МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент образования и науки Тюменской области
Отдел образования Армизонского муниципального района
МАОУ Армизонская СОШ
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Методическим советом
Заместитель директора
________________________ по УВР
Директор школы
________________________
Селянкина Е.Л ________________________
Каканова Л.С.
Протокол №1
Приказ
№
61-ос
Обухова О.Ф.
от «25» 08 2025 г.
«29» 08 2025 г. от «29» 08 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Окружающий социальный мир»
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
5-9 класс
Программу составила: Печерина Н.Ф.,
учитель домашнего обучения
с. Армизонское 2025 год
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир»
предметной области «Окружающий мир» (5-9 класс) разработана в соответствии с
-
Федеральным государственным образовательным стандартом обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 года
№1599;
-
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации №1026 от
24.11.2022 г.;
-
Адаптированной основной общеобразовательной программой образования
обучающихся
с
умеренной,
тяжелой,
глубокой
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями
развития (вариант 2) МАОУ Армизонская СОШ.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении,
ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основные задачи программы "Окружающий социальный мир" являются: знакомство с
явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы
поведения), формирование представлений о предметном мире, созданном человеком
(многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действия с
ними).
Программа представлена следующими разделами: "Квартира, дом, двор", "Продукты
питания", "Предметы быта", "Школа", "Предметы и материалы, изготовленные
человеком", "Город", "Транспорт", "Страна", "Традиции и обычаи".
В процессе обучения у обучающегося формируются представления о родном
городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни.
Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей
действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в
группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления
о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение
и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми
нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать
риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и
осторожным на улице, дома, в образовательной организации.
Жизнь в обществе предполагает следование определенным правилам. Для
формирования умения соблюдать нормы поведения в обществе необходима совместная
целенаправленная последовательная работа специалистов и родителей (законных
представителей). Важно сформировать у обучающегося типовые модели поведения в
различных ситуациях: поездки в общественном транспорте, покупки в магазине,
поведение в опасной ситуации. Содержание материала по программе "Окружающий
социальный мир" является основой формирования представлений, умений и навыков
по предметам "Изобразительная деятельность", "Домоводство", "Труд". Так знания,
полученные ребенком в ходе работы по разделу "Посуда", расширяются и дополняются
на занятиях по домоводству, где ребенок учится готовить, сервировать стол.
Специфика работы по программе "Окружающий социальный мир" заключается
в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования
(парк, магазин, кафе, вокзал) Ребенок выходит в город (поселок), знакомится с
различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за
деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым
нормам поведения.
2. Содержание образования
Раздел "Квартира, дом, двор".
Узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).
Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный
(деревянный), городской (сельский, дачный) дом. Узнавание (различение) мест общего
пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).
Соблюдение правил при пользовании лифтом: ждать закрытия и открытия
дверей, нажимать кнопку с номером нужного этажа, стоять во время движения лифта.
Соблюдение правил безопасности, поведения в местах общего пользования в
доме: не заходить в лифт с незнакомым человеком, не залезать на чердак, не трогать
провода. Соблюдение правил пользования мусоропроводом (домофоном, почтовым
ящиком, кодовым замком). Узнавание (различение) помещений квартиры (комната
(спальная, детская, гостиная), прихожая, кухня, ванная комната, санузел, балкон).
Знание функционального назначения помещений квартиры. Сообщение своего
домашнего адреса (город, улица, номер дома, номер квартиры). Узнавание своего
домашнего адреса (на слух, написанного). Написание своего домашнего адреса.
Узнавание (различение) частей территории двора (место для отдыха, игровая
площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки
белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон). Знание
(соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе.
Знакомство с коммунальными удобствами в квартире: отопление (батарея,
вентиль, вода), канализация (вода, унитаз, сливной бачок, трубы), водоснабжение
(вода, кран, трубы (водопровод), вентиль, раковина), электроснабжение (розетка, свет,
электричество). Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во время
аварийной ситуации в доме.
Узнавание (различение) вредных насекомых (муравьи, тараканы), грызунов
(крысы, мыши), живущих в доме. Представление о вреде, который приносят вредные
насекомые. Знание (соблюдение) правил поведения в чрезвычайной ситуации.
Узнавание (различение) предметов посуды: тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож,
кастрюля, сковорода, чайник, половник.
Узнавание
(различение)
часов
(механические
(наручные,
настенные),
электронные (наручные, настенные). Знание строения часов (циферблат, стрелки
(часовая, минутная)). Узнавание (различение) аудио, видеотехники и средствах связи
(телефон, компьютер, планшет, магнитофон, плеер, видеоплеер). Знание назначения
технического
устройства (сотовый телефон, планшет, видеоплеер). Соблюдение
последовательности действий при пользовании телефоном (плеером, планшетом):
включение, использование
(связь, игра), выключение.
Раздел "Продукты питания".
Узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас,
кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание
(различение) молочных продуктов (молоко, йогурт, творог, сметана, кефир, масло,
морожено) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с молочным продуктом.
Знание правил хранения молочных продуктов. Узнавание (различение) мясных
продуктов: готовых к употреблению (колбаса, ветчина), требующих обработки
(приготовления) (мясо (свинина, говядина, баранина, птица), сосиска, сарделька,
котлета, фарш). Знакомство со способами обработки (приготовления) мясных
продуктов. Знание правил хранения мясных продуктов. Узнавание (различение)
рыбных продуктов: готовых к употреблению (крабовые палочки, консервы, рыба
(копченая, соленая, вяленая), требующих обработки
(приготовления) мясо (филе рыбы, краб, креветка), рыбная котлета, рыбный фарш.
Знакомство со способами обработки (приготовления) рыбных продуктов. Знание
правил хранения рыбных продуктов. Узнавание (различение) муки и мучных изделий:
готовых к употреблению (хлеб, батон, пирожок, булочка, сушки, баранки, сухари),
требующих обработки (приготовления) (макаронные изделия (макароны, вермишель,
рожки). Знакомство со способами обработки (приготовления) мучных изделий. Знание
правил хранения мучных изделий. Узнавание (различение)круп и бобовых: готовых к
употреблению (консервированная фасоль, кукуруза, горошек, свежий горох),
требующих
обработки (приготовления) (греча, рис, пшено, крупы, бобовые). Знакомство со
способами обработки (приготовления) круп и бобовых. Знание правил хранения круп
и бобовых. Узнавание (различение) кондитерских изделий (торт, печенье, пирожное,
конфета, шоколад). Знание правил хранения кондитерских изделий.
Раздел "Предметы быта".
Узнавание (различение) электробытовых приборов (телевизор, утюг, лампа,
вентилятор, обогреватель, микроволновая печь, тостер, блендер, электрический
чайник, фен, кондиционер). Знание назначения электроприборов. Знание правил
техники безопасности при пользовании электробытовым прибором. Узнавание
(различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать,
табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Различение видов мебели
(кухонная, спальная, кабинетная). Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка,
стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).
Знание назначение предметов посуды. Узнавание (различение) кухонного инвентаря
(терка, овощечистка, разделочная доска, дуршлаг, половник, открывалка). Знание
назначение кухонного инвентаря.
Узнавание (различении) предметов интерьера (светильник, зеркало, штора,
скатерть, ваза, статуэтки, свечи). Знание назначения предметов интерьера.
Узнавание (различение) светильников (люстра, бра, настольная лампа).
Узнавание
(различение)
часов
(наручные,
настенные,
механические,
электронные часы). Узнавание (различение) частей часов: стрелки, циферблат. Знание
назначения часов (частей часов).
Раздел "Школа".
Узнавание (различение) помещений образовательной организации. Знание
назначения помещений образовательной организации. Нахождение помещений
образовательной
организации.
Знание
профессий
людей,
работающих
в
образовательной организации. Соотнесение работника образовательной организации с
его профессией. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание
назначения участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на
территории образовательной организации. Узнавание (различение) зон класса.
Знание назначения зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня.
Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел,
ранец, учебник, тетрадь, дневник, карандаш, точилка, резинка, фломастер, пенал,
ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения
школьных принадлежностей. Представление о себе как члене коллектива класса.
Узнавание (различение) мальчика и девочки по внешнему виду. Знание положительных
качеств человека. Знание способов проявления дружеских отношений (чувств). Умение
выражать свой интерес к другому человеку.
Раздел "Предметы и материалы, изготовленные человеком".
Узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание (различение)
видов бумаги по плотности (альбомный лист, папиросная бумага, картон), по фактуре
(глянцевая, бархатная). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка,
коробка, газета, книга). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых
работают с бумагой (ножницы, шило для бумаги, фигурный дырокол). Знание свойств
дерева (прочность, твёрдость, плавает в воде, дает тепло, когда горит). Узнавание
предметов, изготовленных из дерева (стол, полка, деревянные игрушки, двери).
Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых обрабатывают дерево
(молоток, пила, топор). Знание свойств стекла (прозрачность, хрупкость). Узнавание
предметов, изготовленных из стекла (ваза, стакан, оконное стекло, очки).
Соблюдение
правил
безопасности
при
обращении
с
предметами,
изготовленными из стекла. Знание свойств резины (эластичность, непрозрачность,
водонепроницаемость). Узнавание предметов, изготовленных из резины (резиновые
перчатки, сапоги, игрушки).
Знание свойств металла (прочность, твёрдость - трудно сломать, тонет в воде). Узнавание
предметов, изготовленных из металла (ведро, игла, кастрюля). Знание свойств ткани
(мягкая, мнется, намокает, рвётся). Узнавание предметов, изготовленных из ткани
(одежда, скатерть, штора, покрывала, постельное бельё, обивка мебели). Узнавание
(различение) инструментов, с помощью которых работают с тканью (ножницы, игла).
Знание
свойств
пластмассы
(лёгкость,
хрупкость).
Узнавание
предметов,
изготовленных из пластмассы (бытовые приборы, предметы посуды, игрушки,
фломастеры, контейнеры).
Раздел "Населенный пункт".
Узнавание
(различение) элементов
городской инфраструктуры,
улицы
(проспекты, переулки), площади, здания, парки. Узнавание (различение), назначение
зданий: кафе, вокзал (аэропорт, железнодорожный, автовокзал, морской), службы
помощи (банк, сберкасса, больница, поликлиника, парикмахерская, почта), магазин
(супермаркет, одежда, посуда, мебель, цветы, продукты), театр (кукольный,
драматический), цирк, жилой дом.
Узнавание (различение) профессий (врач, продавец, кассир, повар, строитель,
парикмахер, почтальон, работник химчистки, работник банка). Знание особенностей
деятельности людей разных профессий. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественных местах. Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая
часть, тротуар). Узнавание (различение) технических средств организации дорожного
движения (дорожный знак ("Пешеходный переход"), разметка ("зебра"), светофор).
Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения
на улице. Узнавание (различение) достопримечательностей своего города (например,
Кремль, Троицкий собор, Приказные палаты, памятник героям).
Раздел "Транспорт".
Узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый).
Знание назначения наземного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
наземного транспортного средства. Узнавание (различение) воздушного транспорта.
Знание назначения воздушного транспорта. Узнавание (различение) составных частей
воздушного транспортного средства. Узнавание (различение) водного транспорта.
Знание
назначения водного транспорта. Узнавание (различение) составных частей водного
транспортного средства. Узнавание (различение) космического аппарата. Знание
назначения космического аппарата. Узнавание (различение) составных частей
космического аппарата. Знание (называние) профессий людей, работающих в
космической
отрасли.
Соотнесение
деятельности
с
профессией.
Узнавание
(различение) общественного транспорта. Знание (соблюдение) правил поведения в
общественном
транспорте.
Узнавание
(различение)
специального
транспорта
(пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина). Знание назначения
специального транспорта. Знание профессий людей, работающих на специальном
транспорте. Соотнесение деятельности с профессией. Знание места посадки и высадки
из автобуса. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка
билета).
Раздел "Страна".
Знание названия государства, в котором мы живем. Знание (узнавание)
государственной символики (герб, флаг, гимн). Узнавание Президента Российской
Федерации (на фото, видео). Знание государственных праздников. Знание названия
столицы России. Знание (узнавание) основных достопримечательностей столицы
(Кремль, Красная площадь, Третьяковская Галерея, Большой театр) на фото, видео.
Знание названий городов России (Санкт-Петербург, Казань, Владивосток,
Сочи). Знание достопримечательностей городов России. Знание прав и обязанностей
гражданина России. Знание (различение) документов, удостоверяющих личность
гражданина России (паспорт, свидетельство о рождении). Знание некоторых значимых
исторических событий России. Знание выдающихся людей России.
Раздел "Традиции, обычаи".
Знание традиций и атрибутов праздников. Знание школьных традиций. Знание
символики и атрибутов различных религий. Знание нравственных традиций, принятых
в различных религиях.
3. Планируемые результаты
Личностные результаты освоения включают:
1)
основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к
определенному полу, осознание себя как "Я";
2)
социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной
деятельности;
3)
формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в
его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
4)
5)
формирование уважительного отношения к окружающим;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
6)
освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери),
пассажира, покупателя), развитие мотивов учебной деятельности и формирование
личностного смысла учения;
7)
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на
основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
8)
9)
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
10)
развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из
спорных ситуаций;
11)
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и
духовным ценностям.
Предметные результаты освоения включают:
1)
умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме,
на улице, в транспорте, в общественных местах.
2)
овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о
профессиональных и социальных ролях людей:
представления о деятельности и профессиях людей, окружающих обучающегося
("учитель", "повар", "врач", "водитель");
представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель),
правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
опыт конструктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности,
взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и
формы контакта, соответствующие возрасту и полу обучающегося.
3)
развитие межличностных и групповых отношений: представления о дружбе,
других обучающихся, сверстниках; умение находить друзей на основе личных
симпатий; умение строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение
сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание; умение взаимодействовать в группе
в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
умение организовывать свободное время с учетом своих и совместных интересов;
4)
накопление
положительного
опыта
сотрудничества
и
участия
в
общественной жизни: представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их
содержании, участие в них;
использование простейших эстетических ориентиров (эталонов) о внешнем виде,
на праздниках, в хозяйственно-бытовой деятельности;
умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
5)
представления об обязанностях и правах обучающегося:
представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность
личности и достоинства;
представления об обязанностях обучающегося, сына или дочери, внука или
внучки, гражданина.
6)
представление о стране проживания Россия:
представление о стране, народе, столице, больших городах, городе
(селе),
месте проживания;
представление о государственно символике (флаг, герб, гимн);
представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.
4. Тематическое планирование
5 КЛАСС
№
Тема урока
1
Школа. Здравствуй школа!
2
Я -ученик
3
Мой класс. Моя парта.
4
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).
5
Школа. Правила поведения.
6
Работники школы
7
Мой дом
8
Мебель, предметы интерьера.
9
Посуда (столовая, кухонная)
10
Предметы быта.
Количество
часов
5
15
5
Бытовые электроприборы и электронные устройства
11
Дворовая территория
12
Чрезвычайные ситуации в доме
13
Предметы, изготовленные человеком
14
Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их
6
свойства
15
Материалы, используемые в изготовлении одежды и их
свойства.
16
Материалы, используемые в изготовлении мебели и их
свойства.
17
Материалы, используемые в изготовлении посуды и их
свойства.
18
Транспорт. Наземный транспорт (личный, общественный),
виды и его назначение. Правила пользования общественным
транспортом
19
Железнодорожный транспорт, виды и его назначение
20
Водный транспорт, виды и его назначение
21
Воздушный транспорт, виды и его назначение
22
Профессии людей, работающих на транспорте
5
23
Правила дорожного движения
24
Традиции, обычаи. Праздники.
25
Традиционные школьные праздники
26
Национальные праздники, традиции народов России.
27
Религиозные праздники и их атрибуты
28
Страна. Государство Россия и его символика (флаг, герб,
12
5
гимн)
29
Состав Российской Федерации.
30
Права и обязанности граждан России
31
Значимые исторические события России
32
Выдающиеся люди России.
33
Страны мира и их население
34
Продукты питания.
35
Молочные продукты
36
Мясные продукты
37
Продукты из рыбы
38
Блюда из круп
39
Кондитерские изделия
10
6 КЛАСС
№
Тема урока
1
Школа. Здравствуй школа!
2
Я -ученик
3
Мой класс. Моя парта.
4
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).
5
Школа. Правила поведения.
6
Работники школы
7
Мой дом
8
Мебель, предметы интерьера.
Количество
часов
5
15
9
Посуда (столовая, кухонная)
10
Предметы быта.
5
Бытовые электроприборы и электронные устройства
11
Дворовая территория
12
Чрезвычайные ситуации в доме
13
Предметы, изготовленные человеком
14
Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их
6
свойства
15
Материалы, используемые в изготовлении одежды и их
свойства.
16
Материалы, используемые в изготовлении мебели и их
свойства.
17
Материалы, используемые в изготовлении посуды и их
свойства.
18
Транспорт. Наземный транспорт (личный, общественный),
5
виды и его назначение. Правила пользования
общественным транспортом
19
Железнодорожный транспорт, виды и его назначение
20
Водный транспорт, виды и его назначение
21
Воздушный транспорт, виды и его назначение
22
Профессии людей, работающих на транспорте
23
Правила дорожного движения
24
Традиции, обычаи. Праздники.
25
Традиционные школьные праздники
26
Национальные праздники, традиции народов России.
27
Религиозные праздники и их атрибуты
28
Страна. Государство Россия и его символика (флаг, герб,
гимн)
29
Состав Российской Федерации.
30
Права и обязанности граждан России
31
Значимые исторические события России
12
5
32
Выдающиеся люди России.
33
Страны мира и их население
34
Продукты питания.
35
Молочные продукты
36
Мясные продукты
37
Продукты из рыбы
38
Блюда из круп
39
Кондитерские изделия
10
7 КЛАСС
№
Тема урока
1
Школа. Здравствуй школа!
2
Я -ученик
3
Мой класс. Моя парта.
4
Школьные принадлежности (ознакомление, назначение).
5
Школа. Правила поведения.
6
Работники школы
7
Мой дом
8
Мебель, предметы интерьера.
9
Посуда (столовая, кухонная)
10
Предметы быта.
Количество
часов
5
15
5
Бытовые электроприборы и электронные устройства
11
Дворовая территория
12
Чрезвычайные ситуации в доме
13
Предметы, изготовленные человеком
14
Материалы, используемые в изготовлении игрушек и их
свойства
15
Материалы, используемые в изготовлении одежды и их
свойства.
6
16
Материалы, используемые в изготовлении мебели и их
свойства.
17
Материалы, используемые в изготовлении посуды и их
свойства.
18
Транспорт. Наземный транспорт (личный, общественный),
5
виды и его назначение. Правила пользования общественным
транспортом
19
Железнодорожный транспорт, виды и его назначение
20
Водный транспорт, виды и его назначение
21
Воздушный транспорт, виды и его назначение
22
Профессии людей, работающих на транспорте
23
Правила дорожного движения
24
Традиции, обычаи. Праздники.
25
Традиционные школьные праздники
26
Национальные праздники, традиции народов России.
27
Религиозные праздники и их атрибуты
28
Страна. Государство Россия и его символика (флаг, герб,
12
5
гимн)
29
Состав Российской Федерации.
30
Права и обязанности граждан России
31
Значимые исторические события России
32
Выдающиеся люди России.
33
Страны мира и их население
34
Продукты питания.
35
Молочные продукты
36
Мясные продукты
37
Продукты из рыбы
38
Блюда из круп
39
Кондитерские изделия
10
8 КЛАСС
№
Тема урока
Количество
часов
1.
Территория и помещения школы.
1
2-3.
Профессии людей, работающих в школе.
2
4-5.
Школьные принадлежности и их назначение.
2
6.
Ученик и ученица, положительные качества
1
обучающихся.
7-8
Виды жилых помещений.
2
9.
Части дома и его помещения.
1
10-11. Мой дом.
12.
Коммунальные удобства в квартире.
13-14. Правила безопасности в доме и во дворе.
15.
Узнавание (различение) вредителей, представления о их
2
1
2
1
вреде.
16-18. Технические устройства.
3
19-20. Предметы посуды.
2
21-22 Кухонный инвентарь.
2
23-25. Электробытовые приборы.
3
26-27. Предметы мебели.
2
28-29. Предметы интерьера.
2
30-31. Часы, их строение и виды.
2
32.
Напитки.
1
33-34. Молочные продукты.
2
35-35 Мясные и рыбные продукты.
2
36-37. Крупы и бобовые.
2
38-39. Мучные изделия и макароны.
2
40-41. Кондитерские изделия.
2
42.
Бумага, ее виды и свойства.
1
43.
Узнавание (различение) инструментов, с помощью
1
которых работают с бумагой.
44-45. Дерево, его свойства; предметы из дерева.
2
46-48. Стекло, его свойства; предметы из стекла.
3
49-51. Металл, его свойства; предметы из металла.
3
52-53. Резина, её свойства; предметы из резины.
2
54-55 Пластмасса, её свойства; предметы из пластмассы.
2
56-58. Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.
3
59-61 Городская инфраструктура.
3
62-70. Профессии.
9
71-73 Улица и движение.
4
74-76. Правила поведения на улице.
3
77-79. Достопримечательности Нижнего Новгорода.
3
80-81. Наземный транспорт.
2
82-83. Воздушный транспорт.
2
84-85. Водный транспорт.
2
86.
Космический транспорт.
1
87-88. Профессии людей, работающих на транспорте.
2
89-90. Специальный транспорт (пожарная машина, скорая
помощь,
2
полицейская машина.
91-92. Правила пользования и поведения в общественном
2
транспорте.
93.
Новый год.
1
94.
23 февраля.
1
95.
Масленица.
1
96.
8 Марта.
1
97.
Пасха.
1
98.
99.
100.
День Победы.
Традиции нравственного поведения.
Наша страна, символика и документы гражданина
России.
Столица и ее достопримечательности. Города России.
Значимые исторические события. Выдающиеся люди
России.
1
1
1
101.
102.
1
1
9 КЛАСС
№
Тема урока
Количество
часов
1.
Территория и помещения школы.
1
2-3.
Профессии людей, работающих в школе.
2
4-5.
Школьные принадлежности и их назначение.
2
6.
Ученик и ученица, положительные качества
1
обучающихся.
7-8
Виды жилых помещений.
2
9.
Части дома и его помещения.
1
10-11. Мой дом.
12.
Коммунальные удобства в квартире.
13-14. Правила безопасности в доме и во дворе.
15.
Узнавание (различение) вредителей, представления о их
2
1
2
1
вреде.
16-18. Технические устройства.
3
19-20. Предметы посуды.
2
21-22 Кухонный инвентарь.
2
23-25. Электробытовые приборы.
3
26-27. Предметы мебели.
2
28-29. Предметы интерьера.
2
30-31. Часы, их строение и виды.
2
32.
Напитки.
1
33-34. Молочные продукты.
2
35-35 Мясные и рыбные продукты.
2
36-37. Крупы и бобовые.
2
38-39. Мучные изделия и макароны.
2
40-41. Кондитерские изделия.
2
42.
Бумага, ее виды и свойства.
1
43.
Узнавание (различение) инструментов, с помощью
1
которых работают с бумагой.
44-45. Дерево, его свойства; предметы из дерева.
2
46-48. Стекло, его свойства; предметы из стекла.
3
49-51. Металл, его свойства; предметы из металла.
3
52-53. Резина, её свойства; предметы из резины.
2
54-55 Пластмасса, её свойства; предметы из пластмассы.
2
56-58. Свойства ткани; предметы, изготовленные из ткани.
3
59-61 Городская инфраструктура.
3
62-70. Профессии.
9
71-73 Улица и движение.
4
74-76. Правила поведения на улице.
3
77-79. Достопримечательности Нижнего Новгорода.
3
80-81. Наземный транспорт.
2
82-83. Воздушный транспорт.
2
84-85. Водный транспорт.
2
86.
Космический транспорт.
1
87-88. Профессии людей, работающих на транспорте.
2
89-90. Специальный транспорт (пожарная машина, скорая
2
помощь,
полицейская машина.
91-92. Правила пользования и поведения в общественном
2
транспорте.
93.
Новый год.
1
94.
23 февраля.
1
95.
Масленица.
1
96.
8 Марта.
1
97.
Пасха.
1
98.
День Победы.
1
99.
Традиции нравственного поведения.
1
100.
Наша страна, символика и документы гражданина России.
1
101.
Столица и ее достопримечательности. Города России.
1
102.
Значимые исторические события. Выдающиеся люди
1
России.