
учителем остров, полуостров и особенности морей и океанов. На
подписывают их, делают макеты рисунке находят и показывают
из пластилина
острова, полуострова, заливы и
проливы. Делают макет острова и
полуострова из пластилина и
цветной бумаги
Продолжение
Составляют рассказ о водоёмах Называют водоемы, которые есть в
из
предложенных
учителем местности,
где
проживают
формирования
представлений о родном предложений.
Подбирают обучающиеся. Рассказывают как

17

загрязнения

крае, обобщение сведений иллюстрации и фотографии с используют водные ресурсы и о
о
водоемах,
их изображением водоемов
мерах, предпринимаемых людьми
использовании.
Охрана
для охраны водоёмов. Составляют
водоемов
альбом «Вода на Земле»
План и карта – 7 часов

25

Рисунок и план 1ч.
предмета
05.12
2025

Формирование
первоначальных
представлений
обучающихся о плане, его
значении.

26

План и масштаб

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
закрепление
представления
масштабе.

1ч.
08.12
2025

Знакомятся с понятием «план».
Зарисовывают план предметов
(ластик, кубик) по контурным
линиям. Называют отличия плана
от рисунка, используя помощь
учителя
Знакомятся
с
понятием
«масштаб». Составляют рассказ
«Люди
каких
профессий
используют
масштаб
в своей
плане,
работе», по опорным словам, и
о иллюстрациям

Рассказывают, что такое план и
для чего он нужен. Сравнивают
изображенные предметы на плане
и на рисунке, называя отличия.
Зарисовывают в тетради план
предметов (пенал, ластик, кубик)
Знакомятся с понятием «масштаб».
Перечисляют профессии людей,
которым
необходим
план
местности

18

27

Условные
знаки 1ч.
плана местности
12.12
2025

28

План
географическая
карта

29

30

и 1ч.
15.12
2025

Развитие умения читать
простейшие планы,
знакомство с условными
знаками плана местности

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о плане и его
значении. Знакомство
обучающихся с
многообразием
географических карт и их
значением для
жизнедеятельности
человека
Условные
цвета 1ч.
Знакомство с условными
физической карты
19.12. цветами физической карты.
2025 Обучение показывать на
физической карте России
формы поверхности,
крупнейшие водоемы с
опорой на условный цвет,
которым обозначены
различные формы
поверхности и водоемы
Условные
знаки 1ч.
Продолжение
физической карты
22.12. формирования
2025 представлений
обучающихся о
географической карте.
Знакомство с условными

Называют условные знаки
плана местности с опорой на
иллюстрации. Вычерчивают
простейшие
знаки
плана
местности по образцу
Называют отличия плана от
карты, используя помощь
учителя

Называют
характерные
особенности изученных понятий.
Читают
рассказ,
используя
условные знаки плана местности

По иллюстрации называют
формы земной поверхности. С
помощью учителя называют
основные цвета физической
карты

Повторяют
формы
земной
поверхности. Читают условные
цвета,
знаки
географической
карты. Зарисовывают в тетради
условные знаки плана, цвета и
условные знаки физической карты

Соотносят условный
физической
карты
изображением

Сравнивают план города и карту.
Называют отличия плана от
карты. Показывают на карте
стороны горизонта. Рассказывают,
какими
бывают
карты
по
назначению
(физическая,
политическая, административная,
карта растений и животных)

знак Называют условные цвета, знаки
с географической
карты.
Зарисовывают в тетради условные
цвета
и
условные
знаки
физической карты

19

знаками физической карты

31

Физическая
карта 1ч.
России.
Значение 26.12
географической
2025
карты в жизни и
деятельности людей

32

Краткие сведения о
Земле, Солнце, Луне

33

Планеты

Обобщение
и
систематизация
представлений
обучающихся о физической
карте и ее значении.
Формирование
умений
показывать
на
карте
заданные
объекты
с
помощью условных цветов
и знаков

Составляют
рассказ
о
значении физической карты в
жизни
людей
из
предложенных
учителем
предложений.
Показывают на физической
карте
России
границу
государства,
крупные
географические
объекты
(равнины, горы, океаны),
опираясь на условные цвета
карты, с помощью учителя
Земной шар – 17 часов
1ч.
Формирование
у Составляют рассказ о Земле,
12.01. обучающихся элементарных Солнце
и
Луне
из
2026 представлений
о
телах рекомендованных
учителем
Солнечной системы
предложений
1ч.
Расширение
круга Знают название 2-3 планет.
Составляют рассказ об одной
16.01 элементарных
2026 представлений о планетах из планет, используя опорные
слова
и
словосочетания.
Солнечной системы
Располагают
на
макете
планеты по отношению к
Солнцу, используя помощь
учителя

Рассказывают
о
значение
физической карты в жизни
человека с опорой на план.
Показывают на физической карте
России
границу
государства,
крупные географические объекты
(равнины, горы, океаны), опираясь
на таблицу условных цветов и
знаков карты

Рассказывают,
что
такое
Солнечная система. Знакомятся с
понятиями
«астрономия»,
«планеты»
Показывают и называют планеты
(обозначенные и подписанные) на
схеме Солнечной системы. Знают
названия до 4 планет. Называют
отличительные признаки Земли от
других планет. Зарисовывают
вместе
с
учителем
схему
Солнечной системы. Располагают
на макете, по образцу, планеты по
отношению к Солнцу

20

34

Земля – планета. 1ч.
Доказательства
19.01
шарообразности
2026
Земли

Формирование
у
обучающихся
представлений о форме
Земли.
Продолжение
закрепления
знаний
о
вращении Земли вокруг
своей оси и вокруг Солнца
1ч.
Продолжить формирование
23.01. представлений
2026 обучающихся об освоении
космоса в XX и XXI веках

35

Современные
исследования
космоса

36

Глобус - модель 1ч.
Земного
шара. 26.01
Земная ось, экватор, 2026
полюса.
Особенности
изображения суши и
воды на глобусе

37

Физическая
полушарий

Формирование
представлений
обучающихся
о
форме
Земли.
Обучение
пользоваться
глобусом.
Показ на глобусе полюса,
линии
экватора.
Закрепление
знаний
об
условных
цветах
физической карты

карта 1ч.
Повторение и закрепление
30.01. знаний обучающихся об
2026 условных цветах
физической карты, линии
экватора, Северном и
Южном полюсах, Северном
и Южном полушариях.
Знакомство с картой
полушарий.

Составляют
рассказа
из
предложенных
учителем
предложений о планете Земля.
Зарисовывают как выглядит
планета Земля из космоса (по
шаблону)

Приводят примеры доказательства
шарообразности
Земли.
Показывают,
с
помощью
теллурия,
движение
Земли.
Рассказывают
как
менялись
представления о форме и размерах
Земли с опорой на иллюстрации
Называют
первого Рассказывают о первом полете Ю.
космонавта.
Составляют А. Гагарина в космос
рассказ из предложенных
учителем
предложений
о
первом полете в космос
Показывают
и
называют Рассказывают о строении глобуса.
глобус,
определяют
его Показывают на глобусе полюса,
назначение.
Приклеивают линию
экватора,
южное
и
картинку глобуса в тетрадь, северное полушария. Лепят из
подписывают полюса и линию пластилина
модель
Земли,
экватора. Лепят макет глобуса обозначают на ней полюса и
из пластилина
линию экватора. Показывают на
глобусе
различные
формы
поверхности (с опорой на цвет) с
помощью таблицы
условных
цветов и знаков
Называют основные цвета Определяют, какими цветами
карты
полушарий. изображена поверхность Земли на
Рассматривают
условные карте полушарий. Рассматривают
знаки
карты
полушарий. условные знаки карты полушарий.
Показывают на физической Показывают на карте полушарий
карте полушарий полюса, и
глобусе
полюса,
линию
линию экватора, материки, экватора, материки, океаны
океаны

21

Обучение показу на
физической карте
полушарий, названных
выше объектов

22

38

Распределение воды
и суши на Земле

1ч.
02.02
2026

39

Океаны на глобусе
и карте полушарий

1ч.
06.02
2026

40

Материки
на 1ч.
глобусе и карте 09.02.
полушарий
2026
(Евразия, Африка,
Северная Америка,
Южная
Америка,
Австралия,
Антарктида)

Знакомство обучающихся с
распределением воды и
суши на Земле.
Формирование
представлений
обучающихся о
неравномерности
распределения воды и суши
на территории нашей
планеты
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре. Знакомство
обучающихся с названием и
месторасположением
океанов на физической
карте полушарий и на
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на карте
и глобусе

Определяют по карте, что Определяют по карте, в каком
занимает
большую
часть полушарии больше воды, а в
земного шара: вода или суша. каком островов и материков
Показывают воду и сушу на
карте, опираясь на таблицу
условных знаков

Продолжение формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре.
Знакомство
обучающихся с названием и
месторасположением
материков на физической
карте полушарий и на

Называют
материк,
на
котором мы живем. На карте
показывают
материки.
Составляют
рассказ
о
материке с опорой на карту,
используя
предложения,
предложенные учителем

Показывают на физической
карте и глобусе Мировой
океан. Зачитывают названия
океанов. Показывают океаны
на карте. Отвечают на
вопросы учителя об океанах с
опорой
на
карту.
Подписывают
названия
океанов на контурной карте

Называют Тихий, Атлантический,
Индийский, Северный Ледовитый
океаны.
Рассказывают
о
хозяйственном значении океанов
по схеме или иллюстрациям.
Устанавливают
простейшие
причинно-следственные
зависимости (например, почему
Северный
Ледовитый
океан
получил такое название). Находят
на глобусе и физической карте
полушарий океаны, подписывают
названия океанов на контурной
карте
Находят и называют на глобусе и
физической карте полушарий
материки, подписывают названия
материков на контурной карте.
Сравнивают материки и части
света

23

глобусе. Обучение показу
заданных объектов на карте
и глобусе

41

Кругосветные
1ч.
путешествия.
13.02
Плавание
2026
экспедиции
под
командованием Ф.
Магеллана

Формирование
представлений
обучающихся о значении
первого
кругосветного
путешествия
под
командованием
Ф.
Магеллана

Составляют из предложений,
предложенных
учителем,
рассказ об экспедиции Ф.
Магеллана. По пунктирным
линиям на контурной карте
отмечают
первое
кругосветное путешествие

42

Первое
русское 1ч.
кругосветное
16.02
плавание
2026

Знакомство
с
первым Составляют из предложенных
русским
кругосветным учителем
предложений
плаванием и его значением
рассказ
о
русском
кругосветном плавании. По
пунктирным
линиям
на
контурной карте отмечают
первое русское кругосветное
плавание
(маршрут
Крузенштерна, шлюп «Нева»)

Рассказ по плану и карте о первом
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного плавания (с опорой
на даты, представленные в
учебнике).
Показывают
на
физической карте полушарий
маршрут
кругосветных
путешествий под командованием
Ф. Магеллана
Составляют рассказ по плану и
карте
о
первом
русском
кругосветном
плавании.
Вычисляют
длительность
кругосветного плавания (с опорой
на даты, представленные в
учебнике)
Рассказывают как происходило
первое
путешествие,
каково
значение первого кругосветного
плавания, какой вклад внесли
русские моряки в географическую
науку

24

43

Различие
в 1ч.
освещении
и 20.02
нагревании Солнцем 2026
земной
поверхности.
Понятие о климате,
его
отличие
от
погоды. Основные
типы климата

Формирование
представлений
обучающихся о различии в
освещении и нагревании
Солнцем
земной
поверхности. Знакомство с
климатом земного шара

С
помощью
теллурия
показывают движение Земли
вокруг Солнца.
Составляют рассказ о климате
своей местности, используя
помощь учителя

Рассказывают о значении солнца
для жизни на земле с опорой на
схему или рисунки.
Составляют рассказ с опорой на
схему, от чего зависит климат и от
чего зависит погода

25

44

1ч.
Пояса
освещенности:
27.02
жаркие, умеренные, 2026
холодные.
Изображение их на
глобусе и карте
полушарий

Продолжение формирования
первоначальных
представлений
о
разнообразии климата на
Земном шаре

45

Природа
тропического пояса.
Тропические леса

1ч.
02.03
2026

Расширение
круга
представлений
обучающихся
об
особенностях
природных
условий тропического пояса

46

Природа
тропического пояса.
Саванны и пустыни

1ч.
06.03
2026

Составляют рассказ об одном
из поясов освещенности из
предложенных
учителем
предложений. Раскрашивают
в контурной карте пояса
освещенности.
Заполняют
схему пояса освещенности

Показывают
на
карте
тропический
пояс,
выделенный
учителем.
Заштриховывают
(закрашивают)
заранее
обозначенный
учителем
тропический пояс в тетради.
Узнают
изображения
типичных
животных
тропического
пояса
и
называют их (от 3 до 5
представителей)
Знакомство с природными Узнают
изображения
зонами саванн и пустынь типичных животных саванн и
тропического пояса
пустынь тропического пояса и
называют их (от 3 до 5
представителей)

Устанавливают
простейшие
причинно-следственные
связи
между
географическим
положением,
солнечной
радиацией,
подстилающей
поверхностью.
Называют
основные типы климатов, их
характерные
признаки.
Составляют устный рассказ об
одном из поясов освещенности с
опорой на схему/ план. Чертят в
тетради
схему
«Пояса
освещенности»
Называют, с опорой на схему
«пояса освещенности», какие
материки и океаны расположены в
пределах тропического пояса.
Узнают изображения типичных
животных тропического леса и
называют
их
(до
5
представителей), показывают на
карте «Растительный и животный
мир»
тропического
леса
с
помощью учителя
Узнают изображения типичных
животных саванн и пустынь,
называют
их
(до
5
представителей), показывают на
карте «Растительный и животный
мир» природные зоны саванн и
пустынь с помощью учителя

26

47

Природа умеренных
и полярных поясов

1ч.
Знакомство обучающихся с
13.03. особенностями природных
2026 условий
умеренных
и
полярных поясов

Называют материки и океаны,
расположенные
в
пределах
умеренного и полярного поясов.
Составляют рассказ о природе
умеренных и полярных поясов по
плану

48

Обобщающий урок

1ч.
16.03
2026

Выполняют
контрольное
тестирование по разделу «Земной
шар»

49

Карта
России.
Географическое
положение России
на глобусе, карте
полушарий,
физической
карте
нашей страны
Столица России –
Москва

1ч.
20.03
2026

50

1ч.
23.03
2026

Называют
и
показывают
умеренные и полярные пояса
освещенности,
выделенные
учителем
на
карте.
Составляют
рассказ
из
предложенных
учителем
предложений
о
природе
умеренных или полярных
поясов (Арктика, Антарктика)
Обобщение
изученного Выполняют
контрольное
материала
по
разделу тестирование с опорой на
Земной шар. Работа с учебник, с помощью учителя
картой
полушарий
и
глобусом.
Выполнение
заданий в тетради на
печатной основе
Карта России-20 часов
Знакомство обучающихся с Показывают на карте и
положением
России
на настольной карте Россию,
глобусе,
карте. используя помощь учителя.
Формирование
Выделяют
среди
других
представлений о площади изображений флаг и герб РФ.
государства,
повторение Зарисовывают
вместе
с
символики РФ
учителем флаг РФ
Продолжение формирования С помощью находят на карте
представлений
столицу
нашей
Родины.
обучающихся о Москве как Рассматривают иллюстрации
главном городе (столице) достопримечательностей
России
столицы. Составляют рассказ
о столице, используя опорные
слова и словосочетания

Составляют
описание
географического
положения
России (с опорой на план в
учебнике). По карте поясов
освещенности
определяют,
в
каких поясах лежит Россия
Находят на карте столицу нашего
государства.
Рассказывают
о
достопримечательностях Москвы
с опорой на иллюстрации.
Рассматривают
план
центра
Москвы (по приложению к
учебнику). Находят улицы, о
которых говорится в тексте

27

51

Границы
России. 1ч.
Сухопутные
27.03
границы на западе и 2026
юге

52

Морские границы. 1ч.
Океаны и моря, 06.04
омывающие берега 2026
России.
Моря
Северного
Ледовитого океана

53

Моря Тихого
Атлантического
океанов

и 1ч.
10.04
2026

Формирование
представлений
обучающихся о
государственных границах.
Закрепление знаний об
условных обозначений
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на географической
карте
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
государственных границах.
Закрепление
знаний
условных обозначений и
условных
цветов
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о

Показывают границы России
на физической карте, обводят
по пунктирным линиям в
контурной карте сухопутные
границы

Показывают границы России
на
физической
карте.
Обозначают на контурной
карте северный ледовитый
океан
Показывают на карте за
Северный Ледовитый океан,
омывающий берега России, и
читают названия морей.
Рассказывают
по
иллюстрациям,
используя
помощь учителя о природе
морей
(не
выделяя
конкретных
названий)
,
омывающих берега России на
севере.
Показывают на карте Тихий и
Атлантический океан, читают
названия морей.
Рассказывают
по

учебника
Показывают на карте сухопутные
границы,
их
протяженность.
Называют государства, с опорой
на
политическую
карту,
с
которыми РФ граничит на западе
и юге.
Выделяют сухопутные границы
РФ на контурной карте

Показывают на карте морские
границы РФ. Рассказывают о
природе
морей,
омывающих
берега России (не выделяя
конкретных названий).
Называют и показывают моря
Северного Ледовитого океана на
карте. Рассказывают о морях
Северного Ледовитого океана по
плану

Называют и показывают на карте
моря Тихого и Атлантического
океанов. Наносят океаны, моря на
контурную карту.

28

54

Острова
и 1ч.
полуострова России 13.04
2026

55

Рельеф нашей
страны.
Низменности,
возвышенности,
плоскогорья

1ч.
17.04
2026

государственных границах
России.
Закрепление знаний
об
условных обозначениях и
условных
цветах
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте
Формирование
представлений о территории
РФ, островах и
полуостровах Северного
Ледовитого, Тихого,
Атлантического океанов.
Закрепление
знаний
условных обозначений и
условных
цветов
физической
карты.
Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте
Формирование
представлений о
поверхности РФ, ее
разнообразии.
Закрепление
знаний
условных обозначений и
условных
цветов
физической
карты.

иллюстрации,
используя Составляют описания одного из
помощь учителя, о природе морей с опорой на план
морей, омывающих берега
России

Показывают
и
называют Называют и показывают острова и
острова
и
полуострова, полуострова
России.
заранее выделенные учителем Рассказывают об особенностях
природы островов и полуостровов
России. Составляют описания
одного
из
островов
и
полуостровов РФ с опорой на
план. Наносят названия островов
и
полуостров
России
на
контурную карту

Закрашивают в контурной
карте обозначенные равнины
(низменности, плоскогорья).
Составляют
описание
равнины по плану, используя
помощь учителя

Называют и показывают на
физической карте низменности,
возвышенности,
плоскогорья
России. Составляют описание
равнины
(низменности,
плоскогорья) с опорой на план в
учебнике

29

56

Работа с
контурными
картами

1ч.
20.04
2026

57

Горы:
Северный
Алтай,
Крымские

Урал, 1ч.
Кавказ, 24.04
Саяны, 2026

58

Крупнейшие
1ч.
месторождения
27.04
полезных
2026
ископаемых
(каменного
угля,
нефти, железной и
медной
руд,
природного газа)

Формирование
навыков
правильного
показа
объектов на географической
карте
Закрепление представлений
обучающихся о рельефе РФ,
совершенствование навыков
работы с настенной,
настольной картами,
формирование навыков
работы с контурными
картами

Наносят на контурную карту
названия крупных равнин,
плоскогорий, низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают) указанные
географические
объекты,
используя помощь учителя

Наносят на контурную карту
названия
крупных
равнин,
плоскогорий,
низменностей
России,
закрашивают
(заштриховывают)
указанные
географические объекты

Продолжение формирования
представлений
обучающихся
о
разнообразии поверхности
РФ

Называют и показывают на
настенной
карте
заранее
выделенные учителем горы.
Заштриховывают
и
закрашивают
горы
в
контурной карте, используя
помощь учителя

Называют и показывают на
настенной
карте
Кавказские,
Уральские,
Крымские
горы,
Алтай и Саяны. Различают горы
по высоте, размеру. Составляют
описания гор России с опорой на
план в учебнике

Закрепление знаний
обучающихся о полезных
ископаемых, продолжение
формирования
представлений
обучающихся о богатстве
недр РФ.
Повторение
условных
обозначений
полезных
ископаемых

Зарисовывают
в
тетради
условные знаки полезных
ископаемых.
Закрашивают
заранее
обозначенные
полезные
ископаемые
в
контурной
карте. Изготавливают макеты
условных
знаков
с
последующим прикреплением
их к настенной карте

Показывают
крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых,
добываемые
на
территории России.
Рассказывают об использовании
полезных ископаемых.
Зарисовывают в тетради условные
знаки полезных ископаемых,
изготавливают макеты условных
знаков
с
последующим
прикреплением их к настенной

30

59

Работа
контурными
картами

с 1ч.
04.05.
2026

60

Река Волга

1ч.
08.05
2026

61

Реки: Дон, Днепр,
Урал

1ч.
15.05
2026

62

Реки Сибири: Обь, 1ч.
Енисей
18.05

Закрепление представлений
обучающихся о рельефе
РФ, природных богатствах,
совершенствование
навыков
работы
с
настенной,
настольной
картами,
формирование
навыков
работы
с
контурными картами
Формирование
представлений
обучающихся о реке Волге
как одной из самых
длинных рек европейской
части России. Закрепление
знаний об использовании
рек в хозяйственной
деятельности человека
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Закрепление
знания об использовании
рек в хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования

Наносят на контурную карту
названия
гор
России,
условные знаки полезных
ископаемых в местах их
добычи

Показывают на настенной
карте реку Волгу, используя
помощь учителя. Составлять
из предложенных учителем
предложений
рассказописание реки Волги

карте
Наносят на контурную карту
названия гор России, условные
знаки полезных ископаемых в
местах их добычи

Показывают по карте реку Волгу,
ее притоки Оку и Каму. Находят
ее по условным знакам на
настенной карте ГЭС. Называют
каналы, соединившие Волгу с
другими реками. Составляют
описания Волги с опорой на план

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные
учителем.
Составляют
описание
об
одной из изученных рек с
опорой на план, используя
помощь учителя

Показывают на настенной карте
изученные
реки,
крупные
водохранилища. Называют канал,
соединяющий реки Дон и Волгу.
Рассказывают
о
старинном
русском городе, расположенном
на берегу реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с опорой
на план. На контурной карте
подписывают Дон, Днепр, Урал,
Печору, Северную Двину
Показывают изученные реки Называют равнину по которой
на настенной карте, заранее протекают реки Обь и Енисей,

31

2026

63

Реки Лена и Амур

1ч.
22.05
2026

64

Озера Ладожское,
Онежское, Байкал

1ч.
25.05
2026

представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Знакомство
школьников с реками
азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной деятельности
человека. Воспитание
бережного отношения к
водным ресурсам страны
Продолжение формирования
представлений обучающихся
о крупных реках РФ.
Знакомство школьников с
реками Азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной деятельности
человека. Воспитание
бережного отношения к
водным ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о водоемах
РФ. Знакомство
обучающихся с
крупнейшими озерами
России. Закрепление знаний
об использовании озер в
хозяйственной деятельности

выделенные
учителем.
Составляют
описание
об
одной из изученных рек с
опорой на план, используя
помощь учителя

показывают их путь по карте. По
условным
знакам
находят
крупные ГЭС, построенные на
реках
Енисей,
и
Ангара.
Составляют описание изученных
рек с опорой на план. На
контурной карте подписывают
изученные реки. Сравнивают
протяженность рек Обь и Енисей
по рисунку в учебнике

Показывают изученные реки
на настенной карте, заранее
выделенные
учителем.
Составляют описание одной
из изученных рек с опорой на
план,
используя
помощь
учителя

Показывают на карте реки Лену,
Амур и их притоки. Сравнивают
по протяженности изучаемые реки
с другими реками России по
рисунку. Составляют описание
изученных рек с опорой на план.
На контурной карте подписывают
изученные реки

Показывают на настенной
карте заранее обозначенные
озера.
Составляют из предложенных
учителем предложений об
озерах России. Подписывают
название озер на контурной
карте, используя помощь
учителя

Называют и показывают озера
России на настенной карте.
Рассказывают
об
их
особенностях. Называют реки,
впадающие в Каспийское море.
Поясняют, почему Каспийское
озеро называется морем.
Наносят на контурную карту
названия изученных озер

32

65

Крупные
России

66

Работа
контурными
картами

города 1ч.

с 1ч.

человека.
Воспитание
бережного
отношения
к
водным
ресурсам страны
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
многообразии городов
России, знакомство с
названиями,
географическим
положением и
достопримечательностями
крупнейших городов РФ.
Повторение и обобщение
знаний о столице России
Закрепление представлений
обучающихся о городах РФ,
совершенствование навыков
работы с настенной,
настольной картами,
навыками работы в
контурных картах.
Воспитание аккуратности,
усидчивость

Показывают на карте столицу
России, родной город (с
помощью). Рассказывают о
достопримечательностях
столицы и своего города,
опираясь на иллюстрации и
опорные слова

Показывают на карте столицу
России,
города-миллионеры,
родной город.
Составляют рассказа о столице
России с опорой на план.
Перечисляют
достопримечательности родного
города (поселка)

Отмечают на контурной карте
заранее отмеченные учителем
условные
изображения
столицы. Подписывают на
контурной карте родной город

Наносят на контурную карту
условные знаки изображения
столицы,
названий
городовмиллионеров, родного города

33

67

Наш
край
на 1ч.
физической карте
России

68

Повторение
начального
физической
географии

1ч.
курса

Расширение представлений
обучающихся о родном
крае. Формирование умений
находить нашу страну на
карте, показ столицы РФ
Повторение и обобщение
представлений
обучающихся,
формируемых в начальном
курсе физической географии

Составляют рассказ о родном Составляют рассказ о родном крае
крае по плану, используя с опорой на план, предложенный
опорные слова и предложения учителем. Пишут письмо другу, в
котором содержится описание
родного края
Выполняют
контрольное Выполняют
контрольное
тестирование с опорой на тестирование по начальному курсу
учебник
географии

34

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой (М.: Гуманитар.
Изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – Сборник
2. География 6 класс: Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Т.М.Лифанова,
Е.Н.Соломина – М.: Просвещение, 2018 г.
3. Атлас география 6 класс.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».