РП Изобразительная деятельность 2 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Изобразительная деятельность»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
2 класс

Программу составила: Печерина Н.Ф.,
учитель домашнего обучения

с. Армизонское 2025 год

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изобразительная деятельность занимает важное место в работе с ребенком с
умеренной,

тяжелой,

глубокой

умственной

отсталостью.

Вместе

с

формированием умений и навыков изобразительной деятельности у ребёнка
воспитывается эмоциональное отношение к миру, формируются восприятия,
воображение, память, зрительно-двигательная координация. На занятиях по
аппликации, лепке, рисованию обучающиеся имеют возможность выразить себя
как личность, проявить интерес к деятельности или к предмету изображения,
доступными для них способами осуществить выбор изобразительных средств. я
выразительнее, богаче по содержанию, доставляет им много положительных
эмоций.
Целью обучения изобразительной деятельности является формирование умений
изображать

предметы

и

объекты

окружающей

действительности

художественными средствами.
Основные задачи:


развитие интереса к изобразительной деятельности,



формирование умений пользоваться инструментами,


обучение доступным приемам работы с различными

материалами, обучение изображению (изготовлению) отдельных элементов,


развитие художественно-творческих способностей.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет
«Изобразительная деятельность» отводится 3 часа в неделю (102 ч/в год). Сроки
реализации программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рисование.
Узнавание (различение) материалов и инструментов, используемых для
рисования: краски, мелки, карандаши, фломастеры, палитра, мольберт, кисти,
емкость для воды. Оставление графического следа. Освоение приемов рисования
карандашом. Соблюдение последовательности действий при работе с красками:
опускание кисти в баночку с водой, снятие лишней воды с кисти, обмакивание

ворса кисти в краску, снятие лишней краски о край баночки, рисование на листе
бумаги, опускание кисти в воду и т.д. Освоение приемов рисования кистью: прием
касания, прием примакивания, прием наращивания массы. Выбор цвета для
рисования. Получение цвета краски путем смешивания красок других цветов.
Рисование точек. Рисование вертикальных (горизонтальных, наклонных) линий.
Соединение точек. Рисование геометрической фигуры (круг, овал, квадрат,
прямоугольник, треугольник). Закрашивание внутри контура (заполнение всей
поверхности внутри контура). Заполнение контура точками. Штриховка слева
направо (сверху вниз, по диагонали), двойная штриховка. Рисование контура
предмета по контурным линиям (по опорным точкам, по трафарету, по шаблону,
по представлению). Дорисовывание части (отдельных деталей, симметричной
половины) предмета. Рисование предмета (объекта) с натуры. Рисование
растительных (геометрических) элементов орнамента. Дополнение готового
орнамента растительными (геометрическими) элементами. Рисование орнамента
из растительных и геометрических форм в полосе (в круге, в квадрате).
Дополнение

сюжетного

рисунка

отдельными

предметами

(объектами),

связанными между собой по смыслу. Расположение объектов на поверхности
листа при рисовании сюжетного рисунка. Рисование приближенного и удаленного
объекта. Подбор цвета в соответствии с сюжетом рисунка. Рисование сюжетного
рисунка

по

образцу

(срисовывание

готового

сюжетного

рисунка)

из

предложенных объектов (по представлению). Рисование с использованием
нетрадиционных техник.
Лепка.
Узнавание (различение) пластичных материалов: пластилин, тесто, глина.
Узнавание (различение) инструментов и приспособлений для работы с
пластичными материалами: стека, нож, скалка, валик, форма, подложка, штамп.
Разминание пластилина (теста, глины). Раскатывание теста(глины) скалкой.
Отрывание кусочка материала от целого куска. Откручивание кусочка материала
от целого куска. Отщипывание кусочка материала от целого куска. Отрезание
кусочка материала стекой. Размазывание пластилина по шаблону (внутри
контура).Катание колбаски на доске (в руках). Катание шарика на доске (в
руках).получение формы путем выдавливания формочкой. Вырезание заданной

формы по шаблону стекой (ножом, шилом и др.). Сгибание колбаски в кольцо.
Закручивание колбаски в жгутик. Переплетение: плетение из 2-х (3-х) колбасок.
Проделывание отверстия в детали. Расплющивание материала на доске (между
ладонями, между пальцами). Скручивание колбаски (лепешки, полоски).
Защипывание

краев

детали.

Соединение

деталей

изделия

прижатием

(примазыванием, прищипыванием). Лепка предмета из одной (нескольких)
частей.
Выполнение

тиснения

(пальцем,

штампом,

тканью

и

др.).

Нанесение

декоративного материала на изделие. Дополнение изделия мелкими деталями.
Нанесение на изделие рисунка. Лепка изделия с нанесением растительного
(геометрического) орнамента. Лепка нескольких предметов, объединённых
сюжетом.
Аппликация.
Узнавание (различение) разных видов бумаги: цветная бумага, картон, фольга,
салфетка и др. Узнавание (различение) инструментов и приспособлений,
используемых для изготовления аппликации: ножницы, шило, войлок, трафарет,
дырокол и др. Сминание бумаги. Отрывание бумаги заданной формы (размера).
Сгибание листа бумаги пополам (вчетверо, по диагонали). Скручивание листа
бумаги. Намазывание всей (части) поверхности клеем. Выкалывание шилом:
прокол бумаги, выкалывание по прямой линии, выкалывание по контуру.
Разрезание бумаги ножницами: выполнение надреза, разрезание листа бумаги.
Вырезание по контуру. Сборка изображения объекта из нескольких деталей.
Конструирование объекта из бумаги: заготовка отдельных деталей, соединение
деталей

между

собой.

Соблюдение

последовательности

действий

при

изготовлении предметной аппликации: заготовка деталей, сборка изображения
объекта, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности действий при изготовлении декоративной аппликации:
заготовка

деталей,

сборка

орнамента

способом

чередования

объектов,

намазывание деталей клеем, приклеивание деталей к фону. Соблюдение
последовательности

действий

при

изготовлении

сюжетной

аппликации:

придумывание сюжета, составление эскиза сюжета аппликации, заготовка
деталей, сборка изображения, намазывание деталей клеем, приклеивание деталей

к фону.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Личностные
социальными
решения

результаты

включают

(жизненными)

овладение

компетенциями,

практико-ориентированных

задач

обучающимися

необходимыми
и

для

обеспечивающими

формирование и развитие социальных отношений обучающихся в
различных средах.
На уроках изобразительной деятельности во 2 классе формируются следующие
личностные результаты:


основы

персональной

идентичности,

осознание

своей

принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";


социально-эмоциональное участие в процессе общения и

совместной деятельности;


формирование

социально

ориентированного

взгляда

на

окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и
социальной частей;


формирование уважительного отношения к окружающим;


овладение начальными навыками адаптации в динамично

изменяющемся и развивающемся мире;


освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына

(дочери), пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и
формирование личностного смысла учения;


развитие самостоятельности и личной ответственности за свои

поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых
правилах;


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;


развитие

эмоционально-нравственной

этических

чувств,

отзывчивости,

доброжелательности

понимания

и

и

сопереживания

чувствам других людей;


развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в

разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить

выходы из спорных ситуаций;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,



наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
2. Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
Основные требования к умениям обучающихся
Освоение доступных средств изобразительной деятельности: лепка,

1)

аппликация, рисование; использование различных изобразительных технологий:
-интерес к доступным видам изобразительной деятельности;
использовать инструменты и материалы в процессе

-умение

доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование,
аппликация);
-умение использовать различные изобразительные технологии в процессе
рисования, лепки, аппликации.
2) Способность к самостоятельной изобразительной деятельности:

-положительные

эмоциональные

реакции

радость)

процессе изобразительной

в

(удовольствие,

деятельности;
-стремление к собственной творческой деятельности и умение
демонстрировать результаты работы;
умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой
творческой деятельности.
3) Готовность к участию в совместных мероприятиях:

-готовность к взаимодействию в творческой деятельности совместно со
сверстниками, взрослыми;
-умение использовать полученные навыки для изготовления творческих работ,
для участия в выставках, конкурсах рисунков, поделок.
Виды

деятельности

планируемых результатов


слушание учителя;

обучающихся,

направленные

на

достижение



просмотр видеоматериалов и иллюстраций;



выполнение упражнений, дидактических игр;



наблюдение;



работа с раздаточным материалом;



прогулки на свежем воздухе, экскурсии.
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
1.

Кол-во
часов
Рисование, лепка, аппликация
Рисование «Солнечные лучи».
1

2.

Рисование «Облака».

1

3.

Рисование «Осенние
листочки».
Рисование «Листопад».

1

2

7.

«Пластилиновые
заплатки:овощи».
Катание колбаски на доске (в
руках).
Веселые шары.

8.

Пластилиновые змейки.

1

9.

Пластилиновая буква.

1

10.

Осенние цветы.

1

11.

Яблочки из пластилиновых
жгутиков.
Обрывная аппликация
«Осеннее дерево».

1

13.

Обрывная аппликация
«Веселые портреты».

1

14.

Аппликация из осенних листьев.

1

15.

Аппликация из осенних листьев.

1

4.
5.
6.

12.

Тема урока

1

1
1

1

ЭОР

16.

Аппликация из пластилина

1

«Апельсин»

17.
18.

Аппликация из пластилина
«Вишня».

1

19.

Аппликация из пластилина
«Груша».

1

20.

Аппликация с элементами
рисования «Дождь».

1

21.

Обрывная аппликация
«Зонтик».

1

22.

Обрывная аппликация
«Репка».

1

23.

Аппликация «Ковер из
осенних листьев».

1

24.

Пальчиковое рисование
«Яблочки».

1

25.

Рисование «Апельсин».

1

26.

Рисование «Арбуз».

1

27.

Рисование «Репа».

1

28.

Вишня из пластилиновых
жгутиков.

1

29.

Размазывание пластилина внутри
контура «Помидор».

1

30.

Предметная аппликация
«Овощной суп».

1

31.

Предметная аппликация «Ваза с
фруктами».

1

32.

Аппликация из
геометрических фигур.

1

33.

Буква «А» из жгутиков.

1

34.

Лепка «Дары осени».

1

35.

Лепка «Дары осени».

1

36.

Размазывание пластилина
внутри контура «Буквы».

1

37.

Рисование «Снежинки».

1

38.

Пальчиковое рисование
«Белая сказка».

1

39.

Рисование по спирали
«Снеговик».

1

40.

Рисование «Варежка».

1

41.

Аппликация «Валенки».

1

42.

Аппликация из разноцветных
полосок «Шарф».

1

43.

Аппликация из пластилина
«Шапка».

1

44.

Обрывная аппликация
«Собака».

1

45.

Аппликация из кругов
«Ежик».

1

46.

Аппликация «Новогодняя
гирлянда».

1

47.

Рисование «Письмо Деду
Морозу».

1

48.

Аппликация «Белый заяц».

1

49.

Аппликация из треугольников
«Собака».

1

50.

Аппликация «Медвежонок».

1

51.

Рисование «Цветные
карандаши».

1

52.

Рисование «Школьные
принадлежности».

1

53.

Пластилиновые заплатки
«Домашние животные».

1

54.

Пластилиновые заплатки
«Домашние животные»

1

55.

Обрывная аппликация
«Медведь».

1

56.

Аппликация «Чья тень?»

1

57.

Рисование «Заяц».

1

58.

Буква «У» из колбасок.

1

59.

Открытка для папы .

2

60.

Обрывная аппликация «Буквы и
цифры».

2

61.

Рисование по точкам
«Отгадки на загадки».

1

62.

Открытка для мамы.

2

63.

Лепка «Стол».

1

64.

Лепка «Стул».

1

65.

Лепка «Тарелочка».

1

66.

«Весенняя капель» (рисование
ватными палочками).

1

67.

«Цветочная поляна» (печать
губкой).

1

68.

Рисование пластилином
«Весеннее солнышко».

1

69.

Рисование пластилином
«Облака».

1

Рисование пластилином
«Буквы и цифры».

3

70.
71.

Аппликация «Весенние
цветы».

1

72.

Рисование «Одуванчик».

1

73.

Рисование точкам «Птички».

1

74.

Рисование пластилином
«Бабочка».

1

75.
76.

Рисование пластилином.

1

Аппликация из
геометрических фигур.

2

77.

Аппликация «Весенняя
полянка».

1

78.

Аппликация «Дома высокие и

1

низкие».

79.
80.

Рисование «Весеннее дерево».

1

81.

Рисование по трафаретам.

1

82.

Рисование «Праздничный
салют».

1

Лепка «Утенок».

1

84.

Лепка «Неваляшка».

2

85.

Лепка из жгутиков «Кружка».

3

86.

Лепка из жгутиков
«Разноцветные цветы».

3

87.

Аппликация «Салфетка»

2

88.

Аппликация из
геометрических фигур.

3

89.

Защита проекта.

2

83.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».