РП Музыка и движение 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Методическим советом

Заместитель директора
________________________ по УВР

УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________

Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка и движение»
для обучающихся 6 класса (вариант 2)

Программу составила: Фель Л.А.,
учитель предмета «Музыка и движение»

с.Армизонское 2025 год

Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Музыка и движение» разработана на основе
адаптированной программы.
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определенной
самодеятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности.
В ходе уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не
являются самоцелью, они способствуют формированию предпочтений, интересов,
потребностей, вкуса учащихся.
Задачи коррекционные:
1. Корректировать отклонения в интеллектуальном развитии.
2. Корректировать нарушения звукопроизносительной стороны речи.
3. Помочь самовыражению умственно-отсталых школьников через занятия музыкальной
деятельностью.
4. Содействовать приобретению навыков свободного общения с окружающими, развивать
речевую активность.
Цель:
коррекция недостатков психического и физического развития детей с ООП средствами
музыкально-ритмической деятельности.
Задачи: Образовательные:
-разнообразить кинестический, слуховой и познавательный опыт учащихся;
-формировать слухозрительное и слухомоторное взаимодействие в различных видах
музыкальной деятельности;
-корректировать эмоционально-волевую сферу;
-развивать музыкальный слух, память, чувство ритма;
-развивать речь, голосовой аппарат;
-расширять музыкальный кругозор учащихся;
-формировать ориентировку в средствах музыкальной выразительности;
- развивать чувство ритма, речевую активность, звуковысотный слух, музыкальную
память и способность реагировать на музыку.
Воспитательные:
-помочь самовыражению умственно отсталых школьников через занятия
музыкальной деятельностью;
- способствовать преодолению неадекватных форм поведения, снятию
эмоционального напряжения;
-содействовать приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного
общения с окружающими, развивать эмоциональную отзывчивость; активизировать
творческие способности.
Коррекционно-развивающие:
-корригировать отклонения в интеллектуальном развитии;
-корригировать речевые нарушения, психо-физическое и психоэмоциональное
состояние учащихся.
Таким образом, музыка рассматривается как средство развития эмоциональной и
личностной сферы, как средство социализации и самореализации ребенка.
На музыкальных занятиях развивается не только способность эмоционально
воспринимать и воспроизводить музыку, но и музыкальный слух, чувство ритма,
музыкальная память, индивидуальные способности к пению, танцу, ритмике.
Педагогическая работа с ребенком с умеренной, тяжелой, глубокой умственной
отсталостью и с ТМНР направлена на его социализацию и интеграцию в общество.

Общая характеристика предмета
Музыкальное развитие учащихся с умеренной и тяжѐлой умственной отсталостью
осуществляется в таких формах работы, которые стимулируют их к определѐнной
самостоятельности, проявлению минимальной творческой индивидуальности. В ходе
уроков «Музыка и движение» знания, исполнительские умения и навыки не являются
самоцелью. Они способствуют формированию предпочтений, интересов, потребностей,
вкуса учащегося.
Ведущим видом музыкальной деятельности с учащимся являются музыкальноритмические движения, которые сопровождаются подпеванием,
«звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и шумовых
инструментов. С помощью картинок, игрушек, и других визуальных интерактивных
средств учитель знакомит их с попевками или песенками. Особое внимание обращается
на стимулирование учащихся к играм на музыкальных инструментах. Большое значение в
ходе уроков «Музыка и движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и
познавательной деятельности учащегося. В процессе образовательной деятельности по
предмету важно учитывать быструю утомляемость, эмоциональную неустойчивость
детей. Поэтому следует переключать их с одного вида музыкальной деятельности на
другой, например, с пения на ритмические упражнения. В содержание уроков входит
слушание музыки, которое способствует расширению представлений о музыкальных
произведениях. Уроки «Музыка и движение» направлены на выработку
динамической координации движений учащихся, их точности и четкости, способность
удерживать двигательную программу при последовательном выполнении движений.
Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики: сжимание и
разжимание кистей, встряхивание и помахивание ими с постепенным увеличением
амплитуды движений в суставах и совершенствованием взаимодействия различных
анализаторов. Эти упражнения проводятся под музыку. Уроки «Музыка и движение»
стимулируют эмоциональное развитие учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью.
Формой организации учебного процесса является урок (45 минут), безоценочная
система.
Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально- ритмическая деятельность
детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь,
танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.
Задачи обучения заключаются не только в том, чтобы обеспечить усвоение программного
материала, но и в том, чтобы продвинуть учащихся в развитии. Здесь очень важную роль
играет мониторинг, который является проверкой усвоения и выработки умений и навыков.
В ходе контроля проверяется соответствие доступных учащимся умений и навыков,
появляется возможность выявить проблемные области в работе, зафиксировать удачные
методы и приемы, проанализировать, какое содержание обучения целесообразно
расширить, а какое исключить из учебной программы. Со стороны ученика
устанавливается, каковы конкретные результаты его деятельности на уроке, что усвоено
легко и прочно, а что нуждается в доработке, какие стороны деятельности сформированы,
а какие необходимо сформировать.
С помощью мониторинга идѐт анализ учебного процесса и определение результатов
обучения. Здесь выявляются индивидуальные данные каждого учащегося для того, чтобы
понять его самого и приспособить учебные методы к его индивидуальным качествам.
В процессе выполнения специальных упражнений под музыку (ходьба цепочкой или в
колонне в соответствии с заданными направлениями, перестроения с образованием
кругов, квадратов, «звездочек», «каруселей», движения к определенной цели и между
предметами) осуществляется развитие представления учащихся о пространстве и умения
ориентироваться в нем.
Упражнения с детскими музыкальными инструментами применяются для развития у

детей
подвижности пальцев, умения ощущать напряжение и расслабление мышц,
соблюдать ритмичность и координацию движений рук.
Скованность или вялость, отсутствие дифференцировки и точности движений мешают
овладению навыками письма и трудовыми приемами. В то же время этот вид деятельности
вызывает живой эмоциональный интерес у детей, расширяет их знания, развивает
слуховое восприятие.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая,
грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа. В свою
очередь, эмоциональная насыщенность музыки позволяет разнообразить приемы
движений и характер упражнений.
Движения под музыку не только оказывают коррекционное воздействие на физическое
развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических
функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки,
ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают
постоянную концентрацию внимания, запоминание условий. Выполняя упражнения на
пространственные построения, разучивая парные танцы и пляски, двигаясь в хороводе,
дети приобретают навыки организованных действий, дисциплинированности, учатся
вежливо обращаться друг с другом. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку
разнообразные движения, петь, танцевать.
Движения под музыку дают возможность воспринимать и оценивать ее характер (веселая,
грустная), развивают способность переживать содержание музыкального образа.
Место предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение рабочей адаптированной образовательной программы по предмету «Музыка и
движение», обеспечит достижение трёх видов результатов: базовых, личностных и
предметных.
Базовые результаты:
- формирование осознанного отношения к учебному предмету;
- наличие мотивации к обучению;
- обеспечение успешности изучения содержания предметной области;
- формирование целостного представления о современном музыкальном мире;
- содействие дальнейшему становлению обучающихся как субъектов осознанной
учебной деятельности на доступном уровне.
Личностные результаты:
- формирование воображения, эмоционально-волевой сферы;
- проявление эмоциональной отзывчивости к какому-либо музыкальному образу –
радость, восхищение, удовольствие или противоположные им чувства;
- сопереживание в соответствии с содержанием музыкальных произведений;
- умение проявлять осознано и адекватно эмоциональные реакции при восприятии
произведений искусства;
- формирование художественного вкуса, в области эстетически – ценных
произведений музыкального искусства;
- овладение художественными умениями и навыками в процессе продуктивной
музыкальной деятельности;
- наличие определенного уровня развития образного мышления, творческого
воображения;
- приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и
содержательной музыкально-учебной деятельности.

Предметные результаты:
- общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого
отдельного человека;
- осознанное восприятие и эмоциональный отклик к звучанию разного рода музыки;
- устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа,
различным видам музыкально-творческой деятельности;
- расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально-творческой
деятельности, включая информационно- коммуникационные технологии;
- освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для
реализации собственного творческого потенциала;
- образно представлять, наблюдать, развивать жизненный опыт о практическом
значении музыки в жизни людей;
- узнавать произведения великих мастеров отечественного и зарубежного искусства.
Содержание учебного предмета «Музыка и движение»
(6 класс вариант 2)
Программно-методический материал включает 4 раздела: «Слушание музыки»,
«Пение», «Движение под музыку», «Музыкальные инструменты». В структуру урока в
основном включается материал из всех разделов программного материала.
Тема года: “Музыка и другие виды искусства”
Тема 1 полугодия: “Музыка и литература” (34 часов)
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается на образцах вокальной музыки.
Это, прежде всего такие жанры, в основе которых лежит поэзия, – песня, романс, опера.
Художественный смысл и возможности программной музыки (сюита, концерт, симфония),
а также таких инструментальных произведений, в которых получили вторую жизнь
народные мелодии, церковные напевы, интонации колокольных звонов.
Значимость музыки в жизни человека благодаря вдумчивому чтению литературных
произведений, на страницах которых «звучит» музыка. Она нередко становится одним из
действующих лиц сказки или народного сказания, рассказа или повести, древнего мифа или
легенды. Что роднит музыку с литературой. Сюжеты, темы, образы искусства.
Интонационные особенности языка народной, профессиональной, религиозной музыки
(музыка русская и зарубежная, старинная и современная). Специфика средств
художественной выразительности каждого из искусств. Вокальная музыка. Фольклор в
музыке русских композиторов. Жанры инструментальной и вокальной музыки. Вторая
жизнь песни. Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Путешествия в музыкальный театр:
опера, балет, мюзикл. Музыка в театре, кино, на телевидении. Использование различных
форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Выявление общности и специфики жанров и выразительных средств музыки и литературы.
Тема 2 полугодия: “Музыка и изобразительное искусство” (34 часов)
Выявление многосторонних связей между музыкой и изобразительным искусством.
Взаимодействие трех искусств – музыки, литературы, изобразительного искусства –
наиболее ярко раскрывается при знакомстве с такими жанрами музыкального искусства,
как опера, балет, мюзикл, а также с произведениями религиозного искусства («синтез
искусств в храме»), народного творчества. Вслушиваясь в музыку, мысленно представить
ее зрительный (живописный) образ, а всматриваясь в произведение изобразительного
искусства, услышать в своем воображении ту или иную музыку. Выявление сходства и
различия жизненного содержания образов и способов и приемов их воплощения.
Взаимодействие музыки с изобразительным искусством. Исторические события, картины
природы, разнообразные характеры, портреты людей в различных видах искусства. Образ
музыки разных эпох в изобразительном искусстве. Небесное и земное в звуках и красках.
Исторические события в музыке: через прошлое к настоящему. Музыкальная живопись и

живописная музыка. Колокольность в музыке и изобразительном искусстве. Портрет в
музыке и изобразительном искусстве. Роль дирижера в прочтении музыкального
сочинения. Образы борьбы и победы в искусстве. Архитектура – застывшая музыка.
Полифония в музыке и живописи. Творческая мастерская композитора, художника.
Импрессионизм в музыке и живописи. Тема защиты Отечества в музыке и изобразительном
искусстве. Использование различных форм музицирования и творческих заданий в
освоении содержания музыкальных образов.
Тематическое планирование
6 класс
№ п/п

1.
2.
3.
4.
Итого:

Тема раздела

Слушание и пение
Музыкально–ритмические
движения
Игры под музыку
Музыкальные инструменты

Кол-во
часов

37
13
13
5
68

Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы

Приложение к рабочей программе
Календарно-тематический план по предмету «Музыка и движение» 6 класс
(вариант 2)
№
П/П
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10

11

12

13
14
15
16
17
18
19
20

Тема урока
Слушание произведения П.И Чайковского «Времена
года. Осень».
Слушание произведения «Полька» муз. Ю.Слонова.
Слушание произведения «Веселые матрешки» муз. Л.
Некрасовой.
Слушание произведения «Вальс» П.И. Чайковского.
Слушание произведения «Болезнь куклы» П.И.
Чайковского.
Слушание и узнавание произведения с CD диска
«Спокойной ночи малыши» (игра с куклой).
Построение в шеренгу, в колонну, бег под музыку.
Знакомство с приставным шагом.
Ходьба со свободным естественным движением рук в
марше. Восприятие начала и конца музыки.
Упражнения на связь движений с музыкой.
Постепенное изменение темпа при ходьбе и беге.
Упражнения ритмической гимнастики - 1.Без
предметов. 2.С короткой скакалкой.
Подготовительные упражнения к танцам 1.Полуприседания. 2.Упражнения для ступни.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры
– «Чижи в клетке», «Кот и мыши».
Специальные ритмические упражнения. Ходьба с
проговариванием слов и с хлопками. Упражнения
ритмической гимнастики – с короткой скакалкой.
Подготовительные упражнения к танцам. Выставление
ноги на носок. Упражнения ритмической гимнастики –
с гимнастической палкой.
Игры: «Передай ритм», «Начинаем перепляс», «Мы
танцуем буги-вуги».
Танцевальная композиция. Игры «Ловишка», «Зайцы и
лиса».
Игры «Карусели» (с ускорением), «Музыкальные
кубики», «Веселые ложки».
Игры «Веселый колокольчик», «Шла веселая собака»,
«Веселые строители» муз. Г. Вихаревой.
Исполнение, слушание выученных произведений.
Разучивание песни Т. Морозовой «Золотой листопад»,
игры под музыку.
Разучивание песни «Учиться надо весело». Игры под
музыку.
Совершенствование навыков ходьбы и бега под
музыку.

Количество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1

1

1
1
1
1
1
1
1
1

21
22

23

24
25
26

27

28

29

30
31
32

33
34
35
36
37
38
39
40
41

Совершенствование навыков ходьбы и бега под
музыку.
Подвижные, музыкально-ритмические и речевые игры.
«Пустое место». «Мяч в воздухе». «Отбивай мяч».
«Вороны и воробьи».
Упражнения ритмической гимнастики. Без предметов.
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
Игра «Космонавты».
Подвижные музыкально-ритмические и речевые игры.
«Лиса и куры». «Охотники и утки».
Построение в шеренгу. «Наш край» Д. Кабалевского.
Выполнение во время ходьбы и бега несложных
заданий с предметами. Разведение рук в стороны,
раскачивание их перед собой, круговые движения,
упражнения с лентами.
Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны,
круговые движения. «Весёлая полька». Наклоны
туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и
повороты туловища в сочетании с движениями рук
вверх, в стороны, на затылок, на пояс.
Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку
без сгибания колен. «С горки ледяной». Выставление
правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в
стороны, в исходное положение.
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и
левой руки, левой ноги и правой руки. Танец
«Зеркало».
Игры «Ловушка», «Колокола и колокольчики», «Раз,
два, добрый день».
Игры «Море волнуется», «Ходим кругом», «Аист и
лягушата».
Игры «Найди свое место» муз. Т. Ломовой «Учимся
танцевать». Подвижные музыкально-ритмические и
речевые игры. «Салки, руки на стену».
Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны,
круговые движения. «Весёлая полька» М. Красева.
Выставление правой и левой ноги поочередно вперед,
назад, в стороны, в исходное положение.
Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при
маршировке.
Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при
маршировке.
Разнообразные перекрестные движения правой ноги и
левой руки, левой ноги и правой руки.
Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при
игре в футбол). «Песенка о весне» Г.Фрида.
Новогодние
игры
и
пляски
«Барабанщики»
Д.Кабалевского. Танец «Весёлые дети».
Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с
продвижением. «Узнай по голосу» М.Ребикова.
Элементы русской пляски: шаг с поскоками.

1
1

1

1
1
1

1

1

1

1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
5556
57

58
59
60
61
62
63
64
6566
67

68

Элементы русской пляски: переменный шаг.
Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».
Элементы русской пляски (движения с платочками).
Урок-концерт «Мы любим танцы».
Элементы пляски.
Танец «Весёлые дети».
Игра « Кто внимательный», Игра « Кто за кем стоит».
Игра « Найди меня», «Где звонит колокольчик?», игра
« Что, где?», « Встань, где скажу».
Игра на ковре « Назови, что справа (слева), перед (за)
тобой», Игра « Кто, где стоит?».
Игра « Японские жмурки», игра « Найди игрушку».
Игра «Кто первый?» (со скакалкой). Танцевальная игра
«Как мы умеем танцевать»
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М.
Пляцковского. Игры под музыку.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М.
Пляцковского. Игры под музыку.
«Дважды два четыре» — муз. В. Шаинского, сл. М.
Пляцковского. Игры под музыку.
«Бу-ра-ти-но».
Из
телефильма
«Приключения
Буратино» — муз. А. Рыбникова, сл. Ю. Энтина. Игры
под музыку.
Упражнения с обручем ( Ливенская полька).
Ритмические нити «Гуси, гуси».
Упражнения с мячом «Скок-поскок». Повторение
песен, игр. Слушание музыки.
Общеразвивающие упражнения.
Упражнения на выработку осанки.
Упражнения на координацию движений.
Упражнения на расслабление мышц.
Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак).
Противопоставление одного пальца остальным.
Движения кистей и пальцев рук в разном темпе:
медленном, среднем, быстром, с постепенным
ускорением, с резким изменением темпа и плавности
движений.
Игра «Встаньте в круг по ...». Игра «Запрещённое
движение».

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1

1
1
1
1
1
1
1
2
1

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
Учебник: Евтушенко И.В., Чернышкова Е.В., Музыка. Учебник для общеобразовательных
организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы,
АО «Издательство «Просвещение», 2023
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. «Программы образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью
(под ред. Баряевой Л.Б., Яковлевой Н.Н.- Спб. 2019г.)
2. Грошенков И. А. Музыка и движение в специальной (коррекционной) школе VIII вида
[Текст] / И. А. Грошенков. - М.: Академия, 2014. - 224 с.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».