МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
УТВЕРЖДЕНО
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Обухова О.Ф. Приказ № 61-ос
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся 6 класса (вариант 2)
Программу составила: Фель Л. А.,
учитель предмета «Окружающий социальный мир»
с.Армизонское 2025 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
(предметная область «Окружающий мир») составлена в соответствии с адаптированной
основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умеренной,
тяжёлой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2), является учебнометодической документацией, определяющей рекомендуемые ФГОС образования
обучающихся с умственной отсталостью объем и содержание образования, планируемые
результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной
деятельности.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных
явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
позволяет
планомерно
формировать
осмысленное
восприятие
социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения – формирование представлений о человеке, его социальном
окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы «Окружающий социальный мир» являются:
знакомство с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые
нормы поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с ними).
Характеристика учебного предмета
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об
окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные
отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального,
эмоционального развития дети с ТМНР испытывают трудности в осознании социальных
явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир»
позволяет
планомерно
формировать
осмысленное
восприятие
социальной
действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор»,
«Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы,
изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в
котором он проживает, о России. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными
явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные
признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними.
Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится
соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями
(эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в
различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится
быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей. Важно
сформировать у ребенка типовые модели поведения в различных ситуациях: поездки в
общественном транспорте, покупки в магазине, поведение в опасной ситуации и др.
Содержание материала по программе «Окружающий социальный мир» является
основой формирования представлений, умений и навыков по предметам «Изобразительная
деятельность», «Домоводство», «Труд» и др. Так знания, полученные ребенком в ходе
работы по разделу «Посуда», расширяются и дополняются на занятиях по домоводству, где
ребенок учится готовить, сервировать стол и т.д.
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в
том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк,
магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с различными
Организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью
окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Предмет «Окружающий социальный мир» реализуется в форме индивидуальных и
групповых занятий, исходя из особенностей развития обучающихся с умственной
отсталостью. Продолжительность урока варьируется с учетом психофизического состояния
ребенка до 40 минут.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» входит в предметную область
«Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана, согласно которому
на его изучение отводится: в 6 классе 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение АООП (вариант 2), предмета «Окружающий социальный мир» созданной
на основе ФГОС, обеспечивает достижение обучающимися с умственной отсталостью двух
видов результатов: ожидаемых личностных и возможных предметных.
Ожидаемые личностные результаты освоения предмета «Окружающий
социальный мир»:
1) основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как «Я»;
2) социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3) формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его
органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4) формирование уважительного отношения к окружающим;
5) освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира,
покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного
смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе
представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
8) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций;
9) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Возможные предметные результаты освоения предмета «Окружающий
социальный мир»:
1) Представления о мире, созданном руками человека
• Интерес к объектам, созданным человеком.
2)
3)
4)
5)
6)
• Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах
(мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и
т.д.
Умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на
улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными
представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях
людей.
• Представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка
(учитель, повар, врач, водитель и т.д.).
• Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и
т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях.
• Опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
• Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную
дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка.
Развитие межличностных и групповых отношений.
• Представления о дружбе, товарищах, сверстниках.
• Умение находить друзей на основе личных симпатий.
• Умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание.
• Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах
доступной деятельности.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной
жизни.
• Представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании,
участие в них.
• Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов о внешнем
виде, на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности.
Представления об обязанностях и правах ребенка.
• Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, внука/внучки,
гражданина и др.
Представление о стране проживания Россия.
• Представление о стране, народе, столице, месте проживания.
• Представление о государственно символике (флаг, герб, гимн).
• Узнавание президента РФ (на фото, видео)
Содержание учебного предмета «Окружающий социальный мир»
Школа.
Мы уже не просто дети, мы ученики. Школа -твой дом. Узнавание (различение)
помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы.
Твой школьный вид. Знание о школьной форме. Организация своего рабочего места.
Школьные принадлежности. Узнавание (различение) школьных принадлежностей:
школьная доска, парта, мел, ранец. Знание назначения школьных принадлежностей. Режим
дня в школе. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Я- член коллектива. «Вежлив
ли я». Знание положительных качеств человека Дружеские отношения. Знание способов
проявления дружеских отношений (чувств). Умение выражать свой интерес к другому
человеку. Мои одноклассники. Профессии людей в школе. Знание профессий людей,
работающих в школе. Соотнесение работника школы с его профессией. «Все профессии
важны».
Квартира, дом, двор.
Дом. Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол.
Квартира. Помещения квартиры. Узнавание (различение) помещений квартиры (комната,
спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон). Знание
функционального назначения помещений квартиры. Мой домашний адрес. Сообщение
своего домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего
домашнего адреса (на слух, написанного). Адрес школы. Сообщение адреса школы.
Узнавание адреса школы. Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения на улице.
Традиции, обычаи
Новогодние праздники. Знание традиций и атрибутов зимних праздников Новый
Год, Рождество. Традиции новогодних праздников (Чтение стихотворений, исполнение
песен, игры, забавы)
Предметы быта.
Узнавание (различение) бытовой техники (телевизор, магнитофон, фен, стиральная
машина, швейная машина). Знание назначения бытовой техники. Знание правил техники
безопасности при пользовании бытовой техники. Узнавание (различение)игрушек (юла,
кубики, неваляшка, кукла, пирамидка, машина, каталка). Знание назначения игрушек. Уход
за игрушками.
Продукты питания.
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, компот,) по внешнему виду, на
вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) молочных продуктов
(молоко, творог, сметана, кефир) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с
молочным продуктом. Узнавание (различение) фруктов и овощей. По внешнему виду и на
вкус. Узнавание (различение) хлебобулочных изделий: готовых к употреблению (хлеб,
батон, пирожок, булочка). Узнавание (различение) мясных продуктов, требующих
обработки (приготовления) (колбаса, сосиски, котлета, ветчина). Знакомство со способами
обработки (приготовления) мясных продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов
Предметы и материалы, изготовленные человеком.
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение) видов
бумаги по плотности (альбомный лист,, картон и др.), по фактуре (глянцевая, бархатная и
др.). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и
др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой
(ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол).
Узнавание предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки,
двери и др.).
Город
Узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры, улицы (проспекты,
переулки), площади, здания, парки). Узнавание (различение), назначение зданий: кафе,
вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы помощи (больница,
поликлиника, парикмахерская).
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер.
Безопасность на дорогах.
Узнавание (различение) технических средств организации дорожного движения
(дорожный знак («Пешеходный переход»), разметка («зебра»), светофор). Знание
(соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Узнавание (различение) достопримечательностей своего города
Транспорт
Узнавание (различение) наземного транспорта (автобус, трамвай, троллейбус,
маршрутное такси). Знание назначения наземного транспорта. Знание (соблюдение) правил
поведения в общественном транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание
места посадки и высадки из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в
автобус, покупка билета и др.). Узнавание (различение) специального транспорта
(снегоуборочная машина, машины на селе). Знание назначения специального транспорта.
Безопасное поведение на улице. Правила поведения на улице.
Страна
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание президента РФ (на фото, видео).
Знание названия столицы России.
Тематическое планирование
6 класс (вариант 2)
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Всего
Тема раздела
Школа.
Квартира, дом, двор
Традиции, обычаи
Предметы быта
Продукты питания
Предметы и материалы,
изготовленные человеком
Город
Транспорт
Традиции, обычаи
Страна
Кол-во
часов
16
14
2
4
5
4
9
5
4
5
68
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
Приложение к рабочей программе
Календарно-тематическое планирование по предмету
«Окружающий социальный мир» 6 класс (вариант 2)
№
п/
п
Темы
Количество
часов
1
Школа
1
2
Школа- дом знаний
1
3
Школьная форма
1
4
Организация своего рабочего места
1
5
Школьные принадлежности
1
6
Правила поведения на уроке
1
7
Правила поведения в школе
1
8
Режим дня в школе
1
9
Дежурный в классе
1
10
«Вежлив ли я?»
1
11
Дружеские отношения
1
12
Дружеские отношения
1
13
Мои одноклассники
1
14
Профессии людей в школе
1
15
Профессии людей в школе
1
16
«Все профессии важны»
1
17
Дом
1
18
Квартира
1
19
Помещения дома.
1
20
Помещения дома.
1
21
Помещения дома.
1
22
Мой домашний адрес
1
23
Мой домашний адрес
1
24
Адрес школы
1
25
Правила поведения в доме
1
26
Правила поведения в доме
1
27
Правила поведения в доме
1
Дата
изучения
28
Правила безопасности и поведения во
дворе
1
29
Правила безопасности на улице
1
30
Правила безопасности на улице
1
31
Новогодние праздники
1
32
Масленица
1
33
Помощники в быту
1
34
Помощники в быту
1
35
Игрушки
1
36
Игрушки
1
37
Напитки
1
38
Молочные продукты
1
39
Фрукты и овощи
1
40
Хлебобулочные изделия
1
41
Мясные продукты
1
42
Бумага
1
43
Бумага
1
44
Предметы из стекла и зеркала
1
45
Предметы из стекла и зеркала
1
46
Город, в котором я живу
1
47
Службы помощи (больница,
поликлиника)
1
48
Службы помощи (милиция)
1
49
Службы помощи
1
50
Все профессии важны
1
51
Все профессии важны
1
52
Все профессии важны
1
53
Безопасность на дорогах в городе
1
54
Правила поведения на улице
1
55
Наземный транспорт
1
56
Правила поведения в общественном
транспорте
1
57
Специальный транспорт
1
58
Специальный транспорт
1
59
Безопасное поведение на улице
1
60
Праздники весной
1
61
Какие я знаю праздники?
1
62
Праздник Пасхи
1
63
Наши школьные традиции
1
64
Родина любимая
1
65
Наше Отечество
1
66
Наш президент
1
67
Государственная символика
1
68
Главный город страны
1
Всего:
68
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Учебник: Субчева В.П. Социально-бытовая ориентировка (для обучающихся с
интеллектуальными нарушениями). Специальный учебник 6 класс: - ООО «Современные
образовательные технологии», 2021 год
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
https://infourok.ru/elektronnie-obrazovatelnie-resursi-na-urokah-okruzhayuschego-mira1941537.html
https://smallgames.ws/11730-mir-prirody-poznavatelnye-materialy-ob.html
https://infourok.ru/vneklassnoe-zanyatie-moy-gorod-1089387.html
https://permyachok.ru/chernushka/