МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для обучающихся 6 класса (вариант 2)
Программу составила: Фель Л.А.,
учитель изобразительной деятельности
с.Армизонское 2025 год
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительная деятельность»
(предметная область «Искусство») составлена в соответствии с адаптированной основной
общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной, тяжёлой и
глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и
множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебно-методической
документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые результаты
освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности.
Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с умеренной,
тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР. Вместе с формированием умений и
навыков изобразительной деятельности у ребенка воспитывается эмоциональное
отношение к миру, формируются восприятия, воображение, память, зрительнодвигательная координация. На занятиях по аппликации, лепке, рисованию дети имеют
возможность выразить себя как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету
изображения, доступными для них способами осуществить выбор изобразительных
средств. Многообразие используемых в изобразительной деятельности материалов и
техник позволяет включать в этот вид деятельности всех детей без исключения.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать предметы и объекты окружающей действительности художественными
средствами. Основные задачи: развитие интереса к изобразительной деятельности,
формирование умений пользоваться инструментами, обучение доступным приемам работы
с различными материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,
развитие художественно-творческих способностей.
Характеристика учебного предмета
Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность
умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от
качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает
окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем
тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта:
ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на
сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов
сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и
физическому развитию.
Во время занятий изобразительной деятельностью необходимо вызывать у ребенка
положительную эмоциональную реакцию, поддерживать и стимулировать его творческие
устремления, развивать самостоятельность. Ребенок обучается уважительному отношению
к своим работам, оформляя их в рамы, участвуя в выставках, творческих показах. Ему
важно видеть и знать, что результаты его творческой деятельности полезны и нужны
другим людям. Это делает жизнь ребенка интереснее и ярче, способствует его
самореализации, формирует чувство собственного достоинства. Сформированные на
занятиях изобразительной деятельности умения и навыки необходимо применять в
последующей трудовой деятельности, например, при изготовлении полиграфических и
керамических изделий, изделий в технике батик, календарей, блокнотов и др.
Программа по изобразительной деятельности включает три раздела: «Лепка»,
«Рисование», «Аппликация». Содержание каждого раздела представлено по принципу от
простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона
воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности.
Под активностью подразумевается формирование положительного эмоционального
отношения к изобразительной деятельности; эмоционально-двигательная отзывчивость,
концентрация внимания. Ребенок учится перерабатывать получаемую информацию, что в
будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.
Для реализации программы используется специальное материально-техническое
оснащение, включающее: пиктограммы, дидактические игры, презентации, карточки, фото,
видео и аудио аппаратура.
Предмет «Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация)»
реализуется в форме индивидуальных и групповых занятий, исходя из особенностей
развития обучающихся с умственной отсталостью. Продолжительность урока варьируется
с учетом психофизического состояния ребенка до 40 минут.
Место предмета в учебном плане
Реализация рабочей программы предмета «Изобразительная деятельность (лепка,
рисование, аппликация)» рассчитана на 34 недели, по 3 часа в неделю. Всего 102 часа.
Планируемые результаты освоения учебного предмета (вариант 2)
Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП по варианту 2
является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной
самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в
решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через
индивидуальное поэтапное и планомерное расширение жизненного опыта и повседневных
социальных контактов.
Освоение АООП (вариант 2), предмета «Изобразительная деятельность (лепка,
рисование, аппликация)» созданной на основе ФГОС, обеспечивает достижение
обучающимися с умственной отсталостью двух видов результатов: ожидаемых
личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Изобразительная
деятельность»:
1. освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в
повседневной жизни;
2. интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
3. умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
4. умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
5. способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности;
6. положительные эмоциональные реакции (удовольствие, радость) в процессе
изобразительной деятельности;
7. стремление к собственной творческой деятельности и умение демонстрировать
результаты работы;
8. умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой
деятельности.
9. готовность к участию в совместных мероприятиях;
10. готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми;
11. умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ,
для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Изобразительная
деятельность»
1. освоение доступных средств изобразительной деятельности и их использование в
повседневной жизни;
2. интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
3. умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной
изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация);
4. умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации. способность к совместной и самостоятельной
изобразительной деятельности
Содержание учебного предмета (6 класс вариант 2)
Рисование
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для рисования:
краски, мелки, карандаши, фломастеры, кисти, емкость для воды. Оставление графического
следа. Освоение приемов рисования карандашом. Соблюдение последовательности
действий при работе с красками: опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды
с кисти, обмакивание ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки,
рисование на листе бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования
кистью: прием касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для
рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат, прямоугольник,
треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей поверхности внутри
контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева направо (сверху вниз, по
диагонали), двойная штриховка. Рисование контура предмета по контурным линиям (по
образцу, по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной
половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование растительных
(геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового орнамента растительными
(геометрическими) элементами. Рисование орнамента из растительных и геометрических
форм в полосе (в круге, в квадрате). Расположение объектов на поверхности листа при
рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного объекта. Подбор
цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование с использованием нетрадиционных
техник: рисование ватной палочкой, пальчиками, ладошкой.
Учить детей рисовать в нетрадиционной технике.
Примерные задания
Рисование по образцу овощей. Рисование по образцу фруктов. Рисование
акварельными красками. Осенние листья. Рисование акварельными красками. Осень
разноцветная. Рисование акварельными красками. Осенний натюрморт. Рисование узора в
квадрате по образцу. Рисование по трафарету геометрических форм. Рисование по образцу.
«Зимний лес». «Наш новогодний праздник». Дикие животные. Домашние животные.
«Весенние цветы». «Мамин праздник». «Цветущие сады. «Весенний дождь». «Сказочная
птица». Рисование по сказке «Колобок». «Праздничный салют». «Цветущее дерево».
Нетрадиционная техника рисования. Рисование пальчиками. Рисование ладошкой. «Мы
рисуем лето».
Аппликация
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон и др.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений, используемых для изготовления
аппликации: ножницы, трафарет, и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной
формы (размера). Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание
листа бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Разрезание бумаги
ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги. Вырезание по контуру. Сборка
изображения объекта из нескольких деталей. Конструирование объекта из бумаги:
заготовка отдельных деталей, соединение деталей между собой. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении предметной аппликации: заготовка
деталей, сборка изображения объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к
фону. Соблюдение последовательности действий при изготовлении декоративной
аппликации: заготовка деталей, сборка орнамента способом чередования объектов,
намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону.
Примерные задания
Аппликация: «Ветка с осенними листьями». «Машины везут урожай с полей».
Вырезание геометрических форм. Составление геометрического узора из готовых форм.
Аппликация (коллективная) «Избушка, в которой жили три медведя». Новогодняя
открытка. Аппликация (коллективная) «Цирк». Открытка для папы. Оригами. Цветочек.
Изготовление открытки для мамы. Аппликация «Сад сказочной птицы». Аппликация.
«Сделаем избушку, в которой жили кот и петух».
Лепка
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто. Узнавание
(различение) инструментов и приспособлений для работы с пластичными материалами:
нож, валик, форма, подложка, штамп. Разминание пластилина. Отрывание кусочка
материала от целого куска. Откручивание кусочка материала от целого куска.
Отщипывание кусочка материала от целого куска. Размазывание пластилина по шаблону
(внутри контура). Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в руках).
Получение формы путем выдавливания формочкой. Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок.
Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между ладонями,
между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски). Защипывание краев детали.
Соединение деталей изделия прижатием (примазыванием, прищипыванием). Лепка
предмета из одной (нескольких) частей.
Дополнение изделия мелкими деталями. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых сюжетом.
Примерные задания
«Собираем урожай». «Кто живет в осеннем лесу?». Лепка по сказке «Три медведя»
(коллективная). Лепка по сказке П.Ершова «Конек-Горбунок». «Птичий двор». «Дети
весело танцуют».
Тематическое планирование
6 класс (вариант 2)
№ п/п
Тема
Кол-во
часов
1.
Рисование
58
2.
Аппликация
33
3.
Лепка
11
Итого:
102
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
№
Тема урока
Колво
часов
Приложение к рабочей программе
Календарно - тематическое планирование «Изобразительная деятельность» 6 класс
(вариант 2)
1
Экскурсия на природу
1
2
3
4
5
6
7
8
1
1
1
1
1
1
1
22
Рисование по образцу овощей
Рисование по образцу овощей
Рисование по образцу овощей
Рисование по образцу фруктов
Рисование образцу фруктов
Рисование по образцу фруктов
Экскурсия на природу
Рисование акварельными красками.
Осень разноцветная
Рисование акварельными красками.
Осенний натюрморт.
Аппликация «Ветка с осенними
листьями»
Аппликация «Ветка с осенними
листьями»
Аппликация «Ветка» осенними
листьями»
Лепка «Собираем урожай»
«Собираем урожай»
«Собираем урожай»
«Собираем урожай»
«Кто живет в осеннем лесу?»
«Кто живет в осеннем лесу?»
«Кто живет в осеннем лесу?»
Аппликация «Машины везут урожай с
полей»
«Машины везут урожай с полей»
23
«Машины везут урожай с полей»
1
24
Рисование узора в круге по образцу
1
25
Рисование узора в круге по образцу
1
26
Рисование узора в квадрате по образцу
1
27
Рисование узора в квадрате по образцу
Рисование по трафарету
геометрических форм
1
29
Вырезание геометрических форм
1
30
31
Вырезание геометрических форм
Вырезание геометрических форм
1
1
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
28
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
Составление геометрического узора из
готовых форм.
Составление геометрического узора из
готовых форм.
Составление геометрического узора из
готовых форм.
Лепка по сказке «Три медведя»
(коллективная)
Лепка по сказке «Три медведя»
(коллективная)
Лепка по сказке «Три медведя»
(коллективная)
Аппликация (коллективная) «Избушка,
в которой жили три медведя»
Аппликация (коллективная) «Избушка,
в которой жили три медведя»
Аппликация (коллективная) «Избушка,
в которой жили три медведя»
Новогодняя открытка
Новогодняя открытка
Рисование «Зимний лес»
«Зимний лес»
«Наш новогодний праздник»
«Наш новогодний праздник»
«Наш новогодний праздник»
Лепка по сказке П. Ершова «КонекГорбунок»
Лепка по сказке П. Ершова «КонекГорбунок»
Лепка по сказке П. Ершова «КонекГорбунок»
Аппликация. Аппликация
(коллективная) «Цирк»
Аппликация (коллективная) «Цирк»
Аппликация (коллективная) «Цирк»
Аппликация (коллективная) «Цирк»
Дикие животные
Дикие животные
Дикие животные
Домашние животные
Домашние животные
Лепка «Птичий двор»
«Птичий двор»
«Птичий двор»
«Птичий двор»
Открытка для папы
Открытка для папы
Оригами. Цветочек
Изготовление открытки для мамы
Изготовление открытки для мамы
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
69
70
71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
101
102
Рисование «Весенние цветы»
«Весенние цветы»
«Мамин праздник»
«Весенний дождь»
«Цветущие сады»
«Цветущие сады»
«Сказочная птица»
«Сказочная птица»
«Сказочная птица»
Аппликация «Сад сказочной птицы»
Аппликация «Сад сказочной птицы»
Аппликация «Сад сказочной птицы»
Рисование по сказке «Колобок»
Рисование по сказке «Колобок»
Рисование по сказке «Колобок»
Рисование по сказке «Колобок»
Лепка «Дети весело танцуют»
«Дети весело танцуют»
Лепка по сказке «Кот, петух и лиса»
Лепка по сказке «Кот, петух и лиса»
Лепка по сказке «Кот, петух и лиса»
Лепка по сказке «Кот, петух и лиса»
Аппликация. «Сделаем избушку, в
которой жили кот и петух»
Аппликация. «Сделаем избушку, в
которой жили кот и петух»
Рисование «Праздничный салют»
«Праздничный салют»
«Цветущее дерево»
«Цветущее дерево»
Рисование пальчиками
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой
Рисование ладошкой
«Мы рисуем лето»
«Мы рисуем лето»
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
1.
Учебник Н.А.Горяева, О.В.Островская под редакцией Б.М.Неменского
«Изобразительное искусство. 6 класс» М.: Просвещение
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Учебник: Рау М.Ю., Зыкова М.А. Изобразительное искусство. Учебник для обучающихся
с интеллектуальными нарушениями; АО Издательство «Просвещение» 2021 год
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/21/tehnologicheskaya-karta-urokaizobrazitelnogo-iskusstva-osennyaya
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/19/osenniy-list-risovanie-akvarel
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/16/vneklassnoe-meropriyatie-popredmetu-izobrazitelnaya-deyatelnost-na
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/08/moroznye-fantazii
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/10/02/master-klass-rospis-posudy-gzhel
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/2023/09/24/urok-izo-skazochnyy-les-1-klass
https://www.detstih.ru/blog/stihi-pro-volshebnyy-les