РП Адаптивная физкультура 5-9 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Адаптивная физкультура»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
5-9 класс

Программу составила: Печерина Н.Ф.,
учитель домашнего обучения

с. Армизонское 2025 год

1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Адаптивная физкультура»
предметной области «Физическая культура» (5-9 класс) разработана в
соответствии с
-

Федеральным

государственным

образовательным

стандартом

обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 года №1599;
-

Федеральной адаптированной основной общеобразовательной

программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями),

утвержденной

приказом

Министерства

просвещения

Российской Федерации №1026 от 24.11.2022 г.;
-

Адаптированной

основной общеобразовательной программой

образования обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью

(интеллектуальными

нарушениями),

тяжелыми

и

множественными нарушениями развития (вариант 2) МАОУ Армизонская
СОШ.
Цель

рабочей

программы

по

учебному

предмету

Адаптивная

физическая культура: создание условий для всестороннего развития личности
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
в процессе приобщения их к физической культуре, коррекции недостатков
психофизического развития, расширения индивидуальных двигательных
возможностей, социальной адаптацию.
Основные задачи: формирование и совершенствование основных и
прикладных двигательных навыков; формирование туристических навыков,
умения кататься на велосипеде, ходить на лыжах, плавать, играть в спортивные
игры; укрепление и сохранение здоровья детей, профилактика болезней и
возникновения вторичных заболеваний.
Федеральный государственный образовательный стандарт образования
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

в качестве задач реализации содержания учебного предмета «Адаптивная
физкультура» в течение всего срока освоения адаптированной основной
образовательной программы определяет следующие:
 компенсация утраченных или нарушенных двигательных функций;
 согласованности движений отдельных звеньев тела (рук, ног, туловища, головы);
 согласованности выполнения симметричных и асимметричных движений;
 согласованности движений и дыхания;
 коррекция основных движений в ходьбе, беге, плавании, метании,

прыжках, лазании, упражнениях с предметами и др.;
 формирование и совершенствование основных и прикладных

двигательных навыков;
 формирование туристических навыков, умения кататься на велосипеде, ходить на

лыжах, плавать, играть в спортивные игры;
 укрепление и сохранение здоровья обучающихся, профилактика болезней и

возникновения вторичных заболеваний;
 целенаправленное

«подтягивание» отстающих в

развитии

физических способностей;
 развитие мышечной силы, элементарных форм скоростных способностей,

ловкости, выносливости, подвижности в суставах.
 формирование и коррекция осанки;
 профилактика и коррекция плоскостопия;
 коррекция массы тела;
 укрепление сердечно-сосудистой и дыхательной систем;
 развитие

зрительно-предметного,

зрительно-пространственного и

слухового восприятия;
 развитие зрительной и слуховой памяти;
 развитие зрительного и слухового внимания;
 коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

Специфические задачи (коррекционные, компенсаторные, профилактические):
 коррекция

техники

основных

движений

-

мелкой

моторики

рук,

симметричных и ассиметричных движений;
 коррекция и развитие координационных способностей - согласованности

движений отдельных звеньев тела, при выполнении физических упражнений,
ориентировки в пространстве, дифференцировки усилий, времени и
пространства, расслабления, быстроты реагирования на изменяющиеся
условия,

равновесия,

ритмичности,

точности

движений,

мышечно-

суставного чувства, зрительно-моторной координации и др.;
 коррекция и развитие физической подготовленности - мышечной силы,

элементарных форм скоростных, скоростно-силовых качеств, ловкости,
выносливости, подвижности в суставах;
 компенсация утраченных или нарушенных функций, формирование новых

видов движений за счет сохранных функций в случае невозможности
коррекции;
 профилактика и коррекция соматических нарушений, осанки, сколиоза,

плоскостопия, дыхательной и сердечно-сосудистой систем, профилактика
простудных и инфекционных заболеваний, травматизма, микротравм;
 коррекция и развитие сенсорных систем: дифференцировка зрительных и

слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению; развитие зрительной
и слуховой памяти; развитие устойчивости к вестибулярным раздражениям;
дифференцировка

тактильных

ощущений,

кожно-кинестетических

восприятий и т.п.;
 коррекция психических нарушений в процессе деятельности - зрительно-

предметного

и

зрительно-пространственного

восприятия,

наглядно-

образного и вербально-логического мышления, памяти, внимания, речи,
воображения, эмоционально-волевой сферы и т.п.
2. Содержание образования
Особое место в системе уроков по физической культуре занимают
разделы
«Подвижные игры» и «Спортивные игры», которые не только
способствуют укреплению здоровья обучающихся и развитию у них

необходимых физических качеств, но и формируют навыки коллективного
взаимодействия. Начиная с 5-го класса обучающиеся знакомятся с
доступными видами спортивных игр: баскетболом, настольным теннисом,
мини футболом и хоккеем на полу (последнее может использоваться как
дополнительный материал).
5класс
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Броски баскетбольного
мяча друг другу в парах двумя руками снизу (из-за головы, от плеча).
Передача

баскетбольного

мяча

в

колонне

между

ног.

Высокое

подбрасывание баскетбольного мяча и ловля его после отскока от пола.
Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой/левой рукой.
Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Отбивание

баскетбольного

мяча

от

пола

одной

рукой.

Ведение

баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в
кольцо двумя руками.
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с
места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем),
с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля
мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение
передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча стопой. Ловля
катящегося мяча. Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
Подвижные игры с элементами футбола.
Хоккей на полу (флорбол). Узнавание (различение) инвентаря для хоккея
на полу. Правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение по
площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы
владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.

Настольный теннис. Узнавание (различение) инвентаря для настольного
тенниса.
Удар по теннисному мячу: нижняя (верхняя) подача. Способы отбивания
теннисного мяча. Одиночные игры. Парные игры.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности
действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки
через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача

эстафеты.

Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры
«Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в
обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросайка».

Соблюдение

правил

игры

«Быстрые

санки».

Соблюдение

последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Велосипедная подготовка.
Узнавание (различение) составных частей двухколесного велосипеда:
руль, колесо, педали, седло, рама, цепь. Соблюдение последовательности
действий при посадке на велотренажер (велосипед): перекидывание правой
ноги через раму, постановка правой ноги на педаль, посадка на седло,
постановка левой ноги на педаль. Вращение педалей с фиксацией ног (без
фиксации ног). Представление об управлении велосипедом.
Торможение ручным (ножным) тормозом. Езда на трехколесном
велосипеде по прямой и с поворотом. Посадка на двухколесный велосипед.
Начало движения, сидя на двухколесном велосипеде. Езда на двухколесном
велосипеде по прямой (на расстояние 10 метров, 50 метров), с поворотом.
Торможение ручным (ножным) тормозом. Разворот на двухколесном
велосипеде.
Объезд препятствий. Преодоление подъемов (спусков). Соблюдение
правил дорожного движения во время езды по дороге: начало движения по
сигналу, остановка перед выездом на трассу, езда по правой стороне дороги.

Уход за велосипедом (содержание в чистоте, сообщение о неисправности
велосипеда, накачивание колеса).
Лыжная подготовка/ Скандинавская ходьба.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного
ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага:
шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом,
продвижение

в

сторону

приставным

шагом.

Соблюдение

последовательности действий при подъеме после падения из положения
«лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение
«сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене,
постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение «стоя»
с опорой на правую руку.
Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж),
махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько)
скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение
бесшажного хода.
Скандинавская ходьба (при замене по погодным условиям).
Положение рук. Согласованное движение рук и ног во время ходьбы.
Ходьба друг за другом, по кругу, по линиям, по заданным ориентирам, на
различные дистанции.
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,
спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в
рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды,
средства личной гигиены).

Соблюдение

последовательности

действий

при

раскладывании

спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла,
развязывание

тесьмы,

раскатывание

мешка.

Соблюдение

последовательности действий при расположении в спальном мешке:
расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании
спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание
мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать
вперед, нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть
найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать
мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине
плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки
в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные
стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.

Дыхательные

упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный
вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное)
сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца
остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной
руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев
в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх,

вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном
положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх,
вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо
(влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны
туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых
(согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в
положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по
доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной)
поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной
плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у
вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и
возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в
стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном,
быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и
направления движения.

Преодоление

препятствий

при

ходьбе

(беге).

Бег с

высоким

подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание
с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину
с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической

скамейке

вверх

(вниз),

через

препятствия,

по

гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького)
мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча
одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов
большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в
цель (на дальность). Перенос груза.
6 класс Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Броски баскетбольного
мяча друг другу в парах двумя руками снизу (из-за головы, от плеча).
Передача

баскетбольного

мяча

в колонне между ног. Высокое

подбрасывание баскетбольного мяча и ловля его после отскока от пола.
Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой/левой рукой.
Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение

баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в
кольцо двумя руками.
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с
места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем),
с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля
мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение
передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча стопой. Ловля
катящегося мяча. Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
Подвижные игры с элементами футбола.
Хоккей на полу (флорбол). Узнавание (различение) инвентаря для
хоккея на полу. Правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение
по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы
владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.
Настольный теннис. Узнавание (различение) инвентаря для настольного
тенниса.
Удар по теннисному мячу: нижняя (верхняя) подача. Способы отбивания
теннисного мяча. Одиночные игры. Парные игры.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности
действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки
через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача

эстафеты.

Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры
«Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в
обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросайка».

Соблюдение

правил

игры

«Быстрые

санки».

Соблюдение

последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Лыжная подготовка/ Скандинавская ходьба.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).

Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного
ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего
шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным
шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение
последовательности действий при подъеме после падения из положения
«лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение
«сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене,
постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение
«стоя» с опорой на правую руку.
Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж),
махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько)
скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение
бесшажного хода.
Скандинавская ходьба (при замене по погодным условиям).
Положение рук. Согласованное движение рук и ног во время ходьбы.
Ходьба друг за другом, по кругу, по линиям, по заданным ориентирам,
на различные дистанции.
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,
спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в
рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды,
средства личной гигиены).
Соблюдение

последовательности

действий

при

раскладывании

спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла,
развязывание

тесьмы,

раскатывание

мешка.

Соблюдение

последовательности действий при расположении в спальном мешке:

расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании
спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание
мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша,
стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для
установки палатки. Раскладывание палатки.

Ориентировка

в

частях

палатки. Ориентировка в установлении палатки.
Ориентировка в соблюдение последовательности действий при разборке
установленной палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища),
складывание

колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и

складывание стоек

в чехол, складывание растяжек на палатку,

сворачивание палатки, складывание палатки и всех комплектующих в
сумку- чехол, закрывание сумки-чехла.
Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать
вперед, нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть
найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать
мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине
плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки
в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные
стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.

Дыхательные

упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный
вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное)
сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца

остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной
руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев
в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх,
вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном
положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх,
вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо
(влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны
туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых
(согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в
положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по
доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной)
поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной
плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у
вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и
возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в
стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук

назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном,
быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и
направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным
шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной
ноге

на

месте,

с продвижением вперед (назад, вправо, влево)).

Перепрыгивание с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед.
Прыжки в длину с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической

скамейке

вверх

(вниз),

через

препятствия,

по

гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького)
мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча
одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов
большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в
цель (на дальность). Перенос груза.
7 класс
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Броски баскетбольного

мяча друг другу в парах двумя руками снизу (из-за головы, от плеча).
Передача

баскетбольного

мяча

в колонне между ног. Высокое

подбрасывание баскетбольного мяча и ловля его после отскока от пола.
Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой/левой рукой.
Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение
баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в
кольцо двумя руками.
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с
места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем),
с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля
мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение
передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча стопой. Ловля
катящегося мяча. Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
Подвижные игры с элементами футбола.
Хоккей на полу (флорбол). Узнавание (различение) инвентаря для
хоккея на полу. Правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение
по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы
владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.
Настольный теннис. Узнавание (различение) инвентаря для настольного
тенниса.
Удар по теннисному мячу: нижняя (верхняя) подача. Способы отбивания
теннисного мяча. Одиночные игры. Парные игры.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности
действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки
через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача

эстафеты.

Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры

«Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в
обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросайка».

Соблюдение

правил

игры

«Быстрые

санки».

Соблюдение

последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Лыжная подготовка/ Скандинавская ходьба.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного
ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего
шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным
шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение
последовательности действий при подъеме после падения из положения
«лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение
«сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене,
постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение
«стоя» с опорой на правую руку.
Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж),
махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько)
скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение
бесшажного хода.
Скандинавская ходьба (при замене по погодным условиям).
Положение рук. Согласованное движение рук и ног во время ходьбы.
Ходьба друг за другом, по кругу, по линиям, по заданным ориентирам,
на различные дистанции.
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,

спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в
рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды,
средства личной гигиены).
Соблюдение

последовательности

действий

при

раскладывании

спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла,
развязывание

тесьмы,

раскатывание

мешка.

Соблюдение

последовательности действий при расположении в спальном мешке:
расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании
спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание
мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша,
стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для
установки палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях
палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при закреплении
палатки на земле. Установление стоек. Установление растяжек палатки.
Соблюдение последовательности действий при разборке установленной
палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание
колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в
чехол,

складывание

растяжек

на палатку, сворачивание палатки,

складывание палатки и всех комплектующих в сумку- чехол, закрывание
сумки-чехла.
Подготовка кострового места. Складывание костра. Разжигание костра.
Поддержание огня в костре. Тушение костра. Соблюдение правил
поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед, нельзя никуда
уходить без разрешения учителя, нельзя есть найденные в лесу грибы и
ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу, нельзя трогать
лесных животных.

Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине
плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки
в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные
стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.

Дыхательные

упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный
вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное)
сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца
остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной
руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев
в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх,
вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном
положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх,
вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо
(влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны
туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых
(согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в
положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по

доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной)
поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной
плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у
вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и
возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в
стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном,
быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и
направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным
шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание
с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину
с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической

скамейке

вверх

(вниз),

через

препятствия,

по

гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького)
мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча
одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов
большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в
цель (на дальность). Перенос груза.
8 класс
Коррекционные подвижные игры.
Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Броски баскетбольного
мяча друг другу в парах двумя руками снизу (из-за головы, от плеча).
Передача

баскетбольного

мяча

в колонне между ног. Высокое

подбрасывание баскетбольного мяча и ловля его после отскока от пола.
Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой/левой рукой.
Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение
баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в
кольцо двумя руками.
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с
места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем),
с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля
мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение
передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча стопой. Ловля
катящегося мяча. Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
Подвижные игры с элементами футбола.
Хоккей на полу (флорбол). Узнавание (различение) инвентаря для
хоккея на полу. Правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение
по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы

владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.
Настольный теннис. Узнавание (различение) инвентаря для настольного
тенниса.
Удар по теннисному мячу: нижняя (верхняя) подача. Способы отбивания
теннисного мяча. Одиночные игры. Парные игры.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности
действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки
через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача

эстафеты.

Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры
«Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в
обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросайка».

Соблюдение

правил

игры

«Быстрые

санки».

Соблюдение

последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Лыжная подготовка/ Скандинавская ходьба.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного
ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега.
Стояние на параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего
шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным
шагом, продвижение в сторону приставным шагом. Соблюдение
последовательности действий при подъеме после падения из положения
«лежа на боку»: приставление одной ноги к другой, переход в положение
«сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене,
постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение
«стоя» с опорой на правую руку.

Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж),
махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько)
скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение
бесшажного хода.
Скандинавская ходьба (при замене по погодным условиям).
Положение рук. Согласованное движение рук и ног во время ходьбы.
Ходьба друг за другом, по кругу, по линиям, по заданным ориентирам,
на различные дистанции.
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,
спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в
рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды,
средства личной гигиены).
Соблюдение

последовательности

действий

при

раскладывании

спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла,
развязывание

тесьмы,

раскатывание

мешка.

Соблюдение

последовательности действий при расположении в спальном мешке:
расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании
спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание
мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша,
стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для
установки палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях
палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при закреплении
палатки на земле. Установление стоек. Установление растяжек палатки.
Соблюдение последовательности действий при разборке установленной
палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание

колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в
чехол,

складывание

растяжек

на палатку, сворачивание палатки,

складывание палатки и всех комплектующих в сумку- чехол, закрывание
сумки-чехла.
Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать
вперед, нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть
найденные в лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать
мусор в лесу, нельзя трогать лесных животных.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине
плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки
в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные
стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.

Дыхательные

упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный
вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное)
сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца
остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной
руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев
в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх,
вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном
положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх,
вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо

(влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны
туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых
(согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в
положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по
доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной)
поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной
плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у
вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и
возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в
стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,
высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном,
быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и
направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным
шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание

с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину
с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
Ползание, подлезание, лазание, перелезание. Ползание на животе, на
четвереньках. Подлезание под препятствия на животе, на четвереньках.
Лазание по гимнастической стенке вверх (вниз, в стороны), по наклонной
гимнастической

скамейке

вверх

(вниз),

через

препятствия,

по

гимнастической сетке вправо (влево), по канату. Вис на канате, рейке.
Перелезание через препятствия.
Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза. Передача
предметов в шеренге (по кругу, в колонне). Броски среднего (маленького)
мяча двумя руками вверх (о пол, о стенку). Ловля среднего (маленького) мяча
одной (двумя) руками. Бросание мяча на дальность. Сбивание предметов
большим (малым) мячом. Броски (ловля) мяча в ходьбе (беге). Метание в
цель (на дальность). Перенос груза.
класс

9
Коррекционные подвижные игры.

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений.
Баскетбол. Узнавание баскетбольного мяча. Броски баскетбольного
мяча друг другу в парах двумя руками снизу (из-за головы, от плеча).
Передача баскетбольного

мяча

в колонне между ног. Высокое

подбрасывание баскетбольного мяча и ловля его после отскока от пола.
Удары баскетбольного мяча об пол поочередно правой/левой рукой.
Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Ловля баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).
Отбивание баскетбольного мяча от пола одной рукой. Ведение
баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия). Броски мяча в
кольцо двумя руками.
Футбол. Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с
места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем),

с разбега (пустые ворота, с вратарем). Прием мяча, стоя в воротах: ловля
мяча руками, отбивание мяча ногой (руками). Ведение мяча. Выполнение
передачи мяча партнеру. Остановка катящегося мяча стопой. Ловля
катящегося мяча. Учебные игры с учетом ранее изученных правил.
Подвижные игры с элементами футбола.
Хоккей на полу (флорбол). Узнавание (различение) инвентаря для
хоккея на полу. Правила безопасной игры в хоккей на полу. Передвижение
по площадке в стойке хоккеиста влево, вправо, назад, вперед. Способы
владения клюшкой, ведение шайбы. Учебные игры с учетом ранее
изученных правил.
Настольный теннис. Узнавание (различение) инвентаря для настольного
тенниса.
Удар по теннисному мячу: нижняя (верхняя) подача. Способы отбивания
теннисного мяча. Одиночные игры. Парные игры.
Подвижные игры. Соблюдение правил игры «Стоп, хоп, раз».
Соблюдение правил игры «Болото». Соблюдение последовательности
действий в игре-эстафете «Полоса препятствий»: бег по скамейке, прыжки
через кирпичики, пролазание по туннелю, бег, передача

эстафеты.

Соблюдение правил игры «Пятнашки». Соблюдение правил игры
«Рыбаки и рыбки». Соблюдение последовательности действий в игреэстафете «Собери пирамидку»: бег к пирамидке, надевание кольца, бег в
обратную сторону, передача эстафеты. Соблюдение правил игры «Бросайка».

Соблюдение

правил

игры

«Быстрые

санки».

Соблюдение

последовательности действий в игре-эстафете «Строим дом».
Лыжная подготовка/ Скандинавская ходьба.
Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).
Транспортировка лыжного инвентаря. Соблюдение последовательности
действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение
носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного

ботинка в крепление, подъем пятки. Чистка лыж от снега. Стояние на
параллельно лежащих лыжах. Выполнение ступающего шага: шаговые
движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение
в сторону приставным шагом. Соблюдение последовательности действий
при подъеме после падения из положения «лежа на боку»: приставление
одной ноги к другой, переход в положение
«сидя на боку» (опора на правую руку), сгибание правой ноги в колене,
постановка левой ноги с опорой на поверхность, подъем в положение
«стоя» с опорой на правую руку.
Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж),
махом. Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько)
скольжений. Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение
бесшажного хода.
Скандинавская ходьба (при замене по погодным условиям).
Положение рук. Согласованное движение рук и ног во время ходьбы.
Ходьба друг за другом, по кругу, по линиям, по заданным ориентирам,
на различные дистанции.
Туризм.
Узнавание (различение) предметов туристического инвентаря (рюкзак,
спальный мешок, туристический коврик, палатка, котелок, тренога).
Соблюдение последовательности действий при складывании вещей в
рюкзак (например, банка тушенки, обувь, одежда, набор походной посуды,
средства личной гигиены).
Соблюдение

последовательности

действий

при

раскладывании

спального мешка: раскрывание чехла, вынимание мешка из чехла,
развязывание

тесьмы,

раскатывание

мешка.

Соблюдение

последовательности действий при расположении в спальном мешке:
расстегивание молнии, посадка в мешок, застегивание молнии до середины
спального мешка, расположение в мешке лежа, застегивание молнии до
капюшона. Соблюдение последовательности действий при складывании

спального мешка: совмещение углов верхней части мешка, скручивание
мешка, завязывание тесьмы, вставление мешка в чехол, затягивание чехла.
Узнавание (различение) составных частей палатки: днище, крыша,
стены палатки, растяжки, стойка, колышки. Подготовка места для
установки палатки. Раскладывание палатки. Ориентировка в частях
палатки. Вставление плоских (круглых) колышков при закреплении
палатки на земле. Установление стоек. Установление растяжек палатки.
Соблюдение последовательности действий при разборке установленной
палатки: вынимание колышков (с растяжки, из днища), складывание
колышков в чехол, вытаскивание стоек, разборка и складывание стоек в
чехол, складывание растяжек на палатку, сворачивание палатки,
складывание палатки и всех комплектующих в сумку- чехол, закрывание
сумки-чехла.

Подготовка

кострового

места.

Складывание

костра.

Разжигание костра. Поддержание огня в костре. Тушение костра.
Соблюдение правил поведения в походе: нельзя отставать, убегать вперед,
нельзя никуда уходить без разрешения учителя, нельзя есть найденные в
лесу грибы и ягоды без разрешения учителя, нельзя бросать мусор в лесу,
нельзя трогать лесных животных.
Физическая подготовка.
Построения и перестроения. Принятие исходного положения для
построения и перестроения: основная стойка, стойка «ноги на ширине
плеч» («ноги на ширине ступни»). Построение в колонну по одному, в одну
шеренгу, перестроение из шеренги в круг. Размыкание на вытянутые руки
в стороны, на вытянутые руки вперед. Повороты на месте в разные
стороны. Ходьба в колонне по одному, по двое. Бег в колонне.
Общеразвивающие

и

корригирующие

упражнения.

Дыхательные

упражнения: произвольный вдох (выдох) через рот (нос), произвольный
вдох через нос (рот), выдох через рот (нос). Одновременное (поочередное)
сгибание (разгибание) пальцев. Противопоставление первого пальца
остальным на одной руке (одновременно двумя руками), пальцы одной

руки пальцам другой руки поочередно (одновременно). Сгибание пальцев
в кулак на одной руке с одновременным разгибанием на другой руке.
Круговые движения кистью. Сгибание фаланг пальцев. Одновременные
(поочередные) движения руками в исходных положениях «стоя», «сидя»,
«лежа» (на боку, на спине, на животе): вперед, назад, в стороны, вверх,
вниз, круговые движения. Круговые движения руками в исходном
положении «руки к плечам». Движения плечами вперед (назад, вверх,
вниз). Движения головой: наклоны вперед (назад, в стороны), повороты,
круговые движения. Поднимание головы в положении «лежа на животе».
Наклоны туловища вперед (в стороны, назад). Повороты туловища вправо
(влево). Круговые движения прямыми руками вперед (назад). Наклоны
туловища в сочетании с поворотами. Стояние на коленях.
Ходьба с высоким подниманием колен. Хлопки в ладони под поднятой
прямой ногой. Движения стопами: поднимание, опускание, наклоны,
круговые движения. Приседание. Ползание на четвереньках. Поочередные
(одновременные) движения ногами: поднимание (отведение) прямых
(согнутых) ног, круговые движения. Переход из положения «лежа» в
положение «сидя» (из положения «сидя» в положение «лежа»). Ходьба по
доске, лежащей на полу. Ходьба по гимнастической скамейке: широкой
(узкой) поверхности гимнастической скамейки, ровной (наклонной)
поверхности гимнастической скамейки, движущейся поверхности, с
предметами (препятствиями).
Прыжки на двух ногах (с одной ноги на другую). Стойка у вертикальной
плоскости в правильной осанке. Движение руками и ногами, стоя у
вертикальной плоскости: отведение рук в стороны, поднимание вверх и
возвращение в исходное положение, поочередное поднимание ног вперед,
отведение в стороны. Отход от стены с сохранением правильной осанки.
Ходьба и бег. Ходьба с удержанием рук за спиной (на поясе, на голове, в
стороны). Движения руками при ходьбе: взмахи, вращения, отведение рук
назад, в стороны, подъем вверх. Ходьба ровным шагом, на носках, пятках,

высоко поднимая бедро, захлестывая голень, приставным шагом, широким
шагом, в полуприседе, приседе. Ходьба в умеренном (медленном,
быстром) темпе. Ходьба с изменением темпа, направления движения. Бег
в умеренном (медленном, быстром) темпе. Бег с изменением темпа и
направления движения. Преодоление препятствий при ходьбе (беге). Бег с
высоким подниманием бедра (захлестыванием голени, приставным
шагом).
Прыжки. Прыжки на двух ногах на месте (с поворотами, с движениями
рук), с продвижением вперед (назад, вправо, влево). Прыжки на одной ноге
на месте, с продвижением вперед (назад, вправо, влево)). Перепрыгивание
с одной ноги на другую на месте, с продвижением вперед. Прыжки в длину
с места, с разбега. Прыжки в высоту, глубину.
3. Планируемые результаты
Предметная область "Физическая культура". Учебный предмет
"Адаптивная физкультура".
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических
возможностей и ограничений.
2)

Соотнесение

самочувствия

с

настроением,

собственной

активностью, самостоятельностью и независимостью.
3) Освоение доступных видов физкультурно-спортивной деятельности:
езда на велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм,
плавание.
1) Восприятие собственного тела, осознание своих физических

возможностей и ограничений.
Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела:
сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических
средств).
Освоение двигательных навыков, последовательности движений,
развитие координационных способностей.
Совершенствование физических качеств: ловкости, силы,

быстроты, выносливости. Умение радоваться успехам: выше
прыгнул, быстрее пробежал и др.
Выполнение общеразвивающих и корригирующих упражнений без
предметов.
2)

Соотнесение самочувствия с

настроением, собственной

активностью, самостоятельностью и независимостью.
Умение определять свое самочувствие в связи с физической нагрузкой:
усталость, болевые ощущения, др.
3) Освоение доступных видов физкультурно-

спортивной деятельности:

езда

на

велосипеде, ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание.
Интерес

к

определенным

видам

физкультурно-спортивной

деятельности: езда на велосипеде, ходьба на лыжах, плавание,
спортивные и подвижные игры, туризм, физическая подготовка.
Умение ездить на велосипеде, кататься на санках, ходить на лыжах,
плавать, играть в подвижные игры и др.
Предметные результаты освоения программы по адаптивной
физической культуре обучающимися с умеренной умственной
отсталостью с V по IX класс, на момент завершения IX класса:
 выполнение комплексов утренней гимнастики под руководством

учителя;
 знание основных правил поведения на уроках физической

культуры и осознанное их применение;
 выполнение несложных упражнений по словесной инструкции

при выполнении строевых команд;
 представления о двигательных действиях; знание основных строевых

команд;
 представление об основных упражнениях для формирования

правильной осанки и развития мышц туловища; участие в
оздоровительных занятиях в режиме дня (физкультминутки);

 выполнение основных двигательных действий в соответствии с

заданием учителя: бег, ходьба, прыжки и др.;
 выполнение строевых команд;
 ходьба в различном темпе с различными исходными положениями;
 взаимодействие со сверстниками в организации и проведении

подвижных игр, элементов соревнований; участие в подвижных
играх и эстафетах под руководством учителя;
 знание

правил

бережного

обращения

с

инвентарём

и

оборудованием, соблюдение требований техники безопасности
в процессе участия в физкультурно-спортивных мероприятиях;
 совместное участие со сверстниками в подвижных играх и эстафетах;
 оказание посильной помощи и поддержки сверстникам в

процессе участия в подвижных играх и соревнованиях;
 знание

способов использования

различного

спортивного

инвентаря в основных видах двигательной активности и их
применение в практической деятельности;
 знание правил и техники выполнения двигательных действий,

применение усвоенных правил при выполнении двигательных
действий под руководством учителя;
 знание и применение правил бережного обращения с инвентарём

и оборудованием в повседневной жизни;
 соблюдение требований техники безопасности в процессе

участия в физкультурно- спортивных мероприятиях;
 выбор (под руководством учителя) спортивной одежды и обуви

в зависимости от погодных условий и времени года;
 демонстрация

жизненно важных способов передвижения

человека (ходьба, бег, прыжки, лазание, ходьба на лыжах,
плавание);
 выполнение технических действий из базовых видов спорта,

применение их в игровой и учебной деятельности;

 выполнение строевых действий в шеренге и колонне;
 выполнение общеразвивающих упражнений, воздействующих

на развитие основных физических качеств человека (силы,
ловкости, быстроты, гибкости и координации);
 выполнение элементарных технических действий и приемов

игры в футбол, баскетбол, волейбол (под руководством учителя)
в условиях учебной и игровой деятельности;
 использование разметки спортивной площадки при выполнении

физических упражнений;
 правильная ориентировка в пространстве спортивного зала и на

стадионе;
 освоение

доступных

видов

физкультурно-спортивной

деятельности: физическая подготовка, езда на велосипеде,
ходьба на лыжах, спортивные игры, туризм, плавание;
 умение ездить на велосипеде, передвигаться на лыжах, плавать,

играть в подвижные игры.
4. Тематическое планирование

5 класс
№

Наименование разделов

1.
2.

Велосипедная подготовка
Туризм
Физическая подготовка/Гимнастика, акробатические
упражнения (элементы)
Физическая подготовка/Легкая атлетика (элементы)
Лыжная подготовка
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Баскетбол
(элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Настольный
теннис (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Хоккей на
полу (элементы)

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Колво
часо
в
6
8
12
29
8
12
7
5

9.

Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Футбол
(элементы)
Итого

9
102

6 класс

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.

Велосипедная подготовка
Туризм
Физическая подготовка/Гимнастика, акробатические
упражнения (элементы)
Физическая подготовка/Легкая атлетика (элементы)
Лыжная подготовка
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Баскетбол
(элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Настольный
теннис (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Хоккей на
полу (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Футбол
(элементы)
Итого
7 класс
Велосипедная подготовка
Туризм
Физическая подготовка/Гимнастика, акробатические
упражнения (элементы)
Физическая подготовка/Легкая атлетика (элементы)
Лыжная подготовка
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Баскетбол
(элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Настольный
теннис (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Хоккей на
полу (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Футбол
(элементы)
Итого
8 класс
Велосипедная подготовка
Туризм
Физическая подготовка/Гимнастика, акробатические
упражнения (элементы)
Физическая подготовка/Легкая атлетика (элементы)
Лыжная подготовка
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Баскетбол
(элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Настольный
теннис (элементы)

6
6
8
14
6
7
4
5
7
68
6
6
8
14
6
7
4
5
7
68
6
6
8
14
6
7
4

8.
9.

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Хоккей на
полу (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Футбол
(элементы)
Итого
9 класс
Велосипедная подготовка
Туризм
Физическая подготовка/Гимнастика, акробатические
упражнения (элементы)
Физическая подготовка/Легкая атлетика (элементы)
Лыжная подготовка
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Баскетбол
(элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Настольный
теннис (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Хоккей на
полу (элементы)
Коррекционные (спортивные) подвижные игры/Футбол
(элементы)
Итого

5
7
68
6
6
8
14
6
7
4
5
7
68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».