МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
Орловская СОШ СП МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора Директор школы
по УВР
Селянкина Е.Л
Протокол №1
от «25» 08 2025 г.
УТВЕРЖДЕНО
Каканова Л.С.
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса «Природоведение»
для обучающихся 6 класса
( с интеллектуальными нарушениями)
Программу составила:
Самодурова Л.В., учитель биологии
с. Орлово 2025 год
1
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
(далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 35 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
определяет
цель
и
задачи
учебного
предмета
«Природоведение».
Цель обучения – освоение знаний о многообразии природных
объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание
положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с
нарушениями интеллекта.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6
классе определяет следующие задачи:
–
формирование правильного понимания природных явлений;
–
формирование у обучающихся знаний об основных элементах
неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме
человека и его здоровье);
–
формирование правильного понимания таких природных
явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни
растений и животных;
–
формирование умения наблюдать, видеть и слышать,
сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные
связи и закономерности;
–
формирование и отработка практических навыков и умений.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся
простейшие классификации растений и животных. Учитель должен
обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей
2
планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры
и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам
природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных
привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических
навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о
живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного
предмета «Природоведение».
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1
Введение
1
1
2
Растительный мир
17
1
3
Животный мир
35
1
4
Человек
12
1
5
Обобщение
3
1
Итого
68
5
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
– воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
– формирование навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений
соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными
растениями и домашними животными;
– формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления
соблюдать и вести здоровый образ жизни;
– овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой
медицинской помощи при незначительных травмах;
3
– формирование бережного отношения к материальным ценностям, к
предметам живой и неживой природы.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» на
конец 6 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;
• иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
• относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
• называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
• называть заповедники, растения и животные, занесенные в
Красную книгу России;
• соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
• соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
• выполнять несложные задания под контролем учителя;
• адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
достаточный уровень
• узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
• уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах
по заданию педагога;
• устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
• относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер- травянистое
дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное,
растение, цветущее летом);
• называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников,
объяснять свое решение;
• выделять существенные признаки групп объектов;
• знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
• участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
• выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
4
• соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
• выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
• осуществлять деятельность по уходу за комнатными и
культурными растениями.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе знания и представлений о нормах социально одобряемого
поведения (при внешнем контроле взрослого) может:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия между детьми, под контролем взрослого
способен:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
По инструкции взрослого в деятельности на уроке может:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В совместной со сверстником деятельности, по подражанию, под
контролем учителя способен:
5
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема
Дата/Кол- Программное содержание
во часов
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Формирование представлений
о предметах и явлениях живой
природы,
умения
дифференцировать живую и
неживую природу
Узнают объекты живой
природы
на
иллюстрациях
и
фотографиях, относят к
объектам живой или
неживой
природе.
Называют
изученные
объекты. В рабочих
тетрадях
обводят
картинки
с
изображением
живых
организмов
Выделяют
существенные
признаки объектов живой
природы, относят объекты к
живой или к неживой природе,
устанавливают
взаимосвязи
между живой и неживой
природой.
Выписывают
в
тетрадь
общие
признаки
живых организмов
Формирование представлений
о многообразии растительного
мира. Разнообразие растений.
Дикорастущие и культурные
растения. Значение растений
Узнают растения на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты;
рассказывают
о
значении
растений.
Дописывают в тетрадь
определения, используя
текст
учебника:
дикорастущие,
Называют
представителей
растительного мира, выделяют
признаки дикорастущих и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании этих признаков;
рассказывают
о
значении
растений и их роли в
окружающем мире. В рабочих
тетрадях
рассматривают
Введение - 1час
1
Живая
растения,
человек
природа: 02.09/1
животные,
Растительный мир – 17 часов
2
Разнообразие
растительного мира
05.09/1
7
рисунки, заполняют таблицу,
культурные.
Зарисовывают в тетрадь используя слова для справок,
овощи и фрукты
записывают
название
культурных и дикорастущих
растений
3
Среда
растений
обитания 09.09/1
4
Строение растений
12.09/1
Формирование представлений
о среде обитания растений и
многообразии растительного
мира. Растения леса (деревья,
травянистые
растения).
Растения луга (травы: клевер,
васильки, лютики). Растения
водоемов (камыш, рогоз,
кувшинки). Растения полей,
садов, огородов (пшеница,
рожь, овощи, фрукты)
Узнают растения леса,
водоемов,
садов,
огородов
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
разным
группам
(растения
леса,
водоемов,
садов,
огородов). Выполняют
задание
в
рабочей
тетради:
продолжи
предложения.
Записывают
среду
обитания растений
Знают места произрастания
растений, узнают и называют
2–3 представителя растений
леса, луга, водоемов, полей,
садов, огородов. Заполняют
схему
«Среда
обитания
растений», рассказывают, где
встречаются эти растения
Формирование представлений
о частях растений и их
функциях. Части растения:
цветок, стебель, лист, корень.
Внешний вид. Значение
Узнают части растений
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
рассказывают
о
назначении
органов
растений. Раскрашивают
части
растений
на
рисунке
в
рабочей
Узнают и называют части
растений, и показывают их на
натуральных
объектах,
картинах,
схемах,
знают
функции частей растений и их
значение
для
растения.
Выполняют
задания:
раскрашивают части растений
в
рабочей
тетради
и
8
5
Деревья,
травы
кустарники, 16.09/1
6
Лиственные деревья
19.09/1
тетради,
соединяют
части растения и его
название,
используя
помощь учителя
подписывают
их;
узнают
растения по их контуру,
соединяют части растения и
его название
деревья,
Закрепление, уточнение и Узнают
расширение представлений о кустарники, травы на
и
деревьях, кустарниках, травах иллюстрациях
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
разным
группам
–
деревьям, кустарникам,
травам,
называют
представителей разных
групп
растений.
Дописывают
предложения в рабочей
тетради:
о
каких
деревьях говорится в
предложениях
Выполняют
классификацию
растений и признаки разных
групп, относят растения к
разным группам на основании
основных
признаков.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради, приводят примеры
растений (деревья, кустарники,
травы) своей местности
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных
деревьях,
формирование представления
о видах лиственных деревьев.
Признаки
лиственных
деревьев.
Листопад.
Дикорастущие и культурные
лиственные деревья
Знают
классификацию
растений, знают признаки
лиственных растений, относят
растения к лиственным на
основании
основных
признаков.
Называют
представителей
лиственных
дикорастущих и культурных
растений
(по 3–4
представителя).
Относят
Называют лиственные
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Показывают изученные
объекты,
относят
растения к изучаемой
группе.
Называют
лиственные
дикорастущие
и
9
культурные деревья (по
2 представителя). В
рабочей
тетради
подчеркивают названия
лиственных
деревьев;
раскрашивают деревья
на рисунках
лиственные растения к разным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(лиственное,
дикорастущее,
культурное).
Выполняют
задание в рабочей тетради:
определяют
дерево
по
описанию.
Соединяют
описание с названием дерева
7
Хвойные деревья
23.09/1
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
лиственных
деревьях.
Признаки хвойных деревьев.
Хвойный лес. Тайга
Узнают
хвойные
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют
хвойные
деревья
(по
2
представителя).
На
рисунках подписывают
названия
хвойных
деревьев. Записывают в
тетрадь ответ на вопрос:
как называется хвойный
лес, используя рисунок
Знают
признаки
хвойных
растений, относят растения к
хвойным
на
основании
основных
признаков.
Называют
представителей
хвойных
растений
(3
представителя).
Относят
хвойные растения к разным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(хвойное, дикорастущее). В
рабочей тетради на рисунках
подписывают
названия
хвойных деревьев; сравнивают
ель
и
сосну.
Называют
сходство и различия
8
Дикорастущие
кустарники
26.09/1
Формирование представлений Узнают дикорастущие
о дикорастущих кустарниках кустарники
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
Узнают
и
называют
дикорастущие кустарники (не
менее
3),
выделяют
существенные
признаки
дикорастущих
кустарников,
10
9
Культурные кустарники 30.09/1
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют дикорастущие
кустарники
(2
представителя).
В
рабочей
тетради
выполняют
задание
«Четвертый
лишний»,
зачеркивают
лишние
слова в предложенном
перечне дикорастущих
растений
относят изученные растения к
различным
группам
(кустарники,
дикорастущие
кустарники)
с
учетом
оснований для классификации.
В тетради подписывают на
рисунке части кустарника.
Формирование представлений Знают классификацию
о культурных кустарниках
растений,
признаки
кустарников.
Узнают
культурные кустарники
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют
культурные
кустарники
(2–3
представителя), имеют
представление
о
значении
культурных
кустарников.
Выполняют в тетради
задание
«Четвертый
лишний», зачеркивают
Узнают
и
называют
культурные кустарники (не
менее
3),
выделяют
существенные
признаки
культурных
кустарников,
относят изученные растения к
различным
группам
(кустарники,
культурные
кустарники)
с
учетом
оснований для классификации.
Составляют
рассказ
о
целебных
свойствах
ягод,
растущих
в
саду
на
кустарниках
11
лишние
слова
в
предложенном перечне
культурных растений
10 Травы
03.10/1
11 Декоративные растения 07.10/1
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
травах.
Формирование
представлений
о
дикорастущих и культурных
травах.
Использование
человеком
культурных
растений
Узнают и называют
дикорастущие
и
культурные травы (не
менее
5),
относят
изученные растения к
различным
группам
(травы дикорастущие и
культурные) с учетом
оснований
для
классификации.
Раскрашивают в тетради
рисунки с изображением
травянистых растений;
называют культурные и
дикорастущие травы
Знают
классификацию
растений,
признаки
трав.
Узнают
дикорастущие
и
культурные
травы
на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят травы к изучаемой
группе,
называют
дикорастущие и культурные
травы (подорожник, ромашка,
укроп, петрушка). В тетради
подписывают
рисунки
названиями
известных
травянистых
растений;
рассказывают
какие
культурные травы выращивает
человек на огороде, как
использует
Формирование представлений Узнают
декоративные
о декоративных растениях
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные объекты (2–
3), относят растения к
изучаемой
группе,
называют декоративные
растения, рассказывают
Узнают
и
называют
декоративные растения (не
менее
5),
выделяют
существенные
признаки
декоративных
растений.
Используя текст учебника,
дописывают в рабочую тетрадь
определение
декоративных
растений. В тетради заполняют
12
12 Лекарственные
растения
о
значении
лекарственных растений.
Выполняют задание в
рабочей
тетради:
выписывают буквы с
одинаковых лепестков и
составляют
названия
цветов; рисуют букет
для мамы, используя
предложенные рисунки
цветов
таблицу, используя слова для
справок: выписывают названия
декоративных
цветов,
кустарников, деревьев
10.10/1
Формирование представлений
о лекарственных растениях.
Лечебные свойства. Правила
их использования
Узнают лекарственные
растения
(ромашка,
шиповник, календула) на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
рассказывают
о
значении лекарственных
растений. По картинкам
в тетради собирают
лекарственные
травы
для домашней аптечки
Узнают
и
называют
лекарственные
растения,
относят изученные растения к
различным
группам
(дикорастущие и культурные) с
учетом
оснований
для
классификации.
Используя
рисунки в рабочей тетради,
собирают травы для домашней
аптечки; объясняют, как они
лечат разные болезни
13 Комнатные
растения. 14.10/1
Уход за комнатными
растениями
Закрепление, уточнение и
расширение представлений о
комнатных
растениях,
формирование
умения
ухаживать за комнатными
Узнают
комнатные
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на
основании сходных признаков,
осуществляют деятельность по
13
растениями
имеют представление о уходу
за
значении
комнатных растениями
растений,
относят
отдельные растения к
группе
комнатных
растений,
выполняют
действия по уходу за
растениями
под
контролем учителя
комнатными
14 Комнатные
растения: 17.10/1
герань,
бегония,
фиалка, традесканция
Формирование представлений
о многообразии комнатных
растений,
формирование
умение
ухаживать
за
комнатными растениями
Узнают герани, бегонии,
фиалки, традесканции на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
выполняют действия по
уходу за растениями под
контролем
учителя.
Выполняют задание в
рабочей тетради: узнают
на рисунках комнатные
растения и подписывают
их названия, используя
слова для справок
Узнают и называют изученные
комнатные растения, выделяют
существенные
признаки
комнатных растений, называют
сходные
по
внешним
признакам объекты, известные
из
других
источников,
объясняют
свое
решение.
Выполняют задание в рабочей
тетради: рассмотри рисунки,
напиши на стрелках, что
необходимо
для
роста
растений. Напиши в рабочей
тетради, как надо ухаживать за
комнатными растениями
15 Растительный
мир 21.10/1
разных районов Земли
Формирование представлений
о разнообразии растительного
мира Земли, о зависимости
внешнего вида растений от
среды обитания
Узнают и называют
изученные растения (по
1–2 растения), выделяют
существенные признаки
растений холодного и
жаркого районов Земли,
Узнают
растения
разных
районов Земли –(холодных
районов,
с
умеренным
климатом, жарких районов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
14
16 Растения нашей страны 24.10/1
называют сходные по
внешним
признакам
объекты, известные из
других
источников,
объясняют
свое
решение,
имеют
представления
о
взаимосвязях внешнего
вида растения и места
обитания. Называют по
рисункам
растения,
произрастающие
в
районах с холодным,
умеренным и жарким
климатом
относят изученные растения к
разным группам по месту
произрастания,
называют
растения, произрастающие в
районах
с
умеренным
климатом.
В
тетради
заполняют
таблицу:
выписывают
названия
растений, которые растут в
районах
с
холодным,
умеренным
и
жарким
климатом
Формирование представлений Узнают и называют
о многообразии растительного различные
районы
мира России
нашей страны (тундра,
леса, степь, пустыня) на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
растения,
произрастающие
в
нашей
стране.
Описывают одно из
деревьев
своей
местности по плану,
используя
опорные
слова
Узнают и называют изученные
растения (по 2–3 растения),
выделяют
существенные
признаки растений разных
районов России, называют
растения, произрастающие в
России, известные из других
источников,
имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и
места обитания. Описывают
одно из деревьев своей
местности по плану
15
17 Растения
местности:
дикорастущие
культурные
своей 07.11/1
и
18 Красная книга России и 11.11/1
своей области (края)
Закрепление
знаний
о
растительном мире России.
Обобщение
знаний
о
растениях своей местности,
формирование представлений
о растительном мире своего
края
Узнают растения своей
местности
на
иллюстрациях
и
фотографиях. Называют
изученные
объекты.
Относят
изученные
растения
к
разным
группам,
называют
растения
своей
местности. Описывают
один из кустарников по
плану,
используя
помощь учителя
Называют
растения,
произрастающие
в
своей
местности. Относят растения
своей местности к различным
классификациям
(деревья,
кустарники,
травы;
дикорастущие,
культурные;
декоративные).
Описывают
один из кустарников по плану
Формирование представлений
о необходимости охраны
природы
(растительного
мира), знакомство с Красной
книгой
Узнают
растения
Красной книги (ландыш,
колокольчик, кувшинка)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют растения из
Красной книги своей
местности, рассказывают
о значении Красной
книги
Называют
растения,
включенные в Красную книгу
России, известные из других
источников,
знают
и
соблюдают
правила
безопасного
поведения
в
природе,
выполняют
доступные
возрасту
природоохранительные
действия
Формирование представлений Узнают животных на
о многообразии животного иллюстрациях
и
мира
фотографиях. Называют
животных.
Относят
Называют
представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
Животный мир – 35 часов
19 Разнообразие
животного мира
14.11/1
16
20 Среда
животных
обитания 18.11/1
Формирование представлений
о среде обитания животных и
многообразии
животного
мира
животных к разным
группам в зависимости
от
классификации
(размер,
способ
передвижения, питание,
места
обитания,
выведение потомства) с
опорой
на
учебник.
Составляют рассказ о
разнообразии животного
мира с опорой на
предложения
и
иллюстративный
материал, предложенный
учителем
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание,
места
обитания,
выведение
потомства).
Составляют
рассказ
о
разнообразии животного мира
по плану; заполняют таблицу,
приводя примеры названий
животных
с
разными
способами передвижения
Узнают животных суши,
водоемов и птиц на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят животных к
разным
группам
(животные
суши,
водоемы,
птицы).
Выполняют задание в
рабочей
тетради:
соедини
стрелками
рисунок
с
местом
обитания животных
Узнают
и
называют
представителей
животного
мира, обитающих на суше, в
воздухе, почве, водоемах;
называют
животных,
известных
из
других
источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают
по
рисункам животных разных
мест обитания, делают вывод о
разных
способах
приспособления
к
местам
обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных
17
21 Животные: насекомые, 21.11/1
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие
Формирование представлений
о многообразии животного
мира на основе имеющихся у
школьников знаний
Узнают насекомых, рыб,
земноводных,
пресмыкающихся, птиц,
млекопитающих
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят животных к
разным
группам.
Заполняют таблицу в
рабочей
тетради,
соотнося
название
животного с названием
группы.
Узнают
и
называют
представителей
животного
мира, относят животных к
разным группам с учетом
основных
признаков,
выделяют
существенные
признаки
разных
групп
животных.
Заполняют
в
рабочей
тетради
таблицу:
распределяют животных по
группам,
используя
иллюстрации и рисунки.
22 Насекомые
25.11/1
Формирование представлений Узнают насекомых на
о многообразии насекомых
иллюстрациях
и
фотографиях. называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении насекомых в
природе. Раскрашивают
рисунки с изображением
насекомых
Узнают
и
называют
насекомых.
Выделяют
существенные
признаки
насекомых. Подписывают на
рисунках в рабочей тетради
части
тела
насекомого,
используя слова для справок.
Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных особенностях
насекомых
стрекозы, 28.11/1
Уточнение и расширение Узнают жуков, бабочек,
представлений о бабочках, стрекоз на иллюстрациях
стрекозах, жуках
и фотографиях, относят
жуков, бабочек, стрекоз
к изученной
группе
Узнают
и
называют
представителей
насекомых
(жуки, бабочки, стрекозы) в
натуральном
виде,
естественных
условиях,
23 Бабочки,
жуки
18
24 Кузнечики,
пчелы
муравьи, 02.12/1
животных,
называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении
жуков,
бабочек,
стрекоз
в
природе. Рассказывают
по рисункам, что общего
у
всех
насекомых.
Заполняют таблицу в
тетради, используя слова
для
справок:
выписывают
отличительные
особенности
каждой
группы насекомых
рисунках;
выделяют
существенные
признаки
насекомых,
имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами
и их местом в окружающем
мире. Описывают особенности
внешнего вида одного из
насекомых
по
плану
и
иллюстрациям.
Заполняют
таблицу в тетради, используя
слова
для
справок:
выписывают
отличительные
особенности каждой группы
насекомых,
обосновывают
свой выбор
Уточнение и расширение Узнают
кузнечиков,
представлений о кузнечиках, пчел,
муравьев
на
муравьях, пчелах
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят к изученной
группе животных, имеют
представление
о
значении
кузнечиков,
пчел,
муравьев
в
природе.
Рисуют
муравейник,
рассказывают о жизни
обитателей муравейника
Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
натуральном
виде,
естественных
условиях,
картинах;
выделяют
существенные
признаки
насекомых,
знают
и
соблюдают
правила
безопасного
поведения
в
природе. Описывают внешний
вид кузнечика по плану
19
25 Рыбы
26 Морские
рыбы
и
05.12/1
Уточнение и расширение Узнают
рыб
на
представлений о рыбах
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении рыб в природе.
Называют части тела
рыбы по рисунку
Узнают и называют рыб,
выделяют
существенные
признаки
рыб,
имеют
представление о взаимосвязях
между изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире. В рабочей
тетради
на
рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют
отличительные
особенности рыб. Заполняют
пропуски
на
карточке:
внешний вид и образ жизни
рыб
речные 09.12/1
Формирование представлений Узнают
морских
и
о морских и речных рыбах
пресноводных
рыб
(сельдь, камбала, лосось,
сом,
щука)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася,
окуня, сома, щуку к
изученной
группе
животных.
Относят
изученных
рыб
к
морским
и
пресноводным.
Составляют рассказ об
Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном
виде,
естественных
условиях,
картинах;
выделяют
существенные
признаки
морских и речных рыб, имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами
и их местом в окружающем
мире;
относят
рыб
к
различным группам с учетом
различных оснований для
классификации (пресноводные,
морские, хищные). Заполняют
таблицу, пользуясь текстом
20
одной из рыб по плану и
опорным предложениям.
В
рабочей
тетради
обводят рисунок самой
крупной пресноводной
рыбы и называют ее.
учебника,
название
пресноводных и морских рыб
Составляют рассказ об одной
из рыб по плану
27 Земноводные. Лягушки. 12.12/1
Жабы
Формирование представлений Узнают земноводных –
о земноводных животных на лягушек и жаб – на
примере жабы и лягушки
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят лягушек и жаб к
изученной
группе
животных,
имеют
представление
о
значении жаб и лягушек
в природе
Узнают
и
называют
земноводных,
выделяют
существенные
признаки
земноводных – жаб и лягушек;
имеют
представления
о
взаимосвязях
между
изученными животными и их
местом в окружающем мире. В
рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных
28 Пресмыкающиеся.
16.12/1
Змеи,
ящерицы,
крокодилы
Формирование представлений
о пресмыкающихся животных
на примере змей, ящериц,
крокодилов
Выделяют
существенные
признаки
пресмыкающихся,
выделяют
существенные
признаки
змей,
ящериц,
крокодилов;
имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами
и их местом в окружающем
мире. В рабочей тетради
соединяют линией описание с
названием групп животных;
подписывают представителей
Узнают
пресмыкающихся
–
змей,
ящериц,
крокодилов
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят змей, ящериц,
крокодилов к изученной
группе животных, имеют
представление
о
значении
пресмыкающихся
в
21
природе.
Выполняют
задание
в
рабочей
тетради: зачеркивают в
каждом ряду названий
групп животных лишнее
слово,
пишут
обобщающее слово для
остальных
названий
животных
29 Птицы
19.12/1
Уточнение и расширение
представлений
о
птицах.
Места обитания. Значение
птиц в природе
Узнают
птиц
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют птиц, имеют
представление
о
значении
птиц
в
природе. Рассматривают
рисунок
птицы
в
рабочей
тетради
и
подписывают части тела
птицы, используя слова
для справок
Узнают и называют птиц
(ворона,
синица,
воробей,
голубь,
утка).
Выделяют
существенные признаки птиц.
Относят птиц к различным
группам:
перелетные,
зимующие. Подписывают на
рисунках в рабочих тетрадях
части тела птицы
30 Ласточки,
скворцы, 23.12/1
снегири, орлы
Формирование представлений
о
многообразии
птиц.
Формирование представлений
о
ласточках,
скворцах,
снегирях, орлах
Узнают птиц: ласточек,
скворцов,
снегирей,
орлов на иллюстрациях
и
фотографиях.
Называют
изученные
объекты,
относят
ласточек,
скворцов,
снегирей,
орлов
к
Узнают и называют птиц
(ласточки, скворцы, снегири,
орлы).
Выделяют
существенные признаки птиц.
Рассказывают о взаимосвязях
между птицами и их местом в
окружающем мире. Относят
птиц к различным группам:
22
31 Лебеди, журавли, чайки 26.12/1
Формирование представлений
о
многообразии
птиц.
Формирование представлений
о лебедях, журавлях, чайках
32 Птицы своего
Охрана птиц
Расширение
знаний о
края. 13.01/1
изученной
группе
животных.
Относят
изученных
птиц
к
перелетным
или
зимующим. Выполняют
задание на карточке:
заканчивают
предложение
об
особенностях внешнего
вида птиц
перелетные,
зимующие,
хищные. В рабочих тетрадях
подписывают
рисунки
с
изображением
птиц,
соединяют изображения птиц с
местами их обитания
Узнают и называют птиц
(лебеди, журавли, чайки)
на
иллюстрациях
и
фотографиях. называют
изученные
объекты.
Выделяют существенные
признаки
птиц
с
помощью
учителя.
Относят изученных птиц
к
перелетным
или
зимующим.
Подписывают название
птиц на рисунках в
рабочей тетради.
Узнают и называют птиц
(лебеди,
журавли,
чайки).
Выделяют
существенные
признаки
птиц,
имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом и
образом жизни птиц и их
средой обитания. Относят
птиц к различным группам:
перелетные,
зимующие,
водоплавающие.
Называют
морских, речных птиц, птиц,
живущих около водоемов,
известных
из
других
источников.
Соединяют
в
рабочей тетради изображения
птиц с местами их обитания;
объясняют свой выбор
и
уточнение Называют
птицах своей обитающих
в
птиц, Называют птиц, обитающих в
своей своей местности, выделяют
23
33 Млекопитающие
16.01/1
местности. Типичные птицы местности.
Относят
своего края. Охрана птиц
птиц,
обитающих
в
своей
местности,
к
различным группам с
учетом
различных
оснований
для
классификации:
перелетные –зимующие,
водоплавающие
(с
помощью
учителя).
Называют и соблюдают
правила
безопасного
поведения в природе.
Рисуют в тетради рядом
с кормушкой одну из
зимующих птиц
существенные признаки птиц.
Относят птиц, обитающих в
своей местности, к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации:
перелетные
–зимующие,
водоплавающие. Называют и
соблюдают
правила
безопасного
поведения
в
природе,
выполняют
доступные
возрасту
природоохранительные
действия.
Выписывают
в
тетрадь названия птиц своего
края
Формирование
понятия
млекопитающие на основе
уточнения и расширения
имеющихся представлений:
признаки,
внешний
вид,
детеныши, среда обитания
(суша и вода)
Узнают
и
называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях
и на картинах. Выделяют
существенные
признаки
млекопитающих.
Называют
млекопитающих
из
тех,
которые были изучены на
уроках, или известных из
других источников. Относят
млекопитающих к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации:
обитающие в воде и на суше,
Узнают и называют
млекопитающих
на
иллюстрациям
и
фотографиям. Относят
млекопитающих
к
разным группам, имеют
представление
о
значении
млекопитающих
в
природе.
Дополняют
предложения в рабочей
тетради
об
отличительных
особенностях
24
хищные,
травоядные,
млекопитающих,
используя иллюстрации всеядные. Заполняют таблицу
и опорные понятия
в рабочей тетради «Различия
по
способу
питания»,
используя словарь для справок
34 Млекопитающие суши
20.01/1
Формирование представлений
о млекопитающих суши на
основе имеющихся знаний.
Животные лесов, степей,
пустынь
Узнают млекопитающих
суши на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные
объекты.
Узнают животных суши
на рисунках в рабочей
тетради, по контуру
соединяют линиями с
местами их обитания
Узнают и называют (не менее
5)
млекопитающих
суши
(лесов, степей, пустынь) в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими и их
местом в окружающем мире,
называют млекопитающих из
тех, которые были изучены на
уроках или известных из
других источников. Заполняют
таблицу в рабочей тетради:
вписывают слова, которые
подходят для рассказа о
разных млекопитающих суши
35 Млекопитающие морей 23.01/1
и океанов
Формирование представлений
о млекопитающих морей и
океанов: признаки, внешний
вид
Узнают млекопитающих
морей и океанов (китов,
дельфинов)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
млекопитающих морей и
Узнают
и
называют
млекопитающих
морей
и
океанов
(киты,
тюлени,
дельфины) в натуральном виде
в естественных условиях и на
картинах.
Имеют
представления о взаимосвязях
между
млекопитающими
25
36 Домашние животные в 27.01/1
городе и деревне
Расширение и уточнение
представлений о домашних
животных: признаки, внешний
вид
океанов. Выписывают в
тетрадь, используя текст
учебника,
как
приспособился организм
млекопитающих
животных к обитанию в
морях и океанах
морей и океанов (внешний вид,
образ жизни) и их местом в
окружающем мире. Называют
млекопитающих
морей
и
океанов из тех, которые были
изучены на уроках, или
известных
из
других
источников, объясняют свой
выбор. Подчеркивают в тексте
рабочей
тетради
отличительные
особенности
водных
млекопитающих;
называют признаки сходства;
чем морские млекопитающие
отличаются от сухопутных
Узнают
домашних
животных
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
домашних
животных,
относят
домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление
о
значении
домашних
животных. Выписывают
в
таблицу
рабочей
тетради названия диких
Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде
в естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
домашних
животных,
называют домашних животных
из тех, которые были изучены
на уроках или известных из
других источников, объясняют
свой выбор. Выписывают в
таблицу
рабочей
тетради,
используя
свои
примеры,
названия диких и домашних
животных
26
и домашних животных
из стихотворения
37 Сельскохозяйственные
животные: лошади
30.01/1
Расширение и уточнение
представлений о лошадях.
Формирование представлений
о
сельскохозяйственных
животных: внешний вид,
питание,
использование
человеком
Узнают лошадей на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
лошадей
к
домашним
животным,
имеют представление о
значении
лошадей.
Включаются
в
дидактическую
игру
«Где чей детеныш?»
Узнают и называют лошадей в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
лошадей, относят лошадей к
разным группам с учетом
различных оснований для
классификации
(перевозка
грузов,
спортивные
соревнования,
цирк,
полиция).Сформированы
представления
к
самостоятельной
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей
38 Сельскохозяйственные
животные: коровы
03.02/1
Расширение и уточнение
представлений о коровах.
Формирование представлений
о
сельскохозяйственных
животных: внешний вид,
питание,
использование
человеком, уход и содержание
Узнают
коров
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
коров
к
домашним
животным,
имеют представление о
значении коров в жизни
человека.
Описывают
внешний вид коровы по
плану и опорным словам
Узнают и называют коров в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные признаки коров,
относят коров к определенным
группам животных с учетом
различных оснований для
классификации
(млекопитающие, домашние,
сельскохозяйственные
27
животные).
Описывают
внешний вид коровы по плану
39 Сельскохозяйственные 06.02/1
животные: козы, овцы,
свиньи
Расширение и уточнение
представлений о козах, овцах,
свиньях.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственных
животных
Узнают и называют коз,
овец,
свиньях
на
иллюстрациях
и
фотографиях,
относят
коз, овец, свиней к
домашним
животным,
имеют представление о
значении
коз,
овец,
свиней. Рассказывают об
одном из животных с
опорой на предложения
и
иллюстративный
материал, предложенный
учителем
Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
изученных
животных.
Составляют рассказ об одном
из животных по плану
40 Домашние птицы: куры, 10.02/1
утки, индюки
Расширение и уточнение
представлений о курах, утках,
индюках.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственных
птицах:
внешний
вид,
использование
человеком,
уход и содержание
Узнают
кур,
уток,
индюков
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
кур,
уток,
индюков к домашним
птицам,
имеют
представление
о
значении
кур,
уток,
индюков. В рабочей
тетради
узнают
на
рисунках
домашних
птиц и подписывают их
Узнают и называют домашних
птиц (кур, уток, индюков) в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
изученных животных, относят
домашних
птиц
к
определенным
группам
с
учетом различных оснований
для классификаций (птицы,
домашние, водоплавающие). В
рабочей тетради узнают на
рисунках домашних птиц и
28
названия.
подписывают их названия;
сравнивают утку и домашнюю
курицу, делают вывод о
сходстве по внешнему виду
41 Уход за животными в 13.02/1
живом уголке или дома
Формирование представлений
о «живом уголке», правилах
ухода за животными в «живом
уголке».
Общие
правила
ухода за животными в «живом
уголке» или дома
Узнают
животных
«живого уголка» на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
животными в «живом
уголке»
под
руководством учителя,
имеют представление о
значении
«живого
уголка».
В
рабочей
тетради подчеркивают
названия
животных,
которые могут жить
дома или в живом уголке
Узнают и называют животных
«живого
уголка»
в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах, относят животных
«живого
уголка»
к
определенным
группам
(птицы,
рыбы,
млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о
правилах
по
уходу
за
животными в «живом уголке»,
выполняют
доступные
возрасту действия по уходу за
животными. В рабочей тетради
подчеркивают
названия
животных, которые могут жить
дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор
42 Аквариумные рыбки
Формирование представлений
об аквариумных рыбах на
основе имеющихся знаний.
Правила содержания и ухода
за аквариумными рыбками
Узнают
аквариумных
рыбок на иллюстрациях
и
фотографиях,
называют
изученные
объекты, знакомятся с
правилами выполнения
несложных действий по
Узнают
и
называют
аквариумных рыбок (гуппи,
золотые рыбки) в натуральном
виде в естественных условиях
и на картинах, выделяют
существенные
признаки
аквариумных рыбок, знают
17.02/1
29
43 Канарейки, попугаи
20.02/1
Формирование представлений
о декоративных и певчих
птицах на основе имеющихся
знаний: внешний вид, правила
содержания и ухода дома или
в «живом уголке»
уходу за аквариумными
рыбками
под
руководством учителя. В
рабочей тетради узнают
на
рисунках
аквариумных рыбок и
подписывают
их
названия; зачеркивают
лишнюю
рыбку,
используя
помощь
учителя
правила ухода и содержания за
аквариумными рыбами. В
рабочей тетради подписывают
рисунки аквариумных рыбок;
зачеркивают лишнюю рыбку
Узнают
певчих
и
декоративных птиц на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
известные
учащимся
певчих
и
декоративных
птиц,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
певчими
и
декоративными птицами
под
руководством
учителя.
В
рабочей
тетради
узнают
на
рисунках
птиц
и
подписывают
их
названия,
используя
Узнают и называют певчих и
декоративных
птиц
(канарейки,
попугаи)
в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах.
Выделяют
существенные
признаки
певчих и декоративных птиц.
Называют
певчих
и
декоративных птиц, которые
были изучены на уроке и
известны обучающимся из
других источников, знают
правила ухода и содержания
певчих и декоративных птиц. В
рабочей тетради подписывают
рисунки названиями птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
30
слова
для
справок. Отвечают на вопрос: каких
Обводят
названия птиц называют певчими
певчих птиц, используя
помощь учителя
44 Морские
свинки, 24.02/1
хомяки, черепахи
Формирование представлений
о морских свинках, хомяках и
черепахах: внешний вид,
правила ухода
Узнают морских свинок,
хомяков, черепах на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
морскими
свинками,
хомяками, черепахами
под
руководством
учителя.
Выполняют
задание
в
рабочей
тетради: отвечают на
вопросы
(кого
чем
кормить) и выбирают
правильные
ответы
соотнося
их
с
названиями животных,
используя
помощь
учителя
Узнают и называют животных
в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
морских свинок, хомяков,
черепах, знают правила ухода
за
морскими
свинками,
черепахами, хомяками и их
содержания.
Выполняют
задание в рабочей тетради:
выбирают правильные ответы
на вопрос (кого чем кормить) и
записывают их рядом с
названием животного
45 Домашние кошки
Расширение и уточнение
представлений о домашних
кошках:
внешний
вид,
правила ухода и содержания
кошек в доме
Выделяют существенные
признаки кошек, относят
кошек к определенным
группам
(млекопитающие,
Узнают
кошек
на
иллюстрациях и фотографиях,
относят кошек к группе
домашних
животных,
знакомятся
с
правилами
27.02/1
31
46 Собаки
03.03/1
47 Животные
холодных 06.03/1
районов Земли
Расширение и уточнение
представлений о собаках:
внешний вид, виды собак,
правила ухода за собаками и
содержания их в доме.
домашние
животные,
длинношерстные,
короткошерстные)
Знают правила ухода и
содержания
кошек.
Выполняют задание в
рабочей
тетради:
подчеркивают в тексте
слова, относящиеся к
кошке; показывают на
рисунке стрелками еду,
которую ест кошка
выполнения
несложных
действий по уходу за кошками
под руководством учителя,
имеют
представление
о
значении кошек в жизни
человека.
Записывают
в
рабочую тетрадь советы, как
необходимо
ухаживать
за
котенком
Узнают и называют
собак на иллюстрациях и
фотографиях,
относят
собак
к
группе
домашних
животных,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
собаками
под
руководством учителя,
имеют представление о
значении собак в жизни
человека. Рассматривают
рисунки
в
рабочих
тетрадях;
заполняют
схему «Группы собак»
Выделяют
существенные
признаки собак, относят собак
к
определенным
группам
(млекопитающие,
домашние
животные,
служебные,
охотничьи,
декоративные),
знают
правила
ухода
и
содержания собак. Заполняют
таблицу в рабочей тетради
«Породы собак», используя
слова для справок. Составляют
памятку об уходе за собакой,
живущей в доме
Расширение представлений о Называют
животных Называют животных холодных
многообразии
животного холодных районов Земли районов Земли (белые медведи,
32
48 Животные
пояса
умеренного 10.03/1
мира.
Формирование
представлений о животных
холодных
районов,
зависимости внешнего вида и
образа жизни животных от
среды обитания
(белые медведи, тюлени,
моржи, северные олени,
песцы, пингвины) на
иллюстрациях
и
фотографиях. Относят
животных
холодных
районов Земли к разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы.
Описывают
отличительные признаки
внешнего
вида
животных, обитающих
на севере
тюлени,
моржи,
северные
олени, песцы, пингвины) в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах.
Выделяют
существенные
признаки
животных холодных районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания.
Относят изученных животных
к определенным группам:
млекопитающие,
птицы,
млекопитающие
суши,
млекопитающие
морей
и
океанов.
Выписывают
в
тетрадь,
используя
текст
учебника, как приспособились
животные к жизни в суровых
условиях
Расширение представлений о
многообразии
животного
мира.
Формирование
представлений о животных
умеренного
пояса,
зависимости внешнего вида и
образа жизни
Узнают
животных
умеренного пояса Земли
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
животных
умеренных
районов
Земли к разным группам
животных:
Узнают и называют животных
умеренных районов Земли (не
менее 5) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
животных умеренного пояса
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
33
49 Животные
жарких 13.03/1
районов Земли
Расширение представлений о
многообразии
животного
мира.
Формирование
представлений о животных
жаркого пояса, зависимости
внешнего вида и образа жизни
млекопитающие, птицы.
В
рабочей
тетради
узнают на животных
умеренного пояса нашей
страны и подписывают
их названия, используя
помощь учителя
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных
к
определенным
группам
животных – млекопитающие,
пресмыкающиеся,
птицы;
травоядные,
хищники.
Выписывают
в
тетрадь
название
животных,
обитающих в умеренном поясе
нашей страны
Узнают
животных
жаркого пояса Земли на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
животных
жарких районов Земли к
разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы.
Рассказывают
об
особенностях внешнего
вида
одного
из
животных
жарких
районов Земли по плану
и
опорным
предложениям
Узнают и называют животных
жарких районов Земли (лев,
слон, кенгуру, жираф) в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
животных жарких районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных к
определенным
группам
животных
–
травоядные,
хищники. По рисункам и
иллюстрациям
называют
особенности внешнего вида
животных жарких районов
34
Земли
50 Животный мир нашей 17.03/1
страны
Формирование представлений
о многообразии животного
мира России: взаимосвязь
образа жизни и природных
условий. Охрана природы
Узнают
животных
различных
районов
нашей страны (тундры,
лесов, степей, пустынь,
гор) на иллюстрациях и
фотографиях. Называют
животных, обитающих в
нашей стране, относят
животных
России
к
разным группам (птицы,
млекопитающие)
Узнают и называют животных
разных районов нашей страны
(по 2–3 животных), выделяют
существенные
признаки
животных разных районов
России, называют животных,
обитающих
в
России,
известных
из
других
источников,
имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида животного и
места
обитания,
относят
животных к разным группам на
основании
различных
признаков ( пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие;
хищные, травоядные)
51 Охрана
животных. 20.03/1
Заповедники. Красная
книга России
Формирование представлений
о необходимости охраны
природы (животного мира),
знакомство с Красной книгой:
заповедники,
заказники.
Зоопарки
Узнают
животных
Красной книги (тигр,
соболь, зубр, пеликан)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении Красной книги.
В
рабочей
тетради
узнают на рисунках
животных, охраняемых в
заповедниках,
и
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают
правила
безопасного
поведения в природе. В
рабочей тетради подписывают
рисунки
животных,
охраняемых в заповедниках,
раскрашивают их карандашами
разных цветов
35
подписывают
их
названия, раскрашивают
их карандашами разных
цветов,
используя
помощь учителя
52 Животные
вашей 24.03/1
местности.
Красная
книга области (края)
Закрепление
знаний
о
растительном мире России.
Обобщение
знаний
о
животных своей местности,
формирование представления
о животном мире своего края
Узнают животных своей
местности
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят животных своей
местности к разным
группам
животных
(птицы,
млекопитающие)
Называют
животных,
обитающих в своей местности,
относят
животных
своей
местности
к
различным
классификациям
(млекопитающие,
птицы,
рыбы; хищные, травоядные)
Расширение и уточнение Называют части тела на
представлений о строении иллюстрациях.
тела человека. Формирование Называют
основные
представлений об организме органы человека (сердце,
человека
легкие,
желудок,
кишечник,
печень,
почки, органы чувств) на
иллюстрациях,
с
помощью учителя. В
рабочей
тетради
подписывают названия
основных частей тела
человека. Рассматривают
Называют части тела и органы
человека
(сердце,
легкие,
желудок, кишечник, печень,
почки,
органы
чувств).
Показывают основные органы
человека на схемах и муляжах.
В рабочей тетради соединяют
точки и подписывают названия
основных
частей
тела
человека. Заполняют таблицу
«Части
тала.
Внутренние
органы человека», используя
слова для справок
Человек – 12 часов
53 Как
устроен
организм
наш 27.03/1
36
рисунки, записывают в
тетрадь чем отличаются
и что общего у людей,
изображенных
на
рисунках
наш 07.04/1
Формирование представлений
о
внутренних
органах
человека
и
их
взаимодействии:
Формирование представлений
о пищеварительной системе,
дыхательной
системе,
кровеносной
системе,
выделительной
системе,
нервной
системе;
о
согласованной
работе
организма человека
Называют
системы
органов с опорой на
учебник и иллюстрации.
Рассказывают
о
значении систем органов
в организме человека с
помощью учителя. В
рабочей
тетради
подписывают названия
внутренних
органов
человека
Имеют
представления
о
взаимосвязях между органами
организма человека. Называют
системы
органов.
Рассказывают
о
значении
систем органов в организме
человек
и
их
работе.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: вписывают названия
отдельных
органов
в
соответствии с названными
системами; соединяют линией
рисунки
с
изображением
внутренних органов человека с
их значением и функциями
55 Здоровый образ жизни 10.04/1
человека
Формирование представлений
о здоровом образе жизни:
соблюдение
чистоты,
правильное
питание,
чередование работы и отдыха,
закаливание, занятие спортом,
отсутствие вредных привычек
Знают и соблюдают
правила
здорового
образа жизни. Понимают
значение
здорового
образа жизни в жизни
человека,
выполняют
несложные задания (под
контролем
взрослого).
Записывают
правила
здорового образа жизни,
Знают и соблюдают правила
здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила
здорового
образа
жизни,
используя опорные слова
54 Как
работает
организм
37
используя
опорные
предложения в рабочей
тетради
56 Осанка
14.04/1
Уточнение и расширение
представлений о правильной
осанке.
Профилактика
нарушения осанки
Узнают
правильную
осанку на иллюстрациях
и фотографиях. Знают и
соблюдают
правила
здорового
жизни,
понимают его значение в
жизни
человека,
выполняют несложные
задания (под контролем
взрослого).
Дорисовывают
на
рисунке
в
рабочей
тетради, как надо сидеть
правильно
Имеют
представление
о
влиянии осанки на здоровье
человека. Знают и соблюдают
правила
здорового
образа
жизни, совершают действия по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Подчеркивают
в
тексте
карточки те условия, при
которых
осанка
будет
правильной
57 Органы чувств
17.04/1
Расширение и уточнение Узнают органы чувств
представлений об органах (глаза, уши, нос, язык)
чувств человека
на
иллюстрациях
и
схемах,
называют
изученные
органы,
имеют представление о
значении
органов
чувств.
В
рабочей
тетради вставляют в
предложения
пропущенные слова о
значении
органов
чувств,
используя
Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа,
язык), показывают их на
рисунках, схемах, макетах.
Относят
зрение,
слух,
осязание, вкус к органам
чувств, имеют представление о
взаимосвязи органов чувств в
организме и их значении. В
рабочей тетради вставляют в
предложения
пропущенные
слова о значении органов
чувств
38
помощь учителя
58 Правила гигиены и 21.04/1
охрана органов чувств
Формирование
знаний
о Соблюдают режим дня,
правилах гигиены органов правила личной гигиены
чувств
и
здорового
образа
жизни, понимают их
значение
в
жизни
человека,
выполняют
несложные задания (под
контролем взрослого)
Знают и соблюдают правила
здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в
тетрадь
59 Здоровое питание
24.04/1
Формирование представлений
о
здоровом
питании.
расширение
и
уточнение
знаний о продуктах питания
Соблюдают режим дня,
правила личной гигиены
и
здорового
образа
питания, понимают их
значение
в
жизни
человека.
Заполняют
таблицу
в
рабочей
тетради:
записывают
продукты растительного
и
животного
происхождения,
используя слова для
справок
и
помощь
учителя
Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим
группам.
Знают и соблюдают правила
здорового образа питания,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради: записывают продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и
что полезно для организма
Органы 28.04/1
Правила
Формирование представлений
об
органах
дыхания
и
правилах гигиены органов
дыхания
Узнают и называют
органы дыхания (нос,
легкие) на иллюстрациях
и
схемах,
имеют
представление
о
Узнают и называют изученные
органы
(нос,
легкие),
показывают их на рисунках,
схемах, макетах. Относят нос,
легкие к органам дыхания,
60 Дыхание.
дыхания.
гигиены
39
значении
органов
чувств.
Знают
и
соблюдают
правила
здорового образа жизни,
понимают его значение в
жизни
человека,
соблюдают
правила
личной
гигиены.
В
рабочей
тетради
на
рисунках
находят
органы
дыхания
и
подписывают их
имеют
представление
о
взаимосвязи органов и систем
в организме и их значении.
Знают и соблюдают правил
здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
На
рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и
подписывают их; дополняют
рассказ о значении носа для
организма человека, вставляя
пропущенные слова в текст
карточки
Знают и соблюдают
правила
здорового
образа жизни, понимают
его значение в жизни
человека,
соблюдают
правила
безопасного
поведения в природе и
обществе
(под
контролем
взрослого),
выполняют несложные
задания
по
первой
доврачебной
помощи
(под
контролем
взрослого).
Знают и соблюдают правила
безопасного
поведения.
Выполняют
доступные
возрасту
меры
первой
доврачебной
помощи.
Соединяют линией рисунок с
нужной рекомендацией по
оказанию
помощи
при
повреждениях кожи
61 Оказание
первой 05.05/1
медицинской помощи
Формирование представлений
о первой помощи и правилах
ее
оказания.
Оказание
помощи
при
порезах,
царапинах,
ушибах,
обморожении, ожогах
62 Профилактика
Формирование представлений Знают
08.05/1
и
соблюдают Знают и соблюдают правила
40
простудных
заболеваний Обращение
за
медицинской
помощью
о простудных заболеваниях и
мерах, принимаемых для
профилактики и лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний
правила
здорового
образа жизни, правила
личной
гигиены,
понимают их значения в
жизни
человека,
выполняют несложные
задания по оказанию
первой
доврачебной
помощи (под контролем
взрослого). По рисункам
в
рабочей
тетради,
составляют
и
записывают
предложения о способах
закаливания, используя
помощь учителя
поведения при простудных
заболеваниях,
знают
и
соблюдают
правила
профилактики
простудных
заболеваний,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарно-гигиенических
норм. Выполняют доступные
возрасту
меры
первой
доврачебной
помощи.
Используя рисунки в рабочей
тетради,
составляют
и
записывают предложения о
способах закаливания
Узнают
врачей
на
иллюстрациях,
фотографиях, называют
специализации врачей.
Выписывают названия
специализации врачей, к
которым
можно
обратиться за помощью
при
разных
видах
заболевания, используя
слова для справок
Называют
специализацию
врачей (педиатр, терапевт, лор,
окулист),
соотносят
заболевания
внутренних
органов
и
специализацию
врача. Выписывают в тетрадь
названия врачей, к которым
можно обратиться за помощью
при разных видах заболевания
63 Специализация врачей
12.05/1
Формирование представлений
о специализации врачей и
необходимости
при
заболевании обращаться к
врачу
64 Медицинские
учреждения
города
15.05/1
Уточнение и расширение Знают
медицинские Знают
медицинские
представлений о медицинских учреждения
своего учреждения своего города,
учреждениях своего города и города, знают правила знают правила поведения в
нашего
41
65 Медицинские
учреждения
города
их специализации
поведения
медицинских
учреждениях
19.05/1
Уточнение и расширение
представлений о медицинских
учреждениях своего города и
их специализации
Знают
медицинские
учреждения
своего
города, знают правила
поведения
в
медицинских
учреждениях
Знают
медицинские
учреждения своего города,
знают правила поведения в
медицинских учреждениях
22.05/1
Обобщение и закрепление Узнают и называют
представлений о предметах и изученные предметы на
явлениях неживой природы
иллюстрациях,
фотографиях,
относят
изученные предметы к
определенным группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые,
почва),
называют
предметы,
относящиеся к почве,
полезным ископаемым,
свойства воды, воздуха,
знают
элементарные
правила
безопасного
поведения в природе,
имеют представление о
значении
неживой
природы
в
жизни
человека
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах,
схемах
и
в
натуральном виде, относят
предметы неживой природы к
разным группам (вода, воздух,
полезные ископаемые, почва),
выделяют
существенные
признаки каждой группы.
Имеют
представления
о
взаимосвязях между неживой и
живой природой. Знают и
соблюдают
правила
безопасного
поведения
в
природе
нашего
в медицинских учреждениях
Обобщение – 3 часа
66 Неживая природа
42
67 Живая природа
26.05/1
Обобщение и закрепление
представлений
о
живой
природе,
умение
дифференцировать живую и
неживую природу
Называют
изученные
объекты
на
иллюстрациях,
фотографиях,
относят
изученные объекты к
определенным группам
(растения,
животные,
организм
человека).
называют
объекты,
относящиеся
к
растениям, животным,
организму
человека.
Имеют представление о
значении
живой
природы
Называют изученные объекты
живой
природы.
Относят
объекты живой природы к
разным группам: растения
(деревья, кустарники, травы,
хвойные,
лиственные,
декоративные),
животные
(насекомые,
рыбы,
пресмыкающиеся,
земноводные, млекопитающие)
и
организм
человека.
Выделяют
существенные
признаки
разных
групп
растений и животных. Имеют
представление о взаимосвязях
между неживой и живой
природой
68 Живая природа
2
Обобщение и закрепление
представлений
о
живой
природе,
умения
дифференцировать живую и
неживую природу
Называют элементарные
правила
безопасного
поведения в природе.
Рассказывают
о
правилах
соблюдения
режима дня, личной
гигиены,
здорового
образа жизни с опорой
на учебник.
Называют
и
соблюдают
правила
безопасного
поведения
в
природе.
Рассказывают
о
правилах
соблюдения
режима
дня,
личной гигиены, здорового
образа жизни
43
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Т.М. Лифанова Е.Н. Соломина Природоведение 6 класс учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы. Москва «Просвещение» 2016
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Сборник Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 -9 классы под редакцией В.В. Воронковой. - Москва,
«Просвещение», 2010 год переиздание 2014 г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
ЦОР к учебнику Т.С. Суханова В.И. Строганов
Естествознание 5 класс. 2е издание М. «Вентана-Граф»2006
Т.С. Суханова В.И. Строганов Естествознание 5 класс Издательский центр «Вентана-Граф»
В.М. Константинов и др. Биология Животные 7 класс 2е издание М. «Вентана-Граф»2005
В.М. Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко Биология Животные. 7 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
Н.И.Сонин Биология. Живой организм 6 класс 2е издание М, «Дрофа» 2008
Н.И. Сонин М.Н Сапин Биология Человек.8 класс. 10е издание М. «Дрофа» 2008.
И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс. Издательский центр «Вентана-Граф»
Виртуальный живой уголок. ООО «Физикон» 2008 6-11 Кл.
Н.И. Сонин В.Б. Захаров. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. 11 издание М. «Дрофа» 2008.
И.Н. Пономарева О.А. Корнилова Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс 2е издание «Вентана-Граф» 2005.
А.А. Плешков. Н.И. Сонин. Природоведение 5 класс. 2е издание М. «Дрофа» 2007.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Географические карты - http://www.tourua.com/ru/maps
2. Географические карты - http://www.planetolog.ru/
3. Географические сайты - http://geo.historic.ru/catalog/ (Человек и подводный мир, Библиотека о природе и географии, энциклопедии о физической и политической
географии, географо-этнографические материалы по народам мира, книги о мире животных и растений, экологии и исследовании космоса, Мир животных)
4. География - http://www.geografia.ru/ (новости географии, Информация по странам, Россия – матушка)
5. История географии - http://traditio.ru/wiki/География
6. Каталог сайтов по географии -http://edu.of.ru/geografiabykovo15/default.asp?ob_no=11926
7. Науки о Земле - http://geographer.ru/index.shtml
44
8. Путешествия и открытия - http://pyty.ru/
45