МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Музыка и движение»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
2 класс
Программу составила: Печерина Н.Ф.,
учитель домашнего обучения
с. Армизонское 2025 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке и движению составлена в соответствии с АООП
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) (вариант 2).
«Музыка и движение» — учебный предмет, предназначенный для формирования
у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства,
развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и
дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и
воспитания,
комплексности
обучения,
доступности,
систематичности
и
последовательности, наглядности.
Ведущим
видом
музыкальной деятельности с
обучающимися
являются
музыкально-ритмические движения, которые сопровождаются подпеванием,
«звучащими» жестами и действиями с использованием простейших ударных и
шумовых инструментов.
Особое внимание обращается на стимулирование обучающихся к играм на
музыкальных инструментах. Большое значение в ходе уроков «Музыка и
движение» придается коррекции эмоционально-волевой сферы и познавательной
деятельности обучающегося.
Актуальность. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов
деятельности для детей, имеющих сложный дефект развития. Данные уроки
способствуют
развитию
музыкального
слуха,
памяти,
чувства
ритма.
Музыкальное развитие обучающихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью занимает важное место в системе коррекционно-педагогической
работы.
Уроки
«Музыка
и
движение»
стимулируют
эмоциональное
развитие
обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части
духовной культуры.
Задачи:
1. организация музыкально-речевой среды;
2. формирование интереса к музыкальным занятиям;
3. формирование музыкально-ритмических движений;
4. формирование потребности учащегося использовать вербальные и
невербальные средства общения для обогащения чувственного опыта и
умения фиксировать полученные впечатления в речи;
5. развитие стремления, обучающегося устанавливать коммуникативные
контакты с окружающими.
Особое значение приобретают упражнения по развитию тонкой моторики и
совершенствованием взаимодействия различных анализаторов. Эти упражнения
проводятся под музыку.
В соответствие с недельным учебным планом общего образования обучающихся
с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на предмет
«Музыка и движение» отводится 2 часа в неделю (68 ч/в год). Сроки реализации
программы: 1 год.
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Слушание.
Слушание (различение) тихого и громкого звучания музыки. Определение начала
и конца звучания музыки. Слушание (различение) быстрой, умеренной,
медленной музыки. Слушание (различение) веселой и грустной музыки.
Слушание (различение) колыбельной песни. Узнавание знакомой песни.
Определение характера музыки. Узнавание знакомой мелодии, исполненной на
разных музыкальных инструментах.
Музыкальная предметно-развивающая среда.
Топанье под музыку. Хлопки в ладоши под музыку. Покачивание с одной ноги на
другую. Начало движения вместе с началом звучания музыки и окончание
движения по ее окончании. Движения: ходьба, бег, прыжки, кружение,
приседание под музыку разного характера. Выполнение под музыку действия с
предметами: наклоны предмета в разные стороны, опускание/поднимание
предмета, подбрасывание/ловля предмета, взмахивание предметом и т.п.
Выполнение движений разными частями тела под музыку: «фонарики»,
«пружинка», наклоны головы и др. Соблюдение последовательности простейших
танцевальных движений. Имитация движений животных. Движение в хороводе.
Движение под музыку в медленном, умеренном и быстром темпе.
Мир музыкальных инструментов.
Слушание (различение) контрастных по звучанию музыкальных инструментов,
сходных по звучанию музыкальных инструментов. Освоение приемов игры на
музыкальных инструментах, не имеющих звукоряд. Тихая и громкая игра на
музыкальном инструменте. Сопровождение мелодии игрой на музыкальном
инструменте. Своевременное вступление и окончание игры на музыкальном
инструменте. Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, имеющих
звукоряд.
Сопровождение
мелодии
ритмичной
игрой
на
музыкальном
инструменте.
3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА
1. Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными
(жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практикоориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие
социальных отношений, обучающихся в различных средах.
На уроках музыки и движения в 2 классе формируются следующие личностные
результаты:
1. Основы персональной идентичности, осознание своей
принадлежности определенному полу, осознание себя как «Я»;
2. Социально – эмоциональное участие в процессе общения и
деятельности;
3. Формирование социально-ориентированного взгляда на окружающий
мир в органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей.
2.
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся
в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической
деятельности.
На уроках музыки и движения в 2 классе формируются следующие предметные
результаты:
1) Развитие слуховых и двигательных восприятий, танцевальных,
певческих, хоровых умений, освоение игре на доступных музыкальных
инструментах, эмоциональное и практическое обогащение опыта в процессе
музыкальных занятий,
игр, музыкально-танцевальных,
вокальных и
инструментальных выступлений.
Интерес
к
различным
видам
музыкальной
деятельности
(слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).
Умение слушать музыку и выполнять простейшие танцевальные
движения.
Освоение
приемов
игры
на
музыкальных
инструментах,
сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.
Умение узнавать знакомые песни, подпевать их, петь в хоре.
2) Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.
Умение проявлять адекватные
эмоциональные
реакции от
совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.
Стремление к совместной и самостоятельной музыкальной
деятельности;
Умение использовать
полученные
навыки для
участия
представлениях, концертах, спектаклях, др
4. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол-во
п/п
часов
I раздел. Слушание музыки.
1.
Слушание музыки.
2
Упражнения на
ориентировку:
центр зала
ЭОР
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
в
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
3.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
4. «Песенки для детей
2
Подборка музыкальных и
№ 1» (музыкальный
художественных произведений в
альбом).
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
5. «Песенки для детей
2
№ 1» (музыкальный
художественных произведений в
альбом).
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
6. «Песенки для детей
2
Подборка музыкальных и
№ 1» (музыкальный
художественных произведений в
альбом).
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
II раздел. Музыкальная предметно-развивающая среда.
7. «Игра с лошадкой»
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
(инструментальная
цифровом виде; электронные
мелодия).
энциклопедии.
8. «Игра с лошадкой»
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
(инструментальная
цифровом виде; электронные
мелодия).
энциклопедии.
9. «Пальчики - ручки»
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
(песенка - игра) .
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
10. «Пальчики - ручки»
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
(песенка - игра).
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
11. «Пальчики - ручки»
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
(песенка - игра).
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
12. «Пальчики - ручки»
2
Подборка музыкальных и
(песенка - игра) .
художественных произведений в
2.
Слушание музыки.
Упражнения на
ориентировку:
центр зала
«Песенки для детей
№ 1» (музыкальный
альбом).
2
13. Повторение. «Игра
с лошадкой»
(инструментальная
мелодия).
14. Упражнения
на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими»
жестами.
15. Упражнения
на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими»
жестами.
16. Упражнения
на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими»
жестами.
17. Упражнения
на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
подпеванием,
«звучащими»
жестами.
18. Упражнения
на
выполнение детьми
простейших
движений,
сопровождаемых
действиями
с
простейшими
2
2
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
ударными
и
шумовыми
инструментами.
I раздел. Слушание музыки.
19. Звуки природы.
2
20.
Звуки природы.
2
21.
Динамические
оттенки.
2
22.
Ударно-шумовые
инструменты.
Бубен.
2
23.
Ударно-шумовые
инструменты.
Бубен.
2
24.
Дудочка,
свистулька.
2
25.
Дудочка,
свистулька.
2
26.
Ударно-шумовые
инструменты.
Барабан.
2
27.
Дудочка,
свистулька.
2
28.
Дудочка,
свистулька.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.
II раздел. Музыкальная предметно-развивающая среда.
29. Музыкально
–
3
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
дидактические игры.
цифровом виде; электронные
Медвежонок
энциклопедии.
30. Музыкально
–
3
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
дидактические игры.
цифровом виде; электронные
Слушание
энциклопедии.
музыки.
31. Музыкально
–
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
дидактические игры.
цифровом виде; электронные
Погремушки.
энциклопедии.
32. Музыкально
–
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
дидактические игры.
цифровом виде; электронные
Погремушки.
энциклопедии.
33. Обобщающий урок.
2
Подборка музыкальных и
художественных произведений в
цифровом виде; электронные
энциклопедии.